Jump to content

Объекты летающей бомбы Фау-1

Объекты В-1
Часть нацистской Германии
локации во Франции и Германии
История сайта
Построен 1943–1945
Построено Организация Тодт и др.
В использовании Вторая мировая война
Битвы/войны Операция «Арбалет» , Операция «Афродита».

Для осуществления запланированных атак «летающих бомб» Фау-1 на Соединенное Королевство Германия построила ряд военных объектов, включая стартовые площадки и склады. Некоторые из сооружений представляли собой огромные бетонные укрепления.

Союзники узнали об этих объектах на раннем этапе и провели многочисленные бомбардировки, чтобы уничтожить их до того, как они начнут использоваться.

Производство

[ редактировать ]

Беспилотный самолет собирали на заводе KdF-Stadt (ныне Вольфсбург ). [ а ] Volkswagenwerke Завод Volkswagen », называемый «крупнейшим заводом по производству штампованной стали в Германии»). [ 1 ] ) возле Фаллерслебена , на заводе Чам / Брунс , [ 2 ] [ нужна проверка ] и на Миттельверке , подземном заводе в центральной Германии. Производственные предприятия по модификации нескольких сотен стандартных V-1 до пилотируемых самолетов Reichenberg R-III находились в лесах Данненбурга и в Пульверхофе , а испытания по воздушному запуску проводились в Лерце и Рехлине . [ 3 ] Летные испытания проводились Люфтваффе в Пенемюнде -Вест , а после бомбардировки операции «Гидра» в августе 1943 года — в Брюстерорте . [ 4 ] Подготовка стартового экипажа проходила в Цемпене , а штаб оперативного подразделения Flak-Regiment 155(W) первоначально базировался в Сале, недалеко от Амьена. [ 5 ] [ 6 ] : 173  но впоследствии был перенесен c. Декабрь 1943 года — в замок возле Крей FlakGruppeCreil »), с телефонной ретрансляционной станцией подразделения в Дулленсе . [ 7 ]

Другие объекты, связанные с производством Фау-1, включали завод в Барте , где использовался принудительный труд , [ 8 ] Бухенвальд (части Фау-1), [ 9 ] и Олрих в Гарце. [ 10 ]

Помимо перечисленных ниже площадок хранения и запуска, в состав оперативных объектов входили аэродромы для бомбардировщиков Heinkel He 111 H-22, которые запускали Фау-1 с малой высоты над Северным морем . Десятидневная подготовка экипажей проходила в Пенемюнде , а базы находились на аэродроме Гильзе-Рийен в Нидерландах для запусков до 15 сентября 1944 года и в Венло для запусков после первой недели декабря. В целях соблюдения секретности экипажи были расквартированы в пяти милях от Гроссенкнетена . [ 11 ]

Фау-1 выкатывается немецким экипажем

Складские склады

[ редактировать ]
На карте времен Второй мировой войны показаны два района, где немцы устанавливали свое секретное V-образное оружие для бомбардировки Англии.
На карте времен Второй мировой войны показаны две области, где немцы устанавливали свое секретное V-образное оружие для бомбардировки Англии (справа, в центре). Это районы, в которых тяжелые бомбардировщики Королевских ВВС и 8-й воздушной армии концентрировали свои бомбы для уничтожения оружия – это часть плана, предшествовавшего вторжению. Во время Второй мировой войны этому событию было присвоено оперативное кодовое название «Арбалет».

Для снабжения пусковых установок летающих бомб Фау-1 в районе Кале в августе 1943 года началось строительство нескольких складов хранения. Площадки в Бьенне , Брекуре , Уазмон-Невиль-о-Буа и Сен-Мартен-л'Ортье не были достроены. [ почему? ] [ 6 ] В бортовом журнале пилота RCAF Halifax цель его налетов на «места летающих бомб» 1, 4 и 5 июля 1944 года описывается как «Биенна № 1», «Биенна № 2» и «Биенна № 3». Это говорит о том, что эти хранилища, возможно, не были завершены, поскольку они были разрушены до завершения. [ нужна ссылка ]

Готовые сайты:

Для обслуживания десяти стартовых площадок, запланированных в Нормандии , было построено депо в [ 6 ] Бове . Бомбили 14, 15 и 16 июня 1944 года. [ 14 ]

депо для обслуживания катеров в Шербуре. Рядом с Шербуром построено [ 6 ] Валонь . К февралю/марту 1944 года был реализован план строительства трёх новых подземных хранилищ Фау-1. [ 6 ] Комплекс Нукур известняковых пещер между Понтуазом и Жизором подвергся бомбардировке 22 июня 1944 года. [ 14 ] 298 Фау-1 похоронены или серьезно повреждены. [ 17 ] Один из них в железнодорожном туннеле Рилли-ла-Монтань 31 июля подвергся нападению британцев с помощью » Tallboy « землетрясающих бомб , в результате чего оба конца туннеля обрушились. [ 18 ] Грибные пещеры Сен -Лё-д'Эссерант были крупнейшим из подземных объектов Фау-1. он был атакован 617-й эскадрильей RAF вместе с Tallboys. 4 июля [ 17 ] [ 18 ]

Больший «Тяжелый арбалет» [ 19 ] бункер был построен в Сиракуре , между Кале и рекой Соммой . [ 20 ] как склад В-1. [ 21 ]

Бомбардировочное командование Королевских ВВС атаковало «Буа-де-Кассан» (бомбардировали 2–4 августа 1944 г.), [ 22 ] «Форе де Ньепп » (бомбардировали 28, 29, 31 июля, [ 13 ] [ 18 ] 3,4 августа, [ 22 ] 5, 6, [ 13 ] [ 22 ] 1944 г. и «Тросси-Сент-Максимин» (бомбардировка 3–4 августа 1944 г.). [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] ) [ б ]

Последовательность запуска Фау-1

[ редактировать ]
Фау-1 выставлен на стартовой площадке Имперского военного музея в Даксфорде . Справа от ракеты Anlaßgerät (пусковое устройство) несет электрические соединения, включая соединения безопасности и рычага с ракетой. Также можно увидеть часть стартовой тележки, которая химически производит пар для катапульты.
  1. Окончательная сборка : после перемещения Фау-1 из места хранения крылья были надеты на трубчатый лонжерон и прикручены болтами к нему. [ 25 ]
  2. Финальная проверка : в немагнитном здании «раскачивание компаса» завершалось подвешиванием Фау-1 и наведением его на цель. Внешний корпус ракеты из листовой стали 16-го калибра били молотком до тех пор, пока ее магнитное поле не выровнялось должным образом. Автопилот настраивался с вводом высоты полета (300–2500 метров) на барометрический (анероидный) регулятор высоты и с установкой дальности в бортовом журнале (путевой компьютер). [ 26 ]
  3. Подъем : Фау-1 доставлялся на стартовую рампу с помощью деревянной погрузочно-разгрузочной тележки на рельсах. [ 27 ] Деревянный подъемный портал на рельсах был соединен с подъемной проушиной Фау-1 для подъема и перемещения его на место запуска в нижнем конце стартовой рампы. [ 28 ]
  4. Заправка и зарядка : [ нужна проверка ] Через крышку заливной горловины бака было добавлено 640 литров (140 имп галлонов) бензина ( нем . B-Stoff ) (более поздние модели с большим запасом хода вмещали больше). Двойные сферические железные баллоны с воздухом были наполнены воздухом под давлением 6200 кПа (900 фунтов на квадратный дюйм) для питания автопилота ( Steuergerät ). Воздух под давлением 620 кПа (90 фунтов на квадратный дюйм) приводил в действие пневматические серводвигатели рулей высоты и руля направления. [ 29 ]
  5. Установка катапульты : пусковая тележка с перекисью водорода ( нем . T-Stoff ) и катализатором (гранулами перманганата калия, Z-Stoff ) была подключена для подачи пара в запальную трубу рампы, а паровой поршень был помещен в запальную трубу с пусковой выступ поршня, соединенный с Фау-1. [ 30 ]
  6. Запуск Фау-1 : Во время подключения парогенераторной тележки Argus As 109-014 Ofenrohr . запускался импульсный реактивный двигатель [ 31 ]
  7. Запуск
  8. После запуска : паровой поршень, отделившийся от Фау-1 в конце рампы во время запуска, был собран для повторного использования (номинально на площадке было только два поршня). Персонал в резиновых сапогах и защитной одежде прошел по мостику вдоль рампы и помыл спусковые рельсы метлами. [ 31 ]

V-1 launching sites

[ редактировать ]

Стартовые площадки Фау-1 во Франции были расположены в девяти основных зонах – четыре из которых имели трапы в сторону Лондона, а остальные — в сторону Брайтона , Дувра , Ньюхейвена , Гастингса , Саутгемптона , Манчестера , Портсмута , Бристоля и Плимута . Площадки на полуострове Шербур, нацеленные на Бристоль и Плимут, были захвачены перед использованием, и в конечном итоге пусковые рампы были перенесены в Голландию для нацеливания на Антверпен (впервые запущен 3 марта 1945 года из Делфта). [ 32 ]

Первоначально стартовые площадки Фау-1 имели складские помещения, изогнутые на концах для защиты содержимого от повреждений при атаках с воздуха. На снимках воздушной разведки эти хранилища сверху выглядели как снегоходы («лыжные площадки»). Отчет разведки от 28 октября 1943 года о строительстве в Буа-Карре недалеко от Иврена. [ 33 ] побудил 3 ноября 170-й эскадрильи британских ВВС совершить разведывательный вылет E/463, в ходе которого были обнаружены «здания в форме лыж длиной 240–270 футов». [ 34 ] К ноябрю 1943 года разведкой союзников было обнаружено 72 горнолыжных курорта. [ 35 ] и операция «Арбалет» начала бомбардировку первоначальных лыжных площадок 5 декабря 1943 года. Впоследствии нацистская Германия начала строительство модифицированных стартовых площадок Фау-1 с ограниченными конструкциями, которые при необходимости можно было построить быстро. Это также позволило быстро отремонтировать модифицированные объекты после бомбардировки. Ограниченная работа, необходимая для завершения модифицированного объекта перед запуском, позволила интерпретаторам фотографий союзников предсказать 11 июня 1944 года, что атаки Фау-1 начнутся в течение 48 часов, а первые атаки начались 13 июня. [ 35 ]

Союзные атаки

[ редактировать ]
Известные бомбардировки объектов Фау-1 во время Второй мировой войны.
Сайт "Ноболл"
число
Дата бомбардировки Примечания
Абвиль / Амьен 22 декабря 1943 г. 51 самолет атаковал два объекта летающих бомб между Абвилем и Амьеном. Один был уничтожен, а второй не найден.
Абвиль / Амьен 28 августа 1944 г. ( Атаке подвергся объект Амьен «Вемарс/Каппель»). [ 22 ]
Абвиль ( Фликскур ) 1943-12-16 16/17 декабря 1943 г. 9 самолетов «Авро Ланкастер» из 617-й эскадрильи RAF («Дамбастеры») атаковали «площадку Аббевилля в лесу во Фликсекорте» и сбросили свои 12 000-фунтовые бомбы «Толлбой» точно на маркеры, установленные « Москитом », оснащенным гобоем . Маркеры находились на расстоянии 350 ярдов от цели, и ни одна из бомб не находилась ближе, чем на 100 ярдов от маркеров. Ни один самолет не потерян. [ 36 ]
Абвиль (Тилли-ле-О) 26 «Шорт Стирлингов» атаковали «площадку Тилли-ле-О возле Аббевиля», но потерпели неудачу, потому что «Следопыта» маркеры гобоями « оснащенного Де Хэвилленд Москито» находились не ближе, чем в 450 ярдах от небольшой цели. Ни один самолет не потерян. [ 36 ]
Абвиль ( Горенфлос ) 23 декабря 1943 г. Рядом с Абвилем, [ 6 ] : 171  бомбил 401 BG цель Горенфлос Нобалл.
Айи-ле-От-Клоше [ 37 ] 27 1943-12-22 22/23 декабря 1943 г. Объект летающей бомбы в Эйли был атакован без потерь.
Айи-ле-От-Клоше 27 14 января 1944 г. [ 38 ]
Абвиль ( Горенфлос ) 18 марта 1944 г.
Абвиль (Горенфлос) 9 апреля 1944 г. [ 39 ]
Абвиль (Горенфлос) 1944-04-10 10 апреля 1944 г. бомбили 457 BG базу Горенфлос Нобалл. [ 40 ]
Абвиль ( Горенфлос ) 1944-06-09 9 июня 1944 г. [ 13 ]
Воды 1944-07-19 19 июля 1944 г. 6 британских ВВС «Москитос» во время отвлекающего рейда бомбили заводы синтетических масел Шолвен/Буер и Весслинг , железнодорожные узлы в Ольнуэ и Ревиньи и «место запуска летающих бомб в Акке». [ нужна ссылка ]
Бове 1944-04-24 24 и 25 апреля 1944 г. бомбили 397 BG полигон Бовуар Фау-1.
Бове 1944-05-16 16 мая 1944 г. [ нужна проверка ] Хранилище «Нормандия Фау-1» в Бове подверглось бомбардировке. [ 6 ]
Бове 1944-06-11 11 июня 1944 г. 466 BS разбомбили склад Бове Фау-1. [ 13 ]
Бове 1944-06-14 14, 15 и 16 июня 1944 г. Склад Бове Фау-1 подвергся бомбардировке. [ нужна ссылка ]
Беллой-Сюр-Сомма 1944-06-06 6 июля 1944 г. бомбили 487 BG объект V-образного вооружения.
Буа Карре возле Иврена 1944-02-10 10 февраля 1944 г. 387 BG бомбили «площадку Йоренч-Буа Карре [ sic ] Фау-1».
Горнолыжный курорт Боннетон-ле-Фобур 1943-12-22 22/23 декабря 1943 г. 82 самолета без потерь атаковали объекты летающих бомб в Эйли, Боннетоне и Бристиллери.
Горнолыжный курорт Боннетон-ле-Фобур 1944-01-14 14/15 января 1944 г. [ 38 ]
Бристиллери 1943-12-22 22/23 декабря 1943 г. 82 самолета без потерь атаковали объекты летающих бомб в Эйли, Боннетоне и Бристиллери.
Бристиллери 1944-01-04 4/5 января 1944 г.
Бристиллери 1944-01-14 14/15 января 1944 г. [ 38 ]
Буйанкур 1944-04-13 13 апреля 1944 г. «Буйанкур, недалеко от Ле-Трепора », был атакован 602-й эскадрильей RAF и 132-й эскадрильей RAF . [ 41 ]
Брекур 11 ноября 1943 г. бомбардировку в Записи 387-й бомбардировочной группы указывают на ходе операции «Арбалет » в Манше 11 ноября 1943 года « объекта Мартинваст -Фау-1», который, возможно, находился в Брекуре. [ 42 ]
Крейль 1944-07-02 2 июля 1944 г. Склад в Крейле подвергся бомбардировке. [ 43 ]
Лес Справедливости 74 1944-02-28 28 февраля 1944 г. 447 БГ
Лес Справедливости 74 1944-03-13 13 марта 1944 г. 447 БГ
Дрионвилл 50 1943-12-24 24 декабря 1943 г. 447 БГ
Большой парк 107 1944-01-14 14 января 1944 г. 447 БГ
Большой парк 107 1944-01-21 21 января 1944 г. 447 БГ
Эрбувиль 1944-01-27 27/28 января 1944 г.
Эрбувиль 1944-01-29 29/30 января 1944 г. 22 «Москита» атаковали полигон летающих бомб в Эрбувиле и Дуйсбург.
Ла Брикетери и Валь-де-Жон 1944-08-02 2 августа 1944 г. 487 BG бомбили объекты V-образного вооружения.
Лалог о Пейн 1944-07-08 8 июля 1944 г. 487 BG бомбили объект V-образного вооружения.
Лижеркур [ так в оригинале ] 1944-04-16 16 апреля 1944 г. «Надежно защищенный пандус и бункеры в Лижеркуре» подверглись бомбардировке в «лесе Креси недалеко от Абвиля». [ 37 ]
Лижескорт 1943-12-05 5 декабря 1943 г. B-26 Девятой воздушной армии атаковали три горнолыжных курорта Фау-1 в районе Лижкур-Буа-де-Сен-Сольв, [ 44 ] первая миссия без мяча . [ 45 ]
Лоттинген 1944-03-13 13 марта 1944 г. Девятая воздушная армия: 40 B-26 атаковали «объект V-оружия в Лоттингене/Ле-Гран-Буа», Франция; 37 прервано из-за плохой погоды.
Мезонсель [ 35 ] [ 46 ] 1944-06-01 1 июня 1944 г. [ 13 ]
Уазмон Невиль-о-Буа 1944-06-20 20 июня 1944 г. [ 13 ]
Уазмонт 1944-06-21 21 июня 1944 г.
Уазмонт 1944-06-23 23 июня 1944 г. [ 13 ]
Уазмонт 1944-06-30 30 июня 1944 г.
Уазмонт 1944-07-01 1 июля 1944 г. [ 13 ]
Отзывчивый 1944-02-29 29 февраля/1 марта 1944 г. 1 Комар на « месте размещения летающих бомб в Соттеваасте [ так в оригинале ] »
Отзывчивый 1944-03-03 3/4 марта 1944 г. 2 комара на « Соттевааст [ так в оригинале месте летающих бомб ] »
Отзывчивый 1944-05-05 5 мая 1944 г. [ 13 ]
Сен-Мартен-л’Ортье 1944-06-17 17 июня 1944 г. [ 13 ]
Сен-Мартен-л’Ортье 1944-06-21 21 июня 1944 г.
Сен-Мартен-л’Ортье 1944-07-01 1 июля 1944 г.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Другой источник [ ВОЗ? ] ставит завод Fallersleben KdF-Stadt V-1 в Вольфсбурге ; Фаллерслебен стал районом Вольфсбурга в 1972 году. Союзники также разбомбили завод Opel в Рюссельсхайме , ошибочно полагая, что это завод Фау-1. [ нужна ссылка ]
  2. ^ Ян Базалгетт , один из следопытов, был награжден венчурным капиталом за свои усилия во время атаки.
Цитаты
  1. ^ Томпсон, Х.Л. (1956). «Глава 11. Летающие бомбы и ракеты» . Новозеландцы с Королевскими ВВС, том II: Европейский театр, январь 1943 г. – май 1945 г. Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45. Веллингтон, Новая Зеландия: Р.Э. Оуэн. п. 333 . Получено 16 февраля 2019 г. - из коллекции электронных текстов Новой Зеландии.
  2. ^ Куксли 1979 , с. 40.
  3. ^ Куксли 1979 , стр. 133, 135.
  4. ^ Куксли 1979 , с. 27.
  5. ^ Холм, Майкл (2006). «Зенитный полк 155(З)» . Люфтваффе, 1933–45 . Проверено 16 февраля 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хеншолл, Филип (1985). Ракетные площадки Гитлера . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 143 , 152, 187, 209. ISBN.  978-0-312-38822-5 .
  7. ^ Джонс (1978) , с. 300е, 352, 373.
  8. ^ Аронеану, Эжен; Виссен, Томас (1996). Внутри концентрационных лагерей . Издательская группа Гринвуд. п. 148. ИСБН  978-0-275-95446-8 . Проверено 7 апреля 2009 г.
  9. ^ «Дэвид П. Бодер берет интервью у Людвига Гамбургера; 26 августа 1946 года; Женева, Швейцария» . Голоса Холокоста . Проверено 16 февраля 2019 г.
  10. ^ «Дэвид П. Бодер берет интервью у Джейкоба Шварцфиттера; 31 августа 1946 года; Традате, Италия» . Голоса Холокоста . Проверено 16 февраля 2019 г.
  11. ^ Куксли 1979 , с. 126.
  12. ^ «Миссии 446-й бомбардировочной группы (H)» . Веб-птицы.com . Архивировано из оригинала 5 июля 2008 года . Проверено 12 ноября 2008 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Миссии 466-й эскадрильи» . 462-я и 466-я эскадрильи . Архивировано из оригинала 13 января 2009 года . Проверено 13 января 2009 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д «Боевая хронология ВВС США: июнь 1944 года» . Военно-воздушные силы США во Второй мировой войне . Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 года . Проверено 16 февраля 2019 г.
  15. ^ «Боевая хронология ВВС США: июль 1944 года» . Военно-воздушные силы США во Второй мировой войне . Архивировано из оригинала 27 мая 2013 года . Проверено 16 февраля 2019 г.
  16. ^ «Миссии, выполняемые 453-м BG» . 453-я бомбардировочная группа (Н) . Архивировано из оригинала 15 февраля 2009 года . Проверено 12 ноября 2008 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Джонс (1978) , с. 246.
  18. ^ Перейти обратно: а б с «Дневник кампании бомбардировочного командования: июль 1944 года» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 16 февраля 2019 г.
  19. ^ «Исследования установок «Тяжёлого арбалета» в Северной Франции» . Документы лорда Дункана-Сэндиса . Архивный центр Черчилля. Февраль 1945 года . Проверено 9 мая 2007 г.
  20. ^ Ордуэй, Фредерик I. III; Шарп, Митчелл Р. (1979). Ракетная команда . Космическая серия Apogee Books 36. Нью-Йорк: Томас Ю. Кроуэлл. п. 118. ИСБН  978-0-690-01656-7 .
  21. ^ Ирвинг, Дэвид (1964). Кобылье гнездо . Лондон: Уильям Кимбер и компания, стр. 168, 220, 245, 246.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и «Дневник кампании бомбардировочного командования: август 1944 года» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . Архивировано из оригинала 7 июня 2007 года . Проверено 16 февраля 2019 г.
  23. ^ Сток, Гордон. «Что случилось с вашим Ланкастером площадью 460 кв. . 460-я эскадрилья Королевских ВВС Австралии, бомбардировочное командование . Проверено 16 февраля 2019 г.
  24. ^ «Детали миссии, 4 августа 1944 г.» . 156-я эскадрилья Королевских ВВС . Проверено 16 февраля 2019 г.
  25. ^ Куксли 1979 , с. 35.
  26. ^ Куксли 1979 , стр. 29, 35.
  27. ^ Куксли 1979 , с. 34.
  28. ^ Куксли 1979 , стр. 30, 34, 35.
  29. ^ Куксли 1979 , стр. 31, 37.
  30. ^ Куксли 1979 , с. 30,33,35,64г.
  31. ^ Перейти обратно: а б Куксли 1979 , стр. 32, 35.
  32. ^ Куксли 1979 , с. 48,80,82,100.
  33. ^ Джонс (1978) , с. 300е.
  34. ^ Джонс (1978) , с. 360.
  35. ^ Перейти обратно: а б с Герни, Джин (майор ВВС США) (1962). Война в воздухе: иллюстрированная история боевых действий ВВС Второй мировой войны . Нью-Йорк: Книги Бонанза. п. 184. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  36. ^ Перейти обратно: а б «Дневник кампании бомбардировочного командования: декабрь 1943 года» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . 6 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2012 г. Проверено 16 февраля 2019 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Куксли 1979 , с. 49.
  38. ^ Перейти обратно: а б с «Дневник кампании бомбардировочного командования: январь 1944 года» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . Архивировано из оригинала 11 июня 2007 года . Проверено 16 февраля 2019 г.
  39. ^ «438-я эскадрилья» (PDF) . Музей военной авиации Манитобы . Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2012 г.
  40. ^ «Товарищи, погибшие в бою» . 457-я ассоциация бомбардировщиков . Проверено 16 февраля 2019 г.
  41. ^ Куксли 1979 , с. 48.
  42. ^ «Боевые задачи» . 387-я бомбардировочная группа (средняя) . Проверено 12 ноября 2008 г.
  43. ^ «Кодовое имя «Афродита» » . Эденбридж в прошлом . Проверено 16 февраля 2019 г.
  44. ^ «387-я бомбардировочная группа (Средняя)» . 387bg.com . Проверено 16 февраля 2019 г.
  45. ^ «Боевая хронология ВВС США: декабрь 1943 года» . Военно-воздушные силы США во Второй мировой войне . Архивировано из оригинала 7 октября 2006 года . Проверено 16 февраля 2019 г.
  46. ^ Бауэр, Эдди (1966) [1972]. Иллюстрированная энциклопедия Второй мировой войны . Том. 11. HS Stuttman Inc., стр. 2059 , 2068]. ISBN  0-87475-520-4 .
Библиография
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f27d74acfc76ddfda137f37cc91550d__1709130420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/0d/2f27d74acfc76ddfda137f37cc91550d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
V-1 flying bomb facilities - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)