Jump to content

Религия в Чехословакии

Конец 1940-х годов

[ редактировать ]

Чехословакия вступила в коммунистическую эпоху с разнообразным религиозным наследием. В его переписях было зарегистрировано девять основных вероисповеданий: Римско-католическая , Русинская Греко-Католическая Церковь (называемая « униатами »), Евангелическая Церковь Чешских Братьев , Лютеранская , Кальвинистская , Православная , Чешская Реформатская Церковь ( гуситы ), Старокатолическая Церковь. и иудаизм . Почти 6 процентов населения не имели религиозных предпочтений. Во время коммунистического переворота более двух из каждых трех граждан были католиками, но внутри каждой крупной этнической группы существовало небольшое меньшинство протестантов: богемские братья в чешских землях , лютеране в Словакии и кальвинисты среди венгров. . [ 1 ] [ 2 ]

1950-е и 1960-е годы

[ редактировать ]

Во время сталинских процессов 1950-х годов более 6000 религиозных людей (некоторые из них старые и больные) были приговорены к тюремному заключению в среднем на срок более пяти лет каждый. Между 1948 и 1968 годами число священников сократилось вдвое, а половина оставшегося духовенства была старше шестидесяти лет. Католическая церковь уже потеряла значительное число духовенства с изгнанием судетских немцев ; [ 3 ] он столкнулся с серьезными проблемами, связанными с неукомплектованностью приходов и старением духовенства. Протестантские секты, менее зависимые от централизованной иерархии в управлении церковными делами и менее заметные из-за своего статуса меньшинства, преуспевали лучше. [ 4 ]

Между 1950 и 1968 годами Греко-католическая церковь была запрещена. [ 5 ] Греко-католики, иногда называемые униатами, являются частью католической церкви, но имеют очень близкое культурное и литургическое сходство с восточными православными церквями. Коммунистический режим стремился русифицировать все, что мог, и следовал давней российской политике противостояния униатской церкви. Вскоре после прихода к власти партия насильственно репрессировала Греко-Католическую Церковь (по предыдущему примеру Советского Союза) в пользу Русской Православной Церкви . Православные составляли явное меньшинство в Чехословакии, но православные священники захватили греко-католические приходы, поскольку униатское духовенство было заключено в тюрьму или отправлено работать на фермы в чешских землях. Нехватка священников была настолько острой, что партия провела ускоренный курс православной доктрины для «политически зрелых» учителей в регионе и отправила их в униатские церкви вместо католического духовенства. Униаты отвечали различными формами сопротивления: от простого выхода из церкви всякий раз, когда приезжал православный священник, до совершения между собой литургии без священника. [ 4 ]

Конец 1960-х годов

[ редактировать ]

Опросы в Моравии и Словакии показали, что «научный атеизм » не получил такого распространения, как могла бы надеяться Коммунистическая партия после двадцати лет партийного правления. В традиционно католической Словакии только 14 процентов были атеистами и 15 процентов не определились; атеизм был самым высоким среди людей в возрасте от 25 до 39 лет. Религиозные настроения отражали социальное происхождение: девять десятых всех фермеров были верующими, как и три четверти всех рабочих и чуть более половины всех белых воротничков. ошейники сотрудники. Возможно, больше всего смутило партию осознание того, что после двух десятилетий осуждения священнослужителей и их вмешательства в политику («клерико-фашизм») 28 процентов опрошенных считали, что духовенство должно играть общественную и политическую роль. [ 6 ]

В 1968 году ситуация в церквях ненадолго прояснилась. Режим Александра Дубчека позволил наиболее жестко контролируемым из спонсируемых государством религиозных организаций (Движению за мир католического духовенства и его протестантскому аналогу) впасть в бездействие. В 1968 году правительство также пообещало быстрое и гуманное решение затруднительного положения униатов (частично вызванного захватом униатами «православных» церквей и требованием собственного духовенства и обрядов) и официально признало униатскую церковь. [ 4 ]

1970-е годы

[ редактировать ]

В 1970-е годы положение религиозных групп в Чехословакии вновь ухудшилось. Римско-католическая церковь под духовным руководством кардинала Франтишека Томашека , архиепископа Праги , снова стала главной мишенью. На протяжении 1970-х годов режим арестовывал духовенство и мирян за распространение религиозной самиздатской литературы. Протестантские и еврейские группы также подвергались преследованиям, но православные церкви и Чехословацкую национальную церковь в целом щадили. Стремясь обеспечить группу послушного и лояльного духовенства, режим Густава Гусака организовал ряд контролируемых государством ассоциаций, в том числе Экуменический совет церквей Чехословацкой Социалистической Республики и Чехословацкую ассоциацию католического духовенства (более известную как Pacem в Террисе), с чешским и словацким филиалами. [ 7 ]

Режим продемонстрировал готовность разрешить религиозным группам исповедовать свои вероучения до тех пор, пока духовенство и верующие не будут привносить религию в общественную жизнь. Сложность заключалась в том, что режим почти все считал общественной жизнью и поэтому, например, запрещал проповеди о высоком уровне разводов или о детях, о которых пренебрегают. Поскольку государство лицензировало все священнослужители, оно могло отсеивать любого, кого считали не отвечающим государственным требованиям. Таким образом, духовенство, которому вообще требовалось одобрение государства для служения, оказалось в уязвимом положении. К середине 1986 года режим запретил служить примерно 400 (из примерно 3200) римско-католических священников. [ 8 ]

Теологические факультеты продолжали работать в рамках строгих квот приема, и на протяжении 1970-х годов проблемы с кадрами росли. Главный раввин Рихард Федер умер в 1970 году, оставив чешские еврейские общины без раввинского руководства до 1984 года (раввином Словакии был Самуэль Гроссман). Новый главный раввин страны Даниэль Майер учился на раввината в Будапеште. В 1972 году смерть трех римско-католических епископов и отзыв государственного одобрения четвертого усугубили и без того острую нехватку римско-католических лидеров. Переговоры между Ватиканом и режимом в течение 1970-х годов носили спорадический характер и не принесли особой материальной выгоды чехословацким католикам. Вечный конфликт остался: назначение сторонников режима вопреки выборам на приходские и епархиальные должности. В 1986 году из тринадцати церковных должностей девять епископств были вакантными, а в двух архиепископствах (Оломоуц и Трнава) должности занимали только епископы. [ 8 ]

Если нормализация после 1968 года нанесла больший урон чехам, то словаки совсем недавно перенесли на себя основной удар религиозных преследований. Традиционная приверженность Словакии ( римско-католической ) религии и рост верований и практик в середине 1980-х годов привели к постоянным преследованиям и атеистической пропаганде в Словакии в большей степени, чем в чешских землях. Хотя методы различались, религиозные преследования в Словакии равнялись тем, которым подвергались правозащитники «Хартии 77» и запрещенные писатели на чешских землях. [ 9 ]

1980-е годы

[ редактировать ]

Официальная политика в отношении религиозных групп в 1980-х годах соответствовала политике ранней социалистической эпохи, когда ряд мер был направлен на то, чтобы подчинить организованную религию. Государство осуществляло существенный контроль над назначениями священнослужителей, религиозным обучением, проповедями и прозелитизмом. Основными целями были католики и униаты. Правительство закрыло женские монастыри и строго ограничило прием в две оставшиеся семинарии. [ 10 ]

В конце 1980-х годов появились признаки временного ухудшения церковно-государственных отношений. В октябре несколько студентов Кирилло-Мефодиевского факультета богословия в Братиславе начали голодовку в знак протеста против Pacem in Terris. По их словам, контролируемое государством движение пыталось подорвать единство между священниками и епископами. В качестве очевидного ответа на инцидент, братиславская «Правда» воспользовалась возможностью, чтобы осудить возрождение «клерико-фашистской идеологии», которая, учитывая рост социализма (комментаторы сразу заметили), не имела поддержки в Чехословакии. Тем не менее клерикализм действовал «по указаниям церкви и клерикальных центров капиталистического мира». Официальные СМИ особенно критически относились к «тайной церкви», которую Ватикан описывал как «не только тайно рукоположенных священников и епископов, тайные монастыри и тайные типографии в стране, но также существующие католические организации и духовные подпольные движения, как а также всех священников и верующих, которые нелегально работают в сфере церкви». Однако они не были организованы в единую сеть. Считалось, что подземная церковь особенно сильна в Словакии. [ 11 ]

Отношения между сторонниками «научного атеизма» и различными религиозными группами были в лучшем случае непростыми. Конституция Чехословакии разрешала свободу религии и выражения мнений, но в 1980-х годах гражданам посоветовали не воспринимать эти гарантии слишком буквально. Контролируемые правительством организации существовали для большинства религиозных вероисповеданий, за исключением Свидетелей Иеговы, которые были запрещены. Наиболее заметной была Римско-католическая церковь. Существовали также различные протестантские конфессии, в том числе Чехословацкая баптистская церковь, Евангелическая церковь чешских братьев, Словацкая евангелическая церковь, Церковь адвентистов седьмого дня и Методистская церковь Чехословакии. Также были представлены Чехословацкая национальная церковь, униатская церковь и еврейские общины. В 1981 году ряд церковных сановников предстали перед министром культуры Чехословакии, чтобы принести клятву верности Чехословацкой Социалистической Республике. [ 6 ]

Особенно тревожным для властей стал растущий интерес к религии со стороны молодежи Чехословакии. В 1985 году из более чем 100 000 человек, принявших участие в торжествах, посвященных 1100-летию со дня смерти святого Мефодия , кардинал Томашек отметил, что «две трети паломников были молодыми людьми...». быть системой образования, которая не делала достаточного акцента на научно-атеистическом образовании. [ 9 ]

Ситуация в конце коммунизма

[ редактировать ]

Религиозное население было следующим: по состоянию на ок. 1991: внеконфессиональные (39,9%), не идентифицированные (16,2%), католики (39%), евангелические чешские братья (2%) и чехословацкие гуситы (1,7%). [ 12 ] [ 13 ]

  1. ^ Гавдиак 1989 , стр. 118–119.
  2. ^ Виткович 2023 , стр. 42–44.
  3. ^ Виткович 2023 , стр. 44–46.
  4. ^ Jump up to: а б с Гавдиак 1989 , с. 121.
  5. ^ «Православная Церковь Чехословакии» . Британская энциклопедия . Проверено 25 сентября 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б Гавдиак 1989 , с. 120.
  7. ^ Гавдиак 1989 , стр. 121–122.
  8. ^ Jump up to: а б Гавдиак 1989 , с. 122.
  9. ^ Jump up to: а б Гавдиак 1989 , с. 123.
  10. ^ Гавдиак 1989 , стр. 120–121.
  11. ^ Гавдиак 1989 , стр. 122–123.
  12. ^ Пленти 2002 , стр. 360.
  13. ^ переписей 1921, 1930, 1950, 1991 и 2001 годов» «Население по конфессиям и полу: по данным (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2011 года . Проверено 27 июня 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]

Гавдяк, Игорь (1989). Чехословакия: страновое исследование (PDF) (3-е изд.). Отдел федеральных исследований и Библиотека Конгресса. ISSN   1057-5294 .

Чехословацкое отделение RFE , Архив открытого общества Блинкен , Будапешт

Спуста, Ян (2002). «Изменения религиозных ценностей в Чехии» . Социологический журнал / Чешское социологическое обозрение . 38 (3): 345–363.

Виткович, Скотт (2023). «Чешская Республика: от центра христианского мира к самой атеистической нации 21 века: Часть II: Церковь мучеников: подпольная католическая церковь (Ecclesia Silentii) в Чехословакии после коммунизма 1991-2021 гг.)» . Религия в Восточной Европе . 43 (3): 37–59.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 01ba05d4a33ffd80bd02d1f5a6f831f0__1721389140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/f0/01ba05d4a33ffd80bd02d1f5a6f831f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in Czechoslovakia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)