Экономика коммунистической Чехословакии
Часть серии о |
Чехословацкая Социалистическая Республика |
---|
![]() |
В середине 1980-х годов коммунистическая Чехословакия процветала по стандартам Восточного блока и преуспевала по сравнению со многими более богатыми западными странами. Потребление некоторых товаров, таких как мясо, яйца и хлебные изделия, было даже выше, чем в среднем по странам Западной Европы, а население наслаждалось высокой макроэкономической стабильностью и низкими социальными трениями. [1] Уровень жизни жителей Чехословакии в целом выше, чем в большинстве других стран Восточной Европы. Сильно завися от внешней торговли , страна Восточного блока , тем не менее, имела один из самых маленьких международных долгов перед несоциалистическими странами.
Командная экономика Чехословакии имела серьезные структурные проблемы. Как и в остальных странах Восточного блока, производственным товарам отдавалось предпочтение перед потребительскими товарами, в результате чего потребительским товарам не хватало количества и качества в возникшей в результате экономике дефицита . Темпы экономического роста значительно отставали от западноевропейских аналогов Чехословакии. Инвестиции в промышленность не дали ожидаемых результатов. Потребление энергии и сырья было чрезмерным. Сами чехословацкие лидеры осудили неспособность экономики модернизироваться с достаточной скоростью.
Различные статистические концепции и процедуры, используемые социалистическими и несоциалистическими экономистами, усложняют оценку состояния чехословацкой экономики. различные методы конвертации валюты Статистику внешней торговли особенно сложно оценить, поскольку для расчета стоимости торгового оборота использовались . Данные, рассчитанные на основе несоциалистических концепций, будут идентифицированы здесь с использованием таких западных терминов, как валовой национальный продукт ; Чехословацкую статистику будем называть официальными данными или обозначать такими терминами, как чистый материальный продукт или национальный доход.
Функционирование экономики
[ редактировать ]Чехословацкая экономика, как и большинство экономик социалистических стран, заметно отличалась от рыночной или смешанной экономики . Основное отличие состоит в том, что в то время как в рыночной экономике решения отдельных потребителей и производителей имеют тенденцию автоматически регулировать спрос и предложение , потребление и инвестиции, а также другие экономические переменные, в большинстве коммунистических экономик эти переменные определяются национальным планом, имеющим силу. права.
В Чехословакии, как и в большинстве социалистических стран, централизованная экономическая структура соответствовала структуре правительства и Коммунистической партии Чехословакии (Komunistická strana Československa — KSČ). Эта структура дала партии твердый контроль над правительством и экономикой. Ее обычно называют советской моделью, и она впервые была применена в Советском Союзе, который изначально был аграрной страной с обширными природными ресурсами , большим внутренним рынком и относительно небольшой зависимостью от внешней торговли; целью было быстрое развитие тяжелой промышленности и оборонного производства. Чехословакия, напротив, была небольшой страной, которая уже достигла высокого уровня индустриализации и довольно сильно зависела от внешней торговли, когда советская система была впервые введена после Второй мировой войны.
В середине 1980-х годов Чехословакия имела высокоиндустриальную экономику, что отражено в официальной статистике 1985 года, касающейся производства чистого материального продукта страны (официального показателя совокупного производства). На долю промышленного сектора пришлось 59,7% стоимости чистого материального продукта; строительство – 11,2 процента; сельское и лесное хозяйство — 7,5 процента; и различные другие производственные услуги (включая транспорт, общественное питание, розничную торговлю и другие виды деятельности) - 21,6 процента. По состоянию на 1980 социалистический сектор (государственные предприятия и кооперативы) давал 97,4% национального дохода. Из всей рабочей силы почти 99,8% было занято в социалистическом секторе.

Планы и их реализация
[ редактировать ]Министерства правительства подготовили общие директивы относительно желаемого развития экономики. Они передали их экономическому консультативному органу, Комиссии центрального планирования, которая, в свою очередь, подготовила долгосрочные цели экономики. Они выражались в обширных народнохозяйственных планах — в генеральных планах на пятнадцать—двадцать лет вперед и в известных пятилетних планах. С 1969 года экономические планы Чешской Социалистической Республики и Словацкой Социалистической Республики разрабатывались их собственными плановыми комиссиями, хотя центральный план оставался наиболее важным. Однако наиболее важными в повседневной работе были краткосрочные годовые производственные цели. В своей окончательной форме эти более подробные годовые планы имеют силу закона и больше не являются просто руководствами или рекомендациями.
При разработке различных планов Центральная плановая комиссия преобразовывала директивы министерств в физические единицы, разрабатывала задания для ключевых секторов экономики, а затем доставляла эту информацию соответствующим министерствам, курирующим различные функциональные отрасли экономики. Различные министерства, получив задания, далее подразделяли план на задачи для подведомственных им промышленных предприятий и трестов или групп предприятий. Параллельный процесс происходил в сельском хозяйстве, где федеральное министерство сельского хозяйства и продовольствия контролировало процедуры планирования в колхозах и совхозах. Сельскохозяйственные фермы были коллективизированы в соответствии с процессом, инициированным Иосифом Сталиным в конце 1920-х годов, с помощью которого марксистско-ленинские режимы в Восточном блоке и других странах пытались установить упорядоченную социалистическую систему в сельском сельском хозяйстве. [2] Из-за необходимости скрыть принятие контроля и реалии первоначального отсутствия контроля, советского раскулачивания не произошло. в таких странах, как Чехословакия, ликвидации богатых крестьян в стиле [3] Поскольку Чехословакия была более промышленно развитой, чем Советский Союз, она была в состоянии поставить большую часть оборудования и удобрений, необходимых для облегчения перехода к коллективному сельскому хозяйству. [4]
Министерства давали более подробные инструкции по выполнению заданий и передавали их трестам и предприятиям. После получения предложенных задач отдельные предприятия при содействии родительского треста или министерства составляли проект плана. Получив отзывы о плане, министерства снова проконсультировались с Центральной комиссией по планированию и, объединив все проекты планов, сформулировали оперативный план, который мог бы реализовать центральные директивы. Соответствующие части заданий затем вновь рассылались трестам и предприятиям. На этот раз их принятие предприятиями и трестами было обязательным.
Нормы, включенные в инструкции для предприятий, обычно определяли объем и виды требуемой продукции, имеющиеся ресурсы, график производства, категории рабочих мест и ставки заработной платы, а также описание планируемых централизованно финансируемых инвестиций. В инструкциях также были изложены государственные и республиканские бюджетные сборы и субсидии , целевые показатели и ограничения по прибыли, планы внедрения новой продукции и технологий.
Преимущества и недостатки
[ редактировать ]Сторонники такой централизованной системы управления экономикой утверждают, что она имеет ряд преимуществ. В системе централизованного планирования власти могут распределять ресурсы и производственные цели по своему усмотрению, балансируя потребности потребления и инвестиций на основе долгосрочных целей. Например, специалисты по планированию в послевоенной Чехословакии смогли расширить базу тяжелой промышленности страны по своему желанию. В свою очередь, исследовательские усилия, будучи централизованно направленными, могут быть сосредоточены на областях, которые считаются жизненно важными для целей экономики. В целом централизованное планирование может позволить производителям воспользоваться преимуществами эффекта масштаба, устраняя излишнюю и расточительную деятельность. Если планирование действительно эффективно, система должна привести к практически полному использованию ресурсов.
Однако, как отмечают критики, некоторые аспекты системы мешают ее эффективному функционированию. Одной из проблем является распределение квот на добычу . Планировщики обычно должны основывать эти задания на прошлых результатах деятельности предприятий. Менеджеры предприятий, зная, что специалисты по планированию склонны оценивать эффективность предприятия в зависимости от выполнения или невыполнения поставленных задач, могут испытывать искушение преуменьшить и исказить производственный потенциал своих организаций, чтобы получить задание, с которым они могут легко справиться. Кроме того, у них может быть мало стимулов для перевыполнения некоторых аспектов текущего плана; такие достижения могут привести к тому, что планировщики поставят перед собой значительно более сложную или даже невыполнимую задачу в течение следующего периода планирования, что приведет к плохой оценке эффективности деятельности предприятия. Такое несоответствие может поставить под сомнение достоверность информации, ранее предоставленной планировщикам менеджерами предприятия. Чтобы обеспечить выполнение плана, менеджеры склонны преувеличивать свои потребности в материалах и рабочей силе, а затем копить эти затраты, особенно если есть повод беспокоиться о своевременной доставке материалов. Более того, поскольку планирование в рамках советской модели направлено на полное использование ресурсов, планы, как правило, являются «напряженными», и амбициозный менеджер, стремящийся получить ресурсы сверх тех, которые необходимы для достижения плановых норм, может найти этот процесс трудным и обескураживающим, если не невозможным. . Учитывая акцент на выполнении плана, менеджеры также могут колебаться при внедрении новой технологии, поскольку введение новой процедуры может затруднить операции и даже поставить под угрозу выполнение плана. Критики также отмечают, что централизованное планирование производства может привести к неподходящему с точки зрения потребителя ассортименту товаров или к некачественной продукции.
Производственным товарам отдавалось предпочтение перед потребительскими товарами, в результате чего потребительским товарам не хватало количества и качества в результате возникшего дефицита экономики . [4] [5] Поскольку периодическая нехватка противозачаточных таблеток и внутриматочных противозачаточных средств сделала эти системы в Чехословакии ненадежными, аборт стал наиболее распространенной формой контрацепции. [6] Многие товары премиум-класса можно было купить только в специальных магазинах за иностранную валюту, обычно недоступную для большинства граждан, например магазины Tuzex в Чехословакии. [7] В результате были созданы черные рынки , на которые часто поставлялись товары, украденные из государственного сектора . [8] [9] В Чехословакии говорили: «Если ты не воруешь у государства, ты грабишь собственную семью». [8] По западным стандартам уровень владения частными автомобилями оставался низким. [10] Лист ожидания на распространение чехословацких автомобилей Škoda составлял до 15 лет. [10]
Кроме того, из-за крупных социальных чисток в ходе таких чисток было уволено так много рабочих из традиционных профессий, что их часто приходилось заменять наспех обученными молодыми рабочими, свободными от сомнительного классового происхождения. [11] Чехословацкий заметил: [11]
Высококвалифицированные профессионалы прокладывают дороги, строят мосты и управляют машинами, а тупые комья, чьи отцы копали, подметали или клали кирпичи, находятся на вершине, указывая остальным, где прокладывать дороги, что производить и на что тратить. деньги страны. В результате дороги выглядят как вспаханные поля, мы производим вещи, которые не можем продать, а мосты нельзя использовать для движения транспорта…. Затем они задаются вопросом, почему экономика катится вниз, как десятитонный грузовик с выключенными тормозами.
Как и остальные страны Восточного блока , Чехословакия фактически пропустила информационную и электронную революцию 1970-х и 1980-х годов. [12] Партийно -государственная плановая система в конечном итоге рухнула под тяжестью накопленной экономической неэффективности, а различные попытки реформ лишь способствовали ускорению кризисных тенденций. [13] Она обладала плохо определенными правами собственности, отсутствием рыночных цен и раздутыми или искаженными производственными мощностями по сравнению с аналогичными рыночными экономиками. [14]
Темпы роста
[ редактировать ]Темпы роста в Чехословакии, как и во всем Восточном блоке, пережили относительное снижение. [15] Тем временем Германия , Австрия , Франция и другие западноевропейские страны пережили усиление экономического роста в период Wirtschaftswunder («экономическое чудо») Trente Glorieuses («тридцать славных лет») и послевоенного бума . В целом, неэффективность систем без конкуренции или рыночных цен стала дорогостоящей и неустойчивой, особенно с ростом сложности мировой экономики. [16] В то время как большинство западноевропейских экономик по существу начали приближаться к уровню валового внутреннего продукта на душу населения в Соединенных Штатах, страны Восточного блока, такие как Чехословакия, этого не сделали. [15] Ее ВВП на душу населения упал значительно ниже сопоставимых западноевропейских аналогов в валютном выражении: [12]
ВВП на душу населения ( $ 1990 г. ) | 1938 | 1990 |
---|---|---|
![]() | $1,800 | $19,200 |
![]() | $1,800 | $3,100 |
![]() | $1,800 | $26,100 |
![]() | $1,300 | $16,800 |
Аналогичные результаты наблюдаются для ВВП на основе ППС : [17]
ВВП на душу населения ( $ 1990 г. ) | 1950 | 1973 | 1990 |
---|---|---|---|
![]() | $3,706 | $11,235 | $16,881 |
![]() | $3,502 | $10,643 | $16,320 |
![]() | $3,501 | $7,041 | 8895 долларов США (Чехия)/ 7762 доллара США (Словакия) |
![]() | $2,834 | $6,058 | $6,871 |
![]() | $2,480 | $5,596 | $6,471 |
![]() | $2,397 | $8,739 | $12,210 |
История
[ редактировать ]До социализма
[ редактировать ]
В 1929 г. по сравнению с 1913 г. валовой внутренний продукт увеличился на 52%, промышленное производство - на 41%. В 1938 году Чехословакия находилась на 10-м месте в мире по объёму промышленного производства. [18]
После Второй мировой войны Чехословакии экономика осталась относительно неповрежденной. Промышленность, которая была крупнейшим сектором экономики, включала крупные фирмы легкой и тяжелой промышленности. Во время войны немецкие оккупационные власти захватили все крупные промышленные предприятия. После войны восстановленное чехословацкое правительство взяло под свой контроль эти заводы. Сразу после войны Советский Союз начал переводить большие объемы промышленных и других активов из стран Восточного блока , включая Чехословакию. [19] Кроме того, Советы реорганизовали предприятия в акционерные общества , в которых Советы владели контрольным пакетом акций. [19] [20] Используя этот механизм контроля, несколько предприятий были вынуждены продавать Советскому Союзу продукцию по ценам ниже западных рыночных, например, уран, добытый в Чехословакии. [19]
Однако внешняя торговля по-прежнему находилась в частных руках и оставалась важной в экономике. Экспорт машин и потребительских товаров оплачивался импортом материалов для переработки. Качество чехословацкой экспортной продукции было сопоставимо с продукцией, производимой в других промышленно развитых странах. Сельское хозяйство также оставалось в частных руках, и сельское хозяйство по-прежнему оставалось во многом семейным делом. Рабочая сила в целом была квалифицированной и производительной, а управление компетентным. Эта смешанная система, содержащая элементы социализма и частного предпринимательства, эффективно действовала в 1947 и 1948 годах в соответствии с двухлетним планом, в котором цели были общими и ориентировочными, а не обязательными. Страна получила значительную помощь от Запада через ООН, и большая часть ее торговли велась с Западом. До тех пор, пока это не было запрещено Сталиным в 1947 году, Чехословакия намеревалась участвовать в американском плане Маршалла по восстановлению Европы. К 1948 году производство в Чехословакии приблизилось к довоенному уровню, при этом объем сельскохозяйственного производства был несколько ниже, а объем промышленного производства - несколько выше, чем раньше.
1948–1960
[ редактировать ]
Когда в феврале 1948 года KSČ взяла на себя полный политический и экономический контроль, она немедленно начала превращать экономику Чехословакии в миниатюрную версию экономики Советского Союза . К 1952 году правительство национализировало почти все отрасли; многие опытные менеджеры были заменены политически надежными людьми, у которых иногда было мало опыта в тех областях, которыми им было поручено управлять. Централизованное планирование предоставило учреждениям и менеджерам обязательное руководство практически во всей экономической деятельности.
Цели первой пятилетки (1949–53) отражали стремление правительства к расширению производственного сектора экономики. После 1949 года цели были резко пересмотрены в сторону увеличения, отчасти в ответ на Корейскую войну, и направлены на развитие металлургии и тяжелой промышленности. Страна стала важным поставщиком техники и вооружения в другие коммунистические страны. Внешняя торговля с некоммунистическими странами резко упала (отчасти из-за введенного в этих странах торгового контроля); торговля с коммунистическими странами увеличилась с 40% от общего объема торговли страны в 1948 году до 70% десятилетие спустя. Экономике не удалось достичь амбициозных целей первого плана, хотя инвестиции и экономический рост были высокими. Об итогах первой пятилетки, Большая Советская Энциклопедия [ ненадежный источник? ] претензии:
«Валовая продукция промышленности увеличилась за пятилетку на 93 процента, достигнув уровня, более чем вдвое превышающего уровень продукции 1937 года. Ведущей отраслью промышленности стало машиностроение, выпуск продукции которого увеличился за пятилетку в 3,3 раза. Особенно был промышленный рост. быстрыми темпами в Словакии. В то же время существовали диспропорции в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, а сельское хозяйство отставало от растущих потребностей промышленности и населения». [21]
К концу периода действия плана возникло серьезное инфляционное давление и другие дисбалансы, что потребовало конвертации валюты в 1953 году, что уничтожило сбережения многих людей и спровоцировало вспышки гражданских беспорядков.
1954 и 1955 годы охватывались только годовыми планами; изменение графика было частью усилий членов Совета экономической взаимопомощи ( СЭВ ) по корреляции и интеграции своего планирования с использованием общих периодов планирования.
Вторая пятилетка тогда охватывала 1956–60 годы. В течение этого периода инвестиции продолжали оставаться высокими темпами, хотя реальная заработная плата и предложение потребительских товаров также существенно возросли, а национальный доход вырос на 6,9%. Однако в конце 1950-х годов экономические лидеры отметили, что инвестиционные усилия приносят уменьшающуюся отдачу. Для поддержания экономического роста требовались крупные инвестиции. В 1958 и 1959 годах, в ответ на эту тревожную ситуацию, правительство внесло несколько относительно незначительных корректировок в функционирование организаций и цен – это была первая из экономических реформ страны. Реформы включали некоторую ограниченную децентрализацию власти, в первую очередь предоставление предприятиям большей автономии в управлении инвестиционными фондами. Намерение заключалось не в том, чтобы существенно изменить советскую экономическую модель, а, скорее, в том, чтобы улучшить ее общее функционирование. Однако реформы не привели к заметному улучшению экономических показателей. В конце концов, в 1962 году планировщики незаметно свернули всю программу реформ, восстановив большую часть централизованного контроля.
По итогам второй пятилетки Большая советская энциклопедия утверждает:
«За вторую пятилетку объем промышленной продукции увеличился на 66 процентов, превысив довоенный уровень (1937 г.) в четыре раза. За период с 1948 по 1960 год национальный доход увеличился в 2,5 раза. Социалистическому сектору теперь принадлежало 87,4 процента сельскохозяйственных земель, а организация крестьян в кооперативы была практически завершена. Тем не менее по темпам роста производства сельское хозяйство отставало от промышленности. Успехи социалистического строительства быстро подняли жизненный уровень народа. Партия, состоявшаяся 5–7 июля 1960 года, подтвердила победу социалистических производственных отношений в стране. Через несколько дней, 11 июля, Национальное собрание приняло новую конституцию, согласно которой страна была переименована в Чехословацкую Социалистическую Республику (ЧССР). Конституция провозглашала ЧССР социалистическим государством, основанным на прочном союзе, возглавляемом рабочим классом, крестьянством, рабочим классом и интеллигенцией». [21]
1960-е годы
[ редактировать ]
В начале 1960-х годов промышленное производство находилось в состоянии стагнации, а сельскохозяйственный сектор также демонстрировал относительно низкие показатели. Сельское хозяйство было слабой частью экономики на протяжении 1950-х годов, постоянно не достигая запланированных показателей производства, а минимальные реформы 1958–59 годов мало что сделали для изменения ситуации. Цели, поставленные перед национальной экономикой в третьей пятилетке (1961–65), быстро оказались чрезмерно амбициозными, особенно в отношении внешней торговли. От плана отказались после рецессии 1962 года, и годовые планы охватывали оставшуюся часть периода. Национальный доход фактически снизился в 1963 году. К 1965 году он был лишь на 1,9% выше, чем в 1960 году, по сравнению с темпом роста 6,9% в период 1956–60 годов.
Низким показателям экономики способствовали многие факторы, в том числе неблагоприятная погода для сельского хозяйства, отмена заказов Китаем в результате советско-китайского спора и нереалистичные цели плана. Однако к этому времени экономисты-реформаторы пришли к выводу, что большая часть вины лежит на недостатках советской модели. Они начали готовить дополнительные меры реформирования для повышения эффективности экономики.
Серьезные недостатки советской модели экономического развития уже давно были признаны некоторыми чехословацкими экономистами, а призывы к децентрализации прозвучали еще в 1954 году. Экономисты и другие утверждали, чтобыло неуместно догматично применять советскую модель к Чехословакии, потому что:
- Страна уже была промышленно развита, имела мало природных ресурсов и небольшой внутренний рынок и оставалась в значительной степени зависимой от внешней торговли.
- Модель делала упор на экстенсивное развитие, такое как строительство новых заводов, а не на интенсивные инвестиции, направленные на модернизацию производственных процессов и повышение эффективности.
- Стремление к увеличению инвестиций и оборонного производства в 1950-е годы привело к тому, что частное потребление росло медленнее, чем чистый материальный продукт. Результатом стала хроническая инфляционная тенденция , выражавшаяся в нехватке потребительских товаров и вынужденных сбережениях населения.
- Заводы и строительные фирмы держали большие запасы материалов, чтобы компенсировать нерегулярные поставки от поставщиков.
- Завершение большинства инвестиционных проектов требовало непомерного количества времени, замораживая средства в непродуктивном использовании.
- Неадекватные инвестиции в сельское хозяйство способствовали хронически плохим результатам последнего.
- Цены также представляли собой проблему, поскольку они зачастую основывались на противоречивой политике; цены не отражали ни дефицита, ни стоимости, имели мало рациональной связи друг с другом на внутреннем рынке и все больше отходили от мировых цен.
- Создавалось впечатление, что эта система душила инновации и не давала никаких оснований для выбора между инвестиционными и производственными альтернативами или для оценки эффективности.
К началу 1960-х годов несколько чехословацких экономистов проанализировали эти проблемы и предложили пути их решения. В октябре 1964 года партия опубликовала свод принципов крупной экономической реформы и, начиная с 1965 года, приступила к реализации конкретных мер. В июне 1966 года Тринадцатый съезд партии официально одобрил новую программу, которая получила название «Новая экономическая модель» (НЭМ). Реализация реформы началась в 1967 году и ускорила политические события 1968 года. Программа реформ была многогранной, и некоторые ее части так и не были реализованы. Его основная цель заключалась в значительном ограничении роли центральных плановых органов при одновременном расширении автономии и ответственности предприятий:
- Органы центрального планирования должны были заниматься только общим долгосрочным планированием и обеспечивать общее руководство.
- Предприятия и их ассоциации смогут свободно определять краткосрочные производственные цели.
- Отдельные предприятия должны были стать финансово жизнеспособными, получая прибыль от своих продаж.
- Государственные субсидии постепенно прекратятся; предприятия, которые не могли работать с прибылью, должны были закрыться.
- Прибыль, а не выполнение плановых количественных показателей выпуска продукции, должна была стать основным критерием оценки экономической деятельности предприятий.
- Производителям предстояло все больше подвергаться иностранной конкуренции, поэтому они стремились повысить собственную производительность и снизить цены.
- В качестве средства получения столь необходимой твердой валюты экспорт в западные страны должен был стимулироваться посредством стимулов, побуждающих предприятия делать свою продукцию конкурентоспособной на мировых рынках.
- Более реалистичная система цен должна была заменить централизованно определяемую систему. Цены должны были отражать фактические затраты, ситуацию спроса и предложения, а также соответствующие мировые цены. Предприятия должны были финансировать инвестиции за счет собственных ресурсов и процентных банковских кредитов и должны были обосновать свои инвестиции с точки зрения необходимости, эффективности и стоимости, чтобы прекратить широкомасштабное расточительство инвестиционных ресурсов.
- Наконец, пересмотренная система заработной платы должна была устранить эгалитаризм в структуре заработной платы и заменить систему, основанную на индивидуальной производительности труда и результатах, полученных предприятием-работодателем.
Более того, правительство консолидировало предприятия в крупные производственные единицы, напоминающие тресты или картели, управляемые «отраслевыми дирекциями». Эти крупные производства составляли промежуточное звено между предприятиями и министерствами. Дирекции филиалов несли общую ответственность за деятельность предприятий, находящихся под их юрисдикцией, но разделение полномочий между более крупным подразделением или трестом и его подчиненными членами не было четко определено. Весной 1968 года правительство разрешило предприятиям экспериментировать с участием рабочих в управлении путем создания советов предприятий.
Чехословацкие реформаторы не собирались допускать свободной игры рыночных сил. Они реализовали лишь часть своей программы к августу 1968 года, когда советские войска и Варшавского договора войска вторглись в страну и эксперимент реформ подошел к концу. В следующие два года произошел постепенный свертывание большей части программы. К началу 1970-х годов почти все следы реформаторских мер исчезли.
В конце 1960-х и начале 1970-х годов экономика Чехословакии продолжала расти приличными темпами на протяжении всего периода. С 1966 по 1970 год, период четвертой пятилетки, чистый материальный продукт рос в среднем на 6,9% в год, что значительно превышает запланированный годовой прирост в 4,1–4,4%.
1970-е годы
[ редактировать ]Экономическая «нормализация» привела к возврату к обязательному централизованному планированию и контролю над ценами. Осталось лишь несколько модификаций системы централизованного планирования, включая передачу некоторых аспектов планирования консолидированным производственным подразделениям и изменение некоторых показателей плана, чтобы подчеркнуть эффективность, производительность, качество и инновации, а не просто целевые показатели валового выпуска.
(1971–75) результаты все еще были удовлетворительными Во время пятой пятилетки . Чистый материальный продукт в этот период рос несколько медленнее, составляя в среднем 5,7% в год, но все же превышал плановый темп в 5,1% в год. Заработная плата, доходы и уровень личного потребления росли приличными темпами, несмотря на общий рост инвестиций. Сельское хозяйство по-прежнему оставалось слабой отраслью, но его положение заметно улучшилось. К 1975 году сельскохозяйственный сектор был почти самодостаточен в животноводстве, а самообеспеченность в растениеводстве казалась достижимой целью. Заработная плата в сельской местности выросла, а механизация быстро прогрессировала.
во время шестой пятилетки Напротив, (1976–80) экономические показатели были гораздо менее удовлетворительными; в последние годы периода замедление экономического роста стало особенно заметным. Чистый материальный продукт рос в среднем лишь на 3,7% в год вместо предусмотренных планом 4,9%. И сельское хозяйство, и промышленность, и рост производительности не смогли достичь запланированных целей роста. Проблемы в сельском хозяйстве были частично результатом засухи (1976 г.) и сильных зимних и весенних наводнений (1979 г.). Другие факторы, такие как нехватка сельскохозяйственной техники и запасных частей, а также низкое качество удобрений, также повлияли на сельскохозяйственный сектор. Крупный импорт зерна обязательно продолжался. В плановый период темпы роста личного потребления снизились, достигнув минимальной отметки в 0,5% в 1979 г. При этом, в отличие от предыдущего планового периода, розничные цены за пятилетний период выросли примерно на 11%. В течение последних нескольких лет действия плана потребительские жалобы на отсутствие основных товаров, таких как мясо, молоко и овощи, были широко распространены. Показатели экономики были слабыми, несмотря на продолжающееся вливание значительных инвестиционных фондов. Частично рост уровня инвестиций в 1970-е годы отражал крупные капитальные затраты на увеличение добычи угля и других видов топлива, а также на развитие машиностроительных отраслей по производству оборудования для атомных электростанций. Тем не менее, учитывая значительные объемы финансирования, влитые в экономику, посредственное состояние чехословацких промышленных предприятий в целом в конце 1970-х годов должно было обескураживать специалистов по экономическому планированию.
Энергетические и торговые проблемы, с которыми столкнулась Чехословакия в конце 1970-х годов, также стали основными факторами замедления промышленного роста. К середине 1970-х годов условия, на которых Чехословакия вела внешнюю торговлю, начали резко ухудшаться. После 1974 года быстрый рост мировых цен на нефть частично отразился на ценах на нефть из Советского Союза, основного источника топлива и сырья для Чехословакии. Цены на другие материалы, от которых зависела экономика страны, также росли быстрее, чем цены на ее экспорт, который состоял в основном из промышленных товаров (особенно машин). Лидеры партии и правительства осторожно относились к увеличению внешней задолженности и пытались поддерживать высокий уровень экспорта. В 1970-е годы значительная часть производства потребительских товаров и машин в стране перенаправлялась на экспортные рынки для покрытия растущих расходов на импорт. Ограничения на импорт из некоммунистических стран привели к сокращению ресурсов для отечественной промышленности.
1980–1985
[ редактировать ]В начале 1980-х годов экономика имела существенные ограничения, которые признавали экономисты, политические лидеры и даже общественность в целом. Страна имела, пожалуй, самый старый парк машин и оборудования в Восточной Европе, застойную ресурсную базу и растущую зависимость от импорта энергии и материалов. Чтобы снизить потребность в энергии и сырье и повысить конкурентоспособность чехословацкого экспорта, внутреннее производство должно было стать более эффективным. Более того, стандарты потребления по-прежнему были значительно ниже, чем в Западной Европе.
Специалисты по экономическому планированию установили относительно скромные цели роста для седьмой пятилетки (1981–1985), пересмотрев свои цели в сторону понижения через два года после начала плана. «Интенсификация» экономики с упором на эффективное использование ресурсов, а не просто на количественный рост, была лейтмотивом государственной политики. В первые годы седьмой пятилетки в экономике произошел серьезный спад. В 1981 и 1982 годах личное потребление фактически снизилось. Стоимость жизни росла быстрее, чем заработная плата. Однако в течение последних трех лет восстановление экономики компенсировало предыдущие плохие показатели; по официальным расчетам, стране удалось либо выполнить, либо перевыполнить внутренние цели за плановый период в целом. Однако, как признали лидеры, результаты усилий по «интенсификации» оказались разочаровывающими. В ходе выполнения плана потребление энергии снизилось всего на 1,7% в год, что меньше целевого показателя плана в 2%.
Относительно благоприятный исход седьмой пятилетки был примечателен, особенно потому, что некоторые международные тенденции оказали негативное влияние на чехословацкую экономику в этот период. Рецессия в развитых западных странах ослабила рынки для чехословацкого экспорта; а в 1981 году Советский Союз объявил о своем намерении сократить экспорт нефти в Восточную Европу, включая Чехословакию, на 10%. Хотя в 1983 и 1984 годах мировые цены на нефть начали падать, цена СЭВ (или советская), привязанная к пятилетней формуле, привела к падению цен на советскую нефть (16,4 миллиона из 16,6 миллионов тонн, импортированных Чехословакией в 1984 году). продолжайте восхождение. В 1982 году решение западных банков ограничить кредитование Восточной Европы из-за серьезных проблем с платежами Польши и значительных долгов других восточноевропейских стран затруднило внешнюю торговлю Чехословакии с Западом.
Плохие показатели экономики в начале 1980-х годов убедили партийных лидеров в необходимости некоторых изменений. Поэтому в связи с седьмым пятилетним планом в 1981 году правительство ввело ряд ограниченных реформ, получивших название «Комплекс мер по совершенствованию системы планового управления народным хозяйством после 1980 года». Относительно консервативные по замыслу и начатые без помпы, эти реформы предоставили несколько большую свободу действий менеджерам предприятий в отдельных сферах деятельности, предоставив им больше полномочий в отношении собственной инвестиционной деятельности и финансового стимулирования работников. Цель заключалась в том, чтобы сделать промышленность в целом более осведомленной о ценах и издержках. Реформы не требовали какого-либо заметного ослабления централизованного планирования и контроля. В 1982 году параллельные меры по реформированию сельского хозяйства были введены; эти меры позволили чиновникам фермерских хозяйств проявить большую управленческую инициативу и ограничили количество обязательных целевых показателей, налагаемых на сельскохозяйственное производство. Многие западные наблюдатели полагали, что эти реформы действительно имели полезный эффект в последние годы реализации плана. Однако считалось, что эти частичные реформы не были достаточно всеобъемлющими, чтобы привести к модернизации и повышению эффективности, к которым стремились лидеры Чехословакии.
1986–1989
[ редактировать ]Восьмой пятилетний план призывал к дальнейшей «интенсификации» экономики. План был направлен на повышение качества и технологического уровня производства, снижение затрат энергии и материалов по отношению к объему выпускаемой продукции, повышение производительности труда, ускорение темпов инноваций на рабочих местах, повышение дисциплины и продолжение «структурного» сдвига производства. Экономика от производственной деятельности, требующей большого потребления энергии, к более передовым технологиям и капиталоемкой промышленности. Национальный доход должен был вырасти на 19%, или в среднем чуть более 3,5% в год. Планы предусматривали рост промышленного производства на 15,8%, средний прирост около 3% в год, в то время как личное потребление должно было вырасти лишь на 11,9%. Какими бы скромными ни были эти задачи, они были выше результатов, достигнутых в ходе седьмой пятилетки. Только сельское хозяйство должно было расти медленнее, чем в предыдущий плановый период; при общем увеличении на 6,9% средний рост составит немногим более 1% в год. Инвестиции, хотя и остаются низкими, во время выполнения плана увеличатся на 10,4% (по сравнению с 2,5% в период 1981–1985 годов). Особое внимание предполагалось уделить машиностроению и электронной промышленности, химической и металлургической промышленности, строительству атомных электростанций и расширению сети природного газа, а также проектам, связанным с окружающей средой. План предусматривал рост экспорта более высокими темпами, чем национальный доход. Правительство не планировало каких-либо существенных заимствований в твердой валюте, вместо этого сосредоточившись на погашении своего относительно скромного (2 миллиарда долларов США) долга перед Западом.
В середине 1980-х годов чехословацкие лидеры признали сохраняющуюся слабость экономики страны и необходимость более быстрой модернизации. Хотя правительство не объявило о каких-либо серьезных реформах в связи с восьмой пятилеткой, в 1987 году был начат эксперимент с участием около 120 промышленных предприятий. Эти предприятия должны были получать от центральных органов только ключевые плановые показатели; в противном случае они должны были иметь большую самостоятельность в планировании производства, поиске выгодных форм своей деятельности и управлении собственными финансами. Реформы представляли собой значительный шаг по сравнению со скромным «Комплексом мер» 1981 года, который сохранял строгий централизованный контроль. Это был осторожный ответ на более амбициозные реформы, спонсируемые Генеральным секретарем Михаилом Горбачевым в Советском Союзе.
Необходимо добавить данные за период с конца 1987 по 1989 годы .
Промышленность
[ редактировать ]см.: Промышленность коммунистической Чехословакии.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]см.: Сельское хозяйство в коммунистической Чехословакии.
Внешняя торговля
[ редактировать ]см.: Внешняя торговля коммунистической Чехословакии.
Финансовая система и банковское дело
[ редактировать ]Валюта
[ редактировать ]
Крона (Kčs), или крона , была национальной валютой и состояла из 100 халержей. В 1986 году валюта продолжала быть конвертируемой только при ограниченных условиях и по официальному курсу. Нарушение валютных правил представляет собой серьезное правонарушение. Крона могла использоваться только внутри страны и не использовалась во внешней торговле. В 1987 году официальный, или коммерческий, обменный курс составлял 5,4 чешских песо за 1 доллар США; туристическая, или некоммерческая, ставка составляла 10,5 кенийских песо за 1 доллар США. По закону крона была определена как 123 миллиграмма золота, что послужило исторической основой для коммерческого курса.
Банковская система
[ редактировать ]
- Во главе банковской системы страны стоял Государственный банк Чехословакии. Государственный банк был центральным банком страны , финансовым агентом правительства, коммерческим банком , инвестиционным банком и клиринговым агентом для уведомлений о взыскании долгов. Он также контролировал другие банковские дела в стране и совместно с конкретными министерствами формулировал финансовый план Чехословакии. Остальные банки, также принадлежащие государству, подчинялись Госбанку и им были отведены специальные функции.
- Коммерческий банк Чехословакии был прежде всего банком для операций с иностранной валютой.
- В 1980 году банковскую систему завершили три дополнительных банка, два из которых были сберегательными кассами , по одному на каждую республику и предоставлявшими кредиты физическим лицам.
Основная функция банковской системы заключалась в том, чтобы выступать в качестве агента правительства в реализации финансового плана, важная часть которого заключалась в расширении и сокращении кредита для удовлетворения потребностей экономики. Центральные власти напрямую контролировали большую часть инвестиций, а национальный план регулировал производство. Государственный банк выступал в качестве надзорного агента при предоставлении кредитов предприятиям, обеспечивая соответствие инвестиций плановым целям. Основная часть банковских кредитов предназначалась для оборотного капитала , который в основном использовался для финансирования закупки материалов и продажи готовой продукции. Однако полномочия Государственного банка оказались несколько ограниченными, поскольку кредит предоставлялся в соответствии с принципами планового производства.
Центральные власти установили процентные ставки , которые не отражали стоимость капитала и не оказывали существенного влияния на поток кредитов. Вместо этого, начиная с 1970-х годов, процентные ставки были дифференцированы для достижения целей плана. Процентные ставки были низкими для предприятий, модернизирующих производственный процесс. Штрафные ставки использовались, если фирмы отклонялись от целей плана. В середине 1980-х годов наибольшая часть инвестиционных кредитов направлялась в промышленный сектор, за ним следовали сельское хозяйство, строительство и розничная торговля.
Банковская система функционировала в рамках финансового плана. Основные элементы финансового плана включали ассигнования на потребление и инвестиции, внешнее и внутреннее финансирование инвестиций, а также изменения заработной платы и цен . Органы планирования были в состоянии использовать централизованную банковскую систему для проведения крупных корректирующих мер, как это произошло в 1953 году, когда инфляционное давление стало серьезным и накопленные сбережения населения были в значительной степени уничтожены конвертацией валюты. После этого опыта чиновники ввели более строгий контроль над инвестициями, позволив постепенно повышать реальную заработную плату и уровень жизни. Но в конце 1970-х, и особенно в начале 1980-х годов, ухудшение условий торговли, узкие места в экономике и необходимость крупных инвестиций в энергетику и промышленность в совокупности ограничили ассигнования на потребление.
Инфляция и цены
[ редактировать ]Навязывание советской модели привело к хронической инфляционной тенденции в чехословацкой экономике, хотя инфляция не обязательно отражалась на ценах. Контроль над ценами (только частные продукты питания, особенно фрукты и овощи, оценивались свободно) неоднократно приводил к инфляционным проявлениям в других областях, таких как дефицит на рынке и увеличение сбережений населения. Хотя чиновники в целом ограничивали рост цен (что приводило к медленному росту индексов цен), к середине 1970-х годов цены приходилось корректировать в сторону повышения чаще. Эта тенденция продолжалась и в 1980-е годы, а значительный рост цен на продовольствие произошел в 1982 году.
Бюджет и налоги
[ редактировать ]Помимо банковской системы, еще одним важным финансовым инструментом реализации экономической политики и годового плана были бюджеты центрального и республиканского правительств. Правительство Чехословакии опубликовало мало информации о бюджете. Однако западные наблюдатели считали, что небольшие профициты доходов встречаются чаще, чем дефициты . Доходы бюджета формировались преимущественно за счет государственных хозяйственных организаций и налога с оборота . Подоходные налоги обеспечивали незначительную часть доходов. Другие второстепенные источники доходов включали сельскохозяйственные налоги и таможенные пошлины . Плановые органы перераспределили эти бюджетные средства в соответствии с руководящими принципами плана, используя бюджет для стимулирования определенных секторов посредством субсидий или инвестиционных фондов.
Центральные власти устанавливают цены на более чем 1,5 миллиона видов товаров. Государственные предприятия теоретически были автономными финансовыми организациями, покрывавшими расходы и прибыль от продаж. Однако, поскольку правительство устанавливало производственные квоты , ставки заработной платы и цены на производимую продукцию и ресурсы, используемые в процессе, у менеджеров было мало свободы управления. В 1950-х годах правительство собрало почти все средства предприятий сверх затрат для перенаправления в соответствии со своими приоритетами. После реформ 1958 года предприятия получили немного больший контроль над избыточными фондами, хотя правительство продолжало контролировать размер излишков. В 1980-х годах правительство поощряло предприятия проводить модернизацию и другие ограниченные инвестиции за счет собственных средств и банковских кредитов и меньше полагаться на бюджетные средства.
Налог с оборота, еще один важный источник доходов бюджета, первоначально использовался в Советском Союзе как простой и эффективный метод сбора большей части средств, необходимых правительству, без необходимости тщательного бухгалтерского учета и оценок. Он был введен в Чехословакии в 1953 году и потерял свое значение как главный источник доходов только в конце 1960-х годов, когда другие сборы отняли средства у государственных предприятий. Налог взимался с товаров, предназначенных для розничной торговли, причем его ставка варьировалась в зависимости от разницы между издержками производителя плюс утвержденной маржой и продажной ценой, установленной чиновниками по ценообразованию. Розничные цены на промышленные потребительские товары, такие как одежда и особенно табачные изделия, алкогольные напитки и сахар, были существенно выше, чем на такие товары первой необходимости, как картофель, молоко и яйца. Налог с оборота оказался одновременно источником доходов и инструментом влияния на структуру потребления.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Управление разведки Центрального разведывательного управления (март 1985 г.). «СССР: Ситуация с продовольствием» (PDF) . Читальный зал ЦРУ . Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2017 года.
- ^ Фрукты 2003 , с. 144
- ^ Биделе и Джеффрис 2007 , с. 473
- ^ Jump up to: а б Биделе и Джеффрис 2007 , с. 474
- ^ Дейл 2005 , с. 85
- ^ Фрукты 2003 , с. 851
- ^ Граубард, Стивен Р., Восточная Европа, Центральная Европа, Европа , Westview Press, 1991, ISBN 0-8133-1189-6 , с. 130
- ^ Jump up to: а б Крэмптон 1997 , с. 252
- ^ Фрукты 2003 , с. 204
- ^ Jump up to: а б Тернок 1997 , с. 41
- ^ Jump up to: а б Крэмптон 1997 , с. 272
- ^ Jump up to: а б Хардт и Кауфман 1995 , с. 17
- ^ Хардт и Кауфман 1995 , с. 10
- ^ Хардт и Кауфман 1995 , с. 11
- ^ Jump up to: а б Хардт и Кауфман 1995 , с. 16
- ^ Хардт и Кауфман 1995 , с. 1
- ^ Мэддисон 2006 , с. 185
- ^ Экономика Чехословакии в 1950-х и 1960-х годах.
- ^ Jump up to: а б с Блэк и др. 2000 , стр. 86–7.
- ^ Крэмптон 1997 , с. 211
- ^ Jump up to: а б «Чехословакия» . Бесплатный словарь .
Примечания
[ редактировать ]- Биделе, Робер; Джеффрис, Ян (2007), История Восточной Европы: кризис и перемены , Routledge, ISBN 978-0-415-36626-7
- Блэк, Сирил Э.; Инглиш, Роберт Д.; Хельмрайх, Джонатан Э.; Макадамс, Джеймс А. (2000), Возрождение: политическая история Европы после Второй мировой войны , Westview Press, ISBN 0-8133-3664-3
- Крэмптон, Р.Дж. (1997), Восточная Европа в двадцатом веке и после , Рутледж, ISBN 0-415-16422-2
- Дейл, Гарет (2005), Народный протест в Восточной Германии, 1945–1989: уличные приговоры , Routledge, ISBN 0714654086
- Фрухт, Ричард К. (2003), Энциклопедия Восточной Европы: от Венского конгресса до падения коммунизма , Taylor & Francisco Group, ISBN 0-203-80109-1
- Хардт, Джон Пирс; Кауфман, Ричард Ф. (1995), Страны Восточной и Центральной Европы с переходной экономикой , М. Е. Шарп, ISBN 1-56324-612-0
- Мэддисон, Ангус (2006), Мировая экономика , Издательство ОЭСР, ISBN 92-64-02261-9
- Пирсон, Рэймонд (1998), Взлет и падение советской империи , Macmillan, ISBN 0-312-17407-1
- Тернок, Дэвид (1997), Экономика Восточной Европы в контексте: коммунизм и переходный период , Routledge, ISBN 0-415-08626-4