Аэро Л-39 Альбатрос
Л-39 Альбатрос | |
---|---|
чешских ВВС L-39 | |
Роль | Военный учебно-тренировочный самолет Легкий штурмовик |
Национальное происхождение | Чехословакия |
Производитель | Аэро Водоходы |
Дизайнер | Ян Влчек [ 1 ] |
Первый полет | 4 ноября 1968 г. |
Введение | 28 марта 1972 г. в составе ВВС Чехословакии . [ 2 ] |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Советские ВВС (исторический) Украинские ВВС Чехословацкие ВВС Ливийские ВВС Сирийские ВВС |
Произведено | 1971–1996 [ 3 ] 2023 – настоящее время (Л-39НГ) [ 4 ] |
Количество построенных | 2,900 [ 3 ] |
Разработано на основе | Аэро Л-29 Дельфин |
Варианты | Аэро Л-39НГ |
Развитый в | Аэро Л-59 Супер Альбатрос Аэро Л-159 Алька |
Aero L-39 Albatros — высокопроизводительный реактивный учебно-тренировочный самолет, разработанный и производимый компанией Aero Vodochody в Чехии . Помимо выполнения базовой и углубленной подготовки пилотов, он также выполнял боевые задачи в качестве легких штурмовиков. Необычно то, что самолет так и не получил отчетного названия НАТО .
L-39 Albatros был разработан в 1960-х годах как преемник Aero L-29 Delfin , первого с реактивным двигателем учебного самолета . Совершив свой первый полет 4 ноября 1968 года, он стал первым в мире учебно-тренировочным самолетом, оснащенным турбовентиляторной силовой установкой. Серийное производство L-39 Albatros продолжалось в 1971 году; год спустя он был официально признан большинством стран Варшавского договора в качестве предпочтительного основного инструктора. Соответственно, тысячи L39 будут произведены для различных военных заказчиков в Восточной Европе. Кроме того, он экспортировался в ряд стран мира как учебно-тренировочный самолет, так и легкий штурмовик. С 1990-х годов он стал популярен и среди гражданских операторов. К концу века более 2800 L-39 служили в более чем 30 военно-воздушных силах.
Было разработано несколько модификаций L-39 Albatros. В 1980-х годах компания Aero Vodochody использовала его в качестве основы для L-59 Super Albatros — увеличенной и обновленной модели. Кроме того, линия L-39 будет расширена до L-139, прототипа L-39, оснащенного двигателем Garrett TFE731 западного производства . Боевая разработка самолета, получившая обозначение L-159 ALCA , была запущена в производство в 1997 году и с тех пор закупалась рядом экспортных заказчиков. Производство оригинального L-39 прекратилось в середине 1990-х годов, поскольку после окончания холодной войны заказы существенно сократились . На авиасалоне в Фарнборо в июле 2014 года компания Aero Vodochody объявила о выпуске L-39NG — усовершенствованной и модернизированной версии L-39; Эта программа направлена на производство самолетов новой постройки наряду с масштабной реконструкцией существующих самолетов. В 2023 году производство L-39НГ возобновилось, заказано 34 самолета. [ 4 ]
Разработка
[ редактировать ]В 1964 году чехословацкая авиастроительная компания Aero Vodochody приступила к реализации нового проектного проекта, отвечающего заданным требованиям к «С-39» (C от cvičný – учебно-тренировочный), создав группу конструкторов под руководством Яна Влчека . Этот самолет должен был заменить Aero L-29 Delfin , один из первых учебно-тренировочных самолетов с реактивным двигателем, в качестве основного учебно-тренировочного самолета. [ 5 ] [ 6 ] Влчек предполагал, что этот тип, двухместный одномоторный самолет, будет принят на вооружение в качестве основного учебно-тренировочного самолета во всех странах Варшавского договора . [ 1 ]
4 ноября 1969 года L-39 (под обозначением «Прототип X-02» - второй построенный планер) совершил свой первый полет , в котором его пилотировал Рудольф Духонь завода , летчик-испытатель . [ 7 ] [ 8 ] Серийное производство начальной модели L-39, получившей обозначение L-39C , началось в 1971 году. В 1972 году L-39 Albatros был официально признан большинством стран, входящих в Варшавский договор, в качестве предпочтительного основного учебно-тренировочного самолета, после чего Таким образом, по всему блоку поступали значительные заказы от военных заказчиков, многие из которых поступали от советских ВВС . [ 1 ] [ 3 ] В 1974 году на вооружение ВВС Чехословакии поступил первый учебно-тренировочный самолет L-39. [ 3 ]
Быстро было представлено несколько специализированных вариантов базовой конструкции L-39. В 1972 году свой первый полет совершил специально построенный вариант буксира-мишени Л-39В. [ 3 ] В 1975 году первый учебно-боевой образец L-39ZO, оснащенный четырьмя подкрыльевыми узлами подвески , а также усиленным крылом и модифицированным шасси, совершил свой первый полет. [ 3 ] В 1977 году совершил первый полет первый легкий боевой вариант Л-39ЗА, оснащенный одной Грязева-Шипунова ГШ-23, пушкой установленной под фюзеляжем, в дополнение к четырем узлам подвески и усилениям Л-39ЗО. [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ]
По данным аэрокосмического издания Flight International , в конце 1980-х годов на рынке учебно-тренировочных самолетов ежегодно продавалось около 200 L-39. [ 11 ] По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира , в 1993 году общий объем экспортных заказов на L-39 составил 80 процентов стоимости всех экспортных продаж чешской военной продукции за этот год. [ 12 ] В 1990-х годах, вскоре после распада Советского Союза и окончания Холодной войны , компания Aero Vodochody решила разработать версии Альбатроса, оснащенные авионикой, двигателями и системами вооружения западного производства. [ 11 ] Примерно в то же время Aero Vodochody сформировала активное партнерство с Elbit Systems of Israel , в рамках которого несколько L-39 были доставлены в Elbit для оснащения современной электроникой и бортовыми системами, прежде чем они были реэкспортированы конечным пользователям, таким как Royal Тайские ВВС . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Продажи L-39 снизились в 1990-е годы. Этот спад объясняется потерей внутреннего рынка учебно-тренировочных самолетов Варшавского договора, которому исторически продавалась значительная часть от общего количества произведенных самолетов; обвинения в неспособности чехословацких банков финансировать оборонную промышленность и бездействие со стороны чехословацкого правительства; и обеспокоенность по поводу качества производственных стандартов. [ 11 ] В 1996 году производство Л-39 подошло к концу. [ 3 ] С момента окончания производства компания Aero Vodochody разработала несколько улучшенных вариантов L-39, которые заменят его, а также продолжила обширную поддержку и капитальный ремонт для существующих клиентов L-39. [ 16 ]
Одной из замен L-39 Albatros стал Aero L-159 Alca — модернизированная версия L-39. [ 17 ] Первоначально Aero Vodochody намеревалась разработать L-159 в партнерстве с Elbit, но вместо этого Министерство обороны Чехии выбрало Rockwell Collins в качестве партнера по программе. [ 18 ] Ограниченный успех L-159 побудил компанию Aero объявить на авиашоу в Фарнборо в 2014 году , что она разрабатывает модернизированную версию L-39, получившую обозначение L-39NG, чтобы составить конкуренцию Alenia Aermacchi M-346 и British Aerospace Hawk . L-39NG заменяет ТРДД АИ-25 на двигатель Williams FJ44 ; будет модифицирован планер, убраны топливные баки на законцовках крыла и будет установлен новый комплект авионики. Первый полет L-39NG состоялся в декабре 2018 года, а окончательный сертификат военного типа был выдан Чешским управлением военной авиации в 2022 году. [ 19 ] [ 20 ] Ожидается, что первый серийный L-39NG поднимется в воздух к концу 2022 года. [ 21 ]
Дизайн
[ редактировать ]L-39 «Альбатрос» был разработан как экономичный учебно-тренировочный самолет с реактивным двигателем, который также способен выполнять задачи по наземным атакам. Для обеспечения эксплуатационной гибкости, простоты и доступности большинство бортовых систем были упрощены, чтобы избежать необходимости дорогостоящего технического обслуживания, а также свести к минимуму ущерб, вызванный неправильным обращением при управлении неопытным летным экипажем. [ 22 ] Его можно было легко запускать с суровых взлетно-посадочных полос, таких как замерзшие дна озер, благодаря прочной конструкции шасси и благоприятным низким посадочным скоростям. Сообщается, что летные качества самолета просты, что облегчается за счет быстрого реагирования дроссельной заслонки, что облегчает успешное управление студентам, которые никогда раньше не управляли реактивным самолетом. [ 23 ] В качестве тренировочной платформы L-39 сам по себе представлял собой часть комплексной системы, в которой также использовались пилотажные тренажеры и мобильное наземное испытательное оборудование. [ 8 ]
Низко посаженное прямое крыло имеет форму двойной конусности в плане, двугранный угол от корней 2½ градуса, относительно низкое удлинение и топливные баки емкостью 100 литров (26 галлонов США; 22 имп галлона), постоянно прикрепленные к законцовкам крыла . Задняя кромка с двумя прорезями имеет закрылки со сбалансированной массой внутри элеронов ; закрылки отделены от элеронов небольшими ограждениями крыла. [ 24 ] Присутствовала автоматическая система триммирования , закрылки и система триммирования были соединены, чтобы противодействовать потенциально большим изменениям шага, которые в противном случае были бы вызваны энергичными движениями закрылков. [ 25 ] Высокое стреловидное вертикальное оперение имеет встроенный руль направления . изменяемого угла наклона со встроенными рулями высоты. горизонтальные стабилизаторы У основания руля направления и над выхлопным соплом установлены [ 24 ] Расположенные рядом воздушные тормоза расположены под фюзеляжем крыла перед передней кромкой . Закрылки, шасси, колесные тормоза и пневматические тормоза приводятся в действие гидравлической системой. Органы управления приводятся в действие толкателем и имеют сервоприводы с электроприводом на элеронах и руле направления. Эксплуатационные пределы перегрузки при 4200 кг (9300 фунтов) составляют +8/-4 g. [ 24 ]
Длинный заостренный нос ведет обратно в тандемную кабину, в которой курсант и инструктор сидят на катапультных креслах VS-1 чешского производства под индивидуальными фонарями, которые открываются вручную и откидываются справа. [ 25 ] Заднее сиденье, обычно используемое инструктором, слегка приподнято, чтобы можно было легко наблюдать и руководить действиями ученика в переднем положении. [ 24 ] [ 26 ] Конструкция кабины, компоновка панелей и многие ее детали напоминают или идентичны по функциям конструкциям других широко используемых советских самолетов; например, порядок раскрытия катапультного кресла точно такой же, как и на МиГ-29 . [ 27 ] Кабина частично герметизирована, что требует от экипажа носить кислородные маски при полете на высоту более 23 000 футов. [ 28 ] Гироскопический прицел для прицеливания оружия обычно имеется только в переднем положении. [ 29 ]
Одиночный турбовентиляторный двигатель Ивченко АИ-25 ТЛ (производства Советского Союза ) расположен в хвостовой части фюзеляжа и питается через плечевые полукруглые воздухозаборники (оснащенные разделительными пластинами ) сразу за кабиной и выхлопную трубу внизу. горизонтальное хвостовое оперение. двигателя Межремонтный ресурс (TBO) составляет 1000 летных часов; его якобы дешевле ремонтировать, чем большинство газотурбинных двигателей. [ 30 ] Пять резиновых топливных баков расположены в фюзеляже за кабиной. Несколько тяжелых радиоблоков обычно устанавливаются в кормовом отсеке авионики; их часто снимают с гражданских самолетов и заменяют топливным баком емкостью 70 галлонов. Дополнительные топливные баки могут быть установлены в задней части кабины и снаружи под крыльями; наконечники баков также можно расширить для увеличения запаса топлива. [ 28 ]
Самолет оснащен убирающейся ходовой частью носового колеса с гидравлическим приводом , которая предназначена для эксплуатации с травяных аэродромов. Стойки основных стоек шасси убираются внутрь в ниши крыла, а передняя стойка убирается вперед. [ 24 ] Базовый учебно-тренировочный самолет L-39C имеет два подкрыльевых пилона для подвесных баков или учебного оружия, но обычно они не устанавливаются. [ 31 ] Он может быть вооружен парой ракет К-13 для обеспечения базовых возможностей противовоздушной обороны . [ 29 ] Легкие штурмовые варианты имеют четыре подкрыльевых узла подвески для штурмовых магазинов, а вариант ZA также имеет подфюзеляжную артиллерийскую установку . [ 32 ] Макеты ракетных блоков УБ-16 также могут быть установлены только для внешнего вида. [ 26 ]
Операционная история
[ редактировать ]Абхазия
[ редактировать ]Во время войны в Абхазии (1992–1993 гг.) абхазские сепаратистские силы получили из России и Чечни несколько L-39, которые использовались в боях против грузинских войск. 10 января 1993 года абхазский L-39 был сбит российским « Буком» СА-11 во время инцидента с дружественным огнем. [ 33 ] В ходе инцидента погиб пилот Олег Чанба, командующий ВВС абхазских сепаратистов. [ 33 ] 1 апреля 1993 года во время атаки на гражданские объекты в Сухуми грузинским силам удалось повредить L-39, который упал в море. [ 33 ]
Весной 2008 года несколько грузинских беспилотников были сбиты абхазскими сепаратистскими силами над регионом Абхазии . Абхазские сепаратистские силы заявили, что один из их оснащенных ракетами L-39 сбил грузинский беспилотный разведывательный аппарат Hermes 450 . [ 34 ] На кадрах, опубликованных позже грузинскими властями, четко видно, как беспилотник сбит ракетой с тепловым наведением, выпущенной с МиГ-29 . Расследование ООН также пришло к выводу, что видеозапись была подлинной и что дрон был сбит российским МиГ-29 с помощью ракеты с тепловым наведением «Вымпел» Р-73 . [ 35 ]
Афганистан
[ редактировать ]удалось Военно-воздушным силам Талибана получить около пяти самолетов L-39C из остатков бывшей Демократической Республики Афганистан ВВС ; при иностранной технической поддержке и пилотах они были задействованы в боевых действиях на более поздних этапах фазы гражданской войны в Афганистане против Северного Альянса в 1996–2001 годах . Сообщается, что в начале 2001 года только два из них оставались в рабочем состоянии. [ 36 ] [ 37 ] После вторжения США в Афганистан в 2001 году некоторое количество L-39 было введено в состав ВВС Афганистана . [ 38 ] [ 39 ]
Азербайджан
[ редактировать ]Некоторое количество L-39, наряду с более старыми L-29, широко использовалось азербайджанскими войсками для выполнения наземных атак во время Первой Нагорно-Карабахской войны в 1980-х и начале 1990-х годов. Сообщается, что некоторые из них были сбиты средствами ПВО Армии обороны Нагорного Карабаха . [ 40 ] В сентябре 2015 года компания Aero Vodochody запросила крупный заказ на последнюю модель L-39 для Азербайджана; к этому моменту в строю Азербайджана оставалось 24 годных к полетам L-39. [ 41 ]
Чечня
[ редактировать ]Недавно де-факто независимая Чеченская Республика Ичкерия оказалась с десятками L-39 (а также несколькими L-29, тремя МиГ-17, двумя МиГ-15УТИ, вертолетами и другими транспортными и гражданскими самолетами), оставленными на авиабазах Ханкала и Калиновская . советскими ВВС в 1992 году. [ 42 ] Однако, как сообщается, большинство из них были брошены или не в летном состоянии, но во время конфликта между националистическими и пророссийскими силами в августе-ноябре 1994 года L-39 были развернуты и, возможно, были одним из немногих элементов воздушного нападения (и, возможно, разведки). на Джокара Дудаева войска . Сообщается, что по крайней мере один из них был сбит под Горагорском 4 октября из ПЗРК «Стрела-2» , выпущенного Доку Завгаева пророссийскими боевиками . Пилот полковник Али Мусаев и второй пилот Дедал Дадаев погибли. [ 43 ] [ 44 ]
Одной из основных причин, спровоцировавших первые налеты Су-25 , уничтожившие чеченскую авиацию на земле, и положившую начало российской интервенции , была подготовка ВВС Дудаева, которую заметили разведывательные Су-24 МР. . Были опасения, что эти самолеты могут замедлить или сдержать российскую воздушную и наземную кампанию, а также способность нескольких самолетов совершать атаки камикадзе на российские атомные электростанции (в частности, с помощью катапультного кресла в большинстве самолетов, особенно L- 39, начинив их взрывчаткой, чтобы они действовали как импровизированные крылатые ракеты). [ 44 ]
Ирак
[ редактировать ]Ирак стал первым экспортным заказчиком L-39 Albatros. [ 8 ] К середине 1970 года ВВС Ирака закупили значительное количество учебно-тренировочных самолетов L-39, перенеся большую часть своей учебной деятельности на чехословацкие самолеты. [ 45 ] под руководством США Во время вторжения в Ирак , 14 апреля 2003 года, пара ВМС США самолетов McDonnell Douglas F/A-18 Hornets атаковала несколько самолетов L-29 и L-39, находившихся на аэродроме недалеко от города Тикрит ; Считалось, что они были модифицированы для использования в качестве платформ для доставки оружия. [ 46 ]
Ливия
[ редактировать ]Примерно в 1978 году Ливия приобрела около 180 самолетов L-39ZO, которые служили в летных школах Сабха и Окба Бен Нафи югославского производства вместе с G-2 Galeb итальянского производства для повышения квалификации на реактивных самолетах и SF.260 (для начальной подготовки). [ 47 ]
L-39 использовались во время чадско-ливийского конфликта , в основном на авиабазе Уади-Дум. Во время последнего чадского наступления в марте 1987 года чадцы захватили Уади-Дум вместе с несколькими самолетами (включая 11 L-39), а также советскими зенитно-ракетными комплексами и танками. В отчете Чада ООН сообщается о вышеупомянутом захвате 11 L-39 и уничтожении (или сбитии) как минимум четырех из них. [ 48 ]
В разгар этого конфликта, 21 апреля 1983 года, три Ил-76 ТД LARAF и один Lockheed C-130 Hercules приземлились в аэропорту Манауса , Бразилия , после того, как у одного из Ил-76 возникли технические проблемы при пересечении Атлантического океана . Затем бразильские власти обыскали самолеты: вместо медикаментов, как указано в транспортной документации, оказался ящик с первым из 17 L-39, направлявшихся в Никарагуа вместе с оружием и парашютами для поддержки войны страны против поддерживаемых США. Минусы обнаружены. Груз был конфискован на некоторое время, прежде чем был возвращен в Ливию, однако транспорту разрешили вернуться в свою страну. [ 49 ] [ 50 ] В течение 1990-х и 2000-х годов Ливия предпринимала многочисленные попытки получить компоненты и услуги для своих ВВС, несмотря на эмбарго, наложенное на страну Резолюцией 748 Совета Безопасности ООН ; В результате к 2001 году только половина ливийских L-39 была исправна. [ 51 ]
Россия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2016 г. ) |
После распада Советского Союза и образования ВВС России в 1991 году вновь сформированная служба оказалась в распоряжении сотен самолетов L-39, большинство из которых не соответствовали их потребностям в обучении. По словам автора Стефана Уилкинсона, к 2005 году Россия потенциально стремилась продать до 800 своих L-39, которые проходили лишь базовый уровень обслуживания один раз в месяц, пока решалась их судьба. [ 52 ] С начала 1990-х годов ВВС России приступили к разработке отечественного учебно-тренировочного самолета, для которого Як-130 был выбран ; Як-130 в конечном итоге заменит L-39 на вооружении России в рамках своих эксплуатационных функций. [ 53 ] [ 54 ]
Украина
[ редактировать ]24 февраля 2022 года украинский L-39 из 39-й бригады тактической авиации пилотируемый Дмитрием Коломийцем, был сбит российским самолетом в Хмельницком в первые часы российского вторжения на Украину . 9 августа 2022 года Дмитрий Коломиец был посмертно награжден орденом Золотой Звезды . [ 55 ] [ 56 ]
25 августа 2023 года два украинских L-39 столкнулись во время боевого вылета над Житомиром , в результате чего погибли три пилота. Среди погибших был боевой летчик Андрей Пильщиков , кавалер Ордена Мужества, более известный под позывным «Сок», который прославился на Западе своими четкими призывами в начале войны к союзникам поставлять F-16 . Украине [ 57 ]
Сирия
[ редактировать ]Сирийские арабские ВВС эксплуатируют несколько легких ударных вариантов L-39ZA. [ 58 ] С самого начала гражданской войны в Сирии самолеты L-39 сирийских ВВС регулярно использовались в операциях по борьбе с повстанцами против различных наземных сил повстанцев, некоторые из этих самолетов также были сбиты огнем с земли. Впервые они были оперативно использованы во время битвы за Алеппо , нанеся несколько ударов по позициям, удерживаемым повстанцами. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] Утверждалось, что L-39 был первым самолетом, использованным против повстанцев. [ 62 ]
В феврале 2013 года после рейда и последующего захвата авиабазы Аль-Джарра повстанцы успешно захватили несколько неповрежденных L-39 вместе со вспомогательным оборудованием. [ 63 ] [ 64 ] В конце 2013 года появились сообщения о заявлениях исламистских боевиков о том, что они успешно управляли двумя из захваченных L-39. [ 65 ] [ 66 ] В октябре 2014 года сирийское правительство заявило, что по крайней мере два удерживаемых повстанцами L-39 были годны к полетам и недавно были уничтожены самолетами сирийских ВВС. [ 67 ]
По данным агентства Reuters , к 2014 году L-39 якобы стал одной из излюбленных платформ сирийских ВВС для выполнения задач по наземным атакам из-за его меньшей скорости и более высокой маневренности по сравнению с другими самолетами, имеющимися в ее арсенале. В декабре 2015 года, после захвата правительственными войсками авиабазы Квейрис, вскоре после этого началось возобновление штурмовых операций L-39 в окрестностях Алеппо . [ 62 ]
26 декабря 2017 года возле аэропорта Хамы был сбит сирийский L-39. [ 68 ] [ 69 ]
3 марта 2020 года самолет L-39 ВВС Сирии был сбит ВВС Турции F-16 над провинцией Идлиб. И сирийские, и турецкие силы подтвердили факт сбития. [ 70 ]
Гражданское использование
[ редактировать ]Хотя более новые версии в настоящее время заменяют находящиеся на вооружении старые L-39, тысячи самолетов продолжают служить в качестве учебных самолетов, и многие из них находят новые дома у частных владельцев боевых птиц по всему миру. Утверждалось, что желательность L-39 обусловлена тем фактом, что это «единственный доступный учебно-тренировочный самолет второго поколения». [ 26 ] Эта тенденция особенно очевидна в Соединенных Штатах, где цена в 200 000–300 000 долларов делает их доступными для пилотов среднего достатка, ищущих быстрый и маневренный личный самолет. [ 71 ] в 2002 году был представлен чисто реактивный класс L-39 Их популярность привела к тому, что на авиагонках в Рино , хотя с тех пор он был расширен за счет включения других аналогичных самолетов. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ]
США было зарегистрировано 255 L-39 В сентябре 2012 года в Федеральном управлении гражданской авиации , а в Transport Canada – четыре . [ 75 ] [ 76 ] Несколько демонстрационных групп используют L-39, например, Patriots Jet Team (6 L-39), Breitling Jet Team (7 L-39) и Black Diamond Jet Team (5 L-39). [ 77 ] [ 78 ] Есть также несколько L-39, которые были предоставлены для полетов на частных самолетах различными операторами в Австралии, Чехии , Франции , Германии , Испании и США. [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] Эти L-39 в основном находятся в частных руках, но некоторые из них также принадлежат правительственным учреждениям, например, в Вязьме , Россия . [ 82 ] [ 83 ] было пять L-39 В марте 2018 года в гражданском реестре Новой Зеландии . Один зарегистрирован как L-39. [ 84 ] и еще четыре зарегистрированных как L-39C . [ 85 ]
С 2004 года подразделение обороны и технического обслуживания компании «Аэро Водоходы» выполняет программу общего технического обслуживания, ремонта и модернизации гражданских самолетов L-39, а также проводит демилитаризацию бывших военных самолетов. [ 83 ] Услуги, предлагаемые гражданским эксплуатантам, включают программы продления срока службы, поддержку гражданской регистрации/сертификации, обучение наземного/летного экипажа, логистику и анализ, настройку, плановые проверки, поддержку технического обслуживания по состоянию, а также предоставление общих экспертных/консультационных работ. [ 83 ]
Варианты
[ редактировать ]- Л-39Х-01 – Х-07
- Пять прототипов плюс два планера для статических испытаний. [ 7 ]
- L-39C (C для обучения)
- Стандартный базовый тренажер для СССР, Чехословакии и на экспорт. Первоначально обозначался L-39, но, когда появились более поздние варианты, был переименован в L-39C. Два пилона под крылом. Построено около 2260 штук. [ 31 ]
- Л-39СМ (СМ для модернизированной подготовки)
- Словацкая обновленная версия C.
- Л-39М1 [ 87 ]
- Украинская модернизированная версия С с двигателями АИ-25ТЛШ. Переоборудование осуществляет компания «Одесавиаремсервис», и первый самолет был готов в 2009 году. Планировалась модернизация еще семи L-39C. [ 88 ] К 2014 году только шесть Л-39С были переоборудованы в Л-39М1. [ 89 ]
- Л-39В (В от Влечна - буксир)
- Вариант одноместного целевого буксира для Чехословакии. Оборудован для буксировки цели КТ-04 по тросу длиной 1700 м (5600 футов). Построен прототип плюс восемь серийных самолетов. [ 90 ]
- L-39ZO (Z значит Збране – оружие)
- Промежуточный вариант тренажера для экспорта. Четыре пилона рассчитаны на 500 кг (1100 фунтов) (внутренний) и 250 кг (550 фунтов) (внешний) с общей внешней нагрузкой 1150 кг (2500 фунтов). [ 24 ] Первый полет состоялся 25 июня 1975 года, первые поставки в Ирак состоялись в 1977 году. Всего построено 337 самолетов. [ 91 ]
- Л-39ЗА
- Значительно модернизированный L-39ZO для боевой подготовки и легкой атаки, с более прочным шасси и большей полезной нагрузкой (всего 1290 кг (2844 фунта)) [ 24 ] и, в частности, установка ГШ-23Л 23-миллиметровой двуствольной пушки , прикрепленной в конформной капсуле под кабиной пилотов, с магазином на 150 патронов внутри планера. Внешние пилоны предназначены для установки К-13 или Р-60 ракет класса «воздух-воздух» . Два прототипа, первый полет состоялся 29 сентября 1976 года. Поставлено 208 самолетов. [ 92 ]
- Л-39ЗАМ
- Словацкая модернизированная версия ZA.
- Л-39ЗА/АРТ
- Тайская версия L-39ZA с авионикой Elbit . построено 40. [ 93 ]
- Л-39МС/ Л-59
- Aero L-39MS — это военный учебно-тренировочный самолет второго поколения, разработанный на базе более раннего самолета L-39. По сравнению со своим предшественником он отличался усиленным фюзеляжем, более длинной носовой частью, значительно обновленной кабиной и более мощным (21,6 кН (4850 фунтов силы)) двигателем Лотарева ДВ-2 , позволяющим работать при более высоких весах и скоростях (максимальная скорость 872 км/ч). ч (542 миль в час)). [ 94 ] [ 95 ] Первый полет состоялся 30 сентября 1986 года. Позже он получил обозначение Aero L-59. [ 96 ]
- Л-139 Альбатрос 2000 г.
- Доработанная версия с западной авионикой и двигателем Garrett TFE731-4-1T мощностью 17,99 кН (4045 фунтов силы) . Построен единственный прототип. [ 97 ]
- Л-159
- Дальнейшая модернизация усовершенствованного учебно-боевого самолета с более современной западной авионикой и Honeywell/ITEC F124 . двигателем [ 98 ]
- Л-39НГ
- Модернизированную и модернизированную версию с двигателем Williams FJ44 , улучшенной топливной системой и авионикой планируется представить в 2018 году. [ 99 ]
- Скайлидер UL-39 Белый
- Вариант масштаба с канальным вентилятором из углеродного волокна, впервые совершивший полет в Чехии 4 апреля 2016 года. [ 100 ]
Операторы
[ редактировать ]- Афганистан
- Алжир [ 101 ]
- Ангола [ 101 ]
- Армения [ 101 ]
- Азербайджан
- Бангладеш [ 101 ]
- Беларусь [ 101 ]
- Болгария [ 102 ] [ 101 ] 12 Л-39ЗА
- Камбоджа [ 101 ]
- Центральноафриканская Республика [ 103 ]
- Куба [ 101 ]
- Чешская Республика [ 101 ]
- Восточная Германия Выведена из употребления в 1990 году. [ нужна ссылка ]
- Египет [ 101 ]
- Экваториальная Гвинея [ 101 ]
- Эстония [ 101 ]
- Эфиопия [ 101 ]
- Франция ( команда Breitling Jet Team в настоящее время использует девять L-39)
- Грузия
- Гана
- Венгрия
- Ирак
- Казахстан [ 101 ]
- Кыргызстан [ 101 ]
- Ливия [ 101 ]
- Литва (потенциальный будущий заказчик L-39NG) [ 101 ]
- Латвия ( Baltic Bees Jet Team в настоящее время использует шесть L-39)
- У них было [ 104 ]
- Мозамбик [ 101 ]
- Нигерия [ 101 ]
- Северная Корея
- Румыния
- Россия [ 101 ]
- Словакия [ 101 ]
- Южный Судан [ 101 ]
- Сирия [ 101 ]
- Таджикистан
- Таиланд [ 101 ] Л-39ЗА/АРТ (вестернизированный вариант, оснащенный израильской авионикой [ 13 ] )
- Тунис [ 101 ]
- Туркменистан [ 101 ]
- Уганда [ 101 ]
- Украина [ 101 ]
- США ( Реактивная группа Патриотов в настоящее время использует шесть L-39; Реактивная группа Black Diamond в настоящее время использует шесть L-39)
- Узбекистан
- Вьетнам [ 101 ]
- Йемен
Известные аварии и инциденты
[ редактировать ]- 26 сентября 1987 года Михай Смигельски, 21-летний студент Военно-воздушной академии Румынии , вылетел на учебно-тренировочном L-39ZA Albatros в Турцию и попросил политического убежища . Позже его самолет был обнаружен, и бортовые самописцы показали, что он летел не выше 150 м (490 футов) над землей на скорости 700 км/ч (430 миль в час), чтобы избежать обнаружения радаром . В то время у Смигельски было менее 100 часов, включая школьную подготовку по планерам , и менее 3 часов на L-39ZA. Без спутниковой навигации и каких-либо карт он прошёл по прямой линии над Румынией , Болгарией и Турцией, используя только наземные отметки и память о карте Европы, присутствующей в Академии. В конце концов он приземлился в Кыркларели , Турция, на улице рядом с несколькими джипами , на которых, судя по всему, были американские знаки отличия, повредив переднее колесо и нос самолета. [ 105 ]
- 24 января 2001 года Atlas Air основатель, председатель и генеральный директор Майкл А. Чоудри погиб, когда его чешский учебно-тренировочный самолет L-39 разбился в открытом поле недалеко от Уоткинса, штат Колорадо , США. Также погиб репортер The Wall Street Journal по аэрокосмической тематике Джефф Коул. Чоудри и Коул совершали запланированный рейс из аэропорта Фронт-Рейндж . [ 106 ] [ 107 ]
- 2 июня 2002 года из-за отказа тормозов при посадке L-39 в Имперском военном музее в Даксфорде самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и скатился по насыпи на автомагистраль М11 . Пилот-стажер погиб при катапультировании на уровне земли, но инструктор выжил в аварии, и ни один транспорт на автомагистрали не пострадал. [ 108 ]
- 6 декабря 2015 года L-39 разбился при попытке взлета в аэропорту Эппл-Вэлли, Калифорния , США; Пилот Майк Мэнголд и его пассажир погибли при ударе, после чего возник пожар на земле. [ 109 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Чешская Республика
- 230107 — L-39C на статической экспозиции Национального технического музея в Праге . [ 110 ]
- 230108 - L-39C на статической экспозиции на авиабазе Часлав в Чаславе, Среднечешский край . [ 111 ]
- Германия
- Литва
- 931531 - L-39C как 01 Blue на статической экспозиции в Литовском музее авиации в аэропорту С. Дарюса и С. Гиренаса (EYKS) Каунас . [ 113 ] [ 114 ]
- Соединенные Штаты
- 430405 - L-39C на статической экспозиции в Южном музее авиации в Бирмингеме, штат Алабама . [ 115 ]
- 533526 — L-39C на статической экспозиции в Музее авиации Хиллера в Сан-Карлосе, Калифорния . [ 116 ] [ 117 ]
- 131907 — L-39C на статической экспозиции в Авиационном центре Тетон в Дриггсе, штат Айдахо . [ 118 ]
- 2314 - L-39ZO готов к полетам и находится на вращающейся экспозиции в Олимпийском летном музее в Олимпии, Вашингтон. [ 119 ]
Технические характеристики (Л-39С)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1988–89 гг. , [ 24 ] Аэро Водоходы [ 3 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 12,13 м (39 футов 10 дюймов)
- Размах крыльев: 9,46 м (31 фут 0 дюймов)
- Высота: 4,77 м (15 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 18,8 м 2 (202 кв. фута)
- Профиль крыла : модифицированный NACA 64A012. [ 120 ]
- Вес пустого: 3455 кг (7617 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 4700 кг (10362 фунта)
- Силовая установка: 1 ТРДД Ивченко АИ-25ТЛ , тяга 16,87 кН (3790 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 750 км/ч (470 миль в час, 400 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов).
- Никогда не превышайте скорость : 980 км/ч (610 миль в час, 530 узлов) / M0,8.
- Дальность действия: 1100 км (680 миль, 590 миль) (внутреннее топливо)
- Перегоночная дальность: 1750 км (1090 миль, 940 миль) (внутреннее и внешнее топливо)
- Автономность: два часа 30 минут (внутреннее топливо), три часа 50 минут (внутреннее и внешнее топливо).
- Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
- Скорость набора высоты: 21 м/с (4100 футов/мин)
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 5 минут.
- Нагрузка на крыло: 250 кг/м 2 (51 фунт/кв. фут)
- Тяга/вес : 0,37
- Разбег: 530 м (1740 футов)
- Приземительный пробег: 650 м (2130 футов)
Вооружение
- До 284 кг (626 фунтов) магазинов на двух внешних точках подвески
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэрмакки МБ-339
- АИДК АТ-3
- BAE Systems Хок
- ДОМ С-101
- Дассо/Дорнье Альфа Джет
- FMA IA 63 Пампа
- СНОВА 99
- Кавасаки Т-4
- ПЗЛ ТС-11 Искра
- ПЗЛ И-22 Ирида
- Соко G-4 Супер Чайка
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Уилкинсон 2002, с. 30.
- ^ Джон Пайк. «Аэро Л-39 Альбатрос» . Globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Программа Л-39». Архивировано 18 апреля 2016 года в Wayback Machine Aero Vodochody , дата обращения: 17 апреля 2016 года.
- ^ Jump up to: а б «Первый полет серийного L-39NG от Aero прошел великолепно | Aero Vodochody Aerospace as www.aero.cz. »
- ^ Джексон 2011, с. 174.
- ^ Лейк 2000, стр. 117–118.
- ^ Jump up to: а б Озеро 2000, с. 122.
- ^ Jump up to: а б с «Аэро Л-39 Альбатрос». Архивировано 6 мая 2016 года в Wayback Machine Flight International , 18 ноября 1978 года. 1872.
- ^ «Справочник военных самолетов: Aero Vodochody». Архивировано 4 мая 2016 года в Wayback Machine Flight International , 29 июля 1998 года.
- ^ «Справочник военной авиации: Аэро Водоходы» . Полет Глобал . 29 июля 1998 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2020 г. Проверено 4 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Жериорский, Анджей. «Бизнес-анализ: дилеммы в Праге». Архивировано 7 мая 2016 года в Wayback Machine Flight International , 5 апреля 1994 года.
- ^ Поцелуй 1997, с. 46.
- ^ Jump up to: а б Поцелуй 1997, с. 48.
- ^ Карп 1993, с. 117.
- ^ «IAI нацелена на пользователей L-39 для обновления электроники». Архивировано 28 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 18 июня 2003 года.
- ^ Седлак, Любомир. «Аэро Водоходы» выставлены на продажу. Архивировано 28 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 17 мая 2005 года.
- ^ Гержанич, Майкл. «Чешский нападающий». Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine Flight International , 13 октября 1999 года.
- ^ Поцелуй 1997, стр. 48–49.
- ^ Лодочник, Джули (11 августа 2022 г.). «Сертификация Aero L-39NG открывает новые продажи популярного учебно-тренировочного самолета» . Летающий журнал . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ «L-39NG получил сертификат типа, поскольку Aero объявляет о новом меморандуме о взаимопонимании с Patriot Global Training» . www.key.aero . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Дюбуа, Гастон (01 августа 2022 г.). «Первый серийный L-39НГ готовится к первому полету» . Aviacionline.com (на испанском языке) . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Уилкинсон 2005, стр. 164–166.
- ^ Уилкинсон 2005, стр. 165–166, 169.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тейлор 1988, стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон 2005, с. 165.
- ^ Jump up to: а б с Уилкинсон 2005, с. 164.
- ^ Уилкинсон 2005, с. 166.
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон 2005, с. 168.
- ^ Jump up to: а б «Воинственные самолеты». Архивировано 4 мая 2016 года в Wayback Machine Flight International , 2 июля 1983 года. 28.
- ^ Уилкинсон 2005, с. 169.
- ^ Jump up to: а б Озеро 2000, стр. 123–124.
- ^ Лейк 2000, стр. 125–126.
- ^ Jump up to: а б с «Авиация в абхазском конфликте» . Михаил Жирохов . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ «Джорджиан Таймс» в сети . Geotimes.ge. Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Чиверс, CJ «Грузия» . Архивировано из оригинала 13 октября 2008 года . Проверено 5 июня 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) International Herald Tribune , 26 мая 2008 г. - ^ Купер, Том; Тронг; Келич, Марк (10 февраля 2008 г.). «Афганистан, 1979–2001; Часть 2» . АКИГ. Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 года . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ "Скромный арсенал Талибана". Архивировано 28 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 16 октября 2001 года.
- ^ Старки, Джером (27 апреля 2008 г.). «Карзай снова сбегает во время парада нападения талибов» . Независимый . Архивировано из оригинала 27 марта 2017 года . Проверено 19 сентября 2017 г.
- ^ «Тренировка афганских ВВС получает собственную службу управления воздушным движением». Архивировано 25 апреля 2016 года в Wayback Machine Defense Industry Daily , 29 января 2012 года.
- ^ «Воздушная война над Нагорным Карабахом, 1988–1994 годы» . Acig.org. Архивировано из оригинала 4 июня 2013 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Велингер, Ян. «Тршинецкие железные дороги выиграют выгодный контракт на сумму 15 миллиардов крон». Архивировано 9 января 2016 года на Wayback Machine Třinecké zhelezárny, выигравшей выгодный контракт на сумму 15 миллиардов крон , 24 сентября 2015 года.
- ^ Сили 2001, с. 121.
- ^ «Чечня – ВВС в локальных войнах» . Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 4 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Томас, Тимоти Л., Воздушные операции в конфликте низкой интенсивности – пример Чечни. Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 1 января 2015 г.
- ^ Корриган 2016, с. 64.
- ^ Холмс 2012, с. 66.
- ^ «Ливия» . Lcweb2.loc.gov. Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года . Проверено 29 марта 2013 г.
- ^ «Ливийские войны, 1980–1989, Часть 6» . Acig.org. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 29 марта 2013 г.
- ^ Купер, Том (1 сентября 2003 г.). «База данных Центральной и Латинской Америки: Никарагуа, 1980–1988 гг.» . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 4 мая 2011 г.
- ^ «Бразилия держит оружие за Никарагуа» . Архив новостей Google . Час. 22 апреля 1983 г. с. 12. Архивировано из оригинала 27 марта 2017 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «Италия препятствует шагу Ливии». Архивировано 28 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 4 сентября 2001 года.
- ^ Уилкинсон 2005, с. 162.
- ^ Бутовский, Петр (1 мая 2002 г.). «Стратегия российских военных инструкторов вступает в силу; выбор Як-130 знаменует собой важный шаг на пути к замене стареющего парка самолетов L-39C. В бизнесе по производству тренажеров дела также идут полным ходом» . Интеравиа Бизнес и Технологии . Издательство аэрокосмических СМИ. ISSN 1423-3215 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Коллинз, Питер (10 июля 2012 г.). «Летные испытания: Як-130 доказывает универсальность» . Рейс Интернешнл. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ "Летчик-истребитель Дмитрий Коломиец погиб в воздушном бою, прикрывая собратьев" . Army Inform (в Украину). 29 марта 2022.
- ^ "Президент Украины посмертно наградил летчика из Озерного Дмитрия Коломийца орденом "Золотая Звезда" " (in Russian). 9 августа 2022 года.
- ^ «Три пилота ВВС Украины погибли в Житомирской области» (на украинском языке). 26 августа 2023 г.
- ^ «Правительство Сирии использует учебно-тренировочные самолеты L-39 для нападения на повстанцев — Air Cache» . Air.blastmagazine.com. 9 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2013 года . Проверено 29 сентября 2012 г.
- ^ «24 7 Алеппо, Угарит, Алеппо, очень важен момент падения ракеты с самолета МИГ » . Ютуб. Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 29 сентября 2012 г.
- ^ Бокс, Эдди; Уайт, Джеффри (20 ноября 2012 г.). «Анализ политики: ответ на использование Асадом авиации в Сирии» . Вашингтонский институт. Архивировано из оригинала 5 мая 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ «Появляются любительские кадры сирийских самолетов, развернутых против повстанцев» . Телеграф. 25 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Поскольку полеты из Квейриса возобновятся, командир повстанцев ожидает увеличения количества рейдов» . Сирия Директ. 16 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ Новости БАЙНЕТНА (12 февраля 2013 г.). «Сирия – ССА захватили военный аэропорт Аль-Джарра (февраль 2013 г.)» . Ютуб. Архивировано из оригинала 1 января 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г. .
- ^ Роджио, Билл. «Исламистские группировки захватывают сирийскую авиабазу» , Long War Journal FDD , 12 февраля 2013 г. Архивировано 29 апреля 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Сион, Илан Бен. «Военно-воздушные силы исламистских повстанцев взлетают в Сирии» , Times of Israel , 3 ноября 2013 г. Архивировано 28 ноября 2013 г. в Wayback Machine .
- ^ Маджумдар, Дэйв. «Американские спортсмены-истребители молятся, чтобы слухи о «ВВС ИГИЛ» правдивы» , The Daily Beast , 21 октября 2014 г. Архивировано 14 апреля 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Яшар, Ари (22 октября 2014 г.). «Сирия бомбит ВВС Исламского государства» . Национальные новости Израиля. Архивировано из оригинала 25 апреля 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ "Сирийские СМИ подтверждают, что оппозиция сбила военный самолет режима недалеко от восточной сельской местности Хамы". Аль-Арабия , 26 декабря 2017 г.
- ^ "Сообщается, что самолет L-39 был сбит после взлета из аэропорта Хамы". Архивировано 28 декабря 2017 г. на Wayback Machine syria.liveuamap.com , 26 декабря 2017 г.
- ^ «Турция сбила военный самолет сирийского режима – последние новости» . Турция сбила военный самолет сирийского режима – последние новости . Архивировано из оригинала 03 марта 2020 г. Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ Уилкинсон 2002, стр. 32–33.
- ^ "Реактивный класс". Архивировано 18 апреля 2016 г. на Wayback Machine национальном чемпионате по воздушным гонкам , дата обращения: 17 апреля 2016 г.
- ^ "Джетс". Архивировано 15 апреля 2016 года в Wayback Machine Racing Jets Incorporated , дата обращения: 17 апреля 2016 года.
- ^ Хоффман, Карл. «Рено вступает в эпоху реактивных самолетов». Архивировано 25 апреля 2016 года в журнале Wayback Machine Air & Space Magazine , сентябрь 2002 года.
- ^ «Результаты запроса по марке/модели» . Федеральное управление гражданской авиации . 30 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2015 года . Проверено 30 сентября 2012 г.
- ^ «Канадский реестр гражданских самолетов» . Транспорт Канады . 30 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 30 сентября 2012 г.
- ^ «Выступление команды Black Diamond Jet» . blackdiamondjetteam.com. Архивировано из оригинала 18 января 2013 года . Проверено 12 июля 2012 г.
- ^ Симинский, Яцек. «Потрясающие фотографии латвийской пилотажной группы «Балтийские пчелы» с воздуха». Архивировано 14 апреля 2016 года в Wayback Machine The Aviationist , 11 декабря 2015 года.
- ^ «Aero L-39 Albatros - штурмовик, самолет-разведчик и учебно-тренировочный самолет Восточного блока: MiGFlug.com» . MiGFlug - Полеты реактивных истребителей на сверхзвуковых военных истребителях . Архивировано из оригинала 6 января 2016 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ «Полёты L-39 над калифорнийской пустыней». Архивировано 11 апреля 2016 года на сайте Wayback Machine flyfighterjet.com , дата обращения: 17 апреля 2016 года.
- ^ «Полёты истребителей в США, России и Европе». Архивировано 6 апреля 2016 года на сайте Wayback Machine Flyajet.com , дата обращения: 17 апреля 2016 года.
- ^ «Эскадрилья Л-39 «Русь», базирующаяся в Вязьме - Официальный сайт эскадрильи Л-39 / Летной школы «Русь» на базе Вяземского авиацентра, Вязьма / Вязьма, Смоленск, Россия - Добро пожаловать - История эскадрильи» . Вязьмарус.com. Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Гражданская программа Л-39». Архивировано 21 мая 2014 года в Wayback Machine Aero Vodochody , дата обращения: 17 апреля 2016 года.
- ^ «Список модов Air – Управление гражданской авиации Новой Зеландии» . www.caa.govt.nz. Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ «Список модов Air – Управление гражданской авиации Новой Зеландии» . www.caa.govt.nz. Архивировано из оригинала 25 января 2019 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ «Аэро Л-39С Альбатрос, 103 СИНИЙ» . Spotters.net.ua .
- ^ «Выпуск 09/10» . Defpol.org.ua. 13 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ Виктор Морозов. Авиация в боевых действиях на Юго-востоке Украины, весна – лето 2014 // "Авиация и космонавтика", № 10, 2014. стр. 34–42.
- ^ Озеро 2000, с. 124.
- ^ Озеро 2000, с. 125.
- ^ Лейк 2000, стр. 126–127.
- ^ Озеро 2000, стр.127.
- ^ Лейк 2000, стр.118.
- ^ "Чехословакия: Aero L-39 Альбатрос". Архивировано 6 мая 2016 года в Wayback Machine Flight International , 21 августа 1990 года. 36.
- ^ Озеро 2000, с. 128.
- ^ Озеро 2000, с. 129.
- ^ Озеро 2000, стр. 130–131.
- ^ Врублова, Тереза. «Аэро Водоходы» представляет L-39NG: новое поколение легендарного учебно-тренировочного самолета . Л-39НГ следующего поколения . Аэро Водоходы. Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ Хитчман, Найджел (июнь 2016 г.). «Аэро Фридрихсхафен». Мир авиации Air-Britain . Том. 68, нет. 2. Эйр-Британия . ISSN 1742-996Х .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Дженнингс, Гарет (12 октября 2018 г.). «Аэро выкатывает первый L-39НГ» . IHS Jane’s 360 . Лондон. Архивировано из оригинала 12 октября 2018 года . Проверено 12 октября 2018 г.
- ^ «Летающий полет – схватка» . Scramble.nl . Архивировано из оригинала 19 октября 2015 года . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ «Россия увеличивает материальный потенциал национальной армии Центральноафриканской Республики за счет поставок истребителей – Мануэль Нгема» . Ежедневный пост. 23 мая 2023 г. Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ «Мали получила как минимум четыре легких штурмовика L-39C Albatross, вероятно, поставленных Россией» . opex360.com . 9 августа 2022 г.
- ^ «Бегство из страны летчика-студента Михая Смигельского на самолете L-39 «Альбатрос»» . Pilotmagazin.ro. 22 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2011 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ «Генеральный директор Atlas Air Чоудри погиб в авиакатастрофе. (Майкл А. Чоудри погиб в авиакатастрофе) (Краткая статья)» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 1 августа 2008 года.
- ^ Национальный совет по безопасности на транспорте (2002 г.). «Идентификация NTSB: DEN01FA044» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 года . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ «Автомагистраль вновь открылась после крушения самолета» . Новости Би-би-си . 3 июня 2002 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ «Пилот Red Bull погиб при крушении L-39» . avweb.com . 7 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 6 января 2016 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ «Досье на планер – Aero L-39C Albatros, серийный номер 0107 CEF, серийный номер 230107» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca. Архивировано из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ «Досье на планер – Aero L-39C Albatros, серийный номер 0108 CEF, серийный номер 230108» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca. Архивировано из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ «Музей автомобилей и техники Зинсхайм» . хобби-luftfahrt.de . Архивировано из оригинала 23 января 2020 года . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ www.itmarks.lt. «Новости » Литовский музей авиации» . www.lam.lt. Архивировано из оригинала 12 ноября 2018 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ «Авиафото № 2294683: Aero L-39C Albatros – Литва – ВВС» . Авиалайнеры.нет . Архивировано из оригинала 4 декабря 2018 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ «Досье на планер – AeroL-39, б/н 430405, б/н N82497» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ «Л-39С «Альбатрос» » . Музей авиации Хиллера . Музей авиации Хиллера. Архивировано из оригинала 19 марта 2017 года . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Aero L-39C Albatros, серийный номер 68 красный PSU, серийный номер 533526, серийный номер N139AF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca. Архивировано из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Хеннигер, Майк. «Аэрофотоснимки – Досье планера – Aero L-39C Albatros, c/n 131907, c/r N439RS» . airvisuals.ca . Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «Коллекция самолетов – Олимпийский музей авиации» .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Корриган, Питер (2016). Морской пехотинец J SBS: Восточноафриканская миссия . Издательство Блумсбери. ISBN 1-4728-1671-4 .
- Холмс, Тони (2012). Корпус морской пехоты США и подразделения RAAF Hornet операции «Иракская свобода» . Издательство Блумсбери. ISBN 1-7820-0733-4 .
- Джексон, Роберт (2011). Самолеты с 1914 года по наши дни . п. 174. ИСБН 978-1-907446-02-3 .
- Карп, Реджина Коуэн (1993). Центральная и Восточная Европа: вызов переходного периода . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-1982-9169-8 .
- Поцелуй, Юдит (1997). Оборонная промышленность в Центрально-Восточной Европе: реструктуризация и конверсия . СИПРИ. ISBN 0-1982-9280-5 .
- Лейк, Джон (2000). «Семейство Aero L-39 Albatros: брифинг по варианту». Мировой журнал авиации . 43 . Лондон: Аэрокосмическое издательство: 116–131. ISBN 1-86184-055-1 .
- Сили, Роберт (2001). Русско-чеченский конфликт, 1800–2000 гг.: смертельные объятия . Психология Пресс. ISBN 0-7146-4992-9 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Великобритания: Данные Джейн по защите. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Младейовский, Йозеф (1988). Небо для Альбатросов: Главы о инг. Яне Влчеке, чешском авиаконструкторе ] ( на чешском языке). Прага: Наша армия.
- Уилкинсон, Стефан (2005). Человек и машина . Роуман и Литтлфилд. ISBN 1-5992-1679-5 .
- Уилкинсон, Стефан (июнь 2002 г.). «Самая милая маленькая боевая птица в небе» . Популярная наука . 260 (6): 30, 32–33. ISSN 0161-7370 .