УТВА 75
УТВА 75 | |
---|---|
![]() | |
Сербские ВВС Утва 75 | |
Роль | Военный учебно-тренировочный самолет/Гражданский учебно-тренировочный самолет |
Национальное происхождение | ![]() |
Производитель | UTVA |
Первый полет | 19 мая 1976 г. [ 1 ] |
Введение | 1978 |
Статус | Активный |
Основной пользователь | ВВС Сербии |
УТВА 75 [ 2 ] — легкий многоцелевой самолет производства сербской авиастроительной компании UTVA . Впервые он был представлен в конце 1970-х годов и с тех пор использовался в основном для тренировок, разведки и легкого транспорта. Известная своей надежностью и универсальностью, модель UTVA 75 была принята на вооружение несколькими военными и гражданскими операторами по всему миру.






Разработка UTVA 75 началась в начале 1970-х годов в ответ на потребность в новом учебно-тренировочном самолете для югославских ВВС . Первый прототип поднялся в небо в 1976 году, а после успешных испытаний самолет был запущен в производство в 1978 году. За прошедшие годы UTVA 75 претерпел различные модернизации и модификации для повышения его характеристик и возможностей.
Разработан в 1975 году для замены UTVA Aero 3 в качестве основного учебно-тренировочного самолета в ВВС Югославии . Он оснащен открывающимися вверх дверцами доступа в двухместную кабину, расположенную рядом. Еще одной особенностью является ряд воздухозаборников, предположительно для вентиляции кабины, в центральной передней части кабины. Utva 75 совершил свой первый полет в 1976 году. В период с 1978 по 1985 год для бывших югославских ВВС было произведено в общей сложности 136 самолетов UTVA 75. После распада Югославии многие из них были переданы государствам-преемникам, таким как Сербия, Словения, Хорватия, Черногория.
Разработка
[ редактировать ]UTVA 75 имеет полностью металлический полумонококовый корпус, обеспечивающий прочность и долговечность конструкции. Самолет оснащен двигателем Lycoming O-360 мощностью 210 лошадиных сил. Такая конфигурация двигателей позволяет самолету развивать максимальную скорость 209 км/ч (113 узлов) и практический потолок 4178 метров (13708 футов).
Низкоплановая конструкция UTVA 75 способствует его устойчивости и маневренности, которые необходимы для тренировок и акробатических маневров. Неподвижное шасси обеспечивает надежность и снижает сложность технического обслуживания, что упрощает тренировочные операции. Кабина эргономичной конструкции с регулируемыми сиденьями и педалями обеспечивает достаточно места для обоих пилотов, повышая комфорт во время длительных тренировок.
Дизайн
[ редактировать ]UTVA 75 спроектирован [ 3 ] как моноплан с низкорасположенным крылом, подчеркивающий простоту и надежность, идеально подходящий для тренировок и легких служебных задач. Вот некоторые подробные аспекты его проектирования и разработки:
Планер и конструкция [ 4 ]
[ редактировать ]Модель UTVA 75 имеет цельнометаллическую конструкцию, в основном из алюминиевых сплавов, что обеспечивает хороший баланс между прочностью и весом. Низкоплановая конфигурация обеспечивает пилотам отличный обзор, что особенно полезно во время тренировочных полетов и разведывательных миссий. Фиксированное трехопорное шасси самолета спроектировано так, чтобы быть прочным и надежным, способным работать как с взлетно-посадочными полосами с твердым покрытием, так и с неровными взлетно-посадочными полосами.
Силовая установка
[ редактировать ]Самолет оснащен одним двигателем Lycoming IO-360 — четырехцилиндровым горизонтально-оппозитным поршневым двигателем воздушного охлаждения. Этот двигатель развивает мощность 180 лошадиных сил, обеспечивая UTVA 75 достаточной мощностью для выполнения различных функций. Двигатель оснащен двухлопастным воздушным винтом фиксированного шага, простым в обслуживании и эксплуатации.
Кабина и авионика
[ редактировать ]Кабина UTVA 75 рассчитана на двух пассажиров, обычно студента и инструктора, располагающихся рядом. Такая установка позволяет эффективно общаться и инструктировать во время тренировочных полетов. Самолет оснащен двойным управлением полетом, что позволяет управлять самолетом как студенту, так и инструктору.
Комплект авионики UTVA 75 относительно простой, что отражает его основную роль в качестве учебно-тренировочного самолета. Однако он включает в себя все необходимые инструменты для полета по ПВП (Правила визуального полета) , такие как указатель воздушной скорости, высотомер, указатель вертикальной скорости и стандартный набор датчиков двигателя. Некоторые варианты могут быть оснащены дополнительной авионикой для определенных целей, например навигационными средствами для разведывательного варианта.
Операционная история
[ редактировать ]Производительность и управляемость [ 5 ]
[ редактировать ]UTVA 75 спроектирован как устойчивый и щадящий самолет, что делает его отличной платформой для начальной летной подготовки. Низкорасположенное крыло и умеренная нагрузка на крыло обеспечивают хорошие характеристики управляемости на малых скоростях и возможность короткого взлета и посадки. Поверхности управления самолетом большие и отзывчивые, что способствует легкости управления и маневренности.
Модификации и обновления
[ редактировать ]За прошедшие годы UTVA 75 претерпел несколько модификаций и обновлений, направленных на повышение его производительности и адаптацию к различным функциям. Эти модификации включают усиленное шасси для операций в суровых условиях, дополнительные топливные баки для увеличенной дальности полета и различное оборудование для конкретных задач, такое как камеры и устройства для пыления сельскохозяйственных культур.
Оперативное использование
[ редактировать ]UTVA 75 зарекомендовал себя как универсальный и надежный самолет, способный выполнять различные функции, помимо начальной подготовки. Его использовали для воздушной разведки, легкого транспорта, связи и даже в сельском хозяйстве. Его простой дизайн и прочная конструкция сделали его фаворитом среди эксплуатантов, которым требуется надежный и простой в обслуживании самолет.
В целом конструкция UTVA 75 отражает его прямое назначение в качестве многоцелевого самолета общего назначения. Сочетание простоты, надежности и универсальности обеспечило его дальнейшее использование как военными, так и гражданскими операторами по всему миру.
Варианты
[ редактировать ]- УТВА 75А11
- Одноместный сельскохозяйственный самолет, в основном использующий планер Utva 75. [ 6 ]
- УТВА-75А21
- Двухместный самолет с двойным управлением и приспособлениями для слепого полета по приборам. [ 6 ]
- УТВА-75А41
- Четырехместный самолет с усовершенствованной авионикой, первый полет состоялся в 1986 году. [ 6 ]
- РЯД 03
- Развитие UTVA 75 авиационного комплекса SAFAT в Хартуме, Судан, с модифицированным фюзеляжем и хвостовым килем. Чтобы запутать ситуацию, правительство Судана обозначило стандартный UTVA 75 как SAFAT 03. Известен один экземпляр, который был показан на авиасалоне в Дубае в 2011 году.
Операторы
[ редактировать ]Управляется
- Югославские ВВС → частично переданы в пользование аэроклубам
- Словенские ВВС [ 8 ] → полностью передан в пользование аэроклубам
- Авиационный центр Марибор Гражданский оператор (1989-2022 гг.)
Технические характеристики (УТВА 75А21)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1988-89 гг. [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 210 кг (460 фунтов) макс.
- Длина: 7,11 м (23 фута 4 дюйма)
- Размах крыльев: 9,73 м (31 фут 11 дюймов)
- Высота: 3,15 м (10 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 14,63 м 2 (157,5 кв. футов)
- Соотношение сторон : 6,5
- Вес пустого: 685 кг (1510 фунтов) в снаряженном состоянии.
- Максимальный взлетный вес: 960 кг (2116 фунтов)
- Запас топлива: стандартный: 160 л (42 галлона США; 35 имп галлонов): с подвесными баками 360 л (95 галлонов США; 79 имп галлонов)
- Силовая установка: 1 × Lycoming IO-360-B1F 4-цил. Горизонтально-оппозитный двигатель с воздушным охлаждением, 134 кВт (180 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной металлический гребной винт изменяемого шага Hartzell HC-C2YK-1BF/F7666A.
Производительность
- Максимальная скорость: 215 км/ч (134 миль в час, 116 узлов)
- Крейсерская скорость: 165 км/ч (103 миль в час, 89 узлов)
- Скорость сваливания: 95 км/ч (59 миль в час, 51 узел) с поднятыми закрылками на холостом ходу.
- 82 км/ч (51 миль в час; 44 узла) закрылок 25° на холостом ходу
- Никогда не превышайте скорость : 270 км/ч (168 миль в час, 146 узлов).
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
- Перегоночная дальность: 2000 км (1200 миль, 1100 миль)
- Практический потолок: 4000 м (13000 футов)
- пределы g: +4,4 -2,2
- Скорость набора высоты: 4,5 м/с (890 футов/мин)
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): трава 501 м на уровне моря.
- Расстояние приземления с высоты 50 футов (15 м): трава 450 м на уровне моря.
Вооружение
- Узлы подвески: 2 грузоподъемностью 150 кг (330 фунтов) каждая, с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: 2х РЛ 128-02 128 мм (ХВАР-5) или 2 ракетные установки с 12 ракетами 57 мм.
- Бомбы: 2 бомбы по 120 кг или 4 бомбы по 50 кг.
- Прочее: 2 контейнера МАС-АА-52 диаметром 7,62 мм или 2 грузовых контейнера грузоподъемностью 100 кг или 2 подвесных бака.
'
Авионика
- стандартный (модель 75) ADF KING KR85 и KING KY 195B
- опционально (только каталог модели 75A) KING KR87 ADF, RNAV KING KNS81 VOR/LOC: KING KN 53, KING KY 197 Индикаторы: HSI KING KI 525A и RMI KING KI 229, DME:KING KN 62A, транспондер: KING KT 79, Аудио панель: KING KMA 24
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Школьный самолет УТВА-75» . Сербская армия . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «УТВА Авиационная промышленность» . 6 января 2021 г.
- ^ Петрашинович, Данило (июль 2013 г.). «Легкий самолет УТВА 75» . Исследовательские ворота .
- ^ Александр, Александр (июль 2013 г.). «Легкий самолет УТВА 75» . Исследовательские ворота .
- ^ «Отчет о полете - этот самолет 70-х: полет на тренажере UTVA 75» . Апрель 2018.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джон В. Р. Тейлор, изд. (1988). Jane's All the World's Aircraft 1988-89 . Лондон: Информационная группа Джейн. стр. 499–500. ISBN 0-7106-0867-5 .
- ^ «Еврофайтер: Дубайский авиасалон 2011» . Еврофайтер. 17 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 15 мая 2013 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1997 г., стр. 621» . Flightglobal.com . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ «ВВС мира, 1997 г., стр. 71» . Flightglobal.com . Проверено 3 мая 2019 г.