Операция Люцид
Операция Люцид | |
---|---|
Планируется | 1940–1941 |
Запланировано | Великобритания |
Цель | Защита Великобритании от немецкого вторжения |
Исполнил | Королевский флот |
Исход | Отменено |
Операция «Люцид» представляла собой британский план по использованию брандеров для атаки барж вторжения, которые собирались в портах на северном побережье Франции в рамках подготовки к немецкому вторжению в Великобританию в 1940 году . Атака начиналась несколько раз в сентябре и октябре того же года, но из-за ненадежных кораблей и неблагоприятной погоды план каждый раз отменялся.
Зарождение
[ редактировать ]После падения Франции в июле 1940 года немцы пригрозили вторгнуться в Великобританию. Британское правительство предприняло напряженные усилия, чтобы отразить вторжение, а также стремилось атаковать немцев до того, как произойдет высадка. Когда было замечено, что баржи вторжения собираются во французских портах вдоль Ла-Манша , Королевские ВВС (RAF) были отправлены атаковать их путем бомбардировки. [1]
Эксперименты Департамента нефтяной войны (PWD) были направлены на то, чтобы сжечь баржи вторжения до того, как они достигнут английского берега. Первой идеей было просто взорвать сосуд, наполненный нефтью, и это было опробовано в Мэплин-Сэндс нефтяной танкер «Саффолк» , перевозивший 50 т (49 длинных тонн) нефти. , где на мелководье был взорван [2] Другая идея заключалась в том, что нефть должна удерживаться в воде с помощью желоба, сделанного из койры . Машина сформировала желоб из плоского мата, разложенного по корме корабля. В ходе испытаний « Бен Ханна» была получена пылающая лента размером 880 ярдов (800 м) × 6 футов (1,8 м), которую можно было буксировать со скоростью 4 узла (4,6 миль в час; 7,4 км/ч). [2] Ни одна из идей не оказалась работоспособной. [2]
Саффолк обеспечил испытание более амбициозной схемы по сожжению барж вторжения перед тем, как они покинут порт. План был впервые обнародован в начале июня – июле 1940 года и стал известен как операция «Люцид». [3] [4] Люцид пользовался поддержкой Черчилля . Идея использования брандеров против гитлеровского вторжения, подобно тому, как англичане атаковали испанскую армаду в 1588 году, апеллировала к историческому чувству Черчилля. Вспоминая превентивную атаку сэра Фрэнсиса Дрейка , Черчилль сказал, что так же, как Дрейк « поджег бороду короля Испании », он хотел «поджечь усы г-ну Гитлеру». [5]
Подготовка
[ редактировать ]капитан Огастес Агар , офицер Королевского флота , награжденный Крестом Виктории (ВК) в 1918 году. Руководителем операции был выбран [6] Агар выбрал Моргана Морган-Джайлза своим штабным офицером из-за его опыта установки взрывных устройств. [5]
Для операции требовались нефтяные танкеры , но их не хватало. Можно было пощадить только «самые старые черепки, залежавшиеся в наших реках и ручьях, которые годами не выходили в море и были бесполезны, кроме как на металлолом». [7] Рабочим была поставлена задача вернуть в эксплуатацию три таких старых черепка. Время имело большое значение, и Агар сожалел, что ради сохранения секретности не мог сказать рабочим, для чего нужны корабли. Он был уверен, что они работали бы с большим энтузиазмом, если бы знали правду. Ходили слухи, что их будут использовать в качестве блок-кораблей . [8] Еще одной проблемой секретности была сложность приобретения надежных моторных лодок, на которых мог бы спастись экипаж; было нежелание выпускать хорошие лодки для оснащения древних нефтяников, а в последнюю минуту возникла паника по поводу приобретения скоростных катеров. [9] Корабли Oakfield (бывший War Africain ) и вспомогательных кораблей Королевского флота (RFA) RFA War Nawab и War Nizam , стоявшие на приколе в течение многих лет, теперь были уговорены вернуться в строй, но они были медленными - менее шести узлов - и ненадежными.
Компания Palmers Shipbuilding and Iron Company построила War Nizam в 1918 году и War Nawab в 1919 году. Оба корабля имели длину 412 футов (126 м), 52 фута 4 дюйма (15,95 м) на траверзе и осадку 25 футов 7 дюймов (7,80 м). и валовой регистровой вместимостью около 5600 тонн. [10] [11] Окфилд был построен в 1918 году и имел длину 5218 футов (122 м) и ширину 52 фута 3 дюйма (15,93 м). [12]
Корабли были быстро подготовлены, и каждый из них был заполнен специальной смесью агара грузоподъемностью 2 000–3 000 длинных тонн (2 000–3 000 т) - коктейлем из 50 процентов тяжелого мазута, 25 процентов дизельного топлива и 25 процентов бензина, разработанного PWD. Из-за протекающих переборок машинные отделения War Nawab наполнились дымом, из-за чего люди потеряли сознание, а позже капитан порта пришел к выводу, что команда была пьяна. связки кордита , орудийная вата и старые глубинные бомбы, чтобы придать кораблям большую ударную мощь. К этому смертоносному грузу добавлялись [7] Идея заключалась в том, чтобы плыть ночью, пока брандеры не окажутся возле входов в целевые порты. Весь экипаж, кроме двух или трех, будет снят, установлены таймеры детонации, и каждый корабль отправится на последний курс к устью гавани. сбежит на моторной лодке Оставшийся экипаж в последнюю минуту . Когда взрывчатка взорвется, трюм пожарного корабля разорвется, и, когда корабль окажется в устье гавани или как можно ближе к ней, пятно горящего топлива будет втянуто в гавань поднимающимся приливом. [9]
Главный старшина Рональд Аппс вспоминал:
В июле 1940 года я присоединился к танкеру Вспомогательного Королевского флота «Военный африканский», который стоял на якоре у Ширнесса ради идеи, которая, как я всегда предполагал, была придумана Черчиллем. Эти танкеры были наполнены мазутом, а в трюмах находились мины и детонаторы. Идея заключалась в том, что мы перегоним их в Булонь и примерно в пяти или шести милях от гавани, установим управление, закрепим их (при полной работе котлов) и загоним их в гавань Булони и позволим им взорваться. уничтожить потенциальный немецкий флот вторжения. Она называлась «Операция Люцид», и мы потратили на подготовку четыре недели. Мы тренировались в настройке органов управления и эвакуации корабля на двух катерах рядом с нами, захваченных из Саутенда. Эти скоростные катера были замечательными созданиями. Они могли идти со скоростью 35 или 40 узлов, и идея заключалась в том, что по свистку мы должны были броситься вниз, сесть в шлюпки и уйти. Эти четыре недели были немного трудными, потому что танкер, когда он прибыл к нам, был заполнен мазутом, был заправлен и готов взорваться, а по ночам были воздушные налеты. Когда ты в танкере, сидишь на всем этом взрывчатом материале, а немцы подходят и сбрасывают бомбы, это не очень... я бы сказал, «наслаждающий сон» опыт. Я пришел к мысли, что мне нужно поспать, иначе я не смогу ходить на следующий день.
— [многоточие в оригинале] [13]
Исполнение и отмена
[ редактировать ]Ближе к вечеру 26 сентября 1940 года Уор Низам и Окфилд отплыли из Ширнесса и направились в сторону Кале , а Уор Наваб отплыли из Портсмута в Булонь . ВВС Великобритании также приказали провести отвлекающую бомбардировку Остенде . Боевые корабли сопровождали несколько эсминцев , торпедных катеров и других судов. Агар командовал операцией с эсминца HMS Campbell . Подул неблагоприятный ветер, и вскоре Окфилд выбыл; Чуть позже у Вар Низама возникли проблемы с котлом, и остался только Вар Наваб . Не желая жертвовать элементом внезапности и по приказу Черчилля без колебаний отменить операцию, если план не удался, Агар отменил операцию. Отзыв достиг Наваба в 7 морских милях (8,1 миль; 13 км) от Булони. Еще одна попытка была предпринята 3 октября, но ей помешала плохая погода, как и попытка следующей ночи. [14] В ночь с 7 на 8 октября акустическая мина повредила эсминец сопровождения с «Агаром» на борту; конвой рассеялся, и эсминец похромал домой. Планировалось совершить еще одну попытку в начале ноября, но к тому времени Гитлер отложил операцию «Морской котик», а Адмиралтейство соответственно отложило операцию «Люсид». [15] План был возобновлен весной 1941 года, но так и не был реализован. [16]
War Nawab продолжал служить в качестве нефтяного судна, пока не был разобран в 1958 году. В 1962 году колокол ее корабля был повторно установлен на квартердеке подразделения морских кадетов Королевского военно-морского флота Новой Зеландии, базировавшегося в Вангануи Новой Зеландии на Северном острове . [17]
См. также
[ редактировать ]- Список названий вспомогательных кораблей Королевского флота
- Британские приготовления к вторжению во время Второй мировой войны
- СС Сансинена
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «История битвы за Британию: бомбардировочное командование» . Битва за Британию . Музей РАФ. Архивировано из оригинала 27 сентября 2010 года . Проверено 18 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Бэнкс 1946 , с. 48.
- ^ Ссылка на фрагмент PREM 3/264 — Операция LUCID (боевые корабли). , Каталог , Национальный архив
- ^ Ссылка на статью WO 193/734 - Использование нефти в оборонительных и наступательных целях , Каталог , Национальный архив.
- ^ Jump up to: а б Морган-Джайлс, Морган . «Операция Люцид (отрывок из «Непрощающей минуты»)» (PDF) . Кашалот . Клуб капитанов моряков Саутгемптона. стр. 4–5 . Проверено 29 июля 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Капитан Август Агар, VC (Некролог)». Таймс . 1 января 1969 г. с. 10 столбец Ф.
- ^ Jump up to: а б Агар 1961 , с. 147.
- ^ Агар 1961 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Агар 1961 , с. 152.
- ^ Джордан 2006 , с. 85.
- ^ «Стандартные корабли Первой мировой войны: Война I — Война О» . Всемирное корабельное общество . Проверено 18 августа 2010 г.
Дает сопоставимые, но немного разные цифры.
- ^ «Стандартные корабли Первой мировой войны: Война А — Война Б» . Всемирное корабельное общество . Проверено 18 августа 2010 г.
- ^ Левин 2007 , с. 58.
- ^ Агар 1961 , стр. 153–154.
- ^ Агар 1961 , с. 155.
- ^ Хейворд 1994 , стр. 37–41.
- ^ Уайт, Кристофер Дж.; Робинсон, Питер. «Огневые корабли РФА во Второй мировой войне» . Исторический РФА . Проверено 29 июля 2010 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Агар, Август (1961). Следы в море . Кокс и Вайман.
- Бэнкс, сэр Дональд (1946). Пламя над Британией . Сэмпсон Лоу, Марстон и Ко. OCLC 2037548 .
- Хейворд, Джеймс (1994). Шингл-стрит . Издательство ЛТМ. ISBN 0-9522780-0-6 .
- Джордан, Роджер (2006). Торговый флот мира, 1939 год: подробности и судьбы 6000 кораблей во время войны . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-959-0 .
- Левин, Джошуа (2007). Забытые голоса Блица и битвы за Британию . Пресса Эбери и Имперский военный музей. ISBN 978-0-09-191004-4 .
Коллекции
[ редактировать ]- «Народная война Второй мировой войны» . Би-би-си . Проверено 19 февраля 2007 г. – онлайн-архив воспоминаний о войне, предоставленный представителями общественности и собранный BBC.