Jump to content

633-я эскадрилья

633-я эскадрилья
Афиша театрального релиза
Режиссер Уолтер Грауман
Написал Фредерик Э. Смит (роман)
Джеймс Клавелл
Говард Кох
Продюсер: Сесил Ф. Форд
Льюис Дж. Рахмил
В главных ролях Клифф Робертсон
Джордж Чакирис
Кинематография Эдвард Скейф
Под редакцией Берт Бейтс
Музыка Рон Гудвин
Производство
компания
Распространено Объединенные художники
Даты выпуска
  • 4 июня 1964 г. ( 04.06.1964 )
(мировая премьера, Лондон)
Время работы
102 минуты
Страны Великобритания
Соединенные Штаты
Язык Английский
Бюджет $1,300,000 [1]
Театральная касса 1 700 000 долларов США (США/Канада) (Эта цифра представляет собой арендную плату, получаемую дистрибьюторами, а не общую валовую прибыль.) [2]

«633-я эскадрилья» военный фильм 1964 года режиссёра Уолтера Граумана с Клиффом Робертсоном , Джорджем Чакирисом и Марией Перши в главных ролях . Сюжет, включающий в себя подвиги вымышленной времен Второй мировой войны британской истребительно-бомбардировочной эскадрильи , был основан на одноименном романе 1956 года бывшего Королевских ВВС офицера Фредерика Э. Смита , который сам по себе опирался на несколько реальных операций британских ВВС. Продюсером фильма выступил Сесил Ф. Форд для второго фильма Mirisch Productions британского филиала Mirisch Films для United Artists . «633-я эскадрилья» была первым авиационным фильмом, снятым в цвете и широкоэкранном формате Panavision . [3] [4]

После того, как норвежского сопротивления лидер лейтенант Королевского военно-морского флота Норвегии Эрик Бергман отправляется в Великобританию, чтобы сообщить о местонахождении немецкого завода по производству ракетного топлива Фау-2 , 633-я эскадрилья Королевских ВВС получает задание уничтожить его. Эскадрилью возглавляет командир звена Рой Грант, бывший пилот эскадрильи Eagle (американец, служивший в ВВС Великобритании до вступления США в войну).

Завод находится в, казалось бы, неприступном месте, под нависающей скалой в конце длинного узкого фьорда , окруженного многочисленными зенитными орудиями . Единственный способ уничтожить завод - это бомбить скалу до тех пор, пока она не рухнет и не захоронит объект. Это задача для быстрых и маневренных самолетов de Havilland Mosquitos 633-й эскадрильи . Эскадрилья тренируется в Шотландии , где есть узкие лощины, похожие на фьорды. Там Грант знакомится с сестрой Бергмана Хильдой. Их влечет друг к другу, несмотря на отвращение Гранта к отношениям во время войны.

Норвежское сопротивление должно уничтожить противовоздушную оборону непосредственно перед атакой. Когда прибывает неожиданное немецкое подкрепление, Бергман возвращается в Норвегию, чтобы попытаться собрать больше сил. Его схватили при транспортировке крайне необходимого оружия, доставили в штаб-квартиру гестапо и пытали, чтобы получить информацию. Поскольку Бергман знает слишком много, его нужно заставить замолчать, прежде чем он сломается. Грант и новобрачный пилот-офицер Бисселл отправляются с единственным «Москитом» взорвать здание гестапо. Хотя им это удалось, их подстреленный истребитель-бомбардировщик «Москит» терпит крушение по возвращении; Бисселл ранен и ослеп. Плачущая Хильда благодарит Гранта за прекращение страданий ее брата.

Все еще обеспокоенный, вице-маршал авиации Дэвис решает перенести атаку на следующий день. Бойцы сопротивления попадают в засаду и погибают, оставляя оборону нетронутой. Хотя Гранту предоставляется возможность прервать операцию, он решает продолжить. Завод разрушен ценой всей эскадрильи, хотя нескольким экипажам удается броситься во фьорд. Грант совершает аварийную посадку, но местный житель помогает штурману Гранта, лейтенанту Хоппи Хопкинсону, вытащить раненого командира звена из горящих обломков. Вернувшись в Британию, Дэвис говорит своему коллеге-офицеру, ошеломленному потерями: «Вы не можете уничтожить эскадрилью».

Персонаж (роман) Роль Персонаж (фильм) Актер
Командир эскадрильи Рой Гренвилл DSO DFC Командир звена Командир звена Рой Грант Клифф Робертсон
Лейтенант Эрик Бергман Лидер норвежского сопротивления Лейтенант Эрик Бергман Джордж Чакирис
Хильде Бергман Сестра Эрика Бергмана Хильде Бергман Мария Перши
Коммодор авиации Дэвис Вице-маршал авиации Дэвис Гарри Эндрюс
Командир звена Дон Барретт DFC AFC Командир станции Капитан группы Дон Барретт Дональд Хьюстон
Лейтенант полета Хоппи Хопкинсон Навигатор Гранта Летающий офицер Хоппи Хопкинсон Ангус Ленни
Бригадир Связь с норвежским Сопротивлением
Командир эскадрильи Фрэнк Адамс Офицер разведки станции Командир эскадрильи Фрэнк Адамс Майкл Гудлифф
Уорент-офицер Гиллибранд Пилот, рейс B, канадец Лейтенант Гиллибранд, австралиец Джон Мейллон
Джимми Уиллкокс Навигатор Гиллибранда
Командир эскадрильи Скотт Джон Бонни
Бисселл Пилот-офицер Бисселл Скотт Финч (как Скот Финч)
Летающий офицер Эванс Джон Черч
Мэйси Буфетчица в гостинице «Черный лебедь» Рози Барбара Арчер
Лейтенант полета Найджел Шон Келли
Лейтенант полета Сингх Джулиан Шерьер
Лейтенант полета Фрэнк Джеффри Фредерик
WAAF Сержант Мэри Блейк / Бисселл Сьюзан Фармер
Лейтенант полета Джонс Джонни Бриггс
'Тедди' Янг Командир звена, Полет
Сэм Милнер Командир звена, звено B
Лейтенант Манер Питер Крисс (в титрах не указан)
Ян Эриксон Норвежский боец ​​сопротивления Эриксон Каван Мэлоун (в титрах не указан)
Йоханссон Норвежский боец ​​сопротивления Йохансон Ричард Шоу (в титрах не указан)
гот Крис Уильямс (в титрах не указан)
Валери Адамс
Кернс Хозяин гостиницы «Черный лебедь»
Следователь СС Энн Ридлер (в титрах не указана)

Производство

[ редактировать ]

Первоначально это был проект режиссера Джона Стерджеса , но первоначально он работал над сценарием вместе с Родом Серлингом из «Сумеречной зоны» еще в 1958 году и предложил Джеку Лорду главную роль. [5] После того, как Стерджес отказался от создания «Великолепной семерки» , Уолтер Мириш взялся за проект после прочтения книги. [6] Съемки проходили летом 1963 года. [7]

Для создания многих воздушных сцен вместо моделей или спецэффектов использовались аутентичные самолеты той эпохи. Частично это произошло потому, что «633-я эскадрилья» была первым цветным фильмом, снятым в широкоэкранном формате Panavision , и этот выбор сделал невозможным использование архивной пленки (обычная целесообразная мера экономии в предыдущих фильмах).

Первоначальный вариант сценария написал «Великого побега» сценарист Джеймс Клавелл . Когда Робертсон выразил сомнения по поводу этой истории, продюсер Уолтер Мириш нанял американского сценариста Говарда Коха , проживающего в Лондоне, чтобы тот переписал фильм, чтобы успокоить его. [8]

Сцены были сняты в Шотландском нагорье недалеко от Глен-Коу , причем большая часть сцен нападения была снята над озерами Лох-Морар и Лох-Невис . Аэропорт Инвернесса использовался для съемок, и во время съемок в Хайленде там базировались самолеты. На некоторых снимках из кабины можно увидеть характерные очертания некоторых островов. [9] Хотя в захватывающих воздушных сценах использовались настоящие самолеты, более опасные сцены были созданы с использованием моделей.

RAF Bovingdon заменил вымышленный аэродром бомбардировщиков RAF Sutton Craddock. [10] Берег реки, где героиня романов Робертсона Мария Перши была Херли Локком на Темзе , а также использовался в аналогичной ранней сцене в «Из России с любовью» . [11] Некоторые сцены были сняты в аэропорту Ставертон в Глостершире близлежащий холм Черчдаун , а на некоторых кадрах можно было увидеть . Пабом, в котором отдыхали летные экипажи, был «Три компаса» в Олденхэме , Хартфордшир , который существует до сих пор. [12]

Перевал Лейриг -Гру в Кэрнгормсе использовался для тренировочных полетов и сцен норвежского сопротивления.

Уолтер Грауман собирал летные самолеты, создав «Миришские ВВС» или MAF, как их окрестили. Режиссер [3] Военный опыт Граумана в качестве пилота североамериканского бомбардировщика B-25 Mitchell помог создать настоящую авиационную эпопею. [13]

В фильме участвуют восемь комаров Де Хэвилленд. Поскольку Королевские ВВС сняли этот тип с 1963 года, гражданские операторы в основном сдавали в аренду бывшие образцы переоборудованных бомбардировщиков (TT Mk 35) ВВС Великобритании для буксировки целей. [14] Обыскивая аэродромы британских ВВС в Эксетере , Южном Девоне , Хенлоу , Шоубери и Центральной летной школе в Литтл-Рисингтоне, они предоставили не только десять подлинных самолетов, но также транспортные средства и оборудование времен войны. [15]

В основном использовались восемь «Москитов», пять годных к полетам и другие, которые можно было рулить по взлетно-посадочным полосам или использовать в качестве декораций. Годные к полетам TT 35 Mosquitos были переоборудованы в вариант истребителя-бомбардировщика (FB Mk VI). На моделях ТТ 35 были закрашены прозрачные носовые обтекатели и боковые окна, а также установлены макеты стволов пулеметов . Одним из годных к полетам Mosquito был Т3 с прочной носовой частью, на который требовалась только установка макетов стволов. У него не было двухступенчатых двигателей «Мерлин», V-образного лобового стекла и выпуклого бомбового отсека, как у ТТ 35. По крайней мере, один излишек Mosquito был уничтожен в результате имитации места крушения. [16]

В фильме использовались комары:

Немецких самолетов подходящего типа не было; следовательно, самолеты Nord Pingoin (французские лицензионные варианты Messerschmitt Bf 108 Taifun) использовались для обозначения Messerschmitt Bf 109 . [17] [18] В начале фильма первоначальный побег лейтенанта Эрика Бергмана из Норвегии происходит на самолете Miles Messenger . [17]

Самолет с основной камерой, североамериканский B-25 Mitchell, созданный Грегом Бордом (также появляющийся в «Любовнике войны ») в качестве корабля с камерой и управляемый им, также появляется в фильме, доставляя Бергмана обратно в Норвегию. Режиссер и бывший пилот бомбардировщика «Митчелл» Уолтер Грауман сам управлял B-25, выступая в роли второго пилота на правом сиденье. [ нужна ссылка ] Во время съемок технический консультант Хэмиш Махадди , который приобрел самолет для фильма, сказал Уолтеру Миришу, что он «командует 14-ми по величине военно-воздушными силами в мире». [19]

Спецэффекты

[ редактировать ]

Хотя в фильме широко использовались настоящие летающие самолеты, для создания финальных сцен атаки потребовались специальные эффекты. Лауреат премии «Оскар» специалист по спецэффектам Том Ховард использовал миниатюры, фронтальную и обратную проекцию, а также матовую живопись, чтобы обеспечить эффектность сцен. [20]

Клиффу Робертсону понравилось работать над фильмом, и он заявил, что атмосфера на съемочной площадке была очень хорошей, но был недоволен неоднозначным финалом. Он отметил, что фильм снимался в очень сжатые сроки и бюджет. Он сожалел, что ему не разрешили пилотировать «Москито», что ему было запрещено делать по соображениям страховки. [21]

Отличия от книги

[ редактировать ]

Фильм и роман, на котором он основан, имеют один и тот же основной сюжет, но в фильме изменены многие детали. Некоторые сцены были переставлены последовательно, а история была сильно сжата, при этом биография большинства персонажей не упоминалась. [22] В первой половине книги эскадрилья оснащена легкими бомбардировщиками «Дуглас Бостон», а затем переоборудована в «Москито». В фильме не была показана ранняя сцена удара прибрежного судна, как и насыщенная боевыми действиями разведывательная миссия. Фильм адаптирует только вторую половину романа. [23]

В романе командир эскадрильи Рой Гренвилл был британским персонажем, но в фильме он стал американизированным как командир звена Рой Грант. Робертсон, американский актер, был выбран потому, что в то время он был популярен на международном уровне, а также потому, что главный американский персонаж улучшил доступ постановки к финансам и мировой аудитории. Кроме того, Робертсон был опытным пилотом, владел Supermarine Spitfire и лично был заинтересован в том, чтобы фильм точно отражал полеты военного времени. Хотя для целей фильма ему было отказано в разрешении на полет, его сцены выделяются как реалистичное изображение боевых полетов. [24]

В конце фильма неясно, выживет ли Грант на миссии или нет. Однако в книге Гренвилл выживает, но становится военнопленным . В романе личной жизни личного состава эскадрильи уделено гораздо больше времени, чем в фильме. [25]

Историческая точность

[ редактировать ]

Королевские ВВС (RAF) не формировали подразделение под названием «633-я эскадрилья» во время Второй мировой войны. Тем не менее, существовала 613-я эскадрилья , оснащенная «Москитами», которой приписывают нападение на здание Центрального реестра населения Нидерландов 11 апреля 1944 года, где немцы хранили свои записи голландского гестапо. [26] Кроме того, бомбардировочное командование Королевских ВВС провело ряд операций против немецких предприятий по производству ракет, аналогичных операциям в фильме, включая операции «Арбалет» , «Белликоза» и «Гидра» .

Изображены военные действия многонациональных союзников: помимо главного американского героя в фильме участвуют члены норвежского сопротивления , летчики из Индии , Новой Зеландии и Австралии . Это отражает три исторических факта: во-первых, летчики многих национальностей вступили в ряды ВВС Великобритании; во-вторых, в соответствии с Планом авиационной подготовки Британского Содружества летчики из ВВС Содружества часто направлялись в подразделения Королевских ВВС; в-третьих, многие эскадрильи, принадлежавшие военно-воздушным силам Содружества или европейским правительствам в изгнании, во время войны находились под оперативным контролем ВВС Великобритании. [27]

Фильм основан на многих реальных операциях 617-й эскадрильи , в частности на их атаке на немецкий линкор «Тирпиц» в норвежском фьорде, хотя эта эскадрилья использовала четырехмоторные тяжелые бомбардировщики «Авро Ланкастер» для перевозки », спроектированного Барнсом Уоллисом. 5,35-тонного «Толлбой землетрясения бомбы , а не изображенные двухмоторные «Москиты де Хэвилленд». Однако «Москито» использовался 618-й эскадрильей в сочетании с другой « прыгающей бомбой » Барнса Уоллиса, названной «Хайболл » . Хотя «Хайболл» никогда не использовался в боевых действиях, 618-я эскадрилья использовалась в качестве подразделения специальных операций и, вероятно, наиболее близко соответствует «633».

Во время фильма пилоты инструктируются по использованию сейсмических бомб , однако на кадрах бомб, прибывающих на аэродром, ясно видно печенье Mark I массой 1800 кг (4000 фунтов) . Способ доставки, конструкция и действие этих двух типов бомб почти полностью противоположны. Чтобы достичь необходимой скорости, бомба «Землетрясение» должна быть сброшена с большой высоты, а для проникновения в землю она должна иметь тяжелый корпус. В бомбе-блокбастере корпус чрезвычайно легкий по сравнению с тем, что позволяет максимальной взрывной нагрузке сровнять с землей здания на уровне земли или над ней.

Рейд одного самолета на штаб-квартиру гестапо с целью убить Эрика до того, как он заговорит, имел сходство с рейдом «Москитов» в Осло . [28]

Однако оригинальный сюжет похож на настоящую миссию британских ВВС. В сюжете романа не упоминается характер цели, а только то, что это была высоко оцененная цель в Норвегии, и ВВС Великобритании не могли достичь ее до тех пор, пока «Москит» не вступил в строй. Была такая цель — молибденовый рудник в Кнабене , южная Норвегия. Типичное минеральное богатство, которое, по утверждению Гитлера, стоило принесения в жертву значительной части Кригсмарине , Кнабен могло производить четыре пятых потребностей Германии в молибдене, важном элементе в производстве броневых листов . Мина в Кнабене была слишком мала, чтобы ее можно было поразить во время ночного налета, а отправка тяжелых бомбардировщиков дальнего действия днем ​​привела бы к катастрофе. Легкие бомбардировщики, такие как « Бленхейм», идеально подходили для этой задачи, но не имели необходимой дальности полета. Однако Кнабен находился в пределах досягаемости «Москитов», и 3 марта 1943 года 139-я эскадрилья получила задание. Было отправлено девять «Москитов». Все сбросили бомбы на цель, но один не вернулся. Цель какое-то время была выведена из строя, а затем ее посетили США ВВС Восьмая воздушная армия . [29]

«Джип», частично спрятанный за кустом в одной из сцен тренировок в Шотландском Хайленде, — это послевоенный Land Rover , а «немецкий полугусеничный автомобиль » — Alvis Saracen . Ленд Роверы можно увидеть на заднем плане в других сценах, например, когда Гранта везут с аэродрома, чтобы получить новое задание для эскадрильи. [30] Тягач, который можно увидеть на аэродроме в начале фильма, — это Fordson E1A Major, впервые выпущенный в 1952 году.

633-й эскадрильи Мировая премьера состоялась 4 июня 1964 года в театре Лестер-сквер в Вест-Энде Лондона . В то время как критики высмеивали деревянную игру и избитый сюжет, а также использование ошибочной роли контрактной звезды Mirisch Pictures Джорджа Чакириса , воздушные сцены считались впечатляющими, а музыка Рона Гудвина оставалась главной достопримечательностью. Уолтер Мириш напомнил, что почти вся стоимость фильма в 1,3 миллиона долларов США была получена за счет поступлений Иди Леви в Великобритании, что сделало фильм практически бесплатным, когда Мириш выпустил его по всему миру. Большой успех фильма во всем мире привел к тому, что Мириш снял серию постановок британской компании Oakmont Productions о Второй мировой войне, снятых в основном в Великобритании. [31]

В 1964 году он вошел в десятку самых популярных фильмов года по кассовым сборам Великобритании. [32]

Фильм переиздавался несколько раз на протяжении 1960-х годов, иногда в двойном формате с другими фильмами Мириша, такими как « Большой побег» . [33] Странностью этого двойного счета было то, что актер Ангус Ленни появился в форме Королевских ВВС в обоих фильмах.

Обширные кадры «Москита» также представляли значительный интерес для любителей авиации. 633-я эскадрилья фигурирует в списке «100 величайших фильмов о войне», выбранном британской общественностью, и показана в одноименном документальном фильме 2005 года.

Кульминация фильма показывает, как эскадрилья летит через глубокий фьорд под обстрелом из зенитных орудий. Джордж Лукас заявил, что этот эпизод вдохновил эпизод «бег по траншеям» в «Звездных войнах» . [34] Лукас вставлял эпизоды в «Звездные войны» во время постпродакшена в качестве руководства.

633-я эскадрилья хорошо известна в Великобритании своими регулярными выступлениями на телевидении и стала почти частью рождественского расписания. Премьера фильма состоялась на британском телевидении 17 ноября 1970 года на канале BBC1 . [35] Он пользовался двенадцатой по величине телеаудиторией года. [36] (1969) ошибочно считается продолжением, Хотя фильм «Москитная эскадрилья» он похож на «633-ю эскадрилью» и находится под ее влиянием, даже с использованием кадров из оригинала.

Фредерик Смит написал несколько романов-продолжений о дальнейших подвигах 633-й эскадрильи, но они так и не были адаптированы для экрана. [37]

Саундтрек

[ редактировать ]

Музыкальное сопровождение «633-й эскадрильи» было написано британским композитором Роном Гудвином и стало очень популярным и известным публике после первого выхода фильма. [38] Тема адаптирована для компьютерных игр 1942 года. [39] и «В орлиное гнездо» . [40] [41] Он использовался для телевизионной рекламы страховой компании в начале 2000-х годов. [42] Он также стал стандартной частью репертуара групп RAF, а совсем недавно он был включен в альбом, посвященный 100-летию RAF. [43]

Домашние СМИ

[ редактировать ]

633 Squadron была выпущена на «Регион 2» DVD 5 мая 2003 года. Фильм представлен в широкоэкранном формате 2,35: 1 и Dolby Digital 2.0 звуке . Оригинальный трейлер включен в качестве дополнения.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мириш 2008, с. 204.
  2. ^ "Большие арендованные фотографии 1964 года" . Разнообразие , 6 января 1965 г., с. 39.
  3. ^ Jump up to: а б О'Хара 1989, с. 86.
  4. ^ Серпелл, Ник. «Было и ушло: известный режиссер военных фильмов и автор фильма «Все в порядке»». BBC News , 2 апреля 2015 г. Дата обращения: 2 апреля 2015 г.
  5. ^ «СЕРЛИНГ НАПИШЕТ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ФИЛЬМА; его сценарий «633-й эскадрильи» будет готов к лету - костюм обсуждается» . Нью-Йорк Таймс . Декабрь 1958 года.
  6. ^ «Хилл Плейс: от «Плоской вершины» до «Большого побега» до «Мидуэя»: интервью с продюсером Уолтером Миришем» . 21 февраля 2016 г.
  7. ^ «Вальтер Грауман» .
  8. ^ Мириш 2008, с. 201.
  9. ^ «Десять сайтов для достижения 10 000 шагов» . 11 января 2016 г.
  10. ^ «RAF Bovingdon — фильм 633-й эскадрильи» .
  11. ^ «Из России с любовью (1963)» .
  12. ^ «Три компаса, Патчетт Грин, Хертс, Великобритания - 633-я эскадрилья (1964) - Места съемок фильма» . Waymarking.com. 14 июля 2011 года . Проверено 3 мая 2022 г.
  13. ^ Шнепф 1964, с. 44.
  14. ^ О'Хара 1989, с. 87.
  15. ^ Шнепф 1964, с. 50.
  16. ^ Шнепф 1964, с. 45.
  17. ^ Jump up to: а б Хардвик и Шнепф 1983, с. 68.
  18. ^ Бек, Саймон Д. (2016). Спутник самолета-корректировщика по кино и телевидению . МакФарланд. п. 304. ИСБН  9781476622934 .
  19. ^ Мириш 2008, с. 202.
  20. ^ «Matte Shot — дань уважения спецэффектам Golden Era: Cinema Goes to War — маты и миниатюры в военных картинах» . 14 октября 2010 г.
  21. ^ «Умер ли Рой Грант в 633-й эскадрилье» .
  22. ^ Релиа, Роберт Э. (15 мая 2008 г.). На съемочной площадке не так тихо: Моя жизнь в кино в эпоху мачо в Голливуде . ISBN  9780595914739 .
  23. ^ https://forum.keypublishing.com/showthread.php?59181-New-remake-of-quot-633-Squadron-quot [ мертвая ссылка ]
  24. ^ Шнепф 1964, с. 43.
  25. ^ «633-я эскадрилья» .
  26. ^ TracesOfWar.com
  27. ^ "Коды эскадрильи RAF во время Второй мировой войны". http://pvfree.fr/ . Проверено: 24 ноября 2015 г.
  28. ^ «31 декабря 1944 года: трагедия в Осло: британские ВВС «Москитос» атаковали штаб-квартиру гестапо» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2017 года . Проверено 20 октября 2018 г.
  29. ^ Донесение о военных действиях: с 23 февраля 1942 г. по 8 мая 1945 г. 30 ноября 1995 г. ISBN.  9781136790720 .
  30. ^ «IMCDb.org: «633-я эскадрилья, 1964 год»: автомобили, мотоциклы, грузовики и другая техника» .
  31. ^ с. 204 Мириш, Уолтер Я думал, что мы снимаем фильмы, а не исторический университет Wisconsin Press, 10 апреля 2008 г.
  32. ^ «Победители кассовых сборов 1964 года» . «Кинематограф Еженедельник» . 17 декабря 1964 г. с. 8.
  33. ^ «633-я эскадрилья (1964 г.)» . 26 августа 2017 г.
  34. ^ «10 фильмов, повлиявших на «Звездные войны»». The Telegraph , 8 мая 2014 г. Дата обращения: 29 апреля 2015 г.
  35. ^ «Трансляция — Индекс программ BBC» .
  36. ^ «Классическое телевидение — рейтинги старых британских телешоу — 70-е | FiftiesWeb» .
  37. ^ «Некролог Фредерика и Смита» . TheGuardian.com . 27 мая 2012 г.
  38. ^ «Некролог: Рон Гудвин» . TheGuardian.com . 11 января 2003 г.
  39. ^ "База игровой музыки - база данных игр, музыки и саундтреков к играм" . Архивировано из оригинала 30 октября 2016 года.
  40. ^ Чувак, Frgcb (14 апреля 2017 г.). «FRGCB - Финский блог по сравнению ретро-игр: В орлиное гнездо (Пандора, 1987)» . FRGCB — Финский блог по сравнению ретро-игр . Проверено 26 декабря 2021 г.
  41. ^ Журнал пользователей Commodore, выпуск 43 . Апрель 1987 года.
  42. ^ «Рон Гудвин» . Independent.co.uk . 22 января 2014 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г.
  43. ^ «Новинки: альбом к 100-летию Королевских ВВС и Рахманинов в исполнении Анны Винницкой» .

Библиография

[ редактировать ]
  • Долан, Эдвард Ф. Младший. Голливуд идет на войну . Лондон: Bison Books, 1985. ISBN   0-86124-229-7 .
  • Хардвик, Джек и Эд Шнепф. «Путеводитель по авиационным фильмам для любителей». Эйр Прогресс Авиация , Том. 7, № 1, весна 1983 г.
  • Мириш, Уолтер. Я думал, что мы снимаем фильмы, а не историю . Мэдисон, Висконсин: Университет Висконсина, 2008. ISBN   978-0-299-22640-4 .
  • О'Хара, Боб. «633-я эскадрилья». Создание великих авиационных фильмов , том 2, 1989.
  • Шнепф, Эд, изд. «633-я эскадрилья». Летний выпуск Air Classics № 2, 1964 год.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e7e4d8c538629aba1f02b073485fc93__1722054120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/93/3e7e4d8c538629aba1f02b073485fc93.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
633 Squadron - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)