Коллинз Х-112
Х-112 | |
---|---|
Роль | Экраноплан |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Радиокомпания Коллинза |
Дизайнер | Александр Липпиш |
Первый полет | 1963 |
Количество построенных | 1 |
Развитый в | РФБ Х-113 |
Collins X-112 — экспериментальный двухместный экраноплан , разработанный Александром Липпишем в США в начале 1960-х годов для испытания его концепции толстого обратного треугольного крыла .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработка Липпишем своей лодки с аэродинамическим крылом, экраноплана для использования над водой, началась, когда он работал в авиационном подразделении радиокомпании Collins Radio Company в Сидар-Рапидс, штат Айова , США. Collins X-112 был построен для проверки этой концепции. [ 1 ] [ 2 ]
Лодка с аэродинамическим профилем представляла собой самолет с обратным треугольным крылом , то есть имел треугольное в плане крыло, но с прямой, нескошенной передней кромкой . [ 1 ] В сочетании с сильным углом наклона такая компоновка обеспечивает стабильный полет при эффекте земли. [ 3 ] В частности, утверждается, что он стабилен по тангажу, а также может летать с эффектом земли на высоте примерно до 50% своего размаха, что позволяет ему работать над бурной водой. Это контрастирует с меньшим удлинением квадратным крылом экранопланов с , которое оставляет эффект земли только на 10% размаха, ограничивая их полет в более спокойных водах озер и рек. [ 4 ]
у него Фюзеляж был обычный, с плоскими бортами и закругленным палубом. Носовой одиночный двигатель имел очень малую мощность, всего 25 л.с. (19 кВт). Две открытые кабины располагались тандемно , обе над крылом. В задней части задней кромки нижняя часть фюзеляжа сильно приподнималась, неся высокий широкий киль и руль направления . Х-112 имел Т-образное хвостовое оперение, несущее рули высоты . Его толстые с аэродинамическим профилем крылья были низко установлены , каждое с поплавком на конце или «понтоном», что в сочетании с прочным угловым профилем удерживало фюзеляж на достаточном расстоянии от поверхности воды. Каждый поплавок нес крылышко с элеронами для управления по крену . Выдвижной водный руль направления, установленный на фюзеляже в той точке, где нижняя часть фюзеляжа поднималась вверх, обеспечивал управление курсом на водной поверхности. [ 1 ]
Испытания, проведенные в 1963 году, начались с того, что лодка с аэродинамическим профилем работала как любая быстрая моторная лодка и глиссировала на поверхности. Когда скорость увеличилась примерно до 36 миль в час (58 км/ч), X-112 поднялся над поверхностью как машина на воздушной подушке или экраноплан. Были совершены одиночные свободные полеты со скоростью до 77 миль в час (124 км / ч); Также были проведены испытания с двумя пассажирами. Во всех этих условиях были зарегистрированы «вполне удовлетворительные» характеристики устойчивости и управляемости. [ 1 ] Когда лодка с аэродинамическим профилем была доказана, миссия X-112 была завершена, и Липпиш, страдающий раком, покинул Collins Radio. Он достаточно оправился, чтобы спроектировать и построить его преемника, из стекловолокна более мощный X-113 с компанией Rhein-Flugzeugbau GmbH в Германии. [ 2 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один или два
- Длина: 25 футов 0 дюймов (7,62 м)
- Размах крыльев: 14 футов 0 дюймов (4,27 м)
- Площадь крыла: 110 кв. футов (10 м 2 )
- Пустой вес: 370 фунтов (168 кг)
- Полная масса: 710 фунтов (322 кг)
- Силовая установка: 1 × неизвестна, тракторная комплектация , 25 л.с. (19 кВт)
- Гребные винты: фиксированного шага
Производительность
- Максимальная скорость: 77 миль в час (124 км/ч, 67 узлов) в свободном полете, в одиночном полете.
- Взлетная скорость: 35–38 миль в час (55–61 км/ч).
Источники
[ редактировать ]- «Аэродинамика нетрадиционных летательных аппаратов А. Липпиша», Генри В. Борст и партнеры, 1980 г.
- Патент США 3190582 Экраноплан с некоторыми характеристиками Х-112 [архив]
- «Лодка с аэродинамическим крылом X-112», видео Коллинза ( https://www.youtube.com/watch?v=wlIK-xViG_4 [архив])
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Тейлор, Джон В.Р. (1964). Самолеты всего мира Джейн, 1964–65 . Лондон: Sampson Low, Marston & Co. Ltd., с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор, Джон В.Р. (1974). Самолеты всего мира Джейн, 1974–75 . Лондон: Ежегодники Джейн. п. 98. ИСБН 0-354-00502-2 .
- ^ Ли Цихуэй (2006). «Стабильность и управление перевернутым треугольным крылом экраноплана» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июня 2007 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ «Экратоплан против Липпиша» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Катер на аэродинамических крыльях X-112 — старые замечательные кадры» . Журнал «Гидросамолет» . 22 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2018 г. (по состоянию на 23 ноября 2020 г.). [update], встроенное видео недоступно в этой архивной копии статьи).