PZL-Мелец Лим-6
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Лим-6 | |
---|---|
Лим-6бис с видимыми ракетными установками Марс-2 | |
Роль | Штурмовик |
Национальное происхождение | Советский Союз Польша |
Производитель | Микоян-Гуревич PZL-Мелец |
Введение | 1956 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Польские ВВС Египетские ВВС Восточногерманские ВВС Индонезийские ВВС |
Разработано на основе | Mikoyan-Gurevich MiG-17 |
Lim -6 ( название НАТО Fresco ) — польский штурмовик, использовавшийся в период с 1961 по 1992 год ВВС Польши . Это был вариант МиГ-17 Микояна-Гуревича , который производился в Польше как Lim-5.
Разработка
[ редактировать ]В 1955 году Польша купила лицензию на производство советского МиГ-17 , основного реактивного истребителя стран Варшавского договора . Лицензионному самолету было присвоено обозначение Lim-5 (сокращение от licencyjny myśliwiec – «лицензированный истребитель»). Первый Лим-5 был построен в ВСК-Мелец 28 ноября 1956 года , заменив производство Лим-2 ( МиГ-15бис ). К концу производства в 1960 году было построено 477 Lim-5, ставших основным истребителем Польши. (В это число входит вариант Лим-5Р разведывательный АФА-39 , оснащенный камерой .) С 1959 года Польша начала производить лицензионный перехватчик «Изумруд-5» (РП-5) МиГ-17ПФ, оснащенный РЛС , как «Лим-5». 5П . К 1960 году было построено 129 штук.
В конце 1950-х годов в Польше начались работы по созданию легкого штурмовика на базе Lim-5. Базовые МиГ-17 и Лим-5 могли нести только две 250-килограммовые бомбы, заменявшие подкрыльевые топливные баки. После создания прототипов, получивших обозначение «CM», в 1960 году поляки начали производство штурмовика Lim-5M . В него было внесено несколько модификаций, в основном для возможности использования с суровых аэродромов. Он имел двойные шасси колеса , тормозной парашют и приспособления для РАТО . Приближенные к фюзеляжу секции крыла были заметно толще за счет размещения дополнительных топливных баков. Вместо двух бомб он мог нести две пусковые установки для восьми ракет С-5 (57 мм). К 1961 году было построено 60 Лим-5М, которые с ноября 1961 года эксплуатировались ВВС Польши . Они не добились успеха; более толстые крылья снижали характеристики, затрудняли управление и настолько увеличивали сопротивление, что дальность полета увеличилась гораздо меньше, чем планировалось.
Лим-5М рассматривался лишь как промежуточный вариант, и работа над более совершенной конструкцией продолжалась, проверяя множество различных идей. В 1961 году Лим-6 было построено 40 штурмовиков . Ввели новые поддувные закрылки , но испытания показали проблемы с доработанным реактивным двигателем Лис-6 и самолет не был поставлен в ВВС. В результате было решено перепроектировать толстые секции крыла с топливными баками, закрылками, сдвоенными колесами и RATO и вернуться к лишь слегка модифицированной конструкции Лим-5 с увеличенной грузоподъемностью.
В 1963 году поляки приступили к производству окончательного варианта штурмовика Лим-6бис . У него были стандартные крылья и одинарные колеса, как у истребителя Лим-5. Одним из важных изменений стало добавление двух подкрыльевых пилонов вооружения рядом с фюзеляжем. Другой вариант заключался в установке контейнера с тормозным парашютом под рулем направления . Эти самолеты поступили на вооружение ВВС Польши в 1963 году, но официально были приняты на вооружение только 14 сентября 1964 года .
К 1964 году было построено 70 Лим-6бис, а несколько Лим-5М и Лим-6 были переоборудованы в Лим-6бис. Некоторые из них также были переоборудованы в разведывательный вариант Лим-6Р (или Лим-6бисР ) с камерой АФА-39 под фюзеляжем.
Поскольку истребители Лим-5П устарели, с 1971 года их также переоборудовали под стандарт Лим-6бис, под обозначением Лим-6М . Радары у них сняли, но кожухи радаров в центральном воздухозаборнике остались. Они были оснащены дополнительными подкрыльевыми пилонами, но не тормозным парашютом. Некоторые самолеты были модифицированы до разведывательного варианта, получившего обозначение Lim-6MR .
Дизайн
[ редактировать ]Лим-6бис был вооружен двумя 23-мм пушками НР-23 (80 снарядов) и одной 37-мм пушкой Н-37Д (40 снарядов), как и МиГ-17 (Лим-6М, вероятно, был вооружен тремя НР-23 23). мм пушки, типа МиГ-17ПФ). Он имел четыре подкрыльевых пилона. Типовое вооружение состояло из двух пусковых установок «Марс-2» польского производства по 16 неуправляемых 57-мм ракет С-5 каждая или 100-кг бомб. Он также мог нести 250-килограммовые бомбы или пусковые установки на стандартных внешних подкрыльевых подвесках, но обычно они использовали топливные баки емкостью 400 л.
Операционная история
[ редактировать ]Lim-6bis, 6R, 6M и 6MR использовались ВВС Польши как самые многочисленные штурмовики до 1980-х годов. Последние были окончательно выведены в 1992 году.
Некоторые были экспортированы в Восточную Германию (ГДР), Египет и Индонезию . Некоторые машины ГДР оказались в Гвинее-Бисау в 1980-х годах.
Варианты
[ редактировать ]- Лим-5
- Дневной истребитель (лицензионный МиГ-17 Ф) (серийные номера: от 1С 00-01 до 1С 19-14).
- Лим-5Р
- Разведывательная версия Лим-5.
- Лим-5П
- Всепогодный перехватчик (лицензионный МиГ-17ПФ) (серийные номера: от 1Д 00-01(?) до 1Д 06-41).
- Лим-5М
- Штурмовик (серийные номера: от 1Ф 01-01 до 1Ф 03-30).
- Лим-6
- Экспериментальный штурмовик (серийные номера: от 1J 04-01 до 1J 04-40).
- Лим-6бис
- Базовый штурмовик (номера от 1J 05-01 до 1J 06-40).
- Лим-6Р (Лим-6бисР)
- Разведывательный вариант Лим-6бис.
- Лим-6М
- Самолет-перехватчик, конверсия Лим-5П.
- Лим-6МР
- Самолет-разведчик, конверсия Лим-5П.
Операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
[ редактировать ]- Болгарские ВВС : 29 Lim-5, 2 Lim-5P.
- ВВС Восточной Германии : 120 Lim-5, 40 Lim-5P.
- Все списано или продано в Гвинею-Бисау.
- ВВС Гвинеи-Бисау : 8 Lim-5, бывшие восточногерманские. [1] Не работает к 2011 году [2]
- ВВС Индонезии : 20 Lim-5, 5 Lim-5P.
- ВВС Израиля - один захвачен для испытаний.
- Польские ВВС : 197 Лим-6М/бис в 1975 г.
- Польский флот
Поступил в 1968 году из Израиля для испытаний в ВВС США и ВМС США . В конце 1980-х вернулся. [3]
Технические характеристики (Лим-6бис)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 11,36 м (37 футов 3 дюйма)
- Размах крыла: 9,628 м (31 фут 7 дюймов)
- Высота: 3,8 м (12 футов 6 дюймов)
- Профиль профиля : коренной: ЦАГИ С-12; Совет: ЦАГИ СР-11 [4]
- Вес пустого: 4271 кг (9416 фунтов)
- Полная масса: 5651 кг (12458 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 6652 кг (14665 фунтов)
- Силовая установка: 1 двигатель Лис-5 центробежный турбореактивный , тяга 33,1 кН (7400 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 1150 км/ч (710 миль в час, 620 узлов)
- Дальность действия: 1080 км (670 миль, 580 миль)
- Практический потолок: 16 470 м (54 040 футов)
Вооружение
- 1 × 37-мм пушка Н-37Д (40 снарядов)
- 2 × 23-мм пушки НР-23 (по 80 снарядов каждая)
- 780 кг (1719,61 фунта) бомб, ракетных установок или баков с напалмом на 4 пилонах
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Торговые реестры» . www.armtrade.sipri.org . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Рэгг, Дэвид (23 февраля 2011 г.). Руководство по мировой авиации . Издательство «Каземат». п. 142. ИСБН 978-1-84468-784-8 . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «Samolotypolskie.pl — Лим-5 / ПЗЛ Лим-6» .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Петр Бутовский, Вацлав Голыш «Истребитель-штурмовик Лим-6бис», серия ТБиУ 117, Издательство МОН: Варшава 1987 (на польском языке)
- Лим-6бис, shinden.org