«Ирокез» Эсминец класса
HMCS Алгонкин
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | ирокезов класс |
Строители | |
Операторы | Канадские морские силы |
Предшественник | Аннаполиса Класс |
Преемник | Речной класс |
Построен | 1969–1973 |
В комиссии | 29 июля 1972 г. - 10 марта 2017 г. |
Планируется | 4 |
Завершенный | 4 |
Активный | 0 |
Заложен | 0 |
Потерянный | 1 (как цель) |
Ушедший на пенсию | 4 |
Списано | 3 |
Общие характеристики | |
Тип | Первоначально истребитель вертолетов (DDH), истребитель управляемых ракет (DDG) после переоборудования TRUMP |
Смещение | Глубинная нагрузка 5100 длинных тонн (5200 т) |
Длина | 129 м (423 фута 3 дюйма) |
Луч | 15 м (49 футов 3 дюйма) |
Черновик | 4,42 м (14 футов 6 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | 29 узлов (54 км / ч; 33 миль в час) |
Диапазон | 4500 миль (8300 км; 5200 миль) |
Дополнить | 280 |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 2 × CH-124 Sea King вертолета |
Авиационные объекты | Ангар и посадочная площадка с медвежьей ловушкой |
«Ирокез» Эсминцы класса , также известные как класс «Трайбл». [ 1 ] или класс DDG 280 , [ 2 ] представляли собой класс из четырех вертолетоносных эсминцев управляемых ракет Королевского военно-морского флота Канады . Корабли были названы в честь коренных народов Канады.
Класс «Ирокез» известен как первые полностью газотурбинными корабли этого класса с двигателями. Запущенные в 1970-е годы, они изначально были оснащены для борьбы с подводными лодками , используя два вертолета CH-124 Sea King и другое вооружение, тогда как их зенитных ракет Mk III RIM-7 Sea Sparrow было достаточно только для точечной обороны. по всей площади В рамках масштабной программы модернизации 1990-х годов они были переоборудованы для ведения противовоздушной обороны с установкой системы вертикального пуска для ракет Standard SM-2MR Block IIIA .
Из-за увеличенного срока службы эсминцы класса «Ирокез» использовались в различных боевых целях. Они служили флагманами военно -морских сил НАТО , развернутых в составе сил Организации Объединенных Наций и НАТО в Адриатическом, Аравийском и Карибском морях, а также в Атлантическом и Индийском океанах. Эсминцы также выполняли прибрежное патрулирование и поисково-спасательные операции вблизи Канады.
Один был потоплен в ходе учений с боевой стрельбой в 2007 году, еще два были выведены из эксплуатации в 2015 году, а последний — в 2017 году.
Фон
[ редактировать ]После расформирования эскадрилий истребителей Banshee и вывода из эксплуатации эсминцев времен Второй мировой войны в начале 1960-х годов Королевский флот Канады больше не имел возможности прикрытия с воздуха и огневой поддержки. Королевский военно-морской флот Канады стремился реализовать обе эти возможности с помощью конструкции фрегата общего назначения (GPF). [ 3 ] Однако из-за растущих затрат и амбициозного министра обороны , Пола Хеллиера у которого были свои собственные идеи относительно того, куда Королевский флот Канады должен тратить свои деньги, программа GPF была отменена 24 октября 1963 года. [ 4 ]
После отмены программы GPF Королевский флот Канады продолжил проектирование судна, способного реализовать утраченные возможности. Было разработано несколько проектов, один из которых представлял собой улучшенную версию GPF с улучшенным ракетным комплексом, противолодочной ракетой (ПЛО) и пушкой большого калибра. В сентябре 1964 года Хеллиер заказал проект противолодочной обороны. Королевский военно-морской флот Канады представил проект, соответствующий требованиям Хеллиера, в котором использовались паровые турбины вместо газа, и имел плановую стоимость в 35 миллионов долларов, как и самые последние корабли, построенные на базе Сен-Лоран класса . [ 5 ]
22 декабря 1964 года Хеллиер объявил о запланированном строительстве четырех новых эскортных эсминцев с вертолетами в рамках более крупного пакета закупок для военно-морского флота. [ 6 ] Хотя Королевский военно-морской флот Канады представил проект противолодочной обороны, потребовалось еще четыре года, чтобы принять окончательный вариант. Во многом это было связано с необходимостью размещения больших вертолетов, гидролокаторов переменной глубины и необходимостью распространения промышленных выгод по всей стране. [ 7 ] В конце концов, конструкция улучшилась по сравнению с GPF во многих отношениях. Вместо спаренной полуавтоматической 5-дюймовой (127-мм) артустановки новая конструкция имела одну полностью автоматическую 5-дюймовую артиллерийскую установку. GPF предназначался для вооружения ракетным комплексом RIM-24 «Тартар» . В результате новой конструкции появился ракетный комплекс RIM-7 Sea Sparrow , способный бороться как с ракетами, так и с самолетами. [ 8 ] Персонал нового класса должен был быть взят со списанного авианосца «Бонавентура» , который был выведен из эксплуатации после того, как правительство сократило численность личного состава. [ 9 ] [ 10 ] В декабре 1967 года в рамках пятилетней программы оснащения было объявлено о четырех новых эсминцах-вертолетоносцах. [ 11 ]
В 1968 году контракты были заключены с компаниями Davie Shipbuilding в Лозоне, Квебек и Marine Industries в Сореле, Квебек . [ 8 ] Однако окончательные чертежи не были закончены, когда все четыре корабля были заложены в 1969 году. [ 12 ] Вся программа обошлась в 252 миллиона долларов. [ 9 ] В 1970 году программу едва не свернули, несмотря на то, что корабли находились в производстве. Это произошло из-за плохого управления расходами на программу со стороны департаментов, управлявших проектом. В конечном итоге это привело к значительным перестановкам на руководящих должностях в Главном штабе национальной обороны . Введенные в эксплуатацию в 1972–73 годах, корабли увековечили имена эсминцев класса Tribal времен Второй мировой войны , в результате чего новый класс стал называться классом Tribal. [ 12 ] [ 13 ]
С приходом эсминцев типа «Ирокез» на берегу был создан специальный сервисный центр с той же компьютерной системой, которая на тот момент была гораздо более совершенной по сравнению с чем-либо еще на флоте. [ 14 ]
Описание
[ редактировать ]Класс «Ирокез» был заказан в 1968 году как обновленная конструкция GPF. Спроектирован с закрытой цитаделью , мостом и машинными помещениями. [ 15 ] источники расходятся во мнениях относительно общего описания класса ирокезов . Гардинер и Чамбли утверждают, что по проекту корабли имели водоизмещение 3551 и 4700 длинных тонн (3608 и 4775 т) при полной загрузке. Эсминцы имели общую длину 423 фута (129 м) и длину 398 футов (121 м) по ватерлинии , ширину 50 футов (15 м) и осадку 14 футов 6 дюймов (4,42 м). В состав корабельной роты входило 258 человек и 30 членов экипажа. [ 16 ]
Макферсон и Барри утверждают, что этот класс имел водоизмещение 4500 длинных тонн (4600 т), общую длину 426 футов (130 м), ширину 50 футов (15 м) и осадку 15 футов (4,6 м). Они заявляют, что суда имели максимальную скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) и имели экипаж из 244 человек. [ 1 ]
В классе Iroquois использовалась двухвальная система COGOG , которая приводилась в движение двумя газовыми турбинами Pratt & Whitney FT4A2 мощностью 50 000 л.с. (37 000 кВт) и двумя крейсерскими газовыми турбинами Pratt & Whitney FT12AH3 мощностью 7 400 л.с. (5 500 кВт). Это дало эсминцам максимальную скорость 29 узлов (54 км/ч; 33 мили в час) и дальность действия 4500 морских миль (8300 км; 5200 миль) при скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). [ 16 ]
Класс «Ирокез» также был спроектирован с возможностью нести два вертолета Sikorsky CH-124 Sea King, которые будут использоваться в основном для противолодочной обороны. Эти два вертолета увеличили свои возможности противолодочной обороны, и благодаря этому класс «Ирокез» считался отличными кораблями противолодочной обороны. [ 16 ] [ 17 ] Класс «Ирокез» имел посадочную платформу с двойным подъемом и подъемным устройством Beartrap . [ 15 ] Платформа была достаточно большой для вертолета Ми-14 , что было доказано во время учений в 1999 году на Балтийском море . [ 18 ] Американские и британские эсминцы и фрегаты в то время имели по одному небольшому вертолету, который был неспособен действовать независимо от корабельных датчиков и фактически представлял собой систему увеличения дальности действия оружия путем его переноса с корабля перед запуском. Напротив, гораздо более крупные «Морские короли» эсминцев класса «Ирокез» могли нести полный набор датчиков и действовать на гораздо больших дистанциях независимо от корабля-носителя. Это позволило одному «Ирокезу» контролировать гораздо большую территорию океана, используя как свои собственные датчики, так и датчики своих вертолетов, объединяясь для сканирования больших территорий. [ 19 ]
Вооружение
[ редактировать ]Класс «Ирокез» изначально был оснащен одной пушкой OTO Melara калибра 5 дюймов (127 мм)/54 , способной стрелять 40 выстрелов в минуту. [ 8 ] [ а ]
Для противовоздушной обороны корабль изначально был вооружен одним ракетным комплексом Mk III RIM-7 Sea Sparrow. [ 8 ] [ 15 ] На классе «Ирокез» были установлены две пусковые установки Sea Sparrow, каждая с четырьмя ракетами, что позволяло кораблю запускать одновременно восемь ракет для точечной обороны. [ 1 ] [ 20 ] Всего корабли несли 32 ракеты. Пусковые установки располагались в носовой части надстройки и убирались в рубку. [ 15 ] Ракетный комплекс управлялся системой управления вооружением Hollandse Signaal Mk 22. [ 15 ] Систему критиковали за время развертывания из корпуса, которое занимало несколько минут для прогрева системы наведения, а также время перезарядки, которое могло достигать почти десяти минут. Еще одной причиной критики было то, что система управления огнем была голландской, а сочетание голландской системы управления огнем и американской ракетной системы редко работало должным образом. Ракеты также были неэффективны против противокорабельных ракет морского базирования, таких как Exocet . [ 20 ]
Класс «Ирокез» также был оснащен одним Mk 10 Limbo противолодочным минометом Mk 32 для противолодочных целей и двумя тройными торпедными аппаратами в обучаемых установках. [ 8 ] [ 1 ] [ 15 ] Трубы Mk 32 использовались для стрельбы торпедами Mark 46 . [ 15 ]
Системы и датчики
[ редактировать ]Этот класс был оснащен системой управления вооружением Hollandse Signaal Mk 22 для своих ракет и тактической аэронавигационной системой (TACAN). На борту этого класса также была установлена CCS 280 от Litton, которая представляла собой сжатую версию электронной тактической системы автоматической тактической системы автоматической системы передачи данных (ADLIPS). [ 15 ] Эсминцы класса «Ирокез» были оснащены антенной РЛС дальнего действия LW-03 и РЛС дальнего действия SPS-501. [ 16 ] [ 15 ] Они также были оснащены радарами воздушного поиска, надводного поиска и навигации на малых высотах SPQ-2D и радарами управления огнем M22. [ 15 ] Эсминцы имели гидролокатор классификации донных целей SQS-501 и корпусной гидролокатор SQS-505 внутри купола высотой 14 футов (4,3 м). У них также был буксируемый гидролокатор переменной глубины SQS-505 длиной 18 футов (5,5 м). [ 16 ] [ 15 ]
ТРАМП переоборудовать
[ редактировать ]В 1980-х годах, с запланированным появлением проекта канадского патрульного фрегата , канадские вооруженные силы намеревались преобразовать класс «Ирокезы» с преимущественно противолодочных кораблей на корабли противовоздушной обороны (AAW) в качестве основного элемента модернизации флота. [ 21 ] Контракт на проектирование, получивший название Tribal Refit and Update Modernization Program (TRUMP), был заключен с Litton Systems Canada Ltd. и требовал полной реконструкции надстройки, новой силовой установки, вооружения и электроники. [ 16 ] Помимо переоборудования в корабли AAW, канадские вооруженные силы стремились улучшить свои возможности командования, управления и связи, чтобы сделать их лидерами оперативных групп. [ 21 ]
Контракты с верфями были переданы верфям Квебека Кабинетом министров как способ успокоить фракцию Квебека после решения передать проект канадского патрульного фрегата верфи в Нью-Брансуике . [ 22 ] Общая стоимость программы составила 1,5 миллиарда долларов. [ 21 ]
Во время войны в Персидском заливе , прежде чем «Атабаскан» смог пройти переоборудование своего корабля «ТРАМП», Mk 15 «Фаланкс» была установлена система вооружения ближнего боя (CIWS) на его квартердеке в рамках модернизации кораблей, направляющихся в Персидский залив . [ 16 ]
Изменения в первоначальном проекте
[ редактировать ]Водоизмещение кораблей после всех изменений увеличилось до 5100 длинных тонн (5200 т) при глубокой загрузке. [ 16 ] Была также капитально отремонтирована силовая установка: вместо моделей Pratt & Whitney FT12AH3 были установлены две крейсерские турбины GM Allison 570-KF , которые создавали мощность на валу 12 800 лошадиных сил (9 500 кВт). [ 16 ] [ 23 ] Воронки были реконструированы, заменив двойные наклоненные наружу воронки одной большой квадратной воронкой. [ 1 ] Для этого потребовалось объединить два воздухозаборника и поместить их в систему принудительного воздушного охлаждения. Это было сделано для уменьшения инфракрасной сигнатуры. [ 21 ]
В рамках ремонта TRUMP было капитально отремонтировано все вооружение. 5-дюймовая пушка ОТО Melara была снята и заменена 29-ячеечной системой вертикального пуска Mk 41 (VLS) для ракеты SM-2 Block 2 зенитной . [ 16 ] [ 1 ] Система VLS Mk 41 разместилась в реконструированной палубе бака. [ 21 ] В положении «B» 76-мм (3 дюйма) пушка OTO Melara Super Rapid. на месте, освободившемся после снятия пусковых установок Sea Sparrow, была установлена [ 16 ] За модернизированной воронкой разместили Mk 15 Phalanx CIWS. Корабли также получили новый радар и гидролокатор, новые пусковые установки для ложных целей, канадскую систему радиоэлектронной борьбы SLQ-504 (CANEWS) и средства электронного противодействия ULQ-6. [ 16 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Имя | бортовой номер | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ирокез | ДДГ 280 | Marine Industries , Сорель , Квебек | 15 января 1969 г. | 28 ноября 1970 г. | 29 июля 1972 г. | 1 мая 2015 г. | Продан на металлолом, выехал из Галифакса 24 ноября 2016 года в Ливерпуль, Новая Шотландия. [ 24 ] |
Гурон | ДДГ 281 | 1 июня 1969 г. | 9 апреля 1971 г. | 16 декабря 1972 г. | 31 марта 2005 г. | Затонул во время учений с боевой стрельбой у острова Ванкувер , 14 мая 2007 г. | |
Атабаскский | ДДГ 282 | Дэви Шипбилдинг , Лозон , Квебек | 27 ноября 1970 г. | 30 сентября 1972 г. | 10 марта 2017 г. | Продан на металлолом, выехал из Галифакса 29 марта 2018 года в Сидней, Новая Шотландия. [ 25 ] | |
Алгонкин | ДДГ 283 | 1 сентября 1969 г. | 23 апреля 1971 г. | 3 ноября 1973 г. | 11 июня 2015 г. | Продан на металлолом 27 ноября 2015 г. в Ливерпуле, Новая Шотландия. [ 26 ] |
История обслуживания
[ редактировать ]Весь класс ирокезов был заложен в 1969 году, ирокезы - 15 января, гуроны и атабаски - 1 июня и алгонкины - 1 сентября. [ 27 ] Их имена были выбраны как в честь коренных народов Канады, так и для увековечения имен эсминцев, участвовавших во Второй мировой войне . [ 12 ] «Ирокез» Первым вошел в строй 29 июля 1972 года , за ним последовали «Атабаски» 30 сентября, «Гурон» 16 декабря и «Алгонкин» 3 ноября 1973 года. [ 27 ]
К началу 1980-х годов корабли класса «Ирокез» были единственными надводными кораблями канадского флота, способными вести современную войну. [ 28 ] Эсминцы подверглись модификации ТРАМПА, начиная с 1987 года, при этом Алгонкин был принят в эксплуатацию с 26 по 11 октября 1991 года; [ 1 ] Ирокезы , с 1 ноября 1989 г. по 3 июля 1992 г.; [ 29 ] Атабаскский , с октября 1991 г. по 3 августа 1994 г.; [ 30 ] и Гурон — с июля 1993 г. по 25 ноября 1994 г. [ 31 ]
С самого начала своей карьеры корабли класса «Ирокез» использовались в военно-морских миссиях НАТО , таких как СТАНАВФОРЛАНТ , выполняя поисково-спасательные операции, такие как Алгонкин, спасающий экипаж рыболовного судна «Поль и Мария» в 1974 году. [ 1 ] или Атабаскан в 1981 году, когда она отправилась спасать экипаж MV Euro Princess . [ 30 ] Они также участвовали во многих крупных военно-морских учениях. [ 30 ]
«Ирокезы» , «Гуроны» и «Алгонкины» были флагманами СТАНАВФОРЛАНТ в 1978–79 годах. [ 32 ] В 1986 году Алгонкин захватил рыболовецкое судно-отступник «Пеония 7» , которое скрылось с персоналом Министерства рыболовства и океанов . Судно Peonia 7 было поймано на незаконном лове рыбы в исключительной экономической зоне Канады и доставлено на борт сотрудниками рыбного хозяйства для проверки. [ 33 ] В 1987 году Гурон стал первым членом класса, перебравшимся на западное побережье Канады . [ 34 ] В 1988 году, пытаясь оказать помощь бельгийскому фрегату «Вестхиндер» уже стоявшему на мели , сама «Атабаскан» села на мель в Вест-фьорде , Норвегия. [ 35 ]
24 августа 1990 года «Атабаскан » после ремонта с добавлением нескольких современных вооружений, включая систему вооружения ближнего боя (CIWS), отплыл в Аравийское море в качестве флагмана военно-морского компонента операции «Трение» — канадского вклада в войну в Персидском заливе. [ 30 ] Оперативная группа служила в центральной части Персидского залива вместе с другими военно-морскими силами коалиции до осени 1990 года. После начала операции «Буря в пустыне» в январе 1991 года оперативная группа взяла на себя обязанности по сопровождению госпитальных кораблей и других уязвимых военно-морских судов коалиции. Когда «Тикондерога» крейсер типа военный корабль США « Принстон» взорвал две иракские донные мины воздействия (MANTA) в северной части Персидского залива и получил серьезные повреждения, его командир специально обратился за помощью к Атабаскану . Атабаскан мог одновременно эксплуатировать два вертолета CH-124 Sea King, первоначально предназначенных для противолодочной борьбы, которые оказались полезными при поиске мин в течение длительного времени, пока не прибыл тральщик ВМС США. Атабаскан вернулась в свою оперативную группу и оставалась на базе в Персидском заливе до окончания войны. После завершения боевых действий ее сменил однотипный корабль «Гурон» . [ 36 ] [ 37 ]
В 1993 году Алгонкин был флагманом сил, отправленных в Адриатическое море для обеспечения блокады Югославии . [ 1 ] Ирокезы были отправлены в сентябре 1993 года на Адриатику для участия в блокаде и вернулись в апреле 1994 года. [ 38 ] В августе 1994 года Алгонкин перебрался на западное побережье. [ 39 ]
В сентябре 1999 года «Гурон» , на борту которого находились канадские иммиграционные чиновники, перехватил судно, перевозившее 146 китайских мигрантов. Королевская конная полиция Канады высадилась на судно из Гурона, в то время как эсминец сопровождал судно в пролив Нутка . [ 31 ] 3 августа 2000 года Атабаскан направила свой вертолет на борт GTS Katie , грузового судна с канадской военной техникой, фрахтователь которой отказался ее доставить. [ 30 ]
17 октября 2001 года в рамках операции «Аполлон » ирокезы возглавили канадскую оперативную группу в Аравийское море. [ 29 ] В конце концов, алгонкин и атабаск также приняли участие в войне в Афганистане . [ 40 ] В 2003 году во время подготовки к операции «Аполлон» Iroquois «Морской король» компании разбился на палубе, и корабль был вынужден вернуться в Галифакс . [ 41 ]
В сентябре 2005 года «Атабаскан» был среди канадских кораблей, отправленных в Луизиану для оказания помощи в восстановлении после разрушений Нового Орлеана ураганом «Катрина» . [ 42 ] В 2008 году «Ирокез» был среди канадских военных кораблей, дислоцированных в водах Сомали в составе CTF 150, многонациональной оперативной группы, которая занималась контрабандой наркотиков, людьми и пиратством в регионе. [ 43 ]
В 2010 году, после того как на Гаити произошло сильное землетрясение, за которым последовало как минимум двенадцать значительных толчков, Канада отправила Атабаскана и фрегат «Галифакс» на Гаити в рамках операции «Гестия». Атабаскан был отправлен в Леогане . [ 44 ] В 2011 году Атабаскан и Алгонкин были отправлены в Карибское море в рамках операции «Кариббе» — операции по борьбе с контрабандой наркотиков. Ирокезы были развернуты в 2012 году, а атабаски вернулись в 2014 и 2015 годах. [ 45 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]Несмотря на то, что «Гурон» был последним переоборудованным эсминцем класса «Ирокез» , в 2000 году он был законсервирован из-за нехватки персонала после сокращения обороны в конце 1990-х годов. [ 46 ] «Гурон» был откуплен в 2005 году и потоплен в ходе учений с боевой стрельбой в 2007 году своим однотипным кораблем «Алгонкин» . [ 47 ]
В августе 2013 года Algonquin столкнулся со вспомогательным судном HMCS Protecteur во время военно-морских учений. «Алгонкин» серьезно пострадал в ангаре по левому борту. После столкновения судно было остановлено. [ 48 ] В мае 2014 года во время посещения Бостона, штат Массачусетс , в корпусе «Ирокеза» были обнаружены серьезные трещины , что потребовало ее немедленного возвращения в Канаду и постановки на стоянку для проверки. Инспекция установила, что корпус поврежден и потребует постановки корабля на неопределенный срок. [ 49 ] 19 сентября 2014 года Королевский военно-морской флот Канады объявил, что эти два корабля должны быть выплачены вместе с Protecteur классом , оставив только Athabaskan . активным [ 50 ]
27 ноября 2015 года Algonquin вместе с Protecteur были проданы на слом компании RJ MacIsaac Ltd. из Антигониша , Новая Шотландия. Их отбуксировали в Ливерпуль, Новая Шотландия. [ 26 ] где будет выполняться работа. [ 51 ] 10 марта 2017 года Athabaskan , последний действующий корабль этого класса, был выведен из эксплуатации. [ 52 ]
Замена
[ редактировать ]В 2008 году проект надводного боевого корабля одного класса , который был включен в Национальную стратегию закупок кораблестроения, был объявлен заменой класса «Ирокез» . Новые суда в конечном итоге заменят «Галифакс» класс , а также возможности, ранее предоставляемые классом «Ирокез» , начиная примерно с середины 2020-х годов. В октябре 2018 года группа под руководством BAE Systems вместе со своими партнерами Lockheed Martin Canada, CAE Inc., L3 Technologies, MacDonald, Dettwiler and Associates и Ultra Electronics была выбрана в качестве предпочтительной конструкции. 8 февраля 2019 года Канада подписала соглашение с Lockheed Martin Canada, BAE Systems, Inc. и Irving Shipbuilding на проектирование и строительство канадского проекта Surface Combatant стоимостью 60 миллиардов долларов. [ 53 ] [ 54 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Макферсон и Барри, с. 262
- ^ Касурак, Питер (2013). Национальные силы: эволюция армии Канады, 1950–2000 гг . ЮБК Пресс. п. 148. ИСБН 9780774826419 .
- ^ Милнер, с. 231
- ^ Милнер, стр. 237–38.
- ^ Милнер, с. 248
- ^ Милнер, с. 247
- ^ Милнер, с. 258
- ^ Jump up to: а б с д и Милнер, с. 259
- ^ Jump up to: а б Милнер, с. 265
- ^ Гимблетт, с. 165
- ^ Немецкий, с. 285
- ^ Jump up to: а б с Милнер, с. 266
- ^ Гимблетт, с. 156
- ^ Немецкий, с. 304
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мур, с. 78
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гардинер, Чамбли и Бадзбон, с. 47
- ^ Милнер, стр. 279–80.
- ^ Цислак, Ярослав; Кшевиньский, Яцек, «Корабельный комплекс НАТО СТАНАВФОЛАНТ в Гдыне», Моря, корабли и корабли (на польском языке), вып. 5/99, стр. 21, ISSN 1426-529X.
- ^ Диксон, Пол (15 мая 2013 г.). «Приветствие королю» . Журнал «Вертолеты» . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Милнер, с. 275
- ^ Jump up to: а б с д и Милнер, с. 287
- ^ Милнер, с. 289
- ^ «HMCS Ирокез» . Королевский канадский флот. 25 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2009 г. Проверено 17 сентября 2016 г.
- ^ «Создание рабочих мест за счет демонтажа списанных кораблей: бывший канадский корабль Ее Величества «Ирокез» прибывает в Ливерпуль, Новая Шотландия» . Правительство Канады. 11 мая 2017 года . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ «MRC Sydney заключила контракт на строительство HMCS Athabaskan» . www.marinerecycling.ca . 5 февраля 2018 года . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Уорд, Рэйчел (26 февраля 2016 г.). «Бывший защитник HMCS, эвакуированный из Эскимальта, принесет рабочие места в Ливерпуль» . Новости ЦБК . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Макферсон и Барри, стр. 262–65.
- ^ Милнер, с. 281
- ^ Jump up to: а б Макферсон и Барри, с. 265
- ^ Jump up to: а б с д и Макферсон и Барри, с. 263
- ^ Jump up to: а б Макферсон и Барри, с. 264
- ^ Немецкий, с. 315
- ^ Барри и Макферсон, с. 67
- ^ Барри и Макферсон, с. 71
- ^ Барри и Макферсон, с. 69
- ^ Диксон, Пол (15 мая 2013 г.). «Приветствие королю» . Вертолеты . Проверено 17 сентября 2016 г.
- ^ Милнер с. 300
- ^ Барри и Макферсон, с. 73
- ^ Барри и Макферсон, с. 68
- ^ Милнер, стр. 316–17.
- ^ Милнер с. 319
- ^ Трейси, с. 282
- ^ Трейси, стр. 277, 279.
- ^ Трейси, с. 283
- ^ «Операция Кариббе» . Национальная оборона и вооруженные силы Канады. 27 марта 2015 года . Проверено 17 сентября 2016 г.
- ^ Милнер с. 312
- ^ «Дружественный обстрел топит Гурона» . Колонист Времени . Канада.com. 15 мая 2007 года . Проверено 7 ноября 2015 г.
- ^ «Два канадских военных корабля столкнулись на пути к Гавайям» . Новости ЦБК . 31 августа 2013 года . Проверено 20 сентября 2014 г.
- ^ «HMCS Iroquois отстранен от игры на неопределенный срок из-за обнаружения ржавчины в корпусе» . Новости ЦБК . 7 мая 2014 года . Проверено 20 сентября 2014 г.
- ^ «Военно-морской флот отправляет в отставку четыре корабля времен холодной войны» . Новости КТВ . 19 сентября 2014 года . Проверено 20 сентября 2014 г.
- ^ Дедына, Кэтрин (14 января 2016 г.). «Два корабля CFB Esquimalt отправляются в дальний путь на снос» . Колонист Времени . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ «Последний эсминец Канады времен холодной войны уходит в отставку после последнего плавания» . Маклина . 10 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2023 года . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ «Lockheed Martin выбрана предпочтительным разработчиком канадских военных кораблей следующего поколения» . Новости ЦБК . 19 октября 2018 г.
- ^ Брюстер, Мюррей (8 февраля 2019 г.). «Оттава делает свой проект фрегата стоимостью 60 миллиардов долларов официальным, даже несмотря на то, что его конкурент продолжает судиться» . Новости ЦБК . Проверено 17 февраля 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Барри, Рон; Макферсон, Кен (1996). Кадиллак разрушителей: HMCS St. Laurent и ее преемники . Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing Limited. ISBN 1-55125-036-5 .
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен; Будзбон, Пшемыслав, ред. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
- Герман, Тони (1990). Море у наших ворот: история канадского военно-морского флота . Торонто: McClelland & Stewart Incorporated. ISBN 0-7710-3269-2 .
- Гимблетт, Ричард Х., изд. (2009). Военно-морская служба Канады 1910–2010: история столетия . Торонто: Дандурн Пресс. ISBN 978-1-55488-470-4 .
- Макферсон, Кен; Барри, Рон (2002). Корабли ВМС Канады 1910–2002 (Третье изд.). Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing Limited. ISBN 1-55125-072-1 .
- Милнер, Марк (2010). ВМС Канады: первый век (второе изд.). Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-9604-3 .
- Мур, Джон, изд. (1981). Боевые корабли Джейн 1981–82 . Нью-Йорк: Jane's Publishing Incorporated. ISBN 0-531-03977-3 .
- Трейси, Николас (2012). Палка о двух концах: Военно-морской флот как инструмент внешней политики Канады . Монреаль, Квебек и Кингстон, Онтарио: Издательство Университета Макгилла-Куинса. ISBN 978-0-7735-4051-4 .