Сто

Jato ( аббревиатура для взлета с использованием реактивной работы )-это тип вспомогательного взлета для помощи в перегруженном самолете в воздух, обеспечивая дополнительную тягу в виде небольших ракет . Термин Jato используется взаимозаменяемо с (более специфическим) термином Rato , для взлета с помощью ракета (или, на RAF Plance, , Ratog , для передачи взлета с помощью ракета ).
Ранние эксперименты и Вторая мировая война
[ редактировать ]В 1927 году советских исследований и разработок Лаборатория динамики динамики газовой динамики разработала твердопробранные ракеты , чтобы помочь взлете самолетов, и в 1931 году первое в мире успешное использование ракеты для оказания помощи взлету самолетов было проведено на U-1 , Советская Обозначение для тренера AVRO 504 , который достиг около ста успешных вспомогательных взлетов. [ 1 ] [ 2 ] Успешные вспомогательные взлеты были также достигнуты на Tupolev TB-1 . [ 3 ] и Туполев ТБ-3 тяжелые бомбардировщики. [ 1 ] [ 4 ] Официальное испытание Tupolev TB-1 в 1933 году сократило взлет на 77% при использовании ракет. [ 1 ]
Ранние эксперименты с использованием ракет для повышения планеров в воздух были проведены в Германии в 1920 -х годах ( Lippisch Ente ), а затем и Королевские ВВС , и Люфтваффе ввели такие системы во Второй мировой войне . [ 5 ] Британская система использовала довольно большие ракеты с твердым топливом для стрельбы на плоскостях (как правило, урагана Hawker ) с небольшой рампы, установленной на фронтах торговых судов, известных в эксплуатации как вооруженные торговцы катапультами (или кулачки) , чтобы обеспечить некоторое прикрытие против Немецкие морские патрульные самолеты. После стрельбы ракета была выпущена с задней части самолета, чтобы упасть в воду и оно. Задача, пилот, если это возможно, вылетит на дружественную территорию или с парашютом с самолета, надеясь, что его подберут одно из судов эскорта. В течение двух лет система использовалась только девять раз для нападения на немецкие самолеты с восемью убийствами, зарегистрированными для потери одного пилота.



Люфтваффе -как прочно прикрепленные , также использовал эту технику как с жидкости, созданными фирмой Walter Firm и BMW-и Solid Fuel, самими изготавливались как фирмами Schmidding, так и Wasag так и сброшенные ракетные двигатели, чтобы быстрее и с помощью более короткие забеги взлета. Они были использованы для повышения производительности взлета своих средних бомбардировщиков и огромного 55-метрового размаха крыльев , Messerschmitt Me 321 Glider, задуманный в 1940 году для вторжения в Великобританию, и использовался для поставки русского фронта. Огромные ME 321S первоначально имела помощь в воздухе от трех тяжелых бойцов Мессершмитта BF 110 в так называемом расположении Troika-Schlepp в воздух с нагрузками, которые сделали бы взлет слишком долго, но в противном случае, но с большим сопутствующим риском аэрофото Столкновение от трио Vee-Formation BF 110S, участвующего в одновременной функции буксировки , предназначенного для значительного ослабления с заменой трио BF 110-х Heinkel He 111z специально разработанный пятью двигателями. Использование методов взлета с помощью ракета стало особенно важным в конце войны, когда продолжительность полезных взлетно-посадочных полос была серьезно сокращена из-за результатов бомбардировки союзников. Их система обычно использовалась сброшенной, автономной автономной температуры HWK 109-500 StarThilfe («взлета»), также известный как «Rauchgerät»-генератор дыма, унифицированный монопропеллянт жидко-топливных ракетных подразделений Walter -Stoff », по сути, почти чистый перекись водорода , с Z-стойким каталитическим соединением. Пакет парашютов на передней части внешнего корпуса двигателя использовался для замедления его падения после освобождения от самолета, поэтому систему можно повторно использовать. Первые эксперименты были проведены в 1937 году на Heinkel He 111 , пилотируемом тест-пилотом Эрихом Варситом в Neuhardenberg , большом поле, примерно в 70 километрах к востоку от Берлина , указанного в качестве запасного аэродрома в случае войны. [ 6 ] Другие немецкие эксперименты с Jato были направлены на оказание помощи в запуске самолетов Interceptor, таких как Messerschmitt ME 262 C, как специальные версии Heimatschützer , обычно оснащенные любой версией Walter HWK 109-509 жидкого ракетного двигателя от Me 163 Komet. части фюзеляжа, либо полугодных под него под ним сразу заднего позади Программа либо в крайней задней края Jumo 004s, так что перехватчики Heimatschützer ME 262C могли раньше достичь вражеских формирования бомбардировщиков. Были построены два прототипа версий Heimatschützer ME 262 и пролетали тестирование трех предложенных дизайнов. В отличие от широкого спектра типов самолетов жидкости ; , с которыми протестировали дизайн модульных модульных модульных модульных модульных модульных модульных модульных конструкций Вышеупомянутые солидные конструкции RATO Booster из фирм Schmidding и Wasag оставались почти строго экспериментальными по своей природе, с Schmidding 500 кг тяговой бустерной подразделения, предназначенные для того, чтобы увидеть обслуживание, квартет, установленный на планере для использования с радикальным дизайном BACHEM BA 349 VTO Rocket Interceptor в 1945 году, для его вертикального запуска. Строго экспериментальная система HWK 109-501 StarThilfe Rato System использовала аналогичный «горячий» двигатель с двумя протеллами в ME 163B ракетном истребителе Komet , добавив 20 кг массы комбинации гидразина B , смешанный с «Br- STOFF »( лиглевой дистиллят углеводородов лигроин ) для основного« топлива »для T-Stoff Monopellant, все еще дестабилизированного с перманганатом Z-Stoff для зажигания в качестве окислителя, утроив тягу 109-500 4,95 кН (при 14,71 кН/1500 кгф. ) с ожогом 30 секунд. Из-за аналогичных рисков системы, требующих аналогичных специальных процедур заправки и обработки для процедур ракетного двигателя Komet 509a, 109-501, по-видимому, оставался строго экспериментальным дизайном, который использовался только для испытательных полетов Junkers JU 287 V1 -прототип реактивного бомбардировщика. [ 7 ]
В начале 1939 года Национальная академия наук в Соединенных Штатах предоставила 1000 долл. США Теодору фон Карману и Ракетной исследовательской группе (в том числе Джек Парсонс , Фрэнк Малина , Эдвард Форман и Аполлон Мо Смит ) в Аэронавтической лаборатории Калифорнийского института Калифорнийского института и Аполлон Мо Смита) (GALCIT) Чтобы исследовать взлеты самолетов с помощью ракета. Это исследование Джато было первым ракетостроенным исследованием, получившим финансовую помощь от правительства США со времен Первой мировой войны, когда Роберт Х. Годдард заключил армейский контракт на разработку сильного топливного ракетного оружия. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В конце 1941 года фон Карман и его команда прикрепили несколько 50-фунтовых толчков, сплошного топлива aerojet jatos к легким самолету Эркупы, а капитан армии Гомер Буши взлетел на тестовых пробегах. В последнем заезде они удалили пропеллер, прикрепили шесть подразделений JATO под крыльями, и Буши был втянут в воздух для короткого полета, первый американский, который летал только ракетной силой. Обе вооруженные услуги использовали твердое топливо Jato во время войны. [ 10 ] : 329
После Второй мировой войны
[ редактировать ]![]() |
После того, как Джато Второй мировой войны часто использовался для преодоления плохой тяги ранних реактивных двигателей на низких скоростях или для помощи сильно загруженным самолетам для взлета. Например, пропеллер -двигатель Avro Shackleton , когда он сильно нагружен топливом для длинных морских рейсов наблюдения, полагался на турбоджеты Армстронга Сиддели для взлета.
Первый в мире реактивный авиалайнер , комета De Havilland DH 106 , включал в себя проектирование для перевозки двух водорода с синхронизацией , ракетов в области перекиси водорода таких как Хартум и Найроби. [ 11 ] [ 12 ] Они были протестированы на тридцать рейсах, но одни только двигатели Ghost Jet De Havilland считались достаточно сильными, и некоторые авиакомпании пришли к выводу, что ракетные двигатели были нецелесообразными. [ 13 ] Тем не менее, спрайтные фитинги были сохранены на производственной комете 1s, но были сделаны ненужными при последующих обновлениях двигателя. [ 14 ]
В конце 1950-х годов экспериментальные программы запуска с нулевой длиной для запуска истребительных самолетов были выполнены ВВС США , Немецкие ВВС и советские воздушные силы с использованием высокого уровня, с короткой продолжительностью усилителей с аналогичным внешним видом и функцией Полем В USAF использовался модифицированная республика F-84 , назначенная EF-84G, в которой использовались MGM-1 Matador Cruise ракета Aerojet General-Designed, 240 кН (26 короткая тонна) на уровне твердого топлива на двух секундной продолжительности тяги. В советских VVS использовался модифицированный истребитель MIG-19 , назначенный SM-30, выпущенный из специальной пусковой установки, и использовал почти идентичный солидный дизайн ракетного усилителя для EF-84G, но гораздо более мощный 600 кН. (64 короткая тонна) Уровень тяги. F -100 и F-104 также использовались для экспериментов с запуск нулевой длины, с такими же мощными подразделениями для выпадения в экспериментах SM-30 SM-30. [ 15 ]
Также в 1950 -х годах Jato Junior стала попыткой Aerojet Engineering внедрить небольшие блоки JATO в небольшие коммерческие самолеты, но было заблокировано Бюро аэронавтики ВМС США. Aerojet утверждал, что меньшая бутылка Jato, доставляющая 250 фунтов тяги в течение 12 секунд, может помочь легкой частной самолете, которая обычно требует почти 900 футов (270 м) взлетно То же самое с 300 футами (91 м) взлетно -посадочной полосы с блоком Jato JR. [ 16 ] Джато -юношеские бутылки, установленные на гонках двигателя, были кратко предложены в качестве фабрики на Beechcraft Twin Bonanza ; Они были повышены не как помощь взлета, а скорее как средство продления расстояния скольжения во время принудительной посадки на неблагоприятных местности. Тем не менее, неизвестно, были ли бутылки когда -либо установлены на производственном двойном бонанзе или использовались в любом случае, кроме заводских испытательных полетов. [ 17 ]
Boeing 727 имел предоставление Aerojet Jato Assist для использования в «горячих и высоких» условиях, особенно в Мехико и Ла -Пас . [ 18 ] [ 19 ] Вариант Jato был доступен для Metroliner Fairchild Sudingen Metroliner, чтобы увеличить вес взлета, сохраняя при этом требования к неработоспособным подъемам с одним двигателем. [ Цитация необходима ]
военной операции США В конце 1980 года операция «Достоверная спорт» была предназначена для спасения заложников, удерживаемых Ираном, используя грузовые самолеты C-130, модифицированные ракетными двигателями, чтобы обеспечить очень короткий съемку и посадку. План был отменен после того, как авария произошла во время испытательной посадки, когда подразделения JATO, обращенные вперед, предназначенные для замедления самолета, выпущенного до посадки, предназначенных для смягчения посадки), в результате чего самолет встал на сбою.
Джато стал в значительной степени ненужной, так как ускорение реактивных двигателей улучшалось и в настоящее время редко используется даже при работе с тяжелой работой с коротких взлетно-посадочных полос или в «горячих и высоких» условиях. [ Цитация необходима ] Иногда он используется в исключительных обстоятельствах, на специально оборудованных, в основном военных, самолетах. [ 20 ]
Городская легенда
[ редактировать ]- Rocket Car Jato это городская легенда , которая рассказывает историю машины, оснащенной подразделениями Jato, которая позже найдена, разбитой в гору. Эта история часто дается в качестве примера награды Дарвина ; Похоже, что это апокриф, без оснований на самом деле. [ 21 ]
Легенда была исследована несколько раз на канале Discovery Show Mythbusters . Для первой попытки, в пилотном эпизоде 2003 года, экипаж воспроизводил сцену и толку Джато с некоторыми коммерчески доступными любительскими ракетными двигателями. Автомобиль действительно пошел очень быстро, опередив вертолет Чейза, но в оригинальной истории не было зарегистрировано нигде около 300 миль в час (500 км/ч) и не смог стать воздушным. Миф был пересмотрен в 2007 году, используя другую конфигурацию ракет в попытке заставить машину летать; Он взорвался, прежде чем достичь окончания рампы. Миф снова был повторно пересмотрен в 2013 году в 1 -м эпизоде «Мифбастеров 12», как празднование их 10 -го года в эфире.
Джато-оборудованный Dodge Coronet автомобиль Dodge Coronet на сухое озеро El Mirage использовалась для телевизионной рекламы, чтобы продемонстрировать силу их тормозов «полного контакта». Это транслировалось во время шоу Лоуренса Вэлка в конце 1950 -х годов. [ 22 ]
Галерея
[ редактировать ]-
ВМС США Синие ангелы C-130 Hercules "Fat Albert" с использованием Jato во время взлета
-
BQM-74E Chukar Target Drone с использованием jato
-
Bs.605 , используемый Buccaneer S.50
-
Бутылка Rato
-
Lockheed P-2 Neptune запускается от авианосца USS Franklin D. Roosevelt (CV-42) , 2 июля 1951 года.
-
Ракета с помощью Boeing B-47 B.
-
Грумман TBF Avenger Torpedo Bomber взлетает с помощью мощности 330 лошадиных сил (250 кВт) реактивного устройства примерно в половине обычного пробега.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а беременный в Glushko, Valentin (1973). Разработки ракетных и космических технологий в СССР . Novosti Press Pub. Дом. п. 7
- ^ У-1 на сайте airwar.ru – «Уголок неба»
- ^ Зак, Анатолия. «Лаборатория газовой динамики» . Русская космическая сеть . Получено 29 мая 2022 года .
- ^ Черток, Борис (31 января 2005 г.). Ракеты и люди (Том 1 изд.). Национальная авиационная и космическая администрация. С. 164–165 . Получено 29 мая 2022 года .
- « Для работы с небольших полетов с тяжелыми грузами были необходимы взлеты с помощью ракета». http://uboat.net/allies/aircraft/swordfish.htm
- ^ Warsitz, Lutz: история немецкого теста -пилота Эриха Варсица , Pen and Sword Book Первый пилот Jet - ( стр. 45 )
- ^ Краковский Польский авиационный музей на Страница HWK 109-501 Справка Rato Pod
- ^ Малина, Фрэнк Дж. (1967). «Мемуары о проекте Rocket Research Galcit» . L'Assecatoire Leonardo Pour Les Arts et Les Technociences. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Получено 17 августа 2008 года .
- ^ «Заказы величины - история NACA и NASA, 1915–1990, гл. 2» . НАСА . 1989.
- ^ Jump up to: а беременный Lehman, Milton (1988). Роберт Х. Годдард . Нью -Йорк: да капо Пресс. С. 91–95.
- ^ Cookman, AUBERY O. JR. "Покачи от самолета" . Популярная механика , 93 (4), апрель 1950, с. 149–152.
- ^ Фрэнсис 1950, стр. 98-102.
- ^ Birtles 1970, p. 125
- ^ Ганн 1987, с. 269
- ^ Гебель, Грег (1 мая 2012 г.). «Истребитель запуска нулевой длины» . Грег Гебель / В общественном достоянии. Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 года.
- ^ "' ' Baby 'Jet Bint повышает легкую плоскость в воздух» . Популярная механика , февраль 1950, с. 163.
- ^ Колдуэлл, Крис (декабрь 2022 г.). "Beech D50C Twin Bonanza" . EAA Sport Aviation . Ошкош, Висконсин: Экспериментальная авиационная ассоциация . С. 34–36 . Получено 20 января 2023 года .
- ^ «Тип сертификации данных 727-200 серии» . Boeing-727.com . Получено 20 марта 2022 года .
- ^ «Хвосты во времени: вариант Boeing 727 Jato» . Архивировано с оригинала 1 декабря 2016 года . Получено 27 апреля 2017 года .
- ^ «Бустер начинает гражданские самолеты» . Популярная наука , июнь 1955 г., с. 150
- ^ "Кармагеддон" . Snopes.com.
- ^ Dodge представляет шоу Лоуренса Вэлка на YouTube , сегмент начинается в 30:00
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Видео (архив) Heinkel He 111 оснащен ракетными бустерами Уолтера
- «Рождение Джато». Популярная наука , июль 1946 г., с. 74–75.
- Boeing 727 Использование Jato на YouTube
- C-130 Lockheed Hercules Jato на YouTube