Jump to content

Операция Люцид

Операция Люцид
RFA Военный Наваб
Планируется 1940–1941
Запланировано  Великобритания
Цель Защита Великобритании от немецкого вторжения
Исполнил Королевский флот
Исход Отменено

Операция «Люцид» представляла собой британский план по использованию брандеров для атаки барж вторжения, которые собирались в портах на северном побережье Франции в рамках подготовки к немецкому вторжению в Великобританию в 1940 году . Атака начиналась несколько раз в сентябре и октябре того же года, но из-за ненадежных кораблей и неблагоприятной погоды план каждый раз отменялся.

Зарождение

[ редактировать ]

После падения Франции в июле 1940 года немцы пригрозили вторгнуться в Великобританию. Британское правительство предприняло напряженные усилия, чтобы отразить вторжение, а также стремилось атаковать немцев до того, как произойдет высадка. Когда было замечено, что баржи вторжения собираются во французских портах вдоль Ла-Манша , Королевские ВВС (RAF) были отправлены атаковать их путем бомбардировки. [1]

Эксперименты Департамента нефтяной войны (PWD) были направлены на то, чтобы сжечь баржи вторжения до того, как они достигнут английского берега. Первой идеей было просто взорвать сосуд, наполненный нефтью, и это было опробовано в Мэплин-Сэндс нефтяной танкер «Саффолк» , перевозивший 50 т (49 длинных тонн) нефти. , где на мелководье был взорван [2] Другая идея заключалась в том, что нефть должна удерживаться в воде с помощью желоба, сделанного из койры . Машина сформировала желоб из плоского мата, разложенного по корме корабля. В ходе испытаний « Бен Ханна» была получена пылающая лента размером 880 ярдов (800 м) × 6 футов (1,8 м), которую можно было буксировать со скоростью 4 узла (4,6 миль в час; 7,4 км/ч). [2] Ни одна из идей не оказалась работоспособной. [2]

Саффолк обеспечил испытание более амбициозной схемы по сожжению барж вторжения перед тем, как они покинут порт. План был впервые обнародован в начале июня – июле 1940 года и стал известен как операция «Люцид». [3] [4] Люцид пользовался поддержкой Черчилля . Идея использования брандеров против гитлеровского вторжения, подобно тому, как англичане атаковали испанскую армаду в 1588 году, апеллировала к историческому чувству Черчилля. Вспоминая превентивную атаку сэра Фрэнсиса Дрейка , Черчилль сказал, что так же, как Дрейк « поджег бороду короля Испании », он хотел «поджечь усы г-ну Гитлеру». [5]

Подготовка

[ редактировать ]

капитан Огастес Агар , офицер Королевского флота , награжденный Крестом Виктории (ВК) в 1918 году. Руководителем операции был выбран [6] Агар выбрал Моргана Морган-Джайлза своим штабным офицером из-за его опыта установки взрывных устройств. [5]

Для операции требовались нефтяные танкеры , но их не хватало. Можно было пощадить только «самые старые черепки, залежавшиеся в наших реках и ручьях, которые годами не выходили в море и были бесполезны, кроме как на металлолом». [7] Рабочим была поставлена ​​задача вернуть в эксплуатацию три таких старых черепка. Время имело большое значение, и Агар сожалел, что ради сохранения секретности не мог сказать рабочим, для чего нужны корабли. Он был уверен, что они работали бы с большим энтузиазмом, если бы знали правду. Ходили слухи, что их будут использовать в качестве блок-кораблей . [8] Еще одной проблемой секретности была сложность приобретения надежных моторных лодок, на которых мог бы спастись экипаж; было нежелание выпускать хорошие лодки для оснащения древних нефтяников, а в последнюю минуту возникла паника по поводу приобретения скоростных катеров. [9] Корабли Oakfield (бывший War Africain ) и вспомогательных кораблей Королевского флота (RFA) RFA War Nawab и War Nizam , стоявшие на приколе в течение многих лет, теперь были уговорены вернуться в строй, но они были медленными - менее шести узлов - и ненадежными.

Компания Palmers Shipbuilding and Iron Company построила War Nizam в 1918 году и War Nawab в 1919 году. Оба корабля имели длину 412 футов (126 м), 52 фута 4 дюйма (15,95 м) на траверзе и осадку 25 футов 7 дюймов (7,80 м). и валовой регистровой вместимостью около 5600 тонн. [10] [11] Окфилд был построен в 1918 году и имел длину 5218 футов (122 м) и ширину 52 фута 3 дюйма (15,93 м). [12]

Корабли были быстро подготовлены, и каждый из них был заполнен специальной смесью агара грузоподъемностью 2 000–3 000 длинных тонн (2 000–3 000 т) - коктейлем из 50 процентов тяжелого мазута, 25 процентов дизельного топлива и 25 процентов бензина, разработанного PWD. Из-за протекающих переборок машинные отделения War Nawab наполнились дымом, из-за чего люди потеряли сознание, а позже капитан порта пришел к выводу, что команда была пьяна. связки кордита , орудийная вата и старые глубинные бомбы, чтобы придать кораблям большую ударную мощь. К этому смертоносному грузу добавлялись [7] Идея заключалась в том, чтобы плыть ночью, пока брандеры не окажутся возле входов в целевые порты. Весь экипаж, кроме двух или трех, будет снят, установлены таймеры детонации, и каждый корабль отправится на последний курс к устью гавани. сбежит на моторной лодке Оставшийся экипаж в последнюю минуту . Когда взрывчатка взорвется, трюм пожарного корабля разорвется, и, когда корабль окажется в устье гавани или как можно ближе к ней, пятно горящего топлива будет втянуто в гавань поднимающимся приливом. [9]

Главный старшина Рональд Аппс вспоминал:

В июле 1940 года я присоединился к танкеру Вспомогательного Королевского флота «Военный африканский», который стоял на якоре у Ширнесса ради идеи, которая, как я всегда предполагал, была придумана Черчиллем. Эти танкеры были наполнены мазутом, а в трюмах находились мины и детонаторы. Идея заключалась в том, что мы перегоним их в Булонь и примерно в пяти или шести милях от гавани, установим управление, закрепим их (при полной работе котлов) и загоним их в гавань Булони и позволим им взорваться. уничтожить потенциальный немецкий флот вторжения. Она называлась «Операция Люцид», и мы потратили на подготовку четыре недели. Мы тренировались в настройке органов управления и эвакуации корабля на двух катерах рядом с нами, захваченных из Саутенда. Эти скоростные катера были замечательными созданиями. Они могли идти со скоростью 35 или 40 узлов, и идея заключалась в том, что по свистку мы должны были броситься вниз, сесть в шлюпки и уйти. Эти четыре недели были немного трудными, потому что танкер, когда он прибыл к нам, был заполнен мазутом, был заправлен и готов взорваться, а по ночам были воздушные налеты. Когда ты в танкере, сидишь на всем этом взрывчатом материале, а немцы подходят и сбрасывают бомбы, это не очень... я бы сказал, «наслаждающий сон» опыт. Я пришел к мысли, что мне нужно поспать, иначе я не смогу ходить на следующий день.

[многоточие в оригинале] [13]

Исполнение и отмена

[ редактировать ]

Ближе к вечеру 26 сентября 1940 года Уор Низам и Окфилд отплыли из Ширнесса и направились в сторону Кале , а Уор Наваб отплыли из Портсмута в Булонь . ВВС Великобритании также приказали провести отвлекающую бомбардировку Остенде . Боевые корабли сопровождали несколько эсминцев , торпедных катеров и других судов. Агар командовал операцией с эсминца HMS Campbell . Подул неблагоприятный ветер, и вскоре Окфилд выбыл; Чуть позже у Вар Низама возникли проблемы с котлом, и остался только Вар Наваб . Не желая жертвовать элементом внезапности и по приказу Черчилля без колебаний отменить операцию, если план не удался, Агар отменил операцию. Отзыв достиг Наваба в 7 морских милях (8,1 миль; 13 км) от Булони. Еще одна попытка была предпринята 3 октября, но ей помешала плохая погода, как и попытка следующей ночи. [14] В ночь с 7 на 8 октября акустическая мина повредила эсминец сопровождения с «Агаром» на борту; конвой рассеялся, и эсминец похромал домой. Планировалось совершить еще одну попытку в начале ноября, но к тому времени Гитлер отложил операцию «Морской котик», а Адмиралтейство соответственно отложило операцию «Люсид». [15] План был возобновлен весной 1941 года, но так и не был реализован. [16]

War Nawab продолжал служить в качестве нефтяного судна, пока не был разобран в 1958 году. В 1962 году колокол ее корабля был повторно установлен на квартердеке подразделения морских кадетов Королевского военно-морского флота Новой Зеландии, базировавшегося в Вангануи Новой Зеландии на Северном острове . [17]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «История битвы за Британию: бомбардировочное командование» . Битва за Британию . Музей РАФ. Архивировано из оригинала 27 сентября 2010 года . Проверено 18 октября 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Бэнкс 1946 , с. 48.
  3. ^ Ссылка на фрагмент PREM 3/264 — Операция LUCID (боевые корабли). , Каталог , Национальный архив
  4. ^ Ссылка на статью WO 193/734 - Использование нефти в оборонительных и наступательных целях , Каталог , Национальный архив.
  5. ^ Jump up to: а б Морган-Джайлс, Морган . «Операция Люцид (отрывок из «Непрощающей минуты»)» (PDF) . Кашалот . Клуб капитанов моряков Саутгемптона. стр. 4–5 . Проверено 29 июля 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ «Капитан Август Агар, VC (Некролог)». Таймс . 1 января 1969 г. с. 10 столбец Ф.
  7. ^ Jump up to: а б Агар 1961 , с. 147.
  8. ^ Агар 1961 , с. 149.
  9. ^ Jump up to: а б Агар 1961 , с. 152.
  10. ^ Джордан 2006 , с. 85.
  11. ^ «Стандартные корабли Первой мировой войны: Война I — Война О» . Всемирное корабельное общество . Проверено 18 августа 2010 г. Дает сопоставимые, но немного разные цифры.
  12. ^ «Стандартные корабли Первой мировой войны: Война А — Война Б» . Всемирное корабельное общество . Проверено 18 августа 2010 г.
  13. ^ Левин 2007 , с. 58.
  14. ^ Агар 1961 , стр. 153–154.
  15. ^ Агар 1961 , с. 155.
  16. ^ Хейворд 1994 , стр. 37–41.
  17. ^ Уайт, Кристофер Дж.; Робинсон, Питер. «Огневые корабли РФА во Второй мировой войне» . Исторический РФА . Проверено 29 июля 2010 г.

Общие ссылки

[ редактировать ]

Коллекции

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1f52e8e5a96a2c17ec881d3e6d19b33__1696157880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/33/c1f52e8e5a96a2c17ec881d3e6d19b33.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Lucid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)