Jump to content

Аэро Л-39 Альбатрос

(Перенаправлено с L-39 Альбатрос )
Л-39 Альбатрос
чешских ВВС L-39
Роль Военный учебно-тренировочный самолет
Легкий штурмовик
Национальное происхождение Чехословакия
Производитель Аэро Водоходы
Дизайнер Ян Влчек [ 1 ]
Первый полет 4 ноября 1968 г.
Введение 28 марта 1972 г. в составе ВВС Чехословакии . [ 2 ]
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Советские ВВС (исторический)
Украинские ВВС
Чехословацкие ВВС
Ливийские ВВС
Сирийские ВВС
Произведено 1971–1996 [ 3 ]
2023 – настоящее время (Л-39НГ) [ 4 ]
Количество построенных 2,900 [ 3 ]
Разработано на основе Аэро Л-29 Дельфин
Варианты Аэро Л-39НГ
Развитый в Аэро Л-59 Супер Альбатрос
Аэро Л-159 Алька

Aero L-39 Albatros — высокопроизводительный реактивный учебно-тренировочный самолет, разработанный и производимый компанией Aero Vodochody в Чехии . Помимо выполнения базовой и углубленной подготовки пилотов, он также выполнял боевые задачи в качестве легких штурмовиков. Необычно то, что самолет так и не получил отчетного названия НАТО .

L-39 Albatros был разработан в 1960-х годах как преемник Aero L-29 Delfin , первого с реактивным двигателем учебного самолета . Совершив свой первый полет 4 ноября 1968 года, он стал первым в мире учебно-тренировочным самолетом, оснащенным турбовентиляторной силовой установкой. Серийное производство L-39 Albatros продолжалось в 1971 году; год спустя он был официально признан большинством стран Варшавского договора в качестве предпочтительного основного инструктора. Соответственно, тысячи L39 будут произведены для различных военных заказчиков в Восточной Европе. Кроме того, он экспортировался в ряд стран мира как учебно-тренировочный самолет, так и легкий штурмовик. С 1990-х годов он стал популярен и среди гражданских операторов. К концу века более 2800 L-39 служили в более чем 30 военно-воздушных силах.

Было разработано несколько модификаций L-39 Albatros. В 1980-х годах компания Aero Vodochody использовала его в качестве основы для L-59 Super Albatros — увеличенной и обновленной модели. Кроме того, линия L-39 будет расширена до L-139, прототипа L-39, оснащенного двигателем Garrett TFE731 западного производства . Боевая разработка самолета, получившая обозначение L-159 ALCA , была запущена в производство в 1997 году и с тех пор закупалась рядом экспортных заказчиков. Производство оригинального L-39 прекратилось в середине 1990-х годов, поскольку после окончания холодной войны заказы существенно сократились . На авиасалоне в Фарнборо в июле 2014 года компания Aero Vodochody объявила о выпуске L-39NG — усовершенствованной и модернизированной версии L-39; Эта программа направлена ​​на производство самолетов новой постройки наряду с масштабной реконструкцией существующих самолетов. В 2023 году производство L-39НГ возобновилось, заказано 34 самолета. [ 4 ]

Разработка

[ редактировать ]

В 1964 году чехословацкая авиастроительная компания Aero Vodochody приступила к реализации нового проектного проекта, отвечающего заданным требованиям к «С-39» (C от cvičný – учебно-тренировочный), создав группу конструкторов под руководством Яна Влчека [ cs ] . Этот самолет должен был заменить Aero L-29 Delfin , один из первых учебно-тренировочных самолетов с реактивным двигателем, в качестве основного учебно-тренировочного самолета. [ 5 ] [ 6 ] Влчек предполагал, что этот тип, двухместный одномоторный самолет, будет принят на вооружение в качестве основного учебно-тренировочного самолета во всех странах Варшавского договора . [ 1 ]

4 ноября 1969 года L-39 (под обозначением «Прототип X-02» - второй построенный планер) совершил свой первый полет , в котором его пилотировал Рудольф Духонь завода , летчик-испытатель . [ 7 ] [ 8 ] Серийное производство начальной модели L-39, получившей обозначение L-39C , началось в 1971 году. В 1972 году L-39 Albatros был официально признан большинством стран, входящих в Варшавский договор, в качестве предпочтительного основного учебно-тренировочного самолета, после чего Таким образом, по всему блоку поступали значительные заказы от военных заказчиков, многие из которых поступали от советских ВВС . [ 1 ] [ 3 ] В 1974 году на вооружение ВВС Чехословакии поступил первый учебно-тренировочный самолет L-39. [ 3 ]

Эстонский L-39 в полете, 2007 г.

Быстро было представлено несколько специализированных вариантов базовой конструкции L-39. В 1972 году свой первый полет совершил специально построенный вариант буксира-мишени Л-39В. [ 3 ] В 1975 году первый учебно-боевой образец L-39ZO, оснащенный четырьмя подкрыльевыми узлами подвески , а также усиленным крылом и модифицированным шасси, совершил свой первый полет. [ 3 ] В 1977 году совершил первый полет первый легкий боевой вариант Л-39ЗА, оснащенный одной Грязева-Шипунова ГШ-23, пушкой установленной под фюзеляжем, в дополнение к четырем узлам подвески и усилениям Л-39ЗО. [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ]

По данным аэрокосмического издания Flight International , в конце 1980-х годов на рынке учебно-тренировочных самолетов ежегодно продавалось около 200 L-39. [ 11 ] По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира , в 1993 году общий объем экспортных заказов на L-39 составил 80 процентов стоимости всех экспортных продаж чешской военной продукции за этот год. [ 12 ] В 1990-х годах, вскоре после распада Советского Союза и окончания Холодной войны , компания Aero Vodochody решила разработать версии Альбатроса, оснащенные авионикой, двигателями и системами вооружения западного производства. [ 11 ] Примерно в то же время Aero Vodochody сформировала активное партнерство с Elbit Systems of Israel , в рамках которого несколько L-39 были доставлены в Elbit для оснащения современной электроникой и бортовыми системами, прежде чем они были реэкспортированы конечным пользователям, таким как Royal Тайские ВВС . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Продажи L-39 снизились в 1990-е годы. Этот спад объясняется потерей внутреннего рынка учебно-тренировочных самолетов Варшавского договора, которому исторически продавалась значительная часть от общего количества произведенных самолетов; обвинения в неспособности чехословацких банков финансировать оборонную промышленность и бездействие со стороны чехословацкого правительства; и обеспокоенность по поводу качества производственных стандартов. [ 11 ] В 1996 году производство Л-39 подошло к концу. [ 3 ] С момента окончания производства компания Aero Vodochody разработала несколько улучшенных вариантов L-39, которые заменят его, а также продолжила обширную поддержку и капитальный ремонт для существующих клиентов L-39. [ 16 ]

Одной из замен L-39 Albatros стал Aero L-159 Alca — модернизированная версия L-39. [ 17 ] Первоначально Aero Vodochody намеревалась разработать L-159 в партнерстве с Elbit, но вместо этого Министерство обороны Чехии выбрало Rockwell Collins в качестве партнера по программе. [ 18 ] Ограниченный успех L-159 побудил компанию Aero объявить на авиашоу в Фарнборо в 2014 году , что она разрабатывает модернизированную версию L-39, получившую обозначение L-39NG, чтобы составить конкуренцию Alenia Aermacchi M-346 и British Aerospace Hawk . L-39NG заменяет ТРДД АИ-25 на двигатель Williams FJ44 ; будет модифицирован планер, убраны топливные баки на законцовках крыла и будет установлен новый комплект авионики. Первый полет L-39NG состоялся в декабре 2018 года, а окончательный сертификат военного типа был выдан Чешским управлением военной авиации в 2022 году. [ 19 ] [ 20 ] Ожидается, что первый серийный L-39NG поднимется в воздух к концу 2022 года. [ 21 ]

L-39 на авиагонках в Рино 2014 г.

L-39 «Альбатрос» был разработан как экономичный учебно-тренировочный самолет с реактивным двигателем, который также способен выполнять задачи по наземным атакам. Для обеспечения эксплуатационной гибкости, простоты и доступности большинство бортовых систем были упрощены, чтобы избежать необходимости дорогостоящего технического обслуживания, а также свести к минимуму ущерб, вызванный неправильным обращением при управлении неопытным летным экипажем. [ 22 ] Его можно было легко запускать с суровых взлетно-посадочных полос, таких как замерзшие дна озер, благодаря прочной конструкции шасси и благоприятным низким посадочным скоростям. Сообщается, что летные качества самолета просты, что облегчается за счет быстрого реагирования дроссельной заслонки, что облегчает успешное управление студентам, которые никогда раньше не управляли реактивным самолетом. [ 23 ] В качестве тренировочной платформы L-39 сам по себе представлял собой часть комплексной системы, в которой также использовались пилотажные тренажеры и мобильное наземное испытательное оборудование. [ 8 ]

L-39C Albatros в Wings над Иллаваррой в 2017 году.

Низко посаженное прямое крыло имеет форму двойной конусности в плане, двугранный угол от корней 2½ градуса, относительно низкое удлинение и топливные баки емкостью 100 литров (26 галлонов США; 22 имп галлона), постоянно прикрепленные к законцовкам крыла . Задняя кромка с двумя прорезями имеет закрылки со сбалансированной массой внутри элеронов ; закрылки отделены от элеронов небольшими ограждениями крыла. [ 24 ] Присутствовала автоматическая система триммирования , закрылки и система триммирования были соединены, чтобы противодействовать потенциально большим изменениям шага, которые в противном случае были бы вызваны энергичными движениями закрылков. [ 25 ] Высокое стреловидное вертикальное оперение имеет встроенный руль направления . изменяемого угла наклона со встроенными рулями высоты. горизонтальные стабилизаторы У основания руля направления и над выхлопным соплом установлены [ 24 ] Расположенные рядом воздушные тормоза расположены под фюзеляжем крыла перед передней кромкой . Закрылки, шасси, колесные тормоза и пневматические тормоза приводятся в действие гидравлической системой. Органы управления приводятся в действие толкателем и имеют сервоприводы с электроприводом на элеронах и руле направления. Эксплуатационные пределы перегрузки при 4200 кг (9300 фунтов) составляют +8/-4 g. [ 24 ]

Нижняя часть L39 Albatros в полете, 2008 г.

Длинный заостренный нос ведет обратно в тандемную кабину, в которой курсант и инструктор сидят на катапультных креслах VS-1 чешского производства под индивидуальными фонарями, которые открываются вручную и откидываются справа. [ 25 ] Заднее сиденье, обычно используемое инструктором, слегка приподнято, чтобы можно было легко наблюдать и руководить действиями ученика в переднем положении. [ 24 ] [ 26 ] Конструкция кабины, компоновка панелей и многие ее детали напоминают или идентичны по функциям конструкциям других широко используемых советских самолетов; например, порядок раскрытия катапультного кресла точно такой же, как и на МиГ-29 . [ 27 ] Кабина частично герметизирована, что требует от экипажа носить кислородные маски при полете на высоту более 23 000 футов. [ 28 ] Гироскопический прицел для прицеливания оружия обычно имеется только в переднем положении. [ 29 ]

Одиночный турбовентиляторный двигатель Ивченко АИ-25 ТЛ (производства Советского Союза ) расположен в хвостовой части фюзеляжа и питается через плечевые полукруглые воздухозаборники (оснащенные разделительными пластинами ) сразу за кабиной и выхлопную трубу внизу. горизонтальное хвостовое оперение. двигателя Межремонтный ресурс (TBO) составляет 1000 летных часов; его якобы дешевле ремонтировать, чем большинство газотурбинных двигателей. [ 30 ] Пять резиновых топливных баков расположены в фюзеляже за кабиной. Несколько тяжелых радиоблоков обычно устанавливаются в кормовом отсеке авионики; их часто снимают с гражданских самолетов и заменяют топливным баком емкостью 70 галлонов. Дополнительные топливные баки могут быть установлены в задней части кабины и снаружи под крыльями; наконечники баков также можно расширить для увеличения запаса топлива. [ 28 ]

Самолет оснащен убирающейся ходовой частью носового колеса с гидравлическим приводом , которая предназначена для эксплуатации с травяных аэродромов. Стойки основных стоек шасси убираются внутрь в ниши крыла, а передняя стойка убирается вперед. [ 24 ] Базовый учебно-тренировочный самолет L-39C имеет два подкрыльевых пилона для подвесных баков или учебного оружия, но обычно они не устанавливаются. [ 31 ] Он может быть вооружен парой ракет К-13 для обеспечения базовых возможностей противовоздушной обороны . [ 29 ] Легкие штурмовые варианты имеют четыре подкрыльевых узла подвески для штурмовых магазинов, а вариант ZA также имеет подфюзеляжную артиллерийскую установку . [ 32 ] Макеты ракетных блоков УБ-16 также могут быть установлены только для внешнего вида. [ 26 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Гражданский Л-39 в вымышленной маркировке советской 84-й легкой ударной эскадрильи
Aero L-39 Albatros авиакомпании Breitling Jet Team.

Во время войны в Абхазии (1992–1993 гг.) абхазские сепаратистские силы получили из России и Чечни несколько L-39, которые использовались в боях против грузинских войск. 10 января 1993 года абхазский L-39 был сбит российским « Буком» СА-11 во время инцидента с дружественным огнем. [ 33 ] В ходе инцидента погиб пилот Олег Чанба, командующий ВВС абхазских сепаратистов. [ 33 ] 1 апреля 1993 года во время атаки на гражданские объекты в Сухуми грузинским силам удалось повредить L-39, который упал в море. [ 33 ]

Весной 2008 года несколько грузинских беспилотников были сбиты абхазскими сепаратистскими силами над регионом Абхазии . Абхазские сепаратистские силы заявили, что один из их оснащенных ракетами L-39 сбил грузинский беспилотный разведывательный аппарат Hermes 450 . [ 34 ] На кадрах, опубликованных позже грузинскими властями, четко видно, как беспилотник сбит ракетой с тепловым наведением, выпущенной с МиГ-29 . Расследование ООН также пришло к выводу, что видеозапись была подлинной и что дрон был сбит российским МиГ-29 с помощью ракеты с тепловым наведением «Вымпел» Р-73 . [ 35 ]

Афганистан

[ редактировать ]

удалось Военно-воздушным силам Талибана получить около пяти самолетов L-39C из остатков бывшей Демократической Республики Афганистан ВВС ; при иностранной технической поддержке и пилотах они были задействованы в боевых действиях на более поздних этапах фазы гражданской войны в Афганистане против Северного Альянса в 1996–2001 годах . Сообщается, что в начале 2001 года только два из них оставались в рабочем состоянии. [ 36 ] [ 37 ] После вторжения США в Афганистан в 2001 году некоторое количество L-39 было введено в состав ВВС Афганистана . [ 38 ] [ 39 ]

Азербайджан

[ редактировать ]

Некоторое количество L-39, наряду с более старыми L-29, широко использовалось азербайджанскими войсками для выполнения наземных атак во время Первой Нагорно-Карабахской войны в 1980-х и начале 1990-х годов. Сообщается, что некоторые из них были сбиты средствами ПВО Армии обороны Нагорного Карабаха . [ 40 ] В сентябре 2015 года компания Aero Vodochody запросила крупный заказ на последнюю модель L-39 для Азербайджана; к этому моменту в строю Азербайджана оставалось 24 годных к полетам L-39. [ 41 ]

Недавно де-факто независимая Чеченская Республика Ичкерия оказалась с десятками L-39 (а также несколькими L-29, тремя МиГ-17, двумя МиГ-15УТИ, вертолетами и другими транспортными и гражданскими самолетами), оставленными на авиабазах Ханкала и Калиновская . советскими ВВС в 1992 году. [ 42 ] Однако, как сообщается, большинство из них были брошены или не в летном состоянии, но во время конфликта между националистическими и пророссийскими силами в августе-ноябре 1994 года L-39 были развернуты и, возможно, были одним из немногих элементов воздушного нападения (и, возможно, разведки). на Джокара Дудаева войска . Сообщается, что по крайней мере один из них был сбит под Горагорском 4 октября из ПЗРК «Стрела-2» , выпущенного Доку Завгаева пророссийскими боевиками . Пилот полковник Али Мусаев и второй пилот Дедал Дадаев погибли. [ 43 ] [ 44 ]

Одной из основных причин, спровоцировавших первые налеты Су-25 , уничтожившие чеченскую авиацию на земле, и положившую начало российской интервенции , была подготовка ВВС Дудаева, которую заметили разведывательные Су-24 МР. . Были опасения, что эти самолеты могут замедлить или сдержать российскую воздушную и наземную кампанию, а также способность нескольких самолетов совершать атаки камикадзе на российские атомные электростанции (в частности, с помощью катапультного кресла в большинстве самолетов, особенно L- 39, начинив их взрывчаткой, чтобы они действовали как импровизированные крылатые ракеты). [ 44 ]

Ирак стал первым экспортным заказчиком L-39 Albatros. [ 8 ] К середине 1970 года ВВС Ирака закупили значительное количество учебно-тренировочных самолетов L-39, перенеся большую часть своей учебной деятельности на чехословацкие самолеты. [ 45 ] под руководством США Во время вторжения в Ирак , 14 апреля 2003 года, пара ВМС США самолетов McDonnell Douglas F/A-18 Hornets атаковала несколько самолетов L-29 и L-39, находившихся на аэродроме недалеко от города Тикрит ; Считалось, что они были модифицированы для использования в качестве платформ для доставки оружия. [ 46 ]

Примерно в 1978 году Ливия приобрела около 180 самолетов L-39ZO, которые служили в летных школах Сабха и Окба Бен Нафи югославского производства вместе с G-2 Galeb итальянского производства для повышения квалификации на реактивных самолетах и ​​SF.260 (для начальной подготовки). [ 47 ]

L-39 использовались во время чадско-ливийского конфликта , в основном на авиабазе Уади-Дум. Во время последнего чадского наступления в марте 1987 года чадцы захватили Уади-Дум вместе с несколькими самолетами (включая 11 L-39), а также советскими зенитно-ракетными комплексами и танками. В отчете Чада ООН сообщается о вышеупомянутом захвате 11 L-39 и уничтожении (или сбитии) как минимум четырех из них. [ 48 ]

В разгар этого конфликта, 21 апреля 1983 года, три Ил-76 ТД LARAF и один Lockheed C-130 Hercules приземлились в аэропорту Манауса , Бразилия , после того, как у одного из Ил-76 возникли технические проблемы при пересечении Атлантического океана . Затем бразильские власти обыскали самолеты: вместо медикаментов, как указано в транспортной документации, оказался ящик с первым из 17 L-39, направлявшихся в Никарагуа вместе с оружием и парашютами для поддержки войны страны против поддерживаемых США. Минусы обнаружены. Груз был конфискован на некоторое время, прежде чем был возвращен в Ливию, однако транспорту разрешили вернуться в свою страну. [ 49 ] [ 50 ] В течение 1990-х и 2000-х годов Ливия предпринимала многочисленные попытки получить компоненты и услуги для своих ВВС, несмотря на эмбарго, наложенное на страну Резолюцией 748 Совета Безопасности ООН ; В результате к 2001 году только половина ливийских L-39 была исправна. [ 51 ]

Пара российских Л-39 выполняет демонстрационный пилотаж на авиасалоне МАКС-2015.

После распада Советского Союза и образования ВВС России в 1991 году вновь сформированная служба оказалась в распоряжении сотен самолетов L-39, большинство из которых не соответствовали их потребностям в обучении. По словам автора Стефана Уилкинсона, к 2005 году Россия потенциально стремилась продать до 800 своих L-39, которые проходили лишь базовый уровень обслуживания один раз в месяц, пока решалась их судьба. [ 52 ] С начала 1990-х годов ВВС России приступили к разработке отечественного учебно-тренировочного самолета, для которого Як-130 был выбран ; Як-130 в конечном итоге заменит L-39 на вооружении России в рамках своих эксплуатационных функций. [ 53 ] [ 54 ]

24 февраля 2022 года украинский L-39 из 39-й бригады тактической авиации [ Великобритания ], пилотируемый Дмитрием Коломийцем, был сбит российским самолетом в Хмельницком в первые часы российского вторжения на Украину . 9 августа 2022 года Дмитрий Коломиец был посмертно награжден орденом Золотой Звезды . [ 55 ] [ 56 ]

25 августа 2023 года два украинских L-39 столкнулись во время боевого вылета над Житомиром , в результате чего погибли три пилота. Среди погибших был боевой летчик Андрей Пильщиков , кавалер Ордена Мужества, более известный под позывным «Сок», который прославился на Западе своими четкими призывами в начале войны к союзникам поставлять F-16 . Украине [ 57 ]

Сирийские арабские ВВС эксплуатируют несколько легких ударных вариантов L-39ZA. [ 58 ] С самого начала гражданской войны в Сирии самолеты L-39 сирийских ВВС регулярно использовались в операциях по борьбе с повстанцами против различных наземных сил повстанцев, некоторые из этих самолетов также были сбиты огнем с земли. Впервые они были оперативно использованы во время битвы за Алеппо , нанеся несколько ударов по позициям, удерживаемым повстанцами. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] Утверждалось, что L-39 был первым самолетом, использованным против повстанцев. [ 62 ]

В феврале 2013 года после рейда и последующего захвата авиабазы ​​Аль-Джарра повстанцы успешно захватили несколько неповрежденных L-39 вместе со вспомогательным оборудованием. [ 63 ] [ 64 ] В конце 2013 года появились сообщения о заявлениях исламистских боевиков о том, что они успешно управляли двумя из захваченных L-39. [ 65 ] [ 66 ] В октябре 2014 года сирийское правительство заявило, что по крайней мере два удерживаемых повстанцами L-39 были годны к полетам и недавно были уничтожены самолетами сирийских ВВС. [ 67 ]

По данным агентства Reuters , к 2014 году L-39 якобы стал одной из излюбленных платформ сирийских ВВС для выполнения задач по наземным атакам из-за его меньшей скорости и более высокой маневренности по сравнению с другими самолетами, имеющимися в ее арсенале. В декабре 2015 года, после захвата правительственными войсками авиабазы ​​Квейрис, вскоре после этого началось возобновление штурмовых операций L-39 в окрестностях Алеппо . [ 62 ]

26 декабря 2017 года возле аэропорта Хамы был сбит сирийский L-39. [ 68 ] [ 69 ]

3 марта 2020 года самолет L-39 ВВС Сирии был сбит ВВС Турции F-16 над провинцией Идлиб. И сирийские, и турецкие силы подтвердили факт сбития. [ 70 ]

Гражданское использование

[ редактировать ]
L-39 на авиагонках в Рино 2014 г.

Хотя более новые версии в настоящее время заменяют находящиеся на вооружении старые L-39, тысячи самолетов продолжают служить в качестве учебных самолетов, и многие из них находят новые дома у частных владельцев боевых птиц по всему миру. Утверждалось, что желательность L-39 обусловлена ​​тем фактом, что это «единственный доступный учебно-тренировочный самолет второго поколения». [ 26 ] Эта тенденция особенно очевидна в Соединенных Штатах, где цена в 200 000–300 000 долларов делает их доступными для пилотов среднего достатка, ищущих быстрый и маневренный личный самолет. [ 71 ] в 2002 году был представлен чисто реактивный класс L-39 Их популярность привела к тому, что на авиагонках в Рино , хотя с тех пор он был расширен за счет включения других аналогичных самолетов. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ]

L-39, принадлежавший гражданскому лицу, в Австралии в 2011 году.

США было зарегистрировано 255 L-39 В сентябре 2012 года в Федеральном управлении гражданской авиации , а в Transport Canada – четыре . [ 75 ] [ 76 ] Несколько демонстрационных групп используют L-39, например, Patriots Jet Team (6 L-39), Breitling Jet Team (7 L-39) и Black Diamond Jet Team (5 L-39). [ 77 ] [ 78 ] Есть также несколько L-39, которые были предоставлены для полетов на частных самолетах различными операторами в Австралии, Чехии , Франции , Германии , Испании и США. [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] Эти L-39 в основном находятся в частных руках, но некоторые из них также принадлежат правительственным учреждениям, например, в Вязьме , Россия . [ 82 ] [ 83 ] было пять L-39 В марте 2018 года в гражданском реестре Новой Зеландии . Один зарегистрирован как L-39. [ 84 ] и еще четыре зарегистрированных как L-39C . [ 85 ]

С 2004 года подразделение обороны и технического обслуживания компании «Аэро Водоходы» выполняет программу общего технического обслуживания, ремонта и модернизации гражданских самолетов L-39, а также проводит демилитаризацию бывших военных самолетов. [ 83 ] Услуги, предлагаемые гражданским эксплуатантам, включают программы продления срока службы, поддержку гражданской регистрации/сертификации, обучение наземного/летного экипажа, логистику и анализ, настройку, плановые проверки, поддержку технического обслуживания по состоянию, а также предоставление общих экспертных/консультационных работ. [ 83 ]

Варианты

[ редактировать ]
Aero L-39C Albatros, Кубинские революционные силы авиации и противовоздушной обороны
Аэро Л-39С Альбатрос («103 СИНИЙ» [ 86 ] ), ВВС Украины
Аэро Л-39М1 Альбатрос, ВВС Украины.
Л-39Х-01 – Х-07
Пять прототипов плюс два планера для статических испытаний. [ 7 ]
L-39C (C для обучения)
Стандартный базовый тренажер для СССР, Чехословакии и на экспорт. Первоначально обозначался L-39, но, когда появились более поздние варианты, был переименован в L-39C. Два пилона под крылом. Построено около 2260 штук. [ 31 ]
Л-39СМ (СМ для модернизированной подготовки)
Словацкая обновленная версия C.
Л-39М1 [ 87 ]
Украинская модернизированная версия С с двигателями АИ-25ТЛШ. Переоборудование осуществляет компания «Одесавиаремсервис», и первый самолет был готов в 2009 году. Планировалась модернизация еще семи L-39C. [ 88 ] К 2014 году только шесть Л-39С были переоборудованы в Л-39М1. [ 89 ]
Л-39В (В от Влечна - буксир)
Вариант одноместного целевого буксира для Чехословакии. Оборудован для буксировки цели КТ-04 по тросу длиной 1700 м (5600 футов). Построен прототип плюс восемь серийных самолетов. [ 90 ]
L-39ZO (Z значит Збране – оружие)
Промежуточный вариант тренажера для экспорта. Четыре пилона рассчитаны на 500 кг (1100 фунтов) (внутренний) и 250 кг (550 фунтов) (внешний) с общей внешней нагрузкой 1150 кг (2500 фунтов). [ 24 ] Первый полет состоялся 25 июня 1975 года, первые поставки в Ирак состоялись в 1977 году. Всего построено 337 самолетов. [ 91 ]
Л-39ЗА
Значительно модернизированный L-39ZO для боевой подготовки и легкой атаки, с более прочным шасси и большей полезной нагрузкой (всего 1290 кг (2844 фунта)) [ 24 ] и, в частности, установка ГШ-23Л 23-миллиметровой двуствольной пушки , прикрепленной в конформной капсуле под кабиной пилотов, с магазином на 150 патронов внутри планера. Внешние пилоны предназначены для установки К-13 или Р-60 ракет класса «воздух-воздух» . Два прототипа, первый полет состоялся 29 сентября 1976 года. Поставлено 208 самолетов. [ 92 ]
Л-39ЗАМ
Словацкая модернизированная версия ZA.
Л-39ЗА/АРТ
Тайская версия L-39ZA с авионикой Elbit . построено 40. [ 93 ]
Л-39МС/ Л-59
Aero L-39MS — это военный учебно-тренировочный самолет второго поколения, разработанный на базе более раннего самолета L-39. По сравнению со своим предшественником он отличался усиленным фюзеляжем, более длинной носовой частью, значительно обновленной кабиной и более мощным (21,6 кН (4850 фунтов силы)) двигателем Лотарева ДВ-2 , позволяющим работать при более высоких весах и скоростях (максимальная скорость 872 км/ч). ч (542 миль в час)). [ 94 ] [ 95 ] Первый полет состоялся 30 сентября 1986 года. Позже он получил обозначение Aero L-59. [ 96 ]
Л-139 Альбатрос 2000 г.
Доработанная версия с западной авионикой и двигателем Garrett TFE731-4-1T мощностью 17,99 кН (4045 фунтов силы) . Построен единственный прототип. [ 97 ]
Л-159
Дальнейшая модернизация усовершенствованного учебно-боевого самолета с более современной западной авионикой и Honeywell/ITEC F124 . двигателем [ 98 ]
Л-39НГ
Модернизированную и модернизированную версию с двигателем Williams FJ44 , улучшенной топливной системой и авионикой планируется представить в 2018 году. [ 99 ]
Скайлидер UL-39 Белый
Вариант масштаба с канальным вентилятором из углеродного волокна, впервые совершивший полет в Чехии 4 апреля 2016 года. [ 100 ]

Операторы

[ редактировать ]
ВВС Болгарии. L-39 Альбатрос
Словацкий L-39ZA (1701) в цветах Белого Альбатроса на авиасалоне в Радоме, 2005 г.
Л-39С в гражданском использовании
L-39ZO На выставке в Technik Museum Speyer . отеле
L-39 Королевских ВВС Таиланда в 2013 году.

Известные аварии и инциденты

[ редактировать ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]
Aero L-39 установлен в Музее автомобилей и техники Зинсхайма
Чешская Республика
Германия
Литва
Соединенные Штаты

Технические характеристики (Л-39С)

[ редактировать ]
Орфографическая проекция самолета Aero L-39 Albatros.

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1988–89 гг. , [ 24 ] Аэро Водоходы [ 3 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 12,13 м (39 футов 10 дюймов)
  • Размах крыльев: 9,46 м (31 фут 0 дюймов)
  • Высота: 4,77 м (15 футов 8 дюймов)
  • Площадь крыла: 18,8 м 2 (202 кв. фута)
  • Профиль крыла : модифицированный NACA 64A012. [ 120 ]
  • Вес пустого: 3455 кг (7617 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 4700 кг (10362 фунта)
  • Силовая установка: 1 ТРДД Ивченко АИ-25ТЛ , тяга 16,87 кН (3790 фунтов силы).

Производительность

  • Максимальная скорость: 750 км/ч (470 миль в час, 400 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов).
  • Никогда не превышайте скорость : 980 км/ч (610 миль в час, 530 узлов) / M0,8.
  • Дальность действия: 1100 км (680 миль, 590 миль) (внутреннее топливо)
  • Перегоночная дальность: 1750 км (1090 миль, 940 миль) (внутреннее и внешнее топливо)
  • Автономность: два часа 30 минут (внутреннее топливо), три часа 50 минут (внутреннее и внешнее топливо).
  • Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 21 м/с (4100 футов/мин)
  • Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 5 минут.
  • Нагрузка на крыло: 250 кг/м 2 (51 фунт/кв. фут)
  • Тяга/вес : 0,37
  • Разбег: 530 м (1740 футов)
  • Приземительный пробег: 650 м (2130 футов)

Вооружение

  • До 284 кг (626 фунтов) магазинов на двух внешних точках подвески

См. также

[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Кадры из кабины взлета и выполнения фигур высшего пилотажа Л-39.
значок видео L-39 выполняет персональный показ на авиасалоне Ванака 2012.
значок видео Отрывок из документального фильма об аэродинамике 1980-х годов.

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Jump up to: а б с Уилкинсон 2002, с. 30.
  2. ^ Джон Пайк. «Аэро Л-39 Альбатрос» . Globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 15 марта 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Программа Л-39». Архивировано 18 апреля 2016 года в Wayback Machine Aero Vodochody , дата обращения: 17 апреля 2016 года.
  4. ^ Jump up to: а б «Первый полет серийного L-39NG от Aero прошел великолепно | Aero Vodochody Aerospace as www.aero.cz. »
  5. ^ Джексон 2011, с. 174.
  6. ^ Лейк 2000, стр. 117–118.
  7. ^ Jump up to: а б Озеро 2000, с. 122.
  8. ^ Jump up to: а б с «Аэро Л-39 Альбатрос». Архивировано 6 мая 2016 года в Wayback Machine Flight International , 18 ноября 1978 года. 1872.
  9. ^ «Справочник военных самолетов: Aero Vodochody». Архивировано 4 мая 2016 года в Wayback Machine Flight International , 29 июля 1998 года.
  10. ^ «Справочник военной авиации: Аэро Водоходы» . Полет Глобал . 29 июля 1998 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2020 г. Проверено 4 мая 2016 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Жериорский, Анджей. «Бизнес-анализ: дилеммы в Праге». Архивировано 7 мая 2016 года в Wayback Machine Flight International , 5 апреля 1994 года.
  12. ^ Поцелуй 1997, с. 46.
  13. ^ Jump up to: а б Поцелуй 1997, с. 48.
  14. ^ Карп 1993, с. 117.
  15. ^ «IAI нацелена на пользователей L-39 для обновления электроники». Архивировано 28 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 18 июня 2003 года.
  16. ^ Седлак, Любомир. «Аэро Водоходы» выставлены на продажу. Архивировано 28 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 17 мая 2005 года.
  17. ^ Гержанич, Майкл. «Чешский нападающий». Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine Flight International , 13 октября 1999 года.
  18. ^ Поцелуй 1997, стр. 48–49.
  19. ^ Лодочник, Джули (11 августа 2022 г.). «Сертификация Aero L-39NG открывает новые продажи популярного учебно-тренировочного самолета» . Летающий журнал . Проверено 12 декабря 2022 г.
  20. ^ «L-39NG получил сертификат типа, поскольку Aero объявляет о новом меморандуме о взаимопонимании с Patriot Global Training» . www.key.aero . Проверено 12 декабря 2022 г.
  21. ^ Дюбуа, Гастон (01 августа 2022 г.). «Первый серийный L-39НГ готовится к первому полету» . Aviacionline.com (на испанском языке) . Проверено 12 декабря 2022 г.
  22. ^ Уилкинсон 2005, стр. 164–166.
  23. ^ Уилкинсон 2005, стр. 165–166, 169.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тейлор 1988, стр. 47–48.
  25. ^ Jump up to: а б Уилкинсон 2005, с. 165.
  26. ^ Jump up to: а б с Уилкинсон 2005, с. 164.
  27. ^ Уилкинсон 2005, с. 166.
  28. ^ Jump up to: а б Уилкинсон 2005, с. 168.
  29. ^ Jump up to: а б «Воинственные самолеты». Архивировано 4 мая 2016 года в Wayback Machine Flight International , 2 июля 1983 года. 28.
  30. ^ Уилкинсон 2005, с. 169.
  31. ^ Jump up to: а б Озеро 2000, стр. 123–124.
  32. ^ Лейк 2000, стр. 125–126.
  33. ^ Jump up to: а б с «Авиация в абхазском конфликте» . Михаил Жирохов . Проверено 5 февраля 2022 г.
  34. ^ «Джорджиан Таймс» в сети . Geotimes.ge. Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
  35. ^ Чиверс, CJ «Грузия» . Архивировано из оригинала 13 октября 2008 года . Проверено 5 июня 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) International Herald Tribune , 26 мая 2008 г.
  36. ^ Купер, Том; Тронг; Келич, Марк (10 февраля 2008 г.). «Афганистан, 1979–2001; Часть 2» . АКИГ. Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 года . Проверено 23 декабря 2014 г.
  37. ^ "Скромный арсенал Талибана". Архивировано 28 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 16 октября 2001 года.
  38. ^ Старки, Джером (27 апреля 2008 г.). «Карзай снова сбегает во время парада нападения талибов» . Независимый . Архивировано из оригинала 27 марта 2017 года . Проверено 19 сентября 2017 г.
  39. ^ «Тренировка афганских ВВС получает собственную службу управления воздушным движением». Архивировано 25 апреля 2016 года в Wayback Machine Defense Industry Daily , 29 января 2012 года.
  40. ^ «Воздушная война над Нагорным Карабахом, 1988–1994 годы» . Acig.org. Архивировано из оригинала 4 июня 2013 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
  41. ^ Велингер, Ян. «Тршинецкие железные дороги выиграют выгодный контракт на сумму 15 миллиардов крон». Архивировано 9 января 2016 года на Wayback Machine Třinecké zhelezárny, выигравшей выгодный контракт на сумму 15 миллиардов крон , 24 сентября 2015 года.
  42. ^ Сили 2001, с. 121.
  43. ^ «Чечня – ВВС в локальных войнах» . Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 4 октября 2014 г.
  44. ^ Jump up to: а б Томас, Тимоти Л., Воздушные операции в конфликте низкой интенсивности – пример Чечни. Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 1 января 2015 г.
  45. ^ Корриган 2016, с. 64.
  46. ^ Холмс 2012, с. 66.
  47. ^ «Ливия» . Lcweb2.loc.gov. Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года . Проверено 29 марта 2013 г.
  48. ^ «Ливийские войны, 1980–1989, Часть 6» . Acig.org. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 29 марта 2013 г.
  49. ^ Купер, Том (1 сентября 2003 г.). «База данных Центральной и Латинской Америки: Никарагуа, 1980–1988 гг.» . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 4 мая 2011 г.
  50. ^ «Бразилия держит оружие за Никарагуа» . Архив новостей Google . Час. 22 апреля 1983 г. с. 12. Архивировано из оригинала 27 марта 2017 года . Проверено 5 октября 2016 г.
  51. ^ «Италия препятствует шагу Ливии». Архивировано 28 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 4 сентября 2001 года.
  52. ^ Уилкинсон 2005, с. 162.
  53. ^ Бутовский, Петр (1 мая 2002 г.). «Стратегия российских военных инструкторов вступает в силу; выбор Як-130 знаменует собой важный шаг на пути к замене стареющего парка самолетов L-39C. В бизнесе по производству тренажеров дела также идут полным ходом» . Интеравиа Бизнес и Технологии . Издательство аэрокосмических СМИ. ISSN   1423-3215 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
  54. ^ Коллинз, Питер (10 июля 2012 г.). «Летные испытания: Як-130 доказывает универсальность» . Рейс Интернешнл. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
  55. ^ "Летчик-истребитель Дмитрий Коломиец погиб в воздушном бою, прикрывая собратьев" . Army Inform (в Украину). 29 марта 2022.
  56. ^ "Президент Украины посмертно наградил летчика из Озерного Дмитрия Коломийца орденом "Золотая Звезда" " (in Russian). 9 августа 2022 года.
  57. ^ «Три пилота ВВС Украины погибли в Житомирской области» (на украинском языке). 26 августа 2023 г.
  58. ^ «Правительство Сирии использует учебно-тренировочные самолеты L-39 для нападения на повстанцев — Air Cache» . Air.blastmagazine.com. 9 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2013 года . Проверено 29 сентября 2012 г.
  59. ^ «24 7 Алеппо, Угарит, Алеппо, очень важен момент падения ракеты с самолета МИГ » . Ютуб. Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 29 сентября 2012 г.
  60. ^ Бокс, Эдди; Уайт, Джеффри (20 ноября 2012 г.). «Анализ политики: ответ на использование Асадом авиации в Сирии» . Вашингтонский институт. Архивировано из оригинала 5 мая 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
  61. ^ «Появляются любительские кадры сирийских самолетов, развернутых против повстанцев» . Телеграф. 25 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года . Проверено 4 апреля 2018 г.
  62. ^ Jump up to: а б «Поскольку полеты из Квейриса возобновятся, командир повстанцев ожидает увеличения количества рейдов» . Сирия Директ. 16 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
  63. ^ Новости БАЙНЕТНА (12 февраля 2013 г.). «Сирия – ССА захватили военный аэропорт Аль-Джарра (февраль 2013 г.)» . Ютуб. Архивировано из оригинала 1 января 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г. .
  64. ^ Роджио, Билл. «Исламистские группировки захватывают сирийскую авиабазу» , Long War Journal FDD , 12 февраля 2013 г. Архивировано 29 апреля 2016 г. в Wayback Machine .
  65. ^ Сион, Илан Бен. «Военно-воздушные силы исламистских повстанцев взлетают в Сирии» , Times of Israel , 3 ноября 2013 г. Архивировано 28 ноября 2013 г. в Wayback Machine .
  66. ^ Маджумдар, Дэйв. «Американские спортсмены-истребители молятся, чтобы слухи о «ВВС ИГИЛ» правдивы» , The Daily Beast , 21 октября 2014 г. Архивировано 14 апреля 2016 г. в Wayback Machine .
  67. ^ Яшар, Ари (22 октября 2014 г.). «Сирия бомбит ВВС Исламского государства» . Национальные новости Израиля. Архивировано из оригинала 25 апреля 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
  68. ^ "Сирийские СМИ подтверждают, что оппозиция сбила военный самолет режима недалеко от восточной сельской местности Хамы". Аль-Арабия , 26 декабря 2017 г.
  69. ^ "Сообщается, что самолет L-39 был сбит после взлета из аэропорта Хамы". Архивировано 28 декабря 2017 г. на Wayback Machine syria.liveuamap.com , 26 декабря 2017 г.
  70. ^ «Турция сбила военный самолет сирийского режима – последние новости» . Турция сбила военный самолет сирийского режима – последние новости . Архивировано из оригинала 03 марта 2020 г. Проверено 3 марта 2020 г.
  71. ^ Уилкинсон 2002, стр. 32–33.
  72. ^ "Реактивный класс". Архивировано 18 апреля 2016 г. на Wayback Machine национальном чемпионате по воздушным гонкам , дата обращения: 17 апреля 2016 г.
  73. ^ "Джетс". Архивировано 15 апреля 2016 года в Wayback Machine Racing Jets Incorporated , дата обращения: 17 апреля 2016 года.
  74. ^ Хоффман, Карл. «Рено вступает в эпоху реактивных самолетов». Архивировано 25 апреля 2016 года в журнале Wayback Machine Air & Space Magazine , сентябрь 2002 года.
  75. ^ «Результаты запроса по марке/модели» . Федеральное управление гражданской авиации . 30 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2015 года . Проверено 30 сентября 2012 г.
  76. ^ «Канадский реестр гражданских самолетов» . Транспорт Канады . 30 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 30 сентября 2012 г.
  77. ^ «Выступление команды Black Diamond Jet» . blackdiamondjetteam.com. Архивировано из оригинала 18 января 2013 года . Проверено 12 июля 2012 г.
  78. ^ Симинский, Яцек. «Потрясающие фотографии латвийской пилотажной группы «Балтийские пчелы» с воздуха». Архивировано 14 апреля 2016 года в Wayback Machine The Aviationist , 11 декабря 2015 года.
  79. ^ «Aero L-39 Albatros - штурмовик, самолет-разведчик и учебно-тренировочный самолет Восточного блока: MiGFlug.com» . MiGFlug - Полеты реактивных истребителей на сверхзвуковых военных истребителях . Архивировано из оригинала 6 января 2016 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
  80. ^ «Полёты L-39 над калифорнийской пустыней». Архивировано 11 апреля 2016 года на сайте Wayback Machine flyfighterjet.com , дата обращения: 17 апреля 2016 года.
  81. ^ «Полёты истребителей в США, России и Европе». Архивировано 6 апреля 2016 года на сайте Wayback Machine Flyajet.com , дата обращения: 17 апреля 2016 года.
  82. ^ «Эскадрилья Л-39 «Русь», базирующаяся в Вязьме - Официальный сайт эскадрильи Л-39 / Летной школы «Русь» на базе Вяземского авиацентра, Вязьма / Вязьма, Смоленск, Россия - Добро пожаловать - История эскадрильи» . Вязьмарус.com. Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
  83. ^ Jump up to: а б с «Гражданская программа Л-39». Архивировано 21 мая 2014 года в Wayback Machine Aero Vodochody , дата обращения: 17 апреля 2016 года.
  84. ^ «Список модов Air – Управление гражданской авиации Новой Зеландии» . www.caa.govt.nz. Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
  85. ^ «Список модов Air – Управление гражданской авиации Новой Зеландии» . www.caa.govt.nz. Архивировано из оригинала 25 января 2019 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
  86. ^ «Аэро Л-39С Альбатрос, 103 СИНИЙ» . Spotters.net.ua .
  87. ^ «Выпуск 09/10» . Defpol.org.ua. 13 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
  88. ^ [1] [ мертвая ссылка ]
  89. ^ Виктор Морозов. Авиация в боевых действиях на Юго-востоке Украины, весна – лето 2014 // "Авиация и космонавтика", № 10, 2014. стр. 34–42.
  90. ^ Озеро 2000, с. 124.
  91. ^ Озеро 2000, с. 125.
  92. ^ Лейк 2000, стр. 126–127.
  93. ^ Озеро 2000, стр.127.
  94. ^ Лейк 2000, стр.118.
  95. ^ "Чехословакия: Aero L-39 Альбатрос". Архивировано 6 мая 2016 года в Wayback Machine Flight International , 21 августа 1990 года. 36.
  96. ^ Озеро 2000, с. 128.
  97. ^ Озеро 2000, с. 129.
  98. ^ Озеро 2000, стр. 130–131.
  99. ^ Врублова, Тереза. «Аэро Водоходы» представляет L-39NG: новое поколение легендарного учебно-тренировочного самолета . Л-39НГ следующего поколения . Аэро Водоходы. Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
  100. ^ Хитчман, Найджел (июнь 2016 г.). «Аэро Фридрихсхафен». Мир авиации Air-Britain . Том. 68, нет. 2. Эйр-Британия . ISSN   1742-996Х .
  101. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Дженнингс, Гарет (12 октября 2018 г.). «Аэро выкатывает первый L-39НГ» . IHS Jane’s 360 . Лондон. Архивировано из оригинала 12 октября 2018 года . Проверено 12 октября 2018 г.
  102. ^ «Летающий полет – схватка» . Scramble.nl . Архивировано из оригинала 19 октября 2015 года . Проверено 19 мая 2015 г.
  103. ^ «Россия увеличивает материальный потенциал национальной армии Центральноафриканской Республики за счет поставок истребителей – Мануэль Нгема» . Ежедневный пост. 23 мая 2023 г. Проверено 4 июня 2023 г.
  104. ^ «Мали получила как минимум четыре легких штурмовика L-39C Albatross, вероятно, поставленных Россией» . opex360.com . 9 августа 2022 г.
  105. ^ «Бегство из страны летчика-студента Михая Смигельского на самолете L-39 «Альбатрос»» . Pilotmagazin.ro. 22 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2011 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
  106. ^ «Генеральный директор Atlas Air Чоудри погиб в авиакатастрофе. (Майкл А. Чоудри погиб в авиакатастрофе) (Краткая статья)» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 1 августа 2008 года.
  107. ^ Национальный совет по безопасности на транспорте (2002 г.). «Идентификация NTSB: DEN01FA044» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 года . Проверено 1 января 2015 г.
  108. ^ «Автомагистраль вновь открылась после крушения самолета» . Новости Би-би-си . 3 июня 2002 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
  109. ^ «Пилот Red Bull погиб при крушении L-39» . avweb.com . 7 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 6 января 2016 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
  110. ^ «Досье на планер – Aero L-39C Albatros, серийный номер 0107 CEF, серийный номер 230107» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca. Архивировано из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 20 марта 2017 г.
  111. ^ «Досье на планер – Aero L-39C Albatros, серийный номер 0108 CEF, серийный номер 230108» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca. Архивировано из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 20 марта 2017 г.
  112. ^ «Музей автомобилей и техники Зинсхайм» . хобби-luftfahrt.de . Архивировано из оригинала 23 января 2020 года . Проверено 14 мая 2020 г.
  113. ^ www.itmarks.lt. «Новости » Литовский музей авиации» . www.lam.lt. Архивировано из оригинала 12 ноября 2018 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
  114. ^ «Авиафото № 2294683: Aero L-39C Albatros – Литва – ВВС» . Авиалайнеры.нет . Архивировано из оригинала 4 декабря 2018 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
  115. ^ «Досье на планер – AeroL-39, б/н 430405, б/н N82497» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года . Проверено 20 марта 2017 г.
  116. ^ «Л-39С «Альбатрос» » . Музей авиации Хиллера . Музей авиации Хиллера. Архивировано из оригинала 19 марта 2017 года . Проверено 18 марта 2017 г.
  117. ^ «Досье на планер — Aero L-39C Albatros, серийный номер 68 красный PSU, серийный номер 533526, серийный номер N139AF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca. Архивировано из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 20 марта 2017 г.
  118. ^ Хеннигер, Майк. «Аэрофотоснимки – Досье планера – Aero L-39C Albatros, c/n 131907, c/r N439RS» . airvisuals.ca . Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 25 августа 2017 г.
  119. ^ «Коллекция самолетов – Олимпийский музей авиации» .
  120. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Корриган, Питер (2016). Морской пехотинец J SBS: Восточноафриканская миссия . Издательство Блумсбери. ISBN  1-4728-1671-4 .
  • Холмс, Тони (2012). Корпус морской пехоты США и подразделения RAAF Hornet операции «Иракская свобода» . Издательство Блумсбери. ISBN  1-7820-0733-4 .
  • Джексон, Роберт (2011). Самолеты с 1914 года по наши дни . п. 174. ИСБН  978-1-907446-02-3 .
  • Карп, Реджина Коуэн (1993). Центральная и Восточная Европа: вызов переходного периода . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-1982-9169-8 .
  • Поцелуй, Юдит (1997). Оборонная промышленность в Центрально-Восточной Европе: реструктуризация и конверсия . СИПРИ. ISBN  0-1982-9280-5 .
  • Лейк, Джон (2000). «Семейство Aero L-39 Albatros: брифинг по варианту». Мировой журнал авиации . 43 . Лондон: Аэрокосмическое издательство: 116–131. ISBN  1-86184-055-1 .
  • Сили, Роберт (2001). Русско-чеченский конфликт, 1800–2000 гг.: смертельные объятия . Психология Пресс. ISBN  0-7146-4992-9 .
  • Тейлор, Джон В.Р. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Великобритания: Данные Джейн по защите. ISBN  0-7106-0867-5 .
  • Младейовский, Йозеф (1988). Небо для Альбатросов: Главы о инг. Яне Влчеке, чешском авиаконструкторе ] ( на чешском языке). Прага: Наша армия.
  • Уилкинсон, Стефан (2005). Человек и машина . Роуман и Литтлфилд. ISBN  1-5992-1679-5 .
  • Уилкинсон, Стефан (июнь 2002 г.). «Самая милая маленькая боевая птица в небе» . Популярная наука . 260 (6): 30, 32–33. ISSN   0161-7370 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d48a21defea78b422d830f9c2508fe5__1723261560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/e5/8d48a21defea78b422d830f9c2508fe5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aero L-39 Albatros - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)