Jump to content

Аэроспасьяль SA 315B Лама

(Перенаправлено с HAL Cheetah )
SA 315B Лама
SA 315B Lama в полете
Роль Универсальный вертолет
Национальное происхождение Франция
Производитель Аэрокосмическая промышленность
Построено Хелибра
Хиндустан Аэронаутикс Лимитед (HAL)
Первый полет 17 марта 1969 г.
Введение июль 1971 г.
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Индийская армия
Афганские ВВС
Разработано на основе Аэрокосмический Алуэтт II

Aérospatiale SA 315B Lama — французский одномоторный вертолет. Он сочетает в себе более легкий планер Aérospatiale Alouette II с Alouette III компонентами и силовой установкой . Лама обладает исключительными характеристиками на большой высоте.

Вертолеты были построены по лицензии компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в Индии и известны как Cheetah ; Позже HAL разработала модернизированный вариант, оснащенный двигателем Turbomeca TM 333-2M2 , известным как Cheetal . Вооруженная версия , продаваемая как Lancer , также производилась HAL. Он также был построен по лицензии компанией Helibras в Бразилии как Gavião .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

SA 315B Lama изначально был разработан для удовлетворения требований ВВС Непальской армии и ВВС Индии к винтокрылой машине, способной выполнять операции в жарких и суровых условиях. Обе страны располагали экстремальными горными хребтами в виде Гималаев , внутри которых невозможно было эффективно эксплуатировать даже относительно мощные вертолеты среднего размера, поэтому было выражено желание создать летательный аппарат, способный работать в этих сложных условиях. [ 1 ] Для достижения желаемых характеристик компания Aerospatiale решила объединить в своем арсенале элементы двух существующих популярных вертолетов: Aérospatiale Alouette II и Aérospatiale Alouette III, чтобы создать новый винтокрылый аппарат, предназначенный для работы на больших высотах. В частности, новый вертолет, получивший название Lama , был оснащен силовой установкой Turbomeca Artouste турбовальной от Alouette III и ее динамическими системами, а также усиленной версией планера Alouette II. [ 2 ] [ 1 ]

17 марта 1969 года первый самолет SA   315B с двигателем Artouste IIB совершил свой первый полет . [ 1 ] 30 сентября 1970 года этот тип получил сертификат летной годности и был введен в эксплуатацию в июле 1971 года. Благодаря своим высотным характеристикам Lama быстро стал популярен среди эксплуатантов по всему миру, часто его использовали в горных условиях. [ 1 ] Как и серия Alouette, этот тип может быть приспособлен для различных целей, таких как легкий пассажирский транспорт, сельскохозяйственные работы, разведка нефти и газа, тушение пожаров с воздуха и другие специализированные задачи. Военные варианты Ламы включают связь, наблюдение, фотосъемку, спасательные операции с воздуха и на море, транспорт и скорую помощь. SA315B особенно подходит для горных районов благодаря своим характеристикам и может перевозить подвешенные грузы массой до 1000 кг (2205 фунтов). К декабрю 1976 года 68 операторов заказали 191 Ламу. [ 3 ]

SA   315B Лама, 2007 г.

Большая часть всех произведенных SA 315B Lamas была произведена по лицензии в Индии компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) под названием Cheetah . Спустя более чем три десятилетия после начала производства в Индии HAL все еще получала экспортные заказы на оригинальный Cheetah. [ 4 ] Наряду с Alouette III, Cheetah был ключевым продуктом HAL; Опыт производства этого типа помог в дальнейшей разработке более совершенных отечественных вертолетов, таких как HAL Dhruv . [ 5 ] В 1990-е годы компания HAL разработала легкий ударный вертолет на базе Cheetah, получивший название Lancer . [ 6 ] [ 7 ]

В 2006 году HAL предложила индийской армии модернизированный вариант, получивший обозначение Cheetal , принципиальным изменением которого стало принятие на вооружение современной, более мощной силовой установки Turbomeca TM 333-2M2 вместо Artouste; HAL продвигает возможности Cheetal для работы на больших высотах, таких как ледник Сиачен . Другие улучшения включают новые индикаторы предупреждения, диктофон в кабине , систему контроля полета , искусственный горизонт и модернизированную электронику. В 2006 году ВВС Индии заказали первые 10 Cheetals. [ 8 ] [ 9 ] В феврале 2013 года было объявлено, что индийская и непальская армии подписали контракт на сумму 300 крор (~ 55 миллионов долларов США) на срочную закупку еще 20 Cheetals. [ 9 ] [ 10 ]

Операционная история

[ редактировать ]
SA   315B Лама, 2003 г.

Lama был разработан специально для обеспечения исключительных характеристик винтокрылого аппарата на большой высоте. На практике этот тип нашел широкое применение в регионах, располагающих обширными горными хребтами, таких как Южная Америка и Индия, поскольку был способен поднимать грузы и размещать персонал в районах, которые ранее было невозможно достичь другим способом. [ 1 ]

серия первых демонстрационных полетов с участием SA  В 1969 году в Гималаях была выполнена 315B; Во время одного из таких полетов одиночный винтокрылый аппарат с экипажем из двух человек и 120   кг топлива приземлился, а затем взлетел на самой высокой на тот момент зарегистрированной высоте - 7500   м (24 605   футов). 21 июня 1972 года Лама с одним пилотом ( Жан Буле ) на борту установил рекорд абсолютной высоты вертолета - 12 442   м (40 814   футов), рекорд, который сохраняется по состоянию на июнь 2022 года. [ 11 ] Во время того же полета двигатель «Ламы» загорелся на максимальной высоте полета, что привело к непреднамеренному установлению рекорда по самой продолжительной авторотации в истории , после чего винтокрылый аппарат был доведен до безопасной посадки без двигателя. [ 12 ] [ 13 ] [ 1 ] Несколькими днями ранее тот же пилот и тот же самолет установили аналогичный рекорд при большем весе. [ 14 ]

После рекордов, установленных вертолетом, в 1971 году индийское правительство разместило крупный заказ. Индийский заказ включал соглашение о бессрочном лицензионном производстве SA   315B, которое будет вести компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) на их предприятие в Бангалоре, Индия. Первый самолет SA   315B индийской сборки поднялся в воздух 6 октября 1972 года, поставки начались в декабре 1973 года; Вертолеты индийского производства получили название Cheetah . Управляемые как ВВС Индии, так и авиационным корпусом индийской армии , Cheetah доказали свою эффективность, действуя в сложных и отдаленных районах, таких как горный регион Сиачен , а также во время конфликта с соседним Пакистаном . [ 4 ] Гепарды также использовались в гражданских целях, например, в воздушном сельском хозяйстве . [ 15 ]

Ламы, построенные HAL, также были закуплены соседним Непалом для использования в военных целях. Продажи включали некоторое количество вооруженного варианта, продаваемого как HAL Lancer ; Сообщается, что одна партия была доставлена ​​в Непал в период с июня 2003 года по сентябрь 2004 года. Продажа Lancers Непалу вызвала международную полемику из-за обвинений в том, что эти винтокрылые машины участвовали в боевых действиях против членов Коммунистической партии Непала во время гражданской войны в Непале . [ 16 ]

SA   315B Лама, 2003 г.

Помимо Индии, в деятельности по лицензионному производству участвовали и другие страны. В 1978 году было достигнуто экспортное соглашение с бразильским производителем самолетов Helibras , согласно которому он будет осуществлять внутреннюю сборку «Ламы». Такие самолеты SA 315B производства Helibras продавались под обозначением Gavião ; [ 17 ] несколько экземпляров которых были успешно экспортированы в соседнюю Боливию.

В дальнейшем коммерческая привлекательность Lama ослабла в пользу более нового Eurocopter AS350 Écureuil , который имел более низкие требования к техническому обслуживанию и был способен развивать более высокие скорости, но не мог сравниться с Lama по характеристикам на большой высоте. [ 1 ] Этот тип оставался на коммерческой службе до 21 века, выводя из эксплуатации лишь постепенно, поскольку обычно продолжал соответствовать поставленным задачам. По данным журнала «Вертикаль», к популярным качествам Lama относятся мощный двигатель, хорошая устойчивость при зависании и способность эффективно переносить полезные нагрузки на высоте даже при пиковых температурах. [ 1 ]

В 2009 году из-за проблем с недавно представленным вертолетом HAL Dhruv индийская армия увеличила оперативное использование своих старых винтокрылых машин Cheetah/Cheetal, чтобы восполнить временный дефицит. [ 18 ] В сентябре 2012 года сообщалось, что постоянно уменьшающееся количество запасных частей, совместимых с Cheetah, привело к тому, что операторам этого типа пришлось разбирать вертолеты, чтобы поставлять компоненты другим. [ 19 ] В августе 2016 года сообщалось, что 114-е вертолетное подразделение стремилось представить модернизированный Cheetal в качестве замены существующего винтокрылого аппарата Cheetah для постоянного развертывания на леднике Сиачен . [ 20 ]

Варианты

[ редактировать ]
SA   315B Лама
Созданный на базе SE 3150, он был разработан для работы на больших высотах с использованием турбовального двигателя Turbomeca Astazou IIIB мощностью 650   кВт (870   л.с.), мощность которого снижена до 410 кВт (550 л.с.). Эта производная до сих пор удерживает абсолютный рекорд высоты для всех типов вертолетов с 1972 года: 12 442   м.
HB   315B Гавиао
Бразильская лицензионная версия SA 315B Lama. [ 17 ]
ВЕЩЬ Гепард
Индийская лицензионная версия SA 315B Lama. [ 17 ]
ХЭЛ Лансер
Модифицированный боевой вариант вооружения. Изменения включают композитную броню, закаленное стекло и прицелы . Вооружение включает две сбрасываемые подвески вооружения, каждая из которых содержит один 12,7-мм пулемет и до трех 70-мм ракет. [ 21 ] [ 22 ]
Хэл Читал
Модернизированный вариант, оснащенный Turbomeca TM333-2M2 . [ 23 ] Скорость увеличена до 210 км/ч (130 миль в час), а запас хода увеличен до 560 км (350 миль). [ 24 ]

Операторы

[ редактировать ]
Поисково-спасательный самолет SA 315B Lama в Греольере , 2015 г.
Самолет 315 ВВС Аргентины Aerospatiale SA   взлетает из международного аэропорта Габриэлли.
 Афганистан
 Аргентина
 Эквадор
 Индия
 Намибия
 Пакистан
 Togo
Лама, построенная в Швейцарии в 1990 году.

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Ангола
 Аргентина
 Боливия
 Чили
 Эквадор
 Сальвадор
 Индия
SA315B Lama взлетает из Санкт-Йоханна-им-Понгау
 Марокко
 Непал
 Перу

Технические характеристики (SA 315B Лама)

[ редактировать ]
Вид на SA   315B Lama; обратите внимание на трехлопастной несущий винт

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1982–83 гг. [ 37 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Вместимость: 4 пассажира или полезная нагрузка 1135   кг (2500   фунтов) на подвеске.
  • Длина: 10,24 м (33 фута 7,25 дюйма)
  • Высота: 3,09 м (10 футов 1,75 дюйма)
  • Вес пустого: 1021 кг (2251 фунт)
  • Полная масса: 2300 кг (5070 фунтов)
  • Силовая установка: 1 Turbomeca Artouste IIIB турбовальный , мощность 649 кВт (870 л.с.), пониженная до 410 кВт (550 л.с.)
  • Диаметр несущего винта: 11,02 м (36 футов 1,75 дюйма)
  • Площадь несущего винта: 95,38 м 2 (1026 кв. футов)

Производительность

  • Максимальная скорость: 192 км/ч (119 миль в час, 103 узла)
  • Дальность: 515 км (320 миль, 280 миль)
  • Практический потолок: 5400 м (17715 футов)
  • Скорость набора высоты: 5,5 м/с (1080 футов/мин)

См. также

[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Кадры выполнения фигур высшего пилотажа SA 315B Lamas
значок видео Видео действий Ламы в гористой местности
значок видео Лама выполняет несколько служебных полетов в Альпах.

Связанные разработки

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Робинсон, Скип. «Горный король». Архивировано 18 ноября 2016 г. в Wayback Machine Вертикальный , 17 ноября 2016 г.
  2. ^ "Aérospatiale SE 313B Alouette II". Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine Flight International , 17 июля 1975 г., с. 84.
  3. ^ "SA.315B Лама." Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine Flight International , 27 ноября 1976 г., с. 1589.
  4. ^ Jump up to: а б «HAL получила заказ на сумму 10 миллионов долларов для Chetak, Cheetah из Намибии». Архивировано 26 мая 2013 г. в Wayback Machine Economic Times , 10 июня 2009 г.
  5. ^ Кьелгаард 1982, стр. 1772–1773.
  6. ^ «Большие надежды». Архивировано 8 декабря 2015 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 15 марта 2005 г.
  7. ^ "Hindustan Aeronautics Limited - Вертолетное подразделение Бангалора: Краткая история". Архивировано 21 ноября 2016 г. в Wayback Machine HAL , дата обращения: 20 ноября 2016 г.
  8. ^ "Читал." Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine Hindustan Aeronautics Limited , дата обращения: 30 ноября 2015 г.
  9. ^ Jump up to: а б Мэтьюз, Нилам. «Читал от HAL отвечает насущным потребностям индийской армии». Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine AIN Online , 1 марта 2013 г.
  10. ^ «Армия и HAL подписывают сделку на 300 рупий на 20 вертолетов Cheetal». Архивировано 28 сентября 2013 г. в Wayback Machine Business Standard , 21 февраля 2013 г.
  11. ^ Фелпс, Марк (21 июня 2022 г.). «FAI празднует годовщину 50-летнего рекорда высоты» . AVweb . Проверено 25 июня 2022 г.
  12. ^ «Международная авиационная федерация (FAI) — мировые рекорды винтокрылых машин» . 29 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 29 мая 2009 г.
  13. ^ Рэндалл Пэдфилд, Р. (1992). «Глава 8 Авторотация» . Учимся управлять вертолетами . МакГроу-Хилл Профессионал. п. 151. ИСБН  0-07-157724-6 . Проверено 4 ноября 2010 г.
  14. ^ " "Идентификатор записи FAI № 788 - Высота без полезной нагрузки. Класс E-1c (Вертолеты: взлетная масса от 1000 до 1750 кг, турбина). Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine Международной авиационной федерации (FAI). Проверено: 21 сентября 2014 г.
  15. ^ Кьелгаард 1982, с. 1774.
  16. ^ «Кодекс поведения ЕС не препятствует производству французских вертолетов по лицензии в Индии и передаче их в Непал». Архивировано 18 ноября 2016 г. в Wayback Machine Amnesty International , сентябрь 2004 г.
  17. ^ Jump up to: а б с Чант 2014, с. 348.
  18. ^ Рао, Радхакришна (15 июля 2009 г.). «В индийском отчете критикуются характеристики вертолета Dhruv компании HAL» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 18 июля 2009 года . Проверено 18 марта 2013 г.
  19. ^ Мэтьюз, Нилам, «Недоступность запасных частей угрожает стареющему индийскому флоту вертолетов». Архивировано 27 ноября 2012 г. в Wayback Machine AIN Online , 14 сентября 2012 г.
  20. ^ "Сиаченские пионеры делают ставку на вертолеты Cheetal". Архивировано 18 ноября 2016 г. на Wayback Machine Brahmand.com , 17 августа 2016 г.
  21. ^ Ананта, Кришнан М. «Армия обращается к HAL за поставками Lancer». Архивировано 27 декабря 2016 г. в Wayback Machine Times of India , 3 января 2001 г.
  22. ^ "Лансер". Архивировано 18 ноября 2016 г. в Wayback Machine HAL , дата обращения: 18 ноября 2016 г.
  23. ^ «Первый полет HAL Cheetah с двигателем TM 333 2M2 компании Turbomeca» Turbomeca , 6 февраля 2003 г.
  24. ^ Модернизированные вертолеты HAL Cheetal для индийской армии. Архивировано 21 декабря 2012 г. на Wayback Machine - Armedforces-International.com, 19 декабря 2012 г.
  25. ^ «ВВС Афганистана получили вертолеты Cheetal» . Flightglobal.com. 28 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2015 г. Проверено 28 апреля 2015 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013. Архивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2012 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  27. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 40» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 8 января 2014 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  28. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 38» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  29. ^ «Национальная жандармерия SA315» . Архивировано из оригинала 29 января 2013 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  30. ^ «ВВС мира, 2001 г., стр. 38» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 2 мая 2014 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  31. ^ «Чилийское Алуэтт II» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  32. ^ Jump up to: а б «ВВС мира, 1987 г., стр. 51» . Архивировано из оригинала 16 мая 2013 г. Проверено 14 марта 2013 г.
  33. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 60» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 5 декабря 2013 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  34. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 73» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  35. ^ «ВВС мира 2011 (pdf)» (PDF) . Flightglobal.com. Архивировано (PDF) из оригинала 9 мая 2013 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  36. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 77» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  37. ^ Тейлор 1982, стр. 50–51.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b8f53e83479b6552b6e2218b4e40a38__1715711160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/38/0b8f53e83479b6552b6e2218b4e40a38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aérospatiale SA 315B Lama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)