Мессершмитт Ме 323 Гигант
Я 323 Гигант | |
---|---|
![]() | |
Роль | Тяжелый транспорт |
Производитель | Мессершмитт |
Первый полет | 20 января 1942 г. |
Введение | 1943 |
Ушедший на пенсию | 1944 |
Основной пользователь | ВВС |
Произведено | 1942–1944 |
Количество построенных | 198 |
Разработано на основе | Мессершмитт Ме 321 |
Messerschmitt Me 323 Gigant («Гигант») — немецкий военно-транспортный самолёт времен Второй мировой войны . Это был силовой вариант Ме 321 военного планера и крупнейший наземный транспортный самолет, летавший во время войны. Всего было изготовлено 213 экземпляров, из них 15 переоборудовано из Me 321 .
Разработка
[ редактировать ]
Me 323 был результатом потребности Германии в большом штурмовом планере в 1940 году в рамках подготовки к операции «Морской лев» — планируемому вторжению в Великобританию. Легкий планер DFS 230 уже доказал свою эффективность в битве при форте Эбен-Эмаэль в Бельгии (первое в истории нападение планерных войск), а позже будет использоваться при вторжении на Крит в 1941 году.
Однако, чтобы организовать вторжение через Ла-Манш , немцам потребуется возможность перебросить по воздуху транспортные средства и другое тяжелое оборудование в рамках первоначальной волны нападения. Хотя операция «Морской лев» была отменена, потребность в тяжелом воздушном транспорте сохранялась, а акцент сместился на предстоящую операцию «Барбаросса» — вторжение в Советский Союз .
18 октября 1940 года Юнкерсу и Мессершмитту было дано всего 14 дней на представление предложения по большому транспортному планеру. Акцент по-прежнему уделялся наступательной роли; амбициозное требование заключалось в том, чтобы иметь возможность нести либо 88-мм пушку и ее полугусеничный тягач, либо Panzer IV средний танк . Junkers Ju 322 Mammut достиг формы прототипа , но в конечном итоге был списан из-за трудностей с закупкой необходимой высококачественной древесины для его цельнодеревянной конструкции, а также, как было обнаружено во время единственного испытательного полета Mammut , неприемлемо высокой степени нестабильности. присущий дизайну. [ 1 ] Предлагаемый самолет «Мессершмитт» первоначально получил обозначение Me 261w — частично заимствовав обозначение дальнего дальнего самолета Me 261 — затем был изменен на Me 263 Messerschmitt (позже повторно использованный для усовершенствованной конструкции ракетного истребителя ) и в конечном итоге стал Me 321 . Хотя Me 321 активно использовался на Восточном фронте в качестве транспортного средства, он никогда не использовался по прямому назначению в качестве штурмового планера.
Я 323
[ редактировать ]В начале 1941 года по отзывам пилотов транспортного командования в России было принято решение о производстве моторизованного варианта Ме 321, получившего обозначение Ме 323. Французские Gnome et Rhône GR14N радиальные двигатели мощностью 1180 л.с. (1164 л.с.) л.с., 868 кВт) для взлета были выбраны для использования на самолете Bloch MB.175 . Это уменьшило бы нагрузку на перегруженную промышленность Германии. [ 2 ]
Первоначальные испытания проводились с четырьмя двигателями Gnome, прикрепленными к усиленному крылу Me 321, что обеспечивало скромную скорость 210 км/ч (130 миль в час), что на 80 км/ч (50 миль в час) медленнее, чем у транспортного самолета Ju 52 . фиксированное шасси Было установлено с четырьмя маленькими колесами на тележке в передней части самолета и шестью большими колесами, расположенными в два ряда по три на каждой стороне фюзеляжа , частично покрытыми аэродинамическим обтекателем . Задние колеса были оснащены пневматическими тормозами, которые могли остановить самолет на расстоянии до 200 м (660 футов).
Четырехмоторный Me 323C считался ступенькой на пути к шестимоторной серии D. по-прежнему требовался пятимоторный Heinkel He 111Z Zwilling или крайне опасная типа «Вик» группа Troika-Schlepp из трех Messerschmitt Bf 110 тяжелых истребителей и установленных под крылом установок Walter HWK 109-500 Starthilfe. взлетных ракетных Для этого поднимается в воздух при полной загрузке, но может вернуться на базу своим ходом, когда пуст. Он был немногим лучше, чем Ме 321, поэтому прототип V2 стал первым, имевшим шесть двигателей, и впервые поднялся в воздух в начале 1942 года, став прототипом самолета серии D.
Чтобы уменьшить крутящий момент, самолет был оснащен тремя двигателями, вращающимися против часовой стрелки на левом крыле, и тремя двигателями, вращающимися по часовой стрелке на правом крыле, если смотреть вперед сзади каждого двигателя, в результате чего пропеллеры вращались «в сторону» друг от друга на вершинах. своих дуг.
Дизайн
[ редактировать ]
Как и Me 321, Me 323 имел массивные полуконсольные высокорасположенные крылья, которые крепились от фюзеляжа к середине крыла. Чтобы уменьшить вес и сэкономить алюминий , большая часть крыла была сделана из фанеры и ткани, а фюзеляж имел конструкцию из металлических труб с деревянными лонжеронами , покрытыми легированной тканью, с тяжелыми распорками в полу для поддержки полезной нагрузки.
Серия «Д» имела экипаж из пяти человек — двух пилотов, двух бортинженеров и радиста . Также можно было нести двух артиллеристов. Бортинженеры занимали две небольшие каюты , по одной в каждом крыле между внутренним и центральным двигателями. Инженеры должны были контролировать синхронизацию двигателей и позволять пилоту летать, не беспокоясь о состоянии двигателя, хотя пилот мог отменить решения инженеров по управлению двигателем и пропеллером.
Walter HWK 109-500 Starthilfe, Максимальная полезная нагрузка составляла около 12 тонн, хотя при таком весе для взлета требовались ракетные взлетные установки используемые на Me 321. Они были установлены под крыльями за пределами двигателей, причем крылья имели нижнюю часть приспособлений, позволяющую вместить до четырех агрегатов. Грузовой отсек имел длину 11 м (36 футов), ширину 3 м (10 футов) и высоту 3,4 м (11 футов). Типичным боекомплектом была одна тяжелая полевая гаубица 15 cm sFH 18 (5,5 тонны) в сопровождении ее Sd.Kfz. 7 полугусеничных артиллерийских тягачей (11 тонн), два грузовика грузоподъемностью 3,6 тонны (4 тонны), 8700 буханок хлеба, 88-мм зенитная пушка и принадлежности, 52 бочки с горючим (252 л/45 галлонов США), 130 человек, или 60 носилок.
Некоторые Me 321 были переоборудованы в Me 323, но большинство с самого начала строилось как шестимоторные самолеты. Ранние модели были оснащены деревянными двухлопастными гребными винтами , а более поздние версии имели металлические трехлопастные версии с изменяемым шагом.
У Me 323 максимальная скорость на уровне моря составляла всего 219 км/ч (136 миль в час). Он был вооружен шестью 13-мм (0,51 дюйма) пулеметами MG 131, стрелявшими из спинной позиции за крыльями и из фюзеляжа. В их состав входили дополнительные артиллеристы, радисты и инженеры. [ 3 ]
Операционная история
[ редактировать ]

К сентябрю 1942 года Me 323 были доставлены для использования в Тунисской кампании . Они поступили на вооружение на Средиземноморском театре военных действий в ноябре 1942 года. Высокие потери среди кораблей стран Оси потребовали переброски по воздуху огромного количества оборудования через Средиземное море для снабжения Роммеля Африканского корпуса .
22 апреля 1943 года группа из 27 полностью загруженных Me 323 сопровождалась через Сицилийский пролив самолетами Messerschmitt Bf 109 из Jagdgeschwader 27, когда была перехвачена семью эскадрильями — Supermarine Spitfires ( 1-я эскадрилья SAAF ) и Curtiss P-40 Kittyhawks. ( Южноафриканское крыло № 7 ). [ 4 ] Из 27 транспортов было сбито 16 или 17. Конвоиры сбили три или четыре Р-40. [ 5 ] [ 6 ]
Всего до прекращения производства в апреле 1944 года было построено 198 Me 323. [ 7 ] [ 8 ] Было построено несколько серийных версий, начиная с D-1 . Более поздние версии D и E отличались выбором силовой установки и оборонительным вооружением, также были реализованы улучшения в прочности конструкции, общей грузовой нагрузке и запасе топлива. Тем не менее, Me 323 оставался недостаточно мощным. Предложения установить шесть радиалов BMW 801 не последовало. Me 323 также был самолетом ближнего действия с типичной дальностью полета (с нагрузкой) 1000–1200 км (620–750 миль). Несмотря на это, ограниченное количество находящихся на вооружении Me 323 было преимуществом для немцев и широко использовалось.
Варианты
[ редактировать ]

- Должно быть 323 V1
- Первый прототип с четырьмя двигателями Gnome-Rhone 14 N-48/49.
- Я 323C
- Промежуточная серийная версия на базе прототипа V1 с четырьмя двигателями.
- Я 323 V2
- Прототип, оснащенный шестью двигателями Gnome-Rhone 14N, стал стандартом для серийной серии D.
- Я 323D-1
- Первая серийная серия, оснащенная шестью двигателями Gnome-Rhône 14N, первоначально предназначенными для использования в Bloch 175 калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) , двумя пулеметами MG 15 в кабине, полевые модификации увеличили защитное вооружение, винты Ratier изменяемого шага с три лезвия
- Я 323D-2
- То же, что D-1, но с установкой двигателя, изначально предназначенной для использования в LeO 451 , деревянными винтами Heine фиксированного шага с двумя лопастями.
- Я 323D-6
- То же, что Д-2, но с тремя лопастными винтами изменяемого шага Ratier.
- Я 323 V13
- Прототип, оснащенный шестью двигателями Gnome-Rhone 14N, послужил образцом для серийной серии Me 323E.
- Я 323 V14
- Прототип, оснащенный шестью двигателями Kraftei (унифицированными) Junkers Jumo 211 F мощностью 1340 л.с., в производство не входил.
- Я 323Е-1
- Вторая серийная серия, две орудийные башни встроены в крылья.
- Я 323Е-2
- Предлагаемый вариант с более тяжелым вооружением
- Я 323Е-2 WT
- «сопровождения» Предлагаемая версия боевого корабля на базе E-1. как Waffenträger («носитель оружия») Классифицируется RLM , который обозначался суффиксом WT, в роли, аналогичной роли американского Boeing YB-40 Flying Fortress, «боевого корабля» переоборудованного для ВВС США . Основная задача заключалась в обеспечении 323-х грузовых соединений мощной оборонительной защитой. Нет возможности грузоперевозки. «Сплошной» нос с 20-мм пушечной башней, двумя дополнительными крыльевыми турелями, а также до десяти других пулеметов и пушек различного калибра, стреляющих из стандартных и новых положений пояса/балки. По всему планеру было добавлено 1,3 тонны брони. Для работы с вооружением экипаж увеличился до двадцати одного человека. Два прототипа были построены и испытаны, но серия была отменена после того, как было установлено, что обычные одномоторные истребители более эффективны в роли транспортного сопровождения. Один из прототипов был ненадолго передан KG 200 для оперативной оценки, где он сопровождал небольшое количество захваченных B-17 Flying Fortress. находился под управлением гешвадера .
- Я 323 V16
- Прототип, оснащенный шестью унифицированными двигателями Jumo 211R мощностью 1340 л.с., предназначенный стать основным для серийной серии Me 323F.
- Я 323F
- Проектируемая серийная версия прототипа V16, вместо этого производимая Luftschiffbau Zeppelin как ZMe 323F. [ 9 ]
- Я 323 V17
- Прототип (незавершенный), оснащенный шестью двигателями Gnome-Rhône 14R мощностью 1600 л.с. (1578 л.с., 1177 кВт) , предназначенный для использования в качестве основного для Me 323G.
- Я 323G
- Проектируемая серийная версия прототипа V17
- ЗМе 323H
- Проектируемая версия с грузоподъемностью 18 тонн и дальностью полета около 600 миль. [ 10 ]
- Я 323Z
- Вариант Цвиллинга («Твин») с двумя фюзеляжами, соединенными в крыле, один построен, но потерян в результате аварии.
- ЗМе 423
- Предлагаемый шестимоторный тяжелый транспортный самолет на базе Me 323. [ 9 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]Полного самолета не сохранилось, но Luftwaffenmuseum der Bundeswehr (Музей ВВС Федеральных вооруженных сил Германии) в Берлине есть лонжерон основного крыла Me 323. в коллекции [ 11 ]
Разрушенный, но полный затонувший корабль был найден в 2012 году в море недалеко от Ла-Маддалена острова недалеко от Сардинии , Италия. Самолет находится на глубине около 60 м (200 футов) на расстоянии около 8 морских миль (15 км) от берега. Он был сбит британским Bristol Beaufighter истребителем дальнего действия 26 июля 1943 года во время перелета из Сардинии в Пистойю в Италии. [ 12 ]
Технические характеристики (Ме 323Д-6)
[ редактировать ]Данные из книги «Британика года» за 1944 год ; [ 13 ] Немецкие самолеты Второй мировой войны. [ 8 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5
- Вместимость: 130 военнослужащих или полезная нагрузка 10 000–12 000 кг (22 000–26 500 фунтов).
- Длина: 28,2 м (92 фута 6 дюймов)
- Размах крыльев: 55,2 м (181 фут 1 дюйм)
- Высота: 10,15 м (33 фута 4 дюйма)
- Площадь крыла: 300 м 2 (3200 кв. футов)
- Профиль крыла : корень: NACA 2R1 19 ; совет: NACA 2R1 10 [ 14 ]
- Вес пустого: 27 330 кг (60 252 фунта)
- Полная масса: 29 500 кг (65 036 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 43 000 кг (94 799 фунтов)
- Силовая установка: 6 × Gnome-Rhône 14N 14-цилиндровых радиально-поршневых двигателей воздушного охлаждения. [ 15 ] Взлетная мощность 1180 л.с. (1164 л.с., 867,9 кВт)
- Гребные винты: 3-лопастной Chauvière. винт изменяемого шага
Производительность
- Максимальная скорость: 285 км/ч (177 миль в час, 154 узла)
- Крейсерская скорость: 218 км/ч (135 миль в час, 118 узлов)
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
- Перегоночная дальность: 1100 км (680 миль, 590 миль)
- Практический потолок: 4000 м (13000 футов)
- Скорость набора высоты: 3,6 м/с (710 футов/мин)
Вооружение
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Юнкерс Ju 322 Маммут
- Арадо Ар 232
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Грин 1979 , стр. 511–512.
- ^ Хайленд и Гилл 1999, стр. 78.
- ^ «Отчет обо мне во Второй мировой войне в США 323». lonesentry.com. Дата обращения: 1 ноября 2010 г.
- ^ Операции Королевских ВВС на Ближнем Востоке и в Северной Африке, 1939-1943 гг. , IWM
- ^ Стаерк и др. 2002, стр. 202–203.
- ^ Уил 2003, с. 92.
- ^ Грин 1979, с. 655.
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Кей 1978, с. 560.
- ^ Перейти обратно: а б «Обозначения немецких военных самолетов (1933-1945)» . www.designation-systems.net . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ Библиография научных и промышленных отчетов . Министерство торговли США, Управление издательского совета. 1947 год.
- ^ «Реликвии Мессершмитта» . Сохранившиеся самолеты Оси. Архивировано из оригинала 12 августа 2009 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
- ^ Ник Сквайрс (13 сентября 2012 г.). «У берегов Сардинии обнаружен огромный развалившийся самолет Люфтваффе » . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
- ^ Yust 1944, pp. 32–33.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ правый вращающийся 14N-48 по правому борту и левый вращающийся 14N-49 по левому борту.
Библиография
[ редактировать ]- Дабровский, Ганс-Петер. Messerschmitt Me 321/323: «Гиганты» Люфтваффе во Второй мировой войне . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing , 2001. ISBN 0-7643-1442-4 .
- Грин, Уильям (1979) [1970]. Боевые самолеты Третьего рейха (2-е изд.). Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 0-356-02382-6 .
- Хайланд, Гэри и Антон Гилл . Последние когти орла: секретная нацистская технология, которая могла изменить ход Второй мировой войны . Торонто, Онтарио, Канада: McArthur & Company, 1999. ISBN 0-7472-5964-X .
- Лефевр, Ж.-М. (декабрь 1972 г.). «Мессершмитт 321–323, самые большие цели, когда-либо предложенные союзникам Люфтваффе (2)» [Мессершмитт 321–323: самая большая мишень, когда-либо предложенная союзникам Люфтваффе, Часть 2]. Альбом Aviation Fanatic (на французском языке) (39): 21–25. ISSN 0757-4169 .
- Монди, Дэвид. Краткое руководство по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Нью-Йорк: Книги Баунти, 1996. ISBN 1-85152-966-7 .
- Роба, Жан-Луи (март 1996 г.). «Мессершмитт Ме 323 в Средиземном море». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (36): 11–16. ISSN 1243-8650 .
- Смит-младший и Энтони Л. Кей. Немецкая авиация Второй мировой войны . Лондон: Патнэм и компания, 1978, первое издание 1972 г. ISBN 0-370-00024-2 .
- Стаерк, Кристофер, Пол Синнотт и Антон Гилл . Люфтваффе: файлы разведки союзников . Лондон: Брасси, 2002. ISBN 1-57488-387-9 .
- Уил, Джон. 27-я истребительная эскадрилья «Африка» . Оксфорд, Великобритания: Оспри, 2003. ISBN 1-84176-538-4 .
- Да, Уолтер. Книга года «Британника» 1944 года. Лондон: Британская энциклопедия Company Ltd., 1944, стр. 32–33 (стр. 57–58 в Интернет-архиве).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Отчет американской разведки о немецком транспортном самолете Ме-323 «Гигант» появился в журнале «Тактические и технические тенденции» , № 21, 25 марта 1943 года.
- «Тайны немецкого летающего грузового корабля». Популярная наука , июнь 1944 г., с. 56Д.
- Воссоединение бывших врагов: пилот Люфтваффе Me 232 встречает пилота RAF Marauder, сбившего его в выпуске журнала Flight за 1983 год.
- Документальный фильм о поиске двух гигантов, разбившихся в Италии Видео