Винтовая машина
![]() | В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( Октябрь 2012 г. ) |

— Винтовая машина это наземная машина или машина- амфибия , предназначенная для преодоления труднопроходимой местности, такой как снег, лед, грязь и болото. Такие транспортные средства отличаются тем, что приводятся в движение за счет вращения одного или нескольких шнекообразных цилиндров, снабженных винтовым фланцем, который входит в зацепление со средой, через которую или над которой движется транспортное средство. В вооруженных силах США их назвали Архимеда винтовыми машинами , где они классифицируются как тип транспортных средств малой проходимости (MTV). [1] Современные транспортные средства под названием «Амфиролы» и другие подобные транспортные средства имеют специализированное применение.
Вес автомобиля обычно приходится на одну или несколько пар больших цилиндров с фланцами; иногда используется цилиндр с одним фланцем и дополнительными стабилизирующими лыжами. Каждый из этих цилиндров имеет винтовой спиральный фланец, похожий на резьбу винта. В каждой подобранной паре цилиндров фланец одного из них будет вращаться по часовой стрелке, а другого - против часовой стрелки. Фланец соединяется с поверхностью, на которой стоит автомобиль. В идеале это должен быть слегка мягкий материал, например снег, песок или грязь, чтобы фланец мог хорошо зацепиться. Двигатель используется для вращения цилиндров в противоположных направлениях: один цилиндр вращается по часовой стрелке, а другой — против часовой стрелки. Противоположные вращения компенсируются, и транспортное средство движется вперед (или назад) вдоль оси вращения.
Принцип работы обратный винтовому конвейеру . Винтовой конвейер использует винтовой винт для перемещения полутвердых материалов горизонтально или под небольшим наклоном; в транспортном средстве с винтовым приводом полутвердый субстрат остается неподвижным, а сама машина движется.
Ранние разработки
[ редактировать ]Один из самых ранних образцов винтового транспортного средства был разработан Джейкобом Моратом , уроженцем Швейцарии, который поселился в Сент-Луисе, штат Миссури , США, в 1868 году. [2] Машина Мората была разработана для сельскохозяйственных работ, например, для перевозки плуга. Шнеки имели режущие кромки, позволяющие разрушать корни в земле при движении машины. [3]
Одна из первых машин с винтовым приводом была спроектирована Джеймсом и Ирой Пиви из штата Мэн. Он был запатентован Айрой Пиви в 1907 году; Семья Пиви прославилась своим вкладом в лесную промышленность с тех пор, как кузнец Джозеф Пиви из Стиллуотера, штат Мэн , изобрел инструмент, известный по сей день как Пиви (иногда «Певи» или «Пиви»). Компания Peavey Manufacturing Co. по-прежнему находится в штате Мэн. [4]
Машина Пиви имела две пары цилиндров с шарниром между парами, обеспечивающим рулевое управление. Было построено как минимум два прототипа автомобиля: один с паровым двигателем, другой с бензиновым двигателем. [5] Прототипы хорошо работали на плотном укатанном снегу, но не справлялись с мягким рыхлым снегом, поскольку фланцам не за что было зацепиться. Машина предназначалась для перевозки бревен, но из-за ее длины и жесткой конструкции ей было трудно передвигаться по неровным зимним дорогам , для которых она предназначалась. Изобретение Пиви не могло конкурировать с ломбардским паровым лесовозом, построенным Элвином Ломбардом , и не производилось коммерчески. [6] (Ломбардский автомобиль был ранним примером полугусеничного автомобиля , он напоминал железнодорожный локомотив с салазками или колесами спереди для рулевого управления и гусеничными гусеницами для тяги.)
Армстед Снежный Мотор
[ редактировать ]
В 1920-х годах был разработан снегоход Armstead Snow Motor. С его помощью трактор Fordson переоборудовали в винтовую машину с одной парой цилиндров. Машину, использовавшуюся в районе Траки, штат Калифорния, местные жители называли «Снежным дьяволом», и это название было ошибочно присвоено этим машинам, хотя ни в одной известной рекламе того времени они не упоминались как таковые. Был снят фильм, демонстрирующий возможности автомобиля, а также автомобиля Chevrolet, оснащенного двигателем Armstead Snow Motor. [7] В фильме хорошо видно, что машина хорошо справляется со снегом. Рулевое управление осуществлялось за счет того, что каждый цилиндр получал мощность от отдельного сцепления, которое в зависимости от положения рулевого механизма включается и выключается; в результате получается транспортное средство, которое является относительно маневренным. В рекламном фильме показан снегоход Armstead, перевозящий 20 тонн бревен.
В январе 1926 года журнал Time сообщил:
Использовав автомобиль практически для всех мыслимых целей, ведущие автопроизводители Детройта организовали компанию под названием Snow Motors Inc., чтобы выпустить машину, способную преодолевать самые глубокие сугробы со скоростью шесть-восемь миль в час. Новый автомобиль будет состоять из силовой установки трактора Форд, установленной на двух вращающихся цилиндрах вместо колес — что-то вроде парового катка. Машина уже доказала свою полезность в глубоком снегу, ранее несудоходном. Одна такая машина выполняла работу, для которой раньше требовалось три команды. В Орегоне на снегоходе используются два ежедневных маршрута через перевал Маккензи между Юджином и Бендом. Уже поступили заказы из Канады, Норвегии, Швеции и Аляски. Компания Hudson Bay Co. заказала поставки для поддержания связи со своими самыми северными станциями по торговле мехом. Королевская конная полиция Северо-Запада также вышла на рынок снегоходов и, к глубокому сожалению кинодеятелей, может перестать быть всадниками и стать шоферами. Ряд известных производителей двигателей также заинтересовались этим предложением с точки зрения адаптации оборудования снегоходов к своим обычным моделям. Hudson, Dodge и Chevrolet упоминаются особенно как заинтересованные в практических возможностях в этом направлении. [8]
Сохранившийся пример находится в коллекции Музея старинных грузовиков Хейса в Вудленде , Калифорния . Говорят, что именно этот автомобиль использовался для перевозки почты из Траки в Норт-Лейк-Тахо . [9]
Период Второй мировой войны
[ редактировать ]Во время оккупации Норвегии нацистской Германией во время Второй мировой войны донкихот Джеффри Пайк задумался над проблемой быстрой транспортировки солдат по снегу. Он предложил разработать винтовую машину на базе снегохода Армстед. [10] Пайк предполагал, что машины будут использоваться небольшим отрядом высокомобильных солдат. Ущерб и потери, которые могут нанести небольшие силы, могут быть незначительными, но они вынудят противника держать большое количество людей в Норвегии, чтобы защищаться от всех возможных точек нападения. Идеи Пайка поначалу были отвергнуты, но в октябре 1941 года Луи Маунтбеттен стал руководителем объединенных операций , и идеи Пайка были встречены более благосклонно. Маунтбеттен убедился, что план Пайка стоит того, и принял его. Этот проект получил название «Проект «Плуг» , и ему было посвящено множество конференций высокого уровня. [11]
Задача разработки подходящей машины была передана американцам, и Пайк отправился в США, чтобы курировать разработку. Однако Пайк, который мог быть очень негибким, рассорился с разными участниками проекта, и американцы перешли к разработке более традиционной гусеничной машины M29 Weasel . [12]
В 1944 году Йоханнес Рэдель, солдат немецкой армии и ветеран Восточного фронта, изобрел свою schraubenantrieb schneemaschine (снегоуборочную машину с винтовым приводом). Рэдель видел проблемы эксплуатации гусеничных машин в глубоких снегах России, где танк раскапывал снег под гусеницами, оставляя танк застрявшим в снегу, сжатом под корпусом. [13]
По словам Зигфрида Рэделя, сына Йоханнеса:
Идея транспортного средства возникла при рассмотрении мясорубки, также использующей шнековый тип сжатия. Он убедил ОКХ в Берлине позволить ему создать прототип его концептуальной машины. В то время Австрия уже была присоединена к Германии, и его отправили в австрийский центр испытаний горных транспортных средств в Санкт-Йоханне в Тироле.
Используя любые доступные материалы, он построил рабочий прототип в период с 10 февраля по 28 апреля 1944 года. Он прошел всесторонние испытания. Он был очень медленным, но мог тянуть одну тонну. Он также обладал хорошими способностями к альпинизму. В снег он проникнет примерно на 30 см, но не более.
Машина Рэделя так и не пошла в производство. [13]
Земноводные
[ редактировать ]Цилиндры с резьбой обязательно должны быть большими, чтобы обеспечить значительную площадь контакта и плавучесть. Благодаря небольшому весу баллоны могут удобно выполнять функцию поплавков, а конструкцию можно использовать в конструкции автомобиля-амфибии .
Во время войны во Вьетнаме Американская экспериментальная станция водных путей (WES) проводила испытания амфибии Marsh Screw , разработанной корпорацией Chrysler . [14] [15] Корпус машины, похожий на баржу, был изготовлен из алюминия. Он был оснащен вертикальными опорами по четырем углам, на которых поддерживались два вращающихся барабана с лопастями. Транспортное средство весило менее 2500 фунтов и могло перевозить груз массой 1000 фунтов. Амфибия Marsh Screw оказалась самой быстрой на укатанном снегу, где ее скорость могла превышать 20 миль в час (32 км/ч ; 17 узлов ). Он мог двигаться со скоростью 14 миль в час (23 км/ч ; 12 узлов ) в болотистых условиях и со скоростью 8 миль в час (13 км/ч ; 7,0 узлов ) в воде. [1] Транспортное средство «с треском провалилось на почве, особенно на песке», где оно двигалось со скоростью всего 1,6 мили в час (2,6 км/ч ; 1,4 узла )». [16]
гораздо более крупный автомобиль - Riverine Utility Craft Несмотря на такие неутешительные результаты, в 1969 году компания Chrysler произвела для ВМФ (RUC). RUC передвигался на двух алюминиевых несущих винтах диаметром 39 дюймов (991 мм). RUC достиг впечатляющей скорости: 15,7 узлов (29,1 км/ч) на воде и почти 25 узлов (46 км/ч) на болоте. Однако скорость на твердом грунте снова оказалась разочаровывающей: она достигала всего 3,6 узла (6,7 км/ч), а пересечение дамб оказалось трудным — машина застревала. [17] Он был оснащен двумя двигателями Chrysler Marine V-8 и парой двухступенчатых автоматических коробок передач. [1]

Советы построили винтовой автомобиль ЗИЛ-2906 специально для решения сложной задачи по спасению космонавтов, приземлившихся в недоступных местах.
В 1960-е годы Джозеф Жан де Баккер был занятым владельцем машиностроительного завода De Bakker в Хюлсте на юго-западе Нидерландов . Он также был заядлым рыбаком, но не хотел, чтобы его время на рыбалке было ограничено капризами прилива. Его решением стал Amphirol , винтовой автомобиль, внешне похожий на Marsh Screw Amphibian. «Амфирол» смог перевезти его по липкой глине, обнаженной уходящим приливом, и плыть по воде во время прилива. [18] [19]
Amphirol Де Баккера имел максимальную скорость 12 км/ч (6,5 узла) по грязи и 10 км/ч (5,4 узла) на воде. Он был оснащен двумя модифицированными вариаторными трансмиссиями DAF 44/55; это сделало возможным важное нововведение, заключающееся в том, что цилиндры с фланцами можно было сознательно приводить в одно и то же направление, чтобы машина могла двигаться боком по суше с пугающей скоростью 30 км / ч (16 узлов). Кроме того, при боковом движении рулевое управление осуществляется путем смещения передней части цилиндров так, что они больше не параллельны, что обеспечивает большой минимальный радиус поворота .
Амфироли используются для геодезии, для обработки поверхности недавно осушенных польдеров для облегчения высыхания, а также для перевозки бригад по бурению почвы. [20]
Сегодня современные машины, широко известные как амфиролы, выполняют специализированные задачи, такие как уплотнение отходов промышленных процессов. Преимущество этих машин для уплотнения хвостов заключается в том, что они обеспечивают возможность стекания воды или технологического раствора без образования пульпы. Такой подход впоследствии во многом сводит на нет влияние осадков на уплотнение и обезвоживание. Однако более легкие и быстрые машины лучше подходят для доступа на окраины местности, но не для уплотнения из-за отталкивания и ограниченной глубины проникновения. Процесс использования этих машин специально для уплотнения хвостов и драгирования грунта в горнодобывающей промышленности обычно называют «грязевым земледелием». [21]
Последние события
[ редактировать ]Британская исследовательская группа Ice Challenger использовала винтовой привод на своем автомобиле Snowbird 6 (модифицированном гусеничном судне Bombardier ) для пересечения льдин в Беринговом проливе . Вращающиеся цилиндры позволяли Snowbird 6 двигаться по льду и по воде, однако винтовая система не считалась подходящей для движения на большие расстояния, а цилиндры можно было поднимать, чтобы машина могла двигаться и по обычным гусеничным ходам. На сайте Ice Challenger говорится, что дизайн был вдохновлен российским автомобилем, который подбирал космонавтов , приземлившихся в Сибири (возможно, ЗИЛ-2906 ). [22]
Российский изобретатель Алексей Бурдин придумал винтовую двигательную установку «ТЭШ-привод Червяки-трансформеры». [23]
Совсем недавно обработка бурового раствора с помощью более крупных машин, способных глубоко проникать (названных их производителем MudMasters), оказалась эффективным методом высокоинтенсивного обращения с хвостами . [24]
См. также
[ редактировать ]- Пропеллеры встречного вращения - Пропеллеры, вращающиеся в противоположных направлениях.
- Роликовый корабль
- Metal Gear Solid 3: Snake Eater , в котором заметное место занимает вымышленная винтовая машина под названием Шагоход.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Крисмон, Фред В. (1992). Военные гусеничные машины США . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. стр. 399–401. ISBN 087938672X .
- ^ Зарисовки Сент-Луиса ручкой и солнечным светом: коммерческие ворота на юг . Чикаго: Издательство Феникс. 1892. с. 268. Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года.
- ^ Патент США 635501 , Дж. А. Морат, «Сельскохозяйственная машина», выдан 18 мая 1899 г. Первый патент на сельскохозяйственный трактор со шнековым приводом.
- ^ «История Пиви» . Производственная компания Пиви . Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 года . Проверено 7 января 2009 г.
- ^ «Машина с винтовым приводом 1907 года» . Блог, на который подана заявка на патент – Патенты и история технологий . Проверено 7 января 2009 г.
- ^ Лор А. Роджерс и Калеб В. Скрибнер. «Ломбардский паровой лесовоз» (PDF) . Американское общество инженеров-механиков. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 года . Проверено 6 января 2009 г.
- ^ SeekingMichigan (26 декабря 2008 г.). «Армстед Сноу Моторс» (FLV) . Вимео . Проверено 25 декабря 2009 г.
Компания Armstead Snow Motor Company выпустила демонстрационную версию этого продукта в 1924 году.
- ^ «Снежные моторы» . Время . 4 января 1926 года. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 года . Проверено 14 января 2009 г.
- ^ «Коллекция – Снегоход Фордсон 1926 года» . Центр истории сельского хозяйства Хайдрика . Архивировано из оригинала 18 декабря 2009 года . Проверено 14 января 2009 г.
Эта машина доставляла почту из Траки в Норт-Лейк-Тахо.
- ^ Лампе, 1959, стр. 91–95.
- ^ Лампе, 1959, стр. 97.
- ^ «Информационный фильм OSS - Ласка» . Настоящий военный фильм . Проверено 28 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Роб Арндт. «Raedel SchraubenantrieB Schnemaschine (Снегоход с винтовой двигательной установкой) (1944)» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года . Проверено 19 января 2010 г.
- ^ «Для воды, грязи, болота, ила, слякоти, трясины, трясины, топи, трясины, трясины, снега, слякоти, песка, ила, грязи и трясины (реклама)» . Журнал Life : 35, 36. 10 января 1964 г. Проверено 12 декабря 2012 г.
- ^ Новый американский болотоход – Болотный винт . Новости Пате. 1964 год . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ Фазерри, доктор Бен Х. «Глава 8 – Эпоха Вьетнама и последующие годы: исследования мобильности и окружающей среды, 1963–1978» . История инженерно-геологических работ на Водной опытной станции 1932–2000 гг . Архивировано из оригинала 25 июня 2007 года . Проверено 28 января 2009 г.
- ^ Оуэн, А.Ю. «Болотный винт (изображения)» . Картинки времени и жизни . Гетти Изображения . Проверено 28 января 2009 г.
- ^ Йорис Бракке, цитируется Гансом Рослотом (октябрь 1969 г.). «Амфиролл» . Источник информации о транспортных средствах-амфибиях . Архивировано из оригинала 5 января 2009 года . Проверено 30 января 2009 г.
- ^ «Транспорт куда угодно» . Новости Пате . 1966. Архивировано из оригинала 30 мая 2011 года . Проверено 1 марта 2010 г.
- ^ (редакция) (октябрь 1969 г.). «Грязевой жаворонок» . Дизайн . VADS – Интернет-ресурс по изобразительному искусству. Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 29 января 2009 г.
- ^ Охлаждение, диджей (2007). Повышение устойчивости методов управления отходами – Alcoa World Alumina Australia (PDF) . Австралийский центр геомеханики, Перт. п. 8. ISBN 978-0-9756756-7-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 сентября 2007 года . Проверено 29 января 2009 г.
- ^ «Ледяной претендент» . Проверено 14 января 2009 г.
- ^ «Описание изобретения» . Тешлаб. Архивировано из оригинала 30 декабря 2012 года . Проверено 29 сентября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Манро, LD; Смирк, Д. (март 2012 г.). «Оптимизация удаления и консолидации бокситовых остатков» (PDF) . Цех качества глинозема. стр. 269–275. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2013 года . Проверено 6 февраля 2013 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Лампе, Дэвид (1959). Пайк, Неизвестный гений . Лондон: Братья Эванс.
Патенты
[ редактировать ]- Патент США № 997385 , Франческатти, «Сани-пропеллер», выдан 1 июля 1911 г. Сани с винтовым приводом, в которых имеются усовершенствования, позволяющие предохранять винт ото льда.
- Патент США № 1069875 , Отис А. Холлис, «Трактор», выдан 1 августа 1913 г. Одновинтовой тихоходный тракторный механизм.
- Патент США 1211345 , Петерсен, «Мотосани», выдан 1 января 1917 г. Самоходные сани.
- Патент США № 1254479 , Джон С. Чисхолм, «Моторсани», выдан 1 января 1918 г. Самоходные сани с открытыми винтами.
- Патент США 1646611 , Сэмюэл М. Код, «Автомобиль-амфибия», выдан 1 октября 1927 г. Самоходная машина-амфибия.
- Патент США 1685702 , Брин, «Устройство спирального привода», выдан 1 сентября 1928 г. Адаптация автомобиля для езды по льду и снегу.
- Патент США 1833114 , Дж. Хольцман, «Механизм движения транспортного средства», выдан 11 ноября 1925 г. Адаптер, который может временно адаптировать автомобиль к льду и снегу.
- Патент США 2154191 , AP Welsh, «Hydro-safety Craft», выдан 1 апреля 1939 г. Лодка с ручным приводом, с упором на безопасность.
- Патент США 2254320 , Орен Ф. Рассел, «Коньки с электроприводом», выдан 1 сентября 1941 г. Трудно представить, как они будут работать!
- Патент США 2706958 , Каттинг и др., «Rotary Hull Vehicle», выдан 1 мая 1955 г. Транспортное средство-амфибия для снега, ледяной тундры и т. д.
- Патент США 3059711 , Элвин К. Беккер, «Снежный тяговый агрегат», выдан 1962-10-01. Тяговый агрегат с винтовым приводом, используемый для толкания или буксировки саней или лыжников.
- Патент США 3169596 , С.А. Райт, «Ступенчатые транспортные средства», выдан 01 февраля 1965 г. Устройство, которое может подниматься или спускаться по ступенькам.
- Патент США 3224407 , П.А. Бертран, «Тягач Бертрана», выдан 1 декабря 1965 г. Трактор для болотистой или пересеченной местности.
- Патент США 3250239 , JJC Garate, «Автомобили-амфибии Garate», выдан 1 мая 1966 г. Лодка с небольшими винтами, которые позволяют ей подниматься на сушу.
- Патент США № 3333563 , Джозеф Джин Де Баккер, «Автомобиль-амфибия Де Баккера», выдан 1 августа 1967 г. Транспортное средство с винтовым приводом с возможностью управления углом шнеков и их движения в одном направлении.
- Патент США 3395671 , Циммерман-младший, «Устройство рулевого управления для автомобилей-амфибий», выдан 1 августа 1968 года, разработка корпорации Chrysler.
- Патент США 3397668 , DN Mainguy, «Машина-амфибия Mainguy», выдан 1 августа 1968 г. Автомобиль-амфибия с прерывистыми винтами.
- Патент США 3405777 , Кеменцкий, «Устройство для перетаскивания или вытягивания специально для лыжников», выдан 1 октября 1966 г.
- Патент США № 3420326 , Казимир К. Кусмер, «Привод наземного транспортного средства», выдан 1 января 1969 г. Необычная конструкция с винтами, расположенными под углом 90 градусов друг к другу.
- Патент США 3514962 , Норман М. Пул, «Погружные баржи-трубоукладчики», выдан 1 октября 1970 г. Конструкция для перемещения по морскому дну.
- Патент США 3682127 , Эдмон Луи Мари Ваке, «Автомобиль-амфибия с вращающимися поплавками», выдан 1 августа 1972 г.
- Патент США 4338043 , Пьер Бьянкаль и др., «Способ нанесения материала на дно океана...», выдан 6 июля 1982 г.
- Патент США 4476948 , Микихиса Комото, Масатоши Накамура, «Автомобиль-амфибия», выдан 16 октября 1984 г. Автомобиль-амфибия, способный круто подниматься из воды.
- Патент США 4867716 , Клиффорд Т. Барц, «Лодка», выдан 19 сентября 1969 г. Лодка с двигателем, продаваемая вразнос, с упором на безопасность.
- Патент США 5203274 , Дуглас С. Харт и др., «Автомобиль-амфибия», выдан 20 апреля 1993 г.
- Патент США 5203729 , Ларри Д. Беллер и др., «Игрушка-амфибия с приводом от шнека», выдан 20 апреля 1993 г.
- Патент США 5392871 , Дуглас МакФарланд, «Машина-амфибия и управление», выдан 18 августа 1993 г.
- Патент США 5509370 , Питер Ковач и др., «Мелиоративная машина-амфибия», выдан 23 апреля 1996 г.
- патент США
- Патент США 6966807 , Владимир Леонов, Онг Кенлип, «Винтовая машина», выдан 22 ноября 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Российский винтовой автомобиль ЗИЛ (1) на YouTube
- Российский винтовой автомобиль ЗИЛ (2) на YouTube
- Экстремальное бездорожье из России на YouTube
- Снегогенератор Fordson - концепт 1929 года на YouTube
- «Демонстрация продукта Armsted Snow Motors» . Вимео . 26 декабря 2008 года . Проверено 24 января 2013 г.
Компания Armstead Snow Motor выпустила эту демонстрационную версию продукта в 1924 году. О компании и судьбе продукта мало что известно. Ходят слухи, что Генри Форд выкупил патент и похоронил проект.
- Дэниел Строл (21 декабря 2009 г.). «Демонстрация продукта Armsted Snow Motors» . Hemmings.com . Проверено 4 июля 2012 г.
Видео демонстрации концептуального снегохода Armstead Snow Motors, около 1924 года.
- Джек Снелл. «Изображения снегоходов Armsted 1926 года» . CarDatabase.net . Проверено 6 июля 2012 г.
- «Снежный мотор Армстед» (на финском языке) . Проверено 23 марта 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- Видео Flixxy.com о машинах Armstead
- «Тико Террейн Твистер» . rcmania.com. Октябрь 2006 года . Проверено 4 июля 2012 г.
Игрушка-шуруповерт Mattel RC: продукт № B5119 (выпущен в 2004 г.) и продукт № L8901 (выпущен в 2007 г.)
- «МудМастер» . Residue Solutions Pty Ltd. Проверено 2 апреля 2009 г.
- «Как работают винтовые машины» . Как все работает . 16 марта 2011 года . Проверено 14 января 2014 г.