Автомобиль для динамических испытаний Saturn V
Автомобиль для динамических испытаний Saturn V | |
Расположение | Хантсвилл, Алабама |
---|---|
Координаты | 34 ° 42'38,2 дюйма с.ш. 86 ° 39'25,6 дюйма з.д. / 34,710611 ° с.ш. 86,657111 ° з.д. |
Построен | 1964 |
Архитектор | Центр космических полетов НАСА-Маршалла; Боинг Самолеты |
Номер ссылки NRHP . | 78000500 |
Значимые даты | |
Добавлено в НРХП | 22 ноября 1978 г. [1] |
Назначен НХЛ | 10 февраля 1987 г. [2] |
, Автомобиль для динамических испытаний Saturn V получивший обозначение SA-500D , представляет собой прототип ракеты Saturn V , используемый НАСА для проверки характеристик ракеты при вибрации, чтобы имитировать тряску, которую последующие ракеты будут испытывать во время запуска. Это был первый полномасштабный «Сатурн-5», созданный Центром космических полетов Маршалла (MSFC). Хотя SA-500D никогда не летал, он сыграл важную роль в разработке ракеты «Сатурн-5», которая доставила первых людей на Луну в рамках программы «Аполлон» . Построенный под руководством доктора Вернера фон Брауна , он служил испытательной машиной для всех вспомогательных объектов Сатурна в MSFC. [2] [3] [4]
SA-500D — единственный представленный на выставке Saturn V, который использовался по прямому назначению, и единственный, который был собран до выставления в музее. Он находится в постоянной экспозиции Космического и ракетного центра США в Хантсвилле, штат Алабама . [3] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Предполетные конфигурации [ править ]
Прежде чем « Сатурн-5» запустить , инженерам необходимо было убедиться, что в их конструкции учтено все, с чем ракета столкнется на своем пути: от сборки до стартовой площадки и от Земли до Луны. Чтобы проверить конструкцию и процедуры Saturn V, они создали пять предполетных конфигураций для испытаний. Эти конфигурации были подвергнуты испытаниям, имитирующим все аспекты подготовки к полету и сам полет, а также всем тестам, необходимым для демонстрации удовлетворительных результатов, прежде чем MSFC сертифицирует Saturn V для полета.
SA-500D был одной из пяти предполетных конфигураций Saturn V. Эта конфигурация показала «характеристики изгиба и вибрации» Saturn V и подтвердила «адекватность конструкции систем наведения и управления». [11] Тяга ракеты в 7 610 000 фунтов силы (33,9 МН ) вызвала бы сильную тряску, и было важно следить за тем, чтобы ракета не разваливалась на части и не отклонялась от курса. [12]
Другими предполетными конфигурациями были:
- Тестовая модель линкора, использовавшаяся для первоначального запуска двигателя и доработки конструкции. [13]
- Модель для испытаний конструкции для сертификации конструкции на нагрузки во время запуска при ожидаемых температурах и для оценки жесткости каждой ступени. [14]
- SA-500F , модель проверки средств, проверяет средства запуска, обучает стартовые экипажи и разрабатывает процедуры испытаний и проверок. [15]
- СА-500Т , испытательная модель всех систем, для статической работы двигателей в летной конфигурации. [3]
Транспортное средство, получившее обозначение SA-500D, не включало в себя космический корабль «Аполлон» , но стандартные детали для проверки всей системы. во время испытаний использовались [11] [16]
Разработка тестовой статьи [ править ]
«Сатурн-5» состоял из трех ступеней и приборного блока (ИП). Первая ступень, S-IC , развивала тягу в 7 610 000 фунтов силы (33,9 МН ), а остальные ступени доставлялись на высоту 200 000 футов (61 км). [12] После этого его сбросили и он упал в Атлантический океан, а вторая ступень продолжила разгон. [12] Вторая ступень, S-II , отвечала за подъём оставшихся частей почти на околоземную орбиту. [17] Третья ступень, S-IVB, обеспечила последний толчок к орбите и транслунную инъекцию, чтобы вывести космический корабль «Аполлон» на курс к Луне. [18] IU был компьютером наведения и управления. [19] SA-500D представлял собой сборку этих компонентов для динамических испытаний. [16]
с Стенд динамических испытаний «Сатурн-В» «электродинамическими вибростендами» [11] предоставил стол, способный не только удерживать Сатурн-5 полностью собранным и заправленным топливом, но также имитировать вибрации, создаваемые ракетными двигателями. [11] [20]
Компоненты, использованные для испытаний, разрабатывались с 1964 по 1966 год. [21] [22] и испытания, проведенные в 1966–67 гг. [11] [21] Поскольку Saturn V использовал некоторые общие компоненты с Saturn IB , некоторые компоненты SA-500D изначально использовались для динамических испытаний со стеком Saturn IB . [23]
При названии отдельных этапов MSFC использовала обозначение этапа с суффиксом, указывающим его назначение. Например, S-IC-D был первой ступенью, S-IC - для динамических испытаний, а S-IC-1 - первой летной моделью первой ступени. Использовались суффиксы: S — для структурных испытаний, F — для объектов, T — для испытаний всех систем и D — для динамических испытаний.
Ниже приводится история каждого компонента статьи динамического тестирования в порядке появления.
Шаблон Аполлона [ править ]
Разработка тестовой статьи началась сверху. - . 2 Для всех конфигураций динамических испытаний использовался типовой космический корабль «Аполлон» BP-27 вместе с LTA [4] [24] [25] Шаблон заменил реальное летное оборудование. Размер, форма, масса и центр тяжести шаблона были одинаковыми, но для начала динамических испытаний не было необходимости в полной комплектации всего космического корабля «Аполлон». Шаблон был оснащен приборами для записи данных для инженерных исследований и оценок. [26]
БП-27 состоял из оборудования, специально созданного для этой конфигурации, а также некоторого оборудования, переназначенного под другие обозначения. Командный модуль и система эвакуации были уникальными для БП-27. К БП-27 также были приписаны служебный модуль СМ-010 (ранее СМ-006) и переходник космический корабль-лунный модуль СЛА №1. [24]
БП-27 был принят в Центре космических полетов имени Маршалла (MSFC) в конце сентября 1964 года. [22] [27]
Вскоре после этого MSFC приняла стандартный лунный модуль , получивший название «лунный испытательный образец» и получивший обозначение LTA-2. [28] LTA-2 — единственная часть SA-500D, летавшая в космос. Он был отремонтирован, получил обозначение LTA-2R и летал на Аполлоне-6 . [25]
BP-27 использовался для динамических испытаний Saturn IB , был отправлен в Космический центр Кеннеди в качестве компонента SA-500F и отправлен обратно в MSFC для полномасштабных испытаний с SA-500D. [14] [21] [27]
Третий этап [ править ]
Третья ступень, S-IVB -D, прибыла на MSFC раньше всех других ступеней Saturn V, поскольку сначала она предназначалась для динамических испытаний на Saturn IB . [29] Его собрал Дуглас недалеко от Лос-Анджелеса . С церемонией и высокопоставленными лицами в честь первой ступени S-IVB, построенной Дугласом, она отправилась на барже 8 декабря 1964 года и направилась в Новый Орлеан через Панамский канал , реки Миссисипи, Огайо и Теннесси в MSFC, где она прибыл 4 января 1965 года. В тот же день MSFC приняла первую ступень Saturn IB для динамических и контрольных испытаний оборудования, S-IB -D/F. [3] Детали были собраны вместе с приборным блоком, получившим обозначение С-ИУ-200Д/500Д (см. ниже) и БП-27 для динамических испытаний в конфигурации Сатурн IB с февраля по сентябрь 1965 года, прежде чем он был переведен в конфигурацию Сатурн V. [23] [29] [30]
Приборный блок [ править ]
служил Приборный блок «Сатурн-5» центром электроники для первых трех ступеней ракеты, управляя запуском двигателей, наведением, разделением ступеней и климатом для трех нижних ступеней. Он состоял из двух основных частей: жесткого кольца конструкции и внутри него электроники. [31]
Приборные агрегаты имели несколько иную схему нумерации, чем остальные детали. S-IU-200D/500D предназначался для использования с объектом для динамических испытаний SA-200D — Saturn IB , а также для использования с SA-500D — Saturn V.
IBM выиграла контракт на производство электроники для IU и к 1964 году построила комплекс из четырех зданий стоимостью 14 миллионов долларов, включая производственное предприятие с чистыми помещениями в Хантсвилле. [31]
Структурное кольцо IU имело две обязанности: обеспечивать место для установки электроники IBM и удерживать все на ней. Он должен был быть достаточно прочным, чтобы выдержать вес лунного модуля, служебного модуля, командного модуля и трех астронавтов во время ускорения, обеспечиваемого тремя мощными ступенями ракеты внизу. Все кольца были изготовлены в MSFC. [31]
МЕ для SA-500D был построен не первым. MSFC построила S-IU-200V/500V для испытаний на вибрацию с сентября по ноябрь 1964 года. [29] Wyle Labs протестировала его в рамках программы Saturn IB. [14]
S-IU-200D/500D был вторым построенным IU: кольцо было завершено в январе 1965 года, а электронные компоненты IBM установлены к 1 февраля. Это была последняя деталь, необходимая для динамических испытаний в программе Saturn IB. Он был совмещен с S-IVB-D, S-IB-D и BP-27 для испытаний Saturn IB на протяжении большей части 1965 года. 8 октября 1965 года он начал динамические испытания по программе Saturn V в рамках SA- 500Д. [14] [30]
Первый этап [ править ]
MSFC построила первые три первых этапа испытаний S-IC для Saturn V: S-IC-T , S-IC-S и S-IC-F. Они также построили первые две летные ступени S-IC-1 и S-IC-2. S-IC-D был первым самолетом, построенным компанией Boeing на сборочном заводе Мишуд в Новом Орлеане с использованием инструментов, разработанных в Хантсвилле. [32]
S-IC-D строился 9 сентября 1965 года, когда ураган Бетси обрушился на сборочный комплекс Мишуда . Зданию, в котором располагалась сцена, были серьезные повреждения, но саму сцену оперативно отремонтировали. [23]
S-IC-D отправился в первый рейс баржи НАСА « Посейдон» в Центр космических полетов Маршалла 6 октября 1965 года и прибыл в MSFC 13 октября. [30] Первая ступень была поднята на место на стенде динамических испытаний 13 января 1966 года на снимке вверху справа. По словам одного наблюдателя: «Туман и облака висели над вершиной испытательного стенда высотой 360 футов (110 м) большую часть дня, пока сцену массой 300 000 фунтов (140 000 кг) поднимали с транспортера на место внутри стенда, - сказал один наблюдатель. быть самым высоким зданием в Алабаме». [33]
Второй этап [ править ]
Вторая ступень SA-500D имела сложную историю. Вторая ступень, S-II -D, была заказана, но эта часть была отменена 19 февраля 1965 года. Планировалось использовать еще один испытательный образец для динамических испытаний, а также для других целей. Два таких испытательных образца были уничтожены во время испытаний после того, как они были назначены для этапа динамических испытаний. Фактический артикул, используемый в SA-500D, был назван при третьем перераспределении, когда S-II-F, товар для проверки оборудования, был обозначен как S-II-F/D. [30]
S-II-S, который North American Aviation Отдел космических и информационных систем (S&ID) в Сил-Бич завершил к 31 января, был переименован в S-II-S/D для использования для динамических испытаний. S-II-S/D не выдержал последних структурных испытаний 29 сентября 1965 года, но в ходе испытаний был продемонстрирован значительный запас прочности конструкции, необходимой для полета. [23] [30]
В январе 1966 года комплексный тест S-II-T был переименован в S-II-T/D, чтобы его можно было использовать для динамических испытаний, а также для запуска двигателей. S-II-T/D завершил комплексную проверку средств наземного обеспечения на MTF 3 февраля 1966 года. С апреля по май двигатели S-II-T/D запускались на MTF пять раз, включая полноценные испытания. 28 мая 1966 года S-II-T/D проходил испытание под давлением с целью обнаружения утечки водорода, но датчики давления водорода и переключатели были отключены без ведома экипажа второй смены, когда они пытались создать давление в резервуаре. Пятеро технических специалистов получили легкие травмы. Той ночью MSFC провела расследование, и команда подготовила отчет за два дня. [34]
После разрушения S-II-T/D третья статья была назначена на динамические испытания. Изделие для проверки оборудования S-II-F стало изделием для динамических испытаний, получившим обозначение S-II-F/D. S-II-F был отправлен из S&ID, Сил-Бич, Калифорния , 20 февраля 1966 года в Космический центр Кеннеди , куда прибыл 4 марта. Он заполнил последнюю часть SA-500F для проверки средств для обработки Сатурна-5. замена временной ступени гантели той же длины и веса, что и ступень S-II. SA-500F был собран в цехе сборки автомобилей , где 28 марта он был соединен с S-IC-F и на следующий день с S-IVB-F.
СА-500Ф комплектовался в ВАБ , проверялся на устойчивость против раскачивания на ветру, [35] и выкатили на стартовую площадку 25 мая 1966 года на мобильной пусковой установке-1 (МЛ-1).
Ураган «Альма» прервал учения, поскольку 8 июня SA-500F был откатан обратно к VAB, хотя наземная команда предположила, что откат был скорее упражнением, чем необходимостью, поскольку ветер оставался ниже критического на протяжении всего шторма. [35] Через два дня его вернули на стартовый комплекс 39А и наконец вернули на ВАБ 14 октября 1966 года для разборки. [3] [21] [34]
После завершения проверки оборудования в KSC оставшиеся компоненты SA-500F были переданы в MSFC для включения в SA-500D: шаблон Apollo BP-27 и S-II-F/D. Вторая ступень была модифицирована для динамических испытаний и отправлена Posideon из KSC 29 октября и прибыла в MSFC 10 ноября 1966 года. [21]
Динамическое тестирование [ править ]
Инженерам требовалось детальное знание динамических характеристик полета космического корабля для проектирования структурных систем, систем наведения и управления полетом. Первоначально они использовали аналитические данные, которые не были подтверждены проверкой критериев проектирования. В рамках проекта динамических испытаний космического корабля были определены динамические характеристики космического корабля и проверены ранее выполненные анализы. [4]
Цели динамических испытаний заключались в следующем:
- Определить динамические характеристики конструкции космического аппарата в условиях, имитирующих конфигурацию полета и окружающую среду, насколько это возможно.
- Определить оптимальное расположение датчиков полета и получить экспериментальные передаточные функции для системы управления.
- Определите возможность физического сопряжения ступеней и модулей.
- Сравните результаты динамических испытаний с результатами последующих летных испытаний для непрерывного развития методов и средств динамических испытаний, чтобы обеспечить максимально возможную степень точности при разработке конструкций будущих транспортных средств перед полетом.
- Определить динамические характеристики космического корабля в условиях, имитирующих транспортировку от корпуса сборки корабля к стартовой площадке, насколько это возможно.
- НАСА, План проекта испытаний транспортного средства для динамических испытаний Сатурна-5 [4]
Динамические испытания проводились в трех конфигурациях, по одной для каждого этапа полета Сатурна с V-образным двигателем. Конфигурация Я сосредоточился на тестировании всего комплекса, как если бы машина только что была запущена в эксплуатацию. Конфигурация II проверяла блок так, как если бы первая ступень была сброшена, а вторая ступень работала, а конфигурация III тестировала только третью ступень и космический корабль Аполлон. Испытания начались с Конфигурации III на стенде динамических испытаний Saturn IB, тогда как стенд динамических испытаний Saturn V , первая и вторая ступени еще находились в стадии строительства. Далее проводились испытания конфигурации I на стенде динамических испытаний «Сатурн V», затем там же конфигурации II. [4]
Испытания конфигурации III состоялись в конце 1965 года. [4] [23]
Для динамических испытаний конфигурации I потребовалась первая ступень Saturn V, которая была загружена на испытательный стенд 13 января 1966 года. Для испытаний пришлось дождаться прибытия последней части, второй ступени. [33] [36]
Со всеми компонентами в MSFC по состоянию на 10 ноября 1966 г. [21] вторая ступень была установлена поверх первой внутри стенда для динамических испытаний 23 ноября. Третья ступень была добавлена к стопке 30 ноября, а приборный блок и стандартная плата Apollo были установлены в декабре. Ракета была сложена и готова к испытаниям «первой конфигурации». [21]
Тестирование первой конфигурации проводилось с января по март. Испытания выявили «несколько незначительных нарушений, указывающих на необходимость возможных технических изменений», которые были устранены в марте 1967 года. [11]
Конфигурация Последовали два испытания, в ходе которых первая ступень была удалена из стопки для имитации условий после сброса первой ступени. [21]
Динамические испытания исследовали «реакцию транспортного средства на боковое, продольное и крутильное возбуждение, имитируя те, которые будут испытываться в полете. Транспортное средство было установлено на гидродинамической опорной системе, состоящей из четырех гидравлических/пневматических опор, позволяющих моделировать неограниченную реакцию. «Инженеры тестировали вибрацию в одном самолете с разным количеством балласта, имитируя «загрузку топлива в критические моменты траектории полета». [4]
Историк НАСА Майк Райт резюмирует испытания:
В общей сложности испытания включали 450 часов встряхивания для сбора данных примерно из 800 точек измерения. Смоделированная капсула «Аполлона» с тем же весом и тем же центром тяжести, что и космический корабль, проверяемый для запуска в Космическом центре Кеннеди, была размещена на вершине ракеты. К хвостовой части ракеты прилагались силы для имитации тяги двигателя, а на аппарат подавались различные другие факторы полета для проверки реакции. Во время некоторых испытаний на тряску ракета сдвинулась на 6 дюймов вверху и на 3 дюйма внизу. Испытания были обязательными, прежде чем Центр смог подтвердить, что система наведения удержит ракету на курсе при ее запуске. [3]
3 августа 1967 года MSFC объявила об успешном завершении программы динамических испытаний, тем самым объявив, что динамика и конструкция Сатурна V готовы к его первому запуску позднее в этом году. В результате динамических испытаний в окончательную летную машину было внесено «несколько небольших модификаций». [36] [37]
Первый запуск «Сатурна-5» состоялся три месяца спустя с «Аполлоном-4» . Объект динамических испытаний LTA-2 был модернизирован как LTA-2R и запущен в ходе следующего запуска Сатурна-5, Аполлона-6 . [25]
После динамических испытаний вторая ступень вернулась в KSC на время для проверки стартовой площадки B. [21]
Публичный показ [ править ]
После того, как все испытания были завершены, SA-500D был повторно собран в Хантсвилле, на этот раз для публичной выставки в Центре космических наук Алабамы, на земле, вырезанной на северной окраине Центра космических полетов Маршалла. [38] Транспортировка ракеты вместе с вертикально установленным «Сатурном-1» в музей состоялась 28 июня 1969 года. [39] Ракета будет отображаться лежащей на южном краю ракетного парка вместе с ракетами-предшественницами, рядом с стоящим вертикально Сатурном-1 и лунным ландшафтом с моделью лунного модуля и флагом. SA-500D был установлен в 1969 году, а (переименованный) Алабамский космический и ракетный центр открылся в 1970 году, демонстрируя предметы, которые иначе могли увидеть только сотрудники НАСА и армии в Редстоунском арсенале. [40] Первая ступень располагалась на низкорамном прицепе, а остальные - в люльках. [41] Приборный блок был выставлен на обозрение внутри музея, а промежуточные ступени были покрыты крышами и превращены в образовательные аттракционы для музея. [42]
SA-500D был добавлен в Список исторических памятников машиностроения Американским обществом инженеров-механиков в 1980 году и объявлен Национальным историческим памятником Службой национальных парков в 1987 году. [2] [41] [43]
В 1989 году музей получил свое нынешнее название — Космический и ракетный центр США . [44]
- Вернер фон Браун на базе первой ступени SA-500D
- Сатурн-5 длиной 363 фута в Космическом и ракетном центре Алабамы, март 1970 года.
- Уличный дисплей Сатурн V
- Космический и ракетный центр Алабамы, вид на северо-восток, 1982 год.
- Уличный дисплей Сатурн V
- Сатурн V в Космическом и ракетном центре США, 2007 г.
- Ракеты-носители Сатурн-5 в Космическом и ракетном центре США, 2007 г.
Реставрация [ править ]
После десятилетий простоя автомобиля без защиты на открытом воздухе в 2005 году Космический и ракетный центр США заказал его восстановление. Анализ, проведенный компанией Conservation Solutions, Incorporated, выявил значительный ущерб, нанесенный как погодными условиями, так и заражением вредителями. Различные материалы, из которых изготовлен автомобиль, включая металлические сплавы и неметаллические материалы, такие как пенополиуретан и стекловолокно, подверглись значительному износу. После проведения анализа в июне 2005 года началось полное восстановление корабля «Сатурн-5». [5]
Реставрация завершилась в июле 2007 года, когда Сатурн V был перенесен в здание, предназначенное для защиты артефакта и предоставления дополнительных музейных помещений. Переезд состоялся с 10 по примерно 17 июля, начиная с первого этапа. [45] Центр космических исследований Дэвидсона открылся в январе 2008 года. [46] [47]
3 мая 2012 года неизвестный выпустил три пули калибра .308 с межштатной автомагистрали 565 по центру Дэвидсона, разбив три окна. Две пули попали в третью ступень SA-500D, повредив краску и оставив вмятины. Никто из людей не пострадал. [48] [49] [50] Повреждения были устранены в течение двух месяцев. [51]
Компоненты на дисплее [ править ]
Этот дисплей состоит из S-IC -D, S-II -F/D и S-IVB -D, S-IU -200D/500D, SLA (возможно SLA-1), SM -010 и BP -23A. . [42]
Для испытаний системы экологического контроля Block II использовались сборки Launch Escape System (LES) 006, Boilerplate (BP) 006 и SM 006. После испытаний ECS CM-006 был списан, LES 006 был переназначен на Boilerplate 14, а SM-006 был переназначен на SM 010. LES 006/BP-14 позже был повторно назначен на BP-23A, используемый на PA. -2 (Pad Abort 2) и был уничтожен в ходе испытаний. КМ для БП 23А остался и оказался на дисплее SA-500D, с прежним SM-006/SM-010.
SM-006/SM-010 должен был использоваться в MSFC для испытаний, но испытания были отменены, а SM-010 был переназначен для использования с BP-27. В какой-то момент, похоже, этот SM был перепрофилирован для использования с BP-23A и дисплеем SA-500D.
BP-23 запущен для A-002 для испытания системы аварийного покидания и спасательных парашютов 8 декабря 1964 года. Он был отремонтирован, получил обозначение BP-23A, и снова отработал систему аварийного спасения во время испытания на прерывание стартовой площадки 2 , 29 июня 1965 года. . [52]
BP-27, стандартный образец динамических испытаний, выставлен в Американском ракетно-космическом центре на вершине вертикального Сатурна-1 . [42]
Другие экспонаты «Аполлона» и «Сатурна», представленные на выставке, включают «Аполлона-16» командный модуль , «Аполлона-12» мобильный карантинный комплекс , лунный посадочный модуль с посадочной площадкой для испытательного образца (MSFC 76545) и репликой ступени подъема, а также еще один приборный блок. [53] [54] [55]
- SA-500D висит в главном зале Центра космических исследований Дэвидсона, 2008 г.
- СА-500Д на выставке, 2008 г.
- Двигатели первой ступени, 2016 г.
См. также [ править ]
- SA-500F , автомобиль для интеграции объектов Saturn V
Ссылки [ править ]
- ^ «Национальная регистрационная информационная система» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 23 января 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Ракета-носитель Сатурн-5» . Сводный список национальных исторических достопримечательностей . Служба национальных парков . Проверено 28 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Райт, Майк. «Три Сатурна против выставленных напоказ преподают уроки истории космоса» . Бюро истории Центра космических полетов Маршалла. Архивировано из оригинала 15 ноября 2005 года . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час «План проекта испытаний автомобиля для динамических испытаний Saturn V» (PDF) . НАСА. 16 апреля 1965 года . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ракета Сатурн-5, Космический и ракетный центр США» . Conservation Solutions, Inc. Архивировано из оригинала 4 января 2016 года . Проверено 4 января 2016 г.
- ^ Джерард, Джеймс Х. «Динамический испытательный автомобиль Saturn V» . Полевое руководство по американским космическим кораблям . Проверено 4 января 2016 г.
- ^ «Ракета, первая ступень, этап динамических испытаний S-1C-D-1C, Сатурн V» . Смитсоновский институт . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ «Вторая ступень, S-II-F/D, ракета-носитель Сатурн V, версия для динамических испытаний» . Смитсоновский институт . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ «Этап динамических испытаний S-IVB-D, или третий этап, ракеты-носителя Сатурн V» . Смитсоновский институт . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ Лори, Алан (2005). Сатурн . Серия книг «Апогей: Космос». Collector's Guide Publishing, Inc. с. 328. ИСБН 978-1894959193 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж НАСА (февраль 1967 г.). «Ежеквартальный отчет Сатурна V № 17, декабрь 1966 г. - февраль 1967 г., часть 1 из 2» . НАСА. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 12 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с НАСА (1968). «Руководство по летной эксплуатации Сатурна V - SA-503» (PDF) . НАСА – Центр космических полетов Джорджа К. Маршалла . Проверено 22 февраля 2011 г. §4.
- ^ Роджер Э. Бильштейн (август 1999 г.). Этапы пути к Сатурну: технологическая история ракеты-носителя Аполлон/Сатурн . Издательство ДИАНА. п. 184 . ISBN 978-0-7881-8186-3 . Проверено 19 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д НАСА (март 1965 г.). Ежеквартальный отчет Сатурн V № 9, декабрь 1964 г. - февраль 1965 г. (Отчет). НАСА MSFC.
- ^ «Установки «Аполлон/Сатурн-5»: испытательная машина и стартовая пуповинная башня» . НАСА. 25 мая 1966 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 26 февраля 2011 г.
Испытательная машина комплекса «Аполлон/Сатурн-5» и стартовая опорная башня (LUT) на гусеничном транспортере передвигаются из здания сборки транспортных средств (VAB) по пути к площадке А. Эта испытательная машина, получившая обозначение «Аполлон/Сатурн 500-F», используется для проверки стартовых средств, обучения стартовых экипажей и разработки процедур испытаний и проверок.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Конфигурация автомобиля Сатурн V» . НАСА. 1967. Архивировано из оригинала 10 июня 2008 года . Проверено 26 февраля 2011 г.
- ^ НАСА (1968). «Руководство по летной эксплуатации Сатурна V - SA-503» (PDF) . НАСА – Центр космических полетов Джорджа К. Маршалла . Проверено 22 февраля 2011 г. §5.
- ^ НАСА (1968). «Руководство по летной эксплуатации Сатурна V - SA-503» (PDF) . НАСА – Центр космических полетов Джорджа К. Маршалла . Проверено 22 февраля 2011 г. §6.
- ^ «Приборный блок Сатурн» . ИБМ. 23 января 2003 года . Проверено 27 февраля 2011 г.
- ^ НАСА (декабрь 1964 г.). Ежеквартальный отчет Сатурна V № 8, сентябрь, октябрь, ноябрь 1964 г. (Отчет). НАСА MSFC.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я НАСА (февраль 1967 г.). «Ежеквартальный отчет Сатурна V № 16, сентябрь-ноябрь 1966 г., часть 1 из 2» . НАСА. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 12 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Космический корабль «Аполлон»: хронология. Приложение 6: Производство и приемка оборудования» . НАСА. LCCN 69060008 . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и НАСА (декабрь 1965 г.). Ежеквартальный отчет Сатурна V № 12, сентябрь, октябрь, ноябрь 1965 г. (Отчет). НАСА MSFC.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Контракт CSM» (PDF) . НАСА . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ричард В. Орлофф; Дэвид Майкл Харланд (2006). Аполлон: полный справочник . Спрингер Наука и бизнес. ISBN 978-0-387-30043-6 .
- ^ «Краткий отчет программы Аполлон» (PDF) . АО НАСА. Апрель 1975 года . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элчерт, Кен. «Празднование 50-летия 1947–1997: Эра Аполлона в космическом отделе: 1960–1975» (PDF) . Боинг. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2011 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ Уэйд, Марк. «ЛМ Структурный» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 17 ноября 2002 года . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эйкенс, Дэвид. «Иллюстрированная хронология Сатурна. Часть 5: с января 1964 г. по декабрь 1964 г.» . Центр космических полетов НАСА-Маршалла . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эйкенс, Дэвид. «Иллюстрированная хронология Сатурна. Часть 6: с января 1965 г. по декабрь 1965 г.» . Центр космических полетов НАСА-Маршалла . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бильштейн, Роджер Э. (6 августа 2004 г.). «Этапы к Сатурну» . СП-4206 . НАСА . Проверено 4 марта 2011 г.
- ^ Бильштейн, Роджер Э. (6 августа 2004 г.). «Этапы к Сатурну» . СП-4206 . НАСА . Проверено 4 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Dynamics S-IC Moved (подпись к фотографии)» . Маршалл Стар . МСФК. 19 января 1966 г. с. 8. цитируется в Райт, Майк. «Три Сатурна против выставленных напоказ преподают уроки истории космоса» . Бюро истории Центра космических полетов Маршалла. Архивировано из оригинала 15 ноября 2005 года . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйкенс, Дэвид. «Иллюстрированная хронология Сатурна. Часть 7: с января 1966 г. по декабрь 1966 г.» . Центр космических полетов НАСА-Маршалла . Проверено 17 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лори, Алан; Перлман, Роберт (7 января 2008 г.). «Нерассказанный Аполлон: Как теннисные туфли и перетягивание каната свергли могучий Сатурн V» . CollectSpace.com . Проверено 12 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйкенс, Дэвид. «Иллюстрированная хронология Сатурна. Часть 6: с января 1967 г. по декабрь 1967 г.» . Центр космических полетов НАСА-Маршалла . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Пресс-релиз ПАО № 67-161, 3 августа 1967 г.; Пресс-релиз № 67-162, 4 августа 1967 г.
- ^ «Алабамский центр космических наук» . Таймс Дейли . ( Флоренция, Алабама ) Times Daily. 23 февраля 1969 года . Проверено 12 февраля 2011 г.
- ^ фон Браун, Вернер (2010). Бакби, Эд (ред.). Человек-ракета: Вернер фон Браун: Человек, который взял Америку на Луну: Его еженедельные заметки: 1961–1969 (DVD) . Стюард и Wise Music Publishing. п. ПРИМЕЧАНИЯ 6–30–69 SIEBEL. ISBN 978-1-935001-27-0 .
- ^ Брандау, Жан. «В начале: Космический и ракетный центр США» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бакби, Эдвард О. (23 августа 1977 г.). Номинация Национального реестра исторических мест: Ракета-носитель «Сатурн V» (отчет). Служба национальных парков. и сопроводительные фотографии снаружи и внутри от 19 и 19 годов. (664 КБ)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Сатурн В» . Американский космический и ракетный центр. 14 февраля 2008 года . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ «Ракета Сатурн V № 53» . Американское общество инженеров-механиков.
- ^ «Поиск новостей Google показывает старые и новые имена» . Проверено 6 марта 2011 г.
- ^ «Тема: Центр космических исследований Дэвидсона (AL)» . Собрать пространство . Проверено 6 марта 2011 г.
- ^ Жан Брандау (июль 2007 г.). «Сатурн V: национальный исторический памятник» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 8 февраля 2011 г.
- ^ Жан Брандау (7 февраля 2008 г.). «Сатурн V: национальный исторический памятник» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 8 февраля 2011 г.
- ^ Клайнс, Кейт (4 мая 2012 г.). «Полиция, возможно, определила калибр пули при стрельбе по Сатурну-5» . Хантсвилл Таймс . Проверено 4 мая 2012 г.
- ^ Клайнс, Кейт (3 мая 2012 г.). «Выстрел ракеты Сатурн-5 в Центре Дэвидсона может быть федеральным преступлением» . Хантсвилл Таймс . Проверено 3 мая 2012 г.
- ^ Перлман, Роберт З. «Выстрелы повредили историческую ракету Сатурн-V на Луне» . Space.com . Проверено 4 мая 2012 г.
- ^ Лайонс, Уэс (20 июня 2012 г.). «Звездочка Saturn V в процессе заделки царапин от пуль» . sprocketeers.org . Проверено 18 октября 2012 г.
- ^ «Отчет Брениса — летное оборудование T» (PDF) . АО НАСА. Март 1974 года . Проверено 26 февраля 2011 г.
- ^ Джим Белфиоре (23 сентября 2009 г.). Музей космоса и ракет США — капсула Аполлона-16 . Вимео.
- ^ Джерард, Джим (9 июля 2007 г.). «Инженерная модель лунного модуля MSFC» . Полевое руководство по американским космическим кораблям . Проверено 8 марта 2011 г.
- ^ Джетцер, Майк. «ЛМ (MSFC 76545)» . Героические реликвии . Проверено 8 марта 2011 г.