ИАИ Вествинд
Командир реактивного самолета / Вествинд | |
---|---|
![]() | |
Westwind — бизнес-самолет со среднерасположенным крылом и двумя двигателями, расположенными в кормовой части. | |
Роль | Бизнес-джет |
Производитель | Аэро Командир Израильская авиационная промышленность |
Первый полет | 27 января 1963 г. [ 1 ] |
Введение | 1965 |
Статус | Активный сервис |
Основной пользователь | По воздуху |
Произведено | 1965–1987 |
Количество построенных | 442 |
Разработано на основе | Аэро Коммандер 500 |
Варианты | ИАИ Астра Гольфстрим G100 |
IAI Westwind — бизнес-джет, первоначально выпускавшийся Aero Commander как 1121 Jet Commander . Оснащенный двумя турбореактивными двигателями GE CJ610 , он впервые поднялся в воздух 27 января 1963 года и получил сертификат типа 4 ноября 1964 года, еще до первой поставки. Программа была куплена компанией Israel Aircraft Industries (IAI) в 1968 году, которая немного расширила ее до 1123 Westwind , а затем переоборудовала ее турбовентиляторными двигателями Garrett TFE731 в 1124 Westwind . массой 16 800–23 500 фунтов (7,6–10,7 т) Самолеты с взлетной могут перевозить до 8 или 10 пассажиров, до 1987 года было произведено 442 самолета.
Разработка
[ редактировать ]Внешний образ | |
---|---|
![]() |




Аэро Командир
[ редактировать ]Первоначально Westwind был разработан в США компанией Aero Commander как развитие одноименного двухвинтового самолета , впервые поднявшегося в воздух 27 января 1963 года под названием Aero Commander 1121 Jet Commander. [ 2 ] После успешных испытаний самолет был запущен в серийное производство, поставки заказчикам начались в начале 1965 года. [ 3 ]
После первоначальных испытаний прототипа он был модифицирован до серийного стандарта с увеличением длины фюзеляжа на 2,5 фута, увеличением полезной нагрузки и максимального веса. Второй прототип совершил первый полет 14 апреля 1964 года, за ним последовал первый серийный самолет в ноябре 1964 года. В ноябре Федеральное управление гражданской авиации выдало одобрение типа , что позволило осуществить первую поставку заказчику 11 января 1965 года.
Вскоре после этого Aero Commander была приобретена компанией North American Rockwell . Jet Commander создал проблему, поскольку у Rockwell уже был представительский самолет собственной разработки Sabreliner , и они не могли продолжать производство обоих из-за антимонопольного законодательства . Поэтому компания решила продать права на Jet Commander, которые были куплены IAI в 1968 году. [ 3 ]
Израильская авиационная промышленность
[ редактировать ]Производство Jet Commander в США и Израиле составило 150 самолетов, прежде чем IAI предприняла ряд модификаций для создания 1123 Westwind. Они включали удлинение фюзеляжа и увеличение максимальной взлетной, максимальной посадочной и максимальной массы без топлива, при этом крыло было модифицировано, чтобы включить закрылки с двумя прорезями, а также опущенную переднюю кромку и концевые баки. Регулируемый горизонтальный стабилизатор также был модифицирован, чтобы увеличить размах и ход. [ 4 ] Вскоре после того, как самолет был запущен в производство, оригинальные турбореактивные двигатели General Electric CJ610 были заменены более экономичными Garrett TFE731. ТРДД [ 3 ] Также были внесены многочисленные модификации планера, такие как опущенные передние кромки крыльев, спинной киль, пересмотренные пилоны и гондолы двигателей, а также дальнейшее увеличение максимальной взлетной, максимальной посадочной и максимальной массы без топлива. Благодаря усовершенствованиям ряда бортовых систем эти изменения привели к созданию модели 1124 Westwind. [ 4 ] поставляется с 1976 года. [ 3 ]
В 1976 году, после захвата террористами отеля «Савой» в Тель-Авиве, ВВС Израиля решили использовать Westwind в качестве основы для морского патрульного самолета, который стал известен как IAI Sea Scan. Первоначально он был разработан для удовлетворения требований Береговой охраны США по замене Grumman HU-16 Albatross, но вместо этого они выбрали Dassault Falcon .
В 1980 году начались поставки модели 1124А; модификации включали новую центральную часть крыла и добавление законцовок законцовок. Модернизированный самолет получил название Westwind II, заменив первоначальную конструкцию в производстве. IAI построила свой последний Westwind в 1987 году, после того как в общей сложности было построено 442 Jet Commanders и Westwinds, переключив производство на Astra . [ 3 ]
К 2018 году стоимость Westwind 1124 1980-х годов составляла от 300 000 до 700 000 долларов. [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]Jet Commander/Westwind имел в целом традиционную компоновку бизнес-джета, с двумя двигателями, установленными в гондолах, расположенных в задней части фюзеляжа, но крылья были установлены посередине фюзеляжа вместо типичного низкорасположенного расположения самолетов этого класса.
На эшелоне 310 и скорости 0,74 Маха (436 узлов; 808 км/ч) модель 1124 сжигает 1600 фунтов (730 кг) в час и 1200 фунтов (540 кг) при скорости 0,7 Маха (413 узлов; 764 км/ч). [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]Модель | Одобренный | Двигатели | Толкать | Ммо | Потолок | МВВ | чел. | топливо | Сериалы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Аэро Командир |
1121 | 4 ноября 1964 г. | CJ610 -1/-5 | 2850–2950 фунтов силы 12,68–13,12 кН |
0.765 | 40 000 футов 12 192 м |
16 800–17 500 фунтов 7620–7938 кг |
8 | 926 галлонов США 3505 л |
3-120 |
1121А [ а ] | 19 сентября 1967 г. | CJ610-1 | 2850 фунтов силы 12,68 кН |
41 000 футов 12 497 м [ б ] |
17 500 фунтов 7938 кг |
1090 галлонов США 4126 л |
121-131 | |||
1121Б | 23 апреля 1968 г. | CJ610-5 | 2950 фунтов силы 13,12 кН |
132-150 | ||||||
ТАМ | 1123 [ с ] | 8 декабря 1971 г. | CJ610-9 [ д ] | 3100 фунтов силы 13,79 кН |
20700 фунтов 9389 кг |
10 | 1300 галлонов США 4921 л |
36 построено [ 3 ] | ||
1124 [ и ] | 17 марта 1976 г. | ТФЭ- 731-3-1Г | 3700 фунтов силы 16,46 кН |
45 000 футов 13 716 м |
23 500 фунтов 10 659 кг |
1400 галлонов США 5300 л |
||||
1124А [ ж ] | 17 апреля 1980 г. | 0.785 |
- ^ точки заправки над крылом со встроенными топливными баками, новыми колесами, шинами и тормозами, улучшенным освещением кабины. [ нужна ссылка ]
- ^ с пассажирами, 45 000 футов (13 716 м) только с экипажем
- ^ Увеличенная длина фюзеляжа, законцовки баков, двухщелевые закрылки и опущенная передняя кромка, увеличенный горизонтальный размах хвостового оперения...
- ^ плюс ВСУ SAPHIR III Microturbo
- ^ Улучшена опущенная передняя кромка, добавлен спинной плавник, новая форма гондолы и пилона, новый обтекатель колесной ниши...
- ^ винглеты на баках законцовок крыла, новый профиль передней кромки.
Сертификат типа 1122 аннулирован, два выпущенных самолета переоборудованы в модель 1123. [ 4 ] 1124N Sea Scan — это самолет морского наблюдения. 1124 был переименован в Westwind I после появления 1124A Westwind II. [ 3 ] 1121C — неофициальное обозначение самолета 1121, модифицированного в соответствии с Дополнительным сертификатом типа с увеличенной полной массой, доступного с 1971 года. [ нужна ссылка ] Модель 1123 Westwind была удлинена на 22 дюйма (56 см). [ 7 ]
Операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]- Pel-Air : шесть, из них четыре в аэромедицинской конфигурации.
- Medex Aero : три, два из которых в аэромедицинской конфигурации и один в корпоративной конфигурации.
- Дискавери ПВО
- Воздушная скорая помощь SkyCare
- Brasil Vida Táxi Aéreo: четыре самолета, два в аэромедицинской конфигурации.
- Helipro Fiji : один самолет находится в аэромедицинской конфигурации.
Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Гондураса - один 1123 эксплуатировался в 1976 году. [ 8 ]
- ВВС Израиля (неактивны с 2017 г.)
- Мексиканские ВВС : бездействуют
- Панамские ВВС - один 1123 поставлен в 1975 г. [ 8 ]
- ВВС Уганды - один 1121N эксплуатировался с 1971 по 1976 год как президентский самолет. [ 8 ]
- Береговая охрана США - один 1123 арендован в 1973 году для оценки. [ 8 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- На Rockwell 1121 произошла 21 авария с потерей корпуса , в результате которой 45 человек погибли. [ 9 ] а на IAI 1124 произошло 25 происшествий с потерей корпуса, в результате которых 47 человек погибли. [ 10 ]
- Последний, 29 марта 2020 года, самолет скорой помощи авиакомпании Lionair загорелся и взорвался во время взлета в аэропорту Манилы , в результате чего погибли все пять пассажиров и три члена экипажа. [ 11 ] [ 12 ]
Технические характеристики (1124A Вествинд II)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1982-83 гг. [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 7 человек нормальная (максимум 10) / максимальная полезная нагрузка 1474 кг (3250 фунтов)
- Длина: 15,93 м (52 фута 3 дюйма)
- Размах крыла: 13,65 м (44 фута 9 дюймов), 13,16 м (43 фута), без учета наконечников баков.
- Высота: 4,81 м (15 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 28,64 м 2 (308,3 кв. футов)
- Соотношение сторон : 6,51
- Профиль крыла : IAI 54-12 (модифицированный Sigma 1). [ 14 ]
- Вес пустого: 4536 кг (10 000 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 10 660 кг (23 501 фунт)
- Запас топлива: 4345 кг (9579 фунтов)
- Силовая установка: 2 двигателя Honeywell TFE731-3-1G турбовентиляторных с тягой 16,46 кН (3700 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Крейсерская скорость: 723 км/ч (449 миль в час, 390 узлов), экономичная на высоте 11 890–12 500 м (39 000–41 000 футов).
- Скорость сваливания: 184 км/ч (114 миль в час, 99 узлов) при максимальной посадочной массе, закрылки опущены, двигатели работают на холостом ходу.
- Никогда не превышайте скорость : 868 км/ч (539 миль в час, 469 узлов) на высоте 8840 м (29000 футов).
- Дальность действия: 4430 км (2750 миль, 2390 миль) на 10 человек, 5385 км (3346 миль; 2908 миль) с максимальным запасом топлива и четырьмя пассажирами.
- Практический потолок: 13 725 м (45 000 футов)
- Скорость набора высоты: 25,4 м/с (5000 футов/мин) на уровне моря.
- Нагрузка на крыло: 372 кг/м 2 (76 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,31
- Длина взлётного сбалансированного поля: 1600 м (5200 футов)
- Разбег с высоты 15 м (49 футов): 747 м (2450 футов) при максимальной посадочной массе.
См. также
[ редактировать ]- Аэро Коммандер 500
- Бритиш Аэроспейс 125
- Гамбургский производитель самолетов HFB 320 Hansa Jet
- Пьяджио PD.808
- Лирджет 35/36
- Cessna Citation III
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Спорт и бизнес» . Рейс Интернешнл . 14 февраля 1963 года.
- ^ Скотт А. Томпсон, Проверка полета!: История летной инспекции Фаа (правительственная типография, 1990), стр. 108; «Командир реактивного самолета летает», Джеральд Дж. Шлегер, журнал Flying (апрель 1963 г.), стр. 30
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фроули, Джеральд. «ИАИ Вествинд». Международный справочник гражданских самолетов 1997/98. Фишвик, ACT: Aerospace Publications, 1997. ISBN 1-875671-26-9 . п. 123.
- ^ Jump up to: а б с д «Номер сертификата типа FAA A2SW» (PDF) . ФАУ. 17 апреля 1980 года.
- ^ Марк Хубер (декабрь 2018 г.). «Для многих моделей рынок достигает апогея» (PDF) . Международные авиационные новости . стр. 20–21, 24. Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2018 г. Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ Хью Филд (25 ноября 1978 г.). «Вествинд 1124 в воздухе» . Рейс Интернешнл .
- ^ «На съезде НБАА» . Рейс Интернешнл . 9 октября 1969 года.
- ^ Jump up to: а б с д Харточ, Ноам. Командир реактивного самолета - Вествинд Тонбридж, Кент, Англия: Air-Britain (Историки), 1979. ISBN 0 85130 075 8 , с. 42-44
- ^ «Статистика Rockwell 1121» . Сеть авиационной безопасности . 30 марта 2020 г.
- ^ «Статистика ИАИ 1124» . Сеть авиационной безопасности . 30 марта 2020 г.
- ^ Джейсон Гутьеррес (29 марта 2020 г.). «8 человек погибли после того, как филиппинский самолет загорелся» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Восемь человек погибли в результате крушения самолета медицинской эвакуации в международном аэропорту имени Ниноя Акино в Маниле» . Канал новостей Азия . 2020-03-29.
- ^ Тейлор, Джон В. Р. Джейн, все самолеты мира, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 , стр. 124–126.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- ООО «Уортингтон Авиэйшн» . Архивировано из оригинала 08.10.2019 . Проверено 8 октября 2019 г.
поставщик глобальной поддержки Westwind
- Марк Хубер (июнь 2010 г.). «Вествинд II» . Путешественник на бизнес-джете .