Океанские технологии Сивинд
![]() | |
Тип компании | BV (Частная компания) |
---|---|
ISIN | 63902796 |
Промышленность | Возобновляемая энергия , плавучая ветроэнергетика |
Предшественники | Кондор Винд Энерджи Лтд. Блю Х Технологии Б.В. |
Основан | 2014 |
Штаб-квартира | Амстердам , Нидерланды |
Ключевые люди |
|
Продукты | Плавающая ветряная турбина , Технологии , OEM , Управление проектами , НИОКР , Морская ветроэнергетика |
Веб-сайт | www |
Seawind Ocean Technology BV , нидерландская компания, является производителем ( OEM ) интегрированных плавучих ветряных турбин и экологически чистых водородных систем. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Seawind разрабатывает двухлопастные плавучие ветряные турбины (6,2 МВт и 12,2 МВт ), пригодные для установки во всех морях, включая ураганные регионы и сверхглубокие воды. [ 1 ] [ 2 ] Основана на основе оригинальных исследований и разработок NASA , Hamilton Standard (ныне United Technologies Corporation / Raytheon Technologies ), Enel и Aeritalia ; турбины Seawind Морские ветряные с интегрированным фундаментом были запатентованы, проверены на мощность 1,5 МВт и получили типа D DNV в декабре 2019 года. сертификат [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] В настоящее время компания планирует запустить демонстрационный образец Seawind 6, за которым последует предсерийный Seawind 12, проект, установку которого планируется начать уже в 2024-2025 годах и который стремится получить . высший уровень сертификации DNV [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ]
Обзор
[ редактировать ]Seawind Ocean Technology разрабатывает решения в области морской ветроэнергетики , которые удовлетворяют потребности крупных и малых установок и способствуют глобальной декарбонизации . [ 2 ] [ 5 ] Технология Seawind основана на Glidden Doman гибкой конструкции двухлопастной турбинной системы , которая соответствует силам природы, а не сопротивляется им. [ 6 ] Простота и надежность конструкции Seawind, которая поддерживает более высокие скорости вращения турбины, обеспечивает меньший крутящий момент, меньшую усталость, более легкую трансмиссию и более длительный срок службы благодаря технологии балансирующей ступицы . [ 1 ] [ 2 ] разработанная компанией, Технология балансирующей втулки, работает в сочетании с системой управления усилием отклонения от курса , которая исключает все управления шагом лопастей . механизмы [ 1 ] [ 2 ]
Seawind Плавучие ветряные турбины , которые обеспечивают повышенный доступ через гондолу вертолетной площадки, не требуют забивки свай, кранов и тяжелых судов для установки в море. [ 1 ] [ 2 ] Конструкция системы Seawind приводит к созданию более простой турбины с меньшим количеством деталей, что значительно снижает общий вес. [ 3 ] [ 4 ] Турбина Seawind мощностью 12,2 МВт имеет вес головки турбины 640 тонн, что на 210 тонн меньше, чем у ее ближайшего сопоставимого конкурента. [ 3 ] [ 4 ] Эта разница в весе существенно увеличивает вырабатываемую мощность на тонну, что делает турбину высокоэффективной. [ 3 ] [ 4 ] Снижение сложности конструкции и веса головки турбины наверху плавающей ветряной турбины имеет решающее значение для обеспечения структурной устойчивости и оптимизации технологий. [ 3 ] [ 4 ]
По оценкам Seawind, приведенная стоимость энергии ( LCOE ) для энергии, производимой ее двухлопастными плавучими ветряными турбинами, более чем на 25% ниже, чем современные трехлопастные морские ветроэнергетические технологии. [ 2 ] Seawind заявляет, что прогнозируемое преимущество LCOE также ускорит достижение целевых целей компании по производству экологически чистого водорода на море и на суше . [ 2 ]

История
[ редактировать ]Вертолетные инновации
[ редактировать ]Эволюцию технологии плавучих ветряных турбин Seawind можно проследить еще во время Второй мировой войны, когда компания Sikorsky Aircraft (ныне United Technologies Corporation ) наняла американского инженера Глиддена Домана для решения структурных и динамических проблем вертолета, включая отказы лопастей. [ 7 ] Игорь Сикорский разработал и управлял первым успешным вертолетом в США в 1939 году. [ 7 ]
Успешные усилия Домана для Sikorsky привели к подаче патентов и созданию 31 августа 1945 года Doman Helicopters, Inc., одной из первых шести вертолетных компаний Америки. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ] В 1947 году компания Doman Helicopters приобрела Sikorsky R-6 у Воздушного корпуса армии США для испытания новой конструкции несущего винта и системы управления, которая отличалась нестандартной карданной системой головки несущего винта, в которой не было шарниров и демпферов несущего винта, а также использовались мягкие лопасти. самолет динамический дизайн. [ 8 ] [ 9 ] Первый вертолет Домана, LZ-1A - Sikorsky R-6, переоборудованный под ротор и систему управления Домана, впервые поднялся в воздух в 1947 году. [ 8 ] За LZ -1A в 1950 году последовал более крупный LZ-4 . [ 8 ] [ 10 ] Главным достижением Doman Helicopters стал Doman LZ-5 восьмиместный вертолет /YH-31, получивший сертификат FAA 30 декабря 1955 года. [ 8 ] [ 10 ] Уникальной особенностью этого вертолета была его бесшарнирная, но шарнирно регулируемая наклоняемая ступица несущего винта, которая значительно снижала нагрузку и вибрацию на лопастях и во всем вертолете. [ 11 ]

Doman Helicopters, Inc работала в течение 25 лет, применяя свои инженерные концепции и производственные возможности в ряде областей применения, помимо вертолетов. [ 7 ] Пилоты, летавшие на вертолетах Домана, отмечают исключительную устойчивость при зависании, значительное снижение вибраций и «управление кончиками пальцев», с помощью которого они могли управлять машинами. [ 7 ]

Двухлопастные вертолеты
[ редактировать ]Двухлопастные конструкции несущего винта с качающимся шарниром широко используются в вертолетах, особенно в многочисленных моделях и многих тысячах вертолетов, построенных компанией Bell Helicopter . [ 8 ] Bell 47 с характерным лобовым стеклом кабины в виде «мыльного пузыря» использовался во время Корейской войны (например, миссии MEDEVAC в серии M*A*S*H , один из них выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке). ), а Bell 204 широко использовался во время войны во Вьетнаме . [ 8 ]
Двухлопастной винт Bell с качающимся шарниром и четырехлопастной винт Doman Helicopters с шарнирным шарниром предлагали аналогичные преимущества в снижении напряжений в лопастях несущего винта и предотвращении передачи большей части напряжений на фюзеляж. [ 8 ] Глидден Доман считал, что четырехлопастной ротор обеспечивает более плавное движение вертолета во время полета вперед, но поскольку ветряные турбины не участвуют в полете вперед, конструкция двухлопастной ветряной турбины обеспечивает те же преимущества при большей простоте. [ 8 ]
Два вертолета Домана, переоборудованный Sikorsky R-6 ( Doman LZ-1A ) и Doman LZ-5 /YH-31, выставлены в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, штат Коннектикут . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Глидден Доман был одним из первых, кто перенес знания о технологии динамики ротора вертолета на ветряные турбины. [ 15 ]

НАСА исследования и разработки
[ редактировать ]В 1973 году нефтяное эмбарго на Ближнем Востоке повысило интерес к развитию технологий ветроэнергетики. [ 4 ] [ 7 ] С 1974 по 1981 год НАСА Исследовательский центр Гленна , ранее Исследовательский центр Льюиса в Кливленде, штат Огайо, инициировал американскую ветроэнергетическую программу по разработке ветряных турбин с горизонтальной осью общего назначения . [ 4 ] [ 7 ]
(NSF) 1975 года Контракт Национального научного фонда предоставил Глидден Доману финансирование для исследования структурной динамики ветряной турбины с целью исключить возможность выхода из строя лопастей ветряной турбины из-за турбулентности. [ 2 ] [ 7 ] [ 10 ] программе Двухлопастная ветряная турбина Boeing MOD-2 с гибкой конструкцией, задуманной Доманом, с качающимся шарниром стала флагманским достижением в этой 7-летней ветровой энергетики, управляемой НАСА для Министерства энергетики США и Министерства энергетики США. Интерьер . [ 4 ] [ 7 ]

Двухлопастные ветряные турбины
[ редактировать ]Гамильтон Стандарт
[ редактировать ]В 1978 году Глидден Доман был нанят компанией Hamilton Standard (ныне компания United Technologies Corporation) для проектирования ветряных турбин. [ 2 ] [ 7 ] В 1982 году компания Hamilton Standard установила WTS-4, двухлопастную ветряную турбину мощностью 4,2 МВт с качающейся ступицей, башней из мягкой стали и регулятором мощности тангажа в Медесин-Боу, штат Вайоминг. [ 2 ] [ 7 ] [ 10 ] [ 16 ] [ 17 ] В 1983 году на верфи Карлскронаварвет в Магларпе, Швеция, была установлена WTS-3, двухлопастная ветряная турбина мощностью 3 МВт с подветренной конструкцией. [ 18 ] [ 19 ] Конструкция WTS-3, разработанная в сотрудничестве с американской компанией Hamilton Standard , также включала в себя башню из мягкой стали, которая стала стандартом для ветряных турбин мощностью несколько МВт. [ 18 ]
По сей день WTS-4 является самой мощной ветряной турбиной, работавшей на суше в США, и более 20 лет удерживала мировой рекорд по выходной мощности. [ 2 ] [ 7 ] [ 10 ] Ближе к концу этого проекта НАСА предоставило Доману финансирование для исследования широкого диапазона регулируемой скорости на WTS-4. [ 2 ] [ 7 ] [ 10 ] Результатом работы Домана стал сильный патент на его имя и вывод о с регулируемой скоростью (т.е. Гамма-турбины). необходимости разработки такой системы [ 2 ] [ 7 ] [ 10 ]
После обширной комплексной проверки Enel (крупнейшая коммунальная компания Италии) и Aeritalia купили лицензию у United Technologies и перевезли Домана в Италию, где технология Gamma 60 была разработана и продемонстрирована под управлением Wind Energy Systems Taranto SpA (WEST). [ 2 ] [ 7 ] [ 10 ]

Гамма 60
[ редактировать ]Gamma, итальянская аббревиатура проекта компании WEST (Wind Energy Systems Taranto SpA) – «Усовершенствованный ветрогенератор на несколько мегаватт», стартовала в 1987 году и исследовала все доступные технологии для создания конструкции турбины, оптимизированной с точки зрения экономических показателей. [ 7 ] Технология Gamma основана на философии дизайна Домана, заключающейся в согласии с силами природы в гибкой башне, балансирующей ступице, низкомодульном материале лопастей и широкодиапазонной силовой передаче с регулируемой скоростью, а не на сопротивлении этим силам, которое преобладает в 3-х лопастные турбины датской конструкции. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Работа Домана была вдохновлена немецким аэрокосмическим инженером Куртом Хоэнемсером, который заявил, что ветряные турбины должны быть двухлопастными, с фиксированным шагом и управляться рысканьем для достижения максимальной надежности. [ 20 ] Доктор Хоэнемсер вместе со своим наставником Антоном Флеттнером разработал вертолеты для вооруженных сил США, будучи одним из первых немецких иммигрантов в Соединенных Штатах после Второй мировой войны. [ 20 ]
Ветряная турбина Gamma 60 с горизонтальной осью мощностью 1,5 МВт начала работу в Альта-Нурра, Сардиния, Италия, в 1992 году. [ 2 ] [ 8 ] Мощность турбины Gamma 60 контролируется поворотом ротора. Этот маневр стал возможен благодаря снижению нагрузки за счет конструкции мягкой системы. [ 1 ] [ 8 ] Особенности, включая качающийся шарнир, который устраняет значительную вибрационную нагрузку, позволяют системе Gamma быть очень легкой и долговечной, чем ее конкуренты. [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ] Широкий диапазон регулирования скорости позволяет ветряной турбине Gamma 60 работать со скоростью вращения, пропорциональной скорости ветра. [ 7 ] [ 8 ] Это позволяет турбине Gamma работать очень тихо при умеренном ветре и работать быстрее в условиях сильного ветра. [ 7 ] [ 8 ] Ветряная турбина Gamma 60 успешно работала на Сардинии, Италия, с 1992 по 1997 год. [ 7 ] [ 8 ] [ 4 ]
Доман успешно воспроизвел преимущества, связанные с четырехлопастным винтом вертолета с карданным шарниром, а также признал преимущества, присущие двухлопастным винтам вертолета, при разработке двухлопастного несущего винта Gamma 60 с качающимся шарниром. [ 7 ] Gamma 60 была первой в мире ветряной турбиной с регулируемой скоростью и качающимся шарниром. [ 21 ]
В 1997 году итальянский инженер-ядерщик Сильвестро Карузо, которому компания Finmeccanica (ныне Leonardo SpA ) поручила независимую проверку турбины Gamma 60, пришел к выводу, что технология Gamma имеет большой потенциал. [ 8 ] Была запланирована коммерциализация прототипа Gamma 60, включая условные инвестиции в 10 турбин Gamma со стороны коммунального предприятия США, но юридические споры и договорные претензии между WEST и Enel , приватизация Enel и падение цен на нефть в 1998 году привели к отмене программы. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Эти факторы дали Доману, Карузо и другим акционерам возможность основать новую компанию. [ 7 ] В 2004 году компания Gamma Ventures, Inc была основана Глидденом Доманом и Сильвестро Карузо после того, как компания приобрела две еще не построенные турбины Gamma мощностью 2 МВт и технологические права у успешного итальянского предприятия Gamma. [ 7 ]

Плавающие ветряные турбины
[ редактировать ]В 2004 году Мартин Якубовски основал Blue H Technologies BV для разработки плавучих ветряных турбин . [ 2 ] Sky Saver Srl, итальянская дочерняя компания Blue H Technologies, подает заявку на получение гранта и разрешения на установку двухлопастной ветряной турбины на плавучей платформе с натяжными опорами (TLP) у побережья Южной Италии в проливе Отранто . [ 2 ]
В декабре 2007 года компания Blue H Technologies развернула первую в мире плавучую ветряную турбину в 21,3 км (13,2 мили) от побережья Апулии , Италия . [ 2 ] [ 27 ] [ 28 ] Прототип был установлен на глубине 113 метров (371 фут) для сбора данных испытаний о ветре и морских условиях, и был выведен из эксплуатации в конце 2008 года. [ 29 ] В турбине использовалась платформа с натяжными опорами и двухлопастная турбина. [ 29 ]
В 2007 году Blue H Technologies приобрела турбину Gamma 60 и права на производство у Gamma Ventures, Inc. [ 2 ] [ 4 ]
В январе 2009 года Институт энергетических технологий (ETI) инвестировал 3,3 миллиона фунтов стерлингов в проект «Глубокая вода» для изучения экономической и технической осуществимости конструкции платформы с натяжными опорами с использованием двухлопастного качающегося шарнира. Плавающая ветряная турбина мощностью 5 МВт с гибридным бетоном и сталью. поплавок и бетонный противовес. [ 29 ] В этот проект, который возглавила Blue Technologies, вошли BAE Systems , Romax, CEFAS , EDF Energy , PAFA Consulting Engineers, а также Sea & Land Power и Energy Ltd. [ 29 ] Проект Deep Water установил, что двухлопастные балансирные турбины с платформами натяжных опор могут помочь снизить затраты на морскую ветроэнергетику в Великобритании, и помог сформировать следующий этап программы ETI Offshore Wind. [ 29 ]
В мае 2010 года компания Blue H USA LLC, американский филиал Blue H Technologies BV, получила первое в Северной Америке разрешение на строительство полномасштабной плавучей глубоководной морской ветроэнергетической платформы ( Инженерного корпуса армии США номер разрешения : NAE-2007). -02626). [ 30 ]
В 2010 году акционеры Blue H Technologies отказались от финансирования дополнительной разработки двухлопастной плавучей морской ветряной турбины. [ 2 ] Мартин Якубовски и Сильвестро Карузо при поддержке Gamma Ventures, Inc. после приобретения всех соответствующих активов у Blue H основывают Condor Wind Energy Ltd для дальнейшего развития своей запатентованной технологии морской ветроэнергетики с двумя лопастными качающимися шарнирами. [ 2 ] [ 31 ]
В 2014 году деятельность Condor Wind Energy Ltd снизилась из-за внутренних разногласий. [ 2 ]
Корпоративная структура Seawind Ocean Technology
[ редактировать ]В 2014 году Мартин Якубовски и Сильвестро Карузо основали компанию Seawind Ocean Technology BV в Нидерландах. [ 2 ] В 2015 году Seawind Ocean Technology подписала соглашение о выкупе всех активов Condor Wind Energy Ltd, включая, самое главное, всю технологическую и интеллектуальную собственность. [ 2 ] В 2017 году все акционеры Gamma Ventures, Inc стали акционерами Seawind Ocean Technology Holding BV. [ 2 ]
В 2019 году в Великобритании была создана компания Seawind Ocean Technology Ltd с целью создания британского юридического лица для поддержки растущей морской ветроэнергетической отрасли в водах Великобритании. [ 2 ]
В декабре 2019 года двухлопастные плавучие ветряные турбины Seawind мощностью 6,2 МВт и 12,2 МВт получили статус «технологической квалификации» от DNV GL . [ 2 ] DNV GL согласилась на ускоренный график, в результате которого будет получена сертификация типа А для ветряной турбины Seawind мощностью 6,2 МВт в 2025 году и турбины Seawind мощностью 12,2 МВт в 2026 году. [ 1 ] [ 2 ]

Морские ветряные турбины Seawind Ocean Technology
[ редактировать ]Сивинд 6-126
[ редактировать ]Ветряная турбина Seawind 6-126 представляет собой легкую морскую двухлопастную ветротурбину с качающейся ступицей и активным управлением рысканьем. [ 1 ] Его гондола усилена стропилами, как корпус корабля, и соединена с центральной вертолетной площадкой круглой формы, на которой могут размещаться большие двухмоторные вертолеты. [ 1 ] Двухлопастная качающаяся втулка Seawind, которая жестко соединяет две лопасти с гибкой конструкцией с ограниченной возможностью поворота, обеспечивает устойчивость и снижает общую усталость системы. [ 1 ]
Качающийся шарнир Seawind придает дополнительную степень свободы работающему ротору (лопастям и ступице). [ 32 ] Эта степень свободы, отделяющая ротор от трансмиссии, значительно снижает аэродинамические циклические нагрузки, передаваемые ротором на трансмиссию, и значительно снижает крутящий момент, необходимый для поворота гондолы вокруг оси башни. [ 32 ] Таким образом, конструкция турбины Seawind позволяет исключить все механизмы управления шагом лопастей благодаря системе управления усилием отклонения от курса. [ 32 ]
Целевыми рынками для Seawind 6-126 являются регионы, подверженные ураганам, и отдаленные острова. [ 1 ]
Сивинд 12-225
[ редактировать ]Ветряная турбина Seawind 12-225 представляет собой легкую морскую двухлопастную ветротурбину с качающейся ступицей и активным управлением рысканьем, масса головной части турбины на 203 тонны ниже, чем у ее ближайшего сопоставимого конкурента. [ 1 ] Силовые преобразователи, трансформаторы среднего напряжения и распределительные устройства для морских ветроэнергетических установок Seawind 6-126 и Seawind 12-225 размещаются внутри основания интегрированной опорной конструкции ниже уровня воды. [ 1 ] Такая конструкция обеспечивает доступность обслуживания, пассивное охлаждение морской водой, снижает риски, связанные с вибрацией силовой электроники, и уменьшает массу гондолы. [ 1 ] Аналогичные модели морских ветряных турбин Seawind 12-225 и Seawind 6-126 были разработаны с расчетным сроком службы более 25 лет. [ 1 ]
Двухлопастная морская ветряная турбина Seawind с качающимся шарниром спроектирована так, чтобы выдерживать ураганные условия. [ 32 ] В случае экстремальной скорости ветра двухлопастной ротор Seawind можно расположить горизонтально, чтобы лопасти были совмещены с направлением ветра. [ 32 ] Эта конфигурация с гибкостью, обеспечиваемой эластичным шарниром, эффективна для снижения ветровых нагрузок на лопасти и другие компоненты. [ 32 ] В условиях сильного ветра нагрузки лишь немного превышают максимальные нагрузки при нормальной работе. [ 32 ]
Целевые рынки для Seawind 12-225 включают проекты с сильным ветром в Европе и США . [ 1 ]
Технические характеристики морских ветряных турбин
[ редактировать ]Название турбины | Номинальная мощность (МВт) | Диаметр ротора (м) | Скорость ротора (об/мин)(*) | Конечная скорость (м/с) | Глубина воды (м) | Рабочая скорость ветра | Устойчивость к циклонам | Планируемый выход на рынок |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сивинд 6-126 [ 33 ] | 6.2 | 126 | 20.8 | 137 | За 50 | 3,5–25 м/с (12,5–90 км/ч) | до 70 м/с (250 км/ч) с порывами 90 м/с (325 км/ч) | 2025 |
Сивинд 12-225 [ 34 ] | 12.2 | 225 | 11.8 | 139 | За 50 | 3,5–25 м/с (12,5–90 км/ч) | Будет определено | 2026 |
(*) При номинальной мощности
См. также
[ редактировать ]- Глидден Доман
- Ветряная турбина Гамма 60
- Ветряные турбины НАСА
- Плавающая ветряная турбина
- Антон Флеттнер
- Курт Хоэнемсер
- Ветряная турбина с регулируемой скоростью
- Морская ветроэнергетика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с де Врис, Эйз (1 апреля 2020 г.). «Сивинд» активизирует разработку радикальной двухлопастной морской турбины . Виндтек Интернэшнл . Виндтек Оффшор. Архивировано из оригинала 21 июня 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Якубовский, Мартин. «История развития технологии морского ветра» . Технология морского ветра . Океанские технологии Seawind . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Интервью с Мартином Якубовски, председателем правления и президентом Seawind Ocean Technology» . ВетерЕвропа . Октябрь 2020 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Глидден Доман» . Возобновляемая энергия. Устойчивая энергетика . Зеленая Энергия Экспо ЕС. 6 июня 2018 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Сивинд Оушен Технолоджи Холдинг Б.В.» Фонд солнечного импульса . Солнечный импульс . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Спера, Дэвид А. (2009). Технология ветряных турбин: фундаментальные концепции ветротурбостроения . АСМЭ Пресс. стр. Глава 10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Дакерман, Раймонд А. «Эволюция гамма-ветряных турбин» . ЛинкедИн . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Доман, Стив (2 августа 2011 г.). «Роторная технология Glidden Doman для вертолетов и ветряных турбин - 65-летняя история». Группа компаний EPCo .
- ^ «Конверсия Sikorsky R-6 Домана (LZ-1A)» . Музей авиации Новой Англии . Музей авиации Новой Англии.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гиббон, Терри. «Доман Вертолеты, Инк» . Группа компаний EPCo . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ «AHS оплакивает потерю Глида Домана, последнего пионера вертолетов» . Американское вертолетное общество . АХС Интернешнл . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ «Глидден Доман» . Green Energy Expo ЕС по возобновляемым источникам энергии и устойчивой энергетике . Зеленая Энергия Экспо ЕС. 6 июня 2018 года . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ «Доман ЛЗ-5 (YH-31)» . Музей авиации Новой Англии . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ «Конверсия Sikorsky R-6 Домана (LZ-1A)» . Музей авиации Новой Англии . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Стемпьен, Алексис. «Скорбь о потере выпускника Глидден Домана» . Мичиганский университет – Мичиганское инженерное дело . Мичиганский университет. Архивировано из оригинала 13 июня 2016 года . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ «NASA WTS-4 Hamilton Standard» . Модели ветряных турбин . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «Скользящий сладкий доман» . Американское вертолетное общество . Международное Американское Вертолетное Общество . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Мёллерстём, Эрик (2019). «Ветровые турбины из шведской программы ветроэнергетики и последующие попытки коммерциализации - исторический обзор» . Энергии . 12 (4). MDPI: 690. doi : 10.3390/en12040690 .
- ^ «Карлскронаварвет WTS-3 Магларп» . Модели ветряных турбин . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мартин, Дуглас (21 апреля 2001 г.). «Курт Хоэнемсер, один из первых конструкторов вертолетов, умер в возрасте 95 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 апреля 2001 г.
- ^ Карлин, П.В.; Лаксон, А.С.; Мулджади, Э.Б. «История и современное состояние технологии ветряных турбин с регулируемой скоростью» . НРЭЛ . Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии . Проверено 1 февраля 2001 г.
- ^ «Проект научной оценки большой ветряной турбины WEGA II» . WEGA II Европейская комиссия . Европейская комиссия . Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ Стурани, Мария (10 июня 1996 г.). «Планы приватизации Италии на 1996 год признаны реалистичными и осторожными» . WSJ.com . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ «ОПЕК разочаровывает, нефть падает» . деньги.cnn.com . Си-Эн-Эн. 30 ноября 1998 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ Дакерман, Раймонд А. «Разработка и история эксплуатации гамма-ветряной турбины» . ЛинкедИн . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Карузо, Сильвестро (28 октября 2020 г.). «Обзор опыта Gamma 60». Океанские технологии Seawind .
- ^ «Проект Глубокая вода — Blue H Technologies» . Морской ветер . Институт энергетических технологий. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ Глубоководные ветряные турбины , Институт инженерии и технологий , 18 октября 2010 г., по состоянию на 6 ноября 2011 г. Архивировано 26 ноября 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и «Blue H Technologies запускает первую в мире плавучую ветряную турбину» . МаринБазз . Архивировано из оригинала 21 июля 2020 года . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ «Проект Blue H США» . Поиск разрешений USACE . Инженерный корпус армии США . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ де Врис, Эйз. «Две лопасти — морская турбина Condor Wind мощностью 5 МВт» . Ежемесячный журнал Wndpower . Ветроэнергетика на море . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Карузо, Сильвестро. «Морские ветряные турбины с качающимся шарниром» . Редакционные особенности . Виндтек Интернэшнл . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ «Сивинд 6.2-126» . Океанские технологии Seawind . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «СВТ-12.2-225» . Океанские технологии Seawind . Проверено 19 октября 2020 г.