М. В. Ательтемплиер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2009 г. ) |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | М. В. Ательтемплиер |
Оператор |
|
Порт приписки | Ливерпуль |
Строитель | Литгоус , Порт-Глазго , Шотландия |
Номер двора | 843 |
Запущен | 15 апреля 1930 г. |
Завершенный | 1930 |
Не работает | 14 сентября 1942 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Потоплен 14 сентября 1942 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | для мелассы Танкер |
Тоннаж | 8 939 брт |
Длина | 475 футов (144,78 м) |
Луч | 63 фута 5 дюймов (19,33 м) |
Глубина | 35 футов (10,67 м) |
Установленная мощность | 709 НХП |
Движение | Двухвинтовые двигатели с двумя 6-цилиндровыми 4-тактными одностороннего действия дизельными двигателями ( John G. Kincaid & Company , Гринок ) |
Скорость | 11 узлов (20 км/ч) |
Емкость | 9400 тонн Адмиралтейского мазута |
Экипаж |
|
Вооружение |
|
MV Atheltemplar был моторным танкером, построенным компанией Lithgows , Порт Глазго . Судно было спущено на воду 15 апреля 1930 года, зарегистрировано в Ливерпуле компанией United Molasses Co и управлялось лондонской Ltd. Она была переведена в Атель Лайнс 1 января 1940 года.
Начало военной карьеры
[ редактировать ]Ательтемплира Первое зарегистрированное путешествие во время Второй мировой войны было в Абадан на персидском Шатт-эль-Арабе . Она покинула свои воды с конвоем OB 10 и вернулась в Гибралтар со своим грузом, а затем снова отправилась на восток в Порт-Саид .
Ательтемплар вернулась в Великобританию с конвоем HG 9, который покинул Порт-Саид 19 ноября 1939 года, но во второй половине дня 14 декабря 1939 года он подорвался на мине, заложенной немецкими эсминцами у устья Тайн . Эсминцы HMS Kelly и HMS Mohawk были отправлены в качестве сопровождения спасательных буксиров Great Emperor , Joffre и Langton . Во время операции Келли также подорвалась на мине и получила повреждение корпуса. Пока Моухок поместил группу на борт «Ательтемплара» , а Джоффр и Лэнгтон взяли танкер на буксир, сама Келли была взята на буксир Великим Императором и вернулась на «Тайн».
После ремонта Atheltemplar вернулся в строй 9 апреля 1940 года и отплыл на Бермудские острова , а затем вернулся в свои воды с Convoy HX 42. В конце мая - начале июня 1940 года он участвовал в операции «Динамо» , во время которой он бункеровал эсминцы Королевского флота и был атакован Люфтваффе нее и вокруг несколько раз в гавани Дувра . Затем последовали новые трансатлантические переходы, в том числе рейс домой на конвое HX 84 , который был атакован немецко- германским крейсером «Адмирал Шеер» . Ательтемплар и ее однотипный корабль «Ателемпресс» сумели уйти невредимыми.
Затем Ательтемплар совершил серию прибрежных плаваний в домашних водах, прежде чем пройти ремонт в Смитс-Ярд, Норт-Шилдс , зимой 1940–41. Отправившись на Метил- Роудс 25 февраля 1941 года, он присоединился к конвою EN 79 из 26 кораблей, который покинул Метил 1 марта 1941 года и направился в район сбора атлантических конвоев в Лох-Эве на западном побережье Шотландии . Двигавшийся на север в балласте, «Ательтемплар» кораблем конвоя был вице-коммодорским , находившимся во главе колонны судов правого борта, когда с наступлением темноты конвой EN 79 был атакован у побережья Абердиншира бомбардировщиками Heinkel He 111 из Люфтваффе KG26 , боевыми группа базируется в Дании . Ательтемплир принял на себя основную тяжесть атаки и был поражен двумя 250-килограммовыми бомбами в надстройку ходового мостика; по меньшей мере пять членов экипажа погибли мгновенно (12 членов экипажа погибли во время инцидента), а судно охватил пожар, вынудивший выживших покинуть корабль. Один из He 111 был подбит оборонительным огнем SS Tewkesbury и впоследствии выброшен за борт. Банфшира побережье ; экипаж попал в плен. Ательтемплар Выжившие «Альцион» типа были доставлены на борт тральщика HMS Leda . Другой тральщик класса «Альцион» , HMS Speedwell , боролся с огнем, а затем взял Ательтемплира на буксир . Первоначально доставленный в Имперский док в Лейте , Ательтемплар позже вернулся в док Смита для капитального ремонта; она возобновила торговлю в июне 1941 года. Останки пяти неопознанных членов ее команды («Известные только Богу»), погибших во время воздушной атаки 1 марта 1941 года, лежат в отмеченной военной могиле Содружества в юго-восточном углу Нью-Калтона. Могильник в Эдинбурге, примерно в 2 милях (3 км) к югу от Порт-Лейта.
Конвой PQ 18
[ редактировать ]Позже, во время Второй мировой войны, Atheltemplar использовался в составе конвоев для перевозки мазута и грузов в Кольский залив и северные советские порты Архангельск и Мурманск. Первым из них был Convoy PQ 14, прибывший в Мурманск 19 апреля 1942 года. В этом рейсе Atheltemplar был поврежден льдом, и он был отремонтирован в Мурманске перед тем, как отправиться в обратный путь с Convoy QP 11 . Этот конвой подвергся нападению немецких эсминцев, подводных лодок и бомбардировщиков-торпедоносцев; снова Ательтемплар был поврежден, но неясно, была ли причина в льду, действиях противника или в том и другом. Достигнув Исландии 7 мая 1942 года, Ательтемплар затем вернулся в Норт-Шилдс для ремонта (и, возможно, для установки дополнительного зенитного оборонительного вооружения). Она покинула Тайн 21 июня 1942 года и направилась в Лох-Эве и Исландию и прибыла в Рейкьявик 16 июля. 7 сентября 1942 года он присоединился к конвою PQ 18, который покинул озеро Лох-Эве 2 сентября 1942 года. [ 1 ] Это была следующая попытка снабжения Советского Союза после катастрофических потерь, понесенных предыдущим Конвоем PQ 17 . «Ательтемплир» , перевозивший 9400 тонн адмиралтейского мазута и 63 тонны сухих запасов, должен был отправиться с конвоем в Архангельск через Хвалфьордур , Исландия , под командованием своего хозяина Карла Рэя.
Конвой был замечен немецкой авиацией 10 сентября; затем, 12 сентября, истребители Royal Navy Sea Hurricane , летевшие с эскортного авианосца HMS Avenger , отогнали Люфтваффе BV 138 летающую лодку , которая пыталась следить за конвоем. [ 2 ] Люфтваффе На следующий день патрульные самолеты вернулись, чтобы направить подводные лодки к конвою. Около 08:30 BST (GMT +2) 13 сентября два корабля были атакованы подводными лодками, один из которых затонул в течение нескольких минут. Позже, около 11:00, несколько Люфтваффе Ju 88 бомбардировщиков из KG30 (базировавшихся в Петсамо ) атаковали PQ 18. Последовала серия тревог подводных лодок, а затем около 15:00 большая группа He 111 и Ju 88 из KG26 атаковала бомбами. и не менее 30 торпед; восемь кораблей конвоя были потоплены. Дальнейшие воздушные атаки произошли в 21:00, в ходе которых одному из артиллеристов Ательтемплара удалось сбить Ju 88. В 03:10 14 сентября U-457 прорвала защитное кольцо эскорта и атаковала конвой к юго-западу от острова Медвежий . Несмотря на сообщение о потоплении одного танкера и еще одного корабля, а также повреждении «Джавелин» эсминца класса , единственным успехом подводной лодки была торпедация « Ательтемплира» .
Экипаж немедленно покинул горящий танкер. Капитана, 42 члена экипажа и 18 артиллеристов подобрали британский спасательный корабль Copeland и O класса эсминец HMS Offa . Затем они были переведены на Halcyon тральщики типа HMS Harrier и HMS Sharpshooter , а затем на Dido типа крейсер HMS Scylla . «Ательтемплиер» расположился низко на корме, но, хотя и был выведен из строя, казалось, мог оставаться на плаву. HMS Harrier ненадолго взял Ательтемплара на буксир, но, поскольку длительная буксировка корабля была бы опасной, учитывая постоянную угрозу противника, было решено Ательтемплар затопить . HMS Tartar попытался потопить Ательтемплар огнем и глубинными бомбами , но потерпел неудачу и вернулся в конвой. Затем, в 14.30, U-408 наткнулась на перевернувшийся корабль «Ательтемплар» , дрейфующий к северу от острова Медвежий. [ 3 ] и потопил ее из 88-мм пушки на позиции 76 ° 00'N 18 ° 00'E / 76,000 ° N 18,000 ° E . Выжившие с « Ательтемплиера» были высажены в Скапа-Флоу . Капитан спасательного корабля «Коупленд » У. Дж. Хартли был награжден военной медалью Ллойда за храбрость на море за действия по спасению Ательтемплира команды .
К моменту затопления «Ательтемплар» совершил как минимум 19 военных переходов через Атлантику, прошёл около 102 500 миль и доставил 140 200 тонн эфирного мазута и патоки. [ 4 ] На ее борту во время войны погибло 17 человек.
Официальный номер, кодовые буквы и позывной
[ редактировать ]Официальные цифры были предшественниками номеров ИМО . Ательтемплар имела официальный номер в Великобритании 161160. у нее были кодовые буквы LGBH. До 1933 года [ 5 ] и позывной GKYQ с 1934 года. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См ., например, HMS Bryony в конвое PQ 18. Архивировано 28 декабря 2007 г. в Wayback Machine , текст Хорабина, Рона, «Дань цветку» .
- ^ Вудман, Р. (2004). Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей . [ нужна страница ]
- ^ «Ательтамплиер на Uboat.net» .
- ^ Вклад в Победу - краткий отчет о деятельности танкерного флота во время войны, принадлежащего компаниям Atel Line Ltd и Tankers Ltd. Лондон: Blades East & Blades Ltd., 1946. [ нужна страница ]
- ^ «РЕГИСТР ЛЛОЙДА, ПАРОХОДЫ И МОТОРНЫЕ СУДА» (PDF) . Данные о корабле Плимсолла . Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ «РЕГИСТР ЛЛОЙДА, ПАРОХОДЫ И МОТОРНЫЕ СУДА» (PDF) . Данные о корабле Плимсолла. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 26 марта 2009 г.
- корабли 1930 года
- Корабли, построенные на реке Клайд
- Морские инциденты в сентябре 1942 г.
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Северном Ледовитом океане