Рейс 243 авиакомпании Алоха Эйрлайнз
![]() Фюзеляж остался после аварийной посадки | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 28 апреля 1988 г. |
Краткое содержание | Аварийная посадка после разрушения конструкции в полете и взрывной декомпрессии [ 1 ] [ 2 ] |
Сайт | недалеко от Кахулуи , Гавайи , США 20 ° 32'24 "N 156 ° 16'48" W / 20,54000 ° N 156,28000 ° W |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 737-297 |
Название самолета | Королева Лилиуокалани |
Оператор | Алоха Эйрлайнз |
Регистрация | N73711 |
Начало рейса | Международный аэропорт Хило |
Место назначения | Международный аэропорт Гонолулу (ныне Международный аэропорт Дэниела К. Иноуе) |
Оккупанты | 95 |
Пассажиры | 90 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 1 |
Травмы | 65 |
Выжившие | 94 |
Рейс 243 Aloha Airlines (IATA: AQ243, ICAO: AAH243) — регулярный рейс Aloha Airlines между Хило и Гонолулу на Гавайях. 28 апреля 1988 года обслуживавший этот рейс Боинг 737-297 получил серьезные повреждения в результате взрывной декомпрессии в полете, вызванной разрушением части фюзеляжа из-за плохого обслуживания и усталости металла. Самолет смог благополучно приземлиться в аэропорту Кахулуи на острове Мауи . Единственная погибшая, бортпроводница Кларабель «CB» Лансинг, была катапультирована из самолета. Еще 65 пассажиров и членов экипажа получили ранения. Существенный ущерб, причиненный декомпрессией, потеря одного члена бортпроводника и безопасная посадка самолета сделали этот инцидент значимым событием в истории авиации, имеющим далеко идущие последствия для политики и процедур авиационной безопасности . [ 3 ]
Самолет и экипаж
[ редактировать ]

Речь шла о самолете Boeing 737-297, который стал 152-м планером Boeing 737, построенным на сборочном заводе в Рентоне . [ 4 ] Он был построен в 1969 году и передан авиакомпании Aloha Airlines 10 мая 1969 года. Его регистрационный номер N73711. [ 5 ] . При доставке в Алоху он был назван King Kalaniopuu в честь Kalaniʻōpuʻu , пока не был сдан в аренду Air California/AirCal, после чего название было присвоено N728AL. Когда N73711 вернулась в Алоху, она получила свое второе имя — Королева Лилиуокалани в честь Лилиуокалани . [ 6 ] Хотя до аварии планер налетал 35 496 часов, эти часы включали почти 89 680 летных циклов (взлеты и посадки) из-за его использования на коротких полетах. [ 7 ] Это более чем в два раза превышало количество полетных циклов, на которое он был рассчитан. [ 3 ] : 18 На момент инцидента авиакомпания Aloha Airlines эксплуатировала два Боинга 737 с самым высоким полетным циклом в мире, при этом происшедший самолет был номером два. [ 8 ] : 21
Капитаном . рейса был 44-летний Роберт Шорнсхаймер, опытный пилот с 8500 часами налета, из них 6700 на Боингах 737 [ 3 ] : 11 Первым офицером была 36-летняя Мэдлин «Мими» Томпкинс. [ 9 ] которая также имела значительный опыт управления Боингом 737, налетав 3500 из 8000 часов на этой конкретной модели Боинга. [ 3 ] : 11
Инцидент
[ редактировать ]Рейс 243 вылетел из международного аэропорта Хило в 13:25 по тихоокеанскому стандартному времени 28 апреля 1988 года с пятью членами экипажа и 90 пассажирами на борту и направлялся в Гонолулу. [ 3 ] : 2 Ничего необычного не было отмечено во время предвылетной проверки самолета, который ранее в тот же день уже совершил три рейса туда и обратно из Гонолулу в Хило, Мауи и Кауаи, причем все без происшествий. Были проверены метеорологические условия, но никаких сообщений о погодных явлениях на воздушном маршруте согласно сообщениям AIRMET или SIGMET не поступало . [ 3 ] : 2
После обычного взлета и набора высоты самолет достиг своей нормальной высоты полета 24 000 футов (7300 м), когда около 13:48 находился примерно в 23 морских милях (43 км; 26 миль) к юго-юго-востоку от Кахулуи на острове Мауи, секция на левой стороне крыши разорвалась со свистящим звуком. [ 3 ] : 2 Капитан почувствовал, как самолет кренится влево и вправо, и управление ослабло; Первый офицер заметил плавающие в кабине куски серой изоляции. Дверь кабины отломилась, и капитан увидел «голубое небо там, где раньше был потолок первого класса». [ 3 ] : 2 Оторвался большой участок крыши, состоящий из всей верхней половины обшивки самолета, простирающейся от сразу за кабиной до области переднего крыла. [ 10 ] длина около 18 футов (5,5 м). [ 3 ]

Единственной погибшей стала 58-летняя стюардесса Кларабель «CB» Лансинг, которую выбросило из самолета, когда она стояла возле сидений пятого ряда; ее тело так и не было найдено. [ 3 ] : 5 На момент инцидента Лансинг была 37-летней стюардессой-ветераном. Еще восемь человек получили серьезные травмы. [ 3 ] : 5 Во время разгерметизации все пассажиры сидели и были пристегнуты ремнями безопасности. [ 11 ]
Первый офицер Томпкинс был пилотом, летавшим во время инцидента; Капитан Шорнштхаймер взял на себя управление и немедленно выполнил аварийный спуск. [ 3 ] : 2 Экипаж объявил чрезвычайную ситуацию и направился в аэропорт Кахулуи для вынужденной посадки . При заходе на посадку в аэропорт отказал левый двигатель, и экипаж не был уверен, правильно ли опущена передняя стойка. Тем не менее, им удалось нормально приземлиться на взлетно-посадочной полосе 2 через тринадцать минут после инцидента. аварийной эвакуации самолета При приземлении трапы были раскрыты, и пассажиры быстро эвакуировались из самолета. [ 12 ] Сообщается, что шестьдесят пять человек получили ранения, восемь из них получили серьезные ранения. В то время на Мауи не было плана на случай чрезвычайной ситуации такого типа. Раненых доставили в больницу в туристических фургонах, принадлежащих Akamai Tours, которыми управляли офисные сотрудники и механики, поскольку на острове было всего две машины скорой помощи. Авиадиспетчерская служба связалась с Акамай по рации и попросила как можно больше из их 15-местных фургонов отправиться в аэропорт (который находился в 3 милях (4,8 км) от их базы) для перевозки раненых. Двое водителей Акамай были бывшими парамедиками и организовали сортировку на взлетно-посадочной полосе. [ 3 ]
Последствия
[ редактировать ]
Дополнительные повреждения самолета включали повреждение и вмятины горизонтальных стабилизаторов, оба из которых были поражены летающими обломками. Некоторые металлические обломки также попали в вертикальный стабилизатор самолета, причинив легкие повреждения. Также были повреждены передние кромки обоих крыльев и оба капота двигателей. Самолет был поврежден и не подлежал ремонту, разобран на месте и списан . [ 3 ]
Кусок фюзеляжа, оторванный от самолета, так и не был найден. [ 13 ] Расследование Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB) пришло к выводу, что авария была вызвана усталостью металла, усугубленной щелевой коррозией . Самолету было 19 лет, и он эксплуатировался в прибрежных условиях, в условиях воздействия соли и влажности. [ 14 ] [ 15 ]
В ходе допроса пассажирка Гейл Ямамото рассказала следователям, что заметила трещину в фюзеляже при посадке, но не уведомила никого. [ 3 ] : 5
В 1995 году сад в Терминале 1 международного аэропорта Гонолулу был назван в честь бортпроводника Лансинга. [ 16 ]
Строительство
[ редактировать ]Инцидентный самолет имел номер 152. Все Боинги 737, построенные после номера 291, имели дополнительный внешний слой обшивки или двойной лист на нахлесточном стыке фюзеляжа. [ 3 ] : 16–17 В конструкции инцидентного самолета этот лист-дублер не использовался. В случае производственной линии 292 и последующих этот двойной лист давал дополнительную толщину 0,91 мм (0,036 дюйма) в месте соединения внахлест. Для самолетов с номером 291 и ранее использовалось холодное склеивание, при этом крепежные детали использовались для поддержания поверхностного контакта в стыке, позволяя клею переносить нагрузку внутри стыка. В этом соединении холодного склеивания использовалась тканая ткань, пропитанная эпоксидной смолой, для соединения краев обшивочных панелей толщиной 0,9 мм (0,035 дюйма). Эти эпоксидные ткани были реактивными при комнатной температуре, поэтому их хранили при температуре сухого льда до тех пор, пока они не были использованы в производстве. После сборки соединение затвердевало при комнатной температуре. Процесс холодного склеивания позволил снизить общий вес и стоимость производства. Нагрузки на обшивку фюзеляжа (окружные нагрузки внутри обшивки из-за герметизации кабины) должны были передаваться через клеевое соединение, а не через заклепки, что позволяло использовать более легкие и тонкие панели обшивки фюзеляжа без снижения усталостного ресурса. [ 3 ] : 13–21
Дополнительная конструкция внешнего слоя улучшила соединение за счет:
- Устранение усталостных деталей, возникающих в результате зенковки панелей для заклепок в оторвавшейся верхней обшивке, и
- Устранение проблемы коррозии, связанной с сетчатой тканью, которая может впитывать влагу в нахлесточное соединение. [ 3 ]
Заключение
[ редактировать ]Расследование NTSB установило, что качество программ проверок и технического обслуживания было недостаточным. Осмотр фюзеляжа был запланирован на ночь, что затруднило проведение адекватного осмотра внешней обшивки самолета.
Также разрушение фюзеляжа началось в нахлесточном соединении по S-10L; [ 7 ] Механизм разрушения возник в результате множественного усталостного растрескивания обшивки, прилегающей к заклепочным отверстиям по верхнему ряду заклепок нахлесточного соединения, и отслоения отрывной планки, что сводило на нет безотказные характеристики фюзеляжа. Наконец, усталостное растрескивание начинается с кромки ножа, связанной с потайными отверстиями для заклепок нахлесточного соединения; на кромке ножа концентрировались напряжения, которые передавались через заклепки из-за отслоения соединения внахлестку. [ 3 ] : 71
NTSB в своем окончательном отчете об аварии заключил: [ 3 ] : 73–74
Национальный совет по безопасности на транспорте определяет, что вероятной причиной этой аварии стала неспособность программы технического обслуживания Aloha Airlines обнаружить наличие значительного отслоения и усталостных повреждений, что в конечном итоге привело к выходу из строя нахлесточного соединения на S-10L и отделению Верхняя лопасть фюзеляжа. Аварии способствовала неспособность руководства Aloha Airlines должным образом контролировать свои силы технического обслуживания; отказ ФАУ потребовать проверки всех нахлесточных соединений согласно Директиве летной годности 87-21-08, предложенной в сервисном бюллетене Boeing Alert Service Bulletin SB 737-53A1039; и отсутствие полного замыкающего действия (не предусмотренного Boeing и не требуемого FAA) после обнаружения на ранних этапах производства трудностей в нахлесточном соединении холодного соединения B-737, что привело к низкой прочности соединения, коррозии и преждевременному усталостному растрескиванию. .
Один член правления не согласился, утверждая, что усталостное растрескивание явно было вероятной причиной, но что техническое обслуживание Aloha Airlines не следует выделять отдельно, поскольку сбои в обслуживании FAA, Boeing и Aloha Airlines были факторами, способствовавшими катастрофе. [ 3 ] : 78
В популярной культуре
[ редактировать ]- События рейса 243 были показаны в «Висящем на волоске», эпизоде третьего сезона (2005 г.) канадского сериала Mayday. [ 17 ] (называемый «Авиационные чрезвычайные ситуации и авиакатастрофы» в США и «Расследование авиакатастроф» в Великобритании и других странах мира). Полет также был включен в шестой Первомайский сезон (2007) выпуска Science of Disaster специального под названием «Ripped Apart». [ 18 ]
- История рейса 243 стала темой снятого для телевидения фильма 1990 года под названием «Чудесная посадка» .
- Мемориальный сад был открыт в 1995 году в честь Лансинга в международном аэропорту Гонолулу. [ 19 ]
- Он показан во 2-й серии 1-го сезона телешоу « Почему самолеты терпят крушение » в эпизоде под названием «Переломный момент».
- Альбом Vampire Weekend Only God Was Over Us назван в честь статьи New York Daily News об инциденте. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 811 United Airlines , также на Гавайях, инцидент, в результате которого отказ грузовой двери вызвал взрывную декомпрессию, девять пассажиров были выброшены из самолета и погибли, но экипаж смог выполнить благополучную посадку, 1989 год.
- Рейс 103 Дальневосточного воздушного транспорта , самолет идентичного типа, который распался в воздухе из-за усталостного растрескивания металла и сильной коррозии, в результате чего погибли все 110 человек на борту, 1981 год.
- Рейс 611 China Airlines , Боинг 747-200 , у которого произошел структурный отказ из-за ошибки технического обслуживания, допущенной при устранении усталостного растрескивания в результате удара хвостом 22 года назад, что привело к гибели всех 225 человек на борту, 2002 г.
- Рейс 123 Japan Air Lines , рейс, у которого произошел структурный отказ, также вызванный плохим ремонтом после удара хвостом семь лет назад, 520 человек погибли и 4 получили ранения, 1985 г.
- Рейс 101 Chalk's Ocean Airways , рейс, в котором произошел структурный отказ и отделение крыла от фюзеляжа из-за усталости металла, что привело к гибели всех 20 человек на борту, 2005 г.
- Список известных происшествий и происшествий, связанных с декомпрессией
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рейс 243 авиакомпании Aloha Airlines, 28 апреля 1988 г.» . Звезда-Рекламодатель . 27 апреля 2018 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2018 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Херли, Тимоти (28 апреля 2018 г.). «Вспоминая рейс 243 авиакомпании Aloha Airlines» . Звезда-Рекламодатель . Архивировано из оригинала 10 мая 2018 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Отчет об авиационном происшествии, рейс 243 авиакомпании Aloha Airlines, Боинг 737-100, N73711, недалеко от Мауи, Гавайи, 28 апреля 1998 г.» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 14 июня 1989 г. NTSB/AAR-89/03. Архивировано (PDF) из оригинала 20 января 2021 г. Проверено 5 февраля 2016 г. — Копия в Архивировано 3 января 2024 года в Wayback Machine Авиационном университете Эмбри-Риддла .
- ^ «Производственный список 737» . 9 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ (N73711)» . Федеральное управление гражданской авиации .
- ^ «История регистрации N73711» . 9 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Отчет об инциденте с рейсом 243 авиакомпании Aloha Airlines — AviationSafety.net. Архивировано 15 октября 2015 г. на Wayback Machine , доступ осуществлен 5 июля 2014 г.
- ^ «Отчет ФАУ» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2023 г.
- ^ «Пилот рейса 243 авиакомпании Aloha Airlines описывает, что произошло, когда у самолета сорвало крышу» . 9 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. — на YouTube .
- ^ Макферсон, Малькольм (1998). «27» . Черный ящик: совершенно новые записи диктофона в кабине экипажа о происшествиях в полете . Харпер в мягкой обложке. стр. 157–161 . ISBN 978-0-688-15892-7 .
- ^ «Авиакатастрофа ASN Boeing 737-297 N73711 Мауи, Гавайи» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 18 июня 2017 года . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ Купер, Энн Льюис; Райнус, Шэрон (2008). «Мими Томпкинс-Последствия». Звезды неба, Все легенды: иллюстрированные истории женщин-пионеров авиации . Зенит Пресс. стр. 138–140. ISBN 978-0-7603-3374-7 .
- ^ Рекламодатель Гонолулу (2001). «Инженер опасается повторения катастрофы самолета «Алоха» в 1988 году» . Архивировано из оригинала 31 января 2008 года . Проверено 6 февраля 2008 г.
- ^ Рассел, Алан; Ли, Кок Лунг (2005). Соотношения структура-свойство в цветных металлах . Уайли-Интерсайенс. п. 70. Бибкод : 2005srnm.book.....R . ISBN 978-0-471-64952-6 .
- ^ «Инцидент Алоха» . Архивировано из оригинала 22 августа 2006 года . Проверено 17 августа 2006 г.
- ^ «Культурный сад» . Международный аэропорт Дэниела К. Иноуе (hawaii.gov) . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «Висит на волоске». Первое мая . Сезон 3. Эпизод 1. 2005. Discovery Channel Canada / National Geographic Channel .
- ^ «Разорванный». Первое мая . Сезон 6. Эпизод 1. 2007. Discovery Channel Canada / National Geographic Channel .
- ^ «Культурный сад» . www.airports.hawaii.gov . Архивировано из оригинала 18 февраля 2022 года . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Келли, Тайлер Дамара (8 февраля 2024 г.). «Vampire Weekend анонсируют первый альбом за пять лет, Only God Was Over Us» . Линия наилучшего соответствия . Архивировано из оригинала 18 февраля 2024 года . Проверено 18 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии N73711 до инцидента
- Aloha Air 243, фильм спасательной операции, с интервью пассажиров - документальный ролик
- Аварии и инциденты авиакомпании Aloha Airlines
- Авиационные происшествия и происшествия в США в 1988 г.
- Аварии и происшествия с авиалайнерами на Гавайях
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные разрушением конструкции в полете
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с разгерметизацией в полете
- Аварии и инциденты с участием Boeing 737 Original
- События апреля 1988 года в США.
- 1988 год на Гавайях