83-й истребительный авиационный полк
83-й истребительный авиационный полк 83-й истребительный авиационный полк | |
---|---|
![]() Значок части с 1990-х годов. | |
Активный | 1944-1964 1968-1999 |
Расформирован | 1964 и 1999 годы |
Страна | ![]() ![]() ![]() |
Ветвь | Советские ВВС Югославские ВВС Югославские ВВС |
Тип | полк Бригада |
Роль | боец |
Часть | Корпус ПВО |
83- й истребительный авиационный полк ( сербско-хорватский 83. lovački avijacijski puk / 83. lovački avijacijski puk ) — авиационный полк, созданный в 1944 году как полк ( : 1-й югославский истребительный охотничий полк , русский : 1-й югославский истребительный авиационный полк), сформированный из Югославские партизанские летчики на сборах в Советском Союзе.
История
[ редактировать ]1-й югославский истребительный полк
[ редактировать ]1-й югославский истребительный полк был сформирован 14 октября 1944 года в Краснодаре ( СССР ) из югославских партизанских авиаторов, отправленных на обучение к октябрю 1944 года. Он состоял из трех эскадрилий, оснащенных новыми Як-3 истребителями . В ее составе было 180 человек личного состава, из них пять были штабными офицерами, 37 летчиками, 37 механиками и другими. По окончании обучения и вооружения полк Яка вступил в строй к 1 мая 1945 года. Он вылетел из СССР, взлетел 7 сентября 1945 года и приземлился в Югославии 14 сентября в аэропорту Земун. Через два дня его переименовали в 254-й истребительный авиационный полк .
Командиром полка был Петар Радевич, а комиссаром - Виктор Бубань . [ 1 ]
254-й истребительный авиационный полк
[ редактировать ]254-й истребительный авиационный полк был сформирован 16 сентября 1945 года путем переименования 1-го югославского истребительного полка на аэродроме Земун. Входил в состав 3-й воздушно-истребительной дивизии.
Из-за кризиса на северо-западе уезда он дислоцировался в Нови-Сад к весне 1946 года в Любляну , а летом-осенью того же года . 9 августа 1946 года пара самолетов Як-3, пилотируемые лейтенантом Драганом Зечевичем и прапорщиком Драганом Станисавлевичем, открыла огонь и поразила самолет ВВС США C-47 , который в 12 часов нарушил поток югославского воздушного пространства над аэропортом Любляны и совершил вынужденную посадку в 12 км от него. Крань. Один пассажир, турецкий капитан, был ранен в результате попадания, а экипаж и пассажиры были захвачены югославской армией . Позже, к 22 августа, он был обнародован, а напряженность, возникшая вокруг этого инцидента и еще одного сбития ВВС США C-47 с фатальными последствиями для всего экипажа из пяти летчиков, снизилась после того, как маршал Тито приказал выплатить 150 тысяч долларов семьям погибших американских летчиков. Зимой он переехал в Мостар , а затем в 1947 году через Нови-Сад в Любляну и Церкле, где оставался в конце 1947 и 1948 годов.
К 1948 году этот полк, как и все другие части югославской армии, был переименован в 83-й истребительный авиационный полк .
Командирами полка в этот период были Петар Радевич, Джордже Кешельевич, Радован Дакович и Радован Крстич. [ 2 ]
83-й истребительный и истребительно-бомбардировочный авиационный полк
[ редактировать ]
83-й истребительный авиационный полк оставался в Церкле до 1948 года, но в том же году он был передислоцирован в Пулу , где оставался до 1953 года, когда его предполагалось перебросить в Земуник, но он снова был отправлен в Церкле из-за триестского кризиса. С октября 1953 года по февраль 1954 года он находился в аэропорту Церкле, после чего был дислоцирован в Земуник, где оставался до 1963 года. В том же году полк был передислоцирован на авиабазу Голубовцы .
В конце 1948 - начале 1949 года полк был оснащен 40 G бывшего болгарского ВВС немецкого производства самолетами Messerschmitt Bf 109 . В период эксплуатации «Густава» количество аварий увеличилось, некоторые катастрофы со смертельным исходом привели к человеческим жертвам. американского производства К 1952 году самолеты Як-3 и Bf 109G были заменены истребителями F-47D Thunderbolt . В этот период полк был переименован в 83-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк ( сербско-хорватский : 83. lovačko-bombarderski avijacijski puk / 83. ловачко-бомбардерски авијацијски пук ). В 1954 году «Тандерболты» были заменены истребителями-бомбардировщиками Republic F-84 Thunderjet , которые оставались на вооружении полка до 1959 года, когда его заменили реактивные истребители F-86E Sabre . В том же году он снова сменил название на 83-й истребительный авиационный полк.
К 1961 году, когда в ВВС была проведена реорганизация «Дрвар», для обозначения эскадрилий используется новая система обозначения типов, поэтому две эскадрильи 83-го истребительного авиационного полка стали 120-й и 121-й истребительной авиационными эскадрильями .
К 1964 году он был расформирован в связи с планом реорганизации «Дрвар 2». Его 121-я истребительная авиационная эскадрилья также была расформирована, а ее 120-я истребительная авиационная эскадрилья оставалась независимой в составе 1-го авиационного корпуса, пока не была реорганизована и переименована в 242-ю истребительно-бомбардировочную авиационную эскадрилью.
Командирами полка в этот период были Милош Миликич, Анте Сарделич, Радован Крстич и Никола Вучевич. [ 3 ]
Воссоздание 83-го истребительного авиационного полка.
[ редактировать ]
Приказом от 20 января 1968 года 83-й истребительный авиационный полк был воссоздан 5 октября того же года на аэродроме Скопски-Петровац. Она была сформирована из 123-й истребительной авиационной эскадрильи, вооруженной реактивными истребителями North American F-86D Sabre . Она была переименована в 83-ю авиационную бригаду ( сербско-хорватский : 83. avijacijska brigada / 83. aviјaciјsk бригада ) и дислоцирована на новой построенной авиабазе Слатиан под Приштиной . Это был второй по величине военный аэропорт с подземным ангарным комплексом в Югославии после авиабазы Желайва . За время существования полка он оставался его базой на длительный период.
Первые МиГ-21 «Фишбед» Микояна-Гуревича в варианте F-13 были представлены к 1970 году, а «Сейбры» были выведены из состава бригады к 1974 году. Более новый вариант МиГ-21ПМФ заменил F-13 к 1977 году, и были представлены варианты МиГ-21 бис. в 1983 году. К 1978 году бригада снова стала истребительным авиационным полком.
С началом войны в Югославии в период 1991–1992 годов части 117-го истребительного авиационного полка и 129-й истребительной авиационной эскадрильи были объединены в 83-й истребительный авиационный полк, который впоследствии снова стал авиационной бригадой. В этот период из объединенных частей были представлены учебные варианты МиГ-21УМ. После того, как Югославская народная армия была официально распущена в мае 1992 года, это подразделение вошло в состав недавно сформированных Вооруженных сил Союзной Республики Югославии в составе авиационного корпуса. Два года спустя, в результате новой реорганизации «новых» ВВС СР Югославии , бригада снова стала 83-м истребительным авиационным полком, входившим в состав корпуса ПВО. В этот период подразделение получило официальный знак.
В 1999 году, когда военно-воздушные силы НАТО начали бомбардировку Союзной Республики Югославии, основной целью была армия с ее подразделениями ВВС и ПВО. Авиабаза Слатиан, расположенная недалеко от Приштины в Косово , постоянно подвергалась атакам. Несколько самолетов МиГ-21 83-го полка были уничтожены на земле ударами с воздуха, но ни один из них не использовался в воздушном бою, поскольку МиГ-21 были исключены из боевых действий и считались слабыми для противостояния современным истребителям НАТО. Несколько самолетов МиГ-29 Fulcrum из 204-го истребительного авиационного полка на авиабазе Батайница были переброшены в Слатину в связи с подготовкой к войне.
После прекращения атак НАТО и подписания договора в Куманово все югославские силы были вынуждены отступить из провинции Косово . 12 июня 1999 года вся авиация, личный состав и техника покинули сильно поврежденную авиабазу Слатина и передали ее Воздушно-десантным войскам России в составе КФОР . 83-й истребительный полк передислоцировался на авиабазу Батайница и там был расформирован к августу 1999 года. Личный состав и техника поступили в 126-ю истребительную авиационную эскадрилью 204-го истребительного авиационного полка, которая продолжила традиции 83-го полка и его предшественника - 254-го истребительного авиационного полка.
Командирами полка в этот период были Никола Маравич, Анхель Ончевски, Бранко Гайович, Томислав Иванович, Йово Шпегар, Мирко Вучинич, Слободан Еремич, Степан Гранец, Зоран Миличевич и Гвозден Урошевич. [ 4 ]
Задания
[ редактировать ]- 3-я авиационная истребительная дивизия
- 44-я авиационная дивизия (1948–1949).
- 21-я авиационная дивизия (1949–1959).
- 9-е воздушное командование (1959–1964)
- Расформирован
- 13-я дивизия ПВО (1968–1973).
- 11-я дивизия ПВО (1973–1986).
- 3-й корпус ВВС и ПВО (1986–1992)
- Авиационный корпус (1992–1994)
- Корпус ПВО (1994–1999)
Предыдущие обозначения
[ редактировать ]- 1-й югославский истребительный полк (1944–1945)
- 254-й истребительный авиационный полк (1945–1948).
- 83-й истребительный авиационный полк (1948–1952).
- 83-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк (1952–1959).
- 83-й истребительный авиационный полк (1959–1964).
- Расформирован
- 83-й истребительный авиационный полк (1968–1973).
- 83-я авиационная бригада (1973–1978).
- 83-й истребительный авиационный полк (1978–1992).
- 83-я авиационная бригада (1992–1994).
- 83-й истребительный авиационный полк (1994–1999).
Организация
[ редактировать ]1961-1964
[ редактировать ]- 83-й истребительный авиационный полк
1968-1992
[ редактировать ]- 83-й истребительный авиационный полк/авиационная бригада
1992-1994
[ редактировать ]- 83-я авиационная бригада
1994-1999
[ редактировать ]- 83-й истребительный авиационный полк
Базы размещены
[ редактировать ]Командиры
[ редактировать ]Дата назначения | Имя |
---|---|
Петар Радевич | |
Джордже Кешельевич | |
Радован Дакович | |
Радован Крстич | |
Милош Миликич | |
Анте Сарделич | |
Радован Крстич | |
Никола Вучевич | |
Никола Маравич | |
Анхель Ончевски | |
Бранко Гайович | |
Томислав Иванович | |
Йово Шпегар | |
Мирко Вучинич | |
Слободан Еремич | |
Степан Гранец | |
Зоран Миличевич | |
Гвозден Урошевич |
Оборудование
[ редактировать ]- Yakovlev Yak-3 (1944–1952)
- Мессершмитт Bf 109 G (1948-1952)
- F-47D Тандерболт (1952–1954)
- F-84G Тандерджет (1952–1959)
- F-86E Sabre (1959–1964)
- F-86D Sabre (1968–1974)
- МиГ-21Ф-13 (1970–1977)
- МиГ-21ПМФ (1977–1994 гг.)
- МиГ-21бис (1983–1999)
- МиГ-21УМ (1991–1999 гг.)