Боинг – Сикорский RAH-66 Команч
RAH-66 Команч | |
---|---|
Первый прототип RAH-66 | |
Роль | Разведывательно- ударный вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Вертолеты Боинг / Сикорский Эйркрафт |
Первый полет | 4 января 1996 г. |
Статус | Отменено в 2004 году армией США. |
Основной пользователь | Армия США |
Количество построенных | 2 |
Boeing -Sikorsky RAH-66 Comanche — американский малозаметный разведывательно- ударный вертолет, разработанный для армии США . После десятилетий исследований и разработок программа RAH-66 была отменена в 2004 году, еще до начала массового производства, и к этому моменту долларов США на программу было потрачено почти 7 миллиардов .
В начале 1980-х годов армия США начала формулировать требования по замене своих вертолетов, находившихся на вооружении, что привело к запуску программы экспериментов по легким вертолетам (LHX). Почти десять лет спустя, после уточнения требований, оценки заявок и переименования программы в программу легких вертолетов (LH), в апреле 1991 года армия объявила о выборе конструкции команды Боинг - Сикорский победителем конкурса. , вскоре после чего был заключен контракт на строительство прототипов. Comanche должен был включать в себя несколько передовых элементов, таких как технологии малозаметности, а также ряд ранее не опробованных конструктивных особенностей. В оперативном отношении он должен был использовать передовые датчики в своей разведывательной роли, в которой он должен был определять цели для AH-64 Apache . Он также был вооружен одной поворотной пушкой и мог нести ракеты и ракеты во внутренних отсеках и, опционально, на укороченных крыльях для легких атак.
Два прототипа RAH-66 были построены и прошли летные испытания в период с 1996 по 2004 год. 1 июня 2000 года программа вступила в этап инженерно-производственных разработок (EMD) стоимостью 3,1 миллиарда долларов. Однако в 2002 году программа Comanche претерпела серьезную реструктуризацию; количество команчей, которые должны были быть закуплены, было сокращено до 650. В то время прогнозируемая общая стоимость полного производства команчей в таком количестве составляла 26,9 миллиардов долларов. Еще в конце 1990-х годов Счетная палата правительства (GAO) сообщила, что у нее «серьезные сомнения» по поводу программы, отметив, что команчи «потратят почти две трети всего авиационного бюджета к 2008 финансовому году». Многие правительственные учреждения приняли меры по сокращению количества заказываемых команчей, но в результате значительного сокращения количества закупаемых единиц стоимость единицы продукции резко возросла.
23 февраля 2004 года армия США объявила о прекращении программы Comanche, заявив, что они определили, что RAH-66 потребует многочисленных модернизаций, чтобы быть жизнеспособным на поле боя, и что вместо этого армия направит большую часть своих средств на роторные системы на модернизирует существующие ударные, служебные и разведывательные вертолеты. Армия также объявила о новых планах по ускорению разработки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые также могли бы выполнять разведывательную роль, предназначенную для команчей, но с меньшим риском. После отмены программы оба прототипа были выставлены на всеобщее обозрение.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение и LHX
[ редактировать ]В 1982 году армия США инициировала программу экспериментов по созданию легких вертолетов (LHX) с целью создания замены нескольким существующим винтокрылым машинам, включая вертолеты UH-1 , AH-1 , OH-6 и OH-58 . [ 1 ] [ 2 ] официальный запрос предложений Затем в 1988 году различным производителям был отправлен (RFP); К этому времени потребность превратилась в вертолет для боевой разведки. [ 2 ] В октябре 1988 года армия объявила, что две команды — Boeing — Sikorsky и Bell — McDonnell Douglas — получили контракты на дальнейшее развитие своих концепций. [ 3 ] В 1990-е годы название программы было изменено с LHX на просто Light Helicopter (LH). [ 4 ] В апреле 1991 года армия заключила с командой Boeing-Sikorsky контракт на сумму 2,8 миллиарда долларов на создание шести прототипов. [ 5 ] Позже в том же месяце вертолет получил официальное название RAH-66 Comanche . [ 4 ]
В ноябре 1993 года сборка первого прототипа началась на заводе Sikorsky в Стратфорде, штат Коннектикут , и на заводе Boeing в Филадельфии , штат Пенсильвания . Позже все узлы винтокрылой машины были перенесены на прежнее место, где происходила окончательная сборка. В декабре 1994 года Министерство обороны сократило количество запланированных прототипов до двух, поскольку службы перераспределили бюджеты на оплату повышения зарплат военнослужащим. [ 6 ] 25 мая 1995 года первый прототип Comanche был официально выпущен на производственном предприятии Sikorsky, после чего его перевезли в Уэст-Палм-Бич, Флорида , для начала летных испытаний. [ 7 ] [ 8 ] 4 января 1996 года прототип Comanche, пилотируемый летчиками-испытателями Бобом Грейдлом и Расом Стайлзом, совершил свой первый 39-минутный полет . [ 9 ] Первоначально планировалось, что первый полет состоится в августе 1995 года, но он был отложен из-за ряда возникших структурных и программных проблем. [ 7 ] 30 марта 1999 года второй прототип совершил свой первый полет, а вскоре после этого присоединился к программе летных испытаний. [ 4 ]
Тестирование прототипа
[ редактировать ]Программа летных испытаний проводилась на изготовленной паре прототипов, которым были присвоены серийные номера 94-0327 и 95-0001 . После демонстрации своей способности соответствовать определенным ключевым критериям, 1 июня 2000 года RAH-66 вступил в этап программы инженерных и производственных разработок (EMD) стоимостью 3,1 миллиарда долларов. [ 11 ] В начале 2000-х годов армия США придерживалась своих планов по запланированной закупке более 1200 команчей, которые должны были выполнять как разведывательные вертолеты, так и легкие штурмовые машины; Еще в 2003 году ожидалось, что поставки действующих RAH-66 начнутся, как запланировано, в 2006 году. [ 12 ] [ 13 ]
Comanche В конце 2000 года выяснилось, что были предприняты попытки снизить пустой вес примерно на 200 фунтов (91 кг) или 2,1 процента, чтобы соответствовать установленному целевому весу. [ 4 ] Первый прототип Comanche, серийный номер 94-0327 , совершил 318 полетов в течение 387 часов, прежде чем завершил свою испытательную карьеру в январе 2002 года. Второй прототип, серийный номер 95-0001 , к маю 2001 года налетал 103,5 часа и совершил 93 боевых вылета. [ 4 ] В конце 2001 - начале 2002 года испытания второго RAH-66 были остановлены, поскольку самолет претерпел обширные модификации, получил как боевое оборудование, так и более мощные двигатели T800-LHT-801. [ 4 ] 23 мая 2002 года второй прототип возобновил летные испытания с установленным дополнительным оборудованием. Соответственно, расширенная программа испытаний включала в себя новые аспекты, такие как испытания вооружения и ночного видения систем ; эти испытательные полеты продолжались и в 2003 году. [ 4 ] Во время испытаний было зарегистрировано, что Comanche достиг крейсерской скорости 162 узла (186 миль в час; 300 км/ч), а также достиг «скорости рывка» 172 узла (198 миль в час; 319 км/ч). Он также продемонстрировал способность совершать поворот на 180° менее чем за пять секунд. [ 7 ]
В 2002 году программа Comanche претерпела серьёзную реструктуризацию; следовательно, запланированное количество закупаемых команчей было уменьшено до 650 винтокрылых машин. В то время прогнозируемая общая стоимость полного производства Comanche в таком количестве составляла 26,9 миллиарда долларов. [ 12 ] Первоначально этап EMD должен был продлиться шесть лет, при этом для режима испытаний должно было быть построено пять команчей. В 2003 году было начато производство третьего RAH-66, который должен был стать первым вертолетом, соответствующим стандарту EMD. Впоследствии для целей эксплуатационных испытаний планировалось построить восемь RAH-66. [ 4 ] Первоначальные серийные RAH-66 должны были быть выполнены в конфигурации Block I, которая включала большую часть запланированного вооружения и датчиков винтокрылой машины. Начиная с 16-го команча, поставки должны были осуществляться в соответствии со стандартом Block II со всеми запланированными возможностями. [ 14 ]
Отмена
[ редактировать ]23 февраля 2004 года армия США объявила о решении прекратить все работы по программе «Команч». В то время было заявлено, что армия определила, что потребуется ряд модернизаций, чтобы RAH-66 мог выжить на поле боя перед лицом текущих зенитных угроз; однако вместо этого армия решила перенаправить большую часть своего финансирования на роторное развитие на обновление существующего парка ударных, служебных и разведывательных самолетов. В частности, армия также планировала повторно использовать средства, выделенные на программу «Команч», для ускорения разработки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые также могли бы выполнять разведывательную роль, предназначенную для машины. [ 15 ] [ 16 ] Сообщается, что на момент закрытия программа Comanche потратила 6,9 миллиарда долларов США. [ 17 ] оценивается в 450–680 миллионов долларов США Плата за расторжение контракта для основных партнеров программы Sikorsky и Boeing . [ 16 ] [ 18 ]
Впоследствии армия решила продолжить разработку еще одного боевого разведывательного вертолета в рамках программы Armed Reconnaissance Helicopter ; В результате был выбран и разработан другой винтокрылый аппарат, получивший обозначение Bell ARH-70 , с намерением заменить OH-58D вместо Comanche. Однако 16 октября 2008 года Министерство обороны уведомило Конгресс и Bell об отмене программы, как сообщается, из-за перерасхода средств на ее разработку. [ 19 ]
Множество причин способствовало окончательной отмене программы RAH-66. По словам авиационного автора Джеймса Уильямса, усилия по ускорению программы за счет устранения мер по снижению рисков и потока постоянных корректировок для учета ежегодного сокращения бюджета на винтокрылые машины привели к формированию отрицательного цикла, который значительно продлил срок реализации программы. график развития винтокрылой техники. [ 20 ] В ходе разработки Comanche несколько правительственных агентств приняли меры по сокращению количества вертолетов, которые предполагалось заказать; Одним из наиболее распространенных оснований для таких сокращений было то, что холодная война закончилась, и, следовательно, в таких количествах не было необходимости (феномен, известный как « мирный дивиденд »). Однако значительное сокращение объемов напрямую привело к быстрому росту прогнозируемой стоимости единицы Comanche; в свою очередь, это стимулировало и придало обоснованности критикам программы, таким как руководитель отдела закупок армии Джеймс Эмброуз, который открыто заявил, что армия не получит ни одного самолета «стоимостью более 7,5 миллионов долларов». [ 20 ]
Еще в 1995 году Уильямс утверждал, что команчи столкнулись с полной отменой как выбор, между какими программами оборонного развития следует отказаться. [ 21 ] В середине 1999 года команчи подверглись серьезному контролю со стороны правительства; Счетная палата правительства (GAO) сообщила, что у нее есть «серьезные сомнения» по поводу программы, и отметила, что команчи «потратят почти две трети всего авиационного бюджета к 2008 финансовому году». Кроме того, опыт военного времени, например, войны в Косово , привел к тому, что некоторые высокопоставленные деятели армии стали уделять больше внимания использованию беспилотных платформ для выполнения многих из тех же задач, для выполнения которых разрабатывались команчи. [ 22 ] К 2000 году Уильямс постулирует, что основной причиной сохранения программы была обеспокоенность состоянием вертолетной промышленности - показатели производства и занятости Sikorsky были самыми низкими за последние десятилетия, а контракт считался критическим. [ 23 ]
Автор Фред Брукс раскритиковал требование программы о том, чтобы команчи были способны переправляться через Атлантику, как пример чрезмерных требований, присутствующих на этапе проектирования проекта, и их дорогостоящих последствий. [ 24 ] Уильямс отмечает, что требования к весу Comanche были недостижимыми, и утверждает, что это произошло из-за плохого управления, при котором ни одна из сторон якобы не знала и не контролировала окончательный вес винтокрылого аппарата; Были опасения, что двигатели Comanche, оснащенные реальным оборудованием, необходимым для операций, не смогут поднять общий вес вертолета. [ 23 ] Кроме того, утверждалось, что оказалось трудно убедить армию в том, что программа страдает от серьезных проблем, в то время как ключевые лица не осознавали существования непреодолимых технических проблем. Ценные элементы программы, такие как определенные возможности программного обеспечения и его интеграция, не смогли вызвать доверия у армейских надзирателей; некоторые возможности считались недоказанными и рискованными, в то время как ожидаемое потребление до 40 процентов авиационного бюджета только команчами в течение ряда лет считалось чрезмерным. По словам Уильямса, был сделан вывод, что авиационный бюджет армии лучше потратить на удовлетворение менее рискованных и более важных потребностей. [ 25 ]
В отчете, опубликованном в 2008 году, GAO зафиксировало, что представитель армии заявил, что «затраты на программу больше не могут быть оправданы». [ 26 ] Автор Синди Уильямс заявила о команчах: «Обоснование сокращения команчей... двоякое. Во-первых, доктринальная ниша, которую занимают команчи, не нужна в краткосрочной перспективе и, вероятно, нежизнеспособна в долгосрочной перспективе. Во-вторых, как и в случае со всеми ротационными Самолет типа «команч» — ненасытный потребитель стратегических воздушных перевозок». [ 27 ]
Производственная группа, Sikorsky и Boeing, объяснила, что факторы, которые находились вне их контроля, такие как сокращение бюджета, « ползучесть требований проблемы с программой вызвали » и длительный период разработки, а не дисфункциональность с их стороны. По программе Comanche каждая компания отвечала за строительство различных элементов винтокрылой машины. После прекращения сотрудничества обе компании решили снова объединиться для производства совместно разработанного прототипа, получившего обозначение SB-1 Defiant , для армейской программы будущего вертикального подъема (FVL). [ 28 ]
Дизайн
[ редактировать ]Comanche задумывался как передовой вооруженный разведывательно-ударный вертолет. армии США Comanche был специально разработан для роли вооруженного разведчика, чтобы заменить OH-58D Kiowa Warrior , который представляет собой модернизированную версию наблюдательного вертолета времен войны во Вьетнаме . Он был меньше и легче ударного вертолета AH-64 Apache , который он должен был сопровождать. [ 29 ] RAH-66 был оснащен парой двигателей LHTEC T800 турбовальных , каждый из которых мог развивать мощность до 1563 л.с. (1165 кВт). Фюзеляж RAH-66 имел длину 43 фута (13 м) и был изготовлен из композитных материалов ; он был спроектирован так, чтобы его было легче устанавливать на транспортные корабли, что позволяло команчам быстрее перебрасываться в горячие точки и другие быстро развивающиеся ситуации. [ 30 ] Однако в случае отсутствия стратегических транспортных вертолета средств перегонная дальность в 1200 морских миль (2200 км) позволила бы ему самостоятельно долететь до полей сражений за границей. [ 4 ] [ 29 ]
По задумке, он должен был функционировать как вертолет-невидимка , включающий в себя ряд различных методов и технологий, чтобы уменьшить его радиолокационное сечение (ЭПР), а также другие области видимости и заметности. [ 31 ] Внешние поверхности RAH-66 были гранеными и покрыты как радиопоглощающим материалом (RAM), так и краской, подавляющей инфракрасное излучение; [ 1 ] В результате этих комплексных мер ЭПР Comanche оказалась в 360 раз меньше, чем у AH-64 Apache. [ 31 ] Сообщается также, что акустическая сигнатура вертолета заметно ниже, чем у сопоставимых вертолетов; Это сокращение было частично достигнуто за счет применения цельнокомпозитного пятилопастного несущего винта и новаторской наклонной конструкции. [ 32 ] хвостовой винт в сборе. [ 31 ]
По задумке, «Команч» должен был быть оснащен сложной авионикой, включая системы навигации и обнаружения, которые позволяли бы действовать ночью и в ненастную погоду. Его основной задачей была разведка с использованием передовых датчиков, в частности обнаружение и обозначение целей для ударных вертолетов, таких как AH-64 Apache. [ 10 ] Comanche был оснащен цифровой электродистанционной системой управления полетом . Каждый из двух членов экипажа должен был быть снабжен парой многофункциональных ЖК-дисплеев в дополнение к встроенной в шлем системе отображения и прицела (HIDSS). [ 1 ]
Для выполнения легких ударных задач RAH-66 должен был быть оснащен различным вооружением. Он был оснащен единственной установленной на подбородке 20-мм трехствольной поворотной пушкой XM301 , которую можно было направлять назад и убирать под обтекатель, когда она не использовалась, для уменьшения радиолокационной эффективности вертолета. Кроме того, RAH-66 был способен нести максимум шесть AGM-114 Hellfire ракет класса «воздух-земля» или до двенадцати AIM-92 Stinger ракет класса «воздух-воздух» , которые равномерно распределялись между парой ракет. выдвижные пилоны вооружения . [ 33 ] Помимо внутреннего хранения боеприпасов, «Команч» мог также устанавливать внешние укороченные крылья для перевозки до восьми ракет «Хеллфайр» или шестнадцати ракет «Стингер». Однако операции, выполняемые с установленным снаружи вооружением, снизят эффективность скрытных технологий команчей. [ 1 ] [ 33 ]
В 2001 году армия стремилась закупить «тяжелый ударный» вариант «Команчей», который должен был начать замену «Апачей» в 2025 году. [ 34 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Оба прототипа планеров 94-0327 , 95-0001 находятся в Музее армейской авиации США в Форт-Новоселе , штат Алабама. [ 35 ]
Технические характеристики (РАХ-66А)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft за 2005–2006 гг., [ 36 ] Фроули, [ 2 ] Боинг и Сикорский, [ 29 ] Бондс и Миллер [ 33 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 46 футов 10,25 дюйма (14,2812 м)
- Ширина: максимальная ширина фюзеляжа 6 футов 8,25 дюйма (2,0384 м).
- Высота: 11 футов 0,75 дюйма (3,3719 м)
- Пустой вес: 9300 фунтов (4218 кг)
- Полная масса: 12 349 фунтов (5601 кг)
- Максимальный взлетный вес: 17 408 фунтов (7 896 кг), максимальный запас топлива для самостоятельного развертывания.
- Емкость топливного бака: 301,6 галлона США (251,1 имп гал; 1142 л) внутреннего топлива + 2 подвесных бака по 450 галлонов США (370 имп галлонов; 1700 л) + 2 дополнительных бака бокового отсека для оружия на 112 галлонов США (93 имп галлона; 420 л); Всего 1201,6 галлона США (1000,5 имп галлона; 4549 л) / 1425,6 галлона США (1187,1 имп галлона; 5396 л) с баками оружейного отсека.
- Силовая установка: 2 двигателя LHTEC T800-LHT-801 турбовальных мощностью 1563 л.с. (1166 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 40 футов 0 дюймов (12,19 м)
- Площадь несущего винта: 443 кв. футов (41,2 м ). 2 ) 5-лопастной несущий винт с фенестроном рулевого винта
- Секции лопастей: - коренная: Boeing VR-12; Совет: Sikorsky SSC-A09 [ 37 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 175 узлов (201 миль в час, 324 км/ч) без мачтового радара.
- 166 узлов (191 миль в час; 307 км / ч) с мачтовым радаром
- Крейсерская скорость: 165 узлов (190 миль в час, 306 км/ч) без мачтового радара.
- 149 узлов (171 миль в час; 276 км / ч) с мачтовым радаром
- Дальность: 262 миль (302 мили, 485 км)
- Боевая дальность: 150 миль (170 миль, 280 км) с внутренним топливом.
- Перегоночная дальность: 1200 миль (1400 миль, 2200 км)
- Автономность: 2 часа 30 минут на внутреннем топливе.
- Практический потолок: 14 980 футов (4 570 м)
- пределы г: + 3,5 - 1
- Скорость набора высоты: 895 футов/мин (4,55 м/с) без мачтового радара.
- 500 футов/мин (152,4 м/мин) с мачтовым радаром
- Нагрузка на диск: 71 фунт/кв. фут (350 кг/м) 2 ) ЮРА-66
- Мощность/масса : 0,13 л.с./фунт (0,21 кВт/кг) при взлетной массе, взлетная мощность.
Вооружение
- 1 турельная артиллерийская система с 20-мм XM301 трехствольной поворотной пушкой (боекомплект: 500 снарядов)
- Внутренние отсеки: 6 AGM-114 Hellfire ракет «воздух-земля» » AIM-92 Stinger или 12 ракет «воздух-земля » Hydra 70 размером 2,75 дюйма (70 мм). или 24 ракеты «воздух-земля
- Дополнительные укороченные крылья: 8 ракет «Хеллфайр», 16 ракет «Стингер» или 56 ракет «Гидра 70».
Авионика
- Миниатюрный радар Longbow
- Лазерный кольцевой гироскоп Litton и система GPS Nav/Attack
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Иден 2004, с. 138.
- ^ Jump up to: а б с Фроули 2007, с. 50.
- ^ Хардинг 1997. стр. 75–76.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джексон 2007.
- ^ Стивенсон, Ричард В. (6 апреля 1991 г.). «Boeing-Sikorsky получает соглашение о коптерах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Шмитт, Эрик (10 декабря 1994 г.). «Пентагон сократит программу создания новых вооружений на 7,7 миллиарда долларов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Иден 2004, с. 139.
- ^ «Представлен первый прототип вертолета Comanche» (пресс-релиз). Боинг. 25 мая 1995 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ «Вертолет Comanche совершил первый полет» (пресс-релиз). Боинг. 4 января 1996 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Кроуфорд 2003, с. 88.
- ^ Flight International 2000, с. 6.
- ^ Jump up to: а б Болкком, Кристофер (2 июля 2003 г.). «Армейская авиация: проблема с вертолетом RAH-66 Comanche» (PDF) . Исследовательская служба Конгресса. Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2013 года . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Лопес 2000, с. 29.
- ^ Страсс, Марк (18 марта 2002 г.). «Реструктуризация Comanche дает дополнительные девять месяцев для работы. Вес, проблемы интеграции» . Оборонная газета . Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ «Брифинг по реструктуризации и активизации армейской авиации» . Министерство обороны США. 23 февраля 2004 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 г. Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Фулгам, Дэвид А.; Уолл, Роберт (29 февраля 2004 г.). «Программа по созданию вертолетов команчей прекращена». Авиационная неделя .
- ^ «Армия отменяет вертолет Comanche» . Си-Эн-Эн. 23 февраля 2004 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 г. Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Клампер, Эми (24 февраля 2004 г.). «Подрядчики Comanche увидят увеличение финансирования в других программах» . Governmentexecutive.com. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ «Программа по производству вооруженных разведывательных вертолетов остановлена, потребность в возможностях сохраняется» (пресс-релиз). Армия США. 17 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2011 г. Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 2005, с. 342.
- ^ Уильямс 2005, с. 343.
- ^ Уильямс 2005, с. 346.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 2005, стр. 346–347.
- ^ Брукс 2010, стр. 39–41.
- ^ Уильямс 2005, с. 349.
- ^ Счетная палата правительства, 2008 г., стр. 10.
- ^ Уильямс 2001, с. 169.
- ↑ Sikorsky-Boeing уверена, что SB-1 Defiant не станет следующим команчем — Flightglobal.com, 22 октября 2013 г. Архивировано 22 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Comanche RAH-66 – многоцелевой вертолет XXI века» . Боинг Сикорский. 1998. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2009 года . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Бондс и Миллер 2002, стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б с Бондс и Миллер 2002, с. 81.
- ^ Осборн, Тони (3 марта 2015 г.). «Airbus снимает завесу с проекта H160» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 4 марта 2015 года . Проверено 4 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Бондс и Миллер 2002, с. 80.
- ^ Баумгарднер, Нил (16 ноября 2001 г.). « «Тяжелый команч» заменит Apache, говорят армейские чиновники» . Дефенс Дейли Интернэшнл . Том. 3, нет. 3. ПроКвест 217303908 .
- ^ «Музей авиации армии США готовится к расширению» . Юго-восточное Солнце. 2 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 28 марта 2016 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ Джексон, Пол, изд. (2005). Jane's All the World's Aircraft 2005–06 (96-е изд.). Лондон: Издательская группа Джейн. стр. 633–634. ISBN 9780710626844 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Подписание Comanche EMD» . Рейс Интернешнл . 157 (4732). Лондон: Reed Business Information: 6. 6 июня 2000 г. ISSN 0015-3710 . Проверено 5 октября 2013 г.
- Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги. ISBN 1-904687-84-9 .
- Бондс, Рэй и Дэвид Миллер (2002). «Боинг Сикорский RAH-66 Команч». Иллюстрированный справочник современного американского оружия . Гранд-Рапидс, Мичиган: Zenith Imprint. ISBN 0-7603-1346-6 .
- Брукс, Фредерик (2010). Дизайн дизайна: очерки компьютерного ученого . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Эддисон Уэсли. ISBN 978-0-201-36298-5 .
- Кроуфорд, Стив (2003). Военные вертолеты XXI века . Сент-Луис, Миннесота: Издательство MBI. ISBN 0-7603-1504-3 .
- Фроули, Джерард (2002). Международный справочник военных самолетов . Фишвик, АКТ: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-55-2 .
- Счетная палата правительства (март 2008 г.). Оборонные приобретения: Затраты на прекращение, как правило, не являются веской причиной для продолжения программ или контрактов, которые в противном случае требуют прекращения . Дарби, Пенсильвания: Издательство ДИАНА. ISBN 978-1-4379-0335-5 .
- Хардинг, Стивен (1997). «Боинг-Сикорский H-66 Команч». Самолеты армии США с 1947 года . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN 0-7643-0190-Х .
- Льюис, Пол (9–15 июня 1999 г.). «Цифровой домен» . Рейс Интернешнл . 155 (4680). Лондон: Деловая информация Reed: 112–116. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 8 июля 2011 г.
- Лопес, Рамон (11 апреля 2000 г.). «Оплачивает свой путь» . Рейс Интернешнл . 157 (4723). Лондон: Деловая информация Reed: 29. ISSN 0015-3710 . Проверено 28 августа 2013 г.
- Сиуру, Уильям Д. (1993). «Боинг Сикорский RAH-66 Команч». Полет будущего: следующее поколение авиационных технологий . Нью-Йорк: McGraw-Hill Professional. ISBN 0-8306-4376-1 .
- Тримбл, Стивен (2–8 марта 2004 г.). «Армия США призывает время команчам» . Рейс Интернешнл . 165 (4923). Лондон: Деловая информация Reed: 4. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 8 июля 2011 г.
- Уильямс, Синди (2001). Удерживание линии: альтернативы обороны США в начале 21 века . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-73140-9 .
- Уильямс, Джеймс В. (2005). История армейской авиации: от истоков до войны с террором . Блумингтон, Индиана: iUniverse. ISBN 0-595-36608-2 .
- Уилсон, Стюарт (2000). Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, АКТ: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-50-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарсия, Стюарт (2000). Боевая и огневая авиация с 2003 года . Боруж, АКТ: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-50-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница истории Boeing RAH Comanche на сайте Boeing.com
- Страница RAH-66 Comanche на Globalsecurity.org
- Сайт RAH-66 Comanche (rah66.com). Архивировано 16 июня 2013 г. на Wayback Machine.
- RAH-66 Comanche EMD идет вперед . Неделя авиации , июнь 2001 г.
- news/08253news.xml&headline=Comanche%20Weight%20Control%20Gets%20Special%20Attention Контроль веса команчей получает особое внимание [ постоянная мертвая ссылка ] . Неделя авиации , 24 августа 2003 г.
- Военные вертолеты США
- Штурмовики США 1990-х годов
- Военный самолет-разведчик США 1990-х годов.
- Отмененные проекты военных самолетов США
- Боинг военный самолет
- Экспериментальные вертолеты
- Сикорский самолет
- Вертолеты с хвостовым оперением
- Вертолеты США 1990-х годов
- Двухтурбинные вертолеты
- Самолет совершил первый полет в 1996 году.
- Вертолеты-невидимки