Jump to content

117-й истребительный авиационный полк

117-й истребительный авиационный полк
117-й истребительный авиационный полк
Активный 1944–1992
Расформирован 1992
Страна  Советский Союз
 Югославия
Ветвь Советские ВВС
Югославские ВВС
Тип полк
Часть 5-й корпус ВВС и ПВО
Помолвки Вторая мировая война ( Сирмийский фронт )
Югославские войны

117- й истребительный авиационный полк ( сербо-хорватский 117. lovački avijacijski puk / 117. lovački avijacijski puk ) — подразделение, созданное в 1944 году как : 112-й истребительный авиационный полк ( ). Он был сформирован из югославских партизанских авиаторов, обученных и оснащенных советскими ВВС. Полк участвовал в войне за независимость Хорватии и, как полагают, несет ответственность за рейд на Врсар в 1991 году . [ 1 ]

112-й истребительный авиационный полк

[ редактировать ]

112-й истребительный авиационный полк сформирован 25 декабря 1944 года в Велики Радинчи из югославских партизанских авиаторов в составе СССР 17-й воздушной армии 168-го гвардейского истребительного авиационного полка (168.ГИАП) . Он стал независимым от советского командования и личного состава в мае 1945 года. Полк входил в состав 11-й авиационной истребительной дивизии и был оснащен советскими Як-1М истребителями . Полк принимал участие в освобождении Югославии . Во время боевых действий базировалась на Велики Радинцы , Надаль , Кленак, Мадармечке Лучко . аэродромах [ 2 ]

К 1945 году Як-3 на вооружение были приняты новые истребители . После войны полк ненадолго перебрался в Словению, где базировался в Любляне , но вернулся в Плесо недалеко от Загреба. С 1946 по 1947 год он несколько раз передислоцировался между Мостаром , Любляной и Нови-Садом из-за кризиса на северо-западе страны. Базировался в Пуле в 1947 году.

К 1948 году полк, как и все другие части югославской армии, был переименован в 117-й истребительный авиационный полк.

Командирами полка в этот период были Сава Полянец, Джуро Иванишевич, Миле Джургус, Радован Дакович, Михайло Николич и Никола Лекич. Комиссаром был Миле Родич. [ 3 ]

117-й истребительный авиационный полк

[ редактировать ]

117-й истребительный авиационный полк остался в Пуле в 1948 году, но в том же году он был переведен в Церкле , где должен был оставаться до 1949 года, когда он был переведен в Земун с новой задачей - защищать столицу Белград . В 1951 году полк перебазировался на недавно построенную авиабазу Батайница , где оставался до 1960 года. [ 4 ]

Полк был перевооружен новыми самолетами Ikarus S-49 A отечественного производства и стал первым подразделением югославских ВВС, использовавшим первый югославский послевоенный истребитель. Официально самолеты были переданы маршалом Иосипом Броз Тито 21 мая 1950 года. К 1953 году S-49 были заменены построенными в США истребителями-бомбардировщиками Republic F-84 Thunderjet . Первым пилотом югославских ВВС, обученным управлять «Тандерджетом», был подполковник Милорад Иванович, командир 117-го полка. [ 5 ] В этот период соединение было переименовано в 117-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк . В 1956 году на смену им пришли «Тандерджеты», которые оставались на вооружении полка до 1959 года, когда их заменили на F-86E Sabre . В том же году подразделение снова сменило название на 117-й истребительный авиационный полк. К 1960 году полк покинул Батайницу и перебазировался в Плесо.

Реорганизация «Дрвара» вступила в силу как новый тип системы обозначений, используемый для обозначения эскадрилий. В 1961 году две эскадрильи 83-го истребительного авиационного полка стали 124-й и 125-й истребительной авиационными эскадрильями .

Североамериканский реактивный истребитель F -86D Sabre , служивший в составе 117-го истребительного авиационного полка с 1962 по 1964 и с 1966 по 1968 годы. Сейчас он находится в Белградском музее авиации.
МиГ-21 Реактивный истребитель F-13, служивший в составе 125-й истребительной авиационной эскадрильи 117-го истребительного авиационного полка с 1967 по 1971 год. Сейчас находится в Белградском музее авиации.

F-86E были заменены F-86D Sabre в 1963 году; они оставались на вооружении до 1968 года. В 1967 году на замену «Сейбрам» прибыли первые истребители МиГ-21Ф-13. В следующем году полк перебазировался на авиабазу Желява . Это был крупнейший военный аэропорт с подземным ангарным комплексом в Югославии. Эта база оставалась базой полка до 1991 года, когда все подразделения Югославской народной армии покинули комплекс и он был разрушен. 352 -я разведывательная авиационная эскадрилья была выделена из состава 82-й авиационной бригады в состав 117-го полка. Он был оснащен МиГ-21Р в разведывательной версии. МиГ-21Ф-13 были заменены МиГ-21ПМФ в 1970 году. Затем в 1983 году в качестве замены МиГ-21ПМФ были представлены новые МиГ-21бисы.

Война полка

[ редактировать ]

Полк участвовал в боевых действиях во время войны в Хорватии . 351-я разведывательная авиационная эскадрилья 82-й авиационной бригады, имевшая на вооружении истребители-разведчики IJ-22 Orao и IJ-21 Jastreb , была передислоцирована из Церкле в Желайву, вошла в состав 117-го полка и была расформирована 30 августа 1991 года. с оборудованием и личным составом, интегрированными в 352-й Разведывательная авиационная эскадрилья. 30 августа 1991 года истребители МиГ перехватили самолет Боинг-707 с угандийской регистрацией, который занимался контрабандой оружия для хорватских сил, и заставили его приземлиться. Впоследствии этот самолет был конфискован вместе с незаконным грузом. Две недели спустя самолет Хорватских авиалиний DC-9 был вынужден приземлиться в Сплите. [ 6 ] Когда 15 сентября штаб 5-го корпуса в Загребе был захвачен хорватскими войсками, над городом пролетели самолеты. В последующие несколько дней были атакованы несколько позиций хорватских сил и телеретранслятор. [ 7 ] 25 октября пилот 352-й разведывательной авиационной эскадрильи хорват Рудольф Перешин перебежал из Желявы в австрийский Клагенфурт. Позже он присоединился к ВВС Хорватии, но его МиГ-21Р, военный номер 26112, остался в Австрии. [ 8 ]

Предполагается, что полк совершил налет на аэропорт Врсар , который произошел 21 декабря 1991 года. Самолет вылетел из Желявы и сбросил на плохо защищенный аэропорт комплект из 250-килограммовых бомб, двух-четырех кассетных бомб, от восьми до двенадцати осветительных ракет калибра 127 мм, от девяноста до ста снарядов для 23-мм пушек и от двадцати пяти до тридцати 57-мм ракет, а также напалмовой бомбы , не активировал. [ 9 ] [ 1 ]

7 января 1992 года пилот полка Эмир Шишич сбил вертолет Миссии наблюдателей Европейского сообщества после того, как он вошел в воздушное пространство Хорватии. В результате отстранен от должности начальник Генерального штаба, командующий в тот период югославскими ВВС генерал-лейтенант Звонко Юрьевич. [ 10 ]

4 февраля еще один пилот, Даниэль Борович, сбежал на МиГ-21бис. Этот самолет стал первым МиГом хорватских ВВС. Борович предоставил хорватским СМИ информацию, что пилотом, сбившим AB-205, был Эмир Шишич.

Бои вокруг авиабазы ​​Желайва стали более интенсивными по мере обострения войны в Боснии и Герцеговине . После приказа о выводе Югославской народной армии из Боснии весной 1992 года 117-й полк 22–24 апреля покинул Желяву. База использовалась для эвакуации оставшегося личного состава и семей военнослужащих по воздуху из Бихача. Подземный комплекс больше никогда не использовался; он был разрушен в мае. Эскадрильи полка перебрались в аэропорт Поникве в Сербии, где была расформирована 125-я эскадрилья 117-го полка. 124-я истребительная авиационная эскадрилья была придана 83-й авиационной бригаде , а 352-я разведывательная авиационная эскадрилья - 204-й авиационной бригаде. [ 11 ]

Предыдущие обозначения

[ редактировать ]
  • 112-й истребительный авиационный полк (1944-1948).
  • 117-й истребительный авиационный полк (1948-1953).
  • 117-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк (1953-1956).
  • 117-й истребительный авиационный полк (1956-1991).

Организация

[ редактировать ]
  • 83-й истребительный авиационный полк
    • 124-я истребительная авиационная эскадрилья
    • 125-я истребительная авиационная эскадрилья
    • 352-я разведывательная авиационная эскадрилья

Базы размещены

[ редактировать ]
  • Велики Радинчи (1944)
  • Тем не менее (1944)
  • Помилование (1944)
  • Венгерский (1944-1945)
  • Аэропорт Загреба, Лучко (1945 г.)
  • Аэропорт Загреба, Плесо (1945 г.)
  • Любляна (1945)
  • Аэропорт Загреба, Плесо (1945 г.)
  • Мостар (1945)
  • Нови Сад (1946)
  • Любляна (1946)
  • Мостар (1946-1947)
  • Нови Сад (1947)
  • Любляна (1947)
  • Пула (1947–1948)
  • Церкле (1948–1949)
  • Земун (1949-1951)
  • Батайница (1951-1960)
  • Аэропорт Загреба, Плесо (1960–68)
  • Желание (1968–1992)

Командиры

[ редактировать ]
Дата назначения Имя
Сава Полянец
Джуро Иванишевич
Миля Джургус
Радован Дакович
Михайло Николич
Никола Лекич
Милорад Иванович
Никола Миликич
Никола Миятов
С. Милеушнич
Владимир Занович
Никола Маравич
Илья Златич
Алекса Ристич
Марко Кулич
Божидар Стефанович
Зия Варешанович
Владета Костич
Богдан Миховилович
Махмут Скадрак
  • Yakovlev Yak-1 M (1944–1948)
  • Yakovlev Yak-3 (1945–1948)
  • Yakovlev Yak-9/P (1947/1948–1950)
  • Икарус С-49А (1950–1953)
  • F-84G Тандерджет (1953–1956)
  • F-86E Sabre (1956–1963)
  • F-86D Sabre (1963–1968)
  • МиГ-21Ф-13 (1967-1971 гг.)
  • МиГ-21ПМФ (1970–1979)
  • МиГ-21Р (1968–1992)
  • МиГ-21бис (1978–1992)
  • Соко IJ-21 Ястреб (1991–1992)
  • Соко IJ-22 Орао (1991–1992)
  1. ^ Jump up to: а б «Бессмысленная атака на аэропорт Црленка под Врсаром» . Архивировано из оригинала 20 января 2021 года.
  2. ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 355.
  3. ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 356.
  4. ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 359.
  5. ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 100.
  6. ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 310.
  7. ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 312.
  8. ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 313.
  9. ^ «Движение Родины Пореча почтило память жертв нападения агрессоров на спортивный аэропорт «Црленка» во Врсаре» . Архивировано из оригинала 20 января 2021 года . Проверено 20 января 2021 г.
  10. ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 324.
  11. ^ Димитриевич, Боян. Югославские ВВС 1942-1992 гг . Белград, 2006, с. 336-337.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fef802fb1efbd2a416dd77e4893b2ce7__1692833460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/e7/fef802fb1efbd2a416dd77e4893b2ce7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
117th Fighter Aviation Regiment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)