Чехословацкие военно-морские силы
Чехословацкие военно-морские силы | |
---|---|
Чехословацкий флот | |
Активный | 1918–1959 |
Страна | ![]() |
Тип | Коричневый темно-синий |
Роль | Морская война |
Часть | Чехословацкая армия Чехословацкая народная армия |
Штаб-квартира | Литомержице и Братислава (1919–21). |
Помолвки | Польско-чехословацкая война Венгерско-чехословацкая война |
Командиры | |
Примечательный командиры | Зденко Худечек (1919–21) |
Знаки отличия | |
Военно-морской прапорщик (1935–1939 и 1945–1955) | ![]() |
Военно-морской прапорщик (1955–1959) | ![]() |
Чехословацкие военно-морские силы ( Československé valečné loďstvo ) были военно-морским подразделением бывшего чехословацкого государства. Поскольку Чехословакия не имела выхода к морю и через нее не протекали крупные реки ( Дунай составлял небольшую часть ее границы), ее военно-морские силы были небольшими и состояли только из речных судов, действующих на Дунае (и кратко на верхней Эльбе ).
Чехословацкий легион
[ редактировать ]Чехословацкий легион на Дальнем Востоке России имел в 1918 году морскую часть из двух пароходов и ледокола , базировавшихся во Владивостоке , которые использовались в качестве транспортных средств. Позже в том же году Легион захватил на Байкале два парохода , вооруженных гаубицами . Военно-морские силы Легиона , вступая в бой с Красной Армией, базировавшейся в порту Мысовая , потопили ледокол « Байкал» . [1] Однако к 1920 году легион прекратил свое существование как военная сила в России.
Первая Республика
[ редактировать ]
Поначалу в Первой Чехословацкой республике использовалось речное судоходство, унаследованное от Австро-Венгерской империи. С 1919 по 1921 год чехословацкие военно-морские силы состояли из Эльбской секции (базировалась в Литомержице ) и Дунайской секции (базировалась в Братиславе ). Эти участки были разделены, Эльба и Дунай не соединялись. Более крупные корабли были развернуты на Дунае, причем участок Эльбы больше подходил для транспортных, разведывательных и инженерных функций, а не для боевых действий. [1]
В 1921 году эти участки были объединены путем ликвидации участка Эльбы. Оставшийся (Дунайский) участок был передан в подчинение 4-го инженерного полка. Эта Дунайская флотилия состояла из штабной секции, мостовой инженерной секции, транспортной секции, секции противоминной борьбы, секции замены и арсенала.

Поскольку к концу 1920-х годов старое австрийское судно считалось устаревшим, было решено построить два новых больших речных монитора . Один из них, Президент Масарик , был построен, [2] введен в эксплуатацию в 1932 году. Имея четыре 66-миллиметровые (2,6 дюйма) орудия, «Президент Масарик» был флагманом и самым мощным кораблем Дунайской флотилии. «Президент Масарик» был единственным чехословацким кораблем, способным в какой-то степени конкурировать с лучшими кораблями более мощных флотов других дунайских держав ( Югославии , Румынии и Венгрии ) в 1930-х годах.

В состав флотилии входили и другие суда. Канонерские лодки MD-1 и MD-2 , первоначально заказанные для Австро-Венгрии как торпедоносцы , были оснащены двумя одиночными 75-миллиметровыми (3,0 дюйма) пушками Škoda , двумя пулеметами и минами. Катера OMH класса также были заказаны Австрией, но завершены только в 1924 году; их единственным вооружением были два пулемета. Два небольших минных заградителя были последними военными кораблями, вошедшими в строй флотилии, первые поступили на вооружение в 1938 году.
Флотилия исчезла вместе с Республикой в 1939 году, а президент Масарик был вынужден служить немцами во время Второй мировой войны.
Послевоенное время (Третья республика и Социалистическая Республика)
[ редактировать ]В 1946 году в Братиславе был создан 14-й морской инженерный батальон, в состав которого входили минные заградители и другие суда. Самой крупной лодкой в составе военно-морских сил была бывшая Sicherungsboot 43 (англ. Security Boat 43 ), доставшаяся в наследство от немцев. Это судно было вооружено 75-миллиметровой (3,0 дюйма) пушкой в башне среднего танка Panzer IV и четырьмя 20-мм зенитными орудиями. [1]
В 1950 году в Братиславе был сформирован 52-й морской полк, в состав которого был включён 14-й морской инженерный батальон. Дальнейшая реорганизация произошла в 1957 году. К этому времени стало ясно, что основной проблемой, стоящей перед военно-морскими силами на чехословацком Дунае, была не защита от внешней агрессии, а предотвращение бегства граждан в Австрию. Кроме того, к концу 1950-х годов стало очевидно, что речные силы, хотя и подходят для патрулирования крупных отдаленных рек (например, в Африке или Южной Америке), вероятно, плохо справятся с горнилом полномасштабной механизированной войны, будучи особенно уязвимыми. в военно-воздушные силы. [1]
Соответственно, в 1958 году члены Варшавского договора подписали постановление, согласно которому оборона Дуная была передана Дунайской флотилии ВМФ СССР . В 1959 году чехословацкие военно-морские силы были расформированы, а силы безопасности внутренних вод были переданы Министерству внутренних дел, образовав военно-морской контингент Пограничной службы. [1]
В литературе
[ редактировать ]Оттокар Прохаска, вымышленный герой романов Джона Биггинса Оттокара Прохаски, какое-то время был главнокомандующим Чехословацкой Дунайской флотилии. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Иво Пейчох. «В военно-морских силах Чехословакии доминирует 50-метровый «Масарик» [В военно-морских силах Чехословакии доминирует 50-метровый «Масарик ». Пражский институт военной истории . Проверено 25 февраля 2016 г. (на чешском языке)
- ^ Феликс Бустело. « Президент Масарик Чехословацкий речной монитор» . SteelNavy.com . Проверено 22 февраля 2016 г.
- ^ Биггинс, Джон . Моряк из Австрии . Макбукс Пресс. п. 17. ISBN 978-1590131077 . Проверено 24 февраля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чехословацкие военно-морские силы в Корабельном узле (фотографии)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Юбер, Мирослав; Павала, Карел (1999). Военные корабли Чехословакии 1918-1959 гг . [ Военные корабли Чехословакии, 1918-1959 гг .]. Прага и Дечин: ARES и Ассоциация любителей парусного спорта. ISBN 80-86158-11-Х . (на чешском языке)