Лейриг Грю


Lairig Ghru ( шотландский гэльский : Làirig Dhru ) — один из горных перевалов через Кэрнгормс в Шотландии . Маршрут и горный перевал частично проходят на территории поместья Мар Лодж .
Как и во многих традиционных маршрутах, концы маршрута через Лэйриг Гру подобны концам потертой веревки. С юга к Лэйригу Гру можно подойти из Бремара через Глен Луи или Глен Ди, а также из Блэр Атолла через Глен Тилт . С севера к Лэйригу Гру можно подойти из Гленмора через Ущелье Чаламейн и из Авимора через Лес Ротимурхус через Перекресток над Олт Друидом.
Имя
[ редактировать ]Уотсон дает топоним «Лайриг Дру», что означает перевал Дру или Друи , с местным произношением «Лариг Гроо». Он предполагает «вероятное» происхождение слова Drùdhadh , что означает «сочащийся». [ 1 ] Любой посетитель вершины Лэйриг Гру принял бы это как возможное происхождение, потому что два водотока, по одному с каждой стороны вершины, кажутся «сочащимися» со дна долины.
Однако Гордон гораздо менее уверен в происхождении названия, написав:
Как топоним Лейриг Гру остается загадкой. Лайриг означает перевал, и картографы девятнадцатого века решили проблему к своему собственному удовлетворению, заменив Гру словом Груамах, в отношении которого они, по-видимому, не имели ни малейшего авторитета. Груамах означает «запрещающий» или «угрюмый», а запрет на «Лэйриг» часто происходит в дикую погоду… Но авторитеты в области географических названий отвергают эти предположения и вынуждены оставить имя «Гру» в тайне, хотя оно, кажется, содержит тот же корень, что и «Аллт». Огонь Дру, истощающий его на север. Макбейн, выдающийся филолог, пишет, что это название «вероятно, река Перевал Друи, от корня dru , поток, как в галльском Druentia».
- Гордон (1948) (стр. 308)
Таким образом, вес предположения заключается в том, что Лейриг-Гру определенно является перевалом (чего-то) и что что-то , вероятно, связано с водой, текущей со дна долины недалеко от вершины. [ 2 ]
Многие гэльские топонимы утратили свое первоначальное написание и значение в результате перевода на английский язык. Плодовитый и покойный дандонский альпинист Сид Скрогги посчитал, что имя Лейриг Гру как раз подходит для такого случая, и предположил, что Лайриг Гру был Лайриг Руад (Красный перевал). [ 3 ] Это соответствует первоначальному названию горного хребта «Ам Монад Руад» («Красные горы»).
История
[ редактировать ]Исторически Лейриг Гру использовался просто как маршрут между Дисайдом и Стратспеем . Ее часто называют Дорогой-Дорогой , и хотя в этом нет ничего плохого, возможно, это приводит к чрезмерному акценту на одном конкретном использовании. Лэриг-Гру был маршрутом, который использовался многими разными людьми для самых разных целей, как ясно показано в Холдейне (1952) , и регулярно использовался задолго до расцвета перегонной торговли, в более мирные времена после середины 18-го века. век:
Таким образом, естественный барьер холмов, которые стоят вокруг истоков двух рек [Ди и Дон], был не столько защитой, сколько источником опасности, и в более мирные времена именно через тропы, протоптанные столетиями набегов, приехали, погонщики северо-восточной Шотландии направились на свидания и на свои законные мероприятия.
- Холдейн (1952) (стр. 115)
Лейриг-Гру использовался как автомобильный маршрут Еще в 1873 году — Холдейн (1952) — в Бремар и дальше на юг . Примерно до 1870-х годов жители Ротимурха ежегодно весной расчищали дорогу от камней, упавших на нее за зиму.
Современное дорожное движение теперь проходит через перевал Драмочтер по автомагистрали A9 или Лехт по автомагистрали A939 , а Лэриг-Гру остается для пешеходов .
Полный маршрут от Авимора до Бремара составляет около 43 км (27 миль), хотя многие пешеходы сокращают путь, начиная или заканчивая в Линн-оф-Ди . 8 км (5,0 миль) оттуда до Бремара проходят по асфальтированной дороге.
Рекреационное использование
[ редактировать ]Хотя Лейриг Гру уже давно используется путешественниками для передвижения между Стратспеем и Дисайдом, он также используется в рекреационных целях, по крайней мере, с начала двадцатого века. Андерсон (1911) пишет:
Во времена, когда еще не было железных дорог, он широко использовался как средство сообщения, особенно для перегона скота со всего Хайленда на большие южные «свидания» или ярмарки; но теперь перевал редко пересекают, за исключением джилли и лесников или пешеходов, стремящихся добавить подвиг «совершения» этого к своему «послужному списку».
- Андерсон (1911)
Еще более ранним упоминанием для отдыха является отчет К. Дж. Кэша о снежных условиях в Лейриг-Гру в апреле 1901 года:
17-го я поднялся по Лайриг-Гру [от Ротимурха] до водораздела. Здесь я достиг снега на высоте 1750 [футов] и обнаружил, что его количество гораздо больше, чем я видел раньше. После первых полумили я обнаружил, что дорога цела, за исключением узкой полосы вдоль края хребта, обычно занятой прерывистой тропой. Снег был в отличном состоянии для ходьбы, но, похоже, я был первым, кто поднялся на перевал. На водоразделе глубина снега, должно быть, была велика, поскольку примечательная гряда камней, пересекающая перевал прямо у водораздела, была погребена, а большие пирамиды из камней по соседству были невидимы. Действительно, я едва нашел достаточно обнаженного камня, чтобы служить сухим сиденьем, пока я отдыхал, обедал и смотрел на вид на Дисайд.
- CG Cash - Журнал Cairngorm Club Journal, 17 июля 1901 г. (стр. 313–314)
Этот отчет о снеге, подготовленный CG Cash, предполагает знакомство с Лэйригом Гру, как с его собственным, так и с его читателями.
Путевые точки (с юга)
[ редактировать ]
В Лэйриг-Гру есть много путевых точек и объектов, которые из-за масштаба карты не отображаются на старых картах масштаба 1 дюйм или 1:50 000. Другие существуют только в старых книгах Гордона (1925) , Уотсона (1975) , например, потому что авторы, знакомые с местным населением и местными традициями, описали эти особенности и записали их имена.
Не существует объективной меры того, где находятся концы Лэйриг Гру. Гордон определяет «Лэйриг» как «Хилл-Пасс». [ 4 ] В этом случае ландшафт, возможно, слишком открыт для того, чтобы «концы» пути Лэрига простирались далеко за пределы воображаемых линий, проведенных между вершинами Карн-а-Мхаим и Дьявольской мыс на южном конце, а также Карн-Эйлриг и Замковым холмом. в северном конце.
С юга два основных подхода к Лейригу Гру следуют по маршруту Глен Луи или маршруту Глен Ди . Эти два маршрута сходятся вскоре после пересечения воображаемой линии между Карн-а-Мхаимом и Той Дьявола, образуя первую путевую точку. Вскоре после этого дорога снова разделяется на левую (примерно северо-западную) ветвь, ведущую к пешеходному мосту клуба Кэрнгорм через реку Ди в направлении Коррур-Боти и гор к западу от Лейриг-Гру.
Коррур Боти
[ редактировать ]Коррур Боти — это простое каменное здание под Койр-Одхаром, которое находится между Дьявольской точкой и Кэрн-Тулом на западном берегу реки. Сейчас он используется как горное убежище и поддерживается Ассоциацией горных боти . В одноместном номере есть камин и дымоход в северном фронтоне, а также недавно установленный внешний компостный туалет в собственной комнате.
Камень портных
[ редактировать ]Буквально «камень портных» ( Уотсон (1975) ) — это большой ребристый камень на обочине тропы Лейриг-Гру, недалеко от места впадения в реку Аллт-Койр-ан-т'Сайдейр.
Гордон описывает, как этот камень получил свое название, написав:
... Портновский камень, названный в честь некоторых портных, которые на пари пытались танцевать в часы зимнего дня в «трех Лоллах» - Лощине Абернети, Лощине Ротимурха и Далмора в Маре. Они танцевали в Абернети и Ротимуркусе, они пересекли самые незащищенные мили Лейрига, когда в Глен-Ди их настигла метель, и они погибли, когда они тщетно искали убежища за камнем, который является их памятником
- Гордон (1948) (стр. 316)
Ривер Ди
[ редактировать ]

Весь дождь, выпадающий на склоны по обе стороны южной половины Лэйриг Гру, в конечном итоге стекает в реку Ди , а «официальный» источник реки Ди, Колодцы Ди , находится высоко на Браериахе . Однако река Ди (как названный водоток на картах) начинается в месте слияния рек Аллт-а-Гарбх и Аллт-на-Лайриг-Гру. В этом месте, недалеко от истока Глен Ди, главная долина поворачивает примерно на запад в сторону Ан Гарбх Чойр, а тропа Лэйриг Гру продолжается на север в висячую долину, как показано на фотографии.
Путь герцога
[ редактировать ]Показанная только на картах масштаба 1:25 000, Тропа Герцога представляет собой проложенную тропу на западной стороне Лайриг-Гру, идущую вдоль горящего участка Койр-Руад и ведущую к пляжу между Браериахом и Срон-на-Лайриге.
В девятнадцатом веке то, что тогда называлось поместьем Мар (см. Поместье Мар Лодж ), было частным охотничьим поместьем, принадлежавшим герцогу Файфу (созданному герцогом в 1889 году и умершему в 1912 году). В Гордоне (1925) автор описывает использование этого пути при восхождении на Брериах, продолжая:
Прошло (1925 г.) около тридцати лет с тех пор, как покойный герцог Файф построил ее, но, поскольку корри является одной из самых отдаленных во всем обширном лесу Мар, тропа почти не использовалась с того дня, как она была проложена, и сейчас она почти не использовалась. трудно следовать, за исключением верхней части корри
- Гордон (1925) (стр. 108)
Бассейны Ди
[ редактировать ]Трасса Лэйриг-Гру вьется вокруг нескольких водоемов на мартовской стороне вершины. Многие (ошибочно) считают, что они являются источником реки Ди . Уотсон (1975) объясняет, что Пруды Ди - это изобретение, а не чистая англизация старого названия Лочан Дубх на Лайриге (черный тарн Лейрига). Считается, что по крайней мере в одном из этих водоемов обитает форель, несмотря на то, что в этих водоемах нет ни явного оттока, ни притока.
Немного южнее самого большого водоема горение под названием Аллт-на-Лайриг-Гру стекает со дна долины, текущей на юг, и соединяется с горением под названием Аллт-а-Гарбх-Хорие, образуя собственно реку Ди . [ нужна ссылка ]
Мартовский ожог
[ редактировать ]Мартовский ожог - это ожог на маровой стороне вершины, осушающий восточный склон над ним и исчезающий под скалами, прежде чем он достигнет дна долины. Гордон (1925) описывает его как падение белых брызг на Лейриг с северного отрога Бен-Мак-Дуи.
«Март не имеет ничего общего с месяцем года, но относится к старому использованию слова, означающего границу. Вершина Лейриг-Гру отмечает границу между Дисайдом (Абердиншир) и Стратспеем (Инвернесс-шир). Уотсон (1975) . ) дает старое название Allt na Criche (ожог границы), что дает местное произношение как Creech ».
Саммит
[ редактировать ]Уотсон называет высоту вершины около 835 метров (2740 футов). [ 5 ] а на туристической карте Кэрнгорма (1975 г.) указана высота 2733 фута.
Мемориальная хижина Ангуса Синклера
[ редактировать ]
Оба 21 декабря 1954 года . были построены в 1957 году членами OTC Эдинбургского университета как памятник доктору Уильяму Ангусу Синклеру FRSE , который умер на Кэрн-Горме Убежище было расположено недалеко от перекрестка, где проходили пути из Срон-на-Лайриге и Ущелье Чаламейн пересекает Лейриг Гру. Как и многие другие искусственные убежища в горах Шотландии, до которых было легко добраться с дорог общего пользования, оно было снесено и вывезено примерно в 1991 году. [ нужна ссылка ]
Голубиный разрыв
[ редактировать ]
Это усыпанное валунами ущелье используется в качестве маршрута между Лейриг-Гру и Глен-Мор. Название «Чаламенская щель» к этому оврагу было применено сравнительно недавно, так как в «Александре» (1928) автор не называет щель, а описывает ее, написав:
прекрасный пример «сухих логов» или оврагов, которые встречаются в различных точках Кэрнгорма и которые, как предполагается, образовались в результате разлива ледников или боковых потоков.
- Александр (1928) (с. 121)
Уотсон также не называет ущелье «Ущельем Чаламейн», но называет его местом расположения хижины Синклера:
Альтернативный путь к этому месту проходит слева [северо-восток] от Глен Мор. Он ведет через скалистый ущелье к юго-востоку от Крега-а-Каламейна, называемого Иг-Койр-а-Хохлах.
- Ватсон (1975) (стр. 129)
Совсем недавно Диак (2006) дал название Eag Coire na Comhdhalack («Ущелье Корри Ассамблеи»).
Источники
[ редактировать ]- Александр, Генри (1928). Кэрнгормы . Эдинбург: Шотландский альпинистский клуб.
- Андерсон, Роберт (1911), Дисайд , Адам и Чарльз Блэк, Сохо-сквер, 4, Лондон
- Кэш, CG (июль 1901 г.), Журнал клуба Кэрнгорм , номер 17, Клуб Кэрнгорм, Абердин
- Диак, доктор Элисон М.Г. (2006). «Топонимы национального парка Кэрнгормс» (PDF) . Администрация национального парка Кэрнгормс.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Гордон, Сетон (1925). Кэрнгормские холмы в Шотландии . Лондон, Англия: Касселл и компания.
- Гордон, Сетон (1948), Шоссе и переулки в Центральном Хайленде , MacMillan & Co. Ltd, Лондон, Англия.
- Холдейн, А. (1952), Дороги Шотландии , Томас Нельсон и сыновья, Эдинбург, Шотландия.
- Уотсон, Адам (1975). Кэрнгормы . Эдинбург: Шотландский фонд альпинизма.