Сикорский CH-148 Циклон
CH-148 Циклон | |
---|---|
СН-148 в 2020 году | |
Роль | Морской вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Сикорский Самолет |
Первый полет | 15 ноября 2008 г. |
Введение | июль 2018 г. [ 1 ] |
Статус | В эксплуатации [ 1 ] |
Основной пользователь | Королевские ВВС Канады |
Количество построенных | 26 по состоянию на декабрь 2022 г. [ 2 ] |
Разработано на основе | Сикорский С-92 |
Sikorsky CH-148 Cyclone — двухмоторный многоцелевой вертолет корабельного базирования, разработанный авиастроительной корпорацией Sikorsky для вооруженных сил Канады . [ 3 ] [ 4 ] Военный вариант Sikorsky S-92 , CH-148 предназначен для корабельных операций и заменил CH-124 Sea King , который находился на вооружении канадских вооруженных сил с 1963 по 2018 год.
«Циклон» поступил на вооружение Королевских ВВС Канады (RCAF) в 2018 году и теперь выполняет противолодочную борьбу (ПЛО), наблюдение и поисково-спасательные операции с фрегатов Королевских ВМС Канады . Вертолет также выполняет служебные и транспортные функции в поддержку усилий национальной и международной безопасности. [ 5 ] В 2004 году Канада заключила с Sikorsky Aircraft контракт на 28 самолетов CH-148, поставки которых первоначально планировалось начать в 2009 году. Поставки неоднократно откладывались из-за проблем с разработкой и трудностей с выполнением требований контракта; Первые поставки шести первоначальных вертолетов (обозначенных как Block 1) произошли в июне 2015 года. Три года спустя Cyclone Block 2 достиг начальной эксплуатационной готовности (IOC). В начале 2020 года флот был ненадолго остановлен из-за сбоя, вызванного плохой документацией и недостатками программного обеспечения.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Канада начала искать замену морскому вертолету Sea King в 1986 году, когда подала заявку на участие в проекте «Новые корабельные самолеты» (NSA). Был выбран вариант AgustaWestland EH101 , и контракт был подписан тогдашней правящей партией страны, Прогрессивными консерваторами. После смены правительства Либеральной партии контракт EH-101 был расторгнут. Отмена привела к длительной задержке с закупкой самолета на замену. В начале 2000-х годов проект приобрел повышенное значение, и был инициирован еще один конкурс на закупки. [ 6 ]
Канады 23 ноября 2004 года Министерство национальной обороны объявило о заключении с Sikorsky контракта на сумму 1,8 миллиарда канадских долларов на производство 28 вертолетов, поставки которых планируется начать в январе 2009 года. [ 7 ] Кроме того, субподрядчики Sikorsky, General Dynamics Canada и L-3 MAS, отвечают за эксплуатационное обслуживание, а также за учебный центр морских вертолетов, включающий два тренажера для боевых полетов. Другие элементы поддержки во время эксплуатации включают интегрированную систему мониторинга состояния автомобиля, запасные части и поддержку программного обеспечения. [ 8 ]
Первый полет первого серийного CH-148, серийный номер 801 (регистрация FAA N4901C), состоялся во Флориде 15 ноября 2008 года. [ 9 ] [ 10 ]
Задержки и обновления
[ редактировать ]В мае 2010 года компания Sikorsky объявила о модернизации двигателя CH-148 Cyclone к концу 2012 года. General Electric разрабатывала новую версию двигателя на базе CT7-8A1. CT7-8A1 делает CH-148 Cyclone тяжелее и менее эффективным, чем ожидалось. Компания General Electric разработала CT7-8A7, который должен быть сертифицирован к июню 2012 года и в конечном итоге интегрирован в Cyclone как можно скорее. General Electric разработала модернизированный двигатель за свой счет. Новая версия двигателя CT7-8A7 производит на 10% больше мощности. [ 11 ] В CT7-8A7 были доработаны топливный коллектор и форсунки. Промежуточные CH-148 должны были быть оснащены двигателями CT7-8A1. [ 12 ]
Дополнительные сложности в программе и ограничения со стороны правительства США в правилах международной торговли оружием задержали первоначальные поставки самолетов до 2010 года. [ 13 ] Дальнейшие задержки привели к тому, что ожидаемую поставку перенесли на 2015 год. [ 14 ] В 2013 году Канада отказалась от поставки «промежуточных» вертолетов, предложенных Sikorsky, в которых отсутствовали критически важные системы. [ 15 ] В сентябре 2013 года правительство Канады объявило, что они пересматривают закупку CH-148 и рассмотрят возможность расторжения контракта и заказа других вертолетов, если это будет лучшим вариантом; [ 16 ] к этому моменту компания Sikorsky с 2008 года накопила более 88 миллионов долларов в виде просроченных убытков. [ 17 ]
В июне 2014 года было объявлено, что правительство Канады сняло с Sikorsky обязательное требование снабжать CH-148 главным редуктором с 30-минутным ходом всухую. Это была ключевая функция безопасности, определённая как обязательная в первоначальном запросе предложений, и одна из семи уступок, сделанных Sikorsky. [ 18 ] Правительство Канады заявило, что эти уступки не повлияют на безопасность личного состава вооруженных сил. Однако потеря масла в главном редукторе, сопровождаемая рядом других факторов, стала причиной крушения гражданской версии вертолета S-92 в 2009 году у берегов Ньюфаундленда . [ 19 ] [ 20 ] Сикорский добавил обходной переключатель масляного радиатора и заявил, что подобная авария крайне маловероятна. [ 21 ] Эффективность переключателя байпаса подвергается сомнению, поскольку предполагается, что утечка произойдет внутри узла маслоохладителя и что байпас можно активировать вовремя для поддержания достаточного количества масла. В случае крушения S-92 сломалась титановая шпилька, что привело к катастрофической потере масла через узел масляного фильтра. [ 22 ]
Дизайн
[ редактировать ]CH-148 имеет планер из металла и композитных материалов. Четырехлопастная шарнирно-сочлененная составная лопасть несущего винта шире и имеет больший диаметр, чем у S-70 Blackhawk . Конический кончик лопасти загибается назад и наклоняется вниз, чтобы снизить шум и увеличить подъемную силу. В полете на привязном висении зафиксирована подъемная сила 138 кН (31 000 фунтов силы), создаваемая как в условиях воздействия земли, так и вне ее. В отличие от Sea King, но, как и почти все современные военно-морские вертолеты, Cyclone не является амфибией и не может плавать на воде.
ряд функций безопасности, таких как отказоустойчивость, устойчивость к ударам птиц В конструкцию был включен и сдерживание взрыва двигателя. Активная система вибрации обеспечивает комфортный полет, а уровень шума значительно ниже сертификационных требований. Cyclone будет оснащен модифицированной главной коробкой передач, конструкция которой была изменена после аварии в марте 2009 года . [ 23 ]
CH-148 оснащен устройствами для поиска и определения местоположения подводных лодок при противолодочной обороне, оснащен средствами противодействия ракетным ударам. Интегрированная система миссии разрабатывается компанией General Dynamics Canada. [ 24 ] как и система акустической обработки Sonobuoy. [ 25 ] РЛС — «Телефоникс» АПС-143Б, [ 26 ] система EO компании Flir Systems SAFIRE III, [ 27 ] гидролокатор L-3 HELRAS , [ 28 ] и ESM — Lockheed Martin AN/ALQ-210. [ 29 ] CMC Electronics предоставляет систему управления полетом под названием CMA-2082MH Aircraft Management System. [ 30 ]
Операционная история
[ редактировать ]Канадские вооруженные силы должны были принять поставки CH-148 начиная с ноября 2008 года. В апреле 2009 года правительство Канады отказалось от штрафов за просрочку платежа и предоставило Sikorsky еще два года на поставку соответствующих требованиям Cyclones. В феврале 2010 года первый CH-148 прибыл в CFB Halifax . Вертодром Шируотер является штаб-квартирой 12-го крыла, которое эксплуатировало CH-124 Sea King . Из-за задержек и экспортных ограничений первые 19 из 28 самолетов CH-148 Cyclone должны были быть поставлены по временному стандарту, который не соответствует первоначальным требованиям контракта. Это позволит начать эксплуатационные испытания и обучение до конца года. [ 31 ] [ 32 ]
В марте 2010 года первый CH-148 был отправлен на борт HMCS Montréal для интенсивных испытаний в открытом море, включая посадку и взлет. [ 33 ] [ 34 ] В июне 2010 года компания Sikorsky объявила, что в ноябре 2010 года канадские вооруженные силы получат шесть временных CH-148 Cyclone. [ 35 ] В июле 2010 года Сикорский достиг соглашения об отсрочке платежей и поставок; поставки остальных CH-148 с полными возможностями должны были начаться в июне 2012 года. [ 36 ] Все вертолеты временного стандарта должны были быть модернизированы к декабрю 2013 года. [ 37 ]
22 февраля 2011 года канцелярия премьер-министра Канады объявила о предполагаемом прибытии девяти циклонов на западное побережье Канады весной 2014 года. [ 38 ] К марту 2011 года шесть промежуточных CH-148 так и не были доставлены. 3 марта 2011 года федеральное правительство объявило, что наложит на Sikorsky штраф в размере до 8 миллионов канадских долларов за невыполнение контрактных обязательств. [ 39 ] В январе 2012 года сообщалось, что компания Sikorsky поставит пять учебных CH-148 в 2012 году, в том числе один «полностью боеспособный» CH-148 к июню 2012 года, в противном случае ему грозит еще 80 миллионов долларов штрафных санкций по контракту. [ 40 ] 10 июля 2012 года, говоря о том, что компания Sikorsky пропустила очередной срок поставки, министр обороны Питер Маккей назвал покупку Cyclone «худшей закупкой в истории Канады». [ 41 ]
В декабре 2012 года Луи Шеневерт, председатель материнской корпорации Sikorsky United Technologies Corporation, заявил, что пять CH-148, поставка которых запланирована на 2012 год, вместо этого будут поставлены в 2013 году вместе с тремя дополнительными вертолетами. Остальные поставки состоятся позже. [ 42 ] [ 43 ] В октябре 2013 года проект оказался на грани отмены, поскольку правительство Канады распорядилось о возможном изменении требований к морским вертолетам. [ 44 ]
В июне 2015 года сообщалось, что компания Sikorsky готова начать поставки первых промежуточных «Циклонов» Королевским ВВС Канады. [ 45 ] Шесть вертолетов были доставлены 19 июня 2015 года. [ 46 ] и два Циклона «Блок 1.1» были доставлены в ноябре – декабре 2015 года. Эти восемь вертолетов позволят RCAF проводить тренировки на Циклоне до тех пор, пока в 2018 году не начнут прибывать полностью готовые к эксплуатации Циклоны Блока 2. [ 47 ] Девятый CH-148 был доставлен в августе 2016 года. [ 48 ] Одиннадцатый вертолет был поставлен в марте 2017 года, поскольку поставки системы вооружения продолжаются. [ 49 ] В июне 2018 года было объявлено, что «Циклон» достиг «начальной боеспособности». [ 50 ]
В июле 2018 года RCAF объявил, что Cyclone был направлен в Канаду в рамках операции Reassurance , при этом один вертолет покинул Канаду на борту HMCS Ville de Québec . [ 1 ]
В декабре 2021 года RCAF обнаружила трещины на хвостовой части 19 из 23 поставленных CH-148, в результате чего только 2 CH-148 остались без дефектов (остальные 2 уже находились на длительном техническом обслуживании и не проверялись). компрометирующая операцию «Лентус» . [ 51 ] В RCAF заявили, что проблема была решена к концу 2021 года, и подразделения CH-148 продолжали часто использоваться в операциях по всему миру в течение 2022 года. К декабрю 2022 года было поставлено 26 из 28 вертолетов, большинство из которых находились в блоке. 2 конфигурация. [ 52 ]
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС Канады – по состоянию на декабрь 2022 г. поставлено 26 вертолетов, [ 53 ] из 28 заказанных. Один вертолет погиб в море в 2020 году. [ 54 ] [ 50 ]
- 406-я морская эскадрилья оперативной подготовки - с лета 2016 г.
- 423-я морская вертолетная эскадрилья - с января 2018 г.
- 443-я морская вертолетная эскадрилья - с августа 2018 г.
Несчастные случаи
[ редактировать ]- 29 апреля 2020 года самолет RCAF CH-148 из 423-й морской вертолетной эскадрильи , приданный HMCS Fredericton и базирующийся на вертолетной площадке Шируотер, разбился в Ионическом море во время средиземноморских учений НАТО , в результате чего погибли все шесть членов экипажа на борту. [ 55 ] [ 56 ] В результате все находящиеся на вооружении «Циклоны» были поставлены на «оперативную паузу». [ 57 ] до его отмены 16 июня 2020 года. [ 58 ] Расследование объяснило аварию электронной системой управления и законом электродистанционного управления, известным как «феномен смещения позиции командной модели». Это привело к тому, что CH-148 недостаточно реагировал на действия пилота, когда был задействован руководитель полета. Расследование пришло к выводу, что материалы, предоставленные производителем, содержали «вводящую в заблуждение или запутанную» информацию, неполные разделы по автоматизации и отсутствовали описания маневров. Рекомендованное исправление заключалось в изменении программного обеспечения, регулирующего законы электронного управления полетом, и улучшении оповещения и осведомленности экипажа о режиме полета. [ 59 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные со страницы MHP канадских вооруженных сил и профиля RCAF CH-148. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (2 пилота; 1 тактический координатор, ACSO; 1 оператор датчиков, AES OP)
- Вместимость: 6 в конфигурации миссии, до 22 в конфигурации общего назначения.
- Длина: 56 футов 2 дюйма (17,12 м) .
- Длина в сложенном виде: 14,78 м (48,5 футов)
- Ширина: фюзеляж 17 футов 3 дюйма (5,26 м)
- Высота: 15 футов 5 дюймов (4,70 м) S-92
- Вес пустого: 15 600 фунтов (7076 кг) С-92. [ 63 ]
- Максимальный взлетный вес: 29 300 фунтов (13 290 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric CT7-8A7 турбовальных мощностью 3000 л.с. (2200 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 58 футов 1 дюйм (17,70 м)
- Площадь несущего винта: 2650 кв. футов (246 м ). 2 ) С-92
- Секция лезвия: - корень: Sikorsky SC2110; Совет: Sikorsky SSC-A09 - S-92 [ 64 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 165 узлов (190 миль в час, 306 км/ч)
- Крейсерская скорость: 137 узлов (158 миль в час, 254 км/ч)
- Практический потолок: 15 000 футов (4600 м)
Вооружение
- 2 × торпеды МК-46 на БРУ-14, установленные в складных пилонах вооружения.
- установленный на дверце Универсальный пулемет,
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- AgustaWestland AW101 / AgustaWestland CH-149 Баклан
- Еврокоптер AS532 SC Cougar
- Kamov Ka-27
- NHIndustries NH90
- Sikorsky SH-3 Sea King / Sikorsky CH-124 Sea King
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Пульезе, Дэвид (11 июля 2018 г.). «Вертолет Cyclone RCAF отправится в первое международное развертывание на следующей неделе» . Гражданин Оттавы .
- ^ "Вращающийся флот RCAF" . Обзор канадской обороны, том. 28 Выпуск 6, с. 78, декабрь 2022 г.
- ^ «Правительство Канады продолжает закупку CH-148 Cyclone» . Канадско-американский стратегический обзор . 3 января 2014 г. Архивировано из оригинала 16 января 2014 г. Проверено 16 января 2014 г.
- ^ «На заднем плане — морской вертолет CF — Sikorsky CH-148 Cyclone» . Канадско-американский стратегический обзор . Архивировано из оригинала 16 января 2014 года . Проверено 16 января 2014 г.
Наконец, в конце 2003 года был объявлен тендер. Победитель был объявлен в июле 2004 года. Новым морским вертолетом станет H-92 Superhawk компании Sikorsky, который станет CH-148 Cyclone на вооружении CF.
- ^ «СН-148 Циклон» . Департамент национальной обороны. ВВС Канады. Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
- ^ Пиготт, Питер (2012). «Игра в ожидание» . Журнал «Вертолеты» . Архивировано из оригинала 29 июня 2013 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ «Справочная информация о вертолете CH-148 Cyclone» . Департамент национальной обороны. Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Проверено 23 января 2010 г.
- ^ Орр, Джон (лето 2008 г.). «Создавая волны» (PDF) . Канадское военно-морское обозрение . Том. 4, нет. 2. С. 31–32. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 года.
- ^ Хойл, Крейг (18 ноября 2008 г.). «Первый полет канадского морского вертолета Cyclone» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
- ^ Осборн, Тони. «Сикорский впервые запускает CH-148 Cyclone» . Роторхуб.com . Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 г. – на сайте shephard.co.uk.
- ^ «Новые конфигурации двигателей для канадских морских вертолетов» . ТВ5 (на французском языке). 21 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2011 г.
- ^ Туттон, Майкл (21 мая 2010 г.). «Очередная замена двигателя для вертолетов ВМФ» . Новости МСН. Канадская пресса. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ «Ограничения безопасности могут помешать канадским покупкам» . Авиация сегодня . 27 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 9 июня 2015 г.
- ^ Байерс, Майкл; Уэбб, Стюарт (23 июля 2013 г.). «Замените морских королей. Сейчас» . Национальная почта . Архивировано из оригинала 6 сентября 2013 года.
- ^ Пульезе, Дэвид (20 июля 2013 г.). «Канада отказывается принять Sikorsky Helos» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 20 июля 2013 года.
- ^ Брюстер, Мюррей (5 сентября 2013 г.). «Военная группа отправлена для оценки вертолетов, не являющихся проблемными «Циклонами» . Новости КТВ . Канадская пресса. Архивировано из оригинала 6 сентября 2013 года.
- ^ Чейз, Стив (5 сентября 2013 г.). «Судьба покупки вертолета под вопросом, поскольку Оттава изучает другие модели» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 7 сентября 2013 года.
- ^ Кадмор, Джеймс (23 июня 2014 г.). «Замена Sea King: морским вертолетам Cyclone стоимостью 7,6 миллиарда долларов не хватает ключевых требований по безопасности» . Новости ЦБК .
- ^ «Отчет о расследовании происшествия TSB A09A0016» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2012 года . Проверено 19 марта 2015 г.
- ^ Дейли, Пол (9 февраля 2011 г.). «Расследование выявило 16 отдельных проблем в результате крушения вертолета в Нфлд в 2009 году» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
- ^ «Оценка реагирования на Рекомендацию по авиационной безопасности А11-01» . Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 21 сентября 2011 г.
- ^ Чейни, Питер (23 ноября 2009 г.). «Вертолет, попавший в фатальную аварию, не прошел проверку безопасности» . Глобус и почта . Канадская пресса. Архивировано из оригинала 9 января 2016 года.
- ^ Уорик, Грэм. «Канада хочет ужесточить правила в отношении коробки передач вертолета» [ постоянная мертвая ссылка ] . Неделя авиации , 14 февраля 2011 г.
- ^ General Dynamics Canada - CH148 Cyclone - Проект морского вертолета - Обзор. Архивировано 2 сентября 2007 г. на Wayback Machine , gdcanada.com.
- ^ General Dynamics Canada - Системы акустической обработки Sonobuoy - Обзор. Архивировано 29 сентября 2007 г. на Wayback Machine , gdcanada.com.
- ^ Телефоника: корпоративная информация. Архивировано 27 июня 2017 г. на Wayback Machine , telephonics.com.
- ^ FLIR – Пресс-релиз. Архивировано 25 ноября 2015 г. на Wayback Machine , Corporate-ir.net.
- ^ HELRAS DS-100 - Активный гидролокатор дальнего действия для вертолета. Архивировано 22 декабря 2014 года в Wayback Machine . L-3mps.com
- ^ Lockheed Martin выделила 59,4 миллиона долларов на поставку электронных систем поддержки канадским вооруженным силам. Архивировано 6 марта 2008 года в Wayback Machine . Локхид Мартин.
- ^ CMC Electronics заключила контракт с Sikorsky Aircraft на поставку системы управления самолетом следующего поколения для канадского проекта морского вертолета H-92. Архивировано 10 июля 2011 года в Wayback Machine . esterline.com
- ^ «Циклон Сикорского приземлился в Канаде» . Авиационная неделя . 8 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 8 марта 2010 г.
- ^ «Фотографии вертолета «Циклон» в Шируотере: в следующем месяце ожидаются новые испытания» . Оборонный дозор . 12 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 г. Проверено 12 марта 2010 г.
- ^ «Испытание циклона приближается к Галифаксу» . Вестник Хроники . 11 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2010 г. . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ «Прототип военно-морского вертолета Sikorsky CH-148 Cyclone прибывает в Канаду для испытаний» . Ежедневник оборонной промышленности . 24 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 13 февраля 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ «Шесть вертолетов будут переданы ВМФ к лету 2012 года» . Новости КТВ . Канадская пресса. 8 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2010 г.
- ^ Тримбл, Стивен (28 июля 2010 г.). «Sikorsky принимает уступки Канаде после новых задержек CH-148» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 31 июля 2010 года.
- ^ График проекта морского вертолета (MHP) [ постоянная мертвая ссылка ] Группа материального обеспечения, Министерство национальной обороны, 16 февраля 2011 г.
- ^ «Новый вертолетный комплекс на базе канадских вооруженных сил Эскимальт» (пресс-релиз). Премьер-министр Канады. 22 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2011 г.
- ^ Леблан, Дэниел (3 марта 2011 г.). «Оттава ищет деньги за задержку вертолета» . Глобус и почта .
- ^ «В этом году ожидается всего пять «тренировочных» вертолетов» . Вестник Хроники . 27 января 2012 г. Архивировано из оригинала 30 января 2012 г.
- ^ «Маккей винит крупу в худшей закупке в истории в сделке с вертолетом» . Вестник Хроники . 11 июля 2012 года . Проверено 11 июля 2012 года .
- ^ Пульезе, Дэвид (18 декабря 2012 г.). «Поставка запасных вертолетов Sea King в очередной раз отложена» . Гражданин Оттавы . Архивировано из оригинала 21 декабря 2012 года.
- ^ Пульезе, Дэвид (19 декабря 2012 г.). «Замена Sea King отложена» . Ванкувер Сан . Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года – на сайте canada.com.
- ^ Кадмор, Джеймс (15 октября 2013 г.). «Заменой Sea King могут стать меньшие по размеру и более дешевые вертолеты» . Новости ЦБК . Торонто. Канадская пресса. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года.
- ^ Пульезе, Дэвид (18 июня 2015 г.). «Вертолет Cyclone наконец-то готов для RCAF… вроде того» . Гражданин Оттавы . Архивировано из оригинала 30 июня 2015 года . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ «Объявлена поставка морского вертолета CH-148 Cyclone» . Новости ЦБК . 19 июня 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Ремпель, Рой (апрель 2016 г.). «NSPS и предстоящий обзор обороны» . Обзор канадской обороны . 22 (2): 97–101.
- ^ Дрю, Джеймс (11 августа 2016 г.). «Канада начинает вывод CH-124 по прибытии девятого CH-148» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года.
- ^ «Проект морского вертолета» . Министерство обороны Канады . 9 марта 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Проект закупки CH-148 Циклон» . Правительство Канады. 16 июля 2018 года . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ Макдональд, Майкл (5 декабря 2021 г.). «Военный ремонт трещин в хвостовом оперении 19 морских вертолетов CH-148 Cyclone» . Новости КТВ . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ "Вращающийся флот RCAF" . Обзор канадской обороны, том. 28 Выпуск 6, с. 78 декабря 2022 г.
- ^ "Вращающийся флот RCAF" . Обзор канадской обороны, том. 28 Выпуск 6, с. 78 декабря 2022 г.
- ^ «Миссия по замене Sea Kings, продолжавшаяся десятилетиями, натолкнулась на еще одну проблему» . Глобус и почта . Торонто. 2 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Аронхейм, Анна. «Канадский военный вертолет разбился во время учений НАТО» . «Джерузалем Пост» . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ «Военные заявляют, что теперь опознаны останки всех шести человек, погибших в результате крушения вертолета «Циклон» . Новости ЦБК . Канадская пресса . 20 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 23 июня 2020 года . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ «Поиски разбившегося вертолета и пропавших канадских военнослужащих завершены» . Новости ЦБК . 3 июня 2020 г. Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «Эксплуатационная пауза парка CH-148 Cyclone снята» (Пресс-релиз). Правительство Канады. 16 июня 2020 г. Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «CH148822 Циклон — Эпилог» . Королевские ВВС Канады. 11 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ «Проект морского вертолета – ОУП МХП» . Канадские вооруженные силы. 21 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 2 сентября 2009 года . Проверено 19 ноября 2009 г.
- ^ « Вертолет Sikorsky CH148 Cyclone » . www.lockheedmartin.com . Архивировано из оригинала 8 января 2019 года . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ «СН-148 Циклон» . Королевские ВВС Канады . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Пальт, Карстен. "Sikorsky Aircraft S-92 - Технические характеристики - Технические данные/Описание" . www.flugzeuginfo.net . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.