Хейзел Ин Ли
Хейзел Ин Ли | |||
---|---|---|---|
Ли Юин | |||
Хейзел Ин Ли | |||
Рожденный | Портленд, Орегон , США | 24 августа 1912 г. ||
Умер | 25 ноября 1944 г. Грейт-Фолс, Монтана , США | ( 32 года ||
Причина смерти | Авиакатастрофа | ||
Место захоронения | Кладбище Ривер-Вью , Портленд, Орегон 45 ° 27'54 "с.ш. 122 ° 40'23" з.д. / 45,465 ° с.ш. 122,673 ° з.д. | ||
Занятие | Пилот | ||
Эра | Вторая мировая война | ||
Организация | Женщины-пилоты ВВС | ||
Супруг | Луи Йим-цюнь | ||
Родители |
| ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Ли Юин | ||
Упрощенный китайский | Ли Юин | ||
|
Хейзел Ин Ли ( китайский : 李月英 ; Jyutping : lei5 jyut6 jing1 ; пиньинь : Lǐ Yuèyīng ; 24 августа 1912 — 25 ноября 1944) — американская пилотка, летавшая в составе Женщин-пилотов ВВС (WASP) во время Второй мировой войны .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ли родился в Портленде, штат Орегон . происхождения в первом поколении, Ее родителями были Юэт Ли и Ссиу Лан Вонг, американцы китайского иммигрировавшие в Портленд из Тайшаня, провинция Гуандун . Семья владела китайским рестораном в китайском квартале Старого города . [ 1 ] Мать Ли посвятила свою энергию воспитанию восьмерых детей и помощи в семейном бизнесе.
Несмотря на широко распространённые в своё время антикитайские настроения , Ли вела полноценную и активную жизнь. Она занималась легкой атлетикой, такой как плавание и гандбол , любила играть в карты и в подростковом возрасте научилась водить машину. [ 2 ] После окончания Коммерческой средней школы [ 3 ] В 1929 году Ли устроился на работу лифтером в универмаг Liebes в центре Портленда . Это была одна из немногих должностей, которую могла занять в то время американка китайского происхождения. [ 4 ] [ 5 ]
В 1932 году Ли совершила свой первый полет на самолете с другом на авиашоу и была полна решимости научиться летать. [ 6 ] Она вступила в Китайский аэроклуб Портленда и брала уроки пилотирования у знаменитого летчика Эла Гринвуда. [ 7 ] Несмотря на сопротивление со стороны матери, которая не видела в этом никакой возможности, Ли знала, что ей «нужно лететь». [ 2 ] Обсуждая любовь Хейзел к полетам, ее сестра Фрэнсис вспоминала: «Это была мысль о том, чтобы заняться чем-то, что ей нравится. Она наслаждалась опасностью и делала что-то новое для китайских девушек».
В октябре 1932 года Ли стала одной из первых американок китайского происхождения, получивших лицензию пилота. [ 7 ] Автор Джуди Юнг писала о Ли и других китайско-американских женщинах-пилотах того времени: «Хотя их было немного, эти первые американские авиаторы китайского происхождения в своей попытке участвовать в смелом виде спорта сломали стереотип пассивной китаянки и продемонстрировали способность американок китайского происхождения конкурировать в сфере, где доминируют мужчины».
Находясь в Портленде, Ли познакомилась со своим будущим мужем «Клиффордом» Луи Йим-куном , который также был пилотом. [ 8 ]
Время в Китае
[ редактировать ]Перед Второй мировой войной , в ответ на японское вторжение в Маньчжурию в 1933 году, Ли и несколько других американцев китайского происхождения отправились туда с целью оказания помощи китайским ВВС . [ 9 ] Несмотря на большую потребность в пилотах в то время, ВВС Китайской Республики не принимали женщин-пилотов. [ 3 ] Поскольку она была женщиной, Ли была вынуждена работать за столом, лишь изредка летая в коммерческую китайскую компанию. [ 2 ] Разочарованный, Ли вместо этого поселился в Кантоне и следующие несколько лет провел, летая в частной авиакомпании. В то время Ли была одной из очень небольшого числа женщин-пилотов в Китае. [ 10 ]
В 1937 году японские войска вторглись в Китай . Ли остался в стране, несмотря на войну, и находился в Кантоне, когда в результате японских воздушных атак погибли сотни мирных жителей. [ 11 ] Пока вокруг них падали бомбы, друзья вспоминают спокойные попытки Ли найти убежище для друзей, соседей и семьи, что позволило им всем пережить бомбардировки. В 1938 году, после очередной неудачной попытки помочь ВВС в качестве пилота, Ли, негражданка, знала, что ей нужно вернуться в Соединенные Штаты , и сделала это после побега из страны в Гонконг . [ 6 ] В Нью-Йорке Ли устроился на работу закупщиком военных материалов для осажденного Китая. [ 10 ]
Карьера ОСЫ
[ редактировать ]
После нападения Японии на Перл-Харбор Америка была втянута во Вторую мировую войну. Поскольку война унесла время и жизни американских пилотов, стало ясно, что пилотов-мужчин недостаточно для поддержания военных действий дома. При неоднозначной поддержке ВВС США командующего Генри «Хэпа» Арнольда в 1943 году была создана организация « Женщины -пилоты ВВС» или «WASP» под командованием знаменитой летчицы Жаклин Кокран .
Опытные женщины-пилоты, такие как Ли, стремились присоединиться к WASP и ответили на просьбы Кокрана об интервью. Члены WASP явились в Avenger Field в Суитуотере, штат Техас, на тяжелую шестимесячную программу обучения. Ли приняли в 4 класс, 43 W 4. [ 12 ] Она была первой американкой китайского происхождения, летавшей в армию США. [ 9 ] Сообщалось, что во время тренировки Ли она упала с самолета, в котором ехала, когда инструктор сделал неожиданную петлю . В тот момент ее ремень безопасности был неправильно пристегнут, и она спаслась, воспользовавшись парашютом . Ли приземлилась в поле и вернулась на базу, таща за собой парашют. [ 13 ]
Хотя женщины-пилоты WASP летали под военным командованием, они классифицировались как гражданские лица и получали зарплату через государственную службу. [ 14 ] Никаких военных льгот не предлагалось, а когда пилоты WASP умирали при исполнении служебных обязанностей, военные похороны не разрешались. [ 15 ] WASP часто поручали наименее желательные миссии, например, зимние путешествия на самолетах с открытой кабиной. [ 4 ] Командиры поначалу неохотно доставляли женщинам какие-либо грузы на лету. понадобился приказ главы Воздушно-транспортного командования Для улучшения ситуации .
По окончании учебы Ли был направлен в Третью переправочную группу в Ромулусе, штат Мичиган . [ 5 ] Их назначение имело решающее значение для военных действий. Они доставляли самолеты, которые производились в больших количествах на переоборудованных автомобильных заводах, к пунктам погрузки, откуда их затем отправляли на Европейский и Тихоокеанский фронты. В письме сестре Ли описала Ромула как «7-дневную рабочую неделю с небольшим количеством выходных». [ 2 ]
Ли быстро стал лидером среди WASP. Коллега-пилот охарактеризовала отношение Ли своими словами: «Я возьму и доставлю что угодно». Ее коллеги-пилоты описывали Ли как «спокойную и бесстрашную» даже во время вынужденных посадок . Одна аварийная посадка произошла на пшеничном поле в Канзасе . Фермер, вооруженный вилами , преследовал Ли вокруг ее самолета, когда он кричал своим соседям, что японцы вторглись в Канзас. Уклоняясь от атаки, Ли рассказала фермеру, кто она такая, и потребовала, чтобы он остановился. [ 16 ] Она была любимицей своих коллег-пилотов, известна своим чувством юмора и озорством. [ 6 ] Ли часто использовала помаду, чтобы писать китайские иероглифы на хвосте своего самолета и самолетах своих коллег-пилотов. [ 16 ] [ 7 ]

Ли был известен как отличный повар и использовал китайскую кухню как способ познакомить пилотов WASP с китайской культурой. [ 17 ] [ 18 ] Пилот WASP Сильвия Дамес Клейтон вспоминала: «Хейзел предоставила мне возможность узнать о другой культуре в то время, когда я не знал ничего другого. Она расширила мой мир и мой взгляд на жизнь». [ 4 ]
В сентябре 1944 года Ли отправили в школу преследования в Браунсвилле, штат Техас, для интенсивного обучения. [ 3 ] Она входила в состав рейса B класса 44-18 и в дальнейшем вошла в число 134 женщин-пилотов, летавших на «преследовании», то есть на более быстрых и мощных истребителях , таких как P-63 Kingcobra , P-51 Mustang и P-39 Airacobra. . Любимым самолетом Ли был Мустанг. [ 19 ] Ли и другие были первыми женщинами, пилотировавшими истребители вооруженных сил США.
Смерть
[ редактировать ]10 ноября 1944 года Ли получила приказ отправиться на авиазавод Bell Aircraft в Ниагара-Фолс, штат Нью-Йорк , где ей предстояло перелететь на самолете P-63 Kingcobra в Грейт-Фолс, штат Монтана . Во время войны Ли и другие пилоты преследования доставили более 5000 истребителей в Грейт-Фолс, который был звеном в снабжении советских союзников, сражавшихся с нацистскими войсками , самолетами по программе ленд-лиза . [ 5 ] Оттуда пилоты-мужчины переправили истребители на Аляску , где советские пилоты ждали, чтобы отправить самолеты на свои базы.
Плохая погода задержала миссию в Фарго, Северная Дакота , а утром 23 ноября погода прояснилась, что позволило Ли покинуть Фарго. [ 20 ] Вскоре после 14:00 Ли было разрешено приземлиться в Грейт-Фолс, и в то же время к аэропорту приближалось большое количество P-63. произошла путаница На диспетчерской вышке , в результате чего самолет Ли и еще один P-63 столкнулись. Самолет загорелся, и Ли вытащили из горящих обломков самолета, а ее летная куртка все еще тлела. [ 5 ] Два дня спустя, 25 ноября 1944 года, Ли скончалась от тяжелых ожогов, полученных в результате аварии.
Всего через три дня после того, как стало известно о ее смерти, семья Ли в Портленде получила еще одну телеграмму, в которой сообщалось, что брат Хейзел Виктор, служивший в танковом корпусе США , погиб в бою во Франции. [ 3 ] Готовясь похоронить Хейзел и Виктора, семья выбрала место для захоронения на портлендском кладбище. [ 21 ] Кладбище отказало семье похоронить Хейзел и Виктора в выбранном месте, сославшись на политику кладбища, которая не позволяет хоронить азиатов «в секции белых». [ 6 ] После продолжительной битвы семья Ли одержала победу. Хейзел Ли была похоронена на невоенных похоронах и похоронена рядом со своим братом на склоне холма на кладбище Ривер-Вью . [ 21 ] с видом на реку Уилламетт .
Наследие
[ редактировать ]На протяжении более трех десятилетий после войны члены WASP и их сторонники пытались обеспечить военный статус женщинам-пилотам. [ 22 ] В марте 1977 года, после одобрения Конгрессом США Публичного закона 95-202, усилия женщин-пилотов Военно-воздушных сил были наконец признаны, и им наконец был предоставлен военный статус. [ 22 ] Тридцать восемь пилотов WASP погибли во время службы в годы Второй мировой войны, и Ли был последним, кто погиб во время выполнения программы. В 2010 году она и все другие пилоты WASP, живые, погибшие или убитые во время войны, получили Золотую медаль Конгресса . [ 23 ]
В 2004 году Хейзел Ин Ли была введена в Зал почета авиации штата Орегон, братство коренных жителей штата Орегон, внесших исторический вклад в авиацию. [ 7 ]
С тех пор Ли помнят за ее наследие борьбы за равенство и инклюзивность, ее храбрость и послужной список. В 2010 году канал PBS показал документальный фильм о Ли под названием « Краткий полет: Хейзел Ин Ли и женщины, которые летели в погоню» . [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Небо - предел» . Журнал Орегона 1859 года . 10.11.2016 . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Флаккус, Джиллиан (11 мая 2003 г.). «Китайско-американская WASP теряет анонимность» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 года . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Хейзел Ин Ли (1912–1944)» . oregonencyclepedia.org . Архивировано из оригинала 21 января 2018 года . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Хейшман, Эллисон (14 октября 2011 г.). « Борьба за демократию»: Хейзел Ин Ли – Национальный конституционный центр» . Национальный конституционный центр. Архивировано из оригинала 30 января 2018 года . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мерри, Лоис К. (2010). Женщины-военные летчики Второй мировой войны: история с биографиями американских, британских, русских и немецких авиаторов . МакФарланд. стр. 176–179. ISBN 9780786457687 . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Документальный фильм посвящен американке китайского происхождения, летавшей на американских истребителях» . Газета Биллингса . Ассошиэйтед Пресс. 10 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 30 января 2018 г. . Проверено 29 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Унандер, Ли Сиг (10 ноября 2016 г.). «Небо - предел» . Журнал Орегона 1859 года . Архивировано из оригинала 30 января 2018 года . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ Хафнер, Кэти (21 мая 2020 г.). «Больше ничего не упускали из виду: когда Хейзел Ин Ли и Мэгги Джи взлетели в небо» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ганди, Лакшми (25 мая 2017 г.). «Вспоминая Хейзел Ли, первую китайско-американскую женщину-военного летчика» . Новости Эн-Би-Си. Архивировано из оригинала 11 февраля 2018 года . Проверено 29 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Хейзел Ли: База данных Второй мировой войны» . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 1 июля 2014 г.
- ^ «Кампания по захвату Кантона (Гуанчжоу) — 1937 — 1938» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 6 октября 2015 г.
- ^ «Женщины-пилоты ВВС: Хейзел А Ин Ли» (PDF) . Техасский женский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2010 г. Проверено 2 марта 2010 г.
- ^ Саймонс, Лиза МБ (2017). Американская WASP: выдающиеся женщины-пилоты Второй мировой войны . Замковый камень. п. 4. ISBN 9781515779377 . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ «Девочки-пилоты» . Журнал Life (19 июля 1943 г.). Time Inc: 73–80. 19 июля 1943 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Дромгул, Гленн (2016). Истории Западного Техаса . АКУ Пресс. ISBN 9780891126744 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Хейзел Ин Ли: продемонстрировала участие американцев азиатского происхождения в военных действиях» . Агентство ISR ВВС. 6 марта 2013. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 1 июля 2014 г.
- ^ «Китайский исторический и культурный проект - 06.03.21 DAR чествует Хейзел Ин Ли в Месяце женской истории» . www.chcp.org . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Пионеры неба: с участием Хейзел Ин Ли (1912–1944)» . Кокпит США . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Хейзел Ин Ли» . Женщины в международной авиации . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ Венугопал, Анжана (14 апреля 2016 г.). «Крутые дамы Китая: Хейзел Ин Ли» . www.theworldofchinese.com . Мир Китая. Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Хейзел Ин Ли: Борьба за гендерное равенство» (PDF) . Национальный центр сохранения демократии. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июля 2011 г. Проверено 2 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Коллинз, Шеннон (9 марта 2016 г.). «WASP преследовала любовь к полетам и боролась за признание женщин-ветеринаров» . Министерство обороны США. Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ «Обладатели золотой медали Конгресса | Палата представителей США: история, искусство и архивы» . History.house.gov . Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ «Документальный фильм посвящен американке китайского происхождения, летавшей на американских истребителях» . Ассошиэйтед Пресс. 10 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 29 мая 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Надо, Кей. 1996. Хейзел А Ин Ли, женщина-пилот ВВС, Вторая мировая война: портрет . МакКинливиль, Калифорния (а/я 2813, МакКинливиль, 95519): К. Готт.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1912 рождений
- 1944 смертей
- Американские военнослужащие китайского происхождения
- Военные из Портленда, штат Орегон
- Авиаторы погибли в результате авиационных происшествий или инцидентов в США.
- Случайные смерти в Монтане
- Персонал ВВС США погиб во Второй мировой войне
- Американские авиаторы китайского происхождения
- Выпускники средней школы Кливленда (Портленд, Орегон)
- Авиаторы из Портленда, штат Орегон
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в 1944 г.