Р-33 (ракета)
Р-33 АА-9 Амос | |
---|---|
![]() Р-33 | |
Тип | Ракета класса «воздух-воздух» большой дальности |
Место происхождения | Советский Союз |
Технические характеристики | |
Масса | 490 кг (1080 фунтов) |
Длина | 4,14 м (13 футов 7 дюймов) |
Диаметр | 380 мм (15 дюймов) |
Размах крыльев | 1,12 м (3 фута 8 дюймов) |
Боеголовка | 47,5 кг (105 фунтов) |
Двигатель | твердотопливная ракета |
Оперативный диапазон | 120 км (75 миль) - 1981 г. [ 1 ] 160 км (99 миль) - 1999 г. [ 2 ] 304 км (189 миль) - 2012 г. [ 3 ] |
Максимальная скорость | 4,5 Маха (Р-37) [ 4 ] |
Руководство система | инерциальная и полуактивная радиолокационная ГСН ; оконечная активная радиолокационная ГСН (Р-33С) [ 5 ] |
Р -33 ( русский : Вымпел Р-33 , кодовое название НАТО : AA-9 Amos большой дальности, ) — ракета класса «воздух-воздух» разработанная компанией «Вымпел» . Это основное вооружение перехватчика МиГ-31 , предназначенного для атаки крупных высокоскоростных целей, таких как SR-71 Blackbird , бомбардировщик B-1 Lancer и B-52 Stratofortress .
Он использует комбинацию полуактивного радиолокационного самонаведения для первоначального обнаружения и обновлений на полпути, а также инерциальную навигацию для достижения цели на большой дальности. РЛС «Заслон» с фазированной решеткой МиГ -31 позволяет одновременно наводить шесть ракет на отдельные цели.
ЗРК Р-33 остается на вооружении сил СНГ и России (см. Операторы МиГ-31 ).
Разработка
[ редактировать ]История ракеты Р-33 тесно связана с историей ее пусковой установки МиГ-31. Разработка модернизированного МиГ-25 , Е-155МП , была разрешена постановлением правительства от 24 мая 1968 года. Был объявлен конкурс на будущие ракеты для Е-155МП. Победило « Изделие 410 » «Вымпела» А.Л. Ляпина, а К-50 ПКПК МРБисновата проиграло. Ракете было присвоено наименование разработки К-33 , продолжающее серию ракет К-13 и К-23. Разработку возглавили заместитель главного конструктора В.В.Журавлев и ведущий конструктор Ю.К.Захаров.
Комбинация ракета/перехватчик Р-33/МиГ-31 похожа на более раннюю комбинацию Бисноват Р-40 / МиГ-25 , хотя она гораздо более универсальна и современна, поскольку МиГ-25 очень сильно специализировался для перехвата крупных сверхзвуковые цели, такие как отмененный бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie , и, следовательно, лишены маневренности и не подходят для маневрирования в воздушном бою . МиГ-31 — гораздо более универсальный и боеспособный самолет, и он все еще может использовать более старый Р-40.
В 1968 году были построены два прототипа с носовым оперением и предназначенными для перевозки на подкрыльевых пилонах, аналогично Бисновату Р-40 на борту МиГ-25.
Эскизный проект был завершен в 1970 году и перешел к испытаниям на испытательном самолете. Одним из них был переоборудованный МиГ-25 ранней серии (самолет Р-10), который использовался в 1972 году для автономных испытательных пусков с модернизированного пилона АПУ-40. МиГ -21 (серийный номер 76211524) был переоборудован в испытательный стенд ЛЛ-21 для испытаний ГСН ракет , а реактивный лайнер Ту-104 (серийный номер 42324) был переоборудован в ЛЛ-104-518 (также известный как ЛЛ-2) на заводе НТК. МФБУ-410/"Заслон" "Взлет" проведет испытания РЛС вместе с головками самонаведения ракет, установленными на ГВМ-410 Макеты . Пространство на борту испытательного стенда пассажирского самолета позволяло разместить обширное диагностическое и вспомогательное оборудование.
К-33 оценивалась с ГСН РГС-33 САРХ и ИК ГСН ТГС-33. Среди других кандидатов - активная радиолокационная ГСН и двойная ИК/РЛС ГСН. Окончательное решение было принято в пользу полуактивной радиолокационной ГСН с инерционной начальной ступенью. Устройство самонаведения, получившее обозначение МФБУ-410, было разработано Б.И.Эрмаковым под руководством Акопяна.
Позднее, в 1972 году, конструкция ракеты была существенно изменена. Были увеличены ГСН и боевая часть, размах рулевых килей уменьшен с 1100 мм до 900 мм. Кроме того, система крепления была пересмотрена и включала новые подфюзеляжные опорные пилоны, аналогичные установке Phoenix на американском F-14 , а ракета была переориентирована, так что ее стабилизаторы были установлены крестообразно, а не по диагонали; стабилизаторы на монтажной (спинной) стороне были откинуты в сторону и прилегали вплотную к брюху несущего самолета. Следовательно, необходимо было изменить и способ запуска ракеты. Вместо запуска непосредственно с опорного пилона в модернизированной ракете использовался пуск с падения, при этом ракета сбрасывалась с пилона при запуске, а ее ракетный двигатель запускался с задержкой по времени.
До конца 1972 года по новой конструкции была построена небольшая партия из одного макета (для испытаний пусковой системы), пяти «программных» (только наведение и двигательная установка, без боеголовки) и восьми полнофункциональных пробных ракет. Из этих 14 три были изготовлены запущен с испытательного стенда МиГ-25П-10 в 1973 году. На ЛЛ-2 были оценены различные типы боевых частей ( фугасно-осколочная и непрерывно-стержневая ), а также проведены испытания радиолокационной и ГСН. В 1974 году было произведено еще 11 испытательных пусков МиГ-25П-10 и изготовлено еще 40 опытных ракет. Были построены первые пусковые установки АКУ-33 и боевые части Б-410. Испытания «Заслона» продолжились в Ахтубинске с использованием ЛЛ-2.
Первый полет будущего МиГ-31 (самолет №831) состоялся 16 сентября 1975 года, до конца года было совершено еще 12 полетов. На стенде МиГ-25П-10 было запущено еще 20 испытательных ракет, прежде чем его отправили на модернизацию пусковых установок, а в том же году были проведены первые телеметрические пуски ракет с ЛЛ-2.
Разработка продолжилась в 1976 году, включая запуски по парашютным мишеням ПРМ-2 в апреле. Заводские испытания завершились в 1977 году 32 пусками прототипа МиГ-31, первый пуск по беспилотнику МиГ-17 состоялся 26 марта 1977 года). В 1978 году системы наведения были усовершенствованы, а в августе комплекс РЛС и ракеты выполнил одновременный пуск по 4 целям.
Государственные испытания начались в марте 1979 года на МиГ-31 №83210. Они были успешно завершены в 1980 году. Постановлением правительства от 6 мая 1981 года Р-33 была рекомендована к принятию на вооружение.
Варианты
[ редактировать ]Р-33 | Р-33С | Р-33Э | |
---|---|---|---|
Максимальная дальность пуска, км | 120 | 160 | 160 |
Максимальная скорость полета, Маха | 4.5 | — | 4.5 |
Длина, мм | 4250 | — | 4150 |
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм | 380 | — | 380 |
Размах крыла, мм | 900 | — | 900 |
Размах рулей, мм | 1180 | — | 1180 |
Стартовая масса, кг | 491 | — | 490 |
Масса боевой части, кг | 55 | — | 47 |
Максимальная перегрузка поражаемых целей | 8г | — | — |
Максимальная скорость цели, км/ч | 3700 | — | — |
- Р-33
- Стандартный тип.
- Р-33С
- Улучшенная версия.
- Р-33Э
- Экспортная версия.
- Р-37
- Дальнейшее развитие Р-33.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АА-9 АМОС» .
- ^ «УР Р-33» . Архивировано из оригинала 27 октября 2014 года.
- ^ "МиГ-31БМ получат новую ракету" .
- ^ "Управляемая ракета большой дальности Р-33 (К-33) | Ракетная техника" . rbase.new-factoria.ru . Retrieved 1 December 2016 .
- ^ «Р-33Э» . Дигель . Проверено 29 января 2015 г.
- ^ "Управляемая ракета большой дальности Р-33 (К-33) | Ракетная техника" . rbase.new-factoria.ru . Retrieved 1 December 2016 .
Источники
[ редактировать ]- Гордон, Ефим (2004). Советское/российское авиационное вооружение времен Второй мировой войны . Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-188-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница GlobalSecurity.org
- Страница Федерации американских ученых. Архивировано 28 августа 2016 г. на Wayback Machine.