Let L-200 Morava
Л-200 Морава | |
---|---|
![]() | |
Роль | Туристический/служебный самолет |
Производитель | Позволять |
Первый полет | 9 апреля 1957 г. |
Статус | На обслуживании частных лиц |
Основные пользователи | Чехословакия СССР, Польша |
Произведено | 1957 - 1964 |
Количество построенных | 367 |
Let L-200 Morava — двухмоторный туристический и легкий пассажирский самолет 1960-х годов, разработанный и производимый компанией Let Kunovice в Чехии .
Разработка
[ редактировать ]




Легкому двухмоторному транспортному средству Let L-200 Morava предшествовал в производстве на заводе Let лицензионный Aero Ae 45 . В 1955 году недавно созданная группа конструкторов под руководством Ладислава Смрчека из Чехословацкого государственного авиационного завода решила приступить к разработке собственной конструкции более современного двухместного двухместного самолета с парой новых на тот момент двигателей Avia M 337 мощностью 210 л.с. , но поскольку их еще не было, прототип обходился менее мощными двигателями Walter Minor 6-III по 160 л.с. каждый. При сохранении аналогичных характеристик западных двухмоторных самолетов того времени, обновленные характеристики Morava включали двойное хвостовое оперение, стандартное тепловое противообледенительное оборудование крыла и перевернутые рядные двигатели. [ 1 ]
Было построено три прототипа. Первый, получивший обозначение XL-200 (ОК-ЛНА), совершил свой первый полет 9 апреля 1957 года. За ним на летных испытаниях последовал второй прототип (ОК-ЛНБ), а третий использовался для статических испытаний. Самолет имел чистые, элегантные линии. В том же году завод построил партию из 10 предсерийных самолетов L-200 , один из которых проходил государственные летные испытания в 1958 году. Программа прошла успешно, и самолет был запущен в серийное производство. Один L-200 был переоборудован в прототип серийной модели L-200A с двигателем М-337 . В этот самолет были внесены незначительные изменения, состоящие в основном из новых двухлопастных винтов V-410, заниженной на 43 мм кабины, измененной конструкции хвостового оперения, а также более длинных мотогондол. Он был завершен в 1959 году и показан на Парижском авиасалоне в июле того же года. Осенью 1959 года самолет прошел государственные испытания, оснащенный двигателями М-337. Испытания снова оказались успешными и завершились в июле следующего года. Первый серийный L-200А поднялся в небо в феврале 1960 года.
Модели L-200B и C не производились. Вторым серийным вариантом стал L-200D , модифицированный по требованиям советского Аэрофлота . На нем были установлены новые трехлопастные винты В-506 меньшего диаметра и некоторые незначительные усовершенствования, например пылевые фильтры. Он также получил более комплексное навигационное оборудование. Опытный образец (ОК-НИА) был переоборудован из прототипа Л-200А в 1960 году и проходил испытания в 1961-1963 годах.
Всего было построено 367 L-200. [ 2 ] к 1964 году , в том числе 3 прототипа и 197 L-200D (восемь L-200A и прототип L-200A также были переоборудованы в L-200D). 5 самолетов были изготовлены из деталей фирмой «Либис» в Югославии .
Дальнейшим развитием стал 6-местный L-210 (также известный как L-201 ; регистрационный ОК-ПХБ), переоборудованный из одного L-200D в 1966 году , оснащенный двигателями М-338 мощностью 245 л.с., но не заказанный авиакомпаниями. и не производился.
Оперативная служба
[ редактировать ]Предсерийные самолеты Л-200 были переданы для испытаний: 5 — чехословацкой авиакомпании «Агролет» (ОК-МЕА — МЭЭ), 2 — ВВС Чехословакии и 2 — «Аэрофлоту» в СССР .
Аэрофлот, который использовал их в качестве воздушных такси, был крупнейшим пользователем Moravas - 68 L-200A и 113 L-200D, окончательные поставки состоялись в 1966 году. Однако в 1970-х годах Советский Союз продал или вывел из эксплуатации свои самолеты. в пользу местных образцов.
Около 100 «Морав» использовались в гражданских целях в Чехословакии аэроклубами «Свазарм» (около 50), авиакомпаниями «Агролет» (с 1969 года «Слов-Эйр ») и «Чехословацкие авиалинии» (45), а также предприятиями, такими как «Шкода» . 20 использовались ВВС Чехословакии (16 из них L-200A [ 2 ] ), среди прочего, для обучения. Около 50 были проданы в Польшу, где использовались в основном как машины скорой помощи и в аэроклубах . Некоторые другие страны имели меньший флот Морав.
В эпоху холодной войны из-за «железного занавеса» экспортировалось не так много легких самолетов. [ 1 ] 144 Л-200А были экспортированы в 15 стран мира. Они использовались в Австралии, Аргентине, Кубе, Венгрии, Западной Германии , Великобритании, Египте, Индии, Италии, Польше, ЮАР, СССР и Югославии. L-200D экспортировались в Болгарию, Кубу, Египет, Францию, Венгрию, ГДР , Великобританию, Индию, Индонезию, Италию, Польшу, Швейцарию, Швецию, СССР и Югославию.
Небольшое количество Морав все еще используется (по состоянию на 2008 год), в основном в Чехии, Словакии, Польше и Украине.
Операторы
[ редактировать ]- Венгерские службы скорой помощи
- Национальная гидрологическая служба
- Венгерская полиция - с 1960 по 1978 год. [ 3 ]
- Федеральная авиационная служба
Технические характеристики (Л-200Д)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1966–67 гг. [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 4 пассажира
- Длина: 8,61 м (28 футов 3 дюйма)
- Размах крыла: 12,31 м (40 футов 5 дюймов)
- Высота: 2,25 м (7 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 17,28 м 2 (186,0 кв. футов)
- Вес пустого: 1330 кг (2932 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 1950 кг (4299 фунтов)
- Запас топлива: 420 л (110 галлонов США; 92 имп галлона)
- Силовая установка: 2 воздушного охлаждения Walter M337 шестицилиндровых рядных двигателя мощностью 160 кВт (210 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные, тип V506, постоянная скорость, диаметр 1,75 м (5 футов 9 дюймов).
Производительность
- Максимальная скорость: 290 км/ч (180 миль в час, 160 узлов) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 256 км/ч (159 миль в час, 138 узлов) на высоте 2500 м (8200 футов) (экономичный круиз)
- Дальность действия: 1710 км (1060 миль, 920 миль)
- Практический потолок: 5700 м (18700 футов)
- Скорость набора высоты: 6,4 м/с (1260 футов/мин)
- Взлетная дистанция до 15 м (50 футов): 390 м (1280 футов)
- Посадочная дистанция с 15 м (50 футов): 480 м (1570 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фроули, Джерард (1997). Международный справочник гражданских самолетов . Фишвик, ACT 2609, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., с. 135. ИСБН 1875671269 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Вацлав Немечек, Атлас самолетов. Двухмоторный бизнес-самолет , Прага, 1987 г.
- ^ «Моравцы в Венгрии» .
- ^ Тейлор 1966, стр. 27–28.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1966–67 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1966.
- L-200 Morava at Ugolok Neba site (in Russian)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотогалерея
- Летное ревю: L-200 Морава и Татра Т-603 в журнале Flying revue (на чешском языке)
- Кабина L-200 Морава