Хэндли Пейдж Джетстрим
Джетстрим | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Региональный авиалайнер |
Производитель | Хэндли Пейдж Шотландская авиация |
Статус | Ушедший на пенсию |
Количество построенных | 66 |
История | |
Изготовлено | 1967–1975 |
Дата введения | 1969 |
Первый полет | 18 августа 1967 г. |
Ушедший на пенсию | 2011 |
Развитый в | BAe Джетстрим 31 BAe Джетстрим 41 |
Handley Page HP.137 Jetstream — небольшой двухтурбовинтовой авиалайнер с герметичным фюзеляжем . Самолет был разработан с учетом требований рынка пригородных и региональных авиаперевозок США . Позже конструкция была улучшена и построена компанией British Aerospace как BAe Jetstream 31 и BAe Jetstream 32 с разными турбовинтовыми двигателями.
Разработка
[ редактировать ]Хэндли Пейдж оказался в затруднительном положении в 1960-х годах, желая остаться независимым от «большой двух» британских компаний ( Hawker Siddeley и British Aircraft Corporation ), но не имея денег, необходимых для разработки нового большого авиалайнера, который позволил бы ему оставаться на плаву. рынок. Изучив рынок, компания решила, что ее следующим продуктом будет высококонкурентный небольшой авиалайнер, заполнивший нишу, которую она определила для высокоскоростного самолета на 12–18 мест. По сравнению с тремя своими ближайшими конкурентами, Beechcraft King Air , Aero Commander Turbo Commander и Swearingen Merlin, он предлагал «большую вместимость, лучшую дальность полета, более высокую скорость и больший комфорт». [ 1 ] Американский продавец и инженер по модификациям Джек Райли утверждал, что написал технические характеристики конструкции. [ 2 ] Эта конструкция вызвала большой интерес в США, когда она была впервые представлена, и заказ на 20 штук был размещен еще до того, как чертежи были завершены. Чарльз Джой отвечал за дизайн.
Первоначальная конструкция датируется 1965 годом и представляла собой 12-местный (шесть рядов с центральным проходом) самолет. Самолет представлял собой низкорасположенный с высоким хвостовым оперением моноплан традиционной компоновки. Значительное внимание было уделено обтекаемости с целью улучшения характеристик, что привело к появлению одной из наиболее отличительных особенностей конструкции - длинного профиля носовой части. Фюзеляж имел круглое поперечное сечение, чтобы минимизировать вес конструкции, необходимый для создания герметика, что позволяло обеспечить гораздо большую высоту и, как следствие, более высокую скорость и комфорт, чем у конкурирующих негерметичных конструкций. Проход между сиденьями имел высоту 5 футов 11 дюймов. [ 3 ] но главный лонжерон образовывал ступеньку в проходе, о которой можно было споткнуться.
Окончательная сборка проходила на новом заводе на аэродроме Рэдлетт , но большая часть конструкции была передана субподрядчику, в том числе крылья целиком были построены компанией Scottish Aviation в Прествике , Шотландия, а хвостовая часть - компанией Northwest Industries из Эдмонтона, Альберта , Канада. В оригинальной конструкции использовались Turbomeca Astazou двигатели XVI мощностью примерно 840 л.с. (626 кВт), и он поднялся в воздух 18 августа 1967 года как Jetstream 1 . [ 4 ] На протяжении всей программы испытаний двигатели оказались слабым местом: в целом они были недостаточно мощными для данной конструкции и удивительно темпераментными для тогдашней зрелой и широко используемой конструкции турбовального двигателя. В конечном итоге испытания были перенесены на заводской аэродром Turboméca на юге Франции, как для того, чтобы ускорить ремонт двигателей, так и для того, чтобы улучшить график за счет улучшения погоды.
Чтобы улучшить перспективы продаж в США, пятый прототип был оснащен американским Garrett TPE-331 вместо французского Astazou. Перехода на двигатель американского производства было достаточно, чтобы позволить ВВС США рассмотреть возможность его использования в грузовых целях. В конечном итоге компания разместила заказ на 11 самолетов, оснащенных грузовой дверью и помещениями для 12 пассажиров или шестью носилками, которые будут известны как C-10A или Jetstream 3M . ВВС США отменили свой заказ в октябре 1969 года, сославшись на задержку поставки. [ 5 ]
Первая серийная модель Jetstream 1 совершила полет 6 декабря 1968 года. [ 6 ] и в течение следующего года будет доставлено 36. Однако к этому моменту Хэндли Пейдж отказался от оригинального двигателя, и Jetstream 2 был запущен с более мощным Astazou XVI мощностью 965 л.с. (720 кВт), поставки которого начались в конце 1969 года. более 13 миллионов фунтов стерлингов, что намного больше, чем первоначальные прогнозы в 3 миллиона фунтов стерлингов. Только три Jetstream 2 были построены, прежде чем Handley Page обанкротился, а производственная линия была в конечном итоге остановлена в 1970 году.
Интерес к конструкции был настолько велик, что сначала ее подхватили инвесторы и компания Scottish Aviation, которая сформировала компанию Jetstream Aircraft для производства самолета. Первоначально производство было перенесено на аэродром Сайвелл в Нортгемптоншире, генеральным директором был Билл Брайт. Эта команда произвела еще десять Jetstream 1. Компания Scottish Aviation также продолжила производство Jetstream 2, хотя и называла его Jetstream 200 . В феврале 1972 года 26 самолетов Jetstream 201 были заказаны Королевскими ВВС , которые использовали их в качестве многомоторных учебно-тренировочных самолетов , как Jetstream T.1 . Четырнадцать из них были модифицированы в качестве тренажеров-наблюдателей для Королевского флота и получили обозначение Jetstream T2 .
Варианты
[ редактировать ]Джетстрим Мк 1
[ редактировать ]Джетстрим 200
[ редактировать ]Джетстрим 3М
[ редактировать ]- Улучшенный вариант с двигателями TPE331 для ВВС США.
С-10А
[ редактировать ]- Военное обозначение Jetstream 3M ВВС США. Производство началось, но заказ был отменен и доставлено не было.
Райли Джетстрим
[ редактировать ]- Несколько ранних самолетов Jetstream 1 были переоборудованы в эту версию компанией Riley Aircraft из Карлсбада, Калифорния. На самолете были установлены два турбовинтовых двигателя ПТ6А . [ 7 ]
Джетстрим Т.1
[ редактировать ]- Военное обозначение Mk 1 Соединенного Королевства для Королевских ВВС как многомоторные учебно-тренировочные самолеты.
Джетстрим Т.2
[ редактировать ]- Переоборудование T1 для Королевского флота в учебно-тренировочные машины тылового экипажа.
Век III
[ редактировать ]- Переоборудование с двигателями TPE331.
Операторы
[ редактировать ]Самолет использовался в основном корпоративными операторами и регулярными пассажирскими пригородными/региональными авиакомпаниями.
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Эйр Иллинойс
- Эйр США
- Apollo Airways ( последующее изменение названия на Pacific Coast Airlines)
- Биг Скай Эйрлайнз
- Dorado Wings ( работает в Карибском бассейне из Пуэрто-Рико )
- Калифорнийские авиалинии штата
- Авиакомпания ДжетЭйр
- Межгосударственные авиалинии
- Сьерра Пасифик Эйрлайнз
- South Central Air Transport (SCAT) ( самолет впоследствии приобретен Air Illinois )
- Sun Airlines ( объявлено авиакомпанией, но, возможно, фактически не было доставлено или не эксплуатировалось )
- Техас Стар Эйрвэйз
- Западные воздушные этапы
- Зия Эйрлайнз
Военные операторы
[ редактировать ]
Великобритания

- Королевские ВВС вышли в отставку в 2003 году. [ нужна ссылка ]
- Королевский флот вышел в отставку в 2011 году. [ нужна ссылка ]
Уругвай
- ВМС Уругвая Бывшие T2 Королевского флота . Пенсионер в 2010 году. [ нужна ссылка ]
Джетстрим в фильме «Лунный гонщик»
[ редактировать ]Самолет Jetstream, которым управляет Apollo Airways, пригородная авиакомпания, базирующаяся в аэропорту Санта-Барбара в Калифорнии , появился в фильме 1979 года « Лунный гонщик » с Роджером Муром в главной роли , где британского секретного агента Джеймса Бонда ( 007 ) выбрасывают из самолета, пока он находится в полете. . [ 8 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 17 апреля 1981 года самолет Century III, переоборудованный N11360, выполнявший рейс 716 Air US, столкнулся с частным самолетом Cessna 206, перевозившим парашютистов после взлета из муниципального аэропорта Форт-Коллинз-Лавленд , в результате чего погибли все 13 пассажиров и экипаж на борту Century III, а также два человека в самолете. Цессна 206. [ 9 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Германия
- Jetsteam T.2 XX476 / CU-561 на авиавыставке в Хермескейле [ 10 ]
- Нидерланды
- Jetstream T.2 XX481 / CU-560 в Speelpark & Maisdoolhof Voorthuizen [ 11 ]
- Великобритания
- Jetstream T.1 XX492 в Ньюаркском музее авиации , Ноттингемшир. [ 12 ]
- Jetstream T.1 XX494 в аэропарке Ист-Мидлендс , Лестершир. [ 13 ]
- Jetstream T.1 XX495 в Музее самолетов Южного Йоркшира , Донкастер, Южный Йорк.
- Jetstream T.1 XX496 в Музее Королевских ВВС Косфорд , Шропшир. [ 14 ]
- Jetstream T.1 XX499 в Бруклендском музее , Суррей. [ 15 ]
- Jetstream 200 G-RAVL (G-AWVK, N1035S) в Музее авиации Сайвелла , Нортгемптоншир https://www.sywellaviationmuseum.org.uk/exhibits/external-displays/handley-page-jetstream-g-ravl/
Технические характеристики (серия 200)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77. [ 16 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два
- Вместимость: 16 пассажиров
- Длина: 47 футов 2 дюйма (14,37 м)
- Размах крыльев: 52 фута 0 дюймов (15,85 м)
- Высота: 17 футов 5 дюймов (5,32 м)
- Площадь крыла: 270,0 кв. футов (25,08 м 2 )
- Пустой вес: 7683 фунта (3485 кг)
- Максимальный взлетный вес: 12 566 фунтов (5700 кг)
- Запас топлива: 384 имп галлона (1745 л)
- Силовая установка: 2 Turbomeca Astazou XVIC турбовинтовых двигателя мощностью по 921 л.с. (687 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 282 миль в час (454 км/ч, 245 узлов)
- Крейсерская скорость: 269 миль в час (433 км/ч, 234 узла) (экономичный круиз)
- Скорость сваливания: 88 миль в час (142 км/ч, 76 узлов) (закрылки опущены)
- Никогда не превышайте скорость : 345 миль в час (555 км/ч, 300 узлов).
- Диапазон: 1380 миль (2220 км, 1200 миль)
- Практический потолок: 25 000 футов (7600 м)
- Скорость набора высоты: 2500 футов/мин (13 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Embraer EMB 110 Бандейранте
- Метролайнер Fairchild Swearingen
- Embraer/FMA CBA 123 Вектор
- Бичкрафт 1900
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
- Примечания
- ^ статья "Handley Page Jetstream", Flight International, 11 мая 1967 г., стр.737.
- ^ «Человек, который изобрел STC». Air PROgress : 67. Сентябрь 1989 г.
- ^ статья "Handley Page Jetstream", Flight International, 11 мая 1967 г., стр.738.
- ^ Джексон 1973, с. 263.
- ^ Джексон 1973, с. 264.
- ^ Барнс 1976, с. 591.
- ↑ Даллас дебютирует в Flight, 11 октября 1973 г., стр. 598
- ^ «Местоположения Джеймса Бонда: возвращение с работы в Африке — Apollo Airways» . 16 октября 2012 г.
- ^ «Национальный совет по безопасности на транспорте: Отчет об авиационном происшествии: Столкновение в воздухе» (PDF) . Libraryonline.erau.edu . 17 апреля 1981 года . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ «Джетстрим» . 11 августа 2016 г.
- ^ «Джетстрим» . 7 мая 2022 г.
- ^ Эллис 2016, с. 186
- ^ Эллис 2016, с. 132
- ^ Эллис 2016, с. 193
- ^ Эллис 2016, с. 262
- ^ Тейлор 1976, стр. 193–194.
- Библиография
- Барнс, Швейцария (1976). Самолеты Handley Page с 1907 года . Лондон: Патнэм. ISBN 978-0-370-00030-5 .
- Эллис, Кен (2016). Затонувшие корабли и реликвии, 25-е издание . Манчестер, Англия: Crecy Publishing. ISBN 978-191080-9037 .
- Джексон, Эй Джей (1973). Британские гражданские самолеты с 1919 года, Том 2 (второе изд.). Патнэм. ISBN 978-0-370-10010-4 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1976). Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN 978-0-354-00538-8 .