Собелэр
![]() | |||||||
| |||||||
Основан | 30 июля 1946 г. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало деятельности | 15 октября 1946 г. | ||||||
Прекращенная деятельность | 19 января 2004 г. | ||||||
Операционные базы | Брюссельский аэропорт | ||||||
Материнская компания |
|
Société Belge des Transports par Air SA , известная под сокращенной формой Sobelair , была бельгийской чартерной авиакомпанией, действовавшей с 1946 по 2004 год. Ее штаб-квартира находилась в Брюсселе. [ 2 ] (позже в Завентеме ) [ 3 ] и выполнял в основном нерегулярные пассажирские и грузовые рейсы из аэропорта Брюсселя . [ 4 ]
История
[ редактировать ]

Sobelair была основана как чартерная авиакомпания 30 июля 1946 года, первоначально (только в первые месяцы) известная как Société d'Etude et de Transports Aériens , сокращенно SETA . [ 5 ] Первым коммерческим рейсом на самолете Douglas DC-3 , который состоялся 15 октября того же года, была доставка цветов в Ниццу через Париж . В 1947 году были открыты регулярные рейсы из Брюсселя в Элизабетвиль в Бельгийском Конго от имени нескольких компаний бельгийской колонии, которым принадлежала большая часть акций компании. В 1949 году эти акции были приобретены бельгийской авиакомпанией Sabena , которой, таким образом, принадлежало 72,29 процента акций Sobelair. [ 6 ]
Когда Республика Конго (Леопольдвиль) была основана как независимое государство в бывшем Бельгийском Конго, компания Sobelair прекратила свои рейсы в Африку и вместо этого сосредоточилась на предложении чартерных рейсов в Средиземное море, а также (между 1957 и 1962 годами) внутренних маршрутов с использованием небольшие Cessna 310 . самолеты [ 5 ] [ 6 ]
Sobelair вступил в эпоху реактивных самолетов в 1971 году, когда первая Caravelle была приобретена у Sabena подержанной. В последующие годы флот был дополнительно модернизирован за счет самолетов Boeing 707 , которые оставались до 1988 года. К тому времени флот Sobelair состоял исключительно из меньших авиалайнеров Boeing 737 . Дальнемагистральные рейсы возобновились только в 1994 году на только что купленном Боинге 767-300 . [ 6 ]
Когда Swissair заключила альянс с Sabena в 1995 году, планировалось сотрудничество соответствующих чартерных дочерних компаний. Так, Sobelair в 1996 году вступила в переговоры со швейцарским филиалом Trans European Airways , которые оказались безрезультатными. Вместо этого было подписано соглашение с Crossair . В 1997 году Sobelair выполняла чартерные пассажирские рейсы из Цюриха в Сан-Франциско и Лас-Вегас от имени Swissair. В конце 1990-х годов был подписан чартерный контракт с туроператором Jetair . В 2001 году были заключены дополнительные соглашения с ALM Antillean Airlines и Balair . [ 6 ]
В октябре 2001 года Swissair обанкротилась, за чем в ноябре того же года последовала кончина партнера Sabena, что привело к тому, что будущее Sobelair также стало неопределенным. Delta Air Transport Sabena , которой были переданы слоты , ненадолго рассматривала возможность приобретения самолетов 767 Sobelair для возобновления регулярных пассажирских рейсов в Африку (вместо этого для этой цели была основана Birdy Airlines ), а немецкий туроператор Preussag вступил в переговоры. относительно поглощения авиакомпании, которые были снова отменены в феврале 2002 года. [ 6 ]
После приобретения группой инвесторов в июне 2002 года, что привело к открытию регулярных рейсов по маршруту Брюссель- Йоханнесбург , в начале 2003 года компания Sobelair была передана SN Bruce Airlines , для которой с тех пор она выполняла чартерные рейсы. Это не привело к улучшению финансового положения, и Sobelair объявила о банкротстве в январе 2004 года. TUI Travel разместила предложение о приобретении самолетов Sobelair с целью создания дочерней компании бельгийской авиакомпании при условии, что защита кредиторов будет предоставлена . 19 января эта мера была отклонена, в результате чего компания Sobelair обанкротилась, а ее тогдашние около 450 сотрудников потеряли работу. [ 6 ] [ 7 ]
Флот
[ редактировать ]Исторический флот
[ редактировать ]

За почти 60 лет своего существования компания Sobelair эксплуатировала следующие типы самолетов: [ 1 ] [ 8 ]
![]() |
Самолет | Представлено | Ушедший на пенсию | Количество в автопарке на момент закрытия | Примечания |
---|---|---|---|---|
Аэробус А300В4 | 1993 | 1999 | — | |
Аэробус А320-200 | 2000 | 2000 | 1 | Арендован у авиакомпании TransAer International Airlines . |
Боинг 707 | 1974 | 1989 | — | |
Боинг 720 | — | |||
Боинг 727 | 1995 | 1996 | — | |
Боинг 737-200 | 1978 | 1997 | — | |
Боинг 737-300 | 1987 | 2004 | 3 | |
Боинг 737-400 | 1990 | 2004 | 4 | |
Боинг 737-800 | 2002 | 2004 | 2 | |
Боинг 767-300ER | 1994 | 2004 | 5 | |
Цессна 310 | 1957 | 1961 | — | |
Дуглас DC-3 | 1946 | — | ||
Дуглас DC-4 | 1947 | 1961 | — | |
Дуглас DC-6 | 1961 | 1970 | — | |
Фоккер F27 Дружба | 1968 | 1971 | — | |
Макдоннелл Дуглас DC-10-30 | 1994 | 1994 | — | |
Макдоннелл Дуглас MD-83 | 1994 | 1994 | — | |
Суд Авиация Каравелла | 1971 | 1978 | — |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- Собелэйр потерпел одну катастрофу со смертельным исходом, которая произошла 22 апреля 1960 года. Самолет Douglas C-54 Skymaster авиакомпании, зарегистрированный OO-SBL, врезался в склон горы (так называемый контролируемый полет на местность ) при подлете к аэродрому в Буниа , затем Бельгийское Конго . Все 28 пассажиров и семь членов экипажа, находившиеся на чартерном рейсе из Каира, погибли. [ 9 ]
- 20 декабря 1970 года самолет Sobelair Douglas DC-6 (зарегистрированный OO-CTL) был поврежден и не подлежал ремонту, когда вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Малаги . Грузовой рейс с семью пассажирами был вынужден совершить вынужденную посадку в аэропорту в плохих погодных условиях, поскольку из-за неисправности гидравлики не удалось выпустить левое основное шасси. [ 10 ]
- 29 марта 1981 года у самолета Sobelair Boeing 707 вскоре после взлета из аэропорта Брюсселя (зарегистрированный OO-SJA) произошел возгорание двигателя . Пилоты вернулись в аэропорт и были вынуждены совершить вынужденную посадку. Поскольку времени слить топливо не было, самолет был слишком тяжелым, и его намеренно вывели за пределы взлетно-посадочной полосы, чтобы не пролететь мимо нее, в результате чего он получил серьезные повреждения. В катастрофе выжили 109 пассажиров и восемь членов экипажа. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Информация о Sobelair предоставлена Банком данных авиатранспорта.
- ^ "Всемирный обзор авиакомпаний". Рейс Интернешнл . 2 апреля 1964 года.» 528 .
- ^ « Свяжитесь с нами ». Собелэр. 5 декабря 2002 г. Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ «Опрос: World Airlines». Рейс Интернешнл . 1–7 апреля 2003 г. 74 .
- ^ Перейти обратно: а б Портрет Собелэра на skystef.be
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Портрет Собеляра на сайте berlin-spotter.de (на немецком языке)
- ^ Собелер объявил о банкротстве
- ^ Список флота Sobelair (только после 1970-х годов) на сайте airfleets.net.
- ^ Катастрофа 1960 года в Сети авиационной безопасности.
- ^ Инцидент 1970 года в Сети авиационной безопасности.
- ^ Авария 1981 года в Сети авиационной безопасности.
Внешние ссылки
[ редактировать ]