Гражданский воздушный транспорт
| |||||||
Начало деятельности | 1946 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прекращенная деятельность | 16 февраля 1968 г. | ||||||
Размер флота | См. Флот ниже | ||||||
Направления | См . пункты назначения ниже. | ||||||
Материнская компания | КАТ, Инк. | ||||||
Штаб-квартира | Тайбэй , Тайвань | ||||||
Ключевые люди | Клэр Шено и Уайтинг Уиллауэр |
Гражданский воздушный транспорт | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | гражданская авиатранспортная компания | ||
Упрощенный китайский | гражданская авиатранспортная компания | ||
|
Civil Air Transport ( CAT ) ( IATA : CT , ICAO : CAT , позывной : Mandarin ) — националистическая китайская авиакомпания, позже принадлежавшая Центральному разведывательному управлению США США (ЦРУ), которая поддерживала тайные операции по всей Восточной и Юго-Восточной Азии . Во время Холодной войны миссии заключались в оказании помощи союзникам « Свободного мира » в соответствии с Законом о взаимной оборонной помощи 1949 года.
Происхождение
[ редактировать ]
CAT была создана Клэр Шено и Уайтингом Уиллауэром в 1946 году как Китайское национальное управление помощи и восстановления (CNRRA) воздушного транспорта. Используя излишки самолетов времен Второй мировой войны, такие как C-47 Dakota и C-46 Commando , CAT доставляла по воздуху припасы и продовольствие в опустошенный войной Китай. Вскоре его начали использовать для поддержки Чан Кайши и его сил Гоминьдана в гражданской войне между ними и коммунистами под руководством Мао Цзэдуна . Многие из его первых пилотов были ветеранами боевых групп Шено времен Второй мировой войны, широко известных как « Летающие тигры» . (Другие ветераны Шено основали еще одну авиатранспортную компанию, Flying Tiger Line . Это было совершенно отдельное предприятие от Civil Air Transport и последующей Air America .)
К 1950 году, после поражения войск Чанга и их отступления на Тайвань , авиакомпания столкнулась с финансовыми трудностями. ЦРУ сформировало частную корпорацию штата Делавэр под названием Airdale Corporation , которая образовала дочернюю компанию CAT, Inc. Дочерняя корпорация приобрела номинальные акции компании Civil Air Transport. CAT сохраняла гражданский вид, выполняя регулярные пассажирские рейсы и одновременно используя другие самолеты своего парка для выполнения секретных миссий.
С распространением коммунизма по Юго-Восточной Азии миссия CAT изменилась.
Военные операции
[ редактировать ]Гражданская война в Китае
[ редактировать ]Во время гражданской войны в Китае по контракту с китайским националистическим правительством, а затем с ЦРУ, CAT доставляла припасы и боеприпасы в Китай для помощи силам Гоминьдана на материковой части Китая, в основном используя самолеты C-47 и C-46. После поражения Гоминьдана в 1949 году CAT помогла эвакуировать тысячи китайцев на Тайвань .
Корейская война
[ редактировать ]Во время Корейской войны компания CAT перебросила по воздуху тысячи тонн военных материалов для снабжения военных операций США, включая поддержку гоминьдановских группировок, базирующихся в Бирме (операция PAPER). [ 1 ] ). 29 ноября 1952 года самолет CAT C-47 покинул Сеул с миссией по задержанию китайского антикоммунистического агента в предгорьях северо-восточного Китая , используя технику «столб и линия». Миссия, очевидно, была скомпрометирована, и их ждали китайские войска. Подойдя низко над землей, он подвергся обстрелу из стрелкового оружия и совершил аварийную посадку недалеко от города Аньту в китайской провинции Цзилинь . Пилоты Роберт Снодди и Норман Шварц погибли во время крушения и последующего пожара и были похоронены неподалеку. Два офицера ЦРУ, Джон Т. Дауни и Ричард Дж. Фекто, выжили и были немедленно взяты в плен китайскими войсками, ожидавшими рейса. Дауни и Фекто удерживались Китаем и регулярно допрашивались на протяжении почти двадцати лет. Фекто был неожиданно освобожден после визита Никсона в Китай в 1972 году, но Дауни был освобожден только после того, как Вашингтон публично признал их шпионскую миссию в 1973 году.
Тогда семьям пилотов сообщили, чтобы сохранить в тайне тайные действия ЦРУ в Китае, что они разбились в Японском море во время обычного рейса в Токио. Министерства обороны США В 2001 году Китай разрешил отделу по делам военнопленных и пропавших без вести (POW/MIA) провести операцию по извлечению тел пилотов. В 2005 году офис военнопленных и МВД объявил, что идентифицировал останки Роберта Снодди с помощью анализа ДНК. Останки Шварца не были обнаружены.
В издании Jane's All The World's Aircraft за 1952–1953 годы адрес головного офиса указан как Suite 309, Kass Building, 711 14th Street, NW, Вашингтон, округ Колумбия, со сноской о том, что компания была перерегистрирована в США. Президент указан как Уайтинг. Уиллауэр, а флот насчитывает 23 самолета Curtiss C-46 Commando и 4 самолета Douglas DC-3.
Первая Индокитайская война
[ редактировать ]
1 мая 1953 года началась операция «Скво» , призывавшая CAT сбросить с воздуха припасы французским войскам, осажденным в На Саме, Лаос . Эта операция была первым участием США в Первой войне в Индокитае . [ 2 ] CAT перевозила припасы и войска для французских операций во время операции «Кастор» в ноябре 1953 года. [ 3 ]
CAT неоднократно помогала французскому правительству во время войн в Индокитае, доставляя припасы и оборудование в ханойский аэропорт Гиа Лам и другие поля, используя транспортные самолеты C-46 и C-47.
Операция Squaw-II была одобрена 29 января 1954 года, а после переговоров с французами 3 марта был подписан контракт на поставку CAT 24 пилотов для управления 12 самолетами C-119. [ 4 ] В битве при Дьенбьенфу компания CAT снабжала французский гарнизон, десантируя войска и припасы на секретных самолетах C-119 ВВС США с эмблемой французских ВВС. Два пилота CAT Джеймс Б. Макговерн-младший и Уоллес Бьюфорд погибли в бою во время осады Дьенбьенфу в мае 1954 года. [ 2 ] [ 5 ] Они были первыми жертвами американцев в ходе того, что позже было названо войной во Вьетнаме . [ 3 ] Останки Макговерна были обнаружены в 2002 году и идентифицированы в 2006 году. [ 2 ] [ 6 ] Семь выживших пилотов CAT из тридцати семи, участвовавших в бою, были награждены орденом Почетного легиона Франции в феврале 2005 года во время специальной церемонии во французском посольстве в Вашингтоне. [ 3 ]
В издании Jane's All The World's Aircraft за 1956–1957 годы адрес головного офиса указан как 46 Chung Shan Road, North, 2ndsection, Тайбэй, Тайвань (Формоза). Президентом и генеральным директором указан Хью Л. Гранди, а Си Джей Росберт указан как вице-президент и помощник генерального директора. Флот указан как 2 Douglas DC-4, 22 Curtiss Commando, 2 Douglas DC-3, 3 Douglas C-47 и 2 Convair Catalina.
В выпуске Jane's за 1958–1959 годы, последнем году, в котором был размещен раздел «Авиакомпании мира», адрес главного офиса на Тайване остался прежним, но сотрудники компании не указаны. Флот состоит из 3 Douglas DC-4, 25 Curtiss C-46, 5 Douglas DC-3, 2 Convair Catalina и 2 заказанных Douglas DC-6B.

Движение PRRI/Permesta в Индонезии
[ редактировать ]В 1958 году журнал Time сообщил, что 20 самолетов CAT снабжали движение PRRI / Permesta, направленное против президента Сукарно правительства Индонезии , которое, как опасалась администрация Эйзенхауэра, питало симпатии к коммунистам. [ 7 ] [ 8 ] компании Permesta В апреле 1958 года два пилота CAT выполняли боевые вылеты в составе Angkatan Udara Revolusioner («Революционные военно-воздушные силы») или AUREV . Уильям Х. Бил [ 9 ] и Аллен Поуп [ 10 ] летал на самолете ЦРУ Douglas B-26 Invaders для AUREV. В мае Бил отказался от участия в операции. [ 11 ] к этому времени третий пилот CAT, Конни В. Сейгрист, присоединился к полетам на CIA Consolidated PBY Catalina . [ 12 ] ЦРУ приказало Билу и Поупу атаковать не только индонезийские вооруженные силы, но и невооруженные иностранные торговые суда, чтобы отпугнуть зарубежную торговлю от индонезийских вод, тем самым ослабив индонезийскую экономику и подорвав правительство Сукарно. [ 13 ] 28 апреля 1958 года Бил атаковал терминал Royal Dutch Shell в Баликпапане в Восточном Калимантане , потопив британский танкер MV San Flaviano . [ 14 ] в то время как Поуп в порту Донгала недалеко от Палу в Центральном Сулавеси потопил торговые суда из Греции, Италии и Панамы. [ 13 ]
18 мая к западу от острова Амбон Поуп атаковал один из пары индонезийских торговых судов, перевозивших правительственные войска для контрнаступления на Перместу. [ 15 ] ВВС Индонезии P-51 и зенитный огонь кораблей сбили B-26, [ 16 ] а Поуп и его индонезийский радист были схвачены. [ 17 ] ЦРУ приказало пилотам CAT летать «стерильно», то есть без документов, которые могли бы их идентифицировать или связать с правительством США. [ 18 ] Однако у Папы было с собой около 30 документов. [ 19 ] включая его подробный журнал полетов, [ 19 ] [ 20 ] секретные приказы о временном размещении в Индонезии, [ 20 ] дело о военном отделении [ 19 ] и удостоверение личности CAT. [ 19 ] Захват Поупа с этими документами сразу же выявил уровень поддержки ЦРУ восстания в Перместе. [ 7 ] Смущенная администрация Эйзенхауэра быстро прекратила поддержку ЦРУ Перместы и отозвала своих агентов и оставшиеся самолеты из AUREV. [ 21 ]
В начале 1960 года Поупа судил индонезийский военный суд; в апреле он признал его виновным и приговорил к смертной казни. [ 20 ] Однако в 1962 году Роберт Кеннеди провел переговоры с президентом Сукарно, и в августе того же года власти Индонезии освободили Поупа и вернули его в США. [ 22 ]
Вьетнамская война
[ редактировать ]В 1959 году CAT была реорганизована в Air America , которая поддерживала тайные операции по всему Индокитаю во время войны во Вьетнаме (также известной как «Вторая Индокитайская война»), особенно в Лаосе . Для получения дополнительной информации см. Air America (авиакомпания) § Ранняя история: Гражданский воздушный транспорт (CAT) .
После войны во Вьетнаме
[ редактировать ]После ухода из Южного Вьетнама в 1975 году была попытка сохранить присутствие компании в Таиланде. После того, как это провалилось, Air America 30 июня 1976 года официально распалась.
Гражданские операции
[ редактировать ]
CAT начала выполнять регулярные пассажирские перевозки, начиная с международных рейсов в Гонконг, затем в Японию, Южную Корею, Филиппины и Таиланд, а также внутренние маршруты внутри Тайваня. Внучка Сунь Ятсена , Нора Сунь , стала самой молодой стюардессой, работавшей в CAT.
Первые полеты были выполнены на самолетах С-46 , затем С-54 Skymaster . В 1958 году CAT открыла услуги DC-6 B. В 1961 году CAT начала эксплуатировать самолет Convair 880 M, став первой авиакомпанией, выполняющей регулярные пассажирские перевозки исключительно на реактивных самолетах на региональных маршрутах на Дальнем Востоке. [ 23 ] Convair 880M был заменен Боингом 727 в январе 1968 года. 16 февраля 1968 года Боинг 727, летевший из Гонконга в Тайбэй, разбился недалеко от Линкоу на севере Тайваня, положив конец 23 годам эксплуатации. Остатками грузовой операции стал Flying Tiger. Flying Tiger International объединилась с FedEx .
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 17 октября 1947 г.
- Самолет Douglas DC-3 разбился возле авиабазы Хопэй (30 миль к юго-западу от Баодина ), в результате чего погибли три члена экипажа. Самолет выполнял грузовой рейс Шицзячжуан — Бэйпин и был загружен хлопком. [ 24 ]
- 29 июля 1948 г.
- Curtiss C-46D XT-822 разбился в аэропорту Циндао после того, как, как сообщается, вошел в штопор на высоте 100 м (330 футов) после взлета, в результате чего погибли все 19 находившихся на борту самолетов. [ 25 ]
- 8 ноября 1949 г.
- Douglas C-47B XT-805 разбился в 75 милях от Мэнцзы по пути в Хайфон , Вьетнам. [ 26 ]
- 9 декабря 1949 г.
- Curtiss C-46D XT-820 врезался в гору недалеко от Ланьчжоу по пути из Пекина, в результате чего погибли все 38 человек, находившихся на борту. [ 27 ]
- 10 декабря 1949 г.
- Curtiss C-46D XT-814 разбился в Хайкоу во время эвакуационного рейса из Чэнду в Хайкоу во время гражданской войны в Китае , в результате чего погибли 17 из 40 находившихся на борту самолетов. В то время Чэнду находился в осаде. [ 28 ]
- 8 декабря 1950 г.
- Curtiss C-46 XT-44 разбился при посадке на аэродроме Йонпо в Северной Корее, в результате чего погиб пассажир. [ 29 ]
- 9 декабря 1950 г.
- Curtiss C-46F XT-852 врезался в склон горы Фудзи на высоте 8000 футов по пути в Корею, в результате чего погибли три члена экипажа. [ 30 ]
- 29 ноября 1952 г.
- Самолет Douglas C-47 был сбит и разбился в провинции Цзилинь , в результате чего погибли двое из четырех членов экипажа на борту. Самолет выполнял миссию по задержанию секретного агента в Китае. [ 31 ]
- 6 мая 1954 г.
- Fairchild C-119 C 149 (бывший 49-0149 ) разбился недалеко от Бан Сота, Лаос, в результате чего погибли пять из шести членов экипажа, включая пилота Джона П. Макговерна и второго пилота Уоллеса А. Буфорда, что стало первыми американскими боевыми потерями во Вьетнаме. Самолет доставлял артиллерийское орудие французским войскам в Дьенбьенфу, когда он был поражен наземным огнем Вьетминя; один двигатель был потерян из-за зенитной артиллерии. Пилоту удалось направить самолет на 75 миль на юг, в Лаос, и он связался по рации с другим пилотом C-119 с просьбой помочь найти ровную площадку. Поврежденный C-119 не смог больше держаться, перевернулся и врезался в склон холма возле реки Санг Ма в провинции Хуапхан . Останки Макговерна были обнаружены в 2002 году и опознаны в 2006 году. [ 32 ] [ 33 ]
- 20 октября 1954 г.
- Douglas C-47A B-811 разбился в Сиамском заливе недалеко от Хуахина , Таиланд, в результате чего погибли шесть из семи находившихся на борту самолетов. Самолет, зафрахтованный компанией Sea Supply (операция ЦРУ), отрабатывал высадку парашютиста, когда законцовка крыла опустилась. [ 34 ]
- 20 июня 1964 г.
- Рейс 106 , Curtiss C-46 , [ 35 ] разбился возле деревни Шэнган в городе Тайчжун , в результате чего погибли все находившиеся на борту 57 человек. Среди погибших были 20 американцев, один британец и члены малайзийской делегации на 11-м кинофестивале в Азии, в том числе бизнесмен Локе Ван Тхо и его жена Мэвис. [ 36 ] Пилот потерял управление при повороте, чтобы вернуться в аэропорт, из-за проблемы с двигателем номер один.
- 16 февраля 1968 г.
- Рейс 010 , Боинг 727-92С (В-1018), [ 35 ] вылетел из Гонконга в Тайбэй. При заходе на посадку в аэропорту Тайбэя Суншань самолет не смог уловить сигнал ILS из аэропорта и разбился недалеко от Линькоу , в результате чего погиб 21 из 52 пассажиров и членов экипажа, а также один человек на земле. [ 37 ]
Флот
[ редактировать ]- Кёртисс C-46 Коммандос
- Боинг B-17G Фортресс
- Дуглас C-47 Skytrain
- Дуглас DC-4
- Дуглас DC-6
- Конвэйр 880
- Боинг 727
Направления
[ редактировать ]Кай Так: аэропорт
Аэропорт Наха , Аэропорт Ханэда , Аэропорт Итами
Международный аэропорт Ниной Акино
Международный аэропорт Кимпхо
Аэропорт Суншань , Аэропорт Тайнань , Аэропорт Тайчжун Шуйнань
Международный аэропорт Дон Муанг
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лучше всего, Мартин. «Авиакомпании ЦРУ: логистическая воздушная поддержка войны в Лаосе с 1954 по 1975 год» . Архивировано из оригинала 19 июля 2013 г. Проверено 17 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Хронологическое изложение некоторых исторических вех CAT» . Ассоциация КАТ . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Посольство Франции в США, 25 февраля 2005 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 августа 2011 года . Проверено 17 февраля 2010 г.
- ^ Лири 2006 , с. 181.
- ^ Лири 2006 , с. 191.
- ^ «Оглянувшись назад… Последний полет Макгуна после землетрясения» . Центральное разведывательное управление. 16 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2009 года . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Индонезия: Человек из Флориды» . Время . 9 июня 1958 года.
- ^ «Индонезия: Загадочные пилоты» . Время . 12 мая 1958 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 г. Проверено 21 ноября 2011 г.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 99.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 100.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 125.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Конбой и Моррисон 1999 , с. 115.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 116.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 137.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 138–139.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 142.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б с д Конбой и Моррисон 1999 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б с Конбой и Моррисон 1999 , с. 161.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 143.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 165.
- ^ Гражданский воздушный транспорт , заархивировано из оригинала 7 февраля 2011 г.
- ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание аварии XT-822 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание аварии XT-805 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание аварии XT-820 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание аварии XT-814 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание аварии XT-44 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание аварии XT-852 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание преступника в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание уголовного преступления для 149 человек в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Расстрел «Землетрясения Макгуна» » . Проверьте Шесть .
- ^ Описание аварии B-811 в Сети авиационной безопасности.
- ^ Перейти обратно: а б "Ci - Cz" . Информация о крушении самолета
- ^ «Жители деревни видят взрыв: в результате крушения погибло 57 человек» . Монреальская газета . 22 июня 1964 года . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ ASN Авиакатастрофа Boeing 727-92C B-1018 Тайбэй .
Источники
[ редактировать ]- Конбой, Кеннет; Моррисон, Джеймс (1999). Ноги в огне. Тайные операции ЦРУ в Индонезии, 1957–1958 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института . ISBN 1-55750-193-9 .
- Лири, WM (2006). Опасные миссии: гражданский воздушный транспорт и тайные операции ЦРУ в Азии . Издательство Университета Алабамы. ISBN 978-0-8173-5340-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив CAT / Air America
- «Гражданский воздушный транспорт... самая популярная авиакомпания в мире» . catassociation.org . Проверено 14 мая 2022 г. ( Ассоциация КАТ )
- Архив CAT / Air America
- Веб-сайт Эйр Америка
- BBC News: В Китае ищут пилотов-шпионов
- Национальная лига семей военнопленных/МВД
- Двое узников ЦРУ в Китае, 1952–73 гг.
- Вручение знаков отличия рыцарей Почетного легиона семи пилотам CAT в Дьенбьенфу (веб-сайт посольства Франции в США)
- Анналы летающих тигров
- Макговерн и Буфорд, два американских пилота (CAT), сбитые над Дьенбьенфу генералом Ичаком (на французском языке).
- Гражданский воздушный транспорт
- Корейская война
- Вьетнамская война
- Подставные организации Центрального разведывательного управления
- Несуществующие авиакомпании Тайваня
- Несуществующие авиакомпании Китая
- Авиакомпании, основанные в 1946 году.
- Китайские компании, основанные в 1946 году.
- Закрытие 1968 года на Тайване
- Военная история Тайваня