Гигантский самолет Цеппелин-Стаакен
Гигантский самолет Цеппелин-Стаакен | |
---|---|
R.VI взлетает | |
Роль | Бомбардировщик |
Национальное происхождение | Германия |
Производитель | Zeppelin Werke Staaken GmbH (Цеппелин-Штаакен) [ 1 ] [ нужна страница ] |
Дизайнер | Александр Бауманн |
Первый полет | 11 April 1915 (V.G.O. I) |
Основной пользователь | ВВС [ 1 ] [ нужна страница ] |
Произведено | 1915–1919 [ 1 ] [ нужна страница ] |
Количество построенных | 37 (все оценки) |
Варианты | Цеппелин-Стаакен RV , Цеппелин-Стаакен Р.VI , Цеппелин-Стаакен Р.VII , Цеппелин-Стаакен Р.XIV , Цеппелин-Стаакен Р.XV , Цеппелин-Стаакен Р.XVI , Цеппелин Ризенфлюгцойге |
Гигантский самолет Цеппелин -Стаакен ( IPA: [ˈtsepːelin ˈʃtaːken ˌʀiːzenˌfluɡˈtsɔjɡe] ) — серия очень крупных самолётов -бомбардировщиков — Riesenflugzeuge («гигантский самолёт»), обычно оснащенных четырьмя и более двигателями, спроектированных и построенных в Германии с 1915 по 1919 год. [ 2 ] [ нужна страница ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первые R-самолеты Zeppelin-Staaken были изготовлены Фердинандом фон Цеппелином при содействии Robert Bosch GmbH (инженеры), I VGO (Versuchsbau Gotha-Ost) был построен на Gothaer Waggonfabrik из-за нехватки мощностей на заводе Zeppelin. отсюда и обозначение VGO. Этот большой самолет с размахом крыла 42,2 м (138 футов 5 дюймов) положил начало будущему. Первоначальная серия Цеппелин-Стаакен «Джайентс» серии «ВГО» представляла собой очень крупный самолет по меркам 1915 года, с четырехпролетной межплоскостной стойкой на боковую конструкцию крыла, формой в плане (со слегка стреловидными передними кромками) и общими Конструктивные размеры крыла будут использоваться практически без изменений для всей серии многомоторных гигантских самолетов Цеппелин-Стаакен вплоть до 1917-18 годов. Другими конструктивными особенностями были: двигатели, установленные на гондолах , с мотогондолами на стойках, подвешенными между основными плоскостями по обе стороны фюзеляжа - в них имелись помещения для инженеров и/или стрелков; двигатель, установленный в носовой части; ходовая часть трехколесного велосипеда когда самолет может стоять носом вниз или хвостом на хвостовом салазках; коробчатое хвостовое оперение с бипланным хвостовым оперением и сдвоенным килем с рулями направления (некоторые более поздние варианты также имели центральный киль). [ 1 ] [ нужна страница ]
Двигательные установки различались в зависимости от типа самолета, но в целом соответствовали схеме одного носового двигателя, обычно приводившего в движение двухлопастной воздушный винт, а мотогондолы двигателей с обеих сторон подвешивались на стойках между основными плоскостями, в каждой из которых размещались два тандемных двигателя, предназначенные для привод одиночных толкающих винтов . [ 1 ] [ нужна страница ]
Варианты установки двигателя включали:
- Спаренные двигатели, установленные рядом в носовой части, с приводом от одного винта (не используются в конструкции R.VI).
- Тяговые гребные винты в носовой части мотогондол приводятся в движение парой мотор-редукторов, соединенных тандемно через удлинительные валы.
- Одиночные двигатели в гондолах, приводящие в движение толкающие винты через удлинительные валы.
- Парные двигатели расположены рядом в каждой мотогондоле, приводя в движение один гребной винт через удлинительные валы.
- Тандемно-спаренные двигатели приводят в движение отдельные гребные винты (один толкающий, один тягач) через редукторы и удлинительные валы.
Конструкция самолета была почти полностью деревянной или фанерной с тканевой обшивкой , стальными деталями и стойками . Крылья представляли собой три узла с подкосами и проволочными расчалками, поддерживающие гондолы двигателей примерно в середине зазора и одноосные узлы основной ходовой части. Несмотря на большие различия между всеми вариантами Staaken R-серии в конфигурациях двигателей, одинаковые значения размаха крыла почти для всех из них (42,2 метра) указывают на то, что почти все построенные модели Zeppelin-Staaken R-серии, вероятно, имели почти идентичную компоновку крыла. Фюзеляж квадратного сечения с изогнутым настилом перед крыльями поддерживал хвостовое оперение и носовое двухколесное одноосное носовое шасси и вмещал большую часть экипажа, позиции защитного вооружения, кабину, кабину и бомбовую нагрузку. [ 2 ] [ нужна страница ] В более поздних версиях, особенно в «серийной» версии R.VI, на тканевой обшивке использовался предварительно напечатанный ромбовидный камуфляж в попытке «скрыть» их во время ночных операций над Великобританией.
Мотогондолы представляли собой полумонококовые деревянные конструкции со спаренными двигателями в миделе, кабиной инженера и защитной артиллерийской позицией для наводчика либо впереди, либо позади двигателей в зависимости от того, использовалась ли толкающая или тягачная компоновка. Самолеты, использующие двухтактные гондолы, то есть отдельные винты для каждого двигателя, не имели защитного вооружения, а имели только кабину инженера в миделе корабля. [ 2 ] [ нужна страница ]
Операционная история
[ редактировать ]Управляемые в основном Riesenflugzeug-Abteilung (Rfa) 500 и Rfa 501 Luftstreitkräfte ( Императорской немецкой воздушной службы), самолеты Zeppelin-Staaken R выполняли операции над восточным и западным фронтами, а также осуществляли стратегические бомбардировки целей в Англии и Германии. Франция . [ 1 ] [ нужна страница ]
Типы
[ редактировать ]- ВГО.И
- Предшественники самолетов Zeppelin-Staaken R были построены на заводе Veruchsbau GmbH Gotha-Ost (VGO), расположенном совместно с Gothaer Waggonfabrik AG. [ 3 ] Первоначально оснащался тремя двигателями Maybach Mb.IV мощностью 240 л.с. (180 кВт) в оригинальной версии «HS». [ 4 ] один в носовой части и один в задней части каждой из двухмоторных мотогондол, VGOI впервые поднялся в воздух 11 апреля 1915 года. После принятия Kaiserliche Marine обозначение Reichs Marine Landflugzeug 1 ( RML1 ) было нанесено на носовую и заднюю части. области фюзеляжа. VGO.I служил на восточном фронте, а затем был возвращен в Стаакен , где в гондолах были установлены два дополнительных двигателя. Во время летных испытаний, после установки дополнительных двигателей, ВГОИ трижды разбился, причем первые два раза его перестраивали с доработками. В марте 1917 года, оснащенный совершенно новой пятимоторной установкой, VGO1 врезался в дверь ангара после взрыва двигателя и резкой блокировки руля направления вправо, в результате чего погибли двое членов экипажа. Один построен. [ 2 ] [ нужна страница ]
- ВГО.II
- Почти идентичный VGO.I, VGO.II с серийным номером «R.9/15» также служил в составе Luftstreitkräfte (Военной авиационной службы немецкой армии) на восточном фронте, а затем в качестве учебно-тренировочного. Один построен. [ 2 ] [ нужна страница ]
- VGO.III (также обозначается как R.III)
- Чтобы преодолеть низкую мощность VGOI и VGOII, VGO оснастила идентичный планер шестью двигателями Mercedes D.III мощностью 160 л.с. (120 кВт) в трех парах, два расположенных рядом в носовой части и два боковых. по бокам в каждой гондоле, каждая пара прикреплена к одному толкающему воздушному винту. После поставки в Luftstreitkräfte как «R 10/15», VGOIII использовался на восточном фронте Riesenflugzeugabteilung 500 – «гигантским авиационным подразделением номер 500» (Rfa500). Один построен. [ 2 ] [ нужна страница ]
- Цеппелин-Стаакен Р.IV
- Построен в Стаакене после перевода производства из VGO. [ 3 ] R.IV, хотя в целом был похож на VGOIII, сохранил спаренные двигатели Mercedes D.III мощностью 160 л.с. (120 кВт) в носовой части, но был оснащен спаренными двигателями Benz Bz.IV мощностью 220 л.с. (160 кВт) в каждом из сдвоенных двигателей. гондолы двигателей, каждая пара которых приводит в движение одиночные четырехлопастные толкающие винты. Единственный R.IV с серийным номером R 12/15 проводил операции как на восточном, так и на западном фронтах. Один построенный и единственный самолет Zeppelin-Staaken R с «носовым двигателем», доживший до конца войны. [ 2 ] [ нужна страница ]
- Цеппелин-Стаакен РВ
- Придерживаясь той же компоновки, что и предыдущие самолеты Zeppelin-Staaken R, RV отличался расположением мотогондол в виде тягачей с тандемно установленными силовыми установками Maybach Mb.IV мощностью 240 л.с. (180 кВт) , а инженеры и артиллеристы были переведены в тыл. гондол. Один рядный шестицилиндровый двигатель Mb.IV заменил спаренные агрегаты R.IV в носовой части. Дополнительная оборонительная огневая мощь была оснащена в виде « Швальбеннеста» («ласточкиного гнезда») — гондолы на центральной линии передней кромки верхней главной плоскости , в которой размещался наводчик с одним пулеметом. Под серийным номером R 13/15 RV служил на Западном фронте. Один построен. [ 2 ] [ нужна страница ]
- Цеппелин-Стаакен Р.ВИ
- Первым серийным самолетом Zeppelin-Staaken R стал R.VI. Этот гигантский самолет был оснащен четырьмя двигателями Maybach Mb.IV мощностью 245 л.с. (183 кВт) или четырьмя двигателями Mercedes D.IVa мощностью 260 л.с. (190 кВт) . Фюзеляж был аналогичен предыдущему самолету, но кабина была выдвинута вперед, закрыта и застеклена, с кабиной стрелка в крайней носовой части. Другие улучшения включали конструкцию из алюминиевого сплава в бипланном хвостовом оперении с тремя ребрами, чьи двойные горизонтальные плоскости были построены как с обратным развалом, так и с положительным углом падения для улучшения стабилизирующей прижимной силы. Было построено восемнадцать R.VI с серийными номерами от R25 до R39 и от R52 до R54. Образец , получивший обозначение IdFlieg «R.30/16», служил испытательным стендом для двигателей с наддувом и находился на вооружении Luftstreitkräfte с Rfa 500 и Rfa 501 на западном фронте, дислоцированным в районе Гента . Воздушные налеты самолетов R.VI на Англию начались 17 сентября 1917 года. Многие воздушные налеты, приписываемые бомбардировщикам «Гота» , на самом деле были осуществлены бомбардировщиками Zeppelin-Staaken R.VI или R.XIV с прямыми попаданиями по Королевский госпиталь Челси с первой 1000-килограммовой бомбой, сброшенной на Англию 16/17 февраля 1918 года. железнодорожный вокзал Сент-Панкрас Следующей ночью подвергся нападению . В ходе кампании с 18 декабря 1917 г. по 20 мая 1918 г. R.VI Rfa501 совершили одиннадцать налетов, сбросив 27 190 кг (28 тонн) бомб. Восемнадцать построено. [ 2 ] [ нужна страница ]
- Цеппелин-Стаакен Р.VII
- Мало отличаясь от R.IV, R.VII имел измененное расположение стоек хвостового оперения. Единственный построенный R.VII, имеющий серийный номер R 14/15, разбился во время доставки на линию фронта. [ 2 ] [ нужна страница ]
- Цеппелин-Стаакен Р.XIV
- R.XIV очень напоминал предыдущие самолеты Zeppelin-Staaken R, отличаясь только установкой двигателя и деталями. Пять двигателей Maybach MbIV располагались двухтактными парами в гондолах, между двигателями размещался инженер, а в носовой части - один тягач.
Было построено три самолета R.XIV с серийными номерами от R 43/16 до R 45/16. R 43/16 был сбит капитаном 151-й эскадрильи Королевских ВВС Яйлем. [ 2 ] [ нужна страница ] в июле 1918 года.
- Цеппелин-Стаакен R.XV
- R.XV также сохранил пятимоторную схему R.XIV, но имел большой центральный стабилизатор в хвостовом оперении. Было построено три самолета R.XV с серийными номерами от R 46/16 до R 48/16, но нет никаких свидетельств того, что они выполняли боевые полеты. [ 2 ] [ нужна страница ]
- Цеппелин-Стаакен R.XVI (Av)
- новый двигатель Benz VI Когда в начале 1918 года стал доступен мощностью 530 л.с. (395 кВт), компании Aviatik ( Automobil und Aviatik AG ) в Лейпциге-Хайтерблике было поручено интегрировать новый, более мощный двигатель в планер R.VI в связи с обязательствами Завод «Цеппелин-Стаакен» и компания «Авиатикс» имеют опыт строительства R.VI по лицензии. Новые двигатели были установлены в носовых частях мотогондол, приводя в движение тягачи, а двигатели Benz BzIV мощностью 220 л.с. (164 кВт) в задних позициях приводили в движение толкающие винты через удлинительные валы. Было построено три R.XVI (Av); R 49 был построен в октябре 1918 года, но во время испытательного полета повредил шасси, свидетельств о проведении ремонта нет. R 50 был построен после перемирия как гражданский самолет, но был списан по приказу Военной межсоюзной контрольной комиссии . На момент перемирия строительство R 51 шло хорошо, но не было завершено. [ 2 ] [ нужна страница ]
- Цеппелин-Стаакен Л
- По сути, этот самолет представлял собой R.VI, оснащенный большими дюралюминиевыми поплавками длиной 13 метров (42 фута 8 дюймов). Присвоен серийный номер. В 1432 году Kaiserliche Marine (ВМС Германии) самолет потерпел крушение во время испытаний. Один построен. [ 2 ] [ нужна страница ]
- Цеппелин-Стаакен 8301
- В дальнейшей попытке разработать полезный большой гидросамолет для Kaiserliche Marine компания Zeppelin-Staaken использовала крылья R.VI, соединенные с совершенно новым фюзеляжем, который включал в себя большой центральный киль R.XV, подвешенный посередине между основными плоскостями, причем все они поддерживались. по поплавкам, аналогичным L. Было построено три, серийные номера 8301, 8303 и 8304, из них 8301 также испытывался с сухопутной ходовой частью, существование 8302 не подтверждено. [ 2 ] [ нужна страница ]
Операторы
[ редактировать ]- ВВС - Императорская немецкая воздушная служба
- 500-й дивизион гигантских самолетов (Rfa500)
- 501-я дивизия гигантских самолетов (Rfa501)
- Имперский флот
Технические характеристики (Р.VI)
[ редактировать ]Данные немецких самолетов Первой мировой войны [ 1 ] [ нужна страница ]
Общие характеристики
- Экипаж: 7
- Длина: 22,1 м ( 72 фута 6,2 дюйма)
- Размах крыла: 42,2 м ( 138 футов 5,6 дюйма)
- Высота: 6,3 м (20 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 332 м2 2 (3595 кв. футов)
- Вес пустого: 7921 кг (17426 фунтов)
- Полная масса: 11 848 кг (26 066 фунтов)
- Силовая установка: 4 × Maybach Mb.IV 6-цил. рядные, по 183 кВт (245 л.с.) каждый
- Силовая установка: 4 × Mercedes D.IVa 6-цил. рядные, мощностью 194 кВт (260 л.с.) каждый, рабочим объемом 21,7 л (1325 куб.дюйм.)
Производительность
- Максимальная скорость: 135 км/ч (84 миль в час, 73 узла)
- Выносливость: 7-10 часов
- Практический потолок: 4320 м (14710 футов)
- Скорость погружения: 1,16 м/с (229 футов/мин).
Вооружение
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Сикорский Илья Муромет
- Сикорский Александр Невский
- Сикорский Русский Витязь
- Таррант Табор
- Бомбардировщик Барлинг XNBL-1
- Хэндли Пейдж V/1500
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Грей и Тетфорд, 1970.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хаддоу и Гросс, 1988)
- ^ Jump up to: а б Пейн, доктор Дэвид (26 мая 2009 г.). «Бомбардировщик Zeppelin Staaken R.VI Великой войны» . Ассоциация Западного фронта . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Вагнер, Рэй; Новарра, Хайнц (1971). Немецкие боевые самолеты: комплексный обзор и история развития немецких военных самолетов с 1914 по 1945 год . Нью-Йорк: Даблдей. п. 130.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А. К. Рорбах, «Авиалайнер мощностью 1000 л.с. от Zeppelin-Werke, Штаакен», Журнал авиационной техники и автомобильной авиации, том. 12, № 1 (15 января 1921 г.);
- Э. Офферманн, В. Г. Ноак и А. Р. Вейль, Гигантские самолеты, в: Справочник по авиационной науке (Ричард Карл Шмидт и компания, 1927).
- Хаддоу, Г.В. и Гросс, Питер М. Немецкие гиганты, История R-самолетов 1914–1919 гг . Лондон. Патнэм. (1962, 3-е изд. 1988 г.). ISBN 0-85177-812-7
- Грей, Питер и Тетфорд, Оуэн. Немецкие самолеты Первой мировой войны . Лондон, Патнэм. (2-е изд.) 1970. ISBN 0-370-00103-6
- Вагнер, Рэй и Новарра, Хайнц, Немецкие боевые самолеты: всесторонний обзор и история развития немецких военных самолетов с 1914 по 1945 год , Doubleday, 1971.