Живучесть
Выживаемость – это способность оставаться в живых или продолжать существовать. Этот термин имеет более конкретное значение в определенных контекстах.
Экологический
[ редактировать ]После разрушительных сил, таких как наводнение , пожар , болезнь , война или изменение климата , некоторые виды флоры , фауны и местных форм жизни , вероятно, выживут более успешно, чем другие, из-за последующих изменений в окружающих их биофизических условиях.
Инженерное дело
[ редактировать ]В технике подсистемы , живучесть — это количественная способность системы , оборудования, процесса или процедуры продолжать функционировать во время и после природного или техногенного нарушения; например, ядерный электромагнитный импульс от взрыва ядерного оружия .
Для конкретного приложения живучесть должна быть оценена путем указания диапазона условий, в которых объект выживет, минимально приемлемого уровня или функциональности после нарушения, а также максимально приемлемого времени простоя . [1]
Военный
[ редактировать ]Было предложено разделить этот раздел на другую статью под названием «Живучесть (военная)» . ( Обсудить ) (май 2023 г.) |
В военной среде живучесть можно определить как способность сохранять боеспособность после единственного боя. Инженеры, занимающиеся вопросами живучести, часто отвечают за улучшение четырех основных элементов системы: [2]
- Обнаруживаемость - невозможность избежать обнаружения на слух и визуально, а также обнаружения радаром (наблюдателем).
- Восприимчивость – невозможность избежать удара (оружием).
- Уязвимость – неспособность выдержать удар.
- Возможность восстановления - долгосрочные последствия после попадания, контроль ущерба и тушение пожара, восстановление работоспособности или (в крайнем случае) побег и эвакуация.
Европейский семинар по живучести представил концепцию «живучести миссии», сохранив при этом три основные области, указанные выше, относящиеся либо к «живучести» платформы при выполнении полной миссии, либо к «живучести» самой миссии (т. е. вероятности успеха миссии). ). Недавние исследования также представили концепцию «выживаемости сил», которая относится к способности сил, а не отдельной платформы, оставаться «готовыми к выполнению миссии».
Четкой приоритезации трех элементов не существует; это будет зависеть от характеристик и роли платформы. Некоторые типы платформ, такие как подводные лодки и самолеты, сводят к минимуму свою восприимчивость и могут в некоторой степени идти на компромисс в других областях. Основные боевые танки сводят к минимуму уязвимость за счет использования тяжелой брони. Современные конструкции надводных боевых кораблей стремятся к сбалансированному сочетанию всех трех областей.
Популярный термин — « луковица живучести »; описывается как 5-8 слоев: [3] [4]
Не будь там. Если вы там, пусть вас не увидят. Если вас заметили, не становитесь целью/захватом. Если вы стали целью/захвачены, не попадайте. Если вас ударили, не проникайте. Если в вас проникли, не убивайтесь.
военно-морской
[ редактировать ]Живучесть означает способность корабля и его бортовых систем сохранять работоспособность и продолжать выполнение поставленной задачи в искусственно созданной враждебной среде. [5] Корабли ВМФ предназначены для работы в техногенной враждебной среде, поэтому живучесть является жизненно важной характеристикой, требуемой от них. Живучесть военного корабля — сложный вопрос, влияющий на весь жизненный цикл корабля, и ее следует учитывать на начальном этапе проектирования каждого военного корабля. [6]
Классическое определение живучести военно-морского флота включает три основных аспекта: восприимчивость, уязвимость и восстанавливаемость; хотя возможность восстановления часто относят к уязвимостям. [7] [3] Восприимчивость состоит из всех факторов, подвергающих корабль воздействию оружия в боевой обстановке. Этими факторами в целом являются условия эксплуатации, угроза и особенности самого корабля. Условия эксплуатации, такие как состояние моря, погодные и атмосферные условия, значительно различаются, и их влияние трудно учесть (поэтому они часто не учитываются при оценке живучести). Угроза зависит от оружия, направленного против корабля, и характеристик оружия, например дальности. К особенностям корабля в этом смысле относятся признаки платформы (радарарные, инфракрасные, акустические, магнитные), бортовые защитные системы, такие как ракеты класса «земля-воздух», РЭБ и ложные цели, а также тактика, используемая платформой при противодействии. атака (такие аспекты, как скорость, маневренность, выбранный аспект, представляющий угрозу). [6] Уязвимость означает способность судна противостоять кратковременному воздействию опасного оружия. Уязвимость является свойством, типичным для судна и, следовательно, сильно влияют основные характеристики судна, такие как размеры, подразделение, бронирование и другие особенности защиты, а также конструкция корабельных систем, в частности расположение оборудования, степени резервирования и разделения, а также наличие в системе одноточечных неудачи. Восстанавливаемость означает способность судна восстанавливать и поддерживать свою функциональность после получения повреждения. Таким образом, восстановимость зависит от действий, направленных на нейтрализацию последствий ущерба. Эти действия включают тушение пожаров, ограничение масштабов наводнений и осушение. Помимо оборудования, жизненно важную роль в восстановлении играет экипаж. [8]
Экипаж боевой машины
[ редактировать ]Экипажи боевых машин сталкиваются с многочисленными смертельными опасностями, которые разнообразны и постоянно развиваются. Самодельные взрывные устройства (СВУ), мины и вражеский огонь являются примерами таких постоянных и изменчивых угроз. Исторически меры, принимаемые для смягчения этих опасностей, были направлены на защиту самой машины, но из-за того, что это обеспечивало лишь ограниченную защиту, сейчас акцент сместился на защиту экипажа внутри от постоянно расширяющегося спектра угроз, в том числе Радиоуправляемые СВУ (RCIED) , взрыв, фрагментация , тепловой стресс и обезвоживание .
Заявленная цель «выживаемости экипажа» состоит в том, чтобы обеспечить максимальную защиту пассажиров и пассажиров автомобиля. Это выходит за рамки простого обеспечения экипажа соответствующим защитным оборудованием и расширяется за счет измерения избыточного давления и сил тупого удара, испытываемых транспортным средством в результате реальных взрывов, с целью разработки медицинской помощи и повышения общей выживаемости экипажа. Устойчивая выживаемость экипажа зависит от эффективной интеграции знаний, подготовки и оборудования.
Профилактика и обучение
[ редактировать ]Аналитика угроз, определяющая тенденции, новые технологии и тактику нападения, используемую силами противника, позволяет экипажам применять процедуры, которые снизят их подверженность ненужным рискам. Такая разведка также позволяет проводить более эффективные программы подготовки перед развертыванием, в рамках которых личный состав может быть обучен, например, самым современным разработкам в области сокрытия СВУ или пройти специальное обучение, которое позволит им определить вероятную стратегию нападения сил противника. Кроме того, благодаря экспертной и актуальной информации об угрозах можно закупить или быстро разработать наиболее эффективное оборудование для поддержки операций.
Сеть
[ редактировать ]Определения живучести сети
[ редактировать ]«Способность системы своевременно выполнять свою миссию при наличии таких угроз , как атаки или крупномасштабные стихийные бедствия. Живучесть — это разновидность устойчивости ». [9] [10]
«Способность системы своевременно выполнять свою миссию в случае атак, сбоев или аварий ». [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ В этой статье использованы общедоступные материалы из Федеральный стандарт 1037C . Управление общего обслуживания . Архивировано из оригинала 22 января 2022 г. (в поддержку MIL-STD-188 ).
- ^ Болл, Роберт (2003). Основы анализа и проектирования боевой живучести самолетов, 2-е издание . Образовательная серия AIAA. стр. 2, 445, 603. ISBN. 1-56347-582-0 .
- ^ Jump up to: а б Додж, Меган Н.; Маккелви, Роберт Ф. (сентябрь 2013 г.). Почему луковица живучести должна включать надежность, доступность и ремонтопригодность (ОЗУ) (Диссертация). Монтерей, Калифорния: Военно-морская аспирантура . hdl : 10945/37614 .
- ^ Гузи, Гэри Л. (1 апреля 2004 г.). «Комплексная оценка живучести» (PDF) . Исследовательская лаборатория армии США : 11.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Саид, М., Теория и практика полной живучести кораблей при проектировании кораблей. Журнал военно-морских инженеров , 107 (1995) 4, с. 191–203.
- ^ Jump up to: а б Котиранта Р. Оценка живучести военного корабля при взрыве в воздухе на основе трехмерной модели продукта, 2006, с. 1
- ^ Риз, Р. и др., Оперативно-ориентированные требования к уязвимостям в процессе проектирования корабля. Журнал военно-морских инженеров , 110 (1998)1, стр. 19–34.
- ^ Лейк, Дж., Живучесть военного корабля. Материалы конференции Международной выставки военно-морских технологий 80, Женева, Свеици, 1980, с. 28–50.
- ^ предложенное Исследовательской инициативой ResiliNets , Определение живучести .
- ^ Абдул Джаббар Мохаммад, Дэвид Хатчисон и Джеймс П.Г. Стербенс « Плакат: К количественной оценке показателей устойчивых и живучих сетей », 14-я Международная конференция IEEE по сетевым протоколам (ICNP 2006) , Санта-Барбара, Калифорния, США, ноябрь 2006 г.
- ^ Р. Дж. Эллисон, Д. А. Фишер, Р. К. Лингер, Х. Ф. Липсон, Т. Лонгстафф, Н. Р. Мид, Выживаемые сетевые системы: новая дисциплина , Технический отчет Института разработки программного обеспечения Карнеги-Меллона CMU / SEI-97-TR-013, 1997 г., редакция 1999 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Инициатива ResiliNets
- RESIST Код оценки уязвимостей RESIST
- SURVIVE SURVIVE Код оценки уязвимостей
- Справочник по живучести аэрокосмических систем - Том. 1 Обзор руководства
- Программное обеспечение SURMA для оценки живучести ВМФ
- HMS Разведка контртеррористических угроз
- Отчет ВВС США и НАТО RTO-TR-015 AC/323/(HFM-015)/TP-1 (2001 г.)