Дуглас C-54 Скаймастер
C-54 Скаймастер | |
---|---|
Роль | Военно-транспортный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Дуглас Эйркрафт Компани |
Первый полет | 14 февраля 1942 г. |
Введение | 1942 |
Ушедший на пенсию | 1975 |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США ВМС США ВВС США |
Произведено | 1942–1947 |
Количество построенных | 1,170 |
Разработано на основе | Дуглас DC-4 |
Douglas C-54 Skymaster — четырехмоторный транспортный самолет, использовавшийся ВВС США во Второй мировой войне и войне в Корее . Как и Douglas C-47 Skytrain, созданный на основе DC-3, C-54 Skymaster был создан на основе гражданского авиалайнера Douglas DC-4 . Помимо перевозки грузов, C-54 также перевозил президентов, премьер-министров и военный персонал. Десятки вариантов C-54 использовались в самых разных небоевых целях, таких как спасательные операции в воздухе и на море , научные и военные исследования, а также отслеживание и восстановление ракет. Во время Берлинской воздушной перевозки он доставлял уголь и продовольствие в Западный Берлин . После Корейской войны его продолжали использовать в военных и гражданских целях более чем в 30 странах. Это был один из первых самолетов, на борту которых находился президент Соединенных Штатов , первым из которых был президент Франклин Д. Рузвельт во время Второй мировой войны .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]С надвигающимся вступлением Соединенных Штатов во Вторую мировую войну в июне 1941 г. [ нужна ссылка ] Военное министерство приняло на себя заказы на поставку самолетов Douglas DC-4 для авиакомпаний и передало их ВВС США под обозначением C-54 Skymaster . Первый, C-54, вылетел из Кловер-Филд в Санта-Монике, Калифорния , 14 февраля 1942 года. [ 1 ]
Для удовлетворения военных требований первый гражданский серийный самолет имел четыре дополнительных вспомогательных топливных бака в основной кабине, что уменьшило количество пассажирских мест до 26. Следующая партия самолетов, получившая обозначение С-54А, была построена с более прочным полом и грузовой дверью с подъемник и лебедка. Первый C-54A был поставлен в феврале 1943 года. C-54B, представленный в марте 1944 года, имел встроенные топливные баки в внешних крыльях, что позволяло снять два бака в кабине. Это изменение позволило установить 49 сидений (или 16 носилок). C -54C , гибрид для президентского использования, имел фюзеляж C-54A с четырьмя топливными баками в кабине и крылья C-54B со встроенными баками для достижения максимальной дальности полета.
Наиболее распространенным вариантом был С-54Д, поступивший на вооружение в августе 1944 года. На базе С-54В он оснащался более мощными двигателями Р-2000-11. В C-54E последние два топливных бака в кабине были перенесены в крылья, что позволило разместить больше грузовых или 44 пассажирских места.
Самолеты, переданные ВМС США, получили обозначение Douglas R5D . С введением в 1962 году системы обозначения самолетов Tri-Service все R5D были переименованы в C-54.
Операционная история
[ редактировать ]C-54 поступили на вооружение ВВС США в 1942 году и вмещали до 26 пассажиров, а более поздние версии - до 50 пассажиров. C-54 был одним из наиболее часто используемых вооруженными силами США во время Второй мировой войны транспортных средств дальнего действия. Из произведенных C-54 515 были изготовлены в Санта-Монике, Калифорния , и 655 были произведены в Орчард-Плейс/Дуглас-Филд, в некорпоративном округе Кук, штат Иллинойс , недалеко от Чикаго (позже на месте международного аэропорта О'Хара ). [ 2 ]
Во время Второй мировой войны C-54 использовался Франклином Д. Рузвельтом , Дугласом Макартуром и Уинстоном Черчиллем . Американские делегаты конференции в Касабланке использовали Skymaster. [ 3 ] C-54 также использовался Королевскими ВВС , ВВС Франции и вооруженными силами как минимум 12 других стран.
Президент Гарри С. Трумэн подписал Закон о национальной безопасности 1947 года , согласно которому были созданы ВВС США, на борту самолета Sacred Cow , Presidential VC-54C, который хранится в Национальном музее ВВС США недалеко от Дейтона, штат Огайо . Более 300 самолетов C-54 и R5D составили основу американского вклада в Берлинский воздушный транспорт в 1948 году. Они также служили основным воздушным транспортом во время Корейской войны . После Корейской войны С-54 был заменен на Douglas C-124 Globemaster II , но продолжал использоваться ВВС США до 1972 года. Последний действующий C-54 Skymaster на вооружении ВМС США (C-54Q, BuNo 56501 , Школы летчиков-испытателей ВМФ, NAS Patuxent River ) вышел в отставку 2 апреля 1974 года. [ 4 ]
В конце 1945 года несколько сотен C-54 оказались излишними для военных потребностей США, и они были переоборудованы для эксплуатации в гражданских авиакомпаниях, многие из которых были произведены компанией Douglas Aircraft на ее авиационных заводах. Самолеты были проданы авиакомпаниям по всему миру. К январю 1946 года Pan American Airways эксплуатировала свои самолеты Skymasters на трансатлантических регулярных рейсах в Европу и за ее пределы. Транстихоокеанское сообщение из Сан-Франциско в Окленд началось 6 июня 1946 года. [ 5 ] После утилизации ВВС и ВМС США многие C-54 были модифицированы для использования в гражданских пожарных целях и в качестве воздушных заправщиков. Это включало установку баков внутри и под фюзеляжем, а также установку оборудования для сброса и распыления на задних кромках крыла. C-54 продолжали выполнять эту роль до конца 1990-х годов.
Варианты
[ редактировать ]- С-54
- Первый серийный вариант, адаптированный из DC-4, построено 24 экземпляра.
- С-54А
- Первая военная версия с усиленным планером, увеличенным запасом топлива, возможностью размещения пассажиров или груза, аналог ВМФ R5D-1, построено 252 экземпляра.
- С-54Б
- Увеличенный запас топлива в крыле. Один из них использовался Уинстоном Черчиллем, построено 220 самолетов.
- С-54Д
- То же, что С-54Б, но с двигателями Р-2000-11, построено 380 штук.
- С-54Э
- Дальнейшая доработка топливных баков и средства для быстрого переоборудования из пассажирских в грузовые, построено 125 самолетов.
- С-54Г
- То же, что С-54Е, но с другой версией двигателя Р-2000. Заказано 400 единиц, из которых 162 были завершены, а остальные были отменены в конце Второй мировой войны.
Операторы
[ редактировать ]Аварии и происшествия
[ редактировать ]Крушение в море (1947)
[ редактировать ]ВВС США 3 июля 1947 года: C-54G 45-519 разбился в Атлантике в 294 милях от Флориды после потери управления, вызванной турбулентностью из-за шторма, в результате чего погибли шесть членов экипажа. [ 6 ]
Катастрофа в Массачусетсе (1948 г.)
[ редактировать ]14 мая 1948 года армейский транспортный самолет, летевший во время ливня, разбился в Нортгемптоне, штат Массачусетс , в результате чего погибли три члена экипажа, находившиеся на борту. [ 7 ]
Исчезновение (1950)
[ редактировать ]26 января 1950 года самолет C-54D ВВС США пропал во время полета между базой ВВС Анкоридж-Эльмендорф ( Аляска ) и базой ВВС Грейт-Фолс ( Монтана ) с экипажем из восьми человек и 36 пассажирами (34 служебных). персонал и два гражданских лица). [ 8 ] [ 9 ] Никаких следов самолета или его пассажиров обнаружено не было.
Атака
[ редактировать ]25 июня 1950 года Северная Корея вторглась в Южную Корею. Северокорейские истребители атаковали аэродромы в Кимпо и Сеуле, столице Южной Кореи, уничтожив один C-54 ВВС США на земле на авиабазе Кимпо . [ 10 ]
Разбился (1950)
[ редактировать ]19 сентября 1950 года самолет C-54 ВМС США, направлявшийся в Корею, упал в море примерно через минуту после взлета с атолла Кваджалейн на Маршалловых островах. На борту самолета находились 26 человек, включая одиннадцать медсестер. Выживших не было. [ 11 ]
Крушение в море (1951)
[ редактировать ]31 января 1951 года C-54D с бортовым номером 282 Португальской военной аэронавтики , эксплуатируемый поисково-спасательной эскадрильей авиабазы Лажеш , Азорские острова , летевший из аэропорта Лиссабона обратно на свою базу, разбился в Атлантике , когда приближаясь к Лажесу. Все находившиеся на борту 14 человек (два пилота, девять механиков и трое других военнослужащих) погибли. [ 12 ]
Атака берлинского коридора (1952 г.)
[ редактировать ]29 апреля 1952 года самолет Air France Douglas C-54A (регистрация F-BELI), выполнявший регулярный рейс из аэропорта Франкфурт-на-Майне в аэропорт Берлин-Темпельхоф, подвергся продолжительной атаке двух советских МиГ-15 истребителей при прохождении через один из самолетов союзников. Воздушные коридоры над Восточной Германией . Хотя в результате атаки самолет был серьезно поврежден, что потребовало остановки двигателей номер три и четыре, командир самолета сумел совершить благополучную аварийную посадку в аэропорту Темпельхоф. Последующая проверка повреждений самолета показала, что по нему было произведено 89 выстрелов с советских МиГов. Несмотря на серьезность нападения, среди 17 пассажиров (шесть членов экипажа и 11 пассажиров) погибших не было. Советские военные власти защищали это нападение на безоружный гражданский самолет, утверждая, что самолет Air France в момент нападения находился за пределами воздушного коридора. [ 13 ]
Расстрел КНР (1954 г.)
[ редактировать ]23 июля 1954 года гражданский авиалайнер Douglas C-54 Skymaster, регистрационный номер VR-HEU , эксплуатируемый авиакомпанией Cathay Pacific Airways , следовавший из Бангкока в Гонконг , был сбит ВВС истребителями Ла-11 Китая у берегов острова Хайнань. , убив десять человек. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Разбился в Неваде, США (1955 г.)
[ редактировать ]17 ноября 1955 года самолет C-54 ВВС США, рейс 9068, врезался в юго-восточный фланг горы Чарльстон высотой 11 916 футов на высоте примерно 11 300 футов. Катастрофа произошла примерно в 8:30 утра во время сильного ветра и снежной бури с ограниченной видимостью примерно в 35 милях к северо-западу от Лас-Вегаса. Самолет направлялся в засекреченный пункт назначения, называемый «Уотертаун» (ныне известный как испытательный полигон Зоны 51 в Неваде) из Бербанка, Калифорния. На борту находились 14 пассажиров и экипаж из ВВС США, ЦРУ и нескольких государственных подрядчиков, которые работали над сверхсекретным проектом самолета-шпиона U-2. Выживших не было, и расследование катастрофы оставалось засекреченным до 1998 года. [ 18 ]
Взрыв в Северной Африке (1955)
[ редактировать ]ВВС США 11 декабря 1955 года C-54 1700-й воздушно-транспортной группы , базировавшейся в Келли Филд , Сан-Антонио, Техас. Транспорт разбился в районе Гомор недалеко от границы между французским и испанским Марокко. летел из Уилус-Филд в Триполи в Касабланку Предполагалось, что он и направлялся в Соединенные Штаты. Восемь летчиков Соединенных Штатов погибли, когда их самолет взорвался в суровых горах Рифф в Северной Африке . [ 19 ]
Исчезновение (1964)
[ редактировать ]28 марта 1964 года C-54A пропал над Тихим океаном (примерно в 1120 км к западу от Сан-Франциско — последнее сообщенное местонахождение: 29 ° 20' с.ш. 135 ° 00' з.д. / 29,33 ° с.ш. 135,00 ° з.д. ) на представительском пассажирском рейсе из международного аэропорта Гонолулу , Гавайи, в международный аэропорт Лос-Анджелеса , Калифорния . Пилот сообщил о возгорании двигателя № 2, из-за которого, возможно, придется посадить самолет на воду. Больше ничего из самолета не было слышно, и никаких его следов, несмотря на тщательные поиски, обнаружено не было. В результате катастрофы погибли три члена экипажа и шесть пассажиров. [ 20 ]
Технические характеристики (С-54Г-ДО)
[ редактировать ]Данные самолетов McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. [ 21 ]
Общие характеристики
- Экипаж: четыре
- Вместимость: 50 военнослужащих / 32 500 фунтов (14 700 кг) груза.
- Длина: 93 фута 10 дюймов (28,60 м)
- Размах крыльев: 117 футов 6 дюймов (35,81 м)
- Высота: 27 футов 6 дюймов (8,38 м)
- Площадь крыла: 1460 кв. футов (136 м ). 2 )
- Профиль крыла : корень: NACA 23016 ; совет: NACA 23012 [ 22 ]
- Вес пустого: 38 930 фунтов (17 658 кг)
- Полная масса: 62 000 фунтов (28 123 кг)
- Максимальный взлетный вес: 73 000 фунтов (33 112 кг)
- Запас топлива: 2868 галлонов США (2388 имп галлонов; 10860 л) при нормальной топливной загрузке; 3592 галлона США (2991 имп гал; 13600 л) со вспомогательным топливом
- Силовая установка: 4 Pratt & Whitney R-2000-9 Twin Wasp с воздушным охлаждением, мощностью 1100 л.с. (820 кВт) каждый на высоте 7500 футов (2300 м). 14-цилиндровых радиально-поршневых двигателя
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты с постоянной скоростью вращения и флюгированием.
Производительность
- Максимальная скорость: 275 миль в час (443 км/ч, 239 узлов) на высоте 20 000 футов (6 100 м).
- Крейсерская скорость: 190 миль в час (310 км/ч, 170 узлов) на высоте 10 000 футов (3 000 м)
- Дальность: 4000 миль (6400 км, 3500 миль) с полезной нагрузкой 4000 фунтов (1800 кг)
- Практический потолок: 22 300 футов (6 800 м)
- Время набора высоты: 10 000 футов (3 000 м) за 14 минут 36 секунд.
- Нагрузка на крыло: 42,5 фунта/кв. футов (208 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,0935 л.с./фунт (0,1537 кВт/кг)
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]C-54, регистрационный C-FIQM ( Buffalo 5-721 (хвост 57)), использовался в качестве замены бомбардировщика Lancaster из-за его аналогичной максимальной скорости и максимальной полезной нагрузки для воссоздания операции Chastise с ее прыгающей бомбой . Он был снят в британском документальном фильме « Dambusters: Создание прыгающей бомбы» , канадском документальном фильме « Dambusters Fly Again » , эпизоде 39 сезона Nova « Бомбежка гитлеровских плотин » и Ice Pilots NWT «Dambusters». эпизоде 3 сезона 3 [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] В драме 1950 года «Большой лифт» рассказывается о самолетах C-54, летающих по берлинскому воздушному транспорту.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список гражданских самолетов
- Список военных самолетов США
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «ИСТОРИЯ ТИНКЕРА: Дуглас C-54 Skymaster» . Грег Л. Дэвис, база ВВС Тинкер, 24 марта 2017 г. 24 марта 2017 г. Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ «История международного аэропорта О'Хара». Архивировано 25 февраля 2011 года в Wayback Machine FAA . Дата обращения: 1 мая 2015 г.
- ^ Лавери 2007 [ нужна страница ]
- ^ «Семидесятые 1970–1980». Архивировано 13 мая 2013 г. на сайте Wayback Machine History.navy.mil . Проверено: 15 мая 2012 г.
- ^ Берри 1967, с. 7.
- ^ Описание происшествия для 45-519 в Сети авиационной безопасности . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ «АРМЕЙСКИЙ САМОЛЕТ ПАДЕТ; 3 УМИРАЮТ; Мужчина из Джексон-Хайтс среди жертв авиакатастрофы в Массачусетсе» . Нью-Йорк Таймс . 14 мая 1948 г. Проверено 7 сентября 2020 г.
- ^ Рантер, Харро и Фабиан И. Лухан. «Douglas C-54D-1-DC 42-72469 Snag, YT» . Aviation Safety Net, 2008. Дата обращения: 15 мая 2012 г.
- ^ Кеннебек, Мэтт. «Дуглас DC-4 C-54D». Архивировано 26 сентября 2011 г. в Wayback Machine 1000 Photos , 2010. Проверено: 15 мая 2012 г.
- ^ «Воздушная война в Корее, 1950-53 гг.» .
- ^ «Педагог по корейской войне: Темы — Авиакатастрофы — C-54 Skymaster Кваджалейн, 19 сентября 1950 года» .
- ^ Douglas C-54D-1-DC (DC-4) 282 Aviation Safety Net, 2008. Дата обращения: 22 марта 2017 г.
- ^ ASN «Описание авиакатастрофы Douglas C-54A-DO F-BELI - недалеко от Берлина, Германия». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 15 мая 2012 г.
- ^ "Авария самолета ASN Douglas C-54A-10-DC VR-HEU на острове Хайнань". Сеть авиационной безопасности . Проверено: 15 мая 2012 г.
- ^ «Детали аварии – VR-ВОУ». Информация об авиакатастрофе . Проверено: 15 мая 2012 г.
- ^ «Учетная запись VR-HEU пассажира: Валери Пэриш». Архивировано 27 января 2009 г. на сайте Wayback Machine Major Commercial Airline Disasters. Проверено: 15 мая 2012 г.
- ^ "ВР-ВОУ." Архивировано 20 августа 2008 года в Wayback Machine . Жизнь и времена Джеймса Харпера. Проверено: 15 мая 2012 г.
- ^ Пласкон, Кирилл Д. (2015). Безмолвные герои холодной войны - рассекречено (2-е изд.). Лас-Вегас, Невада: Мемориальный комитет молчаливых героев холодной войны. стр. 10–30. ISBN 978-1507884669 .
- ^ «Балтер-летчик погиб в авиакатастрофе» . Питтсбург Пост-Газетт . 14 декабря 1955 г. п. 26 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Рантер, Харро и Фабиан И. Лухан. «Авиакатастрофа ASN Douglas C-54A-10-DC N4726V, Сан-Франциско, Калифорния». Сеть авиационной безопасности , 2011. Дата обращения: 15 мая 2012 г.
- ^ Франсильон, Рене Дж. (1988). Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 313–333. ISBN 0870214284 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ "Дамбастеры снова летают". Архивировано 19 марта 2012 года на Wayback Machine History Television , август 2011 года. Дата обращения: 15 мая 2012 года.
- ^ Чиверс, Том. «День, когда разрушители плотин вернулись... в Канаду». The Telegraph (Лондон), 2 мая 2011 г. Дата обращения: 15 мая 2012 г.
- ^ Брайан, Хэл. «Ледяные пилоты помогают воссоздать «дамбастеры»». Архивировано 30 марта 2012 года в Wayback Machine . EAA, 5 мая 2011 г. Дата обращения: 15 мая 2012 г.
- ^ «Дамбастеры: создание прыгающей бомбы». Архивировано 29 апреля 2016 г. на канале Wayback Machine Channel 4 , 2011 г. Дата обращения: 15 мая 2012 г.
- ^ "Бомбежка плотин Гитлера" . PBS, WGBH, Нова . Проверено: 12 января 2012 г.
- ^ «Ледяные пилоты СЗТ: Сезон 3, Эпизод 2: Dambusters». Архивировано 5 мая 2017 г. на Wayback Machine History Television. Проверено: 15 мая 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Берри, Питер и др. Дуглас DC-4. Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1967.
- Блюетт, Р. Выжившие. Колсден, Великобритания: Aviation Classics, 2007. ISBN 978-0-9530413-4-3 .
- Иствуд, Тони и Джон Роуч. Список производства авиалайнеров с поршневыми двигателями . Вест-Дрейтон, Великобритания: Магазин авиационных товаров для хобби, 1991. ISBN 0-907178-37-5 .
- Франсильон, Рене. Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Патнэм, 1979. ISBN 0-87021-428-4 .
- Лавери, Брайан: Черчилль идет на войну: военные путешествия Уинстона. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2007. ISBN 978-1-591141-037 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Милберри, Ларри. Канадэйр Полярная звезда . Торонто: Книги CANAV, 1982. ISBN 0-07-549965-7 .
- Пирси, Артур. Проплинеры Дугласа: DC-1 – DC-7. Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1995. ISBN 1-85310-261-X .
- Пиклер, Рон и Ларри Милберри. Canadair: первые 50 лет . Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN 0-921022-07-7 .
- Йенн, Билл. Макдоннелл Дуглас: Повесть о двух гигантах. Гринвич, Коннектикут: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Справочник по летной эксплуатации Ан 01-40НУ-1. Самолеты серии C-54G ВВС США и модели R5D-5 ВМФ. Архивировано 9 августа 2017 г. на Wayback Machine.
- Canadair DC4M Полярная звезда
- Авария Moose Jaw на virtualmuseum.ca
- История PSA/Страница олдтаймеров [ постоянная мертвая ссылка ]
- Исторический фонд Берлинских воздушных перевозок - эксплуатирует C-54 «Дух свободы» как летающий Музей воздушных перевозок Берлина.
- Страница Ассоциации ВВС о C-54
- Аллея боевых птиц: страница C-54
- Вид из кабины C-54 во время посадки/руления
- Страница Boeing McDonnell Douglas на DC-4
- Последние сертифицированные и построенные пассажирские самолеты DC-4 в мире.
- Винтажные крылья Канады Canadair North Star демонстрируют инсталляцию RR Merlin
- Справочник по эксплуатации и инструкции по полету модели самолета С-54, самолета С-54А - Цифровые коллекции Музея авиации.