Белл П-63 Кингкобра
P-63 Кингкобра | |
---|---|
![]() | |
Роль | Истребительная авиация |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Белл Эйркрафт |
Первый полет | 7 декабря 1942 г. |
Введение | Октябрь 1943 г. |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США Советские ВВС Французские ВВС |
Произведено | 1943–1945 |
Количество построенных | 3,303 |
Разработано на основе | Белл П-39 Аэрокобра |
Варианты | Белл Л-39 |
Bell P-63 Kingcobra — американский истребитель , разработанный компанией Bell Aircraft во время Второй мировой войны . Основанный на предыдущей модели Bell P-39 Airacobra , конструкция P-63 включала в себя предложения пилотов P-39 и превосходила своего предшественника практически по всем параметрам. Р-63 не был принят на боевое применение ВВС США . Однако во время Второй мировой войны он использовался советскими ВВС . [ 1 ] который также был самым активным пользователем P-39.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]ХР-39Э
[ редактировать ]Хотя Р-39 был представлен как перехватчик , позднее при его разработке было решено снизить стоимость и сложность двигателя за счет удаления турбонагнетателя . В результате производительность на большой высоте резко ухудшилась, и Белл предложил серию экспериментов для проверки различных решений.
Получившийся XP-39E имел два основных изменения по сравнению с более ранним P-39D, на базе которого он был разработан. Одно из них представляло собой переработанное крыло. Корневой профиль NACA 0015 на других моделях P-39 был заменен на NACA 0018, чтобы получить внутренний объем. [ 2 ] Другим был переход на двигатель Continental I-1430 , который отличался улучшенной общей конструкцией, разработанной в результате усилий по созданию гипердвигателя , а также улучшенным нагнетателем.
В апреле 1941 года было заказано три прототипа с серийными номерами 41-19501, 41-19502 и 42-7164. У I-1430 продолжались проблемы с разработкой, и его не удалось доставить вовремя, поэтому его заменили на Allison V-1710-47 , аналогичный тому, что использовался на P-39. Каждый прототип испытывал разные конфигурации крыла и хвостового оперения: 41-19501 имел закругленное вертикальное оперение, но законцовки хвостового оперения квадратной формы; 41-19502, киль и руль направления квадратной формы, большие кантели крыла; а у 42-7164 все летные поверхности были выровнены. XP-39E оказался быстрее стандартной Airacobra, достигнув во время испытаний максимальной скорости 386 миль в час (621 км/ч) на высоте 21 680 футов (6610 м). Однако XP-39E считался уступающим серийному P-39 Airacobra по всем остальным параметрам, поэтому в производство его не заказывали.
ХР-63
[ редактировать ]
Хотя XP-39E оказался разочаровывающим, ВВС США, тем не менее, были заинтересованы в еще более крупном самолете, основанном на той же базовой компоновке. Еще до своего первого полета 27 июня 1941 года ВВС США разместили заказ на два прототипа увеличенной версии с тем же двигателем V-1710-47. Новая конструкция получила обозначение XP-63 и серийные номера 41-19511 и 41-19512. Также был заказан третий прототип, 42-78015, с двигателем Packard V-1650 , произведенной в США версией двигателя Rolls-Royce Merlin .
XP-63 был больше по всем размерам, чем «Аэрокобра». Крыло снова было переработано, на этот раз с новыми ламинарными профилями NACA: 66(215)-116 a=0,6 у основания и NACA 66(215)-216 a=0,6 на законцовке. Коэффициент конусности крыла составлял примерно 2:1, размах - 38 футов 4 дюйма (11,68 м), а площадь крыла - 248 квадратных футов (23,0 м). 2 ). [ 3 ] Двигатель был оснащен вторым дистанционно установленным нагнетателем, дополняющим обычный одноступенчатый нагнетатель. На больших высотах, когда требовался дополнительный наддув, гидравлическая муфта включала второй нагнетатель, увеличивая практический потолок на 10 000 футов (3 000 м). Был также стандартизирован более крупный четырехлопастной винт . Постоянная жалоба на «Аэрокобру» заключалась в том, что ее носовое вооружение было труднодоступно для наземного обслуживания; Чтобы решить эту проблему, на планер XP-63 были установлены панели капота большего размера .
В сентябре 1942 года, еще до полета прототипа, ВВС США заказали его в производство как P-63A (Model 33). [ 4 ] Вооружение P-63A должно было быть таким же, как у нынешнего P-39Q: одна 37-мм (1,46 дюйма) пушка M4, стреляющая через ступицу винта, два синхронизированных калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) пулемета в капоте и два Пулеметы калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) в подкрыльевых гондолах.
Первый прототип, 41-19511, впервые поднялся в воздух 7 декабря 1942 года. Он был уничтожен 28 января 1943 года, когда у него не выдвинулось шасси. Второй прототип, 41-19512, последовал за ним 5 февраля 1943 года. Он тоже был уничтожен, на этот раз из-за отказа двигателя. Двигатель 42-78015 с двигателем Merlin (поскольку Merlins в первую очередь был необходим для P-51 Mustang ) вместо этого поставлялся с другим Allison, -93, который имел мощность в аварийных ситуациях 1500 л.с. (1100 кВт) на уровне моря, что делало этот самолет Прототип одной из самых быстрых королевских кобр, развивающий скорость 421 миль в час (678 км / ч) на высоте 24 100 футов (7300 м).

Поставки серийных P-63A начались в октябре 1943 года. ВВС США пришли к выводу, что Kingcobra уступает Mustang, и отказались заказывать большие партии. Однако американские союзники, особенно Советский Союз , испытывали большую потребность в истребителях, а Советы уже были крупнейшими пользователями «Аэрокобр». Поэтому «Кингкобру» заказали в производство для поставок по ленд-лизу . В феврале 1944 года советское правительство направило на заводы «Белл» опытного летчика-испытателя Андрея Григорьевича Кочеткова и авиационного инженера Федора Петровича Супруна для участия в разработке первого серийного варианта Р-63А. машины Первоначально проигнорированные инженерами Bell, экспертные испытания Кочетковым характеристик вращения (которые привели к короблению планера) в конечном итоге привели к значительной роли Советского Союза в разработке. После того, как выход из плоского штопора оказался невозможным, и после того, как Кочетков дал окончательную рекомендацию пилотам катапультироваться при входе в такой штопор, он получил благодарность от Ирвингская парашютная компания . тяжести в кормовой части Kingcobra Максимальный центр был перенесен вперед, чтобы облегчить выход из штопора. [ 5 ]
Р-63А-8, СН 269261 , прошел всесторонние испытания в ЦАГИ в крупнейшей на тот момент в мире аэродинамической трубе . Советский вклад был значительным. Поскольку Советский Союз был крупнейшим покупателем самолетов, Белл быстро реализовал их предложения. Большинство изменений в подвариантах А были прямым результатом советского вмешательства, например, усиление брони пилота и узлов подвески фюзеляжа на А-5, подкрыльевых узлов подвески и дополнительных топливных баков на А-6 и т. д. Советский Союз даже экспериментировал. с лыжным шасси для Р-63А-6, но в производство так и не поступил. Что наиболее важно, советский вклад привел к перемещению основной пушки вперед, благоприятному изменению центра тяжести и увеличению боекомплекта с 30 до 58 снарядов для варианта А-9. ВМС Японии P-63 имел впечатляющую скорость крена, превзойдя американские P-47, P-40 и P-51, а также истребитель Kawanishi N1K 2 Shiden-Kai со скоростью 110° в секунду на скорости 275 миль в час ( 443 км/ч). [ 6 ]
Стреловидное крыло Л-39
[ редактировать ]
После войны два оставшихся во время войны P-63C были модифицированы компанией Bell по контракту с ВМФ для летных испытаний характеристик малой скорости и сваливания высокоскоростных крыльев. Самолет получил новые крылья с регулируемыми предкрылками по передней кромке, закрылками по задней кромке и выраженной стреловидностью 35 градусов. Крылья не имели колесных ниш; только носовая часть шасси была убирающейся. [ 7 ] L-39-1 впервые поднялся в воздух 23 апреля 1946 года, продемонстрировав необходимость увеличения хвостовой поверхности и длины задней части фюзеляжа для балансировки самолета в полете - изменение положения крыла снизило эффективность оперения и переместило центр подъемной силы назад. Был установлен более легкий трехлопастной винт от P-39Q-10 и внесены необходимые изменения в хвостовое оперение. В L-39-2 эти изменения были внесены с самого начала. Позже L-39-1 отправился в NACA в Лэнгли для испытаний в аэродинамической трубе, где было собрано много ценных данных. [ 8 ] L-39-2 также служил испытательным стендом для конструкции крыла Bell X-2 с углом наклона 40 градусов. [ 9 ]
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2013 г. ) |
Советский Союз
[ редактировать ]Первой серийной версией Советского Союза стал Р-63А-7 с более высоким вертикальным оперением, усиленными крыльями и фюзеляжем. Фюзеляж нуждался в усилении; В результате в октябре 1944 года был разработан комплект усиления для действующих Р-63. [ 10 ]
командования воздушного транспорта Пилоты паромов , в том числе женщины-пилоты из США, участвовавшие в программе WASP , забрали самолеты на заводе Bell в Ниагара-Фолс, штат Нью-Йорк , и доставили их в Грейт-Фолс, штат Монтана , а затем дальше по Северо-западному маршруту перевалки через Канаду на Аляску. , где советские пилоты-паромщики, многие из которых также женщины, принимали самолет в Номе. [ 11 ] и доставить их в Советский Союз через Берингов пролив по маршруту Аляска-Сибирь ( АЛСИБ ). Всего 2397 (2672 по другим данным) [ 12 ] В СССР было поставлено самолетов, 72,6% от общего количества выпущенных 3303 самолетов. [ 13 ]
По соглашению 1943 года Р-63 не разрешалось использовать Советскому Союзу против Германии и должны были быть сосредоточены на советском Дальнем Востоке для возможного нападения на Японию. [ нужна ссылка ] Однако существует множество неподтвержденных сообщений как из советских, так и из немецких источников о том, что Р-63 действительно принимали участие в боевых действиях против Люфтваффе . В мемуарах, опубликованных в 1990-е годы, один из летчиков Покрышкина сообщил, что весь 4-й гвардейский истребительный авиационный полк (4 ГвИАП) в 1944 году тайно переоборудовали на Р-63, хотя официально еще летали на Р-39. В одном сообщении говорится, что они участвовали в боях в Кенигсберге , в Польше и во время последнего штурма Берлина . Есть немецкие сообщения о P-63, сбитых как истребителями, так и зенитками . Ганс Рудель, самый титулованный пилот Люфтваффе, в своих мемуарах утверждает: «Мы часто сталкиваемся с американскими типами самолетов, особенно с «Аэрокобрами», «Кингкобрами» и «Бостонами ». Это было на Курляндском фронте ближе к концу войны. [ 14 ] Тем не менее, все советские записи показывают только использование Р-39 против Германии. [ нужна ссылка ]
В целом в официальной советской истории роль самолетов, поставляемых по ленд-лизу, преуменьшалась в пользу местных разработок, но известно, что Р-63 был успешным истребителем на советской службе. Распространённое на Западе заблуждение состоит в том, что истребители Bell использовались в качестве штурмовиков.
Один из устойчивых мифов, касающихся советского использования П-39/П-63, заключается в том, что благодаря своему вооружению, в частности 37-мм носовой пушке, он превосходил себя как штурмовик и даже как «истребитель танков». При переводе и подготовке этой рукописи к публикации я имел возможность ознакомиться с несколькими русскоязычными источниками. Упоминания об использовании этого самолета в качестве штурмовика настолько редки в этих источниках, что являются исключительными... Миф об «истребителе танков» уходит своими корнями в непонимание общей роли красных ВВС во время войны и в неточный перевод конкретных русскоязычных терминов, описывающих эту роль. Конкретный русскоязычный термин, который чаще всего используется для описания задач и роли истребительных частей Красной ВВС, оснащенных «Аэрокобрами», в этой рукописи и других русскоязычных источниках - это « прикрытие сухопутных войск »... Частое непонимание в нашей стране боевой роли П-39 в советском использовании частично основано на неточном переводе этого термина. прикрытие сухопутных войск к «наземной поддержке». Последний термин, как его понимают многие западные военные историки и читатели, предполагает атаку наземных целей при поддержке наземных войск, что также называется «непосредственной поддержкой с воздуха». Обстреливал ли когда-нибудь советский пилот «Аэрокобры» немецкий танк? Несомненно. Но это никогда не было основной задачей или сильной стороной этого самолета.
- Полковник Советской Армии Дмитрий Лоза , Командование танками «Шерман» Красной Армии: Мемуары Героя Советского Союза Дмитрия Лозы о Второй мировой войне, Лозы и Гебхардта, 2002, стр. 15–16.
Советы разработали успешную тактику группового воздушного боя для истребителей Bell и одержали удивительное количество воздушных побед над различными немецкими самолетами. Низкие потолки, короткие полеты, хорошая радиосвязь, герметичная и теплая кабина и надежность способствовали их эффективности. Для пилотов, которые когда-то летали на хитроумном Поликарпове И-16 , аэродинамические особенности среднемоторного самолета не имели значения. На Дальнем Востоке самолеты Р-63 и Р-39 использовались при советском вторжении в Маньчжоу-Го и Северную Корею. На Тихоокеанском театре военных действий «Кингкобры» выполняли задачи сопровождения, непосредственной авиационной поддержки и наземных атак. Советские Р-63 одержали свою первую воздушную победу 15 августа 1945 года, когда лейтенант И.Ф. Мирошниченко из 17-го ИАП/190 ИАД сбил Nakajima Ki-43 Hayabusa IJAAS . у берегов Северной Кореи истребитель [ 12 ]
Достаточное количество самолетов продолжало использоваться после войны, чтобы им было присвоено отчетное имя НАТО « Фред» . К 9 мая 1945 года в оперативных частях все еще насчитывалось 1148 «Кингкобр». [ 12 ] 8 октября 1950 года два F-80C ВВС США из 49-й истребительной группы прорвали границу СССР и атаковали аэродром Сухая Речка в 19 милях (31 км) к юго-западу от Владивостока и в 62 милях (100 км) от советско-корейской границы. [ 15 ] совершил два обстрела, прежде чем вернуться на свою базу. Советские источники утверждают, что атака была преднамеренной, но пилоты утверждали, что это произошло из-за навигационной ошибки. [ 16 ] Аэродром принадлежал Военно-воздушным силам Тихоокеанского флота (ВВС ТОФ), но его занимал 821-й истребительный авиационный полк (821 ИАП) 190-й истребительной авиационной дивизии (190 ИАД). В основном пострадали самолеты 1-й эскадрильи 821 ИАП, 12 Р-63 были повреждены, один Р-63 сгорел дотла, остальные поврежденные самолеты удалось отремонтировать. Людских потерь не было. [ 17 ]
Франция
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2013 г. ) |
В 1945 году 114 более поздних моделей были доставлены во французские ВВС ( Armée de l'Air ), но они прибыли слишком поздно, чтобы принять участие во Второй мировой войне. Они действительно служили во время Первой Индокитайской войны , прежде чем были заменены в 1951 году.
Первоначально французские «Кингкобры» были переброшены в Алжир. Истребительная эскадрилья (Groupe de Chasse) 2/6 «Travail», ранее оснащенная P-39 «Аэрокобрами», получила свои «Кингкобры» 18 июля в Касабланке ; Пилоты были удивлены более высокой посадочной скоростью своего нового самолета. [ 18 ] Когда восстание вспыхнуло, «Королевская кобра» перебралась в Индокитай. В январе 1950 года в Индокитае действовало всего 60 «Кингкобр», главным образом потому, что американцы отказались поставлять запасные части. [ 19 ] Начиная с февраля 1951 года эскадрильи, оснащенные Kingcobra, начали получать на замену Grumman F8F Bearcats . К июлю большинство «Кингкобр» было законсервировано. Последний полет «Кингкобры» в Индокитае состоялся 6 сентября 1951 года. [ 20 ]
Операции «Пинбол»
[ редактировать ]Его основным применением на американской службе была необычная пилотируемая летающая мишень для стрельбы. [ 21 ] Самолет обычно окрашивали в ярко-оранжевый цвет, чтобы улучшить его заметность. С самолетов РП-63 было снято все вооружение и штатная броня, на самолет было нанесено более тонны броневого листа. Он был оснащен датчиками, которые обнаруживали попадания, и эти попадания сигнализировались путем включения света в ступице винта, где должна была находиться пушка. Это принесло самолету неофициальное прозвище «Пинбол» . [ 21 ] Были разработаны специальные хрупкие снаряды из комбинации свинца и бакелита , которые распадались при ударе. [ 21 ] Они были известны как «Патрон, калибр .30, Frangible, Ball, M22». В 1990 году опытный пилот «Пинбола» Иван Л. Хикман написал «Операцию «Пинбол»» об тренировочных полетах. [ 22 ]
РАЭ-тестирование
[ редактировать ]Британские инженеры, как и американцы, во время Второй мировой войны проявляли растущий интерес к применению аэродинамических профилей с ламинарным потоком. Стремясь узнать больше о практическом применении профилей с ламинарным потоком, в 1945 году Королевское авиастроительное предприятие (RAE) провело программу летных испытаний одного из двух P-63A, полученных Великобританией. [ 23 ] [ нужна страница ] Самолет был оборудован следящей решеткой, установленной снаружи, за крылом, для измерения дефицита импульса и, следовательно, сопротивления секции.
RAE сначала протестировала его в конфигурации «как поставлено». Профиль крыла был спроектирован так, чтобы поддерживать ламинарный поток до 60% хорды. В конфигурации «при поставке» было измерено сопротивление профиля, которое характерно для секции крыла с переходом пограничного слоя на передней кромке (0% ламинарного потока). Уменьшение шероховатости поверхности снизило сопротивление при низких коэффициентах подъемной силы до уровня, характерного для ламинарного потока, до 35% хорды. [ 23 ] Были проведены измерения волнистости поверхности. Это показало, что пиковые амплитуды волн выше среднего составляют примерно 0,011 дюйма (0,28 мм) на расстоянии двух дюймов (5,1 см). Стандартные критерии волнистости [ 24 ] показывает, что критическая высота волны для этого приложения составляет 0,0053 дюйма (0,13 мм). [ 25 ] Чтобы уменьшить волнистость, сотрудники RAE зачистили крыло до голого металла. Затем на крыло нанесли два слоя грунтовочной краски и слой шпатлевки типа краски. После высыхания краски ее шлифовали по хорде, используя шлифовальные блоки, кривизна которых соответствовала кривизне местной поверхности. Это повторилось несколько раз. Затем была измерена волнистость поверхности, и оказалось, что она составляет не более 0,005 дюйма (0,13 мм). Было обнаружено, что в полете эта конфигурация имеет сопротивление профиля, характерное для перехода пограничного слоя на 60% хорды. [ 23 ] Это дало исследователям представление о том, какой уровень качества поверхности крыла необходим, чтобы фактически получить преимущества аэродинамических профилей с ламинарным потоком.
Послевоенные воздушные гонщики
[ редактировать ]Многочисленные излишки P-63 оказались на трассе воздушных гонок сразу после войны. Чарльз Такер приобрел два P-63 на свалке в Кингмане, штат Аризона, сразу после войны. В одном из них, Tucker Special, он участвовал в гонке 28 с именем Flying Red Horse, вышитым на носу (гражданский регистр N62995 ), в гонке Thompson Trophy 1946 года . Он подрезал крылья на 12 футов 9 дюймов (3,89 м), пытаясь улучшить его скорость, уменьшив размах до 25 футов 9 дюймов (7,85 м). Второй ( 44-4126 ( XN63231 Race 30)) предназначался для гонок по пересеченной местности Бендикс 1946 года . Первоначально он был оснащен двумя подвесными баками на законцовках крыла . В 1947 году сбрасываемые баки были сняты, а крылья обрезаны до высоты 28 футов 6 дюймов (8,69 м).

Два других выдающихся гонщика совершили полеты позже. Tipsy Miss , безлимитный гоночный P-63 Джона Сэндберга с подрезанными законцовками крыльев, был идентифицирован как «Гонка 28» и окрашен в ярко-оранжевые, белые и черные гоночные номера с хромированным кокером . Позже проданный европейскому пилоту, этот P-63 был уничтожен в результате несчастного случая со смертельным исходом в 1990 году. [ 26 ] [ 27 ] Crazy Horse Campgrounds был самой радикально модифицированной P-63 Kingcobra за всю историю. На безлимитном гоночном автомобиле Ларри Хейвена "Race 90" с подрезанным крылом был установлен крошечный пузырьковый фонарь; он появился полностью в серебристом исполнении (неполированный алюминий) с белым рулем направления и черной окантовкой. Позже самолет упал в океан во время испытательного полета в 1972 году. [ 28 ]
Варианты
[ редактировать ]
- Прототипы XP-63 (два) (обозначение компании — Модель 24); Серийные номера USAAF ( 41-19511 и 41-19512 ).
- XP-63A После потери первых двух прототипов был закуплен дополнительный испытательный самолет USAAF с серийным номером 42-78015, первоначально заказанный в качестве испытательного стенда для предлагаемого Rolls-Royce Merlin с двигателем P-63B .
- P-63A Серийная модель Bell Model 33; Выпущено 1725 Р-63А в различных подмарках.
- P-63B Предлагаемая серия P-63B с двигателем Rolls-Royce Merlin была отменена из-за отсутствия двигателей Merlin.
- P-63C Вторая серийная серия отличалась от P-63A тем, что была оснащена модернизированным двигателем Allison V-1710-117 с аварийной мощностью 1500 л.с. (1120 кВт) на уровне моря и 1800 л.с. (1340 кВт) с впрыском воды . . Размах крыльев уменьшился на 10 дюймов (250 мм). Всего было произведено 1227 экземпляров. [ 29 ]
- P-63D Самолет One ( 43-11718 ) с двигателем Allison V-1710-109 (E22) мощностью 1425 л.с. (1063 кВт) имел увеличенный размах крыла на 10 дюймов (25 см) (до 39 футов 2 дюйма (11,94 м), брутто). площадь увеличивается до 255 кв. футов (23,7 м 2 ) и, что наиболее заметно, сдвижной назад пузырьковый купол . Сериал был отменен в 1945 году. [ 29 ]
- P-63E По сути аналогичен P-63D, за исключением удлинения подфюзеляжного киля и использования стандартной кабины типа «кабина»; построено всего 13.
- Вариант P-63F Bell Model 43 отличался увеличенным вертикальным оперением и Allison V-1710-135; всего два ( 43-11719 и 43-11722 ). построено
- РП-63А/С «Пинбол», Самолет-мишень пять из которых модифицированы на базе P-63А, а еще 95 модифицированы на производственных линиях; в 1948 году уцелевшие самолёты RP-63A были переименованы в QF-63A . Еще 200 серийных самолетов RP-63C были модифицированы на производственной линии. Аналогично, уцелевшие RP-63C были переименованы в QF-63C . Многие из самолетов-мишеней фактически использовались в качестве буксиров-мишеней.

- РП-63Г «Пинбол» «Специализированные» летающие мишени, в том числе два прототипа ( 43-11723 и 11724 ) и 30 серийных самолетов с расположенным заподлицо спинным воздухозаборником, но, что более важно, с огнями, которые загорались при поражении цели хрупкими боеприпасами. . В 1948 году оставшиеся РП-63Г были переименованы в QF-63G . [ 29 ]
- L-39 Два оставшихся во время войны P-63C, модифицированных Bell по контракту ВМФ для летных испытаний характеристик малой скорости и сваливания высокоскоростных конструкций крыла.
Операторы
[ редактировать ]
- ВВС Гондураса (послевоенный)
- Королевское авиастроительное предприятие (два P-63A для оценки)


Выжившие
[ редактировать ]
Гондурас
[ редактировать ]- На дисплее
- Р-63Э
- 43-11730: Museo Del Aire, международный аэропорт Тонконтин , Тегусигальпа . [ 30 ]
Россия
[ редактировать ]- На дисплее
- Р-63А
- Р-63С
- 44-4011: Музей Великой Отечественной войны , Москва. [ 32 ]
Великобритания
[ редактировать ]- На реставрации
- Р-63С
- 43-11137: на реставрации в Музее Крыльев, Балкомб, Западный Суссекс . В музее также есть еще пять планеров Р-63. [ 33 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Годен к полетам
- Р-63А
- 42-68864 Pretty Polly : Музей авиации Палм-Спрингс в Палм-Спрингс, Калифорния . [ 34 ] [ 35 ]
- 42-68941 ИСПЫТАНИЕ : Мемориальный ВВС (ранее Дикси-Винг; после 2020 года — авиабаза Джорджия) в Пичтри-Сити, штат Джорджия . [ 36 ] [ 37 ]
- 42-69080 Роковой клык : Музей авиации Янки в Чино, Калифорния . [ 38 ] [ 39 ]
- Р-63С
- 43-11223: Музей полетов наследия в Рексбурге, Айдахо . [ 40 ] (Окрашен как P-63A-6/42-69021). [ 41 ]
- На дисплее
- Р-63А
- 42-70609: Музей военной авиации в Вирджиния-Бич, Вирджиния . [ 42 ]
- Р-63Э
- 43-11727: Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона . Он предоставлен во временное пользование Национальным музеем ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . [ 43 ]
- 43-11728: Музей авиации (Уорнер Робинс) , Уорнер Робинс, Джорджия , предоставлен во временное пользование Национальным музеем ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо, где он ранее выставлялся. [ 44 ]
- РП-63Г
- 45-57295: авиабаза Лэкленд , Техас . [ 45 ]
- На реставрации или на хранении
- Р-63А
- 42-70255 Эдит Луиза : на хранении в помещении Пола Гарбера Национального музея авиации и космонавтики в Силвер-Хилл, штат Мэриленд . [ 46 ]
- РП-63С
- 43-11117: находится на хранении в Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида . [ 47 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]3 июня 2001 года самолет Bell P-63A разбился во время Международной авиасалона Биггин-Хилл в Лондоне, Англия, в результате чего погиб пилот. Пилот находился на вершине вертикального маневра, когда, похоже, потерял контроль над самолетом. Это была вторая авиакатастрофа за 24 часа в Биггин-Хилл после крушения De Havilland Vampire, в результате которого погибли оба пилота. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
12 ноября 2022 года P-63F 43-11719, принадлежащий Мемориальным ВВС и пилотируемый Крейгом Хутейном, столкнулся с Boeing B-17G Flying Fortress Texas Raiders на авиашоу в Далласе, штат Техас. 43-11719 был одним из пяти оставшихся годных к полетам P-63 и единственным уцелевшим P-63F из двух построенных. [ 51 ] Шесть человек погибли: один на Р-63 и пятеро на Б-17. [ 52 ]
Технические характеристики (П-63А)
[ редактировать ]
Данные боевого самолета Джейн времен Второй мировой войны. [ 53 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 32 фута 8 дюймов (9,96 м)
- Размах крыльев: 38 футов 4 дюйма (11,68 м)
- Высота: 12 футов 7 дюймов (3,84 м)
- Площадь крыла: 248 кв. футов (23,0 м 2 )
- Профиль : корень: NACA 66-116 ; совет: NACA 66-216 [ 54 ]
- Пустой вес: 6800 фунтов (3084 кг)
- Полная масса: 8800 фунтов (3992 кг)
- Максимальный взлетный вес: 10700 фунтов (4853 кг)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Allison V-1710-117 V-12 жидкостного охлаждения, мощностью 1800 л.с. (1300 кВт).
- Гребные винты: 4-лопастной гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 410 миль в час (660 км/ч, 360 узлов) на высоте 25 000 футов (7 600 м)
- Дальность: 450 миль (720 км, 390 миль)
- Перегоночная дальность: 2200 миль (3500 км, 1900 морских миль)
- Практический потолок: 43 000 футов (13 000 м)
- Скорость набора высоты: 2500 футов/мин (13 м/с).
- Нагрузка на крыло: 35,48 фунтов/кв. футов (173,2 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,20 л.с./фунт (0,33 кВт/кг)
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 37-мм (1,5 дюйма) пушка М4, стреляющая через ступицу винта. Начиная с версии самолета А-9, орудие М4 было заменено на несколько улучшенную 37-мм пушку М10, в которой использовалась лента с распадающимися звеньями , увеличивающая боекомплект до 58 снарядов; M10 также имел немного более высокую скорострельность. [ 55 ]
- 4 калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) пулемета M2 Browning (два синхронизированных в носовой части, два в крыльях)
- Бомбы: бомбовая нагрузка 1500 фунтов (680 кг) на крыле и фюзеляже.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Белл П-39 Аэрокобра
- Белл Л-39
- Blue Yonder EZ King Cobra : копия P-63
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Фокке-Вульф Fw 190
- Каваниши N1K
- Мессершмитт Ме 309
- Североамериканский P-51 Мустанг
- Республика P-47 Тандерболт
- Yakovlev Yak-9
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ангелуччи и Матрикарди 1978, с. 100.
- ^ Мэтьюз 1996, стр.171.
- ^ Мэтьюз, 1996, стр.182.
- ^ Пеллетье, Ален Дж. Белл Самолеты с 1935 года (Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1992), стр.42.
- ^ Гордон 2008, стр. 450–451.
- ^ Дин 1997, стр. 410, 602.
- ^ Уильямс, WG «Испытание первого сверхзвукового самолета: мемуары пилота NACA Боба Чампайна» . NF166 , январь 1992 г. Отрывок из журнала Wings Magazine, февраль 1991 г. Проверено 1 апреля 2009 г.
- ^ Филлипс, Уильям Хьюитт. «Путешествие в авиационные исследования: карьера в исследовательском центре НАСА в Лэнгли, проблемы, возникшие в результате событий военного времени» . Монографии по истории аэрокосмической промышленности , номер 12, 1945 г., глава 6. Дата обращения: 17 июля 2011 г.
- ^ Баугер, Джо. «Стреловидное крыло Л-39». Энциклопедия американских военных самолетов Джо Баугера , 18 сентября 1999 г. Дата обращения: 17 июля 2011 г.
- ^ Гордон 2008, с. 451.
- ^ Лонг и Неганбля 2001, стр. 3, 5.
- ^ Jump up to: а б с Гордон 2008, с. 452.
- ^ Хардести 1991, с. 253.
- ^ Ганс Ульрих Рудель, «Пилот Штука», с. 170; ООО «Блэк Хаус», 2012 г.
- ^ Уильям Стюк (2010). Корейская война в мировой истории . Университетское издательство Кентукки. п. 77. ИСБН 978-0-8131-2665-4 .
- ^ Байтман, Дуэйн, Б., подполковник ВВС США, в отставке. «18-й истребительно-бомбардировочный авиаполк в Корее» . koreanwar.org. Проверено: 5 сентября 2009 г.
- ^ "Советское интервью об атаке Р-80" . airforce.ru. Проверено: 17 июля 2011 г.
- ^ Маленький, с. 4
- ^ Маленький, с. 9
- ^ Маленький, с. 21
- ^ Jump up to: а б с Данауэй, Джеймс. «Просто стреляй в меня» . Air & Space/Smithsonian , Том 25, Выпуск 5, октябрь/ноябрь 2010 г. Дата обращения: 17 июля 2011 г.
- ^ ISBN 9780879384722 Операция «Пинбол» / Секретная программа воздушной артиллерии USAAF во время Второй мировой войны , Motorbooks Intl, 1990 г.
- ^ Jump up to: а б с Смит и Хигтон, 1945 год.
- ^ Холмс, Брюс Дж., Клиффорд Дж. Обара и Лонг П. Йип. «NASA TP-2256: Эксперименты с естественным ламинарным потоком на поверхностях современных самолетов». НАСА , май 1984 г.
- ^ Ледницер, 2000 стр.11.
- ^ Джонсен 1998, с. 67.
- ^ «Британский пилот погиб в авиакатастрофе во Франции» . Вестник Шотландии . 5 июня 1990 г.
- ^ Джонсен 1998, с. 94.
- ^ Jump up to: а б с Баугер, Джо. «Белл П-63 Кингкобра». Энциклопедия американских военных самолетов Джо Баугера , 18 сентября 1999 г. Дата обращения: 17 июля 2011 г.
- ^ "P-63E King Cobra/43-11730" aerialvisuals.ca Дата обращения: 4 марта 2015 г.
- ^ "P-63A King Cobra/42-68875" aerialvisuals.ca Дата обращения: 4 марта 2015 г.
- ^ "P-63C King Cobra/44-4011" aerialvisuals.ca Дата обращения: 4 марта 2015 г.
- ^ "P-63C King Cobra/43-11137" Музей крыльев Дата обращения: 23 сентября 2013 г.
- ^ "P-63A King Cobra/42-68864". Архивировано 17 марта 2012 года в Wayback Machine Музее авиации в Палм-Спрингс. Дата обращения: 1 октября 2013 года.
- ^ «Реестр FAA: N163BP» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-63A King Cobra/42-68941" CAF Dixie Wing Проверено: 23 сентября 2013 г. В настоящее время отключено на техническое обслуживание.
- ^ «Реестр FAA: N191H» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г. В настоящее время находится на техническом обслуживании.
- ^ "P-63A King Cobra/42-69080" Музей авиации Янкса Дата обращения: 13 января 2018 г.
- ^ «Реестр FAA: N94501» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-63C King Cobra/43-11223" Музей наследия полетов Дата обращения: 17 марта 2020 г.
- ^ «Реестр FAA: N163FS» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-63A King Cobra/42-70609" Музей военной авиации. Проверено: 13 января 2020 г.
- ^ "P-63E King Cobra/43-11727" Музей авиации и космонавтики Пима Дата обращения: 17 марта 2020 г.
- ^ [1] Национальный музей ВВС США. Дата обращения: 1 декабря 2023 г.
- ^ "RP-63G King Cobra/45-57295" "Справочник Warbird: Bell, стр. 13" Дата обращения: 21 сентября 2022 г.
- ^ "P-63A Kingcobra/42-70255". Архивировано 24 июня 2016 года в Wayback Machine Национальном музее авиации и космонавтики . Проверено: 22 июля 2014 года.
- ^ «Реестр FAA: N91448» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ Крушение P-63 King Cobra - 3 июня 2001 г. , получено 24 августа 2023 г.
- ^ https://aviation-safety.net/wikibase/89962 . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ «CNN.com — Вторая авиакатастрофа за 24 часа — 3 июня 2001 г.» . www.cnn.com . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Делисо, Мередит (12 ноября 2022 г.). «Два самолета столкнулись и разбились во время авиашоу времен Второй мировой войны в Далласе» . Новости АВС .
- ^ Ландерс, Джейми; Фергюсон, Лана (14 ноября 2022 г.). «Что мы знаем о тех, кто погиб в авиакатастрофе в Далласе» . «Утренние новости Далласа» . Даллас . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Джейн 1946, с. 207.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Уильямс 2002, с. 155.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том II (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу, 1978. ISBN 0-562-00096-8 .
- Бриджмен, Леонард, изд. «Колокол королевской кобры». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Студия, 1946, с. 207. ISBN 1-85170-493-0 .
- Дин, Фрэнсис Х. Сто тысяч Америки . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing Ltd., 1997. ISBN 0-7643-0072-5 .
- Дорр, Роберт Ф. «Варианты Bell Cobra: P-39 Airacobra и P-63 Kingcobra» Wings of Fame , Vol. 10, 1998.
- Гордон, Ефим. Советская авиация во Второй мировой войне . Хинкли, Ланкашир, Великобритания: Midland, Ian Allan Publishing, 2008. ISBN 978-1-85780-304-4 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том четвертый: Истребители . Лондон: MacDonald & Co. (Publishers) Ltd., шестое издание 1969 г., первое издание 1961 г. ISBN 0-356-01448-7 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители ВВС США, часть 1 . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1977. ISBN 0-356-08218-0 .
- Хардести, фон. Красный Феникс: Расцвет советской авиации 1941-1945 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1991 г., первое издание 1982 г. ISBN 0-87474-510-1 .
- Хикман, Иван. Операция «Пинбол»: секретная программа ВВС США по воздушной артиллерии во Второй мировой войне . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1990. ISBN 0-87938-472-7 .
- Джейн, Фред Т. «Королевская кобра-колокольчик». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Студия, 1946. ISBN 1-85170-493-0 .
- Джонсен, Фредерик А. Белл P-39/P-63 «Аэрокобра» и «Кингкобра» . Сент-Пол, Миннесота: Voyageur Press, ISBN 1-58007-010-8 .
- Куликов, Виктор (сентябрь 2000 г.). «Советские «Кобры» в бою». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (90): 6–22. ISSN 1243-8650 .
- Леднисер, Дэвид А. «Аэродинамика Bell P-39 Airacobra и P-63 Kingcobra». Документ SAE 167.01.2000. Уоррендейл, Пенсильвания: SAE International, 9 мая 2000 г.
- Лонг, Эверетт А. и Иван Ю. Неганбля. Кобры над тундрой (двуязычный русский/английский). Рино, Невада: Арктика, 2-е издание, 2001, 1992 г. ISBN 0-9634578-1-0 .
- Мэтьюз, Берч. Кобра! Bell Aircraft Corporation 1934-1946 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1996. ISBN 0-88740-911-3 .
- Пеллетье, Ален Ж. «Французские «короли»: Bell P-63 Kingcobras в Индокитае», Air Enthusiast , № 72, 1997.
- Смит Ф. и DJ Хигтон. «Летные испытания «Королевской кобры» FZ.440 для исследования практических требований для достижения коэффициентов низкопрофильного сопротивления на аэродинамическом крыле с низким сопротивлением». Совет авиационных исследований R&M 2375, август 1945 г.
- Томалик, Яцек. Bell P-39 Airacobra Часть 1, Авиационные монографии 58 (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 1999. ISBN 83-7237-032-X .
- Томалик, Яцек. Bell P-63 Kingcobra, XFL-1 Airabonita, P-39 Airacobra Часть 2, Авиационные монографии 59 (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 2001. ISBN 83-7237-034-6 .
- Пети, Жан-Жак. «Королевская кобра в Индокитае», журнал Aviation Francaise No. 1 (декабрь 2004 г./январь 2005 г.), стр. 4–21.
- Уильямс, Энтони Г. Rapid Fire: разработка автоматических пушек, крупнокалиберных пулеметов и боеприпасов к ним для армий, военно-морских сил и военно-воздушных сил . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 2002. ISBN 978-1-84037-435-3 .
- Викси, Кен (сентябрь – октябрь 1999 г.). «Летающая пушка: Семья кобр Белла, часть вторая». Энтузиаст авиации (83): 72–77. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Данные
- Памятная реставрация ВВС Р-63 42-68941
- Современный отчет о Кингкобре в полете 1944 года.
- Информационные бюллетени Национального музея ВВС США: Bell P-63 Kingcobra
- Фотографии