HMS Тигр (C20)
![]() HMS Tiger до переоборудования
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Тигр |
Заказал | Дополнительная военно-морская программа 1942 г. |
Строитель | Верфь Джона Брауна |
Расходы | £12,820,000 [ 1 ] |
Заложен | 1 октября 1941 г. |
Запущен | 25 октября 1945 г. |
Введен в эксплуатацию | 18 марта 1959 г. |
Выведен из эксплуатации | 20 апреля 1978 г. |
Девиз |
|
Судьба | Списан с октября 1986 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Тигр» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 64 фута (20 м) |
Черновик | 21 фут (6,4 м) |
Движение |
|
Скорость | 31,5 узла (58 км/ч) |
Диапазон |
|
Дополнить | 698 (885 после конвертации) |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Самолет перевезен | После переоборудования: Четыре вертолета (первоначально Westland Wessex , затем Westland Sea King HAS 2 ) |
HMS Tiger — обычный крейсер Британского Королевского флота , один из трёх кораблей класса, известного как « Тигр » . Заказанная во время Второй мировой войны , она была достроена после ее окончания.
К 1960 году «Тигр» находился на вооружении и служил на Дальнем Востоке , а затем во флоте Метрополии, прежде чем уйти в резерв в конце 1966 года.
С 1968 года «Тигр» был переоборудован в «вертолет и командирский крейсер» и оснащен системой противовоздушной обороны с управляемыми ракетами, а затем вернулся в строй в начале 1970-х годов. Он оставался в строю до 1978 года, когда был выведен в резерв и отправлен на утилизацию. Были попытки вернуть ее в строй во время Фолклендской войны из-за ее вместимости кабины, но этого не произошло. В 1986 году Тигр был наконец продан на металлолом.
Строительство
[ редактировать ]Тигр начинал как Беллерофонт . Заложен в 1941 году на верфи Джона Брауна в составе «Минотавр класса » лёгких крейсеров . Эти корабли имели низкий приоритет в строительстве из-за более острых требований к другим типам кораблей во время Второй мировой войны, особенно к противолодочным кораблям. «Беллерофон» был переименован в «Тайгер» в 1945 году и был спущен на воду, частично построенный, 25 октября 1945 года. Его окрестила леди Стэнсгейт , жена Уильяма Бенна, виконта Стэнсгейта , государственного секретаря по авиации . [ а ] Работы по «Тайгеру» были приостановлены в 1946 году, и он был поставлен на прикол в Далмюре .
» «Тигры были модернизированы в 1948 году. [ 4 ] в основном для противовоздушной обороны конвоев и авианосных группировок. Считалось, что крейсеры играют второстепенную и дополняющую роль авианосцев легкого флота в защите торговли и нападении на корабли противника. [ 5 ] [ 6 ] Для противовоздушной обороны авианосных групп флота крейсеры заменили зенитные батареи линкоров и авианосцев времен Второй мировой войны. [ б ]
В 1951 году вместо того, чтобы строить новые крейсеры, правительство решило достроить этот корабль и два других по измененной конструкции с совершенно новым вооружением. Благодаря пересмотренному проекту HMS Tiger стал головным кораблем этого класса. В связи с приоритетом Королевских ВВС (в обеспечении защиты от ядерного нападения советских бомбардировщиков), холодной войной и конфликтом между премьер-министром и штабом Адмиралтейства по вопросам кораблестроения, боевые корабли, утвержденные в 1951-1953 гг. противолодочные фрегаты, эсминцы и минные охотники, но не крейсеры. [ 7 ] [ нужна страница ] Возобновление работ по классу «Тигр» и реконструкция других крейсеров были отложены до 1955 года.
Корабль имел автоматические 6-дюймовые (152-мм) орудия в спаренных высокоугольных установках, каждое из которых рассчитано на стрельбу 20 выстрелов в минуту, а также ПМК автоматического 3-дюймового (76-мм) орудия, стрелявшего со скоростью 90–120 об/мин. Каждая 6-дюймовая и 3-дюймовая установка имела собственный радиолокационный директор системы средней дальности (MRS) 3 . Виконт Холл [ с ] заявил в Палате лордов в 1959 году, что ее «автоматически управляемые» орудия «способны стрелять со скоростью, более чем в два раза превышающей скорость пилотируемого вооружения», а «улучшение орудий было в десять раз лучше, чем если бы корабль был с оригинальным орудием». вооружение». [ 8 ] Однако « Тайгера » обычно заклинивали после 30 секунд стрельбы. 6-дюймовые орудия [ 9 ] и не мог вести непрерывную бомбардировку в поддержку войск на берегу. РН утверждал, что первые 30 секунд боя с реактивными самолетами и военными кораблями были решающим фактором и что самолет будет сбит короткими очередями, и поэтому ограниченная емкость магазина и надежность орудия были менее важны, чем мгновенная реакция. Решение о достройке кораблей было основано на наличии корпусов и расчете на то, что крейсеры могут быть построены раньше (три года против пяти лет) и дешевле (60% стоимости), чем строительство новых [8000-тонных] крейсеров за один раз. когда существующий крейсерский флот старел и его вооружение и управление огнем были бесполезны против современных самолетов. В 1957 г. у РН был 21 крейсер, девять из которых находились в строю; к 1961 году флот крейсеров сократился до девяти, из которых пять находились в строю. [ 10 ]
вооружение HMS Tiger Пересмотренное соответствовало непосредственным послевоенным требованиям, а продолжающаяся реконструкция этого класса подтвердила Белую книгу обороны 1957 года в качестве временных зенитных кораблей в ожидании введения управляемого вооружения в Королевский флот; четыре эсминца класса «Каунти» с ракетами «Сислаг». К февралю 1957 года было заказано На практике только «Тайгер» был готов вовремя и работал достаточно хорошо, чтобы какое-то время служить артиллерийским крейсером. [ д ]
К тому времени, когда легенда о «Тигре » была принята Адмиралтейским советом в июле 1954 года и Кабинетом министров в ноябре 1954 года, конструкция, корпус и оборудование крейсера были уже слишком старыми. Ее двух 6-дюймовых башен было недостаточно, чтобы гарантировать надводный огонь, и они были менее эффективны в противовоздушной борьбе из-за усовершенствований ракет и самолетов; [ 11 ] Кроме того, базовая установка трех спаренных 3-дюймовых турелей не обеспечивала эффективного и надежного прикрытия огневых дуг. [ 12 ] Запланированные 40-мм пушки Bofors, утвержденные в 1954/57 году как необходимые для ближней обороны, были исключены, чтобы обеспечить пространство и комфорт экипажу. [ 13 ] По всему кораблю было установлено кондиционирование воздуха , установлена АТС на 200 линий. сообщалось, что ее первый капитан В Палате лордов сказал, что «HMS Tiger был спроектирован так, чтобы противостоять ядерным атакам, поскольку он может работать до двух недель в результате радиоактивных осадков с котлом, двигателем и вооружением с дистанционным управлением, работающим с огнем. -циркулировать очищенный воздух под палубой и мог бы действовать как боевая единица, даже если бы рядом была сброшена ядерная бомба». [ 8 ] В парламенте они были описаны как «эффективные корабли на долгий период вперед, особенно это касается востока от Суэца, где расстояния настолько гигантские». [ 14 ]
В завершенном виде «Тайгер» нес:
- РЛС надводного поиска Тип 992Q на вершине фок-мачты, [ 15 ] с дальностью действия 30 морских миль (56 км), [ 3 ]
- радар воздушного предупреждения Тип 960 на вершине грот-мачты, [ 15 ] с дальностью полета 170 морских миль (310 км), [ 3 ]
- мачты , радар определения высоты Тип 277Q на середине грот- [ 15 ] с дальностью полета 120 морских миль (220 км), [ 3 ]
- пять директоров управления огнем MRS 3 (по одному на каждую башню), каждый из которых оснащен артиллерийским радаром Тип 903. [ 15 ]
Ее гидролокаторы были:
- Поиск средней дальности Тип 174, [ 16 ]
- Пассивный поиск Тип 176, имевший тот же купол, что и Тип 174. [ 16 ]
- Подводный телефон Тип 185. [ 16 ]
» Официально численность «Тигра составляла 698 человек (53 офицера и 645 рядовых) в мирное время и 900 — в военное. [ 17 ]
на В смете военно-морского флота 1959–1960 годы первоначальные затраты составили 12 820 000 фунтов стерлингов. [ 1 ] тогда как Jane's Fighting Ships оценила ее первоначальную стоимость в 13 113 000 фунтов стерлингов. [ 2 ] [ 17 ]
Тигр был принят ВМФ в марте 1959 года. [ 1 ] и вступил в строй 18 марта 1959 года. [ 3 ] [ и ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]
Первая часть первого командования «Тайгера » была потрачена под командованием капитана Р.Э. Уошборна на испытания ее нового вооружения. После тренировки, теперь уже под командованием капитана Р. Хатчинса, Тайгер совершил осенние визиты с показом флагов в Гдыню , Стокгольм , Киль и Антверпен . В конце 1959 года он был направлен в Средиземное море на год в качестве флагмана Средиземноморского флота . К концу 1960 года проблемы с вооружением все еще оставались, и их планировалось устранить при первом ремонте в конце 1960 года. [ 18 ] Во время визита лорда Кэррингтона ( первого лорда Адмиралтейства ) его военно-морской секретарь контр-адмирал Фрэнк Твисс «совершил непростительную ошибку, сбив очень дорогой самолет-мишень, к аплодисментам корабельной компании, но к резкому упреку». от их светлостей Адмиралтейства». [ 20 ] Корабль принимал участие в операциях на Дальнем Востоке в ходе индонезийского противостояния в начале 1960-х годов. Военно-морской флот в начале 1960-х годов испытывал нехватку личного состава, что привело к «нехватке технического персонала» на « Тиграх » , [ 21 ] как следствие, некоторые «элементы его оборудования не могли работать», [ 22 ] и «некоторая часть его оборудования не работала». [ 22 ] В сентябре 1963 года газета Glasgow Herald сообщила, что «Тайгер уже имеет сильно сокращенный экипаж и фактически представляет собой плавучий офис». [ 22 ] Во время всеобщей избирательной кампании 1964 года лидер оппозиции Гарольд Вильсон раскритиковал за это правительство во время выступления в Плимуте . [ 23 ] [ не удалось пройти проверку ]
Контр-адмирал Майкл Поллок поднимал на ней свой флаг в качестве флагманского офицера, заместителя командующего Флотом метрополии с 1965 по 1966 год. 10 августа 1966 года одно из орудий случайно выпустило учебный снаряд по верфи Девонпорта во время материальных испытаний оборудования. . «Один член корабельной роты получил легкие ранения, других пострадавших нет». [ 24 ] В октябре 1966 года корабль находился в Кардиффе во время катастрофы в Аберфане . Экипаж оказал помощь в спасательно-восстановительной операции. [ 25 ]
Со 2 по 4 декабря 1966 года она принимала переговоры между премьер-министрами Гарольдом Вильсоном (Великобритания) и Яном Смитом из Родезии . [ 26 ] [ 27 ] Последний в одностороннем порядке провозгласил независимость от Великобритании из-за того, что Великобритания настаивала на отмене правления белого меньшинства до обретения независимости. Двадцать офицеров (включая все двенадцать мичманов ) были высажены на берег в Гибралтаре перед переговорами, чтобы «освободить место для трех делегаций премьер-министра, губернатора Родезии и г-на Смита». [ 23 ] Когда прибыла родезийская делегация, «Тигр» находился в нескольких милях от берега, и делегацию переправили на небольшом судне. Затем « Тигр» вышел в море, но подошел близко к гавани, когда высадилась родезийская делегация. [ 27 ] По приказу Вильсона британская и родезийская делегации были «разделены во всех действиях за пределами конференц-зала». [ 26 ]
Конверсия и более поздняя карьера
[ редактировать ]«Тайгер» был выведен в резерв 18 декабря 1966 года, а затем в 1968–72 годах был преобразован в «вертолет и командный крейсер» в HMNB Девонпорт . Эта реконструкция включала в себя снятие задней 6-дюймовой и 3-дюймовой опор, установку двух Seacat GWS 22 , ракетных креплений [ 3 ] и строительство кабины экипажа и ангара для эксплуатации четырех вертолетов Westland Wessex (позже Westland Sea King HAS 2). Tiger получил гораздо более высокие воронки с квадратными крышками, что было настолько улучшением, что в 1977 году Blake получил аналогичные воронки. [ 3 ]
После переоборудования Tiger нес:
- РЛС надводного поиска Тип 992Q на вершине фок-мачты, [ 19 ] с дальностью действия 30 морских миль (56 км), [ 3 ]
- РЛС воздушного предупреждения Тип 965М с АКЭ-1 одноместной антенной на вершине грот-мачты, [ 3 ] [ 19 ] у него был более узкий луч, чем у Типа 960, который был необходим для направления воздуха и теперь был стандартом Королевского флота. [ 28 ]
- радар определения высоты Тип 278 на середине грот-мачты, [ 3 ] который был похож на Тип 277Q, но проще в обслуживании, [ 28 ] [ ж ]
- четыре директора управления огнем MRS 3 (по одному на каждую башню и установку Seacat, каждый из которых оснащен артиллерийским радаром Тип 903). [ 2 ] [ 19 ]
На нем были установлены отличные средства управления, контроля и связи , и он нашел применение в качестве флагмана для оперативных групп.
Когда в марте 1964 года планы были объявлены парламенту, было сказано, что военно-морской флот «не ожидал, что эта работа по переоборудованию будет сложной или особенно дорогой». [ 22 ] Реконструкция Блейка и Тайгера была рассмотрена в третьем отчете Счетного комитета за 1972 год. Майкл Барнс заявил в парламенте, что ремонт «демонстрирует слишком слабое отношение к тому, как тратятся деньги налогоплательщиков». [ 33 ] «Планировалось, что ремонт займет 18 месяцев и будет стоить 5 миллионов фунтов стерлингов каждый... Ремонт «Тигра» занял более пяти лет и стоил более 13 миллионов фунтов стерлингов». [ 33 ] [ г ] Контр-адмирал Морган-Джайлс , член парламента от Винчестера, выступая за авианосца HMS Eagle возвращение в строй , охарактеризовал Блейка и Тайгера как «одни из худших абортов, которые когда-либо применялись в Королевском флоте». [ 34 ]
Вертолетная эскадрилья корабля увеличила численность корабля в мирное время до 885 человек (85 офицеров и 800 рядовых). [ 2 ] что создавало нагрузку на размещение экипажа. [ 19 ]
Во время реконструкции и в последующие годы материал, извлеченный из Льва, использовался для исправления Тайгера и Блейка . Сообщается, что у Тайгера было так много материалов от Льва , что ее команда прозвала ее «HMS Liger». [ нужна ссылка ]
Он был повторно введен в строй 6 мая 1972 года. Большой экипаж сделал его дорогостоящим кораблем в эксплуатации и обслуживании. Когда в конце семидесятых годов наступили экономические трудности, это привело к сокращению численности сил обороны, что привело к нехватке рабочей силы; [ 3 ] хотя «Тайгер» оставался в строю достаточно долго, чтобы принять участие в честь серебряного юбилея смотре флота в 1977 года в честь королевы Елизаветы II . [ 35 ]
Вывод из эксплуатации и утилизация
[ редактировать ]
В 1978 году «Тигр» был выведен в резерв и списан 4 мая 1979 года. [ 36 ] Он был внесен в список утилизации в 1979 году. И «Тайгер» , и его однотипный корабль «Блейк» числились в составе резервной эскадрильи и бездействовали в HMNB Chatham .
Когда Фолклендская война в начале апреля 1982 года разразилась , оба корабля были быстро обследованы и было установлено, что оба находятся в очень хорошем материальном состоянии, и оба были немедленно поставлены в сухой док ( «Тайгер» в Портсмуте и «Блейк» в Чатеме), и начались работы по повторному вводу в эксплуатацию.
Хотя существовали предположения, что их 6-дюймовые орудия будут полезны для береговых бомбардировок, настоящей причиной их потенциального использования был размер их полетных палуб (в то время они были третьими по величине в Королевском флоте после авианосцев «Гермес» и «Инвинсибл»). ), а также возможность их использования в качестве мобильных передовых операционных и дозаправочных баз для оперативной группы Harrier . ( Блейк уже некоторое время эксплуатировал самолеты RAF Harrier для контрольных испытаний в 1971 году, а самолеты Harrier дозаправлялись на Tiger ). Их преимущество будет больше в качестве платформ для увеличения дальности и выносливости «Харриеров» и в качестве остановки для дозаправки на обратном пути к авианосцам, а не в качестве места для выполнения наступательных миссий или места для размещения пары «Си Харриеров» в качестве места для увеличенной дальности боевой воздушный патруль впереди двух авианосцев (и уменьшающий их собственную уязвимость к ударам с воздуха), но необходимость вертикального взлета, а не использования трамплина, серьезно снизила выносливость «Харриеров» и грузоподъемность, и в конце мая 1982 г., после потери эсминца «Шеффилд» и аргентинского крейсера «Генерал Бельграно» ремонты были остановлены.
Были также сомнения относительно возможностей самообороны двух кораблей (6-дюймовое и 3-дюймовое вооружение никогда не было надежным), и это в сочетании с большим составом (и потенциальными человеческими жертвами, если один из крейсеров будет уничтожен). потерян), вызвал большое беспокойство в Адмиралтействе. Это, а также то, где в спешке найти 1800 способных и квалифицированных членов экипажа в то время, когда Королевский флот уже сокращался, решило судьбу двух кораблей. Великобритания просто не могла позволить себе собственную катастрофу в Бельграно ни материально, ни политически.
Хотя Чили проявила слабый интерес к приобретению «Тайгера» и его однотипного корабля «Блейк» , это не дошло до стадии обсуждения, и «Тайгер» задержался, пришвартованный в Портсмута гавани . «Тигр» существовал в медленно ухудшающемся состоянии до середины 1986 года, а после конкурсных торгов он был продан на металлолом испанской компании Desguaces Varela. [ 37 ] Ее отбуксировали в Испанию , а в октябре 1986 года началась сдача на слом.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Депутат от лейбористской партии, а затем министр правительства Тони Бенн был их сыном.
- ↑ Ожидалось, что только новые авианосцы Eagle и Ark Royal будут иметь собственную систему ПВО. [ нужна ссылка ]
- ↑ Холл был гражданским лордом Адмиралтейства с 1929 по 1931 год.
- ↑ Первый корабль класса County, HMS Devonshire , был введен в строй в ноябре 1962 года.
- ↑ 26 октября 1960 года гражданский лорд Адмиралтейства Тигр Ян Орр-Юинг заявил в Палате общин, что « » впервые вступил в строй в июне 1959 года. [ 18 ]
- ^ Источники различаются: «Все боевые корабли мира» Конвея, 1947–1995 гг. [ 29 ] и Фридман [ 30 ] заявляют, что у Тигра был Тип 278 после переоборудования, в то время как Marriott [ 31 ] и Джейнс [ 32 ] заявляют, что после переоборудования у «Тигра» был Type 277Q.
- ^ Jane's Fighting Ships оценивает стоимость переоборудования в 13 250 000 фунтов стерлингов. [ 2 ] Для сравнения, в середине 1960-х годов строительство нового «Леандер» фрегата класса обошлось примерно в 5 миллионов фунтов стерлингов, а эта цифра выросла примерно до 5 миллионов фунтов стерлингов. 6 + 1 ⁄ 2 миллиона к 1972 году, когда ремонт « Тигра » был завершен. [ нужна ссылка ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Оценки ВМФ, 1959-60 , страницы 230-1, «Список и подробные сведения о новых кораблях, которые были приняты или, как ожидается, будут приняты на вооружение Ее Величества в течение финансового года, закончившегося 31 марта 1959 года».
- ^ Jump up to: а б с д и Мур, Джон Э., изд. (1975). Боевые корабли Джейн 1975-76 . Macdonald and Jane's & Co. p. 349. ИСБН 0-354-00519-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Гардинер 1995, стр. 504.
- ^ Д.К. Браун и Г. Мур, Восстановление RN. Проектирование военных кораблей с 1945 года (2013), с. 48
- ^ Браун и Мур 2012 , стр. 47–52.
- ^ Г. Мур, «Проект британского крейсера 1946–1956» в журнале Warship , 2006, Конвей. Лондон (2006), стр. 41–50.
- ^ А. Селдон. Бабье лето Черчилля. Консервативное правительство 1951–5 . Ходдер и Стоутон. Лондон (1981)
- ^ ГМ Стивен, Проекты британских военных кораблей с 1906 года . Ян Аллан. Лондон (1985), стр. 84–85.
- ^ Д. Веттерн, Упадок британской морской мощи . Джейн (1982) Лондон с. 137
- ^ К.Белл. Черчилль и «Сипауэр» . ОУП (2013), стр. 315 и 392.
- ^ Д. Браун и Г. Мур. Восстановление конструкции военного корабля RN с 1945 года, Чатем, (2003), стр. 46-51.
- ^ Д. Браун и Дж. Мур. Восстановление РН (2003) стр. 45-6.
- ^ Парламентский и финансовый секретарь Адмиралтейства (г-н К. Ян Орр-Юинг ) (9 марта 1959 г.), «Vote A Numbers» , Парламентские дебаты (Hansard) , vol. 601, колонка 891 , получено 31 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Марриотт 1985 , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б с МакКлерн, Сэнди, «Крейсер класса Тигр» , Haze Grey & Underway , получено 1 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Блэкман, Раймонд В.Б., изд. (1961), Боевые корабли Джейн, 1961–62 , Сэмпсон Лоу, Marston & Co Ltd, стр. 252
- ^ Jump up to: а б «HMS «Lion» и «Tiger» (орудийные башни и механизм управления)» , Парламентские дебаты (Hansard) , том 627 cc 278-9W, 26 октября 1960 г. , получено 31 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Марриотт 1985 , с. 110
- ^ Лорд Кэррингтон (17 января 1978 г.), «Дань уважения сэру Фрэнку Твиссу» , Парламентские дебаты (Hansard) , том 388, куб. 1–5 , получено 31 мая 2017 г.
- ^ «Дебаты в Палате общин, голосование 1. Оплата и т. д. Королевского флота и королевской морской пехоты» , Парламентские дебаты (Hansard) , том 674, абз. 132, 140, 18 марта 1963 г. , получено 31 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Голосуй А. Числа» , Парламентские дебаты (Хансард) , том. 690, кол. 935, 955, 979, 1051, 1084, 2 марта 1964 г. , получено 31 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «HMS «Tiger» » , Парламентские дебаты (Hansard) , том 742 cc 497-8, 1 марта 1967 г. , получено 31 мая 2017 г.
- ^ «Дебаты в Палате общин, HMS «Тайгер» (происшествие при стрельбе)» , Парламентские дебаты (Хансард) , том 733, абз. 2011-2, 12 августа 1966 г. , дата обращения 31 мая 2017 г.
- ^ Дженкинс, Дэвид (2013) [1993]. Доставка в Кардиффе: фотографии из коллекции Хансена (2-е изд.). Кардифф: Издательство Уэльского университета . ISBN 9781783163229 . OCLC 935680065 . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Некролог Яну Смиту, премьер-министру Родезии» , Зимбабве сегодня , 6 апреля 2017 г., заархивировано из оригинала 27 мая 2018 г. , получено 31 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Смит, Ян (1997), Великое предательство , Blake Publishing, стр. 127–131, ISBN 1-85782-1769
- ^ Jump up to: а б Фридман 2012 , с. 319
- ^ Гардинер 1995 , стр. 504.
- ^ Фридман 2012 , с. 319.
- ^ Марриотт 1985 , с. 110.
- ^ Боевые корабли Джейн 1975-76, стр. 349
- ^ Jump up to: а б «Комитет государственных счетов (отчеты)» , Парламентские дебаты (Hansard) , том. 847, полковник 1735-1737, 7 декабря 1972 г. , получено 30 мая 2017 г.
- ^ «Оборона» , Парламентские дебаты (Хансард) , вып. 831, колонка 1344, 23 февраля 1972 г. , дата обращения 31 мая 2017 г.
- ^ Официальная сувенирная программа, 1977. Обзор флота в честь серебряного юбилея , HMSO
- ^ «HMS Tiger» , Парламентские дебаты (Hansard) , том. 300, col 581-2W, 12 ноября 1997 г. , дата обращения 31 мая 2017 г.
- ^ «HMS Tiger» , Письменные ответы Палаты общин , том. 100, Парламентские дебаты (Hansard) , col 441W, 30 июня 1986 г. , дата обращения 31 мая 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид К.; Мур, Джордж (2012) [2004]. Восстановление Королевского флота: проектирование военных кораблей с 1945 года (переиздание). Сифорт.
- Фридман, Норман (23 августа 2012 г.). Британские крейсеры, две мировые войны и после (1-е изд.). Издательство Сифорт. ISBN 978-1848320789 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press.
- Гардинер, Роберт, изд. (1983). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1982» . Лондон: Conway Maritime Press.
- Гардинер, Роберт, изд. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-605-1 .
- Боевые корабли Джейн 1950–51 . Лондон: издательство Janes Publishing. 1950.
- Марриотт, Лео (1985). Авианосцы Королевского флота 1945–1990 гг . Иэна Аллана Лтд. ISBN 0-7110-1561-9 .
- Мур, Джон Э. , изд. (1975). Боевые корабли Джейн 1975–76 . Macdonald and Jane's & Co. ISBN 0-354-00519-7 .
- Мур, Джордж (2006), «Проект британского крейсера 1946–1956», Военный корабль 2006 , Лондон: Конвей
- Олвер, Джереми (15 января 2001 г.). «Крейсеры класса Тигр» . Послевоенный Королевский флот . Джереми Олвер. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года.
- Рэйвен, Алан; Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press.
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия . Лондон: Arms and Armor Press.
- HMS Tiger на Uboat.net