Глидден Доман
![]() | Судя по всему, основной автор этой статьи тесно связан с ее предметом. ( Июль 2022 г. ) |

Глидден Доман (28 января 1921 — 6 июня 2016) — американский авиационный инженер и пионер в области вертолетов и современных ветряных турбин . [ 1 ] Он основал одну из первых шести вертолетных компаний Америки (Doman Helicopters, Inc.) после того, как внес большой вклад в использование Sikorsky вертолетов во время Второй мировой войны . [ 2 ] Самым выдающимся достижением Doman Helicopters стал Doman LZ-5 восьмиместный вертолет /YH-31, получивший сертификат FAA 30 декабря 1955 года. [ 3 ] Уникальной особенностью этого вертолета была бесшарнирная, но шарнирная наклоняемая ступица несущего винта, которая значительно снижала нагрузку и вибрацию лопастей и всего вертолета. [ 4 ]
Доман был одним из первых, кто перенес знания о технологии динамики роторов вертолетов на ветряные турбины. [ 5 ] Арабское нефтяное эмбарго 1973 года побудило Исследовательский центр НАСА имени Гленна в Кливленде, штат Огайо, возглавить семилетнюю программу ветроэнергетики США по разработке ветряных турбин с горизонтальной осью промышленного масштаба. [ 6 ] Эта программа включала создание Boeing MOD-2 с гибкой конструкцией ротора, задуманной Доманом, двухлопастной ветряной турбиной с качающимся шарниром. [ 7 ] Следуя проекту НАСА , работая в Boeing , Hamilton Standard подразделении компании United Technologies и Aeritalia (позже известной как Alenia ) в Италии, Доман разработал большие двухлопастные ветряные турбины с качающимися шарнирами, в том числе WTS-3, WTS-4. и Гамма 60. [ 7 ] [ 8 ] После испытаний ветряной турбины Gamma 60 на Сардинии в 1992–1997 годах Доман и итальянский инженер-атомщик Сильвестро Карузо основали Gamma Ventures, Inc. для дальнейшего развития и продвижения этой технологии. [ 1 ] [ 8 ] Впоследствии компания Gamma Ventures инвестировала и продала лицензию Seawind Ocean Technology на коммерциализацию той же концепции ветряной турбины с двумя лопастями и качающимися шарнирами. нидерландской компании [ 2 ] [ 8 ]
Доман вместе с известным аэрокосмическим инженером немецкого происхождения Куртом Хоэнемсером (партнером и доверенным лицом известного немецкого конструктора самолетов и вертолетов Антона Флеттнера ) утверждали, что конструкция гибкого двухлопастного ротора ветряной турбины вертолетного типа соответствует действующим силам. Природа была более подходящей для производства электроэнергии, чем жесткие отраслевые стандартные трехлопастные роторы ветряных турбин самолетного типа, которые по своей конструкции могут быть сконструированы только так, чтобы противостоять силам природы. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Два вертолета Домана, переоборудованный Sikorsky R-6 (Doman LZ-1A) и Doman LZ-5 /YH-31, выставлены в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, штат Коннектикут . [ 13 ]

Ранний период жизни
[ редактировать ]Глидден Суит Доман, сын Альберта Э. Домана и Рут Суит Доман, родился в Сиракузах, штат Нью-Йорк, 28 января 1921 года. [ 2 ] [ 4 ] [ 14 ] Живя в небольшой деревне Элбридж на севере штата Нью-Йорк, Доман происходил из семьи изобретателей и предпринимателей. [ 2 ] Его отец Альберт и дяди Льюис и Джордж Доман были первыми, кто обеспечил Элбридж электричеством в 1890 году. [ 2 ] Старший сводный брат Домана, Карл Т. Доман, разработал двигатели Франклина с воздушным охлаждением для автомобилей Франклина и самолетов, в том числе для новаторского вертолета Sikorsky VS-300 . [ 14 ]
В подростковом возрасте Доман построил серию из шести моторизованных «тележек», а в 1936 году, в возрасте 15 лет, он построил гоночный болид Soapbox Derby, первый аэродинамически обтекаемый автомобиль. [ 2 ] [ 4 ] [ 14 ] Он выиграл региональную гонку Soapbox Derby, проходившую в Сиракузах, и занял хорошее место в гонке национального чемпионата в Акроне, штат Огайо. (2)(4) Доман также пытался построить самолет, завершив большую часть фюзеляжа, но так и не смог получить для него двигатель. [ 2 ]
В 1938 году Доман поступил в инженерный колледж Мичиганского университета (Анн-Арбор) , где специализировался в области авиационной техники. [ 5 ] Находясь в Мичигане, Доман присоединился к аэроклубу и позже стал президентом. [ 14 ] Другая участница аэроклуба, Джоан Гамильтон, будущая невеста Домана, была единственной женщиной-членом клуба. [ 14 ] пригласил ее Гамильтон получила лицензию рядового пилота, а позже, во время Второй мировой войны, знаменитый авиатор Джеки Кокран присоединиться к WASP (женщинам-пилотам ВВС), но она отклонила это предложение. [ 14 ]

Первые трудоустройства
[ редактировать ]Доман окончил Мичиган в июне 1942 года, всего через шесть месяцев после бомбардировки Перл-Харбора. [ 2 ] После окончания учебы он пошел работать в подразделение авиационных двигателей Ranger компании Fairchild Aviation на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк. [ 2 ] Доман имел опыт работы с технологиями двигателей, когда работал во время летних каникул в компании Franklin Engine Company (где работал его брат Карл). [ 2 ] В компании Ranger Доман приобрел опыт использования тензодатчиков для анализа вибрационных нагрузок на вращающиеся части двигателей. [ 2 ]
Карл Доман, который знал Игоря Сикорского по использованию двигателя Франклина в Sikorsky VS-300 , пригласил Домана принять участие в собрании Общества инженеров автомобильной промышленности в Нью-Йорке. [ 14 ] На этом мероприятии, где выступал Сикорский, Доман заинтересовался вибрационными нагрузками в несущих винтах вертолетов. [ 2 ] Будучи новым и не доработанным изобретением того времени, вертолеты имели лопасти несущего винта с очень коротким усталостным ресурсом. [ 2 ] Фактически, вскоре после того, как Доман встретил Сикорского, у Sikorsky YR-4 сломалась лопасть во время доставки в армию, что еще больше стимулировало интерес Домана. [ 2 ] [ 14 ]
В августе 1943 года Доман женился на Джоан Гамильтон, и они сразу же переехали в Стэмфорд, штат Коннектикут, где он ездил на работу и обратно на Сикорски в Бриджпорте, штат Коннектикут. [ 14 ] Доман установил тензодатчики по всей роторной системе Sikorsky YR-4, чтобы определить слабые места. [ 2 ] [ 14 ] Затем он придумал, где и как изменить систему несущего винта, чтобы продлить срок службы лопастей. [ 2 ] Вклад Домана был настолько важен, что сам Игорь Сикорский обратился в призывную комиссию Домана с просьбой оставить его в программе испытаний вместо того, чтобы отправлять его в армию или на флот. [ 14 ] Доман обнаружил, что настоящей причиной поломок лопастей была конструкция ступицы ротора. [ 14 ] Во время Второй мировой войны он руководил программой по подбору и балансировке лопастей всех вертолетов Sikorsky перед их доставкой. [ 14 ] На протяжении всего своего пребывания в Sikorsky Доман постоянно изучал динамику ротора. [ 14 ]
У Домана был один очень душераздирающий опыт в Sikorsky, когда он летал инженером-испытателем на YR-4. [ 2 ] [ 14 ] Пилот замедлил вертолет до очень низкой скорости, и он вошел в так называемое «состояние вихревого кольца», когда лопасти теряют подъемную силу, и вертолет трясется почти неконтролируемо. [ 2 ] Катастрофы со смертельным исходом в результате такого события не раз случались в истории винтокрылой авиации. [ 2 ] Однако в этом случае пилот каким-то образом заставил вертолет лететь назад, что позволило лопастям восстановить свою подъемную способность и предотвратить крушение. [ 2 ] Во время работы в компании Sikorsky Доман познакомился с Игорем Сикорским , и в течение многих лет после этого Доман любил повторять свою любимую цитату Игоря Сикорского : «Бог заботится о вертолетах». [ 2 ]

Вертолетная компания «Доман»
[ редактировать ]Вместе с Клинтоном Фрейзером, математиком и коллегой из Sikorsky , Доман покинул Sikorsky после Второй мировой войны, чтобы дальше развивать и реализовывать свои идеи. [ 2 ] Компания Doman-Frazier Helicopters, Inc. была основана осенью 1945 года. [ 14 ] Первоначально компания располагалась в задней части адвокатской конторы в Нью-Йорке, но вскоре переехала в сарай в Стратфорде, штат Коннектикут, недалеко от завода Сикорски. [ 14 ] При финансовой помощи Воздушного корпуса армии США Доман получил излишки военного вертолета R-6 Sikorsky. [ 15 ] Доман и его команда инженеров модифицировали R-6, создав совершенно новую систему несущего винта с уникальной карданной ступицей несущего винта, которая впоследствии использовалась во всех вертолетах Домана. [ 2 ] После обширных успешных летных испытаний модифицированного Sikorsky R-6 (Doman LZ-1A) команда Домана спроектировала и построила совместно с Curtiss-Wright Corp. совершенно новый вертолет Домана CW-40. [ 2 ] За CW-40 через пару лет последовал Doman LZ-5 /YH-31. [ 2 ] Многие инновационные функции этого вертолета вскоре были защищены многочисленными патентами Домана. [ 2 ] Тем временем, после ухода г-на Фрейзера, компания была переименована в Doman Helicopters, Inc. и переехала в Дэнбери, штат Коннектикут. [ 2 ] Doman Helicopters на протяжении почти 20 лет продолжала строить и испытывать несколько вертолетов, а также выполнять другие сопутствующие работы по производству самолетов, чтобы поддержать компанию, пока она пыталась зарекомендовать себя в качестве крупного производителя вертолетов. [ 14 ] Вертолеты Doman LZ-5 /YH-31 прошли всесторонние испытания компании, а также армии и флота США. [ 14 ] США Они получили сертификат Федерального управления гражданской авиации и аналогичного канадского органа для продажи и коммерческого использования после прохождения строгих испытаний, необходимых для таких разрешений. Вертолеты Doman LZ-5 /YH-31 совершили поездку по США и были хорошо приняты потенциальными клиентами, особенно в нефтяной промышленности на побережье Мексиканского залива. Один даже гастролировал по Франции и Италии, выступая на Парижском авиасалоне в 1960 году. [ 2 ]
Вертолеты Doman имели технический успех, но компания не смогла привлечь достаточный венчурный капитал для создания сборочной линии для массового производства. [ 2 ] Компания прекратила свою деятельность в 1969 году и вскоре после этого была официально распущена. [ 2 ]

Ветровые турбины и карьера в других компаниях
[ редактировать ]В январе 1970 года Доман перешёл на работу в Boeing Vertol — вертолётное подразделение Boeing в Филадельфии. [ 14 ] Там он продолжил свою новаторскую деятельность в области вертолетов, работая над исследованиями, финансируемыми армией США, и запатентовал дополнительные конструктивные улучшения для увеличения скорости вертолета и снижения вибрации. [ 2 ] Арабское нефтяное эмбарго 1973 года вызвало большой интерес к ветроэнергетике у Boeing и многих других компаний. [ 6 ] Продолжая разработку вертолетов, Доман начал исследования ветряных турбин. [ 2 ] Он адаптировал компьютерные модели, разработанные для вертолетов, для изучения ветряных турбин. [ 2 ] Затем Доман и его команда построили масштабные модели ветряных турбин, чтобы испытать их в аэродинамической трубе, обычно используемой для вертолетов и самолетов. [ 2 ] Вскоре Доман понял сходство и ключевые различия между ветряными турбинами и вертолетами. [ 2 ] Конструкторы ветряных турбин, не имеющие опыта работы с вертолетами, возможно, не знали уроков, извлеченных из истории вертолетной техники, но к середине 1970-х годов Доман имел более чем 30-летний опыт таких знаний, которые были непосредственно применимы к ветряным турбинам. [ 2 ] Двухлопастная ветряная турбина Boeing MOD-2 с гибкой конструкцией, задуманной Доманом, с качающимся шарниром стала флагманским достижением в семилетней НАСА программе ветроэнергетики, управляемой для Министерства энергетики США и Министерства энергетики США. Интерьер . [ 6 ] [ 16 ]
В январе 1978 года Доман вернулся в Коннектикут в качестве главного системного инженера программы ветроэнергетики в Hamilton Standard подразделении компании United Technologies . [ 17 ] Опираясь на обширные знания Домана о динамике роторов как вертолетов, так и ветряных турбин, United Technologies спроектировала и построила две самые большие ветряные турбины, когда-либо построенные на тот момент (т.е. WTS-3, WTS-4). [ 6 ] Ключевыми особенностями этих турбин, помимо их размеров, было использование всего двух лопастей (вместо трех, что более распространено) и установка лопастей на качающейся шарнирной ступице. [ 2 ] Это было аналогично использованию Доманом подвесной втулки на своих вертолетах, которые имели 4-лопастные несущие винты. [ 2 ] Одна турбина (WTS-4) была установлена и успешно испытана в Медисин-Боу, штат Вайоминг, а другая (WTS-3) — в Швеции. [ 4 ] Ветряная турбина WTS-4 удерживала мировой рекорд по мощности более 20 лет. [ 7 ] На протяжении всех исследований и испытаний реальных турбин взгляд Домана на лучшие концепции дизайна быстро менялся. [ 14 ] Однако, когда в середине 1980-х годов цены на нефть резко упали, United Technologies сочла рынок ветроэнергетики неэкономичным и остановила программу. [ 2 ]

Итальянское правительство обратило внимание на работу Домана, и в июле 1987 года, когда Доман ушел из United Technologies , он был нанят Aeritalia (итальянский производитель, позже известный как Alenia ) и переехал в Рим, чтобы возглавить итальянскую программу ветроэнергетики. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ] В этой программе Доман применил свои последние идеи к новой машине, значительно улучшенной по сравнению с машинами WTS-4 и WTS-3, которые он разработал для установки в Вайоминге и Швеции соответственно. [ 4 ] Под руководством Домана группа итальянских инженеров спроектировала ветряную турбину Gamma 60 . [ 2 ] [ 8 ] Ветряная турбина Gamma 60 была первой в мире ветряной турбиной с регулируемой скоростью и качающимся шарниром. [ 1 ] [ 8 ] [ 18 ] Были изготовлены три ветряные турбины Gamma 60 , а одна была установлена и успешно испытана в 1992-1997 годах на средиземноморском острове Сардиния. [ 2 ] [ 8 ] Были намерения построить еще больше ветряных турбин Gamma 60 , но итальянская политика и отсутствие срочности из-за относительно низких цен на нефть в 1990-х годах привели к отмене программы. [ 2 ]
В 2003 году Доман и итальянский инженер-ядерщик Сильвестро Карузо основали новую компанию Gamma Ventures Inc. и купили две неиспользованные турбины, технические чертежи и права на производство у итальянского проекта Gamma 60. [ 1 ] [ 8 ] В 2007 году Gamma Ventures продала турбину и права на производство голландской компании Blue H Technologies, которая адаптировала технологию морских нефтяных платформ для размещения ветряных турбин на плавучих платформах на глубокой воде вдали от берега. [ 8 ] В 2007 году компания Blue H Technologies установила первую в мире плавучую морскую ветряную турбину в южной части Адриатического моря с двухлопастной ветряной турбиной. [ 19 ] [ 20 ] После некоторых изменений в корпоративных структурах и планах права на «Гамму» в конечном итоге были переданы новой компании Seawind Ocean Technology BV, которая работает над размещением турбин с роторами типа «Гамма» на бетонных морских опорных конструкциях, намереваясь сделать это во многих местах вокруг мир. [ 8 ] [ 21 ]
Настойчивый новатор
[ редактировать ]Доман оставался активным до конца своей жизни в 2016 году; тщательно занимается бизнесом, техническими стратегиями и анализом, направленным на достижение превосходных характеристик ветряных турбин при меньших затратах при применении своих новых роторных технологий. [ 8 ] Он также был активным сторонником Музея авиации Новой Англии два его вертолета – переоборудованный R-6 (Doman-LZ1A) и Doman LZ-5 (в Виндзор-Локс, Коннектикут), где выставлены /YH-31. . [ 13 ] [ 22 ]
Из шести первых вертолетных компаний в США Доман был последним основателем компании, который скончался. [ 4 ] Он был одним из немногих пионеров вертолетов, которые перенесли технологию динамики ротора с вертолетов на ветряные турбины. [ 5 ]
Проект морской ветроэнергетики, анонсированный в феврале 2017 года с участием Seawind Ocean Technology BV, направлен на демонстрацию применения ветроэнергетики, предложенного Глидденом Доманом, Антоном Флеттнером и Куртом Хоэнемсером , в суровых ветровых и морских условиях. [ 10 ] [ 23 ] [ 8 ] [ 21 ] Доман до своих последних дней работал над тем, чтобы однажды электричество, генерируемое ветром, можно было производить в больших количествах и гораздо дешевле, чем сейчас, с использованием его передовых концепций роторной технологии. [ 8 ] [ 21 ]
Фотогалерея
[ редактировать ]-
Армия США - вертолет Doman LZ-5/YH-31
-
Конверсия Sikorsky R-6 Домана
-
Гамма 60 - прототип мощностью 1,5 МВт
Патенты, выданные Патентным ведомством США.
[ редактировать ]- Патент США 2 451 541 - Динамический балансир лопастей несущего винта (подана 24 мая 1945 г., выдана 19 октября 1948 г.).
- Патент США 2 550 538 - Управление направлением и балансировкой винтокрылых самолетов (подана 9 августа 1946 г., выдана 24 апреля 1951 г.).
- Патент США 2 648 387 - Головка ротора (подана 27 июня 1946 г., выдана 11 августа 1953 г.)
- Патент США 2 687 856 - Гироскопическое управление поддерживающими роторами (подана 18 июля 1946 г., выдана 31 августа 1954 г.).
- Патент США 2716889 - Способ определения и регулировки аэродинамического момента тангажа полноразмерного аэродинамического элемента и устройства для него (подана 25 ноября 1952 г., выдана 6 сентября 1955 г.).
- Патент США 2 810 443 - Комбинация средств роторной головки и автомата перекоса (подана 18 ноября 1950 г., выдана 22 октября 1957 г.).
- Патент США 2 827 251 - Рама самолета с большими боковыми проемами (подана 2 апреля 1952 г., выдана 18 марта 1958 г.).
- Патент США 2 959 230 - Механическое управление курсом и балансировкой вертолетов (подана 16 августа 1951 г., выдана 8 ноября 1960 г.).
- Патент США 2 978 038 - Рабочий механизм автомата перекоса и комбинация с автоматом перекоса (подана 11 марта 1958 г., выдана 4 апреля 1961 г.)
- Патент США 3 007 530 - Головка несущего винта вертолета (подана 29 июля 1958 г., выдана 7 ноября 1961 г.)
- Патент США 3 007 654 – Ротор и лопасть для винтокрылого аппарата (подана 27 декабря 1956 г., выдана 7 ноября 1961 г.)
- Патент США 3 082 826 - Головка несущего винта с управлением общим шагом (подана 2 июля 1958 г., выдана 26 марта 1963 г.).
- Патент США 3 087 690 - Ротор с двумя шарнирами на приводном валу (подана 30 января 1961 г., выдана 30 апреля 1963 г.).
- Патент США 4004757 – Демпфер колебаний ступицы несущего винта винтокрылого аппарата и его комбинация с винтокрылым аппаратом (подана 16 октября 1975 г., выдана 25 января 1977 г.).
- Патент США 4 073 600 - Демпфирующий механизм втулки несущего винта вертолета для резонанса с землей и валка и его сочетание с несущим винтом (подана 14 июня 1976 г., выдана 14 февраля 1978 г.).
- Патент США 4 329 117 - Ветряная турбина с изоляцией помех трансмиссии (подана 22 апреля 1980 г., выдана 11 мая 1982 г.)
- Патент США 4 353 681 - Ветряная турбина с балансировкой отклонения от курса (подана 19 мая 1980 г., выдана 12 октября 1982 г.).
- Патент США 4 515 525 - Минимизация последствий колебаний рыскания в ветряных турбинах (подана 8 ноября 1982 г., выдана 7 мая 1985 г.).
- Патент США 4 695 736 - Ветряная турбина с регулируемой скоростью (подана 18 ноября 1985 г., выдана 22 сентября 1987 г.).
См. также
[ редактировать ]- Океанские технологии Сивинд
- Ветряная турбина Гамма 60
- Ветряные турбины НАСА
- Плавающая ветряная турбина
- Антон Флеттнер
- Курт Хоэнемсер
- Ветряная турбина с регулируемой скоростью
- Морская ветроэнергетика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д де Врис, Эйз. «Две лопасти — морская турбина Condor Wind мощностью 5 МВт» . Ежемесячный журнал Wndpower . Ветроэнергетика на море. Архивировано из оригинала 3 июня 2015 года . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Доман, Стив (2 августа 2011 г.). «Роторная технология Glidden Doman для вертолетов и ветряных турбин - 65-летняя история». Группа компаний EPCo .
- ^ Гиббон, Терри. «Доман Вертолеты, Инк» . Группа компаний EPCo . Архивировано из оригинала 22 декабря 2013 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «AHS оплакивает потерю Глида Домана, последнего пионера вертолетов» . Американское вертолетное общество . АХС Интернешнл. Архивировано из оригинала 21 августа 2016 года . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Стемпьен, Алексис. «Скорбь о потере выпускника Глидден Домана» . Мичиганский университет – Мичиганское инженерное дело . Мичиганский университет. Архивировано из оригинала 13 июня 2016 года . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Боулз, Марк Д. (7 сентября 2012 г.). «Программа энергоэффективности самолетов НАСА «Аполлон аэронавтики» . НАСА . Архивировано из оригинала 30 сентября 2012 года . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Исследования в области ветроэнергетики приносят плоды» . НАСА . Архивировано из оригинала 12 июня 2006 года . Проверено 31 мая 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Якубовский, Мартин. «История развития технологии морского ветра» . Технология морского ветра . Океанские технологии Seawind. Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ Спера, Дэвид А. (2009). Технология ветряных турбин: фундаментальные концепции ветротурбостроения . АСМЭ Пресс. стр. Глава 10.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин, Дуглас (21 апреля 2001 г.). «Курт Хоэнемсер, один из первых конструкторов вертолетов, умер в возрасте 95 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 21 апреля 2001 г.
- ^ «Антон Флеттнер». Нью-Йорк Таймс . Некролог. 30 декабря 1961 года.
- ^ Хоэнемсер, Курт Х. (30 сентября 2001 г.). «Письмо мистеру Рэйвену - внучатому племяннику Антона Флеттнера».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Орред, Сьюзен Р. «Местный житель Грэнби Глидден С. Доман станет гостем в Музее авиации Новой Англии» . Хартфорд Курант . Архивировано из оригинала 13 февраля 2017 года . Проверено 12 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Орред, Сьюзен Р. (6 марта 2013 г.). «Местный житель Грэнби — пионер в области проектирования вертолетов и ветряных турбин» . Патч Грэнби . Архивировано из оригинала 13 июля 2016 года . Проверено 6 марта 2013 г.
- ^ «Конверсия Sikorsky R-6 Домана (LZ-1A)» . Музей авиации Новой Англии . Музей авиации Новой Англии. Архивировано из оригинала 4 марта 2017 года . Проверено 11 февраля 2017 г.
- ^ «Глидден Доман» . Возобновляемая энергия. Устойчивая энергетика . Зеленая Энергия Экспо ЕС. 6 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2020 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Скользящий сладкий доман» . Американское вертолетное общество . Международное Американское вертолетное общество. Архивировано из оригинала 10 сентября 2016 года . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ Карлин, П.В.; Лаксон, А.С.; Мулджади, Э.Б. «История и современное состояние технологии ветряных турбин с регулируемой скоростью» . НРЭЛ . Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии. Архивировано (PDF) из оригинала 26 ноября 2001 г. Проверено 1 февраля 2001 г.
- ^ Эбберт, Стефани; Дейли, Бет (15 марта 2008 г.). «Предложение может успокоить бурю над ветряной электростанцией» . Бостон.com . Бостон Глобус. Архивировано из оригинала 16 февраля 2017 года . Проверено 15 марта 2008 г.
- ^ «Blue H Technologies запускает первую в мире плавучую ветряную турбину» . МаринБазз . Архивировано из оригинала 21 июля 2020 года . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с де Врис, Эйз (1 апреля 2020 г.). «Сивинд» активизирует разработку радикальной двухлопастной морской турбины . Ежемесячный журнал Windpower . Архивировано из оригинала 21 июня 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Джексон, Пол (2016). Джейн «Все самолеты мира» . Великобритания: Информационная группа Джейн.
- ^ «Seawind и Олав Олсен совместно продвигают демонстрационный проект мощностью 6,2 МВт» . оффшорWIND.biz . 21 февраля 2017. Архивировано из оригинала 1 марта 2017 года . Проверено 3 марта 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Doman Helicopters. Архивировано 26 апреля 2022 года в Wayback Machine.
- Blue H Technologies. Архивировано 27 марта 2019 г. в Wayback Machine.
- Норвежский проект. Архивировано 1 марта 2017 г. в Wayback Machine.
- Доктор техн. Олав Олсен. Архивировано 25 апреля 2017 года в Wayback Machine.
- Seawind Ocean Technology. Архивировано 15 февраля 2017 г. в Wayback Machine.