Роллс-Ройс Трент 900
Трент 900 | |
---|---|
Тип | ТРДД |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Роллс-Ройс Холдингс |
Первый запуск | 18 марта 2003 г. [1] |
Основные приложения | Аэробус А380 |
Разработано на основе | Трент 800 |
Развитый в | Трент 1000 |
Rolls -Royce Trent 900 — это турбовентиляторный двигатель с большим двухконтурным режимом, производимый компанией Rolls-Royce plc для установки на самолет Airbus A380 , конкурирующий с Engine Alliance GP7000 . Первоначально предлагалось для Boeing 747-500/600X в июле 1996 г. от этого первого приложения позже отказались, но оно было предложено для A3XX , запущен в эксплуатацию как A380 в декабре 2000 года. Впервые он состоялся 18 марта 2003 года. совершил свой первый полет 17 мая 2004 года на испытательном стенде А340 , и был сертифицирован EASA 29 октября 2004 г. Создавая усилие до 374 кН (84 000 фунтов силы), Trent 900 имеет трехвальную архитектуру семейства Rolls-Royce Trent с вентилятором диаметром 2,95 м (116 дюймов). Он имеет степень перепуска 37–39:1 8,5–8,7:1 и общую степень давления .
Разработка
[ редактировать ]
В июле 1996 года Rolls-Royce предложил Trent 900 для предлагаемого Boeing 747-500/600X , планируя поступить на вооружение в 2000 году и конкурируя с альянсом General Electric/Pratt & Whitney Engine Engine . С уменьшенным ядром Trent 800 и аналогичным вентилятором диаметром 2,8 м (110 дюймов), увеличивающим степень двухконтурности с 6,5 до 8,5, двигатель мощностью 345–365 кН (78 000–82 000 фунтов силы) также мог бы приводить в действие Airbus A3XX . [2] Разработка стоимостью 450 миллионов долларов была нацелена на сертификацию в декабре 1999 года, но от 747X позже отказались, оставив A3XX , его конкурента Airbus, в качестве возможного приложения с 2003 года. [3]
К июлю 2000 года Trent 900 стал первым двигателем, заказанным для A3XX, уже со стреловидным вентилятором. [4] К сентябрю его конструкция не была заморожена, и диаметр вентилятора мог увеличиться до 13 см (5 дюймов) для тяги от 68 000 до 80 000 фунтов силы (от 300 до 360 кН). [5] A3XX был выпущен как A380 19 декабря 2000 года. [6] Затем его выбрали Singapore Airlines и Virgin Atlantic вместо конкурирующего GP7200 . [7] Trent 900 впервые запустился 18 марта 2003 года, достигнув своей сертифицированной тяги в 81 000 фунтов силы (360 кН) 2 апреля и достигнув 88 000 фунтов силы (390 кН) неделей позже, с возможностью роста до 94 000 фунтов силы (420 кН). Его 300-сантиметровый (118-дюймовый) вентилятор взят от демонстратора Trent 8104 , а золотник HP встречного вращения используется впервые, что обеспечивает повышение эффективности до 2%. [1]
Trent 900 совершил свой первый полет 17 мая 2004 года на испытательном стенде Airbus A340-300, заменив левый внутренний двигатель CFM56 . [8] Его окончательная сертификация была выдана EASA 29 октября 2004 г. [9] и FAA 4 декабря 2006 года. После двенадцатимесячной приостановки, вызванной задержкой поставок A380, Rolls-Royce объявила в октябре 2007 года, что производство Trent 900 было возобновлено. [10] 27 сентября 2007 года British Airways объявила о выборе Trent 900 для установки на 12 самолетов A380. [11] помогая увеличить долю двигателя на рынке двигателей A380 до 52% в конце февраля 2009 года.
Дизайн
[ редактировать ]Trent 900 — это турбовентиляторный двигатель с осевым потоком и большим двухконтурным режимом с тремя соосными валами семейства Rolls-Royce Trent . Вентилятор диаметром 2,95 м (116 дюймов) со стреловидными лопастями приводится в движение 5-ступенчатой турбиной низкого давления , 8-ступенчатый компрессор ПД и 6-ступенчатый компрессор ВД приводятся в действие одноступенчатой турбиной, при этом золотник ВД вращается в противоположное направление остальных. Он имеет одну кольцевую камеру сгорания и управляется EEC . Он сертифицирован для тяги от 334,29 до 374,09 кН (от 75 152 до 84 098 фунтов силы). [9]
Его стреловидный вентилятор унаследован от демонстратора Trent 8104 , а золотник HP встречного вращения используется впервые. [1] Он оснащен уменьшенным ядром Trent 800 . [2] Его можно перевозить целиком на грузовом самолете Boeing 747 , единственном двигателе А380, который можно перевозить таким образом. [12] Стреловидный вентилятор на 15% легче предыдущих широкохордных лопастей. [ нужна ссылка ]
У Rolls-Royce семь партнеров по распределению рисков и доходов по Trent 900: Industria de Turbo Propulsores (турбина низкого давления), Hamilton Sundстранд (электронное управление двигателем), Avio SpA (модуль коробки передач), Marubeni Corporation (компоненты двигателя), Volvo Aero. (корпус промежуточного компрессора), Goodrich Corporation (кожухи вентиляторов и датчики) и Honeywell (пневматические системы). Кроме того, Samsung Techwin , Kawasaki Heavy Industries и Ishikawajima-Harima Heavy Industries (IHI) . партнерами программы являются [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]
Вариант | Снимать | Максимальный непрерывный |
---|---|---|
Трент 970-84 | 334.29 (75,152) | 319.60 (71,850) |
Трент 972-84 | 341.41 (76,752) | |
Трент 970B-84 | 348.31 (78,304) | |
Трент 972B-84 | 356.81 (80,213) | |
Трент 977-84 | 359.33 (80,781) | |
Трент 977B-84 | 372.92 (83,835) | |
Трент 980-84 | 374.09 (84,098) | |
Трент 972E-84 | 341.41 (76,752) |
Обновления
[ редактировать ]Семейство двигателей Trent 900 получило свой первый набор обновлений, продаваемый как Trent 900EP; они были доступны для поставки с 2012 года. Этот пакет обеспечил экономию топлива на 1% по сравнению с двигателями без EP. В компании Rolls-Royce сообщили Aviation Week и Space Technology , что в большинстве случаев модернизация предназначалась как для новых двигателей, так и для модернизации. [13] Это обновление основано на достижениях, достигнутых при разработке Trent XWB для Airbus A350 XWB , и соответствует улучшениям, сделанным для Trent 700, под названием Trent 700EP. [14] Блок 1 включает в себя эллиптические передние кромки компрессора, меньшие зазоры между концами турбины низкого давления и новое покрытие барабана компрессора высокого давления, а также обновление программного обеспечения управления двигателем ( FADEC ).
Пакет EP2 вступил в испытания в мае 2013 года и должен был быть готов к поставке в середине 2014 года. Целью этого пакета является обеспечение дальнейшего снижения расхода топлива на 0,8% помимо улучшений, предлагаемых пакетом EP. [15] Изменения включают улучшенное уплотнение турбины низкого давления, улучшение зазоров между концами лопаток вентилятора и другие изменения, заимствованные из двигателей, разработанных для Boeing 787 и Airbus A350. [13] EP2 прошел на сертификат типа испытания Европейского агентства авиационной безопасности 27 ноября 2013 г. [16] и сертификат типа обновления был выдан 11 декабря 2013 года. [9]
Еще одна модернизация была представлена в 2016 году с пакетом EP3. [17]
Приложения
[ редактировать ]Операционная история
[ редактировать ]Неконтролируемый отказ двигателя Qantas QF32
[ редактировать ]Рейс 32 Qantas был регулярным пассажирским рейсом из Лондона в Сидней через Сингапур . 4 ноября 2010 года у самолета Airbus A380 , выполнявшего этот маршрут, произошел неконтролируемый отказ одного из четырех двигателей Rolls-Royce Trent 900 . Авария произошла над островами Риау в Индонезии , через четыре минуты после взлета из сингапурского аэропорта Чанги . Прождав почти два часа для оценки ситуации, самолет совершил успешную вынужденную посадку в Чанги. Пассажиры, члены экипажа или люди на земле не пострадали, несмотря на то, что обломки самолета упали на дома в Батаме . [18]
самолета При осмотре было обнаружено, что диск турбины в двигателе номер два (с левой стороны, ближе к фюзеляжу) распался, что привело к серьезным повреждениям гондолы , крыла, топливной системы, шасси , органов управления полетом и органов управления двигателем. и самозатухший пожар в топливном баке. Последующее расследование пришло к выводу, что авария произошла из-за поломки патрубка маслопровода, который был изготовлен неправильно. [19]
Авария стала первой в своем роде для А380, крупнейшего в мире пассажирского самолета. На момент катастрофы 39 самолетов А380 выполняли рейсы пяти авиакомпаний: Qantas , Air France , Emirates , Lufthansa и Singapore Airlines . Авария привела к временной остановке движения остального парка самолетов Qantas A380 из шести самолетов. [20] Это также привело к заземлению, проверкам и замене двигателей на некоторых других самолетах A380 с двигателями Rolls-Royce , находящихся на вооружении Lufthansa и Singapore Airlines, но не в парке A380 Air France или Emirates, которые были оснащены двигателями Engine Alliance .
Расходы
[ редактировать ]В 2000 году Qantas назвала цену в 12,85 миллиона долларов США за Trent 900. [21] В 2015 году Emirates Airlines подписала контракт на 200 самолетов Trent 900, включая долгосрочную сервисную поддержку, стоимостью 9,2 миллиарда долларов США или 46 миллионов долларов США за двигатель. [22] В 2016 году ANA приобрела двигатели для трех новых самолетов Airbus A380 за 300 миллионов долларов: 25 миллионов долларов за Trent 900. [23] Стоимость нового комплекса LLP составляет 7 миллионов долларов, а капитальный ремонт стоит немного дороже. [24]
Двигатели на выставке
[ редактировать ]Trent 900 выставлены в Музее авиации ЛеБурже (Париж, Франция), Севильском университете (Севилья, Испания) и Малагском музее авиации (Малага, Испания).
Технические характеристики (Трент 900)
[ редактировать ]Данные EASA [9]
Общие характеристики
- Тип: Трехвальный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности.
- Длина: 5478 мм (215,7 дюйма) от кончика спиннера без резинового наконечника до фланца крепления заглушки корпуса хвостового подшипника.
- Диаметр: вентилятор 2950 мм (116 дюймов)
- Сухой вес: 6246 кг (13770 фунтов)
Компоненты
- Компрессор: одноступенчатый НД (вентилятор), 8-ступенчатый осевой компрессор IP (IPC), 6-ступенчатый осевой компрессор высокого давления (HPC)
- Камеры сгорания : Одиночная кольцевая камера сгорания.
- Турбина : одноступенчатая турбина высокого давления (HPT), одноступенчатая турбина IP (IPT), 5-ступенчатая турбина низкого давления (LPT).
Производительность
- Максимальная тяга : от 334,29 до 374,09 кН (от 75 152 до 84 098 фунтов силы)
- Общий коэффициент давления : 37–39. [12]
- Коэффициент двухконтурности : 8,5–8,7. [12]
- Массовый расход воздуха: 1204–1245 кг (2655–2745 фунтов)/сек. [12]
- Удельный расход топлива : 16 г/(кН⋅с) (0,56 фунта/(фунт-сила⋅ч)) в крейсерском режиме ( 0,85 Маха , высота 10668 м (35000 футов)) [25]
- Тяговооруженность : 5,46–6,11.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Упор вперед» . Рейс Интернешнл . 20 мая 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Макс Кингсли-Джонс (24 июля 1996 г.). «РР предлагает Трент 900 на 747-Х» . Рейс Интернешнл .
- ^ Эндрю Дойл (26 февраля 1997 г.). «Kawasaki, RR пересматривает планы по двигателю Trent 900» . Рейс Интернешнл .
- ^ Джулиан Моксон (25 июля 2000 г.). «Трент 500 набирает форму» . Рейс Интернешнл .
- ^ Гай Норрис (12 сентября 2000 г.). «GP7000 будет запущен на A3XX» . Рейс Интернешнл .
- ^ «Аэробус на взлетно-посадочной полосе» . CNN . 19 декабря 2000 г.
- ^ Пол Льюис/Эндрю Дойл (9 января 2001 г.). «Сделки по совместному использованию увеличивают европейскую долю в GP7000» . Рейс Интернешнл .
- ^ «Двигатель Airbus A380 начинает летные испытания на испытательном стенде A340» (пресс-релиз). Аэробус. 17 мая 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Паспорт типа сертификата E.012» (PDF) . EASA. 21 февраля 2019 г.
- ^ «Rolls-Royce готовится к запуску A380» . Рейс Интернешнл . 15 октября 2007 г.
- ^ «Rolls-Royce пострадал из-за задержки Airbus» . Новости Би-би-си . 6 октября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Брошюра о Тренте 900» (PDF) . Роллс-Ройс. 6 июля 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Норрис, Гай (7 октября 2013 г.). «Роллс начинает усовершенствованные испытания двигателя А380» . Неделя авиации и космических технологий . стр. 44–45.
- ^ «Улучшение Trent 900EP на 1% — это «только начало»: Rolls-Royce» . Полет Глобал . 28 октября 2009 г.
- ^ «Rolls Tests A380 Trent Upgrade» . Неделя авиации и космических технологий . 19 июня 2013 г.
- ^ «Усовершенствованный Trent 900 прошел типовые испытания EASA» . Полет Глобал . 26 ноября 2013 г.
- ^ «Роллс-Ройс Трент 900» . Компания Роллс-Ройс .
- ^ «Индонезийцы собирают обломки двигателя самолета Qantas» . Новости АВС . 4 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 г.
- ^ «Отчет о расследовании авиационной безопасности 089 - Неконтролируемый отказ двигателя Airbus A380-842 в полете, VH-OQA» . Австралийское бюро по безопасности на транспорте , Министерство транспорта и региональных служб , Правительство Австралии . Проверено 4 июля 2013 г. ( Архив )
- ^ Кораньи, Балаж (23 ноября 2010 г.). «План Qantas по возобновлению полетов А380 облегчает проблемы Rolls » Рейтер.com. Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 25 ноября 2010 г.
- ^ Уилл Хортон (14 декабря 2010 г.). «Трент 900 с высокой тягой, ограниченный 75 полетными циклами: Qantas» . FlightGlobal .
- ^ «Rolls-Royce получил крупнейший заказ от Emirates» (пресс-релиз). Роллс-Ройс. 17 апреля 2015 г.
- ^ «ANA Group выбирает двигатели Rolls-Royce стоимостью $300 млн для самолетов Airbus A380» (Пресс-релиз). Роллс-Ройс. 29 января 2016 г.
- ^ «Полугодовой перечень стоимости реактивных самолетов» . Новости стоимости самолетов . 25 июня 2018 г.
- ^ Элоди Ру (2007). Турбореактивные и турбореактивные двигатели: Справочник по базам данных . Элоди Ру. п. 485. ИСБН 9782952938013 . OCLC 879328119 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Трент 900» . Роллс-Ройс.
- «Номер TCDS E00075EN» (PDF) . ФАУ. 25 апреля 2019 г.