Авиационные трейдеры Carvair
АТЛ-98 Карвайр | |
---|---|
Самолет Falcon Airways Aviation Traders ATL-98 Carvair | |
Роль | Транспорт |
Производитель | Авиационные трейдеры |
Первый полет | 21 июня 1961 г. |
Введение | 16 февраля 1962 года с мостом через Ла-Манш. |
Статус | Уволен со службы |
Количество построенных | 21 конверсия |
Разработано на основе | Дуглас DC-4 |
Aviation Traders ATL-98 Carvair — списанный большой транспортный самолет с четырьмя радиальными двигателями . Это был Douglas DC-4, на базе переоборудованный воздушный паром разработанный компанией (ATL) Фредди Лейкера Aviation Traders (Engineering) Limited , с вместимостью обычно 22 пассажира в задней кабине и пяти автомобилей, загруженных в передней части.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Идея Фредди Лейкера переоборудовать излишки самолетов Douglas DC-4 и его военного аналога C-54 Skymaster для перевозки автомобилей была относительно недорогим решением для разработки преемника быстро стареющего и все более неадекватного Bristol 170 Freighter , автомобильного паромного самолета авиакомпаний. опора с конца 1940-х годов. [ 1 ]
Главным недостатком Bristol Freighter была его ограниченная грузоподъемность с точки зрения количества машин, помещающихся в один самолет. Даже «длинноносый» Марк 32 смог вместить всего три машины (помимо 20 пассажиров). Это сделало перевозку автомобилей по воздуху очень сложным делом. Если забронированная машина не приходила, рейс мгновенно становился нерентабельным из-за сокращения полезной нагрузки на треть. Эта ситуация усугублялась увеличением средней длины британских автомобилей в 1950-х годах. Средний автомобиль в Великобритании в 1959 году был на 25 сантиметров (9,8 дюйма) длиннее, чем в 1950 году. Чрезвычайная сезонность бизнеса автомобильных паромов, кроме того, привела к плохой загрузке самолетов вне периодов пиковой нагрузки. Более того, повторяющиеся взлеты и посадки во время коротких перелетов через Ла- Манш в турбулентном воздухе на малых высотах с короткими разворотами продолжительностью всего лишь 20 минут сделали самолет склонным к с усталостью проблемам конструкции. Это потребовало тщательных и дорогостоящих программ модификации, тем самым еще больше увеличив возможности этого типа. эксплуатационные расходы на маршрутах, которые по существу были малопродуктивными . [ 1 ]
Когда крупные авиакомпании заменили свои устаревшие поршневые авиалайнеры новыми Boeing 707 и Douglas DC-8 самолетами на своих престижных дальнемагистральных маршрутах, цена за единицу подержанных самолетов DC-4 упала всего до 50 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 1,5 миллионам фунтов стерлингов). сегодня). Переоборудование каждого из этих планеров в автомобильно-пассажирские авианосцы обошлось примерно в 80 000 фунтов стерлингов (2,4 миллиона фунтов стерлингов на сегодняшний день). Это было легко доступно небольшим авиакомпаниям, таким как компании, занимающиеся автомобильными паромами. Картонная модель переоборудованного DC-4 Фредди Лейкера с дверью в носовой части и кабиной экипажа, поднятой над фюзеляжем , показала, что его полезная нагрузка превосходит Bristol Freighter/Superfreighter. Самолет был спроектирован для размещения пяти британских автомобилей среднего размера и 25 пассажиров благодаря более длинному и широкому фюзеляжу DC-4. British Air Ferries (BAF), например, эксплуатировала свои Carvairs в гибкой конфигурации, вмещая либо пять автомобилей и 22 пассажира, либо две-три машины и 55 пассажиров, что позволяло переключаться с одной конфигурации на другую примерно за 40 минут. [ 2 ] в DC-4 Кроме того, отсутствие наддува делало его идеальным для полетов через Ла-Манш на малых высотах, которые не поднимались достаточно высоко, чтобы требовать герметичную кабину. Это сделало предлагаемую структурную конверсию простой. Результатом стал новый самолет, получивший название Carvair (от слова «автомобиль по воздуху »). [ 3 ]
Первоначально считалось, что бывшие в употреблении герметичные планеры Douglas DC-6 и Douglas DC-7 можно переоборудовать в более крупные Carvair «второго поколения» в течение 15 лет после ввода в эксплуатацию оригинального Carvair на базе DC-4. [ 4 ]
Конверсия исходного самолета повлекла за собой замену передней части фюзеляжа на длинную на 8 футов 8 дюймов (2,64 м) с приподнятой кабиной экипажа в виде выпуклого «горба» (сродни более позднему Боингу 747 ), чтобы можно было откинуть носовую дверь на боковых петлях. Это также повлекло за собой более мощные колесные тормоза и увеличенное хвостовое оперение , которое часто считалось устройством Douglas DC-7, но на самом деле это была совершенно новая конструкция. [ нужна ссылка ] Двигатели, четыре Pratt & Whitney R-2000 Twin Wasp , остались без изменений.
Переоборудованный прототип совершил первый полет 21 июня 1961 года . Двадцать один самолет Carvair был произведен в Великобритании, при этом производство самолетов 1, 11 и 21 производилось в аэропорту Саутенд , а остальная часть - в аэропорту Станстед . Последние три самолета были доставлены австралийской компании Ansett-ANA , которая поставила ATL свои собственные DC-4 для переоборудования, в отличие от предыдущих 18 самолетов, которые были приобретены ATL и либо проданы, либо переданы дочерней компании British United Air Ferries (BUAF). . Одним из двух самолетов, все еще летавших в июне 2007 года, был планер бывшего Ansett. Второй самолет Ansett был брошен в Пномпене в 1975 году. Первый полет последней переоборудованной машины под номером 21 для Ansett состоялся 12 июля 1968 года.
Базовая цена недавно переоборудованного Carvair в 1960 году составляла 150 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно сегодняшним 4,4 миллионам фунтов стерлингов) и основывалась на использовании планера C-54, в то время как только два из трех поставленных планеров Ansett были вариантом DC-4. [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]Carvair использовался, среди прочего, Aer Lingus , BUAF и BAF, а также использовался в Конго-Киншасе в 1962–1963 годах по контракту с Организацией Объединенных Наций . Самолеты Aer Lingus можно было быстро трансформировать из 55-местных в 22-местные с пятью автомобилями. Некоторые самолеты были чисто грузовыми и имели всего девять мест. В одном самолете было 55 мест высокой плотности и место для трех автомобилей. BAF была последним эксплуатантом этих самолетов в Европе, благодаря чему они продолжали летать до 1970-х годов.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Из 21 самолета восемь были уничтожены в результате аварий:
- Роттердам , Нидерланды, 1962 г. [ 6 ]
- Карачи , Пакистан, 1967 г. [ 7 ]
- Твин-Фолс, Ньюфаундленд и Лабрадор , Канада, 1968 год. [ 8 ]
- Майами, Флорида , США, 1969 год. [ 9 ]
- Ле Туке , Франция, 1971 год. [ 10 ]
- Венети, Аляска , США, 1997 г. [ 11 ]
- Гриффин, Джорджия , США, 1997 г. [ 12 ]
- МакГрат, Аляска , США, 2007 г. [ 13 ]
Carvair поступил на вооружение Channel Air Bridge в феврале 1962 года, но первая потеря произошла с третьим, поставленным всего 10 месяцев спустя. 28 декабря 1962 года G-ARSF выполнял регулярный рейс в роттердамский аэропорт Зестиенховен, когда при заходе на посадку во время снежной бури он столкнулся с полной темнотой, пролетел ниже правильной траектории захода на посадку и врезался в дамбу по периметру недалеко от взлетно-посадочной полосы. При первом ударе самолет потерял одно крыло, а после второго удара перевернулся, разрушив кабину экипажа, но любой пожар был потушен глубиной снега, который накапливался по мере скольжения самолета. Капитан погиб, но все пассажиры и остальная часть экипажа остались в безопасности, и, проработав на Channel Air Bridge чуть более 5 месяцев, G-ARSF был исключен из реестра в феврале 1963 года и разбит в аэропорту Саутенд.
Первый из двух катастрофических инцидентов произошел в Карачи 8 марта 1967 года, когда у F-BMHU компании Compagnie Air Transport (четвертый произведенный) произошел отказ двух двигателей при взлете, и в результате перевезенного большого груза и разреженной атмосферы произошел отказ двигателя. Самолет быстро потерял высоту, и пилот был вынужден приземлиться на национальной автомагистрали недалеко от аэропорта, но врезался в железнодорожный мост Дриг-Роуд и несколько транспортных средств, в результате чего погибли четыре члена экипажа из шести человек и еще семь человек на земле.
Второй катастрофический инцидент произошел недалеко от Майами, Флорида, 23 июня 1969 года, когда HI-168 компании Dominicana Aviation (шестнадцатый произведенный) после трех прерванных выруливаний из-за того, что экипаж был недоволен работой двигателя, наконец взлетел чуть выше максимальной брутто. взлетный вес, но снова у него отказал двойной двигатель, и при попытке вернуться в аэропорт он врезался в главную улицу к востоку от аэропорта. Когда вся загрузка топлива взорвалась и загорелась, подожгли многие здания, несмотря на усилия 14 прибывших пожарных машин, которым потребовалось 45 минут, чтобы потушить пожар. Четыре члена экипажа и шестеро на земле погибли, еще 12 на земле получили ранения.
Авария в Гриффине в США в апреле 1997 года произошла с пятым серийным самолетом Carvair, у которого во время разбега произошел катастрофический отказ двигателя, и он не смог должным образом подняться в воздух. Самолет врезался в пустой супермаркет Piggly Wiggly за периметром аэропорта, в результате чего погибли оба пилота.
Выживший самолет
[ редактировать ]21-й и последний построенный Carvair, 9J-PAA, находится в Южной Африке компанией Phoebus Apollo Aviation . Ранее зарегистрированный в Замбии , этот самолет в настоящее время выставлен в аэропорту Рэнд , где он находится рядом с другими необычными самолетами, такими как Boeing 747SP . Хотя сейчас он исключен из реестра Замбии, владелец планирует вернуть его в небо для авиашоу. [ нужна ссылка ]
Второй (N89FA / «Мисс 1944», 9-й Carvair) базируется в Гейнсвилле, штат Техас, в муниципальном аэропорту KGLE Гейнсвилля и летает с Gator Global Flying Services специальными грузовыми чартерами по всей территории Соединенных Штатов. [ нужна ссылка ]
Другой самолет Carvair (N898AT, 20-й по счету) был годен к полетам, но был списан после крушения при приземлении 30 мая 2007 года на взлетно-посадочной полосе шахты Никсон-Форк на Аляске. [ 14 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Авиатранспортная компания [ 16 ]
- СФ Эйр [ 16 ]
- СОАКО [ 16 ]
- Реунис Эйр Транспорт [ 16 ]
- Нэшнлэйр Эйр [ 16 ]
- British United Air Ferries и ее преемник British Air Ferries (BAF) [ 20 ]
- Воздушный мост через канал [ 15 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965–66 гг. [ 21 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 или 3 человека
- Емкость:
- Максимальная вместимость 85 пассажиров или
- пять автомобилей и 22 пассажира или
- 19 335 фунтов (8 770 кг) груза
- Длина: 102 фута 7 дюймов (31,27 м)
- Размах крыльев: 117 футов 6 дюймов (35,81 м)
- Высота: 29 футов 10 дюймов (9,09 м)
- Площадь крыла: 1462 кв. футов (135,8 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 9,45:1
- Профиль крыла : NACA 23016 в корне, NACA 23012 на кончике.
- Вес пустого: 41 365 фунтов (18 763 кг)
- Максимальный взлетный вес: 73 800 фунтов (33 475 кг)
- Запас топлива: 2993 имп галлона (3594 галлона США; 13610 л)
- Силовая установка: 4 Pratt & Whitney R-2000-7M2 14-цилиндровых радиальных двигателя Twin Wasp мощностью 1450 л.с. (1080 кВт) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные Hamilton-Standard Hydromatic, диаметр 13 футов 1 дюйм (3,99 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 250 миль в час (400 км/ч, 220 узлов)
- Крейсерская скорость: 207 миль в час (333 км/ч, 180 узлов) на высоте 10 000 футов (3 000 м) (экономичный крейсерский режим)
- Скорость сваливания: 119 миль в час (192 км/ч, 103 узла) (колеса и закрылки подняты)
- Никогда не превышайте скорость : 275 миль в час (443 км/ч, 239 узлов).
- Дальность: 2300 миль (3700 км, 2000 миль) на высоте 10 000 футов (3000 м) с максимальной полезной нагрузкой, 3455 миль (3002 миль; 5560 км) с полезной нагрузкой 10 000 фунтов (4500 кг) и максимальным топливом.
- Практический потолок: 18 700 футов (5 700 м)
- Скорость набора высоты: 650 футов/мин (3,3 м/с)
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 4200 футов (1300 м)
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 3120 футов (950 м)
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Британский Юнайтед Карвайрс появился в о Джеймсе Бонде фильме 1964 года «Голдфингер». [ 22 ] когда Аурик Голдфингер и телохранитель Одджоб садились на борт G-ASDC, Голдфингера направляющегося в Швейцарию, в то время как Rolls-Royce Phantom [ 23 ] загружался через нос «Карвэра». В сериале 1967 года « Узник» в эпизоде « Перезвоны Биг-Бена » видно, как самолет загружается через нос, затем взлетает и снова приземляется. Carvair служит самолетом Чарли Маршалла в Джона Ле Карра романе «Достопочтенный школьник» .
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эглин и Ричи 1980 , стр. 76–77.
- ↑ Flight International , 15 августа 1968 г. , с. 249
- ^ Эглин и Ричи 1980 , стр. 77–78.
- ^ Уайброу 1959 , с. 710
- ↑ Рейс 18 ноября 1960 г. , с. 783
- ^ Брауэр, Мартен. «Крушение в аэропорту Роттердама» . Авиационные трейдеры Carvair . Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «База данных 1967 года» . Сеть авиационной безопасности .
- ^ «База данных 1968 года» . Сеть авиационной безопасности .
- ^ «База данных 1969 года» . Сеть авиационной безопасности .
- ^ «КАТАШЕНИЕ АВИАЦИОННОГО ТРЕЙДЕРА ATL-98 CARVAIR В ЛЕ-ТУКЕ» . Архив Бюро авиационных происшествий .
- ^ «Окончательный отчет об авиационных происшествиях Национального совета по безопасности на транспорте, номер происшествия: ANC97LA093» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 10 ноября 1998 года . Проверено 25 августа 2017 г.
Катастрофа произошла в субботу, 28 июня 1997 года... Экипаж совершил успешную посадку и убежал от самолета. Самолет продолжал гореть и был уничтожен огнем.
- ^ «База данных 1997 года» . Сеть авиационной безопасности .
- ^ «30 мая 2007 г.: Carvair N898AT потерпел крушение» . Старые Крылья .
- ^ «30 мая 2007 г.: Carvair N898AT потерпел крушение» . Oldwings.nl . 6 июня 2007 г. Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вандерворд 2018 , с. 90
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вандерворд 2018 , с. 97
- ^ Вандерворд 2018 , с. 96
- ^ «Croix Rouge — Aviation Traders ATL-98 Carvair — LN-NAA msn 14/10458» . Aviationtraderscarvair.com . Архивировано из оригинала 6 декабря 2021 года . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Грин, Уильям (1967). Базовый справочник наблюдателей по самолетам гражданского назначения . Лондон: Fredrick Warbe & Co. Inc., с. 66.
- ^ Вандерворд 2018 , стр. 94–95.
- ^ Тейлор 1965 , с. 129
- ^ Скотт, Джефф (13 января 2002 г.). «Карвайр в Голдфингере» . aerospaceweb.org . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «Роллс-Ройс Фантом III» . Образ жизни Бонда . 9 октября 2013 года . Проверено 22 мая 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- «Воздушный транспорт: британские воздушные паромы смотрят в будущее» . Рейс Интернешнл . Том. 94, нет. 3102. 15 августа 1968. стр. 248–249 . Проверено 15 марта 2019 г.
- «Коммерческие самолеты мира» . Полет . Том. 78, нет. 2697. 18 ноября 1960. стр. 781–827 . Проверено 15 марта 2019 г.
- Эглин, Роджер и Ричи, Берри (1980). Лети со мной, я Фредди . Лондон, Великобритания: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-77746-7 .
- Дин, В.П. и О'Каллаган, М. (2008). ATL-98 Carvair: всесторонняя история самолета и всех 21 планера . Джефферсон, Северная Каролина, США: ISBN McFarland & Co. 978-0-7864-3670-5 . (2-е издание)
- Дойл, Пол А. (2000). «Воздушный мост 2» (проектирование, разработка и сервисное использование модификаций ATL98 Carvair и их влияние на эпоху воздушных паромов гражданских транспортных средств) . Хартфордшир, Великобритания: Издательство Forward Airfield Research Publishing. ISBN 09525-624-72 .
- Airliner World – британская компания Carferry Airlines, январь 2004 г. Авенел, Нью-Джерси, США: Key Publishing. ( Мир авиалайнеров онлайн )
- Тейлор, Джон В.Р. (1965). Самолеты всего мира Джейн, 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания.
- Вандерворд, Ричард (ноябрь 2018 г.). «База данных: Авиационные торговцы Carvair». Самолет . Том. 46, нет. 11. С. 87–100. ISSN 0143-7240 .
- Уайброу, Д.А. (11 декабря 1959 г.). «Преодоление этого разрыва: каковы перспективы автомобильного воздушного парома?» . Полет . Том. 76, нет. 2648. стр. 709–711 . Проверено 15 марта 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Справочный чертеж операторов
- Коммерческий самолет World Aviation Traders ATL-98 Carvair
- ООО «Авиационные Трейдеры»
- Авиационные торговцы ATL-98 Carvair
- Aviation Traders Carvair. Архивировано 16 декабря 2014 года в Wayback Machine.
- DC-4 для Carvair, номер 42994, история Гила Уайта
- ATL.98 Carvair N898AT на завершающей стадии реставрации
- Douglas DC-4-1009, Carvair ATL-98 Регистрация: N898AT
- 30 мая 2007 г.: Carvair N898AT потерпел крушение.
- База данных ASN по авиационной безопасности Aviation Traders ATL-98 Carvair
- Карвайр в «Голдфингере»