Джо Саттер
Джо Саттер | |
---|---|
Рожденный | 21 марта 1921 г. Сиэтл, Вашингтон , США |
Умер | 30 августа 2016 г. Бремертон , Вашингтон, США | (95 лет)
Образование | Вашингтонский университет ( BS ) |
Работодатель | Коммерческие самолеты Боинг |
Известный | Главный инженер по разработке Боинга 747 |
Заметная работа | 747: Создание первого в мире авиалайнера и другие приключения из жизни в авиации |
Супруг | Нэнси Френч [1] |
Дети | 3 |
Награды | Медаль США в области технологий (1985) Медаль Дэниела Гуггенхайма (1990) Американского института аэронавтики и астронавтики за самолеты Премия Мемориальный трофей братьев Райт [2] |
Джозеф Фредерик Саттер (21 марта 1921 — 30 августа 2016) — американский инженер Boeing Airplane Company и руководитель группы разработчиков Boeing 747 под руководством Малкольма Т. Стэмпера , руководителя проекта 747. [3] Журнал Air & Space/Smithsonian назвал Саттера «отцом Боинга 747». [4]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Саттер родился в Сиэтле, штат Вашингтон , и вырос недалеко от завода Boeing в Сиэтле. [5] Он был словенского происхождения — его отец, Франк Сухадолк (1879–1945) из Добровы, Словения , приехал в Америку в качестве золотоискателя . Саттер учился в Вашингтонском университете и получил степень бакалавра авиационной техники в 1943 году. [6]
Карьера
[ редактировать ]В 1940 году Саттер устроился на летнюю работу на завод Боинг-2, одновременно изучая авиационную технику в Вашингтонском университете . Саттер служил младшим офицером на борту эскортного эсминца USS Edward H. Allen (DE-531) ВМС США во время Второй мировой войны .
Он был молодым ветераном ВМС США, заканчивавшим учебу, когда Боинг и Дуглас предложили ему работу. Боинг верил в реактивные самолеты , поэтому отправился туда. Бывший исполнительный директор Boeing Джим Албо считает, что Дуглас, вероятно, сегодня владел бы Boeing, если бы все пошло иначе. [7]
В компании Boeing Саттер работал над многими проектами коммерческих самолетов, включая 367-80 «Dash 80», 707 , 727 и 737 . В конце концов он стал менеджером нового огромного широкофюзеляжного самолета — четырехмоторного Боинга 747 . В качестве главного инженера он руководил командой по проектированию и сборке 747 от концепции в 1965 году до внедрения в 1969 году. Он стал известен как «отец 747». [8]
Последней работой Саттера была должность исполнительного вице-президента по проектированию коммерческих самолетов и разработке продукции, когда он ушел из Boeing в 1986 году. [5]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Саттер работал в Комиссии Роджерса , расследуя космического корабля " Челленджер" катастрофу . Он также был выбран лауреатом Премии Зала славы Международной ассоциации грузовых авиаперевозок в 2002 году и был инженерным консультантом по продажам . [9] [10] По состоянию на июль 2010 года он был членом Старшей консультативной группы Boeing, которая изучала альтернативы полной замены Boeing 737 или модернизации двигателя существующей на тот момент конструкции, последняя в конечном итоге была выбрана и позже продана как Боинг 737 МАКС . [11] На протяжении десятилетий он проживал в Западном Сиэтле . В 2011 году, в день его 90-летия, здание Boeing 40-87 в Эверетте, штат Вашингтон, главное инженерное здание подразделения коммерческих самолетов Boeing, было переименовано в здание Джо Саттера. Саттер умер 30 августа 2016 года в больнице Бремертона, штат Вашингтон , от осложнений пневмонии , в возрасте 95 лет. [12]
Книга
[ редактировать ]Автор и историк авиации Джей Спенсер тесно сотрудничал с Саттером в течение 18 месяцев, чтобы написать его автобиографию, озаглавленную « 747: создание первого в мире гигантского реактивного самолета и другие приключения из жизни в авиации» ( ISBN 0-06-088241-7 ). Она была опубликована издательством Smithsonian Books/ HarperCollins в твердом переплете в 2006 году и в мягкой обложке в 2007 году. Эта книга рассказывает о детстве Саттера и описывает его жизнь и 40-летнюю карьеру в Boeing.
В книге подробно описывается пребывание Саттера на посту главного инженера по разработке самолета 747, а также подробно описываются его проектирование, производство, испытания, сертификация и поставка авиакомпаниям мира. В книге также описаны последующие модели Боинга 747 и две основные модификации этого типа: 747-400 1989 года и 747-8 . [13]
Награды
[ редактировать ]- 1985 г. Награда Медали США в области технологий . За вклад в развитие гражданской реактивной авиации . [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джо Саттер (2006). 747: Создание первого в мире авиалайнера и другие приключения из жизни в авиации . ХарперКоллинз . ISBN 0060882417 .
- ^ «Часть вторая: идея Саттера произвела революцию в авиаперевозках» . Университет Вашингтона . Июнь 2001 года . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Джон Б. Сол (9 июня 2006 г.). «Обоснованные мемуары пионера авиации» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Беттина Шаванн, «Отец Боинга 747» . Смитсоновский институт авиации и космоса . Январь 2007 года.
- ^ Jump up to: а б Робертс, Сэм (1 сентября 2016 г.). «Джо Саттер, 95 лет, умер; управляемое создание Боинга 747» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Президентская библиотека Рональда Рейгана: Назначение Джозефа Ф. Саттера членом президентской комиссии по катастрофе космического корабля "Челленджер"
- ^ Джеймс Албо (4 декабря 2017 г.). «Мнение: уроки аэрокосмического успеха Джима Олбо» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Тиббитс, Джордж (14 сентября 2010 г.). «В США Boeing сносит завод №2, фабрику, где Сиэтл стал городом высоких технологий» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Профиль TIACA. Архивировано 18 августа 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Джозеф Ф. Саттер; Дэвид К. Ноулен (1990). «Взгляд инженера на авиатранспортную отрасль». Сделки SAE . 99 : 2264–2277. JSTOR 44473182 .
- ^ Обри Коэн (16 июля 2010 г.). «Сроки замены 737 зависят от двигателей» . Сиэтлский пост-разведчик . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ «Легендарный конструктор Боинга 747 Саттер умер в возрасте 95 лет» . Мир воздушного транспорта . 30 августа 2016 г.
- ^ Саттер, Джо и Спенсер, Джей. 747: Создание первого в мире гигантского реактивного самолета и другие приключения из жизни в авиации , University of Washington Press, 2006. ISBN 0-06-088241-7 .
- ↑ Список правительства США: получатели Национальной медали за технологии, получено 18 августа 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Боинг: Вспоминая «невероятную» легенду
- Боинг: Журнал Рэнди: Отец знает лучше , запись в блоге, посвященная Джо Саттеру
- Поворот Саттера - инженерная история , поворот крыла , названный в его честь
- 1921 рождений
- смертей в 2016 г.
- Американские аэрокосмические инженеры
- Персонал ВМС США времен Второй мировой войны
- Американцы словенского происхождения
- Люди Боинга
- Обладатели Национальной медали технологий
- Писатели из Сиэтла
- Офицеры ВМС США
- Выпускники инженерного колледжа Вашингтонского университета