J-2X
![]() Компьютерная визуализация J-2X. | |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Производитель | Аэроджет Рокетдайн |
Приложение | верхней ступени Двигатель |
Связанный ЛВ | Block II Система космического запуска ( EDS ) |
Предшественник | Дж-2 |
Статус | Неизвестный |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | Жидкий кислород / жидкий водород |
Соотношение смеси | 5.5–4.5 |
Цикл | Газовый генератор |
Конфигурация | |
Соотношение сопел | 92:1 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 1307 кН (294000 фунтов силы ) |
Соотношение тяги к весу | 55.04 |
Удельный импульс , вакуум | 448 секунд (4,39 км/с) |
Размеры | |
Длина | 4,7 метра (15 футов) |
Диаметр | 3 метра (9,8 футов) |
Сухая масса | 5450 фунтов (2470 кг) |
Ссылки | |
Ссылки | [ 1 ] [ 2 ] |
J -2X — на жидком топливе криогенный ракетный двигатель , который планировался для использования на ракетах Ares НАСА программы «Созвездие» , а позднее — в системе космического запуска . Построенный в Соединенных Штатах компанией Aerojet Rocketdyne (ранее Pratt & Whitney Rocketdyne ), J-2X сжигает криогенный жидкий водород и жидкий кислород , при этом каждый двигатель создает 1307 кН (294 000 фунтов силы ) тягу в вакууме при определенном импульсе ( I sp ) 448 секунд (4,39 км/с). [ 2 ] Масса двигателя составляет примерно 2470 кг (5450 фунтов), что значительно тяжелее, чем у его предшественников. [ 2 ]
J-2X должен был быть основан на J-2 , использовавшемся на S-II и S-IVB ступенях ракет «Сатурн» , использовавшихся во время программы «Аполлон» , но по мере необходимости тяга для «Ареса I» увеличивалась из-за проблем с весом, и это стало дизайн с чистого листа. Он поступил в разработку в 2007 году в рамках ныне отмененной программы Constellation . [ 2 ] Первоначально запланированный для использования на верхних ступенях ракет Ares I и Ares V , J-2X позже предназначался для использования на этапе отлета от Земли Block 2 системы космического запуска , преемницы программы Constellation. Предполагается, что двигатель будет более эффективным и простым в сборке, чем его предок J-2, и будет стоить меньше, чем двигатель RS-25 . [ 1 ] Отличия в новом двигателе включают в себя отсутствие бериллия , центробежный турбонасос по сравнению с осевым турбонасосом J-2, другие степени расширения камеры и сопла, камеру сгорания с канальными стенками по сравнению с трубчато-сварной камерой J-2. ,переработка всей электроники,газогенератора и сверхзвукового главного инжектора на базе РС-68 , [ 3 ] и использование методов соединения 21 века. [ 2 ] [ 4 ]
Тестирование
[ редактировать ]16 июля 2007 года НАСА официально объявило о заключении с Pratt & Whitney Rocketdyne (PWR) контракта на сумму 1,2 миллиарда долларов «на проектирование, разработку, испытания и оценку двигателя J-2X». [ 5 ] начал строительство нового испытательного стенда для высотных испытаний двигателей J-2X в Космическом центре Стеннис . и 23 августа 2007 года [ 6 ]
Испытания компонентов проводились в период с декабря 2007 года по май 2008 года, включая девять испытаний компонентов старого двигателя J-2 на SSC в рамках подготовки к проектированию двигателя J-2X. [ 7 ] а 8 сентября 2008 г. компания PWR объявила об успешных испытаниях первоначальной конструкции газогенератора J-2X. [ 8 ] 21 сентября 2010 года было объявлено о завершении второго раунда успешных испытаний газогенератора. [ 9 ]
Начиная с 2011 года, двигатель J-2X, созданный на основе наследия и новых разработок, подвергается огневым испытаниям.
- Июнь 2011 г.: первое испытание горячим огнем. [ 10 ]
- Ноябрь 2011 г.: Пробные стрельбы продолжительностью 499,97 секунды. [ 11 ]
- Июнь 2012 г.: испытательные стрельбы продолжительностью 1150 секунд, во время которых J-2X повышался и опускался. [ 12 ]
- Июль 2012 г.: Пробные стрельбы продолжительностью 1350 секунд ( 22 + 1/2 минуты . ) [ 13 ]
- Декабрь 2012 г.: Заключительные испытания силового агрегата. [ 14 ]
- Февраль 2013 г.: На стенде А2 начинаются испытания двигателя 10002 на 6 испытаний. [ 15 ]
- Июнь 2013 г.: Двигатель 10002 перемещен на испытательный стенд А1 для проведения еще семи испытаний. [ 16 ]
- Сентябрь 2013 г.: Заключительные испытания двигателя 10002. [ 17 ]
- Ноябрь 2013 г.: Начало испытаний двигателя 10003. [ 16 ]
-
Концептуальное изображение двигателя J-2X.
-
Испытание газогенератора «рабочей лошадки» двигателя J-2X.
-
Испытание форсунок Cold Flow для программы J2X.
Статус программы
[ редактировать ]В октябре 2013 года сообщалось, что работа над J-2X будет приостановлена после опытно-конструкторских испытаний в 2014 году из-за ограничений финансирования, ожидаемой отложенной потребности в возможностях двигателя для пилотируемых миссий на Марс и выбора [ 18 ] с RL10 двигателем разведочной разгонной ступени для SLS. [ 19 ]
В сентябре 2022 года компоненты J-2X были выставлены на аукцион GSA Auctions, что, вероятно, подтвердило отмену программы. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б «Двигатель J-2X» . Аэроджет Рокетдайн. Архивировано из оригинала 12 января 2014 года . Проверено 9 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Марк Уэйд (17 ноября 2011 г.). «Дж-2Х» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 12 декабря 2011 года.
- ^ «Двигатель верхней ступени J-2X: от проектирования до аппаратного обеспечения. Томас Берд, заместитель менеджера, элемент двигателя верхней ступени J-2X, офис проектов Ares, Центр космических полетов Маршалла, Хантсвилл, Алабама, 35812» (PDF) .
- ^ Уильям Д. Грин (4 июня 2012 г.). «J-2X Extra: Что в названии?» . НАСА. Архивировано из оригинала 9 ноября 2010 года . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ «НАСА заключает контракт на двигатель верхней ступени для ракет Ares» . НАСА. 16 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2020 г. . Проверено 17 июля 2007 г.
- ^ «Космический центр Стенниса НАСА знаменует собой новую главу в освоении космоса» . НАСА. 23 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2012 г. Проверено 26 февраля 2012 г.
- ^ «НАСА успешно завершило первую серию испытаний двигателя Ares» . НАСА. 8 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 6 апреля 2012 г. . Проверено 26 февраля 2012 г.
- ^ «Pratt & Whitney Rocketdyne завершила успешные испытания газогенератора J-2X» . Пратт и Уитни Рокетдайн. 8 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 9 августа 2009 г.
- ^ «Pratt & Whitney Rocketdyne завершает последний этап испытаний газогенератора J-2X» (пресс-релиз). Пратт и Уитни Рокетдайн. 21 сентября 2010 года . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ Морринг, Фрэнк. «Первое огневое испытание J-2X может состояться на следующей неделе» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ «НАСА тестирует двигатель для новой гигантской ракеты» . Space.com. 9 ноября 2011 года . Проверено 26 февраля 2012 г.
- ^ «НАСА превзошло рекорд испытательной лаборатории с помощью испытания J-2X Powerpack» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 8 июня 2012 года . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ «Лето рекордов по испытаниям двигателей» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 26 июня 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ «Быстрое сердце двигателя J-2X завершает год успешных испытаний» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 13 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2012 г. . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ «НАСА готовится к новому раунду испытаний J-2X в Космическом центре Стеннис» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 11 февраля 2013 г. Проверено 6 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Прогресс J-2X: обновление за ноябрь 2013 г.» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 15 ноября 2013 г. Проверено 6 февраля 2014 г.
- ^ «Одно последнее испытание двигателя J-2X № 10002» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 5 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 6 февраля 2014 г.
- ^ Бергин, Крис (12 октября 2014 г.). «НАСА выбирает рабочую лошадку для разведки верхней ступени для SLS» . NASASpaceflight.com . Проверено 8 ноября 2014 г.
- ^ «Двигатель НАСА J-2X будет законсервирован после испытаний» . Неделя авиации и журнал «Космические технологии». 4 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 г. Проверено 29 октября 2013 г.
- ^ «КОМПОНЕНТЫ ГРУППЫ 1 ДЛЯ СБОРКИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ J2X» . Проверено 12 сентября 2022 г.