252-я учебная эскадрилья
252-я учебная эскадрилья | |
---|---|
252-я учебно-учебная авиационная эскадрилья | |
![]() | |
Активный | 1967 – настоящее время |
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Тип | Летающая эскадрилья |
Роль | Обучение |
Часть | ![]() |
Гарнизон/штаб | Авиабаза Батайница |
Псевдоним(а) | Волчье устье ( Курячи из Ушчи ) |
Помолвки | Югославские войны |
Командиры | |
Текущий командир | Подполковник Бошко Шербеджия |
252 Wolves» ( сербское : учебная эскадрилья «Ušće eskadrila «Kurjaci sa Ušća» , латинизированное : 252. scholsko-trenažna avijacijska 252. scholsko-trenažna avijacijska eskadrila «Kurjaci sa Ušća» ) — эскадрилья 204-го авиаполка B. бригада сербов - я ВВС и базируется на авиабазе Батайница.
История
[ редактировать ]525-я учебная эскадрилья
[ редактировать ]525-я учебная эскадрилья была сформирована 17 июля 1967 года на авиабазе Батайница . Первым командиром эскадрильи был майор Александр Веселинович. Эскадрилья была оснащена четырьмя самолетами Republic F-84G Thunderjets , одним учебным ТВ-2 и десятью самолетами связи Kurir . Основной задачей эскадрильи была летная подготовка пилотов Югославского командования ВВС, Военной академии, Районного управления полетами и Генеральной инспекции Югославской народной армии . По приказу командования ВВС Югославии эскадрилья также перевозила посыльных.
Поскольку самолеты 525-й эскадрильи были старыми и частично снятыми с вооружения, часть летного и технического персонала была отправлена на авиабазу Земуник для переподготовки на новый тип самолетов - G-2 Galeb . Переподготовка завершилась примерно через 20 дней, и личный состав вернулся в Батайницу с четырьмя новыми самолетами Galeb. Таким образом, после января 1968 года в составе эскадрильи было два усиленных звена: одно с самолетами Г-2 и одно с самолетами Курир. В этом же году эскадрилья получила новую задачу – подтягивание целей для тренировки ПВО. Переоборудованные для этой задачи самолеты Т-33А и ТВ-2 находились на авиабазах Скопски-Петровец, Мостар и Церкле, поэтому членам эскадрильи приходилось отправляться в эти аэропорты.
Во время советского вторжения в Чехословакию эскадрилья была повышена боеготовности за счет оперативной группы «Авала» и приписана к 11-й дивизии ПВО. Когда кризис закончился, эскадрилья вернулась в нормальное состояние.
К началу 1970-х годов в эскадрилью поступило еще несколько новых самолетов G-2, летавших на Т-33 американского производства, поступивших в эскадрилью с разных сторон в середине 1971 года. В декабре 1972 года четыре новых штурмовика Самолеты J-21 Jastreb производились на заводе SOKO в Мостаре. Налет летчиков эскадрильи в тот период составлял от 80 до 4 часов. К 1972 году в состав эскадрильи поступили Утва 66 для подготовки летчиков Школы офицеров запаса. В 1975 году эскадрилья переправила самолеты ВВС Ливии впервые из Мостара через Дубровник, Бриндизи, Палермо и Триполь в Мисурату. В 1977 году эскадрилья совершила пять полетов в Ливию, получив награды завода СОКО. В 1977 году восемь самолетов ТТ-33А были закуплены во Франции и переоборудованы на Авиационном заводе «Змай» для подтягивания мишеней. Они использовались до 1983 года.
В 1982 году эскадрилья получила первые самолеты G-4 Super Galeb, известную расширенную партию прототипов. Из шести G-4 четыре были переоборудованы на Авиационном заводе «Змай» для перехвата целей, известных под обозначением Н-62Т, а два других самолета имели стандартную учебно-тренировочную/легкую ударную конфигурацию, как и остальные выпускаемые «Супер Галебы». В сентябре 1983 года все шесть самолетов G-4 были переброшены на авиабазу Скопски-Петровац, где они сформировали смешанную авиационную группу вместе с семью самолетами Orao из 353-й разведывательной авиационной эскадрильи 97-й авиационной бригады. Группа была сформирована для демонстрации этих двух типов самолетов в бою на совместных учениях «Единство-83». В 1984 году пилоты эскадрильи переправили в Ливию из Мостара восемь самолетов G-2 в составе Як-40 . Шесть самолетов Super Galeb из 525-й эскадрильи и шесть G-4 из 229-й истребительно-бомбардировочной авиационной эскадрильи участвовали в первомайском параде 1985 года, летая строем. К концу 1986 года эскадрилья была усилена четырьмя новыми G-4, что дало мощный импульс развитию эскадрильи, поскольку первые «Супер Галебы» из расширенной партии прототипов не были вооружены пушками и ракетами, как это было раньше. представлен на учениях «Единство-83».
252-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья
[ редактировать ]В сентябре 1987 года эскадрилья была переименована в 252-ю истребительно-бомбардировочную авиационную эскадрилью, так как вошла в состав 701-й авиационной бригады вместе с 245-й истребительно-бомбардировочной авиационной эскадрильей и 350-й разведывательной авиационной эскадрильей. К июлю 1990 года 701-я авиационная бригада была расформирована, а эскадрилья вошла в состав 97-й авиационной бригады. В этот период эскадрилья получила прозвище «Волки» ( Курьячи ).
Война в Словении
[ редактировать ]21 июня 1991 года шесть летчиков эскадрильи и четыре пилота Территориальной обороны Черногории были доставлены на вертолетах в аэропорт Брник, который сначала был под охраной 63-й парашютно-десантной бригады внутри и войск военной полиции снаружи. Они переправили самолеты J-20 Kraguj Территориальной обороны Словении на авиабазу Церкле, а затем в Батайницу, оставив словенскую ТО без самолетов. С началом войны в Словении приказом 1-го корпуса ВВС и ПВО эскадрилья была передислоцирована на авиабазу Маховляни в Баня-Луке . Хотя 82-я авиационная бригада, основной задачей которой была поддержка с воздуха, все еще находилась в Словении, она не могла быть задействована, поскольку прорвалась на национальные линии, поэтому 252-я эскадрилья, личный состав которой в 1991 году составлял 90% сербской национальности, поэтому был способен оказать воздушную поддержку частям Югославской народной армии в Словении. Эскадрилья совершила свои первые боевые действия с авиабазы Маховляни. Самая важная операция состоялась 30 июня по защите отведенной 82-й авиационной бригады, когда члены эскадрильи нанесли несколько авиаударов по баррикадам словенских сил ТО. 30 июля хорватская полиция в Костайнице открыла огонь по самолетам, выполнявшим разведывательную миссию, а эскадрилья «Курьячи» в ответ атаковала их позиции, нанеся им огромные потери. Вернувшись 11 августа из Баня-Луки в Батайницу, эскадрилья передала авиабазу Маховляни 238-й истребительно-бомбардировочной авиационной эскадрилье, передислоцированной из Церкле.
Война в Хорватии
[ редактировать ]Война в Хорватии разрасталась, но в первый период ВВС получили приказ Генерального штаба Югославской народной армии не реагировать на огонь с земли. 9 июля один G-4 пролетел над казармами Хорватской национальной гвардии , и хорватские силы открыли огонь по самолетам, на что самолеты ответили стрельбой. Четыре дня спустя самолеты дважды атаковали шахту возле Вуковара после того, как хорваты выпустили оттуда три ракеты. Конфликт стал более серьезным. 16 июля хорватские силы произвели выстрел из ПЗРК по G-4, продемонстрировав, что у них есть современные и эффективные средства противовоздушной обороны, но пилоту удалось маневром уклониться от ракеты. Самый серьезный инцидент на этом этапе войны в Хорватии произошел 22 июля, когда хорватские войска атаковали деревню Мирковци. Хорваты в 14.00 слегка повредили два «Ястреба» во время разведывательного задания, а позже, в 17.00, они снова атаковали еще одну пару G-2 «Ястреб», на этот раз из хорватских казарм возле Нови-Чанковаца. Один Ястреб в ответ выпустил одну ракету, уничтожив всю базу. Неизвестно, что из-за этого погиб пилот, уничтоживший хорватскую базу полгода спустя.
Эскадрилья снова атаковала хорватские силы, когда 27 июля хорватская гвардия и полиция открыли огонь по самолетам, которые в ответ уничтожили два склада боеприпасов. В более поздний период эскадрилья в основном занималась разведкой и сопровождением отходящих наземных войск. 17 августа по приказу 5-го корпуса ВВС и ПВО эскадрилья провела атаку на тюрьму Стара Градишка , которую позже использовал корпус Баня-Луки. 24 августа эскадрилья потеряла в бою первый самолет, который был подбит двумя 30-мм орудиями, расположенными возле одной шахты в районе Вуковара. Пилот успешно катапультировался, приземлился на парашюте и был доставлен местными сербскими жителями в ближайшее поселение, откуда на вертолете Ми-8 он был доставлен обратно на авиабазу Батайница. Боевые действия продолжались до конца августа, атаковав казармы хорватской гвардии в Восточной Славной. В атаке на хутор Опатовац и шахту Бршадин эскадрилья впервые действовала совместно с истребительной авиацией 204-го истребительного авиационного полка.
К сентябрю эскадрилья продолжила боевые действия вместе с частями Югославской народной армии в битве за Вуковар , атакуя позиции вокруг кирпичного завода, силоса, водонапорной башни и других. Эти операции были зашифрованы как «Весна» и «Есен». Позже эскадрилья наводилась во взаимодействии с 204-м истребительным полком. С начала войны эскадрилья совершила 989 атак на 349 объектов, 6 самолетов потеряно и 20 повреждено. Трое сбитых и раненых пилотов и один пилот, уничтоживший хорватские казармы в Нови-Чаковцах, были награждены Медалью за отвагу. Весной 1992 года часть эскадрильи в течение двух месяцев базировалась на авиабазе Удбина, где заменила 105-й авиационный полк, откуда имела задачу по поддержке войск Югославской народной армии в районе Купреса. В этот период эскадрилья была усилена самолетами Г-2 и Г-4 из расформированной 249-й эскадрильи, находившейся на авиабазе Удбина. 27 марта он снова провел боевые действия, когда хорватские войска вторглись в Боснию и Герцеговину. Эскадрилья также занималась защитой конвоев югославской армии, выходящих из Боснии и Герцеговины. Еще один «Ястреб» был сбит недалеко от Босански Брода, а пилот погиб в результате крушения.
Реорганизация
[ редактировать ]В мае 1992 года Югославская народная армия была официально распущена, а 252-я эскадрилья вошла в состав «новых» ВВС Союзной Республики Югославии. За этот период в эскадрилью прибыло большое количество летчиков и самолетов из расформированных эскадрилий. Всего было 17 «Супер Галебов», 12 «Ястебов», 14 «Галебов» и немного «Крагуй» и «Утва» 66 самолетов, всего 57 самолетов. Некоторые из них базируются в аэропортах Ковин и Сомбор. К августу 1992 года эскадрилья вошла в состав 204-й авиационной бригады в составе 126-й и 127-й истребительных эскадрилий и 352-й разведывательной эскадрильи. В этот период эскадрилья провела множество совместных учений с истребительными эскадрильями, в которых было задействовано около 40 самолетов, G-4 с задачей атаковать аэродром противника, МиГ-29 в качестве истребительной защиты Супер Галебов и МиГ-21 в качестве перехватчиков, пытающихся остановить атаку. . В 1993 году плохая экономическая ситуация в стране отразилась и на ВВС, поэтому летчики имели налет около 50–60 часов, в отличие от довоенного времени, когда у них было до 100 часов. В связи с реорганизацией ВВС эскадрилья вошла в состав 98-й авиационной бригады (с 1997 года истребительно-бомбардировочный авиационный полк) с командованием на авиабазе Ладевци. К 1994 году самолеты «Ястреб» выводятся, а некоторые G-4 были переданы из 172-й авиационной бригады. В 1996 году эскадрилья была оснащена десятью самолетами стандарта Г-4 и пятью Н-62Т. С сентября 1997 года эскадрилья оснащена самолетами Orao из 242-й эскадрильи, а семь стандартных Super Galebs были переданы в 242-ю эскадрилью, поэтому в эскадрилье тогда было девять штурмовиков J-22 Orao, шесть двухместных Orao NJ-22, пять N-62T. и три стандартных G-4 и один Утва 75.
Война в Косово и бомбардировки НАТО
[ редактировать ]В результате плохой политической ситуации в 1998 году и возможного риска агрессии НАТО против СРЮ 2 октября эскадрилья была передислоцирована в аэропорт Поникве на 12 дней , а затем вернулась в Батайницу. Поскольку 24 марта начались воздушные атаки НАТО , эскадрилья вновь приступила к боевым действиям. Он был снова передислоцирован в порт Поникве, откуда совершил пять боевых вылетов во взаимодействии с 241-й эскадрильей, атакуя позиции Армии освобождения Косово на горе Чичавица . Пилоты летели на предельно низкой высоте из-за тотального господства авиации НАТО в воздухе над Косово и Сербией. Аэропорт Поникве, где располагалась большая часть самолетов 252-й эскадрильи, подвергался атакам НАТО 35 раз, при этом было произведено три теракта, в результате чего вся инфраструктура аэропорта была уничтожена почти 705 различными бомбами и ракетами. Множество самолетов Орао было уничтожено.
252-я смешанная авиационная эскадрилья
[ редактировать ]После войны в Косово эскадрилья вернулась на также сильно поврежденную авиабазу Батайница. В течение года после окончания войны эскадрилья не была допущена к полетам. Большинство самолетов, переживших атаки НАТО, находились на капитальном ремонте, поэтому к весне 2000 года эскадрилья продолжила свою основную задачу - обучение. Основная проблема была та же, что и во всех ВВС, - нехватка топлива и самолетов. Такая же проблема в последующие шесть лет преследовала все ВВС. К 2006 году Вооруженные силы Сербии начали масштабную реорганизацию, в ходе которой эскадрилья была переименована в 252-ю смешанную авиационную эскадрилью и вошла в состав 204-й авиационной бригады , в которую вошли все подразделения ВВС, расположенные в Батайнице. Сейчас она оснащена самолетами G-4 Super Galeb, Utva 75 и Utva Lasta 95, а самолеты J-22 Orao, прошедшие капитальный ремонт по истечению ресурса, продолжили службу в 241-й истребительно-бомбардировочной авиационной эскадрилье.
252-я учебная эскадрилья
[ редактировать ]15 декабря 2010 года в связи с новой реорганизацией ВВС Сербии эскадрилья была переименована в 252-ю учебную эскадрилью, оставшуюся в составе 204-й авиационной бригады, дислоцированной на авиабазе Батайница.
Миссии
[ редактировать ]Основными задачами 252-й учебной эскадрильи являются обучение, огневая поддержка с воздуха наземных войск и подтягивание целей для отработки ПВО.
Задания
[ редактировать ]- Командование ВВС Югославии (1967–1986)
- 1-й корпус ВВС и ПВО (1986–1988)
- 701-я авиационная бригада (1988–1990).
- 97-я авиационная бригада (1990–1992).
- 204-я авиационная бригада (1992–1994).
- 98-я авиационная бригада (1994–1997).
- 98-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк (1997–2006).
- 204-я авиационная база (2006–2010 гг.)
- 204-я авиационная бригада (2010 – настоящее время)
Обозначения
[ редактировать ]- 525-я учебная эскадрилья (1967–1986)
- 252-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья (1986–2006 гг.)
- 252-я смешанная авиационная эскадрилья (2006–2010 гг.)
- 252-я учебная эскадрилья (2010 – настоящее время)
Базы
[ редактировать ]- Авиабаза Батайница (1967 – настоящее время)
Командиры
[ редактировать ]Срок службы | Имя |
---|---|
1966–1967 | Йосип Мариянич |
1967–1970 | Александр Веселинович |
1970–1978 | Хорде Стийович |
1978–1980 | Зденко Бабич |
1980–1981 | Сречко Дугалич |
1981–1986 | Драгослав Спасоевич |
1986–1988 | Предраг Стакич |
1988–1992 | Живота Маркович |
1992 | Радинко Маркета |
1992–1993 | Милько Стефанович |
1993–1994 | Бране Майкич |
1994 | Ненад Ничифорович |
1994–1995 | Срджан Цимбальевич |
1995–1996 | Зоран Марьянович |
1996–1997 | Михайло Йордачевич |
1997–1998 | Драган Тодорович |
1998–1999 | Йосип Зели |
1999–2000 | Драган Тодорович |
2000–2001 | Саша Никитович |
2001–2004 | Предраг Бандич |
2004–2005 | Валерий Ловрен |
2005–2007 | Душан Крнета |
2007–2010 | Милан Елич |
2010–2012 | Боян Милосавлевич |
2012–2017 | Зоран Эркич |
2017 – настоящее время | Бошко Шербеджия |
Оборудование
[ редактировать ]
Текущий
[ редактировать ]- Соко G-4 Супер Галеб (1982 – настоящее время)
- Утва Ласта 95 (2018 – настоящее время)
Ушедший на пенсию
[ редактировать ]- Республика F-84G Тандерджет (1967)
- Курьер (1967)
- Т-33 «Падающая звезда» (1971–1983)
- Утва 66 (1981–1992)
- Соко G-2 Галеб (1968–1994)
- Соко J-21 Ястреб (1972–1994)
- Соко J-22 Eagle (1997–2006)
- Утва 75 (1997–2018)
Ссылки
[ редактировать ]- Димитриевич, Боян. Куриячи из Ушчи — История 252-й истребительно-бомбардировочной авиационной эскадрильи . Белград, 2004 г.
- Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 363.