HMCS Шикутими (SSK 879)
![]() HMCS Chicoutimi в Йокосуке, октябрь 2017 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Поборник |
Строитель | VSEL , Барроу-ин-Фернесс |
Заложен | февраль 1983 г. |
Запущен | 2 декабря 1986 г. |
Введен в эксплуатацию | 7 декабря 1990 г. |
Выведен из эксплуатации | 29 апреля 1994 г. |
Идентификация | Вымпел номер S40 |
Судьба | Переведен в Канаду |
Значок | ![]() |
![]() | |
Имя | Шикутими |
Приобретенный | 1998 |
Введен в эксплуатацию | 3 сентября 2015 г. |
Идентификация | Бортовой номер ССК 879 |
Девиз | Мастер домена |
Почести и награды | Атлантика, 1941–44 гг. |
Статус | Корабль в действующей службе |
Значок | ![]() |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Upholder/Виктория класса Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 230 футов 7 дюймов (70,28 м) |
Луч | 23 фута 7 дюймов (7,19 м) |
Черновик | 24 фута 11 дюймов (7,59 м) |
Скорость |
|
Дополнить | 48 офицеров и экипаж, плюс 7 стажеров. |
Вооружение |
|
HMCS Chicoutimi — «Виктория» класса дальнего действия-охотника (SSK) подводная лодка Королевского военно-морского флота Канады , первоначально построенная и эксплуатируемая Королевским флотом под названием HMS Upholder . Вскоре после того, как Великобритания передала его Канаде, оно попало в инцидент с частичным наводнением, которое привело к пожару в море. Инцидент вызвал ожесточенные дебаты по поводу стоимости покупки этой группы подержанных судов, а также процесса проверки передачи. Последующее расследование «установило, что пожар был вызван человеческими, техническими и эксплуатационными факторами, [и] совет снял с командира и экипаж любую вину». [ 1 ] Подлодка прошла ремонт и поступила на вооружение Канады в 2015 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]В первоначальном виде класс «Апхолдер» / «Виктория» был разработан как замена «Оберон» класса для использования в качестве охотников-убийц и учебных подводных лодок. Подводные лодки с одностенным каплевидным корпусом имеют водоизмещение 2220 длинных тонн (2260 т) в надводном положении и 2455 длинных тонн (2494 т) в подводном положении. [ 2 ] [ 3 ] Их общая длина 25 230 футов 7 дюймов (70,3 м) , ширина футов 0 дюймов (7,6 м) и осадка 17 футов 8 дюймов (5,4 м). [ 2 ]
Подводные лодки оснащены одновальной дизель-электрической системой. Они оснащены двумя Paxman Valenta 1600 RPS SZ, дизельными двигателями каждый из которых приводит в действие электрический генератор переменного тока GEC мощностью 1,4 мегаватта (1900 л.с. ) с двумя хлоридными батареями по 120 ячеек . [ 2 ] [ 4 ] Срок службы батарей составляет 90 часов на скорости 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). [ 4 ] Корабль приводится в движение электродвигателем GEC с двойным якорем мощностью 4,028 мегаватт (5402 л.с.) , вращающим семилопастной винт фиксированного шага. [ 4 ] мощность 200 длиннотонн (200 т) Они имеют дизельную . Это дает подводной лодке максимальную скорость 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) на поверхности и 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) под водой. Их дальность полета составляет 8 000 морских миль (15 000 км; 9 200 миль) на скорости 8 узлов (15 км / ч; 9,2 миль в час) и 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль) на большой глубине. [ 2 ] [ 5 ] Заявленная глубина погружения этого класса составляет более 650 футов (200 м). [ 3 ]
Классы Upholder / Victoria вооружены шестью 21-дюймовыми (533-мм) торпедными аппаратами . На британской службе подводные лодки были оснащены 14 торпедами Tigerfish Mk 24 Mod 2 и четырьмя ракетами UGM-84 Sub-Harpoon . [ 2 ] Их также можно было приспособить для использования в качестве минных заградителей . [ 5 ] На подводных лодках Тип 1007 установлены РЛС Тип 2040, Тип 2019, Тип 2007 и Тип 2046 и гидролокаторы . [ 2 ] Корпус оснащен эластомерными акустическими плитками для уменьшения акустической сигнатуры. [ 3 ] На британской службе на кораблях было 7 офицеров и 40 рядовых. [ 2 ]
Ремонт и канадские изменения
[ редактировать ]Во время переоборудования для службы в Канаде были удалены подводные гарпуны и мины , а подводные лодки были оснащены системой управления огнем подводных лодок Lockheed Martin Librascope (SFCS) в соответствии с эксплуатационными требованиями ВМС Канады. Были установлены компоненты системы управления огнем подводных лодок класса «Оберон» . [ 6 ] Это дало подводным лодкам возможность вести торпедный огонь Gould Mk 48 Mod 4 . [ 3 ] В 2014 году правительство Канады закупило 12 комплектов модернизации, которые позволят подводным лодкам вести стрельбу торпедами Mk 48 Mod 7AT. [ 7 ]
Эти радиолокационные и гидролокационные системы позже были модернизированы за счет установки антенной группы BAE Type 2007 и буксируемой антенной группы Type 2046. [ 2 ] [ 3 ] Канадский гидролокатор с буксируемой решеткой (CANTASS) был интегрирован в комплект буксируемых гидролокаторов. [ 3 ] Подводные лодки класса Upholder были оснащены электрооптическим поисковым перископом CK035 и оптико-электронным атакующим перископом CH085, первоначально поставляемыми компанией Pilkington Optronics. [ 3 ] [ 4 ] После канадского ремонта подводные лодки были оснащены канадским оборудованием связи и средствами радиоэлектронной поддержки (ESM). В их число входили две пусковые установки-ловушки SSE и AR 900 ESM. [ 3 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Подводная лодка была построена для Королевского флота под названием HMS Upholder (S40), головного корабля класса подводных лодок Upholder (2400) , второго судна, носящего это имя в Королевском флоте. Подводная лодка была заложена компанией Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd (VSEL) в феврале 1983 года и спущена на воду 2 декабря 1986 года. [ 8 ] Во время строительства работы на подводной лодке были задержаны из-за забастовки рабочих . [ 9 ] Upholder принят в Королевский флот 7 декабря 1990 года. [ 8 ] Ее ввод в строй задержался из-за проблем с работой торпедных аппаратов, которые пришлось заваривать, чтобы предотвратить попадание морской воды в подводную лодку.
Upholder был выведен из эксплуатации 29 апреля 1994 года по финансовым причинам. [ 8 ] после окончания холодной войны и последующей отмены программы, а также на фоне некоторых разногласий. В 1994 году весь класс был объявлен избыточным по требованиям. [ 2 ]
Королевский канадский флот
[ редактировать ]Британское правительство стремилось прекратить эксплуатацию дизель-электрических лодок и в 1993 году предложило продать Канаде Апхолдер и аналогичные подводные лодки. Предложение было принято в 1998 году. [ 10 ] Четыре лодки были сданы в аренду Канаде за 427 миллионов долларов США (плюс 98 миллионов долларов США на модернизацию и приведение в соответствие с канадскими стандартами) со сроком аренды на восемь лет; после этого подводные лодки будут проданы за 1 фунт стерлингов. [ 8 ]
На всех четырех подводных лодках были обнаружены проблемы со сварными швами трубопроводов, что задержало возобновление работы «Апхолдера» и трех ее сестер. [ 8 ] Апхолдер был восстановлен последним. Когда начались работы на подводной лодке, было обнаружено, что внутренние стальные конструкции подверглись коррозии, клапаны корпуса треснули, насосы воздушной турбины были неисправны, а также отсутствовало оборудование, которое использовалось для переоборудования родственной лодки HMCS Corner Brook (бывшая Ursula ). [ 11 ]
Upholder был переименован в HMCS Chicoutimi , в честь города Шикутими, Квебек (ныне район города Сагеней ). [ 8 ]
Октябрь 2004 г., пожар
[ редактировать ]
Chicoutimi был последним из недавно переименованных кораблей класса «Виктория» , завершившим ремонт, и был передан Морскому командованию 2 октября 2004 года на военно-морской базе Фаслейн . Двумя днями позже Chicoutimi отправился в свой новый порт приписки CFB Halifax в Новой Шотландии .
5 октября «Чикутими» бежал на поверхности через сильное море в 100 милях (160 км) к северо-западу от графства Мейо , Ирландия. Оба люка в камере блокировки плавника мостика остались открытыми, и в судно попало примерно 2000 литров (440 имп галлонов; 528 галлонов США) морской воды. Морская вода вызвала короткое замыкание электрической панели, что, в свою очередь, вызвало крупный пожар и привело к отключению всей электроэнергии, оставив подводную лодку дрейфовать. [ 8 ] Девять членов экипажа пострадали от дыма, и подводная лодка осталась дрейфовать без электроэнергии в сильном волнении. [ 12 ]
RNLI « Спасательная шлюпка Сэм и Ада Муди» , дислоцированная на острове Ачилл в графстве Мейо, была переведена в режим ожидания для оказания помощи, но позже была остановлена. Корабль ВМС Ирландии LÉ Róisín отреагировал на сигнал подводной лодки о бедствии и отправился ей на помощь, но был серьезно поврежден бурным морем и был вынужден вернуться в гавань. Единственные другие корабли ВМС Ирландии, готовые помочь, LÉ Aoife и LÉ Niamh, патрулировали у южного побережья Ирландии. В 14:00 по местному времени фрегат Королевского флота HMS Montrose и вспомогательное судно RFA Wave Knight достигли искалеченного Чикутими , в пути находились еще три британских корабля. Позже Ле Аойф прибыла в этот район и взяла на себя координацию спасательных работ. Другими британскими кораблями, отправленными на помощь подводной лодке, были HMS Marlborough и RFA Argus , а также ряд специализированных судов для разрешения ситуации. Суровые условия в Северной Атлантике препятствовали усилиям по спасению всплывшего на поверхность Чикутими , и бывший канадский военно-морской офицер рассказал о Чикутими , что «[это] совсем не хороший райдер по поверхности. Это ни в коем случае не небезопасно; это просто очень неудобно». [ 13 ]
Трое членов экипажа были доставлены на вертолете Королевского флота для оказания медицинской помощи после того, как их состояние ухудшилось. Его первоначальным пунктом назначения был Дерри , Северная Ирландия , но вертолет направился в Слайго , Ирландия, после того, как один из членов экипажа, 32-летний лейтенант ВМФ Крис Сондерс, серьезно заболел. Трое членов экипажа были доставлены в больницу общего профиля Слайго, где Сондерс был объявлен мертвым. [ 14 ] Двое других были госпитализированы, где состояние одного было отнесено к «критическому» и помещено в отделение интенсивной терапии , а состояние другого было признано «стабильным». [ 15 ]
К вечеру 7 октября погода утихла, и Чикутими был взят на Береговой охраны Ее Величества буксир катером «Англиан Принс» , чтобы вернуться на военно-морскую базу Фаслейн в Шотландии . Позже буксировку взяло на себя судно поддержки подводных лодок США MV Carolyn Chouest , которое смогло увеличить скорость буксировки с 3 узлов (5,6 км/ч) до 8 или 9 узлов (15 или 17 км/ч) и достигла Фаслейн вечером 10 октября. Шикутими сопровождал на базу Королевского флота канадский фрегат HMCS St. John's , который пересек Атлантику после того, как военно-морской флот узнал о пожаре.
После заявлений канадских СМИ о причине пожара, обвиняющих Великобританию в поставке небезопасного судна, ситуация еще больше усугубилась противоречивыми комментариями обороны министра Великобритании Джеффа Хуна . Хун сопровождал свои соболезнования Сондерсу предложением, чтобы Королевский флот возложил на Канаду расходы на спасение, а также заявил, что Канаде как покупателю следует быть осторожнее . В Канаде его высказывания возмутили многих ветеранов Второй мировой войны. [ 16 ] Этот инцидент не только породил спекуляции относительно проблем с классом «Виктория» , но и вызвал в Ирландии дебаты по поводу отсутствия в стране в то время спасательного буксира. [ нужна ссылка ]

После того, как в Фаслейне был произведен некоторый ремонт, Министерство национальной обороны заключило контракт с Eide Marine Services на транспортировку Chicoutimi на борт подводного корабля-тяжеловеса Eide Transporter в Галифакс. Он покинул Фаслейн 13 января 2005 года и прибыл в Галифакс 1 февраля, где был поставлен в сухой док на верфи HMC для дальнейшей работы. [ 8 ]
Через год после инцидента канадская комиссия по расследованию обнаружила, что Чикутими путешествовал на поверхности с двумя открытыми люками, чтобы члены экипажа могли отремонтировать вентиляционное отверстие в боевой рубке подводной лодки . Эта проблема не была решена во время британского ремонта подводной лодки. судно. В это время пришла неожиданная волна-убийца и залила воду в открытые люки. Это частично затопило два отсека и вызвало короткое замыкание в электрических разъемах, на которые британцы нанесли только один слой водонепроницаемого герметика вместо рекомендованных трех. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что, по словам тогдашнего начальника морского штаба Брюса Маклина , «комбинация человеческих, технических и эксплуатационных факторов... привела к трагической гибели» , и что «Шикутими » капитан Люк Пеллетье был не виноват. [ 17 ] [ 18 ] Моряки, тушившие пожар на борту подводной лодки, страдали от синдрома посттравматического стресса и астмы . в последующие годы после инцидента [ 19 ]
2009 трансфер в Викторию
[ редактировать ]В апреле 2006 года Министерство национальной обороны объявило, что ремонт Chicoutimi будет отложен до 2010 года, когда подводная лодка должна была пройти ранее запланированный двухлетний расширенный период докования (ремонт). [ 20 ]
С 2006 по 2008 год Департамент общественных работ и государственных услуг совместно с Министерством национальной обороны (DND) подготовил запрос предложений по проекту контракта на поддержку без отрыва от эксплуатации класса «Виктория» (VISSC). В результате этого запроса предложений в июне 2008 года VISSC была присуждена Канадской группе по техническому обслуживанию подводных лодок (CSMG), частному консорциуму, возглавляемому Babcock Marine и Weir Canada Inc. Первоначальный пятилетний контракт на VISSC предусматривает создание CSMG Предприятие по техническому обслуживанию и ремонту подводных лодок на доке DND в CFB Esquimalt недалеко от Виктории, Британская Колумбия . Гравильный док DND находится в ведении Washington Marine Group под названием Victoria Shipyards Inc. [ 21 ] [ 22 ]
По условиям VISSC CSMG заключила с Dockwise USA Inc контракт на транспортировку Chicoutimi из Галифакса в Эскимальт. 1 апреля 2009 года Chicoutimi был погружен на борт подводного тяжеловесного корабля «Терн» в бассейне Бедфорд . Терн покинул Галифакс 5 апреля 2009 г. и прибыл в Эскимальт 29 апреля 2009 г., где Чикутими был переведен на объект CSMG.
В январе 2014 года было объявлено, что Chicoutimi отремонтирован и готовится к передаче флоту. Однако в обозримом будущем лодка будет ограничена погружением на мелководье. [ 23 ] 28 сентября 2014 года было объявлено, что подводная лодка приступила к ходовым испытаниям, которые займут семь-восемь недель. [ 24 ] 7 декабря 2014 года газета Ottawa Citizen сообщила, что HMCS Chicoutimi завершила ходовые испытания и 3 декабря 2014 года была передана Королевскому военно-морскому флоту Канады. [ 25 ] Лодка была официально принята в состав Королевского военно-морского флота Канады 3 сентября 2015 года. [ 26 ]
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]В октябре 2015 года «Чикутими» вместе с «Калгари» и «Ванкувером » принял участие в учениях целевой группы ВМС США — военно-морских учениях, проводимых у берегов южной Калифорнии . [ 27 ] В 2015 году на борту Chicoutimi и родственной лодки Victoria были обнаружены проблемы со сварными швами . Обе подводные лодки были пришвартованы для ремонта, а в декабре 2016 года компания Chicoutimi начала учения. [ 28 ]
В мае 2017 года Chicoutimi вернулся в порт после того, как при проведении операций в море возникли проблемы с главной батареей. [ 29 ] 15 июня 2017 года, когда Chicoutimi стоял в доке CFB Esquimalt, Orca класса патрульный корабль Cougar столкнулся с подводной лодкой, когда она выходила из верфи. Первоначальный осмотр после столкновения показал лишь поверхностные повреждения защитного снаряжения подводной лодки. [ 30 ] Чтобы решить текущие проблемы с батареями на борту Chicoutimi , главная батарея была перенесена с родственной лодки Victoria . [ 31 ] 7 октября 2017 года канал CBC News сообщил, что Чикутими был отправлен в первое в истории оперативное патрулирование в Азию. [ 32 ] Chicoutimi совершил визит в порт Йокосука , Япония, во время командировки в Азию, что ознаменовало собой первый раз за 50 лет, когда канадская подводная лодка посетила страну. [ 33 ] Подводная лодка была размещена у берегов Северной Кореи, фиксируя вылеты и прилеты в аэропорту, а также отслеживая морское движение. [ 34 ] Подводная лодка вернулась в CFB Esquimalt 21 марта 2018 года. [ 35 ]
геральдика
[ редактировать ]
HMS Upholder (S40)
[ редактировать ]Предшественником Upholder (S40) был HMS Upholder (P37) . В 1941 году Upholder (P37) получил значок с изображением кариатиды . Капитан корабля, лейтенант-коммандер Малкольм Ванклин , описал значок как «безрукую греческую девочку, стоящую в мусорном баке »; и разработал свой собственный неофициальный значок для корабля. Upholder (S40) изначально плавал под официальным значком Upholder , но ему было разрешено плавать под значком, разработанным Ванклином. [ 36 ]
HMCS Шикутими (SSK 879)
[ редактировать ]
Сине-белая буква «V» на значке отсылает к подводным лодкам класса «Виктория » и цветам Квебека . Медведь представляет собой медведей, обитающих в районе Чикутими . Медведь охраняет геральдическую лилию и стоит на волнах; представляющие озера и реки региона Шикутими, а также морскую среду, в которой работает подводная лодка. [ 37 ]
герб значке Chicoutimi изображен На :
Лазурь перед кучей серебра, окаймленной буквой « V », также серебристая бахромчатая полосы лазурь, венчающая три волнистые в серебристом основании, соболь безудержный , держащий в передних лапах геральдическую лилию лазурную . [ 37 ]
Цвета Chicoutimi — синий и белый. Девиз , что переводится на английский как Chicoutimi — maître du Domaine «хозяин домена». [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Подводный огонь Чикутими» . Канадская энциклопедия . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гардинер и Чамбли, с. 532
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сондерс, с. 88
- ^ Jump up to: а б с д Перкинс, с. 196
- ^ Jump up to: а б Кокер, с. 123
- ^ Перкинс, с. 166
- ^ Пульезе, Дэвид (26 сентября 2014 г.). «Правительство Канады потратит 41 миллион долларов на комплекты модернизации торпед для подводных лодок» . Гражданин Оттавы . Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вертхайм, стр. 77–78.
- ^ «Сглазившая подводная лодка продана после четырёх лет службы» . Северо-западная вечерняя почта . 27 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 г. Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ Фергюсон, с. 152
- ^ «Halifax Daily News: Четвертая подводная лодка задерживается из-за ржавчины» . Новости мира, земли и справедливости. 8 сентября 2004 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ «На пострадавшей подводной лодке девять человек пострадали» . Новости Би-би-си . 6 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 г. Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ «Трансконтинентальный Newsnet» . Архивировано из оригинала 23 мая 2005 года . Проверено 6 октября 2004 г.
- ^ «Канадский моряк погиб в результате крушения подводной лодки» . Новости ЦБК . 7 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 г.
- ^ «Мертвые и раненые, доставленные с подводной лодки» . Хранитель . Лондон. 7 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 г. Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ «Инцидент с HMCS Chicoutimi – Комиссия по расследованию» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2009 года.
- ^ «Пожар на HMCS Chicoutimi» . Новости CBC онлайн . 5 мая 2005 г. Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Макдональд, Майкл (11 июля 2019 г.). «Последствия пожара на канадской подводной лодке: посттравматическое стрессовое расстройство, астма и депрессия» . Глобус и почта . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ «Последствия пожара на канадской подводной лодке: посттравматическое стрессовое расстройство, астма и депрессия» . Новости Летбриджа сейчас . Канадская пресса. 13 июля 2019 года . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ «Поврежденная пожаром субмарина не будет введена в эксплуатацию до 2012 года» . Новости ЦБК . 28 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2007 г.
- ^ «Контракт на поддержку без отрыва от эксплуатации класса Victoria (VCISSC)» . Архивировано из оригинала 3 июня 2010 года.
- ^ «Заключительный отчет Fairness Monitor, проект контракта на поддержку без отрыва от производства в штате Виктория» . Архивировано из оригинала 3 июня 2010 года.
- ^ «Перестроенная подводная лодка HMCS Chicoutimi для возвращения в состав флота» . Новости ЦБК . 6 января 2014 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2018 г. Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ Пульезе, Дэвид (5 октября 2014 г.). «HMCS Chicoutimi начинает ходовые приемочные испытания» . Гражданин Оттавы . Архивировано из оригинала 1 марта 2018 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ Пульезе, Дэвид (7 декабря 2014 г.). «HMCS Chicoutimi завершает ходовые испытания» . Гражданин Оттавы . Архивировано из оригинала 9 декабря 2014 года . Проверено 7 декабря 2014 г.
- ^ Маллетт, Питер (14 сентября 2015 г.). «Скрытный и изящный Chicoutimi официально присоединяется к флоту» . Смотровая площадка . Королевский канадский флот. Архивировано из оригинала 9 января 2016 года . Проверено 15 сентября 2015 г.
- ^ «Военный корабль Тихоокеанского флота отправляется на совместные учения в Калифорнию» . Смотровая площадка Виктория . 13 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2015 г. Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Пульезе, Дэвид (22 февраля 2017 г.). «HMCS Chicoutimi снова в море на западном побережье» . Гражданин Оттавы . Канадская пресса. Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ Пульезе, Дэвид (17 мая 2017 г.). «HMCS Chicoutimi вернулся в порт, чтобы решить проблему с аккумулятором» . Гражданин Оттавы . Архивировано из оригинала 21 июня 2017 года . Проверено 25 июня 2017 г.
- ^ Смарт, Эми (15 июня 2017 г.). «Тренировочное патрульное судно сталкивается с пришвартованной подводной лодкой в CFB Esquimalt» . Колонист Времени . Архивировано из оригинала 15 июня 2017 года . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ Пульезе, Дэвид (23 июня 2017 г.). «Военно-морской флот переводит главную батарею с HMCS Victoria на HMCS Chicoutimi» . Гражданин Оттавы . Архивировано из оригинала 25 июня 2017 года . Проверено 25 июня 2017 г.
- ^ Раскин, Бретт (6 октября 2017 г.). «Канада направляет подводную лодку HMCS Chicoutimi класса «Виктория» в Азию» . CBC News, Британская Колумбия . Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 7 октября 2017 г.
- ^ Раскин, Бретт (19 октября 2017 г.). «Канада направляет подводную лодку в Японию впервые за полвека» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 21 октября 2017 года . Проверено 21 октября 2017 г.
- ^ Коммон, Дэвид (6 февраля 2018 г.). «Канадская подводная лодка выполняет секретную миссию по усилению наблюдения за Северной Кореей» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 6 февраля 2018 г. .
- ^ Уоттс, Ричард (21 марта 2018 г.). «Подводная лодка базирования Esquimalt вернулась в порт после эпического путешествия» . Колонист Времени . Архивировано из оригинала 24 марта 2018 года . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ «Класс сторонников, построенных в Барроу, 1990–1994» . www.submariners.co.uk . Архивировано из оригинала 18 июля 2009 года . Проверено 11 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Том 2, Часть 1: Сохранившиеся в строй корабли» . Главный военный состав. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 11 октября 2009 г.
- ^ «HMCS Шикутими» (PDF) . Главный военный состав. 15 сентября 2005 г. Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2011 г. . Проверено 11 октября 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Кокер, Морис (2008). Подводные лодки Королевского флота: с 1901 года по наши дни . Барнсли Pen and Sword Books Ltd. , Великобритания: ISBN 978-1-84415-733-4 .
- Фергюсон, Джули Х. (2000). Глубоко канадский: новые подводные лодки для нового тысячелетия . Порт-Муди, Британская Колумбия: Beacon Publishing. ISBN 0-9689857-0-Х .
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен; Будзбон, Пшемыслав, ред. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
- Перкинс, Дж. Дэвид (2000). Обзор канадской подводной службы . Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing Limited. ISBN 1-55125-031-4 .
- Сондерс, Стивен, изд. (2004). Боевые корабли Джейн 2004–2005 гг . Александрия, Вирджиния: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-2623-1 .
- Вертхайм, Эрик, изд. (2007). Руководство Военно-морского института по боевым флотам мира: их корабли, самолеты и системы (15-е изд.). Аннаполис , Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 978-1-59114-955-2 . OCLC 140283156 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]