Boeing CH-47 Chinook на вооружении Австралии
Boeing CH-47 Chinook на вооружении Австралии | |
---|---|
![]() | |
CH-47D Chinook австралийской армии поднимает фронтальный погрузчик в Афганистане, 2012 год. | |
Роль | Тяжелый вертолет |
Производитель | Боинг |
Основной пользователь | Королевские ВВС Австралии и австралийская армия |
Количество построенных | 12 СН-47С, 8 СН-47Д, 14 СН-47Ф |
Карьера | |
Серийный |
|
В эксплуатации | 1974–1989, 1995 – настоящее время |
Силы обороны Австралии эксплуатировали Boeing CH-47 Chinook тяжелые вертолеты большую часть периода с 1974 года. На вооружение Австралии поступило тридцать четыре вертолета этого типа, включая двенадцать вариантов CH-47C, восемь CH-47D и четырнадцать CH-47F. Вертолеты эксплуатируются как Королевскими ВВС Австралии (RAAF), так и австралийской армией .
Первоначальный заказ на восемь «Чинуков» для RAAF был размещен в 1962 году, но вскоре был отменен в пользу более неотложных задач. Австралийским военным все еще требовались вертолеты этого типа, и в 1970 году было заказано двенадцать CH-47C Chinook. CH-47 поступили на вооружение RAAF в декабре 1974 года. Одиннадцать уцелевших Chinook были сняты с вооружения в 1989 году в целях экономии, но Было обнаружено, что другие вертолеты Сил обороны Австралии не могут заменить их возможности. В результате четыре CH-47C были модернизированы до стандарта CH-47D и в 1995 году вернулись на вооружение австралийской армии. Армия приобрела еще два CH-47D в 2000 году и еще пару в 2012 году. CH-47D были заменены семью новыми самолетами CH-47F в 2015 году, а еще три были поставлены в 2016 году. Еще четыре CH-47F были заказаны в 2021 году. , два из которых будут доставлены в этом году, а еще два прибудут в 2022 году.
«Чинуки» в основном использовались для поддержки австралийской армии, хотя они выполняли широкий спектр других задач. Три «Чинука» приняли участие в войне в Ираке в 2003 году, когда они перевозили припасы и австралийский спецназ. Отряд из двух «Чинуков» также был переброшен в Афганистан в северные весенние и летние месяцы каждого года с 2006 по 2007 и с 2008 по 2013 год, где участвовал в масштабных боевых действиях. Два CH-47, переброшенных в Афганистан, были уничтожены в результате аварий. Вертолеты также часто использовались для оказания помощи в восстановлении после стихийных бедствий и выполняли ряд задач гражданского строительства, находясь под управлением RAAF.
Приобретение
[ редактировать ]RAAF В начале 1960-х годов австралийская армия и Королевские ВВС Австралии (RAAF) рассматривали возможность создания новых типов тактических транспортных самолетов для замены устаревших самолетов Douglas Dakotas . Армия хотела простой и надежный самолет, который можно было бы купить немедленно, и настаивала на приобретении de Havilland Canada DHC-4 Caribous . RAAF сочла Caribou неадекватным для предполагаемой роли и предпочла более совершенный самолет, что привело к задержкам в процессе выбора. [ 1 ]

Эти разногласия закончились в сентябре 1962 года. В рамках расширения вооруженных сил в ответ на политику « конфронтации » Индонезии со своими соседями австралийское правительство поручило RAAF провести срочную оценку самолетов с коротким взлетом и посадкой, а также тяжелых самолетов. подъемные вертолеты, которые можно было бы приобрести для улучшения тактической мобильности армии. [ 2 ] В октябре того же года были установлены потребности в авиационном персонале для проекта приобретения восьми тяжелых вертолетов и ввода их в эксплуатацию к 1971 году. [ 3 ] Группа из семи офицеров RAAF во главе с капитаном группы Чарльзом Ридом , директором по оперативным требованиям, была немедленно отправлена в Соединенные Штаты для оценки вертолетов Sikorsky S-61 , Boeing Vertol 107-II и CH-47 Chinook. Команда сочла «Чинук» явно наиболее подходящим из этих типов и рекомендовала приобрести несколько; это соответствовало предпочтениям армии. [ 4 ] Впоследствии правительство приняло рекомендацию RAAF о приобретении пакета из двенадцати самолетов Caribou и восьми Chinook и разместило заказ на эти самолеты в течение нескольких недель после оценки. [ 5 ] Заказ Chinook был отменен правительством, когда стало известно, что доставка вертолетов займет несколько лет, и вместо этого были расширены заказы RAAF на тактические транспортные вертолеты Caribous и Bell UH-1 Iroquois . [ 6 ]

Австралийские военные продолжали рассматривать варианты приобретения тяжелых вертолетов на протяжении 1960-х годов, а официальная программа для достижения этой цели была инициирована RAAF в 1969 году. [ 7 ] [ 8 ] федерального правительства Кабинет одобрил приобретение двенадцати таких вертолетов в августе того же года. [ 9 ] В это время вертолеты планировалось перебросить в Южный Вьетнам в рамках вклада Австралии во Вьетнамскую войну . [ 10 ] В октябре 1969 года группа из девяти офицеров ВВС и армии отправилась в Соединенные Штаты для оценки Sikorsky CH-53 Sea Stallion и Chinook. Команда, которую возглавил капитан группы Питер Роу , рекомендовала заказать CH-53, поскольку этот тип имел превосходные летные характеристики. [ 9 ] Старшие офицеры RAAF и армия были недовольны таким результатом, и Совет авиации отклонил отчет Raw. Риду, который теперь был вице-маршалом авиации и заместителем начальника штаба авиации , было поручено пересмотреть выбор вертолетов, и он снова рекомендовал приобрести «Чинуки». Он обосновал этот выбор тем, что «Чинук» мог перевозить больше груза, чем CH-53, и лучше подходил для действий в горах управляемой Австралией территории Папуа и Новой Гвинеи . [ 8 ] Правительство считало, что оба типа соответствуют требованиям RAAF, но проект по приобретению «Чинуков» будет менее рискованным, чем покупка CH-53. В результате 19 августа 1970 года было объявлено о заказе двенадцати самолетов CH-47C Chinook. [ 9 ] Планировалось поочередно включать и выводить из эксплуатации вертолеты, шесть из которых будут доступны в любое время. [ 11 ] Действие заказа было приостановлено позже, в 1970 году, когда ряд проблем с двигателями затронул самолеты CH-47C армии США , но был восстановлен в марте 1972 года после того, как эти проблемы были решены. [ 7 ] Общая стоимость покупки составила 37 миллионов австралийских долларов. [ 12 ] Этот заказ сделал Австралию первым экспортным покупателем CH-47. [ 13 ]
Контракт на «Чинуки» включал компенсационное соглашение с Boeing, согласно которому фирма предоставила австралийским компаниям возможность производить компоненты как вертолетов RAAF, так и вертолетов, предназначенных для других клиентов. Это было первое из нескольких подобных соглашений, которые были включены в контракты на поставку австралийских военных самолетов в 1970-х и 1980-х годах с целью помочь местной оборонной промышленности получить доступ к международным рынкам. Это соглашение имело некоторые преимущества, поскольку несколько участвующих австралийских компаний модернизировали свои заводы для производства сложных элементов CH-47. Компенсационные контракты на Chinook были заключены в начале 1980-х годов, но улучшенное оборудование и производственные процессы были использованы в проекте по созданию McDonnell Douglas F/A-18 Hornet в Австралии в период с 1985 по 1990 год. истребителей [ 14 ] В соответствии с философией закупок и поддержки RAAF, а также с целью обеспечения самодостаточности сил, также было заказано очень большое количество запасных частей для CH-47C; В 1993 году сообщалось, что это был второй по величине запас запасных частей Chinook после запасов Boeing, и его стоимость превышала 120 миллионов австралийских долларов. [ 10 ]
Было решено разместить «Чинуки» на базе RAAF Эмберли , Квинсленд, поскольку она располагалась посередине между основными полевыми соединениями армии, базировавшимися на окраине Сиднея в Новом Южном Уэльсе, и городом Таунсвилл на севере Квинсленда . Строительство вспомогательных объектов для вертолетов началось в Эмберли вскоре после подтверждения заказа на них в 1972 году. [ 8 ]
Служба Королевских ВВС Австралии
[ редактировать ]
12-я эскадрилья была переформирована в Эмберли 3 сентября 1973 года для управления «Чинуками». Это подразделение летало на бомбардировщиках в период с 1939 по 1948 год, прежде чем было переименовано в 1-ю эскадрилью . [ 15 ] Двенадцать CH-47 были официально приняты RAAF в США 9 октября 1973 года. [ 16 ] Впоследствии они были отправлены в Австралию на борту авианосца HMAS Melbourne и выгружены в Брисбене 28 марта 1974 года. [ 7 ] [ 17 ] 12-я эскадрилья начала тренировочные полеты 8 июля 1974 года, а в декабре следующего года подразделение было введено в строй. [ 7 ] [ 18 ] В эскадрилье обычно было от четырех до шести самолетов CH-47C, находящихся в эксплуатации в любой момент на протяжении всего срока службы этого типа, при этом парк, как и планировалось, перемещался на долгосрочное хранение на базе RAAF в Эмберли. [ 19 ] В ноябре 1980 года восемь «Чинуков» впервые действовали одновременно, и групповой полет . по этому случаю был проведен [ 20 ] CH-47C имели экипаж из четырех человек, в том числе двух пилотов, грузчика и еще одного, и могли перевозить до 33 пассажиров или 11 129 кг (24 535 фунтов) груза. [ 21 ] Вертолеты получили серийные номера от А15-001 до А15-012. [ 22 ]
Основная роль «Чинуков» заключалась в поддержке армии. Вертолеты использовались для перевозки войск, артиллерийских орудий, боеприпасов, топлива и других грузов. Они также предоставили часть возможностей воздушной медицинской эвакуации , имеющихся в армии. [ 15 ] [ 21 ] Хотя «Чинуки» обычно действовали в Северной Австралии , они часто отправлялись в другие части Австралии, а 12-я эскадрилья проводила ежегодные учения по полетам на большой высоте в Папуа-Новой Гвинее . [ 15 ] [ 23 ] В рамках мер безопасности, введенных после взрыва в отеле Sydney Hilton 13 февраля 1978 года, «Чинуки» использовались для перевозки премьер-министра Австралии Малкольма Фрейзера и нескольких других национальных лидеров из Сиднея в Боурал на региональную встречу глав правительств Содружества . [ 24 ] В августе 1980 года CH-47 был переправлен из Эмберли в Малайзию и использовался для восстановления вертолета S-61 Королевских ВВС Малайзии , разбившегося в отдаленном месте. Это включало обратный путь длиной 14 000 километров (8700 миль), что, как полагали, было самым длинным расстоянием, которое вертолет пролетел до того времени, и остается самым продолжительным полетом, выполненным вертолетом RAAF. [ 25 ] [ 26 ] [ 15 ]

Во время службы в RAAF «Чинуки» также выполняли ряд невоенных задач. Вертолеты часто участвовали в реагировании Сил обороны Австралии на стихийные бедствия, в том числе доставляя продовольствие людям и домашнему скоту, пострадавшим от наводнений. [ 15 ] [ 27 ] Они также использовались для гражданских строительных задач, таких как установка маяков и переноска оборудования для кондиционирования воздуха на вершины высотных зданий. Дважды «Чинуки» поддерживали усилия полицейской службы Квинсленда по искоренению наркотиков в отдаленных частях штата, перевозя топливо для вертолетов RAAF Iroquois и перевозя конфискованные наркотики. [ 15 ] В августе 1981 года два CH-47 подняли контейнеры с грузового судна Waigani Express, чтобы дать возможность судну сняться с мели после того, как оно село на мель в Торресовом проливе . [ 28 ] Аналогичная операция была предпринята для освобождения корабля «Анро Азия» , когда он сел на мель возле Калундры , Квинсленд, в ноябре того же года. [ 29 ] Еще одна необычная задача была выполнена в декабре 1981 года, когда «Чинук» перевез два бульдозера на приземлившийся транспортер железной руды недалеко от Порт-Хедленда, Западная Австралия , чтобы их можно было использовать для перемещения груза корабля. [ 30 ] В мае 1989 года «Чинук» перевез 8000-килограммовую (18000 фунтов) часть мемориала летчику-первопроходцу Лоуренсу Харгрейву на гору Кейра недалеко от Вуллонгонга . [ 31 ]
Флот «Чинук» RAAF потерпел две серьезные аварии. 26 июня 1975 года А15-011 разбился из-за разрушения турбины одного из двигателей; никто из его экипажа не пострадал. [ 21 ] [ 32 ] Первоначально вертолет был признан списанным , но позже ответственность за его ремонт была возложена на авиационное депо №3 . [ 33 ] Подразделению технического обслуживания не хватало опыта капитального ремонта вертолетов, и А15-011 снова поступил в эксплуатацию только 21 мая 1981 года. [ 21 ] 4 февраля 1985 года A15-001 задел линии электропередачи и врезался в плотину Персеверанс недалеко от Тувумбы , Квинсленд, во время проведения навигационных учений. [ 34 ] Пилот вертолета, офицер обмена Королевских ВВС , погиб, а трое других членов экипажа получили легкие ранения. Вертолет был списан и использовался в качестве средства пожарной подготовки в Эмберли. [ 21 ] [ 35 ] Следственный суд установил, что экипаж А15-001 не знал о наличии линий электропередачи в этом районе, поскольку они не были отмечены на картах, использованных для планирования полета, и их было трудно увидеть с движущегося вертолета. В ходе расследования также было установлено, что миссия была спланирована ненадлежащим образом, и рекомендовано 12-й эскадрилье обновить основную карту, используемую для подготовки операций в районе Эмберли, чтобы гарантировать, что она включает все летные опасности. [ 36 ]
В ноябре 1986 года комитет начальников штабов и министр обороны Ким Бизли RAAF . Iroquois и Sikorsky S-70 Black Hawk решили передать армии все боевые вертолеты [ 37 ] [ 38 ] Армия не хотела использовать «Чинуки» из-за их высоких эксплуатационных расходов, и в это время они остались в RAAF. [ 31 ] Сокращение вертолетного парка RAAF увеличило стоимость эксплуатации «Чинуков» из-за потери эффекта масштаба и затруднило поиск экипажа для 12-й эскадрильи. Впоследствии RAAF предложило передать «Чинуки», но армия по-прежнему не желала их принимать. Проблемы, с которыми армия сталкивалась при поддержании в рабочем состоянии «Ирокезов» и «Черных ястребов», возможно, повлияли на эту позицию, поскольку служба не хотела брать на себя еще более сложный тип. [ 39 ]
В мае 1989 года RAAF и армия совместно приняли решение о выводе «Чинуков» из эксплуатации. Это решение было принято для сокращения затрат, поскольку армия полагала, что «Черные ястребы» обеспечат достаточные возможности по воздушным перевозкам. [ 40 ] 12-я эскадрилья прекратила полеты 30 июня 1989 года и была расформирована 25 августа того же года. [ 15 ] CH-47C были помещены на хранение в Эмберли. [ 41 ]
Служба в австралийской армии
[ редактировать ]CH-47D Чинук
[ редактировать ]
Хотя предполагалось продать «Чинуки» после их вывода из эксплуатации, опыт вскоре показал, что «Черные ястребы» не могут их полностью заменить. В частности, выяснилось, что тяжелые вертолеты необходимы для перевозки запасов топлива для «Черных ястребов» во время учений и операций. В результате планы по продаже «Чинуков» были приостановлены в конце 1989 года, и армия и RAAF начали изучать варианты их возобновления. [ 21 ] [ 40 ] [ 42 ] В обзоре структуры сил 1991 года было рекомендовано повторно активировать от четырех до шести самолетов «Чинуки», желательно модернизированных до стандарта CH-47D, для поддержки «Черных ястребов». [ 43 ] [ 44 ]
Соглашение о модернизации нескольких «Чинуков» было достигнуто в июне 1993 года. [ 10 ] По этому соглашению семь из уцелевших CH-47C были проданы армии США за 40 миллионов австралийских долларов, причем средства были использованы для частичного покрытия затрат на модернизацию оставшихся четырех до стандарта CH-47D. [ 21 ] Общая стоимость проекта составила 62 миллиона австралийских долларов, из которых 42 миллиона австралийских долларов потребовались для модернизации четырех вертолетов, а остальная часть - для запасных частей, административного управления и новых объектов для «Чинуков» в Таунсвилле. [ 43 ] В это время также было решено передать «Чинуки» австралийской армии, поскольку RAAF больше не обладали значительным опытом эксплуатации этого типа, и такое изменение сосредоточило бы все боевые вертолеты ADF на одном и том же обслуживании. [ 10 ] [ 45 ] Вариант CH-47D Chinook был основан на планере варианта C и имел улучшенные двигатели и несущие винты, а также модернизированную авионику. Эти модификации привели к тому, что этот тип получил превосходные характеристики, а также более низкие эксплуатационные расходы. [ 43 ]
Все одиннадцать CH-47C были отправлены в США в сентябре 1993 года, а модернизированные вертолеты вернулись в Австралию в 1995 году. [ 21 ] [ 40 ] [ 46 ] Четыреми модернизированными CH-47D были бывшие A15-002, 003, 004 и 006, теперь имеющие измененные номера A15-102, 103, 104 и 106 соответственно. [ 46 ] Они были приписаны к эскадрилье «С» 5-го авиационного полка , базировавшейся в Таунсвилле, и также включали две эскадрильи, оснащенные «Черными ястребами», а также шесть вертолетов «Ирокез», используемых в качестве боевых кораблей . [ 47 ] Опыт полка в 1990-е годы показал, что четырех «Чинуков» недостаточно для удовлетворения потребностей АДС, что привело к заказу на два недавно построенных CH-47D в 1998 году. Эти вертолеты были поставлены в 2001 году и получили обозначения A15-201 и A15-202. [ 40 ] [ 42 ] [ 19 ]
После передачи в армию «Чинуки» использовались в тех же целях, что и на службе RAAF. [ 47 ] Первое оперативное развертывание армейских «Чинуков» началось в октябре 1997 года, когда двум вертолетам и трем «Блэк Хоукам», находившимся в Папуа-Новой Гвинее в рамках учений, было поручено доставить продовольствие в высокогорные районы страны после сильной засухи. . «Чинуки» также использовались для перевозки запасов топлива для других самолетов и вертолетов ПВО, участвовавших в этих усилиях. [ 48 ] В то время развертывание двух «Чинуков» было максимально возможным, учитывая необходимость зарезервировать другие CH-47 для учебных задач и ротации парка в периоды технического обслуживания. [ 49 ] «Чинуки» вернулись в Австралию в марте 1998 года. [ 50 ] [ 48 ] Ни один из CH-47 не был доступен для поддержки миротворческого развертывания МСВТ под руководством Австралии в Восточном Тиморе в 1999 году, поскольку флот был остановлен из-за систематических проблем с их передачей . CH-53 Корпуса морской пехоты США и вертолеты Ми-8 и Ми-26, зафрахтованные у болгарских и российских компаний. Вместо них использовались вертолеты [ 51 ]

В 2003 году отряд из трех CH-47D был переброшен на Ближний Восток в рамках вклада Австралии во вторжение в Ирак . [ 52 ] Отряд входил в состав Оперативной группы специальных операций и действовал из Иордании для перевозки припасов и личного состава для подразделений австралийского спецназа. В двух историях, опубликованных в 2004 году, говорится, что вертолеты проникли в западный Ирак на начальном этапе конфликта. [ 53 ] [ 54 ] В истории 2005 года также говорится, что одной из задач, выполняемых отрядом, была переброска коммандос из 4-го батальона Королевского австралийского полка на авиабазу Аль-Асад в Ираке после того, как этот объект был захвачен подразделениями полка специальной воздушной службы . [ 55 ] Однако в незавершенной внутренней армейской истории участия австралийских войск в войне в Ираке, опубликованной в 2017 году по запросу о свободе информации, говорится, что, поскольку «Чинуки» не были оснащены системами противоракетного противодействия, а их пилоты не были обучены использовать специальные силы в тылу врага, им был запрещен въезд в Ирак, и они оставались в Иордании на протяжении всего конфликта. [ 56 ] В этой истории говорилось, что «невозможно объяснить причину» использования CH-47, учитывая их непригодность для операций в Ираке, и говорилось, что главным достижением отряда было высвобождение британских и американских вертолетов для других операций. задачи. [ 57 ]
В 2005 году австралийское правительство решило направить «Чинуки» в Афганистан в составе австралийских сил в стране . Необходимость подготовки к этой задаче способствовала принятию в октябре того же года решения отправить в Пакистан «Черные ястребы», а не «Чинуки», в рамках вклада Австралии в международные усилия по оказанию помощи, последовавшие за землетрясением в Кашмире в 2005 году , несмотря на то, что «Чинуки» лучше подходят для операций в Пакистане. большие высоты, пострадавшие от стихийного бедствия. [ 58 ] В ноябре 2005 года правительство санкционировало программу срочной модернизации CH-47D с целью повышения их боеготовности перед отправкой в Афганистан. [ 59 ] Модернизация включала оснащение вертолетов дополнительной броней, а также новыми системами радиоэлектронной борьбы и связи. [ 60 ] [ 61 ] Пулеметы вертолетов также были заменены на миниганы M134D . [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] В это время также действовал долгосрочный план модернизации вертолетов, получивший обозначение «Фаза 5 проекта AIR 9000». Это должно было включать два подэтапа: в рамках этапа 5A в декабре 2004 года были закуплены новые двигатели, а их установка должна была состояться в конце 2006 года. Также планировалось провести модернизацию вертолетов в середине срока службы в рамках этапа 5B. что позволит им оставаться в эксплуатации примерно до 2025 года. [ 63 ] После приобретения RAAF большого транспортного самолета Boeing C-17 Globemaster III в 2007 году «Чинуки» время от времени перевозились по воздуху. Однако на подготовку CH-47D к воздушной транспортировке ушло полтора дня. [ 64 ]
Отряд из двух «Чинуков» действовал в Афганистане в 2006–2007 и 2008–2013 годах. В 2006 и 2007 годах отряд был назначен элементом авиационной поддержки, а в 2008 году переименован в группу вращающегося крыла. [ 65 ] Первоначальный отряд прибыл в международный аэропорт Кандагара в марте 2006 года, и ему было поручено поддерживать оперативную группу австралийского спецназа в стране. [ 66 ] Модернизация, которую получили вертолеты, оказалась успешной и позволила им действовать в бою вместе с другими CH-47 Коалиции. [ 67 ] После вывода оперативной группы спецназа в сентябре 2006 года вертолеты остались в стране и использовались для поддержки сил коалиции, с особым упором на австралийские подразделения, расположенные в провинции Урозган . [ 66 ] Отряд был выведен в Австралию в феврале 2007 года и не развертывался снова до февраля 2008 года. За этот период все шесть вертолетов прошли дальнейшую модернизацию, которая включала новые двигатели и оборудование слежения Blue Force . [ 68 ] [ 69 ] [ 66 ] В последующие годы отряд был выведен в Австралию на время афганской зимы и передислоцировался каждую северную весну. [ 70 ] Поскольку выполнение задач «Чинуков» контролировалось Международными силами содействия безопасности , в период с 2010 по 2013 год АДС арендовали российский Ми-26 для обеспечения австралийских сил в Афганистане специальным тяжелым вертолетом. [ 71 ] К концу последней ротации 14 сентября 2013 года вертолеты налетали более 6000 часов в боях и перевезли почти 40 000 человек личного состава. [ 72 ] Подготовка и поддержание ротации ротационной группы крыла поглощали большую часть ресурсов эскадрильи C в течение этого периода, и «Чинуки» редко были доступны для других армейских учебных или оперативных задач. [ 73 ]
Два австралийских CH-47D были уничтожены в Афганистане. 30 мая 2011 года самолет A15-102 разбился в провинции Забуль , в результате чего погиб пилот армейского беспилотного летательного аппарата , который путешествовал на борту в качестве пассажира. Поскольку вернуть вертолет было невозможно, он был уничтожен силами коалиции. [ 70 ] Официальное расследование катастрофы показало, что она была вызвана известной проблемой, из-за которой у «Чинука» возникали неконтролируемые колебания тангажа во время полета в плотном воздухе , и что экипаж не был должным образом подготовлен для предотвращения таких инцидентов. [ 74 ] А15-103 был списан после жесткой посадки в провинции Кандагар 22 июня 2012 года; один из членов экипажа получил легкие травмы. [ 75 ] [ 76 ] Оба «Чинука» в международном аэропорту Кандагара в апреле 2013 года также получили значительные повреждения, когда аэропорт обрушился на аэропорт сильным градом. [ 75 ] Два самолета CH-47D бывшей армии США были закуплены в декабре 2011 года для замены A15-102 и прибыли в Австралию в январе 2012 года; эти вертолеты получили обозначения А15-151 и А15-152. [ 19 ] [ 46 ] [ 77 ]
CH-47F Чинук
[ редактировать ]
Решение армии США в середине 2000-х годов заменить все свои CH-47D на новые CH-47F к 2017 году поставило под угрозу жизнеспособность австралийских «Чинуков». Это произошло потому, что меры австралийской армии по материально-техническому обеспечению небольшого количества CH-47D были в значительной степени заимствованы у большого флота армии США. [ 78 ] В ответ австралийская армия в середине 2000-х годов также запустила проект по приобретению самолетов CH-47F Chinook. [ 19 ] проводимой правительством США, Правительство Австралии предоставило первоначальное одобрение на покупку CH-47F в сентябре 2007 года. В рамках этого решения правительство решило закупить вертолеты в рамках программы продаж военной техники за границу, чтобы минимизировать потенциальные риски для графика и стоимости проекта. [ 79 ]
Окончательное разрешение на приобретение CH-47F было получено правительством Австралии в феврале 2010 года, было заказано семь вертолетов. [ 80 ] Контракт был подписан 19 марта того же года. [ 75 ] [ 81 ] Решение увеличить численность парка с шести до семи было принято для повышения надежности вертолетного парка армии, в том числе за счет снижения последствий потери любого из вертолетов. [ 79 ] Общая стоимость проекта CH-47F, включая строительство новых объектов и приобретение двух пилотажных тренажеров, составила 631 миллион австралийских долларов. [ 82 ]
CH-47F в целом имеет характеристики, аналогичные CH-47D, и был спроектирован так, чтобы его было проще обслуживать и развертывать. Его фюзеляж состоит из нескольких механически обработанных компонентов, а не из множества секций из листового металла, как в варианте D, что снижает вибрацию и структурное растрескивание. Вариант F также включает в себя более совершенную авионику, а также конструктивные особенности, которые позволяют быстрее подготовить вертолеты к транспортировке на грузовом самолете. [ 83 ] Первые семь австралийских CH-47F оснащены роторными тормозами и другим оборудованием, позволяющим им лучше действовать с Королевского военно-морского флота Австралии Canberra десантных вертолетных доков класса , но в остальном они идентичны тем, которые эксплуатируются армией США. [ 84 ]
Первые два CH-47F были доставлены Австралии в начале апреля 2015 года, на восемь месяцев позже, чем первоначально ожидалось, и поступили на вооружение 5-го авиационного полка 5 мая того же года. [ 83 ] [ 85 ] В то время планировалось, что C Squadron будет полностью готов к эксплуатации с новыми Chinook к январю 2017 года. [ 82 ] Седьмой CH-47F был доставлен на три недели раньше запланированного срока в сентябре 2015 года. [ 86 ] Эти вертолеты получили обозначения от А15-301 до А15-307. [ 46 ]

В марте 2016 года был размещен срочный заказ еще на три CH-47F на сумму 150 миллионов долларов США, включая запасные части, сопутствующее оборудование и некоторые вспомогательные расходы. [ 87 ] [ 88 ] Ранее АДС намеревалось расширить парк CH-47F позднее, но приказ был размещен в кратчайшие сроки, чтобы использовать средства, полученные в результате недостаточных расходов на другие оборонные возможности. [ 89 ] Все три вертолета были поставлены в июне 2016 года, на два с половиной месяца раньше запланированного срока. [ 90 ] «Чинуки» получили обозначения от А15-308 до А15-310. [ 46 ] Эти вертолеты не оснащены тормозами несущего винта, поскольку были взяты непосредственно с конвейера вертолетов армии США. По состоянию на 2017 год к 2020 году планировалось оснастить эти вертолеты тормозами несущего винта. [ 91 ]
Летный экипаж эскадрильи C прошел обучение, чтобы подготовить их к эксплуатации нового типа с использованием двух пилотажных тренажеров, а парк CH-47F достиг начальной эксплуатационной готовности в апреле 2016 года. [ 83 ] [ 92 ] В 2016 году CH-47 были одобрены для эксплуатации на судах класса Canberra после того, как испытания оказались успешными. [ 93 ] Первые семь CH-47 достигли состояния полной боеспособности в июле 2017 года. В это время деятельность эскадрильи C была ограничена нехваткой персонала и отставанием в задачах по техническому обслуживанию, что в какой-то момент привело к тому, что четыре вертолета одновременно были выведены из эксплуатации для проведения глубокого технического обслуживания. . Ожидается, что эти ограничения приведут к задержке статуса полной эксплуатационной готовности всего парка CH-47F до 2020 года. [ 94 ]
CH-47D были выведены из эксплуатации, так как им предстояло пройти глубокие технические проверки, последний из которых покинул службу в сентябре 2016 года. [ 95 ] [ 96 ] Из-за большого количества общих компонентов между вариантами D и F, вертолеты были разобраны на запасные части, прежде чем храниться в Австралии. [ 95 ] A15-202 был передан Австралийскому военному мемориалу в апреле 2016 года, A15-104 будет выставлен в Летном музее австралийской армии , а бывший вертолет ВВС A15-106 был передан в музей RAAF . [ 92 ] [ 97 ] Остальные три уцелевших CH-47D были оставлены армией для нелетной подготовки, A15-151 и A15-152 для общей и специальной подготовки сил соответственно, а A15-201 в качестве планера для обучения систем технического обслуживания. [ 92 ]
и В Белой книге Министерства обороны 2016 года сопроводительной документации говорится, что CH-47F получат модификации, которые позволят им лучше выполнять задачи воздушной медицинской эвакуации к 2025–26 финансовому году, и что предполагается с течением времени регулярно модернизировать вертолеты, чтобы они могли могут продолжать поддерживаться через логистическую систему вооруженных сил США. [ 98 ] [ 99 ] Это предполагает необходимость идти в ногу с ключевыми изменениями, внесенными в американский парк CH-47F, хотя будут варианты модификации вертолетов в соответствии с австралийскими требованиями. По состоянию на 2017 год ADF намеревалась сохранить CH-47F до 2040 года. Армия США указала, что будет эксплуатировать этот тип до 2060-х годов, что может привести к тому, что Австралия сделает то же самое. [ 94 ]

Первое зарубежное развертывание австралийских CH-47F началось в начале марта 2018 года. [ 100 ] 8 марта правительство Австралии объявило, что три вертолета будут отправлены в Папуа-Новую Гвинею для оказания помощи жертвам землетрясения в Папуа-Новой Гвинее в 2018 году . [ 101 ] «Чинуки» начали операции в стране 11 марта, а их развертывание завершилось в апреле того же года. [ 100 ] [ 102 ] Отряд из нескольких «Чинуков» был переброшен на базу RAAF East Sale в январе 2020 года в рамках реагирования ADF на сезон лесных пожаров в Австралии 2019–2020 годов . В ходе этого развертывания вертолеты перевозили эвакуированных, а также широкий спектр предметов снабжения и оборудования. Парк CH-47F налетал более 400 часов в течение месяца, что является самым высоким показателем налета австралийских самолетов Chinook с момента ввода этого типа в эксплуатацию. [ 103 ]
В апреле 2021 года Государственный департамент США одобрил потенциальную продажу Австралии четырех CH-47F из запасов армии США. [ 104 ] Заинтересованность правительства Австралии в покупке дополнительных «Чинуков» ранее не была объявлена, и издание Australian Defense Business Review сообщило, что это было частично мотивировано «низкой доступностью армейского парка вертолетов MRH-90 Taipan ». [ 105 ] [ 106 ] Заказ был подтвержден 8 июля 2021 года на сумму 595 миллионов долларов. Два вертолета были доставлены в Австралию в начале того же месяца на борту транспортного самолета Lockheed C-5 Galaxy ВВС США после того, как армия США согласилась передать два своих самолета. [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] Два других были доставлены в июне 2022 года. [ 110 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Стивенс 1995 , стр. 421–423.
- ^ Стивенс 1995 , стр. 47–48.
- ^ Лакс 2020 , стр. 539–540.
- ^ Стивенс 1995 , с. 432.
- ^ Стивенс 1995 , с. 48.
- ^ Стивенс 1995 , стр. 48, 423.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уилсон 1994 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с Стивенс 1995 , с. 433.
- ^ Перейти обратно: а б с Лакс 2020 , с. 540.
- ^ Перейти обратно: а б с д Крэнстон, Фрэнк (14 июня 1993 г.). «Вертолеты стоят 40 миллионов долларов» . Канберра Таймс . п. 4. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 24 февраля 2018 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Вертолеты «законсервированы» » . Канберра Таймс . 10 апреля 1974 г. с. 7. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 29 мая 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Крэнстон, Фрэнк (4 марта 1972 г.). «РААФ разместила заказ на 37 миллионов долларов» . Канберра Таймс . п. 7. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 25 мая 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Кларк 2011 , с. 252.
- ^ Смит 1999 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эфир 1995 , с. 49.
- ^ Лакс 2020 , с. 541.
- ^ «Без названия» . Канберра Таймс . 29 марта 1974 г. с. 3. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 29 мая 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Исторический раздел RAAF 1995 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с д Питтауэй 2016 , с. 95.
- ^ «Самое большое формирование» . Канберра Таймс . 26 ноября 1980 г. с. 3. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 24 февраля 2018 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Музей РААФ. «А15 Боинг-Вертол CH-47 Чинук» . Музей РААФ. Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 года . Проверено 25 февраля 2018 г. .
- ^ Уилсон и Питтауэй, 2017 , с. 104.
- ^ «Старые боевые птицы поднимаются с кладбища в джунглях» . Канберра Таймс . 23 декабря 1985 г. с. 13. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 29 мая 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Вертолеты раньше доставляли лидеров в Боурал» . Канберра Таймс . 15 февраля 1978 г. с. 1. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 8 сентября 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Полет на вертолете» . Канберра Таймс . 26 августа 1980 г. с. 11. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 18 июня 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Министерство обороны (25 августа 1980 г.). «Чинук RAAF в Малайзию» . Медиа-релиз . Министерство обороны. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 8 октября 2017 г. - через парламент Австралии.
- ^ «Экстренные авиарейсы с продовольствием в поселки Осада наводнением продолжается» . Канберра Таймс . 30 мая 1983 г. с. 3. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 29 мая 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Чинуки RAAF помогают освободить корабль» . Канберра Таймс . 6 августа 1981 г. с. 7. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 18 июня 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Начинается подъем груза» . Канберра Таймс . 6 ноября 1981 г. с. 3. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 18 июня 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Попытка снять корабль с мели» . Канберра Таймс . 9 декабря 1981 г. с. 7. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 18 июня 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б Лакс 2020 , с. 544.
- ^ «Вертолет» . Канберра Таймс . 27 июня 1975 г. с. 3. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 6 марта 2018 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Лакс 2020 , с. 543.
- ^ Управление оборонной авиации и безопасности ВВС, 2014 г. , с. 40.
- ^ «Вертолет врезался в дамбу. Мужчина ВВС Великобритании находится в больнице в тяжелом состоянии» . Канберра Таймс . 5 февраля 1985 г. с. 3. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 18 июня 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Управление оборонной авиации и безопасности ВВС, 2014 г. , с. 43.
- ^ Летающий музей австралийской армии, Оки, 2015 , стр. 4.
- ^ Шарп 1998 , стр. 87–88.
- ^ Валланс 2016 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д Летный музей австралийской армии, Оки, 2015 г. , с. 6.
- ^ «Чинуки должны использоваться, — говорит Синклер» . Канберра Таймс . 25 апреля 1990 г. с. 1. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 24 февраля 2018 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б Шарп 1998 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с «Улучшение производительности и затрат» . Канберра Таймс . 13 марта 1995 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 г. Проверено 26 июня 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Министерство обороны 1991 , с. 25.
- ^ Шарп 1998 , стр. 88–89.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уилсон и Питтауэй, 2017 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Эфир 1995 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Буллард, 2017 , стр. 256–257.
- ^ Буллард 2017 , с. 262.
- ^ Летающий музей австралийской армии, Оки, 2015 , стр. 7.
- ^ Mattox & Guinn 2000 , стр. 31–33.
- ^ Летающий музей австралийской армии, Оки, 2015 , стр. 8.
- ^ Министерство обороны 2004 , стр. 15, 26.
- ^ Рипли 2004 , с. 95.
- ^ Макфедран 2005 , с. 310.
- ^ Горе, Дэвид (2017). «Секретное иракское досье» . Возраст . Архивировано из оригинала 24 сентября 2017 года . Проверено 24 сентября 2017 г.
- ^ Палаццо 2017 , стр. 245, 249.
- ^ Буллард 2017 , с. 470.
- ^ Министр обороны Роберт Хилл (30 ноября 2005 г.). «Капитальная модернизация вертолетов «Чинук»» . Министерство обороны (пресс-релиз). МИН190/05. Архивировано из оригинала 10 сентября 2006 года.
- ^ Перейти обратно: а б Объединенный постоянный комитет по иностранным делам, обороне и торговле, 2006 г. , стр. 22–23.
- ^ Перейти обратно: а б Керр 2008 .
- ^ Выдра, капитан Джейсон (4 мая 2008 г.). «Макет подъемника, первое использование, вид на M134D из пузырькового окна» . Австралийский военный мемориал . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Объединенный постоянный комитет по иностранным делам, обороне и торговле, 2006 г. , стр. 20–21.
- ^ Гамильтон, Имон (18 октября 2007 г.). «Большой лифт Гелоса» . ВВС . Министерство обороны. Архивировано из оригинала 17 марта 2018 года . Проверено 16 марта 2018 г.
- ^ «Миссия Австралии «Чинук» в Афганистане завершена» . Министерство обороны. 17 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2018 г. . Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Имхофф, Арабелла; Ли, Рональд (14 августа 2010 г.). «Вертолетный отряд CH-47 «Чинук»» . Справочная книга «Австралия в Афганистане» . Институт Наутилуса. Архивировано из оригинала 3 октября 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Блексленд 2013 , с. 263.
- ^ Блексленд 2013 , с. 264.
- ^ «Армейские Чинуки возвращаются в Австралию» . Медиа-релиз . Достопочтенный Джоэл Фитцгиббон, член парламента. 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 г. Проверено 24 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Австралийский «Чинук» терпит крушение в Афганистане» . Австралийская авиация . 1 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2011 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Холлинз 2013 , с. 22.
- ^ «Чинуки» завершают развертывание в Афганистане . Австралийская авиация . 16 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Маклафлин 2017 , с. 55.
- ^ Маклафлин, Эндрю (18 декабря 2014 г.). «Министерство обороны опубликовало отчет о крушении афганского «Чинука»» . Австралийская авиация . Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Макфедран, Ян (23 октября 2013 г.). «Австралийские вертолеты Chinook возвращаются домой после 5600 вылетов в Афганистане» . News.com.au. Архивировано из оригинала 5 февраля 2014 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ «Австралийский «Чинук» совершил жесткую посадку» . Австралийская авиация . 25 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ «ADF добавит два «Чинука»; увеличит флот до семи» . Австралийская авиация . 13 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Национальное контрольно-ревизионное управление Австралии, 2017 г. , стр. 334.
- ^ Перейти обратно: а б Национальное аудиторское управление Австралии, 2017 г. , стр. 333.
- ^ «Второе одобрение армейских «Чинуков»» . Австралийская авиация . 25 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ «Подписан контракт с ФМС армейского «Фокстрота» «Чинук»» . Австралийская авиация . 21 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 13 августа 2016 г. Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Келлнер, Лидия (6 мая 2015 г.). «Таунсвилл принимает на вооружение первые два CH-47F Chinook» . Таунсвиллский бюллетень . Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Питтауэй 2016 , с. 96.
- ^ Дрю, Джеймс (22 декабря 2015 г.). «Австралия рассматривает еще три самолета Boeing CH-47F Chinook» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Маклафлин 2017 , с. 53.
- ^ «Boeing завершает поставки CH-47F австралийской армии» . Обозреватель Азиатско-Тихоокеанского региона . 12 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Министерство обороны (август 2018 г.). Свидетельство о строительстве дополнительных объектов CH-47F «Чинук» на участке 4502, Фаза 1 (Отчет). Постоянный парламентский комитет по общественным работам, Австралийский Союз . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ «Австралия собирается приобрести еще три CH-47F Chinook» . Австралийская авиация . 22 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2016 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Маклафлин 2017 , стр. 53–54.
- ^ «Еще три вертолета CH-47F поставлены досрочно по сделке FMS» . Австралийская авиация . 27 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 г. . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Маклафлин 2017 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с Доран, Марк (28 июля 2016 г.). «Ускорение расширения возможностей «Чинука» раньше запланированного срока» . Армия . Нет. Приложение Aviation Battlegroup. Австралийская армия. п. 2. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Сэдлер, Пол (17 января 2017 г.). «Летно-испытательная часть ВМФ готовится к напряженному году» . Австралийская авиация . Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Йео 2017 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Питтауэй 2016 , с. 97.
- ^ «Армейский CH-47D Chinook находит новый дом» . Австралийская авиация . 14 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 14 декабря 2016 года . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Лоури, Том (19 апреля 2016 г.). «Списанный вертолет «Чинук» передан Австралийскому военному мемориалу в Канберре» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 26 июля 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Правительство Австралии, 2016 г. , с. 107.
- ^ Министерство обороны 2016 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б «Фокстрот Чинук» «отличился» во время первого зарубежного развертывания» . Австралийская авиация . 19 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2018 г. Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Тлозек, Эрик (8 марта 2018 г.). «Центральная часть PNG трясется от землетрясения, когда Австралия отправляет вертолетную помощь» . ЯВЛЯЮСЬ . Архивировано из оригинала 11 марта 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ «Заключение о немедленной чрезвычайной помощи Министерства обороны Папуа-Новой Гвинее» . Сенатор достопочтенная Мариза Пейн. 17 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 21 июля 2018 г. Проверено 21 июля 2018 г.
- ^ Логан, Макс (20 февраля 2020 г.). «Отсчет часов» (PDF) . Армейские новости . Министерство обороны. п. 9. Архивировано (PDF) из оригинала 29 февраля 2020 г. Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ Питтауэй, Найджел (30 апреля 2021 г.). «Больше «Чинуков» для армии?» . Австралийский оборонный журнал . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 1 мая 2021 г.
- ^ «Австралия рассмотрит возможность приобретения большего количества CH-47F: MOD» . Сеть «Авиационная неделя» . 30 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 1 мая 2021 г.
- ^ Маклафлин, Эндрю (8 июля 2021 г.). «Два новых вертолета Chinook доставлены в австралийскую армию» . АДБР . Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ «AMCOM армии США доставляет в Австралию два CH-47F» . HeliHub.com . 19 октября 2021 г. Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ «AMCOM осуществляет поставку двух вертолетов CH-47F Chinook Силам обороны Австралии» . www.army.mil . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ «Чинуки армии США переброшены в Австралию» . Хелис.com . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ «Еще два «Чинука» прибывают в Таунсвилл» . Австралийский оборонный журнал . 23 июня 2022 г. Проверено 24 июня 2022 г.
Консультации по работам
[ редактировать ]- Летающий музей австралийской армии, Оки (2015). «Армейская авиация Австралии 1970–2015 гг.» (PDF) . Австралийская армия. Архивировано из оригинала (PDF) 14 апреля 2018 года . Проверено 6 октября 2017 г.
- Правительство Австралии (2016 г.). Белая книга по обороне, 2016 год . Канберра: Министерство обороны. ISBN 978-0-9941680-5-4 .
- Национальное аудиторское управление Австралии (2017 г.). Отчет о крупных проектах за 2015–2016 годы . Канберра: Национальное аудиторское управление Австралии. ISSN 2203-0352 .
- Блексленд, Джон (2013). Австралийская армия от Уитлама до Ховарда . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1316284339 .
- Буллард, Стивен (2017). В трудную минуту: операции Австралии по оказанию чрезвычайной помощи за рубежом, 1918–2006 гг . Официальная история австралийских миротворческих, гуманитарных операций и операций после холодной войны. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-02634-6 .
- Кларк, Крис (2011). 90 лет RAAF: краткий обзор истории . Канберра: Центр развития авиации. ISBN 978-1-920800-56-7 .
- Министерство обороны (1991). Обзор структуры сил 1991 г.: Отчет министру обороны (PDF) . Канберра: Министерство обороны. ISBN 0-644-14453-Х .
- Министерство обороны (2004 г.). «Война в Ираке: операции АДС на Ближнем Востоке в 2003 году» (PDF) . Канберра: Министерство обороны.
- Министерство обороны (2016). Комплексная инвестиционная программа на 2016 год (PDF) . Канберра: Министерство обороны. ISBN 978-0-9941680-6-1 .
- Управление оборонной авиации и безопасности ВВС (2014 г.). Анализируя 80-е годы: катастрофы австралийской оборонной авиации в 1980-89 годах . Канберра: Управление оборонной авиации и безопасности ВВС.
- Эзер, Стив (1995). Летающие эскадрильи австралийских сил обороны . Уэстон-Крик, столичная территория Австралии: аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-15-3 .
- Холлинз, Кристиан (декабрь 2013 г.). «Корова: российская «корова» на службе АДС». Австралийская авиация . 311 :22.
- Объединенный постоянный комитет по иностранным делам, обороне и торговле (2006 г.). Обзор годового отчета Министерства обороны за 2004–05 годы (PDF) . Канберра: Парламент Австралии. ISBN 0642786496 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Керр, Джулиан (июль 2008 г.). «Вертолеты: Air 9000 реорганизует фазы» . Австралийский оборонный журнал . Серри-Хиллз, Новый Южный Уэльс: Издательская группа Yaffa. ISSN 1324-6550 . Проверено 21 января 2022 г.
- Лакс, Марк (2020). Взяв на себя инициативу: Королевские ВВС Австралии, 1972–1996 гг . Ньюпорт, Новый Южный Уэльс: Big Sky Publishing. ISBN 978-1-922265-95-1 .
- Мэттокс, Филип М.; Гуинн, Уильям А. (июль – август 2000 г.). «Подряд на случай непредвиденных обстоятельств в Восточном Тиморе» (PDF) . Армейский логист . 32 (4): 30–34 . Проверено 3 ноября 2019 г.
- Маклафлин, Эндрю (2017). «Рабочая лошадка». Австралийская авиация (354): 52–55. ISSN 0813-0876 .
- Макфедран, Ян (2005). Удивительный SAS: внутренняя история спецназа Австралии . Пимбл, Новый Южный Уэльс: HarperCollins. ISBN 0-7322-7981-Х .
- Историческая секция RAAF (1995). Том 3: Бомбардировочные части . Подразделения Королевских ВВС Австралии: краткая история. Канберра: Издательская служба правительства Австралии. ISBN 0-644-42795-7 .
- Палаццо, Альберт (2017). Австралийская армия и война в Ираке 2002–2010 гг. (PDF) . Канберра: Министерство обороны.
- Питтауэй, Найджел (2016). «Чинук Фокстрот». Эйр Интернешнл . 90 (6): 94–97. ISSN 0306-5634 .
- Рипли, Тим (2004). Воздушная война в Ираке . Барнсли: Авиация пером и мечом. ISBN 1-84415-069-0 .
- Шарп, Мартин (1998). Командование и управление боевыми вертолетами: поиск совместного подхода . Канберра: Центр исследований авиации. ОСЛК 39924581 , 1055764132
- Смит, Питер А. (1999). «Аэрокосмическая и оборонная промышленность Австралии: краткая история». В Каине, Фрэнк (ред.). Вооружение нации: история оборонной науки и технологий в Австралии . Канберра: Австралийский центр оборонных исследований. стр. 61–86. ISBN 0-7317-0433-9 .
- Стивенс, Алан (1995). В одиночку: Королевские ВВС Австралии, 1946–1971 гг . Канберра: Издательская служба правительства Австралии. ISBN 0-644-42803-1 .
- Валланс, Эндрю ГБ (2016). Воздушное оружие: доктрины воздушной стратегии и оперативного искусства . Берлин: Шпрингер. ISBN 9781349244201 .
- Уилсон, Стюарт (1994). Военные самолеты Австралии . Уэстон-Крик, столичная территория Австралии: аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-08-0 .
- Уилсон, Стюарт; Питтауэй, Найджел (2017). «Воздушная мощь Австралии». Специальное издание Aero Australia . ISSN 1448-8086 .
- Йео, Майк (декабрь 2017 г.). «Флот CH-47 «Чинук»». Обозреватель Азиатско-Тихоокеанского региона . 43 (10): 32–34.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с CH-47 Chinook на австралийской службе , на Викискладе?