СМС Пантера (1885)
Пантера в порту
| |
История | |
---|---|
Австро-Венгрия | |
Имя | СМС Пантера |
Строитель | Армстронг , Элсвик |
Заложен | 29 октября 1884 г. |
Запущен | 13 июня 1885 г. |
Завершенный | 31 декабря 1885 г. |
Судьба | Расставание, 1920 год. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Пантера» типа Крейсер |
Смещение | 1557 длинных тонн (1582 т ) |
Длина | 73,19 м (240 футов 1 дюйм) |
Луч | 10,39 м (34 фута 1 дюйм) |
Черновик | 4,28 м (14 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 18,4 узла (34,1 км/ч; 21,2 миль в час) |
Диапазон | 2800 миль (5200 км; 3200 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Экипаж | 186 |
Вооружение |
|
Броня | Дека : 12 мм (0,47 дюйма) |
СМС «Пантера» — торпедный крейсер ( Torpedoschiff ) ВМС Австро-Венгрии . Он и его корабль однотипный «Леопард» участвовали в программе создания флота торпедного Австро-Венгрии в 1880-х годах. Он был головным кораблем своего класса и был построен в Великобритании компанией Армстронг с момента закладки киля в октябре 1884 года до завершения строительства в декабре 1885 года. Он был вооружен батареей из двух 12-см (4,7 дюйма) орудий и десяти 47-мм орудий. (1,9 дюйма) орудия, а также четыре 356-мм (14 дюйма) торпедных аппарата .
После прибытия в Австро-Венгрию «Пантера» первоначально служила в составе основного флота. В этот период она посетила Испанию на Всемирной выставке в Барселоне 1888 года . Начиная с середины 1890-х годов корабль большую часть времени проводил за границей. С 1896 по 1898 год она находилась в Китае и отправила береговой отряд, чтобы помочь морским пехотинцам США защитить мирное население США во время беспорядков. В 1902 году она отправилась в круиз по Средиземному морю , а в 1905 году посетила Восточную Африку . В 1909–1910 годах «Пантера» была модернизирована и получила новое пушечное вооружение. С началом Первой мировой войны в июле 1914 года корабль был передан в состав Особой группы береговой обороны; эти корабли обеспечивали артиллерийскую поддержку атаки австро-венгерской армии в январе 1916 года, в результате которой Черногория вышла из войны. В следующем году «Пантера» была отозвана с фронтовой службы и использована в качестве учебного корабля . Награжденный Великобританией в рамках послевоенного раздела военных наград , «Пантера» была разобрана на металлолом в Италии в 1920 году.
Дизайн
[ редактировать ]В начале 1880-х годов визеадмирал (вице-адмирал) Максимилиан Доблебский фон Штернек настаивал на строительстве нового военно-морского флота для укрепления хронически игнорируемого австро-венгерского флота , но понимая, что новые броненосные линкоры не могут быть построены, учитывая нежелание парламентов финансировать такие дорогостоящие проекты, он запросил пару небольших защищенных крейсеров . Эти корабли будут использоваться для защиты от более крупных и дорогих броненосцев, которыми обладали соперники Австро-Венгрии. [ 1 ] [ 2 ] Поскольку небольшой австро-венгерской судостроительной промышленности не хватало опыта строительства современных крейсерских судов, контракты на новые корабли были переданы компании Armstrong в Соединенном Королевстве, хотя опыт, полученный военно-морским флотом, был использован для строительства следующего крейсера Tiger внутри страны. [ 3 ] [ 4 ]
Panther составляла 73,19 метра (240 футов 1 дюйм) Общая длина , ширина 10,39 м (34 фута 1 дюйм) и осадка 4,28 м (14 футов 1 дюйм). Водоизмещение ( 1557 длинных тонн 1582 т ) при нормальной загрузке . Ее надстройка была довольно минимальной и состояла в основном из небольшой боевой рубки в носовой части. Корабль имел перевернутую носовую часть и палубу бака, занимавшую первую треть судна. Она была оснащена парой мачт . Ее экипаж насчитывал 186 офицеров и солдат. [ 5 ]
корабля Двигательная установка состояла из пары двухцилиндровых вертикальных составных паровых машин , приводивших в движение пару винтовых движителей . Пар вырабатывался шестью цилиндрическими жаротрубными котлами , объединенными в две трубы . На испытаниях «Пантера» достигла скорости 18,4 узла (34,1 км/ч; 21,2 миль в час) при указанной мощности 5940 лошадиных сил (4430 кВт), что немного медленнее, чем ее однотипный корабль «Леопард» . Корабль имел радиус плавания 2800 морских миль (5200 км; 3200 миль) при более экономичной скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 5 ] [ 6 ]
Корабль был вооружен главной батареей из двух 12-сантиметровых (4,7 дюйма) орудий 35-го калибра (кал.) производства компании «Крупп» в одиночных установках, которые размещались в спонсонах на миделе корабля , по одной на каждый борт. Их поддерживала вторичная батарея из четырех 47-мм (1,9 дюйма) скорострельных орудий и шести 47-мм револьверных пушек , которые обеспечивали защиту на близком расстоянии от торпедных катеров . Основным наступательным вооружением корабля были четыре 356-мм (14 дюймов) торпедных аппарата . Торпедные аппараты располагались одиночно, в носу , корме и по обеим балкам. «Пантера» была защищена тонкой броневой палубой толщиной 12 мм (0,47 дюйма). [ 5 ]
Услуга
[ редактировать ]«Пантера» была построена в Великобритании на верфи Армстронг в Элсвике . Ее киль был заложен 29 октября 1884 года, а законченный корпус был спущен на воду 13 июня 1885 года. Он был завершен 31 декабря 1885 года. [ 5 ] 15 января 1886 года прибыл первый командир корабля, чтобы отвести корабль в Полу , которого он достиг 12 февраля. По прибытии ее доставили на верфь для установки вооружения, в том числе торпедных аппаратов в 1887 году. После завершения этих работ в 1887 году «Пантера» поступила на вооружение флота, где служила командиром флотилии торпедных катеров. Сюда входил период службы в составе основного флота с 6 мая по 5 июня 1886 года. [ 7 ]
Он участвовал в ежегодных маневрах флота в 1888 году вместе с броненосцами «Дон Хуан д'Австрия» , «Кайзер Макс» , «Кустоза» , «Тегеттофф» , а также крейсерами «Леопард» и «Метеор» . [ 8 ] В том же году Panther и Leopard присоединились к эскадрилье, в которую входили броненосцы Tegetthoff , Custoza , Kaiser Max , Don Juan d'Austria и Prinz Eugen , чтобы представлять Австро-Венгрию на церемонии открытия Всемирной выставки в Барселоне с 25 апреля по 2 мая. Это была самая крупная эскадра австро-венгерского флота, действовавшая за пределами Адриатики . 21 июня он сел на мель, а капитан корабля Рудольф Монтекукколи , впоследствии начальник морской секции , получил выговор и был вынужден оплатить расходы на ремонт. [ 9 ] [ 10 ]
В начале 1896 года «Пантера» была приспособлена для длительных заморских круизов. С 1 мая 1896 г. по 28 февраля 1898 г. «Пантера» находилась на восточноазиатской станции. В этот период она помогала американским морским пехотинцам с канонерской лодки USS Monocacy в Шанхае . Высланный на берег австро-венгерский десант «Пантера» помог морским пехотинцам защитить американских граждан во время беспорядков в этом районе. «Пантера» вернулась домой в 1898 году после того, как ее сменили старые корветы «Сайда» и «Фрундсберг» . [ 10 ] [ 11 ] После возвращения в Австро-Венгрию он был выведен из эксплуатации в 1899 году. Он вернулся на действительную военную службу в составе летней учебной эскадрильи в 1900 и 1902 годах. В 1902 году «Пантера» совершила круиз по западной части Средиземного моря и ненадолго зашла в Атлантический океан , совершив заход в Рабат , Марокко. Одной из целей поездки была доставка подарка Абдельазизу султану Марокко . [ 10 ] [ 12 ]
Корабль отправился в Восточную Африку в 1905 году и покинул Австро-Венгрию 15 января под командованием капитана Людвига фон Хёнеля . Корабль остановился в контролируемой Францией Джибути , где Хёнель и группа покинули корабль, чтобы отправиться по суше в Эфиопию , где они заключили торговый договор с Австро-Венгрией. Миссия Хёнеля длилась с 4 февраля по 10 апреля. Оттуда «Пантера» продолжила путь по Тихому океану, посетив Австралию, Новую Зеландию, Японию и Китай, прежде чем в конечном итоге вернуться в Австро-Венгрию 22 декабря 1906 года. [ 13 ] [ 14 ] В июне 1909 года корабль был поставлен в сухой док для модернизации, включавшей полный ремонт артиллерийской батареи; Покинув верфь, она несла четыре 66-мм (2,6 дюйма) калибра 45 калибра. орудий и десяти 47-мм орудий QF вместе с оригинальными торпедными аппаратами. [ 5 ] [ 6 ] Также было установлено электрическое освещение и оборудование для выпечки хлеба. С 16 августа 1909 г. по 15 ноября 1910 г. «Пантера» совершила еще одно путешествие в Восточную Азию; Во время путешествия она совершила круиз по внутреннему морю Японии и сделала несколько остановок вдоль побережья Китая. С момента возвращения в Австро-Венгрию до 1913 года она служила станционным кораблем в Триесте . [ 14 ]
С началом Первой мировой войны в июле 1914 года «Пантера» была приписана к Особой группе береговой обороны вместе с тремя «Монарх» кораблями береговой обороны типа и крейсером «Кайзер Франц Иосиф I» . Кораблями командовал контр-адмирал Рихард фон Барри . [ 15 ] [ 16 ] С 8 по 10 января 1916 года «Пантера» и корабли Особой группы береговой обороны оказывали артиллерийскую поддержку войскам XIX корпуса , предпринявшим крупный удар по уничтожению черногорских войск у горы Ловчен . Вскоре после этого успех наступления вынудил Черногорию выйти из войны. [ 17 ] Позже в том же году одно из ее 66-мм орудий было заменено на 66-мм орудие в зенитной установке . С 15 февраля 1917 года он работал в качестве учебного корабля в Школе командиров подводных лодок в заливе Каттаро . 6 мая ее доставили в Полу для капитального ремонта, а 29 мая она вернулась к тренировкам. По условиям Сен-Жермен-ан-Ле Британия получила «Пантеру» в качестве военного приза в 1920 году, но вместо этого она была продана судоразделщикам в Италии и сдана на слом в 1920 году. [ 5 ] [ 6 ] [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сиехе , с. 7.
- ^ Билзер , стр. 32–33.
- ^ Sieche & Bilzer , стр. 277–278.
- ^ Сондхаус , с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зиехе и Билцер , с. 277.
- ^ Jump up to: а б с Грегер , с. 27.
- ^ Билзер , стр. 35–36.
- ^ Брасси , с. 453.
- ^ Сондхаус , с. 107.
- ^ Jump up to: а б с Билзер , с. 36.
- ^ Сондхаус , с. 139.
- ^ Сондхаус , с. 141.
- ^ Сондхаус , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Билзер , с. 38.
- ^ Грегер , с. 12.
- ^ Сондхаус , с. 257.
- ^ Халперн , стр. 8–9.
- ^ Билзер , стр. 38–39.
Ссылки
[ редактировать ]- Билцер, Франц Ф. (1990). венгерского флота 1867–1918 гг. ( Торпедные корабли и эсминцы австро- на немецком языке). Грац: Х. Вейсхаупт. ISBN 978-3-900310-66-0 .
- Брасси, Томас А., изд. (1889). «Иностранные военно-морские маневры». Военно-морской ежегодник . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 450–455. OCLC 5973345 .
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0623-2 .
- Халперн, Пол Г. (2004). Битва в проливе Отранто: контроль над воротами в Адриатику в Первой мировой войне . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34379-6 .
- Сиече, Эрвин (1996). Торпедные корабли и эсминцы ВМС Австро ( -Венгрии на немецком языке). Вёльферсхайм-Берштадт: Подзун-Паллас-Верлаг. ISBN 978-3-7909-0546-5 .
- Сиехе, Эрвин и Билцер, Фердинанд (1979). «Австро-Венгрия». В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 266–283. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Морская политика Австро-Венгрии, 1867–1918 гг . Вест-Лафайет: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-034-9 .