Jump to content

Автомобиль для динамических испытаний Saturn V

Координаты : 34 ° 42'38,2 дюйма с.ш. 86 ° 39'25,6 дюйма з.д.  / 34,710611 ° с.ш. 86,657111 ° з.д.  / 34,710611; -86,657111
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Автомобиль для динамических испытаний Saturn V
Первая ступень этого Saturn V поднимается на место для испытания на вибрацию на стенде динамических испытаний Saturn V в 1966 году.
Автомобиль для динамических испытаний Saturn V расположен в Хантсвилле, штат Алабама.
Автомобиль для динамических испытаний Saturn V
Расположение Хантсвилл, Алабама
Координаты 34 ° 42'38,2 дюйма с.ш. 86 ° 39'25,6 дюйма з.д.  / 34,710611 ° с.ш. 86,657111 ° з.д.  / 34,710611; -86,657111
Построен 1964
Архитектор Центр космических полетов НАСА-Маршалла; Боинг Самолеты
Номер ссылки NRHP . 78000500
Значимые даты
Добавлено в НРХП 22 ноября 1978 г. [1]
Назначен НХЛ 10 февраля 1987 г. [2]

, Автомобиль для динамических испытаний Saturn V получивший обозначение SA-500D , представляет собой прототип ракеты Saturn V , используемый НАСА для проверки характеристик ракеты при вибрации, чтобы имитировать тряску, которую последующие ракеты будут испытывать во время запуска. Это был первый полномасштабный «Сатурн-5», созданный Центром космических полетов Маршалла (MSFC). Хотя SA-500D никогда не летал, он сыграл важную роль в разработке ракеты «Сатурн-5», которая доставила первых людей на Луну в рамках программы «Аполлон» . Построенный под руководством доктора Вернера фон Брауна , он служил испытательной машиной для всех вспомогательных объектов Сатурна в MSFC. [2] [3] [4]

SA-500D — единственный представленный на выставке Saturn V, который использовался по прямому назначению, и единственный, который был собран до выставления в музее. Он находится в постоянной экспозиции Космического и ракетного центра США в Хантсвилле, штат Алабама . [3] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Предполетные конфигурации [ править ]

Конфигурации Сатурна V

Прежде чем « Сатурн-5» запустить , инженерам необходимо было убедиться, что в их конструкции учтено все, с чем ракета столкнется на своем пути: от сборки до стартовой площадки и от Земли до Луны. Чтобы проверить конструкцию и процедуры Saturn V, они создали пять предполетных конфигураций для испытаний. Эти конфигурации были подвергнуты испытаниям, имитирующим все аспекты подготовки к полету и сам полет, а также всем тестам, необходимым для демонстрации удовлетворительных результатов, прежде чем MSFC сертифицирует Saturn V для полета.

SA-500D был одной из пяти предполетных конфигураций Saturn V. Эта конфигурация показала «характеристики изгиба и вибрации» Saturn V и подтвердила «адекватность конструкции систем наведения и управления». [11] Тяга ракеты в 7 610 000 фунтов силы (33,9 МН ) вызвала бы сильную тряску, и было важно следить за тем, чтобы ракета не разваливалась на части и не отклонялась от курса. [12]

Другими предполетными конфигурациями были:

  • Тестовая модель линкора, использовавшаяся для первоначального запуска двигателя и доработки конструкции. [13]
  • Модель для испытаний конструкции для сертификации конструкции на нагрузки во время запуска при ожидаемых температурах и для оценки жесткости каждой ступени. [14]
  • SA-500F , модель проверки средств, проверяет средства запуска, обучает стартовые экипажи и разрабатывает процедуры испытаний и проверок. [15]
  • СА-500Т , испытательная модель всех систем, для статической работы двигателей в летной конфигурации. [3]

Транспортное средство, получившее обозначение SA-500D, не включало в себя космический корабль «Аполлон» , но стандартные детали для проверки всей системы. во время испытаний использовались [11] [16]

Разработка тестовой статьи [ править ]

Схема ракеты-носителя Сатурн V

«Сатурн-5» состоял из трех ступеней и приборного блока (ИП). Первая ступень, S-IC , развивала тягу в 7 610 000 фунтов силы (33,9 МН ), а остальные ступени доставлялись на высоту 200 000 футов (61 км). [12] После этого его сбросили и он упал в Атлантический океан, а вторая ступень продолжила разгон. [12] Вторая ступень, S-II , отвечала за подъём оставшихся частей почти на околоземную орбиту. [17] Третья ступень, S-IVB, обеспечила последний толчок к орбите и транслунную инъекцию, чтобы вывести космический корабль «Аполлон» на курс к Луне. [18] IU был компьютером наведения и управления. [19] SA-500D представлял собой сборку этих компонентов для динамических испытаний. [16]

с Стенд динамических испытаний «Сатурн-В» «электродинамическими вибростендами» [11] предоставил стол, способный не только удерживать Сатурн-5 полностью собранным и заправленным топливом, но также имитировать вибрации, создаваемые ракетными двигателями. [11] [20]

Компоненты, использованные для испытаний, разрабатывались с 1964 по 1966 год. [21] [22] и испытания, проведенные в 1966–67 гг. [11] [21] Поскольку Saturn V использовал некоторые общие компоненты с Saturn IB , некоторые компоненты SA-500D изначально использовались для динамических испытаний со стеком Saturn IB . [23]

При названии отдельных этапов MSFC использовала обозначение этапа с суффиксом, указывающим его назначение. Например, S-IC-D был первой ступенью, S-IC - для динамических испытаний, а S-IC-1 - первой летной моделью первой ступени. Использовались суффиксы: S — для структурных испытаний, F — для объектов, T — для испытаний всех систем и D — для динамических испытаний.

Ниже приводится история каждого компонента статьи динамического тестирования в порядке появления.

BP-27 находился на вершине S-IB, оснащенный датчиками для динамических испытаний, как показано здесь, до того, как он использовался для испытаний Сатурна-5.

Шаблон Аполлона [ править ]

Разработка тестовой статьи началась сверху. - . 2 Для всех конфигураций динамических испытаний использовался типовой космический корабль «Аполлон» BP-27 вместе с LTA [4] [24] [25] Шаблон заменил реальное летное оборудование. Размер, форма, масса и центр тяжести шаблона были одинаковыми, но для начала динамических испытаний не было необходимости в полной комплектации всего космического корабля «Аполлон». Шаблон был оснащен приборами для записи данных для инженерных исследований и оценок. [26]

БП-27 состоял из оборудования, специально созданного для этой конфигурации, а также некоторого оборудования, переназначенного под другие обозначения. Командный модуль и система эвакуации были уникальными для БП-27. К БП-27 также были приписаны служебный модуль СМ-010 (ранее СМ-006) и переходник космический корабль-лунный модуль СЛА №1. [24]

БП-27 был принят в Центре космических полетов имени Маршалла (MSFC) в конце сентября 1964 года. [22] [27]

Вскоре после этого MSFC приняла стандартный лунный модуль , получивший название «лунный испытательный образец» и получивший обозначение LTA-2. [28] LTA-2 — единственная часть SA-500D, летавшая в космос. Он был отремонтирован, получил обозначение LTA-2R и летал на Аполлоне-6 . [25]

BP-27 использовался для динамических испытаний Saturn IB , был отправлен в Космический центр Кеннеди в качестве компонента SA-500F и отправлен обратно в MSFC для полномасштабных испытаний с SA-500D. [14] [21] [27]

S-IVB-D прибывает в MSFC для тестирования.

Третий этап [ править ]

Третья ступень, S-IVB -D, прибыла на MSFC раньше всех других ступеней Saturn V, поскольку сначала она предназначалась для динамических испытаний на Saturn IB . [29] Его собрал Дуглас недалеко от Лос-Анджелеса . С церемонией и высокопоставленными лицами в честь первой ступени S-IVB, построенной Дугласом, она отправилась на барже 8 декабря 1964 года и направилась в Новый Орлеан через Панамский канал , реки Миссисипи, Огайо и Теннесси в MSFC, где она прибыл 4 января 1965 года. В тот же день MSFC приняла первую ступень Saturn IB для динамических и контрольных испытаний оборудования, S-IB -D/F. [3] Детали были собраны вместе с приборным блоком, получившим обозначение С-ИУ-200Д/500Д (см. ниже) и БП-27 для динамических испытаний в конфигурации Сатурн IB с февраля по сентябрь 1965 года, прежде чем он был переведен в конфигурацию Сатурн V. [23] [29] [30]

Приборный блок [ править ]

IU был центром электроники Сатурна-5.

служил Приборный блок «Сатурн-5» центром электроники для первых трех ступеней ракеты, управляя запуском двигателей, наведением, разделением ступеней и климатом для трех нижних ступеней. Он состоял из двух основных частей: жесткого кольца конструкции и внутри него электроники. [31]

Приборные агрегаты имели несколько иную схему нумерации, чем остальные детали. S-IU-200D/500D предназначался для использования с объектом для динамических испытаний SA-200D — Saturn IB , а также для использования с SA-500D — Saturn V.

IBM выиграла контракт на производство электроники для IU и к 1964 году построила комплекс из четырех зданий стоимостью 14 миллионов долларов, включая производственное предприятие с чистыми помещениями в Хантсвилле. [31]

Структурное кольцо IU имело две обязанности: обеспечивать место для установки электроники IBM и удерживать все на ней. Он должен был быть достаточно прочным, чтобы выдержать вес лунного модуля, служебного модуля, командного модуля и трех астронавтов во время ускорения, обеспечиваемого тремя мощными ступенями ракеты внизу. Все кольца были изготовлены в MSFC. [31]

МЕ для SA-500D был построен не первым. MSFC построила S-IU-200V/500V для испытаний на вибрацию с сентября по ноябрь 1964 года. [29] Wyle Labs протестировала его в рамках программы Saturn IB. [14]

S-IU-200D/500D был вторым построенным IU: кольцо было завершено в январе 1965 года, а электронные компоненты IBM установлены к 1 февраля. Это была последняя деталь, необходимая для динамических испытаний в программе Saturn IB. Он был совмещен с S-IVB-D, S-IB-D и BP-27 для испытаний Saturn IB на протяжении большей части 1965 года. 8 октября 1965 года он начал динамические испытания по программе Saturn V в рамках SA- 500Д. [14] [30]

НАСА «Посейдон» переправил S-IC-D на MSFC во время первого рейса баржи. [30]

Первый этап [ править ]

MSFC построила первые три первых этапа испытаний S-IC для Saturn V: S-IC-T , S-IC-S и S-IC-F. Они также построили первые две летные ступени S-IC-1 и S-IC-2. S-IC-D был первым самолетом, построенным компанией Boeing на сборочном заводе Мишуд в Новом Орлеане с использованием инструментов, разработанных в Хантсвилле. [32]

S-IC-D строился 9 сентября 1965 года, когда ураган Бетси обрушился на сборочный комплекс Мишуда . Зданию, в котором располагалась сцена, были серьезные повреждения, но саму сцену оперативно отремонтировали. [23]

S-IC-D отправился в первый рейс баржи НАСА « Посейдон» в Центр космических полетов Маршалла 6 октября 1965 года и прибыл в MSFC 13 октября. [30] Первая ступень была поднята на место на стенде динамических испытаний 13 января 1966 года на снимке вверху справа. По словам одного наблюдателя: «Туман и облака висели над вершиной испытательного стенда высотой 360 футов (110 м) большую часть дня, пока сцену массой 300 000 фунтов (140 000 кг) поднимали с транспортера на место внутри стенда, - сказал один наблюдатель. быть самым высоким зданием в Алабаме». [33]

На этом видеокадре показан S-II-S/D после того, как он не прошел окончательные структурные испытания. Эти выдержки из ежеквартальных отчетов о фильмах Saturn V показывают, что SA-500D собирается вместе для испытаний.

Второй этап [ править ]

S-II-F/D выкатился на стартовую площадку в составе SA-500F.

Вторая ступень SA-500D имела сложную историю. Вторая ступень, S-II -D, была заказана, но эта часть была отменена 19 февраля 1965 года. Планировалось использовать еще один испытательный образец для динамических испытаний, а также для других целей. Два таких испытательных образца были уничтожены во время испытаний после того, как они были назначены для этапа динамических испытаний. Фактический артикул, используемый в SA-500D, был назван при третьем перераспределении, когда S-II-F, товар для проверки оборудования, был обозначен как S-II-F/D. [30]

S-II-S, который North American Aviation Отдел космических и информационных систем (S&ID) в Сил-Бич завершил к 31 января, был переименован в S-II-S/D для использования для динамических испытаний. S-II-S/D не выдержал последних структурных испытаний 29 сентября 1965 года, но в ходе испытаний был продемонстрирован значительный запас прочности конструкции, необходимой для полета. [23] [30]

В январе 1966 года комплексный тест S-II-T был переименован в S-II-T/D, чтобы его можно было использовать для динамических испытаний, а также для запуска двигателей. S-II-T/D завершил комплексную проверку средств наземного обеспечения на MTF 3 февраля 1966 года. С апреля по май двигатели S-II-T/D запускались на MTF пять раз, включая полноценные испытания. 28 мая 1966 года S-II-T/D проходил испытание под давлением с целью обнаружения утечки водорода, но датчики давления водорода и переключатели были отключены без ведома экипажа второй смены, когда они пытались создать давление в резервуаре. Пятеро технических специалистов получили легкие травмы. Той ночью MSFC провела расследование, и команда подготовила отчет за два дня. [34]

После разрушения S-II-T/D третья статья была назначена на динамические испытания. Изделие для проверки оборудования S-II-F стало изделием для динамических испытаний, получившим обозначение S-II-F/D. S-II-F был отправлен из S&ID, Сил-Бич, Калифорния , 20 февраля 1966 года в Космический центр Кеннеди , куда прибыл 4 марта. Он заполнил последнюю часть SA-500F для проверки средств для обработки Сатурна-5. замена временной ступени гантели той же длины и веса, что и ступень S-II. SA-500F был собран в цехе сборки автомобилей , где 28 марта он был соединен с S-IC-F и на следующий день с S-IVB-F.

СА-500Ф комплектовался в ВАБ , проверялся на устойчивость против раскачивания на ветру, [35] и выкатили на стартовую площадку 25 мая 1966 года на мобильной пусковой установке-1 (МЛ-1).

S-II-F/D прибывает в MSFC.

Ураган «Альма» прервал учения, поскольку 8 июня SA-500F был откатан обратно к VAB, хотя наземная команда предположила, что откат был скорее упражнением, чем необходимостью, поскольку ветер оставался ниже критического на протяжении всего шторма. [35] Через два дня его вернули на стартовый комплекс 39А и наконец вернули на ВАБ 14 октября 1966 года для разборки. [3] [21] [34]

После завершения проверки оборудования в KSC оставшиеся компоненты SA-500F были переданы в MSFC для включения в SA-500D: шаблон Apollo BP-27 и S-II-F/D. Вторая ступень была модифицирована для динамических испытаний и отправлена ​​Posideon из KSC 29 октября и прибыла в MSFC 10 ноября 1966 года. [21]

Динамическое тестирование [ править ]

В динамических испытаниях участвовали три комплектации автомобиля с различной топливной загрузкой. [4]

Инженерам требовалось детальное знание динамических характеристик полета космического корабля для проектирования структурных систем, систем наведения и управления полетом. Первоначально они использовали аналитические данные, которые не были подтверждены проверкой критериев проектирования. В рамках проекта динамических испытаний космического корабля были определены динамические характеристики космического корабля и проверены ранее выполненные анализы. [4]

Цели динамических испытаний заключались в следующем:

  1. Определить динамические характеристики конструкции космического аппарата в условиях, имитирующих конфигурацию полета и окружающую среду, насколько это возможно.
  2. Определить оптимальное расположение датчиков полета и получить экспериментальные передаточные функции для системы управления.
  3. Определите возможность физического сопряжения ступеней и модулей.
  4. Сравните результаты динамических испытаний с результатами последующих летных испытаний для непрерывного развития методов и средств динамических испытаний, чтобы обеспечить максимально возможную степень точности при разработке конструкций будущих транспортных средств перед полетом.
  5. Определить динамические характеристики космического корабля в условиях, имитирующих транспортировку от корпуса сборки корабля к стартовой площадке, насколько это возможно.
- НАСА, План проекта испытаний транспортного средства для динамических испытаний Сатурна-5 [4]

Динамические испытания проводились в трех конфигурациях, по одной для каждого этапа полета Сатурна с V-образным двигателем. Конфигурация Я сосредоточился на тестировании всего комплекса, как если бы машина только что была запущена в эксплуатацию. Конфигурация II проверяла блок так, как если бы первая ступень была сброшена, а вторая ступень работала, а конфигурация III тестировала только третью ступень и космический корабль Аполлон. Испытания начались с Конфигурации III на стенде динамических испытаний Saturn IB, тогда как стенд динамических испытаний Saturn V , первая и вторая ступени еще находились в стадии строительства. Далее проводились испытания конфигурации I на стенде динамических испытаний «Сатурн V», затем там же конфигурации II. [4]

Испытания конфигурации III состоялись в конце 1965 года. [4] [23]

В первой конфигурации SA-500D был полностью собран внутри установки для динамических испытаний.

Для динамических испытаний конфигурации I потребовалась первая ступень Saturn V, которая была загружена на испытательный стенд 13 января 1966 года. Для испытаний пришлось дождаться прибытия последней части, второй ступени. [33] [36]

Со всеми компонентами в MSFC по состоянию на 10 ноября 1966 г. [21] вторая ступень была установлена ​​поверх первой внутри стенда для динамических испытаний 23 ноября. Третья ступень была добавлена ​​к стопке 30 ноября, а приборный блок и стандартная плата Apollo были установлены в декабре. Ракета была сложена и готова к испытаниям «первой конфигурации». [21]

Тестирование первой конфигурации проводилось с января по март. Испытания выявили «несколько незначительных нарушений, указывающих на необходимость возможных технических изменений», которые были устранены в марте 1967 года. [11]

Конфигурация Последовали два испытания, в ходе которых первая ступень была удалена из стопки для имитации условий после сброса первой ступени. [21]

Динамические испытания исследовали «реакцию транспортного средства на боковое, продольное и крутильное возбуждение, имитируя те, которые будут испытываться в полете. Транспортное средство было установлено на гидродинамической опорной системе, состоящей из четырех гидравлических/пневматических опор, позволяющих моделировать неограниченную реакцию. «Инженеры тестировали вибрацию в одном самолете с разным количеством балласта, имитируя «загрузку топлива в критические моменты траектории полета». [4]

Историк НАСА Майк Райт резюмирует испытания:

В общей сложности испытания включали 450 часов встряхивания для сбора данных примерно из 800 точек измерения. Смоделированная капсула «Аполлона» с тем же весом и тем же центром тяжести, что и космический корабль, проверяемый для запуска в Космическом центре Кеннеди, была размещена на вершине ракеты. К хвостовой части ракеты прилагались силы для имитации тяги двигателя, а на аппарат подавались различные другие факторы полета для проверки реакции. Во время некоторых испытаний на тряску ракета сдвинулась на 6 дюймов вверху и на 3 дюйма внизу. Испытания были обязательными, прежде чем Центр смог подтвердить, что система наведения удержит ракету на курсе при ее запуске. [3]

3 августа 1967 года MSFC объявила об успешном завершении программы динамических испытаний, тем самым объявив, что динамика и конструкция Сатурна V готовы к его первому запуску позднее в этом году. В результате динамических испытаний в окончательную летную машину было внесено «несколько небольших модификаций». [36] [37]

Первый запуск «Сатурна-5» состоялся три месяца спустя с «Аполлоном-4» . Объект динамических испытаний LTA-2 был модернизирован как LTA-2R и запущен в ходе следующего запуска Сатурна-5, Аполлона-6 . [25]

После динамических испытаний вторая ступень вернулась в KSC на время для проверки стартовой площадки B. [21]

Публичный показ [ править ]

После того, как все испытания были завершены, SA-500D был повторно собран в Хантсвилле, на этот раз для публичной выставки в Центре космических наук Алабамы, на земле, вырезанной на северной окраине Центра космических полетов Маршалла. [38] Транспортировка ракеты вместе с вертикально установленным «Сатурном-1» в музей состоялась 28 июня 1969 года. [39] Ракета будет отображаться лежащей на южном краю ракетного парка вместе с ракетами-предшественницами, рядом с стоящим вертикально Сатурном-1 и лунным ландшафтом с моделью лунного модуля и флагом. SA-500D был установлен в 1969 году, а (переименованный) Алабамский космический и ракетный центр открылся в 1970 году, демонстрируя предметы, которые иначе могли увидеть только сотрудники НАСА и армии в Редстоунском арсенале. [40] Первая ступень располагалась на низкорамном прицепе, а остальные - в люльках. [41] Приборный блок был выставлен на обозрение внутри музея, а промежуточные ступени были покрыты крышами и превращены в образовательные аттракционы для музея. [42]

SA-500D был добавлен в Список исторических памятников машиностроения Американским обществом инженеров-механиков в 1980 году и объявлен Национальным историческим памятником Службой национальных парков в 1987 году. [2] [41] [43]

В 1989 году музей получил свое нынешнее название — Космический и ракетный центр США . [44]

Реставрация [ править ]

После десятилетий простоя автомобиля без защиты на открытом воздухе в 2005 году Космический и ракетный центр США заказал его восстановление. Анализ, проведенный компанией Conservation Solutions, Incorporated, выявил значительный ущерб, нанесенный как погодными условиями, так и заражением вредителями. Различные материалы, из которых изготовлен автомобиль, включая металлические сплавы и неметаллические материалы, такие как пенополиуретан и стекловолокно, подверглись значительному износу. После проведения анализа в июне 2005 года началось полное восстановление корабля «Сатурн-5». [5]

Реставрация завершилась в июле 2007 года, когда Сатурн V был перенесен в здание, предназначенное для защиты артефакта и предоставления дополнительных музейных помещений. Переезд состоялся с 10 по примерно 17 июля, начиная с первого этапа. [45] Центр космических исследований Дэвидсона открылся в январе 2008 года. [46] [47]

3 мая 2012 года неизвестный выпустил три пули калибра .308 с межштатной автомагистрали 565 по центру Дэвидсона, разбив три окна. Две пули попали в третью ступень SA-500D, повредив краску и оставив вмятины. Никто из людей не пострадал. [48] [49] [50] Повреждения были устранены в течение двух месяцев. [51]

Компоненты на дисплее [ править ]

БП-23А заменяет командный модуль «Аполлона» при испытании системы аварийно-спасательного запуска.

Этот дисплей состоит из S-IC -D, S-II -F/D и S-IVB -D, S-IU -200D/500D, SLA (возможно SLA-1), SM -010 и BP -23A. . [42]

Для испытаний системы экологического контроля Block II использовались сборки Launch Escape System (LES) 006, Boilerplate (BP) 006 и SM 006. После испытаний ECS CM-006 был списан, LES 006 был переназначен на Boilerplate 14, а SM-006 был переназначен на SM 010. LES 006/BP-14 позже был повторно назначен на BP-23A, используемый на PA. -2 (Pad Abort 2) и был уничтожен в ходе испытаний. КМ для БП 23А остался и оказался на дисплее SA-500D, с прежним SM-006/SM-010.

SM-006/SM-010 должен был использоваться в MSFC для испытаний, но испытания были отменены, а SM-010 был переназначен для использования с BP-27. В какой-то момент, похоже, этот SM был перепрофилирован для использования с BP-23A и ​​дисплеем SA-500D.

BP-23 запущен для A-002 для испытания системы аварийного покидания и спасательных парашютов 8 декабря 1964 года. Он был отремонтирован, получил обозначение BP-23A, и снова отработал систему аварийного спасения во время испытания на прерывание стартовой площадки 2 , 29 июня 1965 года. . [52]

BP-27, стандартный образец динамических испытаний, выставлен в Американском ракетно-космическом центре на вершине вертикального Сатурна-1 . [42]

Другие экспонаты «Аполлона» и «Сатурна», представленные на выставке, включают «Аполлона-16» командный модуль , «Аполлона-12» мобильный карантинный комплекс , лунный посадочный модуль с посадочной площадкой для испытательного образца (MSFC 76545) и репликой ступени подъема, а также еще один приборный блок. [53] [54] [55]

См. также [ править ]

  • SA-500F , автомобиль для интеграции объектов Saturn V

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Национальная регистрационная информационная система» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 23 января 2007 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Ракета-носитель Сатурн-5» . Сводный список национальных исторических достопримечательностей . Служба национальных парков . Проверено 28 октября 2007 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Райт, Майк. «Три Сатурна против выставленных напоказ преподают уроки истории космоса» . Бюро истории Центра космических полетов Маршалла. Архивировано из оригинала 15 ноября 2005 года . Проверено 10 февраля 2011 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час «План проекта испытаний автомобиля для динамических испытаний Saturn V» (PDF) . НАСА. 16 апреля 1965 года . Проверено 28 марта 2011 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ракета Сатурн-5, Космический и ракетный центр США» . Conservation Solutions, Inc. Архивировано из оригинала 4 января 2016 года . Проверено 4 января 2016 г.
  6. ^ Джерард, Джеймс Х. «Динамический испытательный автомобиль Saturn V» . Полевое руководство по американским космическим кораблям . Проверено 4 января 2016 г.
  7. ^ «Ракета, первая ступень, этап динамических испытаний S-1C-D-1C, Сатурн V» . Смитсоновский институт . Проверено 6 января 2016 г.
  8. ^ «Вторая ступень, S-II-F/D, ракета-носитель Сатурн V, версия для динамических испытаний» . Смитсоновский институт . Проверено 6 января 2016 г.
  9. ^ «Этап динамических испытаний S-IVB-D, или третий этап, ракеты-носителя Сатурн V» . Смитсоновский институт . Проверено 6 января 2016 г.
  10. ^ Лори, Алан (2005). Сатурн . Серия книг «Апогей: Космос». Collector's Guide Publishing, Inc. с. 328. ИСБН  978-1894959193 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж НАСА (февраль 1967 г.). «Ежеквартальный отчет Сатурна V № 17, декабрь 1966 г. - февраль 1967 г., часть 1 из 2» . НАСА. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 12 февраля 2011 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с НАСА (1968). «Руководство по летной эксплуатации Сатурна V - SA-503» (PDF) . НАСА – Центр космических полетов Джорджа К. Маршалла . Проверено 22 февраля 2011 г. §4.
  13. ^ Роджер Э. Бильштейн (август 1999 г.). Этапы пути к Сатурну: технологическая история ракеты-носителя Аполлон/Сатурн . Издательство ДИАНА. п. 184 . ISBN  978-0-7881-8186-3 . Проверено 19 февраля 2011 г.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д НАСА (март 1965 г.). Ежеквартальный отчет Сатурн V № 9, декабрь 1964 г. - февраль 1965 г. (Отчет). НАСА MSFC.
  15. ^ «Установки «Аполлон/Сатурн-5»: испытательная машина и стартовая пуповинная башня» . НАСА. 25 мая 1966 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 26 февраля 2011 г. Испытательная машина комплекса «Аполлон/Сатурн-5» и стартовая опорная башня (LUT) на гусеничном транспортере передвигаются из здания сборки транспортных средств (VAB) по пути к площадке А. Эта испытательная машина, получившая обозначение «Аполлон/Сатурн 500-F», используется для проверки стартовых средств, обучения стартовых экипажей и разработки процедур испытаний и проверок.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Конфигурация автомобиля Сатурн V» . НАСА. 1967. Архивировано из оригинала 10 июня 2008 года . Проверено 26 февраля 2011 г.
  17. ^ НАСА (1968). «Руководство по летной эксплуатации Сатурна V - SA-503» (PDF) . НАСА – Центр космических полетов Джорджа К. Маршалла . Проверено 22 февраля 2011 г. §5.
  18. ^ НАСА (1968). «Руководство по летной эксплуатации Сатурна V - SA-503» (PDF) . НАСА – Центр космических полетов Джорджа К. Маршалла . Проверено 22 февраля 2011 г. §6.
  19. ^ «Приборный блок Сатурн» . ИБМ. 23 января 2003 года . Проверено 27 февраля 2011 г.
  20. ^ НАСА (декабрь 1964 г.). Ежеквартальный отчет Сатурна V № 8, сентябрь, октябрь, ноябрь 1964 г. (Отчет). НАСА MSFC.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я НАСА (февраль 1967 г.). «Ежеквартальный отчет Сатурна V № 16, сентябрь-ноябрь 1966 г., часть 1 из 2» . НАСА. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 12 февраля 2011 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Космический корабль «Аполлон»: хронология. Приложение 6: Производство и приемка оборудования» . НАСА. LCCN   69060008 . Проверено 13 февраля 2011 г.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и НАСА (декабрь 1965 г.). Ежеквартальный отчет Сатурна V № 12, сентябрь, октябрь, ноябрь 1965 г. (Отчет). НАСА MSFC.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Контракт CSM» (PDF) . НАСА . Проверено 28 марта 2011 г.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ричард В. Орлофф; Дэвид Майкл Харланд (2006). Аполлон: полный справочник . Спрингер Наука и бизнес. ISBN  978-0-387-30043-6 .
  26. ^ «Краткий отчет программы Аполлон» (PDF) . АО НАСА. Апрель 1975 года . Проверено 5 марта 2011 г.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элчерт, Кен. «Празднование 50-летия 1947–1997: Эра Аполлона в космическом отделе: 1960–1975» (PDF) . Боинг. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2011 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
  28. ^ Уэйд, Марк. «ЛМ Структурный» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 17 ноября 2002 года . Проверено 29 марта 2011 г.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эйкенс, Дэвид. «Иллюстрированная хронология Сатурна. Часть 5: с января 1964 г. по декабрь 1964 г.» . Центр космических полетов НАСА-Маршалла . Проверено 5 марта 2011 г.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эйкенс, Дэвид. «Иллюстрированная хронология Сатурна. Часть 6: с января 1965 г. по декабрь 1965 г.» . Центр космических полетов НАСА-Маршалла . Проверено 13 февраля 2011 г.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бильштейн, Роджер Э. (6 августа 2004 г.). «Этапы к Сатурну» . СП-4206 . НАСА . Проверено 4 марта 2011 г.
  32. ^ Бильштейн, Роджер Э. (6 августа 2004 г.). «Этапы к Сатурну» . СП-4206 . НАСА . Проверено 4 марта 2011 г.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Dynamics S-IC Moved (подпись к фотографии)» . Маршалл Стар . МСФК. 19 января 1966 г. с. 8. цитируется в Райт, Майк. «Три Сатурна против выставленных напоказ преподают уроки истории космоса» . Бюро истории Центра космических полетов Маршалла. Архивировано из оригинала 15 ноября 2005 года . Проверено 10 февраля 2011 г.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйкенс, Дэвид. «Иллюстрированная хронология Сатурна. Часть 7: с января 1966 г. по декабрь 1966 г.» . Центр космических полетов НАСА-Маршалла . Проверено 17 февраля 2011 г.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лори, Алан; Перлман, Роберт (7 января 2008 г.). «Нерассказанный Аполлон: Как теннисные туфли и перетягивание каната свергли могучий Сатурн V» . CollectSpace.com . Проверено 12 февраля 2011 г.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйкенс, Дэвид. «Иллюстрированная хронология Сатурна. Часть 6: с января 1967 г. по декабрь 1967 г.» . Центр космических полетов НАСА-Маршалла . Проверено 13 февраля 2011 г.
  37. ^ Пресс-релиз ПАО № 67-161, 3 августа 1967 г.; Пресс-релиз № 67-162, 4 августа 1967 г.
  38. ^ «Алабамский центр космических наук» . Таймс Дейли . ( Флоренция, Алабама ) Times Daily. 23 февраля 1969 года . Проверено 12 февраля 2011 г.
  39. ^ фон Браун, Вернер (2010). Бакби, Эд (ред.). Человек-ракета: Вернер фон Браун: Человек, который взял Америку на Луну: Его еженедельные заметки: 1961–1969 (DVD) . Стюард и Wise Music Publishing. п. ПРИМЕЧАНИЯ 6–30–69 SIEBEL. ISBN  978-1-935001-27-0 .
  40. ^ Брандау, Жан. «В начале: Космический и ракетный центр США» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 10 февраля 2011 г.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бакби, Эдвард О. (23 августа 1977 г.). Номинация Национального реестра исторических мест: Ракета-носитель «Сатурн V» (отчет). Служба национальных парков. и сопроводительные фотографии снаружи и внутри от 19 и 19 годов.   (664 КБ)
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Сатурн В» . Американский космический и ракетный центр. 14 февраля 2008 года . Проверено 13 февраля 2011 г.
  43. ^ «Ракета Сатурн V № 53» . Американское общество инженеров-механиков.
  44. ^ «Поиск новостей Google показывает старые и новые имена» . Проверено 6 марта 2011 г.
  45. ^ «Тема: Центр космических исследований Дэвидсона (AL)» . Собрать пространство . Проверено 6 марта 2011 г.
  46. ^ Жан Брандау (июль 2007 г.). «Сатурн V: национальный исторический памятник» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 8 февраля 2011 г.
  47. ^ Жан Брандау (7 февраля 2008 г.). «Сатурн V: национальный исторический памятник» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 8 февраля 2011 г.
  48. ^ Клайнс, Кейт (4 мая 2012 г.). «Полиция, возможно, определила калибр пули при стрельбе по Сатурну-5» . Хантсвилл Таймс . Проверено 4 мая 2012 г.
  49. ^ Клайнс, Кейт (3 мая 2012 г.). «Выстрел ракеты Сатурн-5 в Центре Дэвидсона может быть федеральным преступлением» . Хантсвилл Таймс . Проверено 3 мая 2012 г.
  50. ^ Перлман, Роберт З. «Выстрелы повредили историческую ракету Сатурн-V на Луне» . Space.com . Проверено 4 мая 2012 г.
  51. ^ Лайонс, Уэс (20 июня 2012 г.). «Звездочка Saturn V в процессе заделки царапин от пуль» . sprocketeers.org . Проверено 18 октября 2012 г.
  52. ^ «Отчет Брениса — летное оборудование T» (PDF) . АО НАСА. Март 1974 года . Проверено 26 февраля 2011 г.
  53. ^ Джим Белфиоре (23 сентября 2009 г.). Музей космоса и ракет США — капсула Аполлона-16 . Вимео.
  54. ^ Джерард, Джим (9 июля 2007 г.). «Инженерная модель лунного модуля MSFC» . Полевое руководство по американским космическим кораблям . Проверено 8 марта 2011 г.
  55. ^ Джетцер, Майк. «ЛМ (MSFC 76545)» . Героические реликвии . Проверено 8 марта 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc89d7b753993cee7f375fd97a883047__1708465020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/47/fc89d7b753993cee7f375fd97a883047.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saturn V dynamic test vehicle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)