Jump to content

Сатурн С-3

Сатурн С-3
Предлагаемая конфигурация Сатурна C-3 и Аполлона (1962 г.)
Функция НОО и лунная ракета-носитель
Производитель Боинг ( С-ИБ-2 )
Североамериканский ( S-II-C3 )
Дуглас ( S-IV )
Страна происхождения Соединенные Штаты
Стоимость за запуск 43,5 миллиона
Стоимость в год 1985
Размер
Высота 269,0 футов (82,0 м)
Диаметр 320 дюймов (8,1 м)
Масса 2 256 806 фунтов (1 023 670 кг)
Этапы 3
Емкость
Полезная нагрузка на LEO
Масса 100 000 фунтов (45 000 кг)
Полезная нагрузка для GTO
Масса 50 000 фунтов (23 000 кг)
Полезная нагрузка для TLI
Масса 39000 фунтов (18000 кг) [1]
Связанные ракеты
Семья Сатурн
Производная работа Сатурн ИНТ-20 , Сатурн ИНТ-21
Сопоставимый
История запуска
Статус Предложено (1961)
Запуск сайтов Космический центр Кеннеди , SLC 37 (планируется)
Первая ступень – С-ИБ-2
Высота 113,10 футов (34,47 м)
Диаметр 320 дюймов (8,1 м)
Пустая масса 149 945 фунтов (68 014 кг)
Полная масса 1 599 433 фунта (725 491 кг)
Питаться от 2 Рокетдайн F-1
Максимальная тяга 3000000 фунтов силы (13000 кН)
Удельный импульс 265 секунд (уровень моря)
Время горения 139 секунд
Порох РП-1 / ЛОКС
Второй этап – S-II-C3
Высота 69,80 футов (21,28 м)
Диаметр 320 дюймов (8,1 м)
Пустая масса 54 978 фунтов (24 938 кг)
Полная масса 449 840 фунтов (204 040 кг)
Питаться от 4 Рокетдайн J-2
Максимальная тяга 800 000 фунтов-сил (3600 кН)
Удельный импульс 300 секунд (уровень моря)
Время горения 200 секунд
Порох ЛХ 2 / ЛОКС
Третий этап – S-IV
Высота 61,6 футов (18,8 м)
Диаметр 220 дюймов (5,6 м)
Пустая масса 11 501 фунт (5 217 кг)
Полная масса 111 500 фунтов (50 600 кг)
Питаться от 6 Рокетдайн RL-10
Максимальная тяга 90 000 фунтов силы (400 кН)
Удельный импульс 410 сек.
Время горения 482 секунды
Порох ЛХ 2 / ЛОКС

Сатурн С-3 была третьей ракетой в серии Сатурн С, изучавшейся с 1959 по 1962 год. Проектировалась трехступенчатая ракета-носитель, которая могла вывести 45 000 кг (99 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту и отправить 18 000 кг (40 000 фунтов). ) на Луну посредством транслунной инъекции . [2] [1]

Предложение президента США Кеннеди от 25 мая 1961 года о четкой цели посадки экипажа на Луну побудило НАСА уточнить требования к ракетам-носителям для высадки на Луну. Неделей ранее Уильям Флеминг (Управление программ космических полетов штаб-квартиры НАСА) возглавил специальный комитет по проведению шестинедельного исследования требований для высадки на Луну. Считая путь прямого восхождения наиболее осуществимым, они соответствующим образом сосредоточили свое внимание и в конце 1965 года предложили облет Луны с использованием ракеты-носителя Сатурн С-3. [3]

В начале июня 1961 года Брюс Лундин, заместитель директора Исследовательского центра Льюиса, провел недельное исследование шести различных возможностей встречи. Альтернативы включали сближение Земли и Луны (EOR), сближение Луны и Луны (LOR), сближение Земли и Луны, а также сближение на поверхности Луны с использованием конструкций Сатурна C-1, C-3 и Nova. Комитет Лундина пришел к выводу, что сближение имеет явные преимущества по сравнению с прямым восхождением, и рекомендовал сближение на околоземной орбите с использованием двух или трех самолетов Сатурн C-3. [3]

7 сентября 1961 года НАСА объявило, что государственный артиллерийский завод Мишуд недалеко от Нового Орлеана, штат Луизиана, станет площадкой для изготовления и сборки первой ступени Сатурна C-3, а также более крупных аппаратов в программе Сатурн. Финалистами стали два государственных завода в Сент-Луисе и Новом Орлеане. Высота крыши завода в Мишу означала, что ракета-носитель с восемью F-1 двигателями ( класс Nova , Saturn C-8 ) не могла быть построена; четыре-пять двигателей (первая ступень) должны были бы быть максимум( Сатурн С-5 )

Это решение положило конец рассмотрению ракеты-носителя класса «Нова» для прямого восхождения на Луну или в качестве тяжелого спутника Сатурна C-3 для сближения на околоземной орбите.

Дизайн лунной миссии

[ редактировать ]

Прямое восхождение

[ редактировать ]

Во время различных предложений Nova была предложена концепция Модульной Новы, состоящая из кластеризации первой ступени C-3. [4]

Встреча на околоземной орбите

[ редактировать ]

Центр космических полетов Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама, разработал предложение по сближению на околоземной орбите (EOR) для программы «Аполлон» в 1960–1961 годах. В предложении использовалась серия небольших ракет размером в половину Сатурна V для запуска различных компонентов космического корабля, направляющегося на Луну. Эти компоненты будут собраны на орбите вокруг Земли , а затем отправлены на Луну посредством транслунной инъекции . Чтобы проверить и подтвердить осуществимость подхода EOR для программы «Аполлон», был основан проект «Джемини» с этой целью: «Осуществить сближение и стыковку с другим транспортным средством ( целевым кораблем Agena ), а также маневрировать комбинированным космическим кораблем с использованием двигательной установки. целевого автомобиля».

Сатурн С-3 должен был стать основной ракетой-носителем для сближения на околоземной орбите. Ракета-носитель состояла из первой ступени с двумя двигателями Saturn V F-1 , второй ступени с четырьмя мощными двигателями J-2 и ступени S-IV от Saturn I. ракеты-носителя Была разработана и облетана только ступень S-IV Сатурна С-3, но все указанные двигатели использовались на ракете Сатурн V , которая доставила людей на Луну. [5]

Встреча на лунной орбите

[ редактировать ]

Концепция сближения на лунной орбите (LOR) изучалась в Исследовательском центре Лэнгли еще в 1960 году. В меморандуме Джона Хуболта , направленном Роберту Симансу в защиту LOR для лунных миссий в ноябре 1961 года, обрисовывалось использование ракеты-носителя Сатурн C-3 и избегание сложные большие ускорители и лунные корабли. [6]

После шести месяцев дальнейшего обсуждения в НАСА летом 1962 года предложение Исследовательского центра Лэнгли о сближении на лунной орбите (LOR) было официально выбрано в качестве конфигурации миссии для программы Аполлон 7 ноября 1962 года. [7] К концу 1962 года конструкция Сатурна С-3 была признана ненужной для требований программы Аполлон, поскольку тогда были предложены более крупные ускорители ( Сатурн С-4 , Сатурн С-5), поэтому дальнейшие работы над Сатурном С-3 были отменены. [8]

Варианты и производные

[ редактировать ]
Версии Saturn C-3B с производной ядерной разгонной ступенью (1961 г.)

С 1961 года было изучено, предложено и профинансировано несколько вариантов Сатурна С-3. Наиболее обширные исследования были сосредоточены на вариантах Сатурна C-3B до конца 1962 года, когда была выбрана точка встречи на лунной орбите и одобрена разработка Сатурна C-5. Общей темой этих вариантов является первая ступень с тягой (SL) на уровне моря не менее 3 044 000 фунтов силы (13 540 кН). В этих конструкциях использовались два или три двигателя Rocketdyne F-1 в ступени S-IB -2 или S-IC и диаметром от 8 до 10 метров (от 26 до 33 футов), которые могли поднимать до 110 000 фунтов (50 000 кг) на низкую высоту. Земная орбита (LEO).

Отсутствие ракеты-носителя Saturn C-3 в 1965 году создало большой разрыв в полезной нагрузке (LEO) между грузоподъемностью Saturn IB 21 000 кг (46 000 фунтов) и грузоподъемностью трехступенчатого Saturn V 75 000 кг (165 000 фунтов). В середине 1960-х годов Центр космических полетов имени Маршалла НАСА (MSFC) инициировал несколько исследований ракеты-носителя, которая могла бы заполнить этот пробел в грузоподъемности и расширить возможности семейства Сатурн. Предложения по этому требованию в MSFC представили три компании: Martin Marietta (разработчик аппаратов Atlas, Titan), Boeing (разработчик первых ступеней S-1B и S-1C) и North American (разработчик второй ступени S-II).

Сатурн С-3Б

[ редактировать ]

Доработка « Сатурн С-3В» (1961 г.) увеличила суммарную тягу трех ступеней до 17 200 кН. Диаметр первой ступени (С-ИБ-2) был увеличен до 33 футов (10 метров). Возможная первая ступень Сатурна V (S-IC) будет иметь тот же диаметр, но увеличит ее длину на 8 метров. Еще одно соображение добавило к первой ступени третий двигатель F-1.Диаметр второй ступени S-II будет составлять 8,3 и 21,3 метра (27 и 70 футов) в длину.

В трехступенчатой ​​версии будет использоваться ступень S-IV диаметром 5,5 метра и длиной 12,2 метра.

Сатурн INT-20C, предложение Boeing (1966 г.)

Сатурн С-3БН

[ редактировать ]

В модификации Saturn C-3BN (1961 г.) будет использоваться NERVA в качестве третьей ступени этой ракеты-носителя . Технология NERVA изучалась и предлагалась с середины 1950-х годов для будущих исследований космоса.

Сатурн ИНТ-20

[ редактировать ]

7 октября 1966 года компания Boeing представила в Центр космических полетов имени Маршалла НАСА заключительный отчет «Исследования усовершенствованных транспортных средств Saturn V и транспортных средств промежуточной полезной нагрузки». В этом отчете описывалась Saturn INT-20 , промежуточная двухступенчатая ракета-носитель с первой ступенью S-1C, использующей три или четыре двигателя F-1, и S-IVB в качестве второй ступени с одним двигателем J-2. Грузоподъемность корабля для НОО составит от 45 000 до 60 000 кг, что сопоставимо с более ранней конструкцией Saturn C-3 (1961 г.). Боинг планировал поставку и первый полет в 1970 году, основываясь на решении к 1967 году.

Серия Saturn II, предложение для Северной Америки (1966 г.)

Сатурн II

[ редактировать ]

Сатурн II представлял собой серию американских одноразовых ракет-носителей, изученных компанией North American Aviation (NAA, позже Rockwell) в 1966 году в Центре космических полетов имени Маршалла НАСА (MSFC) и созданных на основе компонентов ракеты Сатурн V, используемой для программы Аполлон. . В проектах North American основное внимание уделялось отказу от первой ступени S-IC производства Boeing и использованию второй ступени S-II компании North American в качестве активной зоны ракеты-носителя. Целью исследования было прекращение производства Saturn IB и создание более дешевой тяжелой ракеты-носителя на основе нынешнего (1966 года) оборудования Saturn V.

Развитие после Аполлона

[ редактировать ]

Потребность в ракете-носителе Сатурна С-3 (45 тонн на НОО) сохранялась и за пределами программы Аполлон. Космический стартовый комплекс 37 станции ВВС на мысе Канаверал , первоначально предназначенный для обслуживания Сатурна I и IB, планировался для возможного использования Сатурна C-3, но был деактивирован в 1972 году. В 2001 году компания Boeing отремонтировала комплекс для Delta IV запуска EELV. транспортное средство. Вариант Delta IV Heavy может вывести на НОО только 22,5 тонны.

в 1986 году Катастрофа космического корабля "Челленджер" и программа системы космического запуска в 2010 году привели к возобновлению предложений по модификациям Saturn C-3 с использованием двигателей Rocketdyne F-1A с существующими ускорительными ядрами и оборудованием (10 м - ступень Saturn S-IC ; 8,4 м - внешняя ступень космического корабля "Шаттл "). танк 5,1м — Common Booster Core Delta IV ).

После космического корабля «Челленджер» катастрофы ВВС США (USAF) и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) провели совместное усовершенствованной системы запуска исследование (1987-1990 гг.). Hughes Aircraft и Boeing отряхнули пыль от более раннего проекта Saturn C-3 и представили свое предложение по ракете-носителю Jarvis . [9]

Джарвис будет представлять собой трехступенчатую ракету высотой 58 м (190 футов) и диаметром 8,38 м (27,5 футов). Разработанный для подъема 38 тонн на НОО, он будет использовать ракетные двигатели F-1 и J-2 и оборудование, хранящееся в ракетной программе Saturn V, а также новейшие технологии эпохи шаттлов, чтобы обеспечить более низкие затраты на запуск. [10]

См. также

[ редактировать ]

Встроенные цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Янг, Энтони (2008). Двигатель Saturn V F-1: включение Аполлона в историю . стр. 21–23. Бибкод : 2008svfe.book.....Y .
  2. ^ «Сатурн С-3» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 2 мая 2002 года . Проверено 8 июня 2012 года .
  3. ^ Jump up to: а б Бенсон, Чарльз Д.; Уильям Барнаби Фаэрти (1978). «4-8». Мунпорт: История стартовых комплексов и операций Аполлона . НАСА (SP-4204) . Проверено 7 февраля 2013 г.
  4. ^ «Иллюстрированная хронология Сатурна - Часть 2» . History.nasa.gov . Проверено 20 августа 2022 г.
  5. ^ Билстен, Роджер Э. (1980). Этапы к Сатурну . НАСА SP-4206. стр. 48–63.
  6. ^ Билстен, Роджер Э. (1980). Этапы к Сатурну . НАСА SP-4206. п. 63.
  7. ^ «Свидание, которое было почти упущено: встреча на лунной орбите и программа Аполлон» . Исследовательский центр НАСА в Лэнгли. Декабрь 1992 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2013 года . Проверено 8 июня 2012 года .
  8. ^ Дэвид М. Ривз; Майкл Д. Шер; Алан В. Уилхайт; Дуглас О. Стэнли (2005). «Пересмотр архитектурного решения Аполлона по месту встречи на лунной орбите» (PDF) . Национальный институт аэрокосмической промышленности, Технологический институт Джорджии. Архивировано из оригинала (PDF) 27 октября 2014 года . Проверено 8 июня 2012 года .
  9. ^ «Средняя ракета-носитель Джарвис» . Форумы НАСА по космическим полетам . 20 сентября 2013 года . Проверено 23 марта 2021 г.
  10. ^ «Ракета-носитель Джарвис» . Astronautix.com. 1 июля 1990 года. Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года . Проверено 8 июня 2012 года .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бильштейн, Роджер Э., Этапы пути к Сатурну , Типография правительства США, 1980. ISBN   0-16-048909-1 . Отличный отчет об эволюции, конструкции и развитии ракет-носителей Сатурна.
  • Штулингер, Эрнст и др., Астронавтическая техника и наука: от Пенемюнде к планетарному пространству , МакГроу-Хилл, Нью-Йорк, 1964.
  • Лаборатория реактивного движения; Отчет НАСА – 2 октября 1961 г.; Некоторые взаимосвязи и долгосрочные последствия концепций лунного рандеву С-3 и твердых транспортных средств «Нова» . Доступ по адресу: https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/19740072519_1974072519.pdf .
  • Роберт П. Смит, Офис проектов «Аполлон», отчет НАСА, проект «Аполлон» — описание корабля «Сатурн C-3» и «Нова» . 25 июля 1961 г. Доступ по адресу: https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/19790076768_1979076768.pdf .
  • НАСА, «Сближение на околоземной орбите для ранней пилотируемой посадки на Луну», стр. I, «Краткий отчет исследования специальной целевой группы» [Отчет Хитона], август 1961 г.
  • Дэвид С. Акенс, Иллюстрированная хронология Сатурна: первые одиннадцать лет Сатурна, с апреля 1957 по апрель 1968 года , 5-е изд., MHR-5 (Хантсвилл, Алабама: MSFC, 20 января 1971 г.).
  • Исследование Boeing, Центр космических полетов Маршалла, «Заключительный отчет - Исследования улучшенных транспортных средств Saturn V и транспортных средств промежуточной полезной нагрузки», 7 октября 1966 г., доступ по адресу: http://www.astronautix.com/data/satvint.pdf

Общественное достояние Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9d642464cdbd36422759130d0f08967__1720458240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/67/c9d642464cdbd36422759130d0f08967.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saturn C-3 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)