Ракета за пределами видимости
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2015 г. ) |
Ракета за пределами видимости — это ракета класса «воздух-воздух» , способная поражаться на дальности 20 морских миль (37 км) или более. Такая дальность была достигнута с использованием двухимпульсных ракетных двигателей или разгонного ракетного двигателя и прямоточного маршевого двигателя.
Помимо дальности, ракета также должна быть способна сопровождать цель на этой дальности или обнаруживать цель в полете. Использовались системы, в которых на ракету передается поправка на маршевом курсе.
История
[ редактировать ]![]() | Примеры и перспективы в этом разделе могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( сентябрь 2015 г. ) |
Ранние ракеты класса «воздух-воздух» использовали полуактивное радиолокационное самонаведение , то есть ракета использовала излучение стартового самолета для наведения на цель. В ракетах БВР последнего поколения используется комбинация полуактивного и активного радара.
Первые такие ракеты представляли собой относительно простую конструкцию с лучевой подвеской . ВМС США, Sparrow 1, установленная на Skyknight стала первой боевой ракетой BVR в 1954 году. [ 1 ] Эти примитивные ракеты БВР вскоре были заменены ракетами с полуактивным радиолокационным самонаведением (САРХ). [ 2 ] [ нужна ссылка ] Здесь радар запускающего самолета «привязывается» к цели в режиме слежения за одной целью (STT), направляя энергию радара на цель, которую ГСН ракеты может «видеть», когда она отражается от цели. Антенна РЛС должна «подсвечивать» цель до момента попадания. Такие ракеты, как Raytheon AIM-7 Sparrow и Vympel R-27 ( обозначение НАТО AA-10 «Аламо»), нацеливаются на отраженное излучение, так же, как бомба с лазерным наведением нацеливается на отраженное лазерное излучение. Некоторые из ракет самой большой дальности, используемых сегодня, до сих пор используют эту технологию.
Вариант AIM-7 под названием Sparrow II был первой попыткой создания полуактивной радиолокационной самонаводящейся ракеты, однако первой ракетой класса «воздух-воздух», в которой на вооружении была введена конечная активная ГСН, была AIM-54 Phoenix. [ 3 ] на борту F-14 Tomcat, поступившего на вооружение в 1972 году. Это избавило стартовую платформу от необходимости освещать цель до момента удара, что поставило ее под угрозу. Phoenix и связанный с ним радар Tomcat, AWG-9, были способны выполнять несколько операций сопровождения и запуска, что было уникально для Tomcat/Phoenix до появления AMRAAM в 1991 году.
Новые «выстрелил и забыл» ракеты типа , такие как Raytheon AIM-120 AMRAAM и российская Р-77 ( обозначение НАТО AA-12 «Adder»), вместо этого используют инерциальную навигационную систему (INS) в сочетании с исходной информацией о цели от запускающего самолета. и обновления по одно- или двустороннему каналу передачи данных для запуска за пределы видимости, а затем переключения в режим самонаведения терминала, обычно активного радиолокационного наведения . Преимущество этих типов ракет состоит в том, что им не требуется, чтобы запускающий самолет освещал цель радиолокационной энергией в течение всего полета ракеты, и фактически для запуска вообще не требуется радиолокационная блокировка, а только информация о сопровождении цели. Это дает цели меньше предупреждений о запуске ракеты, а также позволяет запускающему самолету отвернуться, когда ракета находится в конечной фазе самонаведения, или поразить другой самолет. Ракеты самой большой дальности, такие как ракета «Хьюз» (ныне Raytheon) AIM-54 «Феникс» и «Вымпелом» производимая Р-33 (обозначение НАТО AA-9 «Амос»), также используют эту технологию.
Некоторые варианты Р-27 «Вымпел» используют САРХ для начального наведения, а затем пассивное инфракрасное наведение на конечном этапе. Ракеты этого типа требуют активного наведения на более длительной части полета, чем ракеты по принципу «выстрелил и забыл» , но они все равно будут наводиться на цель, даже если захват радара сломан в решающие последние секунды боя, и их сложнее подделать с помощью болтовни. за счет двойного наведения.
Критика
[ редактировать ]Критике подверглась эффективность ракет «воздух-воздух» БВР.
В докладе офицера ВВС США Патрика Хигби, опубликованном в 2005 году, показано, что ракеты BVR не соответствуют ожидаемым характеристикам, несмотря на большие затраты. Поскольку для таких ракет требовались большие радары, они утяжеляли самолеты и увеличивали лобовое сопротивление, увеличивая закупки самолетов и эксплуатационные расходы. [ 4 ] Истребители с БВР, как правило, были менее маневренными, чем предыдущие. Пилоты-истребители неохотно использовали ракеты BVR на дальности BVR из-за трудностей с различением своих и врагов. В результате большинство ракет БВР стреляют на визуальном расстоянии. Западные военно-воздушные силы сбили только 4 BVR из 528 сбитых самолетов в период 1965–1982 годов; большинство убийств в тот период было совершено из огнестрельного оружия или ракет WVR ( AIM-9 Sidewinder ). [ 4 ]
Возросший уровень успеха боевых действий BVR во время войны в Персидском заливе 1991 года , возможно, в значительной степени зависел от других факторов, таких как помощь систем АВАКС , NCTR системы F-15C , а также некомпетентности противника. Ни один из иракских пилотов не предпринял никаких мер уклонения либо из-за плохой подготовки, либо из-за неисправности радиолокационных приемников. [ 4 ] Одной из основных проблем BVR по-прежнему остается ненадежная технология IFF ( идентификация «свой-чужой »). [ 4 ] [ 5 ]
Обручение | Всего убийств | Оружие | ЗРК WVR | ЗРК BVR открыли огонь по WVR | ЗРК БВР открыли огонь из БВР | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1965–1982 (американо-вьетнамский и арабо-израильский конфликты) | 528 | 144 | 308 | 69 | 4 | В ходе этих конфликтов был произведен в общей сложности 61 выстрел БВР, из которых 4 поразили цель, в результате чего уровень поражения составил 6,6%. [ 4 ] |
1991 Война в Персидском заливе | 41 | 2 | 10 | 8 | 16 | Ракеты БВР имели показатель поражения 34%. Напротив, ракеты WVR имели показатель поражения 67%, несмотря на то, что стоили менее половины ракеты BVR. [ 4 ] |
1994 г. Инцидент в Баня-Луке, | 3 | 1 | 0 | [ 4 ] | ||
1999 г., инцидент 5 января над Ираком. | 0 | 0 | Было выпущено 6 ракет БВР ( AIM 120 , AIM-54 , AIM-7 ), но все промахнулись. [ 4 ] |
В 2015 году командующий Военно-морскими силами США вице-адмирал Майк Шумейкер назвал объединение датчиков реактивного истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II способом «обеспечить возможность идентификации на большом расстоянии, а затем поделиться этой информацией» с другие платформы. [ нечеткий ] [ 6 ]
Галерея
[ редактировать ]-
AMRAAM — наиболее широко используемая ракета BVR.
-
В «Метеоре» используется прямоточный маршевый двигатель.
-
Astra Mk.1 на статической выставке.
Список ракет БВР
[ редактировать ]- ААМ-4 –
Япония
- АИМ-7 Воробей –
НАС
- AIM-54 Феникс –
НАС
- AIM-120 AMRAAM –
НАС
- AIM-260 JATM –
НАС
- АИМ-174Б (СМ-6) –
НАС
- Астра МК-1 –
Индия
- Астра МК-2 –
Индия
- Астра МК-3 –
Индия
- Сапсан (ракета) –
Турция
- Дерби –
Израиль
- К-100 –
Россия
- Метеор –
Евросоюз
- МИКА –
Франция
- ПЛ-12 (СД-10) –
Китай
- ПЛ-15 –
Китай
- ПЛ-17 –
Китай
- ПЛ-21 –
Китай
- Питон (ракета) –
Израиль
- Р-27 –
Россия
- Р-33 (ракета) –
Советский Союз
- Р-37 (ракета) –
Россия
- Р-40 (ракета) –
Советский Союз
- Р-77 –
Россия
- Р-Дартер –
ЮАР
- Небесное Копье –
Израиль
- Небесный Меч II –
Тайвань
- Скайфлэш –
Великобритания
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Управляемые ракеты летают на самолетах ВМФ» . Популярная механика . Компания Popular Mechanics : 116. Ноябрь 1954 г.
- ^ http://ig.space/a-brief-history-of-air-to-air-missiles
- ^ Гао, Чарли (01 июня 2021 г.). «Как активные ракеты с радиолокационным самонаведением навсегда изменили войну» . Национальный интерес . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хигби, Патрик (30 марта 2005 г.). «Обещания и реальность: бой воздух-воздух за пределами видимости (BVR)» (PDF) . Авиабаза Максвелл : Военно-воздушный колледж . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2017 года . Проверено 7 сентября 2015 г.
- ^ Спрей, Пьер (2011). «Оценка оружия: отличаем хорошее от плохого». В Уиллере, Уинслоу (ред.). Лабиринт Пентагона . Центр оборонной информации . стр. 105, 106 . ISBN 978-0-615-44624-0 . Проверено 7 сентября 2015 г.
- ^ Фуэнтес, Гиджет (9 июня 2015 г.). «Господин военно-морской авиации: усовершенствованные датчики F-35C, ситуационная осведомленность меняет правила игры » . news.usni.org . УСНи . Проверено 9 июня 2015 г.
- ^ Мизоками, Кайл (28 января 2016 г.). «Раскрыто: новый прототип японского истребителя» . Популярная механика . Проверено 29 апреля 2020 г.