1954 г., сбитие Cathay Pacific Douglas DC-4.
![]() Cathay Pacific Douglas DC-4, похожий на сбитый самолет | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 23 июля 1954 г. |
Краткое содержание | Гражданский C-54 авиалайнер был атакован двумя ВВС НОАК истребителями Ла-11 и упал в море . |
Сайт | Южно-Китайское море , у берегов острова Хайнань , Китайская Народная Республика . 18° с.ш. 110° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Дуглас C-54A-10-DC Скаймастер |
Название самолета | Авро Ансон 1 "Серебряные Крылья" |
Оператор | Катай Пасифик Эйрвэйз |
Регистрация | VR-ВОУ, (бывший USAAF 42-72205 ) [ 1 ] |
Начало рейса | Международный аэропорт Бангкока , Бангкок , Таиланд |
Место назначения | Аэропорт Кай Так , Гонконг |
Пассажиры | 13 [ 2 ] |
Экипаж | 6 [ 2 ] |
Погибшие | 10 [ 2 ] [ 3 ] |
Травмы | 0 [ 2 ] |
Выжившие | 9 |
в 1954 году Сбитие Cathay Pacific Douglas DC-4 — инцидент, произошедший 23 июля 1954 года, когда самолет Cathay Pacific Airways C-54 Skymaster [ 4 ] Авиалайнер был сбит истребителем ВВС Народно-освободительной армии . Инцидент произошел у побережья острова Хайнань, где самолет следовал из Бангкока в Гонконг, в результате чего погибли 10 из 19 пассажиров и членов экипажа на борту. [ 2 ] [ 5 ]
Хотя четырехмоторный винтовой «Дуглас» (зарегистрированный VR-HEU ) представлял собой C-54 Skymaster, инцидент известен как «сбитие DC-4», поскольку C-54 является военной версией Douglas DC-4 . [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Экипаж из шести человек возглавил британский капитан Фил Блоун. Всего в результате нападения и последующего крушения авиалайнера погибли один член летного экипажа, два бортпроводника и семь из тринадцати пассажиров. [ 2 ]
Самолет
[ редактировать ]Самолет, получивший регистрационное обозначение VR-HEU , представлял собой четырехмоторный винтовой самолет Douglas C-54A Skymaster. [ 4 ] авиалайнер. [ 9 ]
Самолет был изготовлен компанией Douglas Aircraft Company под серийным номером 10310 и доставлен в ВВС США 16 мая 1944 года, где прослужил менее двух лет. [ 4 ] [ 10 ] Он был куплен 19 февраля 1946 года компанией KLM и сначала эксплуатировался компанией KLM West Indies, а затем вернулся на основную линию KLM в феврале 1948 года. [ 10 ] Он был продан Cathay Pacific в августе 1949 года. [ 10 ]
Бегство и атака
[ редактировать ]22 июля 1954 года VR-HEU вылетел из Бангкока в 20:19 по Гринвичу после задержки в Бангкоке на час из-за механических проблем в двигателе № 2. Рейс направлялся в Гонконг. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
В 23:40 по Гринвичу, когда DC-4 летел на высоте 9000 футов (2700 м) и примерно в 10 милях (16 км) к востоку от линии международного воздушного коридора у острова Хайнань и всего в 31 минуте от Гонконга, два Лавочкина Ла- Позади показались 11 истребителей 85-го истребительного полка 29-й истребительной дивизии ВВС Народно-освободительной армии (НОАК). DC-4 VR-HEU, один над ним, на задней части правого борта , а другой - на левом борту. Примерно в 23:44 мск истребители открыли огонь, повредив два подвесных двигателя (номера 1 и 4), которые загорелись. [ 14 ] [ 15 ] Горели также вспомогательный и основной топливные баки двигателя № 4.
В то время как капитан Фил Блоун предпринимал уклончивые действия, чтобы избежать дальнейших повреждений, второй пилот Седрик Карлтон раздал пассажирам одеяла, проинструктировав их положить их на спинки сидений для защиты от пуль. Радист Стивен Вонг сделал первый сигнал бедствия в 23:45 по Гринвичу: « Башня Кай Так , Cathay XXX, Mayday! Mayday! Mayday! Левый двигатель № 1 горит, теряет высоту, просит всю возможную помощь». [ 7 ] [ 12 ] Вонг сделал 10 тревожных звонков, прежде чем VR-HEU отказался от проекта. Инженер Cathay Pacific Г.Х. Каттанах, путешествовавший в качестве пассажира, постарался обеспечить пассажирам комфорт, когда стало известно, что самолет собирается броситься на посадку.
VR-HEU начал терять высоту, и на высоте 5000 футов (1500 м) у него руль оторвалось направления. Двигаясь со скоростью 350 миль в час (560 км/ч; 300 узлов), Блоун изо всех сил старался уклониться от зажигательных пуль, выпущенных истребителями, уклоняясь, поворачивая Skymaster влево и вправо. На высоте 2000 футов (610 м) правый элерон оторвался, и самолет начал бесконтрольно поворачивать вправо. Затем капитан противодействовал увеличивающемуся развороту, выключив двигатели 1 и 2 и включив полную мощность на двигатель 3. Примерно через 2 минуты после первой атаки, не имея возможности поддерживать контролируемый горизонтальный полет, Блоун решил бросить Skymaster в бурном открытом море, включая 15 -футовые (5 м) волны и ветер 25 узлов (13 м/с).
Законцовка правого борта первой ударилась о воду, разорвав правое крыло между третьим и четвертым двигателями. [ 16 ] В результате удара хвост откололся и улетел на расстояние 50 ярдов (46 м) от основных обломков. Основной фюзеляж теперь парил под углом 45 градусов, а задняя часть фюзеляжа была направлена в небо. [ 12 ]
После того, как самолет упал в океан, атакующие истребители, летевшие на высоте около 1000 футов (300 м), прекратили огонь по Skymaster, развернулись вокруг обломков и направились в сторону Санья . Десять пассажиров и членов экипажа погибли от пуль и последующего крушения, девять других выжили и сбежали из тонущего самолета. Блоун и его второй пилот скрылись через сломанный правый борт. [ 16 ] раздвижное окно, в которое быстро текла вода.
Когда все выжившие плавали по воде без спасательных жилетов , второй пилот Карлтон внезапно заметил, что «Миссис Торберн» все еще цеплялась за плот в своем футляре. Опасаясь, что ярко-желтый резиновый плот может привлечь внимание истребителей НОАК, Карлтону потребовалось двадцать минут, чтобы наконец надуть резиновую лодку и поднять в нее всех девяти пассажиров. Когда все оказались на шлюпке, оставалось опасение, что атакующие самолеты могут вернуться; некоторые из ошеломленных, раненых пассажиров с изорванной в клочья одеждой спрятались под пластиковым навесом, закрывающим края шлюпки. Хотя Блоун и пассажир Питер Тэчер продолжали наблюдать, атакующие самолеты так и не вернулись. [ 7 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 17 ]
Спасательные работы
[ редактировать ]Самолет Air Vietnam , следовавший в Гонконг из Ханоя и изменивший курс из-за звонков, заметил тонущий самолет и шлюпку в полутора милях от побережья Хайнаня. Он кружил сорок минут, прежде чем взять курс на Гонконг. Благодаря этим звонкам ВВС Великобритании в Гонконге немедленно перенаправили направлявшийся в Сайгон военный транспорт Vickers Valetta , а затем отправили летающую лодку Short Sunderland и военный транспорт Avro York , а также два de Havilland Hornet истребителя из 80-й эскадрильи . [ 18 ] от RAF Kai Tak до сообщенной позиции C-54. Полностью вооруженный французский PB4Y-2 Privateer также взлетел из Турана ( Дананг ), Французский Индокитай (ныне Вьетнам ), после перехвата экстренного радиовызова.
Тем временем гражданский операциями в Маниле центр управления спасательными на Филиппинах , приняв сигнал SOS от Вонга, предупредил 31-ю воздушно-спасательную эскадрилью ВВС США на базе ВВС Кларк . Капитан Джек Т. Вудьярд, несший в тот день первое боевое дежурство и собиравшийся отправиться на плановую тренировочную миссию на своем Grumman SA-16 Albatross , 51-009 , [ 19 ] сразу вылетел. Через 35 минут за Вудьярдом последовал второй «Альбатрос».
Первыми на место происшествия прибыли «Хорнетс», за ними следовали «Валетта», «Сандерленд», «Йорк» и «Капер». Пока «Хорнетс» тщательно обыскивали местность в поисках выживших, французский капер сообщил «Альбатросу», находившемуся в пятидесяти милях от него: «Мы заметили лодку с выжившими; похоже, их двое отсюда». [ 20 ] Британские и американские самолеты не могли связаться друг с другом, так как находились на разных радиочастотах.

Капитан Блоун, увидев прибытие «Сандерленда», выбросил за борт пакетик с зеленой морской краской , чтобы лодку было легче обнаружить. «Сандерленд» признал это, запустив дымовую шашку , но, не имея возможности приземлиться в ужасных условиях, ему пришлось беспомощно кружить в течение двух часов, пока наконец не прибыл «Альбатрос» Вудьярда; он тоже кружил в течение часа, прежде чем приземлиться на более спокойной стороне острова Дачжоу , где вырулил к лодке в бурной воде, а затем поднял на борт всех выживших и вылетел в Гонконг в сопровождении «Сандерленда». Агентства AAP и Reuters сообщили тогда, что «Сандерленд» подобрал троих выживших. [ 21 ]
Последним пассажиром, которого подняли на борт, была тяжело раненая Рита Чунг, сломавшая левую ногу в двух местах и получившая глубокую рану на лбу. Она умерла на борту спасательного самолета за десять минут до того, как самолет достиг Кай Така.
Радист Стивен Вонг также погиб. Предполагается, что его голова была пронзена дрейфомером во время крушения авиалайнера. [ 7 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 17 ]
Теории нападения
[ редактировать ]Было несколько гипотез нападения, в том числе:
- VR-HEU перевозил посла Китая-националиста ; [ 16 ]
- Посол США в Таиланде «Дикий Билл» Донован , бывший глава УСС (предшественник ЦРУ ), должен был прилететь на самолете гражданской авиации на той же неделе. [ 17 ]
Официальная версия Пекина заключалась в том, что авиалайнер Cathay Pacific был ошибочно принят за самолет Китайской Республики , совершивший налет на военную базу в Порт-Юлине на острове Хайнань. [ 22 ]
Последствия
[ редактировать ]26 июля 1954 года в ходе операции по поиску выживших два самолета Douglas A-1 Skyraider из VA-54 с авианосца USS Philippine Sea сбили два Ла-7 ВВС НОАК у берегов острова Хайнань . [ 23 ] Неизвестно, были ли это те же самые Ла-11, сбившие ВР-ВОУ. [ 24 ]
Сбитие VR-ВОУ усилило напряженность в отношениях между Китайской Народной Республикой, Великобританией и США. Великобритании Два дня спустя министерство иностранных дел через своего поверенного в делах в Пекине Хамфри Тревельяна передало британский протест коммунистическому Китаю. Госсекретарь США выступил с резким заявлением, осудив нападение, заявив , Джон Фостер Даллес что Соединенные Штаты крайне серьезно относятся к акту дальнейшего варварства и что коммунистический режим Китая должен нести ответственность. [ 12 ]
Сбитие, вероятно, снизило шансы КНР на вступление в Организацию Объединенных Наций. Американский сенатор-республиканец Х. Александр Смит прервал марафонские дебаты в Сенате по поводу атомного законодательства, чтобы прочитать заявление г-на Даллеса, прежде чем назвать ситуацию "критической". Представитель республиканской партии Уолтер Джадд , член комитета Палаты представителей по иностранным делам , выразил мнение, что этот инцидент стал еще одной причиной, по которой коммунистический Китай не должен быть принят в Организацию Объединенных Наций. [ 12 ]
Через три дня КНР признала ответственность, извинившись и выплатив компенсацию Cathay Pacific и пострадавшим. [ 3 ] [ 22 ]
Блоуна, который командовал VR-HEU на момент его сбития, провозгласили героем. Он продолжал летать в Cathay Pacific в течение трех-четырех лет после инцидента, а затем ушел на пенсию в Новый Южный Уэльс, Австралия, где и умер в доме престарелых в сентябре 2009 года в возрасте 96 лет. Бывший директор по производству полетов Cathay Pacific Ник Роудс прокомментировал храбрость, проявленную капитаном Блоуном в тот день, и похвалил его за преданность делу обеспечения выживания своих пассажиров.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Серийные номера USAAF 1942 года (с 42-70686 по 42-91373» . www.joebaugher.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пассажиры и экипаж Silver Wings - 23 июля 1954 года - и экипаж спасательного американского самолета. Архивировано 20 августа 2008 года в Wayback Machine - Жизнь и времена Джеймса Харпера.
- ^ Jump up to: а б с Гонконг – Выжившие в самолете. Архивировано 27 июля 2011 года в Wayback Machine – Новости Movietone
- ^ Jump up to: а б с 42-72205 — Дуглас C-54A-10-DC- — USAAF — рулежная дорожка Альфа
- ^ Некоторые источники указывают общее количество как 18, но по данным этого сайта «Пассажиры и экипаж Cathay Pacific Airways VR-HEU 'Silver Wings' и экипаж SA-16 Albatross - 31-я воздушно-спасательная эскадрилья, 23 июля 1954 г., список пассажиров» . Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Проверено 17 октября 2008 г. , кажется, 19; расхождение требует дальнейшего согласования.
- ^ Подробности происшествия - VR-HEU - Информация о авиакатастрофе.
- ^ Jump up to: а б с д Отчет VR-HEU пассажира: Валери Пэриш. Архивировано 27 января 2009 г. в Wayback Machine - Крупные катастрофы коммерческих авиакомпаний.
- ^ VR-HEU. Архивировано 20 августа 2008 г. в Wayback Machine - Жизнь и времена Джеймса Харпера.
- ^ ASN Авиакатастрофа Douglas C-54A-10-DC VR-HEU Остров Хайнань - Сеть авиационной безопасности
- ^ Jump up to: а б с Иствуд и Роуч, 1991, стр. 122.
- ^ Jump up to: а б с Катастрофа авиалайнера. Архивировано 11 июля 2011 года в Wayback Machine , South China Morning Post , 24 июля 1954 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Возмущение авиалайнера CPA , Архивировано 11 июля 2011 г. в Wayback Machine - South China Morning Post , 26 июля 1954 г.
- ^ Jump up to: а б с «Инцидент на побережье Китая», Питер Тэчер, The Reader's Digest, 19 ноября 1954 г.
- ^ ван Хэйр, Томас. «Последний акт Хайнаньского инцидента» . historicwings.com . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Вудьярд, Джек (8 января 1955 г.). «Убийство в воздухе» . Аргус . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «ВР-ВОУ» . Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Проверено 17 октября 2008 г. Официальный отчет Блоуна Министерству иностранных дел Великобритании, 1954 г.
- ^ Jump up to: а б с Мы спасли жертв самолетов-убийц Красного Китая. Архивировано 5 января 2009 года в Wayback Machine капитаном Джеком Т. Вудьярдом, ВВС США, The Saturday Evening Post, 23 октября 1954 года.
- ↑ № 76–80. Истории эскадрилий. Архивировано 28 марта 2010 г. в Wayback Machine Air of Authority - История организации RAF.
- ^ «ВР-ВОУ» . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Вудьярд, Джек (8 января 1955 г.). «Убийство в воздухе» . Аргус .
- ^ Самолет упал в океане: восемь спасенных - The Sydney Morning Herald , 24 июля 1954 г., c/o Trove, Национальная библиотека Австралии .
- ^ Jump up to: а б «Красный Китай признал, что сбил авиалайнер, и приносит извинения» . Лос-Анджелес Таймс . Юнайтед Пресс. 26 июля 1954 г. с. 1 – через Newspapers.com.
- ^ «Последний акт Хайнаньского инцидента — Часть 3 из 3 — HistoricWings.com :: Журнал для авиаторов, пилотов и искателей приключений» . 28 июля 2012 года . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «Воздушное столкновение у Хайнаня». Архивировано 19 декабря 2008 года в Wayback Machine South China Morning Post , 27 июля 1954 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- VR-ВОУ, Planecrashinfo.com
- Счет VR-ВОУ пассажира: Валери Пэриш
- ASN Авиационная катастрофа Douglas C-54A-10-DC VR-HEU Остров Хайнань
- VR-HEU – Жизнь и времена Джеймса Харпера
- Douglas C-54A-10-DC- - USAAF :: Списки флота рулежной дорожки Alpha
- Иствуд, Тони; Джон Роуч (1991). Список производства авиалайнеров с поршневыми двигателями . Магазин авиационных товаров для хобби. ISBN 0-907178-37-5 .
- Катай Пасифик
- Инциденты сбития авиалайнера
- Аварии и инциденты Cathay Pacific
- Авиационные происшествия и инциденты в Китае
- Китайско-британские отношения
- Аварии и инциденты с участием Douglas DC-4
- Массовое убийство в 1954 году.
- Авиационные происшествия и происшествия в 1954 году
- Инциденты, связанные со сбиванием самолетов 20-го века
- События июля 1954 года в Азии
- Убийства 1954 года в Китае
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с посадкой на воду
- Массовые убийства 20-го века в Китае