Jump to content

HMS Тигр (C20)

HMS Tiger до переоборудования
История
Великобритания
Имя Тигр
Заказал Дополнительная военно-морская программа 1942 г.
Строитель Верфь Джона Брауна
Расходы £12,820,000 [ 1 ]
Заложен 1 октября 1941 г.
Запущен 25 октября 1945 г.
Введен в эксплуатацию 18 марта 1959 г.
Выведен из эксплуатации 20 апреля 1978 г.
Девиз
  • Кто спасет зубы?
  • Латынь: «Кто вырвет мне зубы»
Судьба Списан с октября 1986 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Тигр» типа Легкий крейсер
Смещение
  • в состоянии постройки: стандартная грузоподъемность 9 550 тонн, глубинная загрузка 11 700 тонн.
  • после переоборудования: стандартная 9 975 тонн, глубинная загрузка 12 080 тонн. [ 3 ]
Длина
  • 555,5 футов (169,3 м) в целом
  • 538 футов (164 м) между перпендикулярами
Луч 64 фута (20 м)
Черновик 21 фут (6,4 м)
Движение
Скорость 31,5 узла (58 км/ч)
Диапазон
Дополнить 698 (885 после конвертации)
Датчики и
системы обработки
  • в состоянии сборки: радары типов 277Q, 903 (x5), 960, 992Q, гидролокаторы типов 174, 176 и 185.
  • после переоборудования: РЛС Тип 278, 903 (х4), 965М, 992Q, гидролокаторы Тип 174, 176 и 185
Вооружение
Самолет перевезен После переоборудования: Четыре вертолета (первоначально Westland Wessex , затем Westland Sea King HAS 2 )

HMS Tiger — обычный крейсер Британского Королевского флота , один из трёх кораблей класса, известного как « Тигр » . Заказанная во время Второй мировой войны , она была достроена после ее окончания.

К 1960 году «Тигр» находился на вооружении и служил на Дальнем Востоке , а затем во флоте Метрополии, прежде чем уйти в резерв в конце 1966 года.

С 1968 года «Тигр» был переоборудован в «вертолет и командирский крейсер» и оснащен системой противовоздушной обороны с управляемыми ракетами, а затем вернулся в строй в начале 1970-х годов. Он оставался в строю до 1978 года, когда был выведен в резерв и отправлен на утилизацию. Были попытки вернуть ее в строй во время Фолклендской войны из-за ее вместимости кабины, но этого не произошло. В 1986 году Тигр был наконец продан на металлолом.

Строительство

[ редактировать ]

Тигр начинал как Беллерофонт . Заложен в 1941 году на верфи Джона Брауна в составе «Минотавр класса » лёгких крейсеров . Эти корабли имели низкий приоритет в строительстве из-за более острых требований к другим типам кораблей во время Второй мировой войны, особенно к противолодочным кораблям. «Беллерофон» был переименован в «Тайгер» в 1945 году и был спущен на воду, частично построенный, 25 октября 1945 года. Его окрестила леди Стэнсгейт , жена Уильяма Бенна, виконта Стэнсгейта , государственного секретаря по авиации . [ а ] Работы по «Тайгеру» были приостановлены в 1946 году, и он был поставлен на прикол в Далмюре .

» «Тигры были модернизированы в 1948 году. [ 4 ] в основном для противовоздушной обороны конвоев и авианосных группировок. Считалось, что крейсеры играют второстепенную и дополняющую роль авианосцев легкого флота в защите торговли и нападении на корабли противника. [ 5 ] [ 6 ] Для противовоздушной обороны авианосных групп флота крейсеры заменили зенитные батареи линкоров и авианосцев времен Второй мировой войны. [ б ]

В 1951 году вместо того, чтобы строить новые крейсеры, правительство решило достроить этот корабль и два других по измененной конструкции с совершенно новым вооружением. Благодаря пересмотренному проекту HMS Tiger стал головным кораблем этого класса. В связи с приоритетом Королевских ВВС (в обеспечении защиты от ядерного нападения советских бомбардировщиков), холодной войной и конфликтом между премьер-министром и штабом Адмиралтейства по вопросам кораблестроения, боевые корабли, утвержденные в 1951-1953 гг. противолодочные фрегаты, эсминцы и минные охотники, но не крейсеры. [ 7 ] [ нужна страница ] Возобновление работ по классу «Тигр» и реконструкция других крейсеров были отложены до 1955 года.

Корабль имел автоматические 6-дюймовые (152-мм) орудия в спаренных высокоугольных установках, каждое из которых рассчитано на стрельбу 20 выстрелов в минуту, а также ПМК автоматического 3-дюймового (76-мм) орудия, стрелявшего со скоростью 90–120 об/мин. Каждая 6-дюймовая и 3-дюймовая установка имела собственный радиолокационный директор системы средней дальности (MRS) 3 . Виконт Холл [ с ] заявил в Палате лордов в 1959 году, что ее «автоматически управляемые» орудия «способны стрелять со скоростью, более чем в два раза превышающей скорость пилотируемого вооружения», а «улучшение орудий было в десять раз лучше, чем если бы корабль был с оригинальным орудием». вооружение». [ 8 ] Однако « Тайгера » обычно заклинивали после 30 секунд стрельбы. 6-дюймовые орудия [ 9 ] и не мог вести непрерывную бомбардировку в поддержку войск на берегу. РН утверждал, что первые 30 секунд боя с реактивными самолетами и военными кораблями были решающим фактором и что самолет будет сбит короткими очередями, и поэтому ограниченная емкость магазина и надежность орудия были менее важны, чем мгновенная реакция. Решение о достройке кораблей было основано на наличии корпусов и расчете на то, что крейсеры могут быть построены раньше (три года против пяти лет) и дешевле (60% стоимости), чем строительство новых [8000-тонных] крейсеров за один раз. когда существующий крейсерский флот старел и его вооружение и управление огнем были бесполезны против современных самолетов. В 1957 г. у РН был 21 крейсер, девять из которых находились в строю; к 1961 году флот крейсеров сократился до девяти, из которых пять находились в строю. [ 10 ]

вооружение HMS Tiger Пересмотренное соответствовало непосредственным послевоенным требованиям, а продолжающаяся реконструкция этого класса подтвердила Белую книгу обороны 1957 года в качестве временных зенитных кораблей в ожидании введения управляемого вооружения в Королевский флот; четыре эсминца класса «Каунти» с ракетами «Сислаг». К февралю 1957 года было заказано На практике только «Тайгер» был готов вовремя и работал достаточно хорошо, чтобы какое-то время служить артиллерийским крейсером. [ д ]

К тому времени, когда легенда о «Тигре » была принята Адмиралтейским советом в июле 1954 года и Кабинетом министров в ноябре 1954 года, конструкция, корпус и оборудование крейсера были уже слишком старыми. Ее двух 6-дюймовых башен было недостаточно, чтобы гарантировать надводный огонь, и они были менее эффективны в противовоздушной борьбе из-за усовершенствований ракет и самолетов; [ 11 ] Кроме того, базовая установка трех спаренных 3-дюймовых турелей не обеспечивала эффективного и надежного прикрытия огневых дуг. [ 12 ] Запланированные 40-мм пушки Bofors, утвержденные в 1954/57 году как необходимые для ближней обороны, были исключены, чтобы обеспечить пространство и комфорт экипажу. [ 13 ] По всему кораблю было установлено кондиционирование воздуха , установлена ​​АТС на 200 линий. сообщалось, что ее первый капитан В Палате лордов сказал, что «HMS Tiger был спроектирован так, чтобы противостоять ядерным атакам, поскольку он может работать до двух недель в результате радиоактивных осадков с котлом, двигателем и вооружением с дистанционным управлением, работающим с огнем. -циркулировать очищенный воздух под палубой и мог бы действовать как боевая единица, даже если бы рядом была сброшена ядерная бомба». [ 8 ] В парламенте они были описаны как «эффективные корабли на долгий период вперед, особенно это касается востока от Суэца, где расстояния настолько гигантские». [ 14 ]

В завершенном виде «Тайгер» нес:

  • РЛС надводного поиска Тип 992Q на вершине фок-мачты, [ 15 ] с дальностью действия 30 морских миль (56 км), [ 3 ]
  • радар воздушного предупреждения Тип 960 на вершине грот-мачты, [ 15 ] с дальностью полета 170 морских миль (310 км), [ 3 ]
  • мачты , радар определения высоты Тип 277Q на середине грот- [ 15 ] с дальностью полета 120 морских миль (220 км), [ 3 ]
  • пять директоров управления огнем MRS 3 (по одному на каждую башню), каждый из которых оснащен артиллерийским радаром Тип 903. [ 15 ]

Ее гидролокаторы были:

  • Поиск средней дальности Тип 174, [ 16 ]
  • Пассивный поиск Тип 176, имевший тот же купол, что и Тип 174. [ 16 ]
  • Подводный телефон Тип 185. [ 16 ]

» Официально численность «Тигра составляла 698 человек (53 офицера и 645 рядовых) в мирное время и 900 — в военное. [ 17 ]

на В смете военно-морского флота 1959–1960 годы первоначальные затраты составили 12 820 000 фунтов стерлингов. [ 1 ] тогда как Jane's Fighting Ships оценила ее первоначальную стоимость в 13 113 000 фунтов стерлингов. [ 2 ] [ 17 ]

Тигр был принят ВМФ в марте 1959 года. [ 1 ] и вступил в строй 18 марта 1959 года. [ 3 ] [ и ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]
HMS Tiger , апрель 1965 г. Во время ремонта в 1968-72 гг. Дипольная решетка радара Тип 960 на вершине главной мачты была заменена на одинарную антенну радара Тип 965М. [ 19 ]

Первая часть первого командования «Тайгера » была потрачена под командованием капитана Р.Э. Уошборна на испытания ее нового вооружения. После тренировки, теперь уже под командованием капитана Р. Хатчинса, Тайгер совершил осенние визиты с показом флагов в Гдыню , Стокгольм , Киль и Антверпен . В конце 1959 года он был направлен в Средиземное море на год в качестве флагмана Средиземноморского флота . К концу 1960 года проблемы с вооружением все еще оставались, и их планировалось устранить при первом ремонте в конце 1960 года. [ 18 ] Во время визита лорда Кэррингтона ( первого лорда Адмиралтейства ) его военно-морской секретарь контр-адмирал Фрэнк Твисс «совершил непростительную ошибку, сбив очень дорогой самолет-мишень, к аплодисментам корабельной компании, но к резкому упреку». от их светлостей Адмиралтейства». [ 20 ] Корабль принимал участие в операциях на Дальнем Востоке в ходе индонезийского противостояния в начале 1960-х годов. Военно-морской флот в начале 1960-х годов испытывал нехватку личного состава, что привело к «нехватке технического персонала» на « Тиграх » , [ 21 ] как следствие, некоторые «элементы его оборудования не могли работать», [ 22 ] и «некоторая часть его оборудования не работала». [ 22 ] В сентябре 1963 года газета Glasgow Herald сообщила, что «Тайгер уже имеет сильно сокращенный экипаж и фактически представляет собой плавучий офис». [ 22 ] Во время всеобщей избирательной кампании 1964 года лидер оппозиции Гарольд Вильсон раскритиковал за это правительство во время выступления в Плимуте . [ 23 ] [ не удалось пройти проверку ]

Контр-адмирал Майкл Поллок поднимал на ней свой флаг в качестве флагманского офицера, заместителя командующего Флотом метрополии с 1965 по 1966 год. 10 августа 1966 года одно из орудий случайно выпустило учебный снаряд по верфи Девонпорта во время материальных испытаний оборудования. . «Один член корабельной роты получил легкие ранения, других пострадавших нет». [ 24 ] В октябре 1966 года корабль находился в Кардиффе во время катастрофы в Аберфане . Экипаж оказал помощь в спасательно-восстановительной операции. [ 25 ]

Со 2 по 4 декабря 1966 года она принимала переговоры между премьер-министрами Гарольдом Вильсоном (Великобритания) и Яном Смитом из Родезии . [ 26 ] [ 27 ] Последний в одностороннем порядке провозгласил независимость от Великобритании из-за того, что Великобритания настаивала на отмене правления белого меньшинства до обретения независимости. Двадцать офицеров (включая все двенадцать мичманов ) были высажены на берег в Гибралтаре перед переговорами, чтобы «освободить место для трех делегаций премьер-министра, губернатора Родезии и г-на Смита». [ 23 ] Когда прибыла родезийская делегация, «Тигр» находился в нескольких милях от берега, и делегацию переправили на небольшом судне. Затем « Тигр» вышел в море, но подошел близко к гавани, когда высадилась родезийская делегация. [ 27 ] По приказу Вильсона британская и родезийская делегации были «разделены во всех действиях за пределами конференц-зала». [ 26 ]

Конверсия и более поздняя карьера

[ редактировать ]

«Тайгер» был выведен в резерв 18 декабря 1966 года, а затем в 1968–72 годах был преобразован в «вертолет и командный крейсер» в HMNB Девонпорт . Эта реконструкция включала в себя снятие задней 6-дюймовой и 3-дюймовой опор, установку двух Seacat GWS 22 , ракетных креплений [ 3 ] и строительство кабины экипажа и ангара для эксплуатации четырех вертолетов Westland Wessex (позже Westland Sea King HAS 2). Tiger получил гораздо более высокие воронки с квадратными крышками, что было настолько улучшением, что в 1977 году Blake получил аналогичные воронки. [ 3 ]

После переоборудования Tiger нес:

  • РЛС надводного поиска Тип 992Q на вершине фок-мачты, [ 19 ] с дальностью действия 30 морских миль (56 км), [ 3 ]
  • РЛС воздушного предупреждения Тип 965М с АКЭ-1 одноместной антенной на вершине грот-мачты, [ 3 ] [ 19 ] у него был более узкий луч, чем у Типа 960, который был необходим для направления воздуха и теперь был стандартом Королевского флота. [ 28 ]
  • радар определения высоты Тип 278 на середине грот-мачты, [ 3 ] который был похож на Тип 277Q, но проще в обслуживании, [ 28 ] [ ж ]
  • четыре директора управления огнем MRS 3 (по одному на каждую башню и установку Seacat, каждый из которых оснащен артиллерийским радаром Тип 903). [ 2 ] [ 19 ]

На нем были установлены отличные средства управления, контроля и связи , и он нашел применение в качестве флагмана для оперативных групп.

Когда в марте 1964 года планы были объявлены парламенту, было сказано, что военно-морской флот «не ожидал, что эта работа по переоборудованию будет сложной или особенно дорогой». [ 22 ] Реконструкция Блейка и Тайгера была рассмотрена в третьем отчете Счетного комитета за 1972 год. Майкл Барнс заявил в парламенте, что ремонт «демонстрирует слишком слабое отношение к тому, как тратятся деньги налогоплательщиков». [ 33 ] «Планировалось, что ремонт займет 18 месяцев и будет стоить 5 миллионов фунтов стерлингов каждый... Ремонт «Тигра» занял более пяти лет и стоил более 13 миллионов фунтов стерлингов». [ 33 ] [ г ] Контр-адмирал Морган-Джайлс , член парламента от Винчестера, выступая за авианосца HMS Eagle возвращение в строй , охарактеризовал Блейка и Тайгера как «одни из худших абортов, которые когда-либо применялись в Королевском флоте». [ 34 ]

Вертолетная эскадрилья корабля увеличила численность корабля в мирное время до 885 человек (85 офицеров и 800 рядовых). [ 2 ] что создавало нагрузку на размещение экипажа. [ 19 ]

Во время реконструкции и в последующие годы материал, извлеченный из Льва, использовался для исправления Тайгера и Блейка . Сообщается, что у Тайгера было так много материалов от Льва , что ее команда прозвала ее «HMS Liger». [ нужна ссылка ]

Он был повторно введен в строй 6 мая 1972 года. Большой экипаж сделал его дорогостоящим кораблем в эксплуатации и обслуживании. Когда в конце семидесятых годов наступили экономические трудности, это привело к сокращению численности сил обороны, что привело к нехватке рабочей силы; [ 3 ] хотя «Тайгер» оставался в строю достаточно долго, чтобы принять участие в честь серебряного юбилея смотре флота в 1977 года в честь королевы Елизаветы II . [ 35 ]

Вывод из эксплуатации и утилизация

[ редактировать ]
Деактивированный HMS Tiger на в Портсмуте Днях военно-морского флота в 1980 году, демонстрирующий радар Тип 965М с одноместной антенной AKE-1 на главной мачте, большую кабину экипажа и ангар, добавленные в 1968–72 годах.

В 1978 году «Тигр» был выведен в резерв и списан 4 мая 1979 года. [ 36 ] Он был внесен в список утилизации в 1979 году. И «Тайгер» , и его однотипный корабль «Блейк» числились в составе резервной эскадрильи и бездействовали в HMNB Chatham .

Когда Фолклендская война в начале апреля 1982 года разразилась , оба корабля были быстро обследованы и было установлено, что оба находятся в очень хорошем материальном состоянии, и оба были немедленно поставлены в сухой док ( «Тайгер» в Портсмуте и «Блейк» в Чатеме), и начались работы по повторному вводу в эксплуатацию.

Хотя существовали предположения, что их 6-дюймовые орудия будут полезны для береговых бомбардировок, настоящей причиной их потенциального использования был размер их полетных палуб (в то время они были третьими по величине в Королевском флоте после авианосцев «Гермес» и «Инвинсибл»). ), а также возможность их использования в качестве мобильных передовых операционных и дозаправочных баз для оперативной группы Harrier . ( Блейк уже некоторое время эксплуатировал самолеты RAF Harrier для контрольных испытаний в 1971 году, а самолеты Harrier дозаправлялись на Tiger ). Их преимущество будет больше в качестве платформ для увеличения дальности и выносливости «Харриеров» и в качестве остановки для дозаправки на обратном пути к авианосцам, а не в качестве места для выполнения наступательных миссий или места для размещения пары «Си Харриеров» в качестве места для увеличенной дальности боевой воздушный патруль впереди двух авианосцев (и уменьшающий их собственную уязвимость к ударам с воздуха), но необходимость вертикального взлета, а не использования трамплина, серьезно снизила выносливость «Харриеров» и грузоподъемность, и в конце мая 1982 г., после потери эсминца «Шеффилд» и аргентинского крейсера «Генерал Бельграно» ремонты были остановлены.

Были также сомнения относительно возможностей самообороны двух кораблей (6-дюймовое и 3-дюймовое вооружение никогда не было надежным), и это в сочетании с большим составом (и потенциальными человеческими жертвами, если один из крейсеров будет уничтожен). потерян), вызвал большое беспокойство в Адмиралтействе. Это, а также то, где в спешке найти 1800 способных и квалифицированных членов экипажа в то время, когда Королевский флот уже сокращался, решило судьбу двух кораблей. Великобритания просто не могла позволить себе собственную катастрофу в Бельграно ни материально, ни политически.

Хотя Чили проявила слабый интерес к приобретению «Тайгера» и его однотипного корабля «Блейк» , это не дошло до стадии обсуждения, и «Тайгер» задержался, пришвартованный в Портсмута гавани . «Тигр» существовал в медленно ухудшающемся состоянии до середины 1986 года, а после конкурсных торгов он был продан на металлолом испанской компании Desguaces Varela. [ 37 ] Ее отбуксировали в Испанию , а в октябре 1986 года началась сдача на слом.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Депутат от лейбористской партии, а затем министр правительства Тони Бенн был их сыном.
  2. Ожидалось, что только новые авианосцы Eagle и Ark Royal будут иметь собственную систему ПВО. [ нужна ссылка ]
  3. Холл был гражданским лордом Адмиралтейства с 1929 по 1931 год.
  4. Первый корабль класса County, HMS Devonshire , был введен в строй в ноябре 1962 года.
  5. 26 октября 1960 года гражданский лорд Адмиралтейства Тигр Ян Орр-Юинг заявил в Палате общин, что « » впервые вступил в строй в июне 1959 года. [ 18 ]
  6. ^ Источники различаются: «Все боевые корабли мира» Конвея, 1947–1995 гг. [ 29 ] и Фридман [ 30 ] заявляют, что у Тигра был Тип 278 после переоборудования, в то время как Marriott [ 31 ] и Джейнс [ 32 ] заявляют, что после переоборудования у «Тигра» был Type 277Q.
  7. ^ Jane's Fighting Ships оценивает стоимость переоборудования в 13 250 000 фунтов стерлингов. [ 2 ] Для сравнения, в середине 1960-х годов строительство нового «Леандер» фрегата класса обошлось примерно в 5 миллионов фунтов стерлингов, а эта цифра выросла примерно до 5 миллионов фунтов стерлингов. 6 + 1 2 миллиона к 1972 году, когда ремонт « Тигра » был завершен. [ нужна ссылка ]
  1. ^ Jump up to: а б с Оценки ВМФ, 1959-60 , страницы 230-1, «Список и подробные сведения о новых кораблях, которые были приняты или, как ожидается, будут приняты на вооружение Ее Величества в течение финансового года, закончившегося 31 марта 1959 года».
  2. ^ Jump up to: а б с д и Мур, Джон Э., изд. (1975). Боевые корабли Джейн 1975-76 . Macdonald and Jane's & Co. p. 349. ИСБН  0-354-00519-7 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Гардинер 1995, стр. 504.
  4. ^ Д.К. Браун и Г. Мур, Восстановление RN. Проектирование военных кораблей с 1945 года (2013), с. 48
  5. ^ Браун и Мур 2012 , стр. 47–52.
  6. ^ Г. Мур, «Проект британского крейсера 1946–1956» в журнале Warship , 2006, Конвей. Лондон (2006), стр. 41–50.
  7. ^ А. Селдон. Бабье лето Черчилля. Консервативное правительство 1951–5 . Ходдер и Стоутон. Лондон (1981)
  8. ^ Jump up to: а б «Оценки военно-морского флота» , Парламентские дебаты (Hansard) , том. 216, столбец 147, 6 мая 1959 г. , дата обращения 31 мая 2017 г.
  9. ^ ГМ Стивен, Проекты британских военных кораблей с 1906 года . Ян Аллан. Лондон (1985), стр. 84–85.
  10. ^ Д. Веттерн, Упадок британской морской мощи . Джейн (1982) Лондон с. 137
  11. ^ К.Белл. Черчилль и «Сипауэр» . ОУП (2013), стр. 315 и 392.
  12. ^ Д. Браун и Г. Мур. Восстановление конструкции военного корабля RN ​​с 1945 года, Чатем, (2003), стр. 46-51.
  13. ^ Д. Браун и Дж. Мур. Восстановление РН (2003) стр. 45-6.
  14. ^ Парламентский и финансовый секретарь Адмиралтейства (г-н К. Ян Орр-Юинг ) (9 марта 1959 г.), «Vote A Numbers» , Парламентские дебаты (Hansard) , vol. 601, колонка 891 , получено 31 мая 2017 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д Марриотт 1985 , стр. 109–110.
  16. ^ Jump up to: а б с МакКлерн, Сэнди, «Крейсер класса Тигр» , Haze Grey & Underway , получено 1 июня 2017 г.
  17. ^ Jump up to: а б Блэкман, Раймонд В.Б., изд. (1961), Боевые корабли Джейн, 1961–62 , Сэмпсон Лоу, Marston & Co Ltd, стр. 252
  18. ^ Jump up to: а б «HMS «Lion» и «Tiger» (орудийные башни и механизм управления)» , Парламентские дебаты (Hansard) , том 627 cc 278-9W, 26 октября 1960 г. , получено 31 мая 2017 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д и Марриотт 1985 , с. 110
  20. ^ Лорд Кэррингтон (17 января 1978 г.), «Дань уважения сэру Фрэнку Твиссу» , Парламентские дебаты (Hansard) , том 388, куб. 1–5 , получено 31 мая 2017 г.
  21. ^ «Дебаты в Палате общин, голосование 1. Оплата и т. д. Королевского флота и королевской морской пехоты» , Парламентские дебаты (Hansard) , том 674, абз. 132, 140, 18 марта 1963 г. , получено 31 мая 2017 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д «Голосуй А. Числа» , Парламентские дебаты (Хансард) , том. 690, кол. 935, 955, 979, 1051, 1084, 2 марта 1964 г. , получено 31 мая 2017 г.
  23. ^ Jump up to: а б «HMS «Tiger» » , Парламентские дебаты (Hansard) , том 742 cc 497-8, 1 марта 1967 г. , получено 31 мая 2017 г.
  24. ^ «Дебаты в Палате общин, HMS «Тайгер» (происшествие при стрельбе)» , Парламентские дебаты (Хансард) , том 733, абз. 2011-2, 12 августа 1966 г. , дата обращения 31 мая 2017 г.
  25. ^ Дженкинс, Дэвид (2013) [1993]. Доставка в Кардиффе: фотографии из коллекции Хансена (2-е изд.). Кардифф: Издательство Уэльского университета . ISBN  9781783163229 . OCLC   935680065 . Проверено 25 октября 2016 г.
  26. ^ Jump up to: а б «Некролог Яну Смиту, премьер-министру Родезии» , Зимбабве сегодня , 6 апреля 2017 г., заархивировано из оригинала 27 мая 2018 г. , получено 31 мая 2017 г.
  27. ^ Jump up to: а б Смит, Ян (1997), Великое предательство , Blake Publishing, стр. 127–131, ISBN  1-85782-1769
  28. ^ Jump up to: а б Фридман 2012 , с. 319
  29. ^ Гардинер 1995 , стр. 504.
  30. ^ Фридман 2012 , с. 319.
  31. ^ Марриотт 1985 , с. 110.
  32. ^ Боевые корабли Джейн 1975-76, стр. 349
  33. ^ Jump up to: а б «Комитет государственных счетов (отчеты)» , Парламентские дебаты (Hansard) , том. 847, полковник 1735-1737, 7 декабря 1972 г. , получено 30 мая 2017 г.
  34. ^ «Оборона» , Парламентские дебаты (Хансард) , вып. 831, колонка 1344, 23 февраля 1972 г. , дата обращения 31 мая 2017 г.
  35. ^ Официальная сувенирная программа, 1977. Обзор флота в честь серебряного юбилея , HMSO
  36. ^ «HMS Tiger» , Парламентские дебаты (Hansard) , том. 300, col 581-2W, 12 ноября 1997 г. , дата обращения 31 мая 2017 г.
  37. ^ «HMS Tiger» , Письменные ответы Палаты общин , том. 100, Парламентские дебаты (Hansard) , col 441W, 30 июня 1986 г. , дата обращения 31 мая 2017 г.
  • Браун, Дэвид К.; Мур, Джордж (2012) [2004]. Восстановление Королевского флота: проектирование военных кораблей с 1945 года (переиздание). Сифорт.
  • Фридман, Норман (23 августа 2012 г.). Британские крейсеры, две мировые войны и после (1-е изд.). Издательство Сифорт. ISBN  978-1848320789 .
  • Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN  978-1-86176-281-8 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press.
  • Гардинер, Роберт, изд. (1983). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1982» . Лондон: Conway Maritime Press.
  • Гардинер, Роберт, изд. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN  0-85177-605-1 .
  • Боевые корабли Джейн 1950–51 . Лондон: издательство Janes Publishing. 1950.
  • Марриотт, Лео (1985). Авианосцы Королевского флота 1945–1990 гг . Иэна Аллана Лтд. ISBN  0-7110-1561-9 .
  • Мур, Джон Э. , изд. (1975). Боевые корабли Джейн 1975–76 . Macdonald and Jane's & Co. ISBN  0-354-00519-7 .
  • Мур, Джордж (2006), «Проект британского крейсера 1946–1956», Военный корабль 2006 , Лондон: Конвей
  • Олвер, Джереми (15 января 2001 г.). «Крейсеры класса Тигр» . Послевоенный Королевский флот . Джереми Олвер. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года.
  • Рэйвен, Алан; Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press.
  • Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия . Лондон: Arms and Armor Press.
  • HMS Tiger на Uboat.net
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44024a4b666aad153ad516ff2a5c307c__1720082280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/7c/44024a4b666aad153ad516ff2a5c307c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Tiger (C20) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)