Структура правительства коммунистической Чехословакии
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Чехословацкая Социалистическая Республика |
---|
Правительство Чехословакии при марксизме-ленинизме теоретически было диктатурой пролетариата . На практике это была однопартийная диктатура, которой руководила Коммунистическая партия Чехословакии (КСК).
В 1970-х и 1980-х годах структура правительства основывалась на измененной Конституции Чехословакии 1960 года , которая определяла страну как Чехословацкую Социалистическую Республику . Конституционный закон о Чехословацкой Федерации (1968) преобразовал страну в федеративное государство и предусматривал создание двух составных республик с отдельными государственными структурами для Чешской Социалистической Республики , расположенной в Праге , и Словацкой Социалистической Республики , расположенной в Братиславе . Правительства этих республик разделяли ответственность с федеральным правительством в таких областях, как планирование, финансы, валюта, контроль цен, сельское хозяйство и продукты питания, транспорт, труд, заработная плата, социальная политика и средства массовой информации. Центральное правительство, расположенное в Праге, обладало исключительной юрисдикцией в отношении внешней политики, международных отношений, обороны, федеральных запасов, федерального законодательства и управления, а также федеральной судебной системы.
Государственные учреждения в Чехословакии выполняли законодательные, исполнительные и судебные функции. Конституция четко определила ответственность за разработку и реализацию политики каждой ветви власти. В действительности, однако, все государственные решения принимались Коммунистической партией Чехословакии. Государственные органы существовали исключительно для управления партийной программой.
Законодательная власть
[ редактировать ]Высшим законодательным институтом было Федеральное собрание , которое в главе 3 Конституции 1960 года признавалось «высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом штата». Федеральное собрание было разделено на две равные палаты: Народную палату и Палату Наций . Народная палата отражала систему пропорционального представительства : в 1986 году в нее входили 134 депутата от Чешской Социалистической Республики и 66 депутатов от Словацкой Социалистической Республики. Палата Наций состояла из 150 членов, по 75 от каждой республики. Депутаты избирались путем всенародных выборов и избирались на пятилетний срок; все 350 служили одновременно.
После выборов каждая палата собиралась для избрания своего президиума, состоящего из трех-шести членов. Вместе палаты избрали Президиум Федерального Собрания из сорока членов , который выполнял функции законодательного органа, когда собрание не заседало. Совместное заседание Федерального Собрания избрало своего председателя и заместителя председателя. Алоис Индра занимал пост председателя с 1971 по 1989 год.
Федеральное собрание собиралось на очередные сессии не реже двух раз в год, весной и осенью. Законодательство, представленное ассамблее на этих сессиях, должно было быть одобрено обеими палатами, а в некоторых случаях требовало большинства голосов как чешских, так и словацких депутатов в Палате Наций. По конституции Федеральное собрание обладало исключительной юрисдикцией во всех вопросах внешней политики, основных вопросах внутренней политики, экономического плана и надзора за исполнительной ветвью власти. На практике, как и во всех других коммунистических странах, его функции в основном сводились к утверждению решений, уже принятых КСК. Законы в Чехословакии принимались на высшем уровне КСК. Затем они представлялись на утверждение Федеральному собранию, которое почти всегда принималось единогласно.
Исполнительная власть
[ редактировать ]Исполнительная , ветвь власти состояла из президента , премьер-министра ряда заместителей премьер-министра и федеральных министров.
Согласно Конституции 1960 года, президент избирался Федеральным собранием сроком на пять лет. На практике президент сначала избирался руководством КСК, а затем «официально» избирался на должность Федеральным собранием. Будучи главой государства, президент представлял страну в дипломатических делах, принимал и назначал посланников, созвал Федеральное собрание и подписывал законы, вступающие в силу. Он был главнокомандующим вооруженными силами и имел право назначать или снимать с должности премьер-министра, других членов исполнительной власти и других высших гражданских и военных чиновников. Не было вице-президента; скорее, Конституция предусматривала, что, если должность президента станет вакантной, на премьер-министра будут возложены обязанности президента до тех пор, пока Федеральное собрание не изберет нового президента.
Премьер-министр, заместители премьер-министра (их в 1987 году было десять) и члены федерального кабинета министров вместе назывались «правительством», которое конституционно определяется как «высший исполнительный орган государственной власти». Все они были выбраны ЦК КСК и официально назначены президентом. Если обе палаты Федерального собрания проголосовали за порицание любого или всех членов правительства, президент был обязан отстранить этих членов.
Премьер, заместители премьер-министра и министры коллективно образовали Президиум правительства Чехословацкой Социалистической Республики. Этот Президиум курировал и контролировал деятельность федеральных министерств, комиссий и других ведомств. Эти функции Президиума, по-видимому, соответствовали цели правительства, изложенной в Конституции, которая заключалась в обеспечении реализации законов, принятых Федеральным Собранием, а также в координации, направлении и контроле деятельности федеральных министерств и других федеральных ведомств.
Федеральные министры были важными администраторами, но им не хватало политического веса, как их коллегам в большинстве некоммунистических стран. Число министерств и распределение обязанностей между ними менялись с течением времени. В августе 1986 года существовало тринадцать федеральных министерств: сельского хозяйства и продовольствия; коммуникация; электротехническая промышленность; финансы; иностранные дела; внешняя торговля; топливо и электроэнергия; общее машиностроение; интерьер; трудовые и социальные вопросы; металлургия и тяжелое машиностроение; национальная оборона; и транспорт. Кроме того, пять человек занимали должности, дающие им министерский статус. В их число входили министры-председатели Федерального управления цен и Народной наблюдательной комиссии , председатель Госплана , а также министры-заместители председателей Госплана и Государственной комиссии по исследованиям, разработкам и инвестиционному планированию . Эти министерские и министерские должности в правительстве аналогичны аналогичным органам в KSC, где политика фактически формировалась до того, как она была принята чиновниками федерального правительства.
Судебная власть
[ редактировать ]Высшим судебным органом федерального уровня был Верховный суд Чехословакии . Судьи Верховного суда избирались Федеральным собранием сроком на десять лет. Федеральное собрание также избрало председателя и заместителя председателя Верховного суда. Если председатель был из Чешской Социалистической Республики, заместитель председателя должен был быть из Словацкой Социалистической Республики, и наоборот. Обе республики должны были быть представлены равным количеством судей Верховного суда. Заявления о нарушении закона на решения высших судов республики рассматривались в Верховном суде федерального уровня. Верховный суд Чехословакии не только выполнял функции последней апелляционной инстанции страны, но и проверял законность решений федерального правительства и в целом обеспечивал единообразное толкование законов. Он также рассматривал просьбы о признании иностранных решений в Чехословакии. Решения Верховного суда принимаются «коллегиями», в состав которых входят председатель Верховного суда и избранные профессиональные судьи. Верховный суд также выступал в качестве последней апелляционной инстанции по военным делам, хотя военные дела ниже уровня Верховного суда рассматриваются военными судами, которые отличаются от гражданских судов.
Ниже Верховного суда Чехословакии располагались Верховный суд Чешской Социалистической Республики и Верховный суд Словацкой Социалистической Республики . Ниже Верховного суда каждой республики находились областные и районные суды:
- Окружные суды (по одному в каждом административном округе) представляли собой суды общей гражданской юрисдикции и ограниченной уголовной юрисдикции под председательством одного профессионального судьи и двух народных заседателей (в судебной системе Чехословакии не было присяжных).
- Областные суды (по одному в каждом административном крае) расположены в столицах каждого из десяти краев Чехословакии и в Праге. Они функционировали как апелляционные суды, а также обладали юрисдикцией в рассмотрении серьезных уголовных дел, по которым может быть назначено тюремное заключение на срок более пяти лет.
Региональные и окружные профессиональные судьи выбирались Чешским национальным советом и Словацким национальным советом; народные заседатели избирались окружными национальными комитетами. Верховный суд Чешской Социалистической Республики и Верховный суд Словацкой Социалистической Республики служат апелляционными судами для своих региональных судов, а также рассматривают жалобы о нарушении закона на решения судов низшей инстанции. Верховные суды двух республик принимали решения коллегиями из трех профессиональных судей.
Еще одной мощной силой судебной власти была прокуратура . Генеральный прокурор, федеральный чиновник, назначался и увольнялся президентом. Помимо федеральной канцелярии, в каждой республике существовала прокуратура. Республиканское управление находилось в ведении Министерства юстиции республики. Прокуроры отвечали за надзор за соблюдением законов и правовых норм государственными органами и отдельными гражданами. Канцелярия Прокурора отвечала за судебное преследование как уголовных, так и гражданских дел. Прокуроры могли рекомендовать изменение или отмену законов, и они имели право вызывать граждан предстать перед ними.
Нижние уровни
[ редактировать ]Уровни Республики
[ редактировать ]Административными единицами двух республик Чехословакии в каждом случае были однопалатный законодательный орган, называемый национальным советом, исполнительная власть, известная как правительство, и судебная власть, состоящая из Верховного суда и прокуратуры. Как и его соответствующая единица федерального правительства — Федеральное собрание, национальный совет описывался как высший орган государственной власти в республике, тогда как правительство было «высшим исполнительным органом власти». Поправки к конституции 1968 года, создавшие две республиканские или «национальные» правительственные единицы, положили начало подлинно федеральной системе правления, которая процветала недолго. С тех пор пересмотр и отклонения от поправок 1968 года сделали два национальных правительства явно подчиненными федеральной правительственной структуре в Праге. Это было очевидно как в законодательстве, таком как закон 1971 года, который разрешал федеральному правительству вмешиваться в инициативы республиканского правительства и признавать их недействительными, так и во взаимосвязанных обязанностях некоторых чиновников на двух уровнях власти. Например, премьер-министр каждой республики был заместителем премьер-министра федерального правительства, а председатель каждого национального совета был членом Президиума Федерального Собрания.
Из-за численного превосходства чешского населения Чешский национальный совет имел 200 представителей, а словацкий национальный совет - только 150. За исключением разницы в количестве депутатов, положения федеральной конституции одинаково применялись к национальным советам каждой республики. : депутаты избирались сроком на пять лет; национальные советы должны были проводить не менее двух сессий ежегодно; и каждый национальный совет избирал свой собственный президиум (от пятнадцати до двадцати одного члена в Словацком национальном совете и до двадцати пяти членов в Чешском национальном совете), который был уполномочен действовать, когда весь национальный совет не заседал.
В каждой из двух республик исполнительная власть состоит из премьер-министра, трех заместителей премьер-министра и ряда министров. И в чешском, и в словацком правительствах были министры сельского хозяйства и продовольствия, строительства, культуры, развития и технологий, образования, финансов, лесного хозяйства и водных ресурсов, здравоохранения, промышленности, внутренних дел, юстиции, труда и социальных дел, а также торговли. Председатели Госплана и Комиссии народного контроля также имели министерский статус в каждой республике; в правительство Чехии входили, кроме того, два министра без портфеля.
Региональный и местный уровни
[ редактировать ]Ниже уровня республик (национальных администраций) в 1970-х и 1980-х годах коммунистическая Чехословакия была разделена на края , районы окресий и общины (т.е. города, деревни и т. д.).
Главные органы власти этих уровней, известные как национальные комитеты , действовали в соответствии с принципом так называемого демократического централизма . Конституционный закон Федерации 1968 года указывал, что национальные правительства направляют и контролируют деятельность всех национальных комитетов на своих территориях. Система национальных комитетов была создана в конце Второй мировой войны существовавшим тогда временным правительством и использовалась коммунистами как средство консолидации и расширения своего контроля. На местном уровне в состав национальных комитетов входило от пятнадцати до двадцати пяти человек. Национальные комитеты на более высоких уровнях были пропорционально больше: национальные комитеты на районном уровне насчитывали от 60 до 120 членов, а национальные комитеты на уровне краев насчитывали от 80 до 150 членов. Члены национального комитета избирались всенародно на пятилетний срок. Каждый национальный комитет избирал совет из числа своих членов. Совет, состоящий из председателя, одного или нескольких заместителей председателя, секретаря и неопределенного числа членов, выступал в качестве координирующего и контролирующего органа национального комитета. Чтобы ускорить работу национального комитета, совет создавал комиссии и другие подкомитеты и мог издавать указы и постановления в пределах своей юрисдикции. Национальным комитетам на местном уровне были поручены определенные области юрисдикции, включая поддержание общественного порядка и организацию реализации политических, экономических и культурных задач, поставленных КСК и федеральным правительством. Конституция возлагала на национальные комитеты ответственность за организацию и управление экономическими, культурными, медицинскими и социальными услугами в своих регионах. Комитеты также должны были «обеспечить защиту социалистической собственности» и следить за тем, чтобы «соблюдались правила социалистического поведения».
Выборы
[ редактировать ]Выборы в Чехословакии проводились не для того, чтобы предоставить избирателям возможность участвовать в демократическом выборе представителей своего правительства, а для того, чтобы утвердить представителей, выбранных иерархией КСК. Конституция 1960 года гарантировала многокандидатские (но не многопартийные) выборы, требуя, чтобы число кандидатов в Национальное собрание превышало количество должностей. VoИюльский закон о выборах 1971 года продлил период между выборами с четырех до пяти лет (1971, 1976, 1981, 1986 и т. д.) и определил, что они будут проводиться осенью, так что каждые выборы проводятся вскоре после съезда партии в весна. Закон 1971 года заменил закон о выборах 1967 года, который позволял избирателям участвовать в выборе кандидатов; Закон 1967 года так и не был применен, поскольку выборы 1968 года были отложены из-за августовского вторжения . Таким образом, выборы в ноябре 1971 года были первыми с 1964 года. На этих и последующих выборах Национальный фронт — номинально коалиция всех партий, но на самом деле контролируемый коммунистами — предложил единые списки кандидатов в Федеральное собрание. , два национальных совета, а также региональные, районные и муниципальные национальные комитеты. У избирателя была возможность только вычеркнуть (неодобрить) или не вычеркнуть (одобрить) имя любого или всех официальных кандидатов, выдвинутых Национальным фронтом. Кабины для голосования используются редко, а голосование часто проводилось коллективно работниками каждого предприятия или другими группами населения.
Выборам 1971 года предшествовали согласованные усилия группы диссидентов, называющих себя Социалистическим движением чехословацких граждан , с целью убедить граждан бойкотировать выборы или вычеркнуть официальные имена в знак протеста против недемократического характера закона о выборах 1971 года. Тем не менее официальные результаты выборов показали, что 99,5 процента из 10,3 миллиона избирателей, имеющих право голоса, проголосовали, и из них около 99,8 процента проголосовали за официальных кандидатов. После выборов распространились слухи, что на самом деле до 10 процентов населения не голосовало и что от 10 до 25 процентов избирателей вычеркнули официальные имена. Как бы то ни было, после выборов было арестовано около 200 человек, связанных с Социалистическим движением чехословацких граждан. В июле и августе 1972 года прошли судебные процессы, на которых 47 человек были приговорены в общей сложности к 118 годам тюремного заключения.
На выборах, состоявшихся в мае 1986 года, чехословацкие официальные лица сообщили, что 99,4 процента зарегистрированных избирателей приняли участие в выборах Федерального собрания, и 99,9 процента от общего числа поданных голосов достались кандидатам Национального фронта. Аналогичные результаты были зафиксированы на выборах в Чешский национальный совет и Словацкий национальный совет, а также в национальные комитеты нижнего уровня.
Ссылки
[ редактировать ]В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .