117-й истребительный авиационный полк
117-й истребительный авиационный полк 117-й истребительный авиационный полк | |
---|---|
Активный | 1944–1992 |
Расформирован | 1992 |
Страна | ![]() ![]() |
Ветвь | Советские ВВС Югославские ВВС |
Тип | полк |
Часть | 5-й корпус ВВС и ПВО |
Помолвки | Вторая мировая война ( Сирмийский фронт ) Югославские войны |
117- й истребительный авиационный полк ( сербо-хорватский 117. lovački avijacijski puk / 117. lovački avijacijski puk ) — подразделение, созданное в 1944 году как : 112-й истребительный авиационный полк ( ). Он был сформирован из югославских партизанских авиаторов, обученных и оснащенных советскими ВВС. Полк участвовал в войне за независимость Хорватии и, как полагают, несет ответственность за рейд на Врсар в 1991 году . [ 1 ]
История
[ редактировать ]112-й истребительный авиационный полк
[ редактировать ]112-й истребительный авиационный полк сформирован 25 декабря 1944 года в Велики Радинчи из югославских партизанских авиаторов в составе СССР 17-й воздушной армии 168-го гвардейского истребительного авиационного полка (168.ГИАП) . Он стал независимым от советского командования и личного состава в мае 1945 года. Полк входил в состав 11-й авиационной истребительной дивизии и был оснащен советскими Як-1М истребителями . Полк принимал участие в освобождении Югославии . Во время боевых действий базировалась на Велики Радинцы , Надаль , Кленак, Мадармечке Лучко . аэродромах [ 2 ]
К 1945 году Як-3 на вооружение были приняты новые истребители . После войны полк ненадолго перебрался в Словению, где базировался в Любляне , но вернулся в Плесо недалеко от Загреба. С 1946 по 1947 год он несколько раз передислоцировался между Мостаром , Любляной и Нови-Садом из-за кризиса на северо-западе страны. Базировался в Пуле в 1947 году.
К 1948 году полк, как и все другие части югославской армии, был переименован в 117-й истребительный авиационный полк.
Командирами полка в этот период были Сава Полянец, Джуро Иванишевич, Миле Джургус, Радован Дакович, Михайло Николич и Никола Лекич. Комиссаром был Миле Родич. [ 3 ]
117-й истребительный авиационный полк
[ редактировать ]117-й истребительный авиационный полк остался в Пуле в 1948 году, но в том же году он был переведен в Церкле , где должен был оставаться до 1949 года, когда он был переведен в Земун с новой задачей - защищать столицу Белград . В 1951 году полк перебазировался на недавно построенную авиабазу Батайница , где оставался до 1960 года. [ 4 ]
Полк был перевооружен новыми самолетами Ikarus S-49 A отечественного производства и стал первым подразделением югославских ВВС, использовавшим первый югославский послевоенный истребитель. Официально самолеты были переданы маршалом Иосипом Броз Тито 21 мая 1950 года. К 1953 году S-49 были заменены построенными в США истребителями-бомбардировщиками Republic F-84 Thunderjet . Первым пилотом югославских ВВС, обученным управлять «Тандерджетом», был подполковник Милорад Иванович, командир 117-го полка. [ 5 ] В этот период соединение было переименовано в 117-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк . В 1956 году на смену им пришли «Тандерджеты», которые оставались на вооружении полка до 1959 года, когда их заменили на F-86E Sabre . В том же году подразделение снова сменило название на 117-й истребительный авиационный полк. К 1960 году полк покинул Батайницу и перебазировался в Плесо.
Реорганизация «Дрвара» вступила в силу как новый тип системы обозначений, используемый для обозначения эскадрилий. В 1961 году две эскадрильи 83-го истребительного авиационного полка стали 124-й и 125-й истребительной авиационными эскадрильями .

F-86E были заменены F-86D Sabre в 1963 году; они оставались на вооружении до 1968 года. В 1967 году на замену «Сейбрам» прибыли первые истребители МиГ-21Ф-13. В следующем году полк перебазировался на авиабазу Желява . Это был крупнейший военный аэропорт с подземным ангарным комплексом в Югославии. Эта база оставалась базой полка до 1991 года, когда все подразделения Югославской народной армии покинули комплекс и он был разрушен. 352 -я разведывательная авиационная эскадрилья была выделена из состава 82-й авиационной бригады в состав 117-го полка. Он был оснащен МиГ-21Р в разведывательной версии. МиГ-21Ф-13 были заменены МиГ-21ПМФ в 1970 году. Затем в 1983 году в качестве замены МиГ-21ПМФ были представлены новые МиГ-21бисы.
Война полка
[ редактировать ]Полк участвовал в боевых действиях во время войны в Хорватии . 351-я разведывательная авиационная эскадрилья 82-й авиационной бригады, имевшая на вооружении истребители-разведчики IJ-22 Orao и IJ-21 Jastreb , была передислоцирована из Церкле в Желайву, вошла в состав 117-го полка и была расформирована 30 августа 1991 года. с оборудованием и личным составом, интегрированными в 352-й Разведывательная авиационная эскадрилья. 30 августа 1991 года истребители МиГ перехватили самолет Боинг-707 с угандийской регистрацией, который занимался контрабандой оружия для хорватских сил, и заставили его приземлиться. Впоследствии этот самолет был конфискован вместе с незаконным грузом. Две недели спустя самолет Хорватских авиалиний DC-9 был вынужден приземлиться в Сплите. [ 6 ] Когда 15 сентября штаб 5-го корпуса в Загребе был захвачен хорватскими войсками, над городом пролетели самолеты. В последующие несколько дней были атакованы несколько позиций хорватских сил и телеретранслятор. [ 7 ] 25 октября пилот 352-й разведывательной авиационной эскадрильи хорват Рудольф Перешин перебежал из Желявы в австрийский Клагенфурт. Позже он присоединился к ВВС Хорватии, но его МиГ-21Р, военный номер 26112, остался в Австрии. [ 8 ]
Предполагается, что полк совершил налет на аэропорт Врсар , который произошел 21 декабря 1991 года. Самолет вылетел из Желявы и сбросил на плохо защищенный аэропорт комплект из 250-килограммовых бомб, двух-четырех кассетных бомб, от восьми до двенадцати осветительных ракет калибра 127 мм, от девяноста до ста снарядов для 23-мм пушек и от двадцати пяти до тридцати 57-мм ракет, а также напалмовой бомбы , не активировал. [ 9 ] [ 1 ]
7 января 1992 года пилот полка Эмир Шишич сбил вертолет Миссии наблюдателей Европейского сообщества после того, как он вошел в воздушное пространство Хорватии. В результате отстранен от должности начальник Генерального штаба, командующий в тот период югославскими ВВС генерал-лейтенант Звонко Юрьевич. [ 10 ]
4 февраля еще один пилот, Даниэль Борович, сбежал на МиГ-21бис. Этот самолет стал первым МиГом хорватских ВВС. Борович предоставил хорватским СМИ информацию, что пилотом, сбившим AB-205, был Эмир Шишич.
Бои вокруг авиабазы Желайва стали более интенсивными по мере обострения войны в Боснии и Герцеговине . После приказа о выводе Югославской народной армии из Боснии весной 1992 года 117-й полк 22–24 апреля покинул Желяву. База использовалась для эвакуации оставшегося личного состава и семей военнослужащих по воздуху из Бихача. Подземный комплекс больше никогда не использовался; он был разрушен в мае. Эскадрильи полка перебрались в аэропорт Поникве в Сербии, где была расформирована 125-я эскадрилья 117-го полка. 124-я истребительная авиационная эскадрилья была придана 83-й авиационной бригаде , а 352-я разведывательная авиационная эскадрилья - 204-й авиационной бригаде. [ 11 ]
Задания
[ редактировать ]- 11-я авиационная истребительная дивизия (1944-1945).
- 42-я авиационно-штурмовая дивизия (1945 г.)
- 3-я авиационная истребительная дивизия (1945-1948).
- 44-я авиационная дивизия (1948–1949).
- Отдельный полк (1949)
- 44-я авиационная дивизия (1949–1959).
- 5-е воздушное командование (1959–1964)
- 5-й авиационный корпус (1964–1966).
- 15-я дивизия ПВО (1966–1986).
- 5-й корпус ВВС и ПВО (1986–1992 гг.)
Предыдущие обозначения
[ редактировать ]- 112-й истребительный авиационный полк (1944-1948).
- 117-й истребительный авиационный полк (1948-1953).
- 117-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк (1953-1956).
- 117-й истребительный авиационный полк (1956-1991).
Организация
[ редактировать ]1961-1968
[ редактировать ]- 83-й истребительный авиационный полк
1968-1991
[ редактировать ]- 83-й истребительный авиационный полк
- 124-я истребительная авиационная эскадрилья
- 125-я истребительная авиационная эскадрилья
- 352-я разведывательная авиационная эскадрилья
Базы размещены
[ редактировать ]- Велики Радинчи (1944)
- Тем не менее (1944)
- Помилование (1944)
- Венгерский (1944-1945)
- Аэропорт Загреба, Лучко (1945 г.)
- Аэропорт Загреба, Плесо (1945 г.)
- Любляна (1945)
- Аэропорт Загреба, Плесо (1945 г.)
- Мостар (1945)
- Нови Сад (1946)
- Любляна (1946)
- Мостар (1946-1947)
- Нови Сад (1947)
- Любляна (1947)
- Пула (1947–1948)
- Церкле (1948–1949)
- Земун (1949-1951)
- Батайница (1951-1960)
- Аэропорт Загреба, Плесо (1960–68)
- Желание (1968–1992)
Командиры
[ редактировать ]Дата назначения | Имя |
---|---|
Сава Полянец | |
Джуро Иванишевич | |
Миля Джургус | |
Радован Дакович | |
Михайло Николич | |
Никола Лекич | |
Милорад Иванович | |
Никола Миликич | |
Никола Миятов | |
С. Милеушнич | |
Владимир Занович | |
Никола Маравич | |
Илья Златич | |
Алекса Ристич | |
Марко Кулич | |
Божидар Стефанович | |
Зия Варешанович | |
Владета Костич | |
Богдан Миховилович | |
Махмут Скадрак |
Самолет
[ редактировать ]- Yakovlev Yak-1 M (1944–1948)
- Yakovlev Yak-3 (1945–1948)
- Yakovlev Yak-9/P (1947/1948–1950)
- Икарус С-49А (1950–1953)
- F-84G Тандерджет (1953–1956)
- F-86E Sabre (1956–1963)
- F-86D Sabre (1963–1968)
- МиГ-21Ф-13 (1967-1971 гг.)
- МиГ-21ПМФ (1970–1979)
- МиГ-21Р (1968–1992)
- МиГ-21бис (1978–1992)
- Соко IJ-21 Ястреб (1991–1992)
- Соко IJ-22 Орао (1991–1992)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Бессмысленная атака на аэропорт Црленка под Врсаром» . Архивировано из оригинала 20 января 2021 года.
- ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 355.
- ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 356.
- ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 359.
- ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 100.
- ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 310.
- ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 312.
- ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 313.
- ^ «Движение Родины Пореча почтило память жертв нападения агрессоров на спортивный аэропорт «Црленка» во Врсаре» . Архивировано из оригинала 20 января 2021 года . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 324.
- ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 336-337.