Атлас Гепард
Гепард | |
---|---|
![]() | |
Африки ВВС Южной Гепард | |
Роль | Истребительная авиация |
Национальное происхождение | ЮАР |
Производитель | Авиационная корпорация Атлас |
Введение | 1986 |
Статус | Активно сотрудничает с частными компаниями |
Основные пользователи | Южноафриканские ВВС (исторический) Чилийские ВВС (исторический) Эквадорские ВВС (исторический) |
Количество построенных | 38 (Ц), 16 (Г), 16 (Е) |
Разработано на основе | Дассо Мираж III ИАИ Нешер ИАИ Кфир [ 1 ] |
Atlas Cheetah — южноафриканский истребитель, разработанный и производимый авиационной компанией Atlas Aircraft Corporation (позже Denel Aeronautics ). Он был разработан по заказу ВВС ЮАР (SAAF) и в основном эксплуатировался ими.
Cheetah был разработан во время пограничной войны 1980-х годов как крупная модернизация построенного во Франции парка самолетов Dassault Mirage III , эксплуатируемых ВВС США. В программе интегрированы технологии в Израиле построенного самолета IAI Kfir . [ 2 ] который был создан на основе Mirage 5 / IAI Nesher . Программа модернизации, известная как Project Cushion , включала три варианта; двухместный Cheetah D , одноместный Cheetah E и одноместный Cheetah C. этой службы Все три модели были приняты в состав ВВС США и какое-то время функционировали как наиболее мощные истребители и ударные самолеты . В качестве прототипа был построен одноместный Cheetah R , предназначенный для воздушной разведки , но этот вариант так и не поступил на вооружение.
В 1992 году модель Cheetah E была снята с вооружения SAAF; И Cheetah Cs, и Cheetah Ds были сняты с производства в апреле 2008 года, и их заменил построенный в Швеции Saab Gripen . После вывода из эксплуатации SAAF ограниченное количество самолетов все еще эксплуатировалось в Южной Африке в качестве летных испытательных самолетов. Некоторые из них были экспортированы, например, в ВВС Эквадора (EAF) в качестве источника запасных частей. Частная компания Draken International намерена использовать Cheetah в качестве противоборствующего самолета для службы боевой подготовки в США.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Программа Atlas Cheetah возникла в 1980-х годах из-за потребности Южной Африки в более мощных истребителях и ударных самолетах. В то время ВВС ЮАР (SAAF) столкнулись с необходимостью иметь более совершенные самолеты, чтобы получить преимущество над все более совершенными самолетами советской постройки, такими как МиГ-23 , которые поставлялись как в Анголу, так и в Анголу. и кубинские войска. Эти самолеты использовались против собственных вооруженных сил Южной Африки во время длительного конфликта, известного как Пограничная война . [ 3 ] Кроме того, необходимо было решить проблему растущей стоимости технического обслуживания из-за международных санкций и увеличения возраста существующих самолетов на вооружении SAAF. В результате эмбарго на поставки оружия , введенного в то время в соответствии с Резолюцией 418 Совета Безопасности ООН , Южная Африка не могла закупать новые самолеты практически в любой другой стране мира; соответственно, модернизация существующих самолетов стала единственным доступным вариантом. [ 3 ] [ 4 ]
Участвующие компании
[ редактировать ]К 1980-м годам авиационная промышленность Южной Африки достигла уровня технических возможностей, позволяющего провести масштабную и сложную модернизацию. Эти факторы способствовали принятию SAAF решения санкционировать обширную программу модернизации с участием одного из существующих типов, находящихся на вооружении. Кроме того, примерно в то же время была начата разработка усовершенствованного истребителя собственной разработки, известного как Atlas Carver . [ 5 ]
В 1980-е годы парк быстрых реактивных самолетов ВВС США состоял из нескольких вариантов (AZ/CZ) французского производства самолетов Dassault Mirage III (EZ/CZ/BZ/DZ/D2Z/RZ/R2Z) и Mirage F1 . Хотя Mirage F1 считался самым современным типом самолетов в парке, поставки которого начались в 1977 году, этот тип составлял основной элемент противовоздушной обороны и ударного флота Южной Африки. Отзыв Mirage F1 для проведения обширной модернизации потребовал бы открытия серьезной бреши в противовоздушной обороне и ударных возможностях этой страны, что высокопоставленные представители SAAF сочли неприемлемым. [ 3 ]
Кроме того, в Mirage III можно было интегрировать различные функции из родственных, уже существовавших модернизаций, которые были сделаны для аналогичных самолетов, таких как линия Mirage 5 / IAI Nesher / IAI Kfir и проект Mirage 3NG , причем последний основан на Мираж III. Следовательно, флот Mirage III SAAF был выбран в качестве получателя этой программы модернизации, которая первоначально называлась Project Cushion . [ нужна ссылка ]
Работу выполнила компания Atlas Aviation (ранее Atlas Aircraft Corporation и позднее Denel Aviation ). Atlas также смогла приобрести квалифицированных технических специалистов с соответствующими знаниями в Израиле после отмены проекта передового израильского истребителя, известного как IAI Lavi . [ 4 ] До реализации программы Израиль уже зарекомендовал себя как источник военных технологий для Южной Африки, что подтверждается Соглашением между Израилем и Южной Африкой . Обе страны заключили множество договоренностей, в частности, касающихся флота Mirage III СААФ, включая закупку запасных частей Израилем и внедрение израильских советников в подразделения СААФ. [ нужна ссылка ] По данным некоторых авиационных изданий, [ 6 ] иностранная авиационная компания Israel Aircraft Industries участвовала, по крайней мере, на начальных этапах модернизации, и что некоторые компоненты были поставлены непосредственно из Израиля. Сами IAI признали свое участие в совместной разработке смежных проектов, таких как программа разработки активных радиолокационных станций. [ 7 ] По данным ACIG, в общей сложности пять истребителей IAI Nesher могли быть приобретены у ВВС Израиля для испытаний Cheetah, а затем включены в существующий парк. [ 1 ] По словам автора авиации Джона В. Голана, потенциально большое количество IAI Kfirs могло быть предоставлено Южной Африке для этой программы. [ 8 ]
Подробности
[ редактировать ]Модернизация заключалась в полной реконструкции планера до нулевого налета; По сообщениям Atlas, для достижения этой цели было заменено примерно 50% исходного планера. [ нужна ссылка ] Аэродинамические изменения включали установку неподвижных передних крыльев сразу за воздухозаборниками двигателя, модели Cheetah D & E были оснащены немного меньшими (70%) утками, чем у Cheetah C и IAI Kfir. [ 3 ] Другие изменения планера включали два дополнительных пилона хранения у корней крыла , зонд для дозаправки в воздухе , новые катапультные сиденья основного крыла , новый лонжерон вместе с новой «ниспадающей» передней кромкой и зубчатым вырезом на каждом крыле, современные элевоны , управляемые двойная компьютерная система управления полетом и носовая часть самолета для улучшения характеристик Cheetah при большом угле атаки (AoA). [ нужна ссылка ] Сообщается, что Cheetah мог нести в три раза больше боеприпасов (с точки зрения веса), чем Mirage III, обладая при этом превосходной маневренностью. [ 3 ] Однако, по словам автора авиации Дика Лорда , Mirage F1 по-прежнему демонстрирует превосходные характеристики в таких областях, как топливная экономичность, простота управления и дальность полета. [ 9 ]
Что касается электроники и систем, Cheetah был оснащен новой авионикой , радиолокационной станцией, комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и самозащиты . [ 10 ] Поскольку многие из них располагались внутри носа, это потребовало его удлинения, чтобы обеспечить больше внутреннего пространства. Комплекс РЭБ включал в себя систему предупреждения о приближении ракет и приемники радиолокационных предупреждений , а систему самозащиты самолета, состоящую из электронных постановщиков помех и соломы / факельных ракет автоматически активируемых дозаторов сложные приборы кабины . . В кабине также были установлены нашлемный прицел (HMS) и увеличенный проекционный дисплей (HUD), а также другие [ нужна ссылка ] Модернизация включала установку новой мощной импульсно-доплеровской радиолокационной системы. Хотя и Cheetah D, и Cheetah E по-прежнему оснащались двигателем SNECMA Atar 9C турбореактивным , Cheetah C использовал более мощный Atar 9K50. [ 11 ]
Операционная история
[ редактировать ]
16 июля 1986 года был публично представлен первый Cheetah D, хотя несколько Cheetah D уже поступили на вооружение 89-й боевой летной школы на авиабазе Петербург. В 1987 году Cheetah D был объявлен на вооружении SAAF. Вторым и третьим самолетами, которые должны были быть доставлены в Атлас, были Mirage IIIEZ, после их преобразования в конфигурацию Cheetah E эти самолеты поступили на вооружение 5-й эскадрильи на авиабазе Луи Тришардт . [ 12 ] [ 13 ] Первые опыты с Cheetah показали, что успешно выполнить дозаправку в воздухе было значительно сложнее , чем с парком Mirage F1. [ 14 ] Хотя этот тип был разработан в ответ на растущее давление Пограничной войны , нет никаких доказательств того, что какие-либо «Гепарды» любого варианта действительно проводили наступательные операции в последние годы конфликта. [ 3 ]
К 1991 году, когда конверсионные линии Cheetah D и E закрылись, в эксплуатации находилось по 16 машин каждого типа. В том же году началось производство Cheetah C, первый такой самолет был выпущен в январе 1993 года. Все Cheetah C поступили на вооружение 2-й эскадрильи , которая также дислоцировалась на авиабазе Луи Тришардт. [ 15 ] Этот тип продолжал использоваться в мирное время после апартеида , но в течение двух десятилетий становился все более устаревшим по сравнению с международными истребителями. В конце концов, в 2000-х годах Cheetah был выведен из эксплуатации SAAF в пользу недавно закупленного шведского Saab JAS-39 Gripens , который пришел на смену Cheetah в качестве основного скоростного реактивного истребителя ВВС. [ 3 ] [ 16 ]
Списанные Cheetah обычно хранили, а не отправляли на слом, и в 2003 году в Южной Африке начали появляться покупатели на эти излишки самолетов. [ 17 ] Соответственно, Cheetah экспортировался различным заказчикам. В Южной Америке этот Эквадор . тип решил приобрести [ 18 ] В конце 2017 года было объявлено, что компания частная Draken International заключила сделку с Denel Aviation на закупку большей части парка бывших SAAF; Сообщается, что компания намеревалась использовать Cheetah в качестве самолета-агрессора для различных услуг по боевой подготовке для клиентов в Соединенных Штатах . [ 3 ] [ 19 ]
Варианты
[ редактировать ]Гепард С
[ редактировать ]Cheetah C был последней разработкой в серии Cheetah и единственным истребителем, состоявшим на вооружении SAAF, пока в 2008 году его не заменил построенный Швеции в Saab JAS 39 Gripen . [ 15 ] В дополнение к описанным выше модернизациям, Cheetah C включал в себя более совершенный комплекс авионики и навигации, а также улучшенный импульсно-допплеровский многорежимный радар (ELTA). Самолет также был оснащен каналом передачи данных и обновленными версиями нашлемного прицела, HUD и улучшенными органами управления HOTAS . [ нужна ссылка ]
Другие улучшения включали установку цельного лобового стекла вместо предыдущей трехсекционной версии, переработанный зонд для дозаправки в воздухе с меньшим количеством внешних трубопроводов, новую ходовую часть и подвеску, удаление ограждений крыла, Atar. Двигатель 9К50 и новая носовая часть с более сложной электроникой и радаром. [ 20 ]
Как и Cheetah D, Cheetah C был способен доставлять высокоточные боеприпасы (PGM), начиная от бомб с лазерным наведением (LGB) и заканчивая оружием с GPS-наведением и бомбами с ТВ-наведением. Он также имел возможность использовать дистанционное вооружение класса «воздух-земля», такое как MUPSOW и TORGOS. Кроме того, он мог нести широкий спектр вооружений класса «воздух-воздух», включая ракету V4 R-Darter с радиолокационным наведением и ракету A-Darter с инфракрасным (ИК) наведением . [ нужна ссылка ]
Гепард Д
[ редактировать ]Cheetah D был единственным двухместным вариантом и в основном использовался в качестве учебно-тренировочного самолета для пилотов, переоборудованных в Cheetah C. Он также имел возможность вторичной атаки, включая возможность доставки PGM. В рамках проекта -получателя 10 самолетов Cheetah D были модернизированы на Atar 09K50C-11, заменив их оригинальные двигатели Atar 09C. После модификации двигателя оставшиеся самолеты получили модернизацию авионики, чтобы привести их к тому же стандарту, что и Cheetah C. Первоначальное трехсекционное лобовое стекло также было заменено цельной версией с запахом. [ нужна ссылка ]

Cheetah D No.845 базировался в Центре испытательных полетов и разработок (TFDC) в качестве самолета для испытаний систем и использовался при разработке противостоящего оружия Denel Dynamics MUPSOW. Денел использовал для тестирования два Cheetah D (844 и 847). Первый был стандартным самолетом Denel для испытаний систем, а второй использовался при оценке двигателя SMR-95, разработки советского самолета Климов РД -33 . [ 21 ] Прирост характеристик, обеспечиваемый российским двигателем, был впечатляющим, но сочетание сокращения бюджета и проблем с центром тяжести самолета привело к закрытию программы. [ нужна ссылка ]
первые Saab JAS-39D Gripen Эти самолеты были выведены из эксплуатации в 2008 году, когда в ВВС SAAF начали поставляться .
Гепард Е
[ редактировать ]
Одноместный Cheetah E был разработан как временный истребитель для использования в период до того, как Cheetah Cs поступил на вооружение. Он был оснащен сравнительно простым комплексом авионики и радаром и сохранил двигатель Atar 9C-3. Его типичной задачей была роль резервного перехватчика, при этом как минимум два самолета, вооруженные двумя ракетами V3B (позже V3C), должны были находиться в состоянии постоянной боевой готовности в случае нападения с севера. [ нужна ссылка ]
Все самолеты были переданы на хранение, последний экземпляр (№842) был окрашен в нестандартную схему камуфляжа и использовался для испытаний систем. № 842 в настоящее время находится в музее SAAF и хранится на авиабазе Сварткоп . В 2003 году Чили приобрела пять законсервированных самолетов (номера 819, 820, 827, 832 и 833) и выразила желание приобрести еще семь самолетов (номера 822, 823, 825, 828, 829, 831 и 834) при условии соблюдения соглашение о подходящей цене покупки. ВВС Чили (FACh) использовали планеры Cheetah E в качестве источника запчастей для своих аналогичных самолетов ENAER Pantera , пока эти самолеты не были сняты с вооружения в конце 2006 года. [ 22 ]
Гепард Р
[ редактировать ]Cheetah R представлял собой технико-экономическое обоснование расширения программы модернизации Cheetah, включающее специальную разведывательную модель. [ нужна ссылка ] В качестве планера для модернизации был выбран Mirage IIIR2Z (855) с двигателем Atar 9K50. Помимо модернизации планера, 855 получил новую конструкцию носовой части и тот же радар, что и на Cheetah E, были удалены сдвоенные 30-мм пушки DEFA, и это был единственный тип Cheetah, не получивший зонд для дозаправки в воздухе. В SAAF решили не продолжать программу Cheetah R, и самолет 855 был передан в состав Atlas Advanced Combat Wing (ACW), где он использовался в качестве самолета для испытаний и разработки. Было решено, что вместо разработки специального разведывательного корпуса на варианте Cheetah C будет использоваться разведывательный модуль Vinten Vicon 18 Series 610 для обеспечения разведывательных возможностей. [ 20 ]
Операторы
[ редактировать ]
- Denel Aviation . По состоянию на октябрь 2012 года государственное предприятие использует два Cheetah D в качестве испытательных стендов системы. Они базируются на объектах Denel Aviation в международном аэропорту О.Р. Тамбо .
- Draken International - В декабре 2017 года было объявлено, что компания купит и будет эксплуатировать 12 самолетов Cheetah бывших ВВС ЮАР в качестве противоборствующих самолетов для обучения военных пилотов. [ 23 ]
Бывшие операторы
- Чилийские ВВС . В 2003 году Чили приобрела пять законсервированных самолетов Cheetah Es SAAF в качестве источника запчастей для аналогичного ENAER Pantera . Чили вывела из эксплуатации свою последнюю Pantera (и закрыла Grupo 4) в 2007 году после вывода из эксплуатации последнего Mirage Elkan в 2006 году. [ 24 ]
- Эквадорские ВВС - приостановлены и окончательно выведены из эксплуатации из-за прекращения производства и отсутствия запасных частей. [ 25 ]
- ВВС Южной Африки - поступили на службу в 1986 году и уволились с действительной службы в 2008 году.
- 2-я эскадрилья Cheetah C и D
- 5-я эскадрилья Гепард E
- 89 Школа боевых полетов Cheetah D
- Центр испытательных полетов и разработок Two Cheetah D
Технические характеристики (Гепард C)
[ редактировать ]
Данные Aerospaceweb.org — Музей самолетов. [ 26 ]
Общие характеристики
- Длина: 15,55 м (51 фут 0 дюймов)
- Размах крыльев: 8,22 м (27 футов 0 дюймов)
- Высота: 4,5 м (14 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 35 м 2 (380 кв. футов)
- Площадь утки: 1,66 м 2 (17,9 кв. футов)
- Профиль : 3,5% [ 27 ]
- Вес пустого: 6600 кг (14551 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 13700 кг (30203 фунта)
- Силовая установка: 1 двигатель Snecma Atar 9K50C-11 турбореактивный с форсажной камерой , тяга 49,2 кН (11 100 фунтов силы) всухую, 70,6 кН (15 900 фунтов силы) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 2350 км/ч (1460 миль в час, 1270 узлов) / M2,2 на большой высоте.
- 1390 км / ч (860 миль в час; 750 узлов) на уровне моря
- Дальность: 1300 км (810 миль, 700 миль)
- Перегоночная дальность: 2600 км (1600 миль, 1400 морских миль)
- Практический потолок: 17 000 м (56 000 футов)
- Скорость набора высоты: 233,5 м/с (45 960 футов/мин).
- Нагрузка на крыло: 250 кг/м 2 (51 фунт/кв. фут)
Вооружение
- Орудия: 2 × 30-мм (1,18 дюйма) пушки DEFA 552 с боекомплектом по 125 снарядов на ствол.
- Ракеты: 4 ракетные блоки Matra с 18 ракетами SNEB 68 мм в каждой, ИЛИ 2 сбрасываемых бака/ракетного ранца Matra JL-100 , каждая с 19 ракетами SNEB 68 мм и 250 литров (66 галлонов США) топлива.
- Ракеты: 2 ЗРК -3 Python , V4 R-Darter (ракета BVR) , A-Darter , ракеты V3S и/или Matra R530 .
- Бомбы: 8800 фунтов (4000 кг) полезной нагрузки на пяти внешних узлах подвески , включая 250-килограммовые бомбы с лазерным наведением (LGB), бомбы с GPS -наведением, 250-килограммовые «разгонные» бомбы, различные неуправляемые «железные» бомбы, разведывательные капсулы или Падение танков
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Dassault Mirage III и Mirage 5/Nesher на вооружении Израиля» . АКИГ. 2003. Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 9 июля 2013 г.
- ^ "Истребители Cheetah бывших ВВС ЮАР прибывают в Эквадор". Архивировано 2 апреля 2012 г. на сайте Wayback Machine AmericasForum.com, 20 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бекхузен, Роберт. «Гепард был достаточно хорошим истребителем Южной Африки». warisboring.com , 14 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Гельденхейс, Деон (1990). Изолированные государства: сравнительный анализ . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 510 . ISBN 978-0521283267 .
- ^ Оливье, Даррен (14 ноября 2016 г.). «Проект Карвер выходит из тени» . Рандбург: Обзор обороны Африки. Архивировано из оригинала 12 декабря 2016 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Многоцелевой истребитель Атлас Гепард» . Military-Today.com. Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 20 декабря 2008 г.
- ^ «Python 3 на вооружении Южной Африки». Flight International , 29 ноября 1995 г.
- ^ Голаны 2016, с. 374.
- ^ Лорд 2008, стр. 217, 291.
- ^ Шенель, Либер и Моро, 2014, стр. 128-131.
- ^ Шенель, Либер и Моро, 2014, стр. 128, 130.
- ^ Спарк, капитан Колин (2007). Дю Туа, майор СП (ред.). «Самолет Гепард» (PDF) . Журнал «Астра» . 27 (2): 10. Архивировано из оригинала (PDF) 4 сентября 2012 года . Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ Лорд 2008, с. 217.
- ^ Лорд 2008, с. 235.
- ^ Jump up to: а б Шенель, Либер и Моро, 2014 г., с. 131
- ^ «Строительство нации». Flight International , 14 сентября 2004 г.
- ^ «Южноафриканцы выбросили старые самолеты». Flight International , 19 июня 2003 г.
- ^ Хойл, Крейг. «Эквадор подписал контракт с 12 бывшими южноафриканскими гепардами». Flight International , 13 декабря 2010 г.
- ^ Покок, Крис. «Воздушные подрядчики противника все еще расширяются и ожидают». AIN Online , 4 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Шенель, Либер и Моро, 2014 г., с. 130
- ^ «Модернизация южноафриканских истребителей». Flight International , 18 июня 2001 г.
- ^ «ВВС — АВИАЦИЯ — ГЕПАРД Э» . saairforce.co.za . Проверено 20 декабря 2008 г.
- ^ Тревитик, Джозеф. «Дракен подобрал дюжину южноафриканских гепардов, чтобы подражать противникам четвертого поколения». thedrive.com , 13 декабря 2017 г.
- ^ «Чили: ВВС выведут из эксплуатации весь свой парк самолетов «Мираж»» .
- ^ «Эквадор окончательно прекращает охоту на гепардов» (на испанском языке). 26 июля 2024 г. Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ «Aerospaceweb.org — Музей самолетов» . Aerospaceweb.org . Проверено 20 декабря 2008 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бреффорт, Доминик; Жуино, Андре (2004). Mirage III, 5, 50 и их производные с 1955 по 2000 год . Самолеты и пилоты 6. Histoire et Collections, Париж. ISBN 2-913903-92-4 .
- Шенель Б., Либер М. и Моро Э. Мираж III/5/50 на службе за границей . Hameau Les Farges, Франция: LELA Presse, 2014. ISBN 978-2-914-017763
- Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. ISBN 1-904687-84-9 .
- Голан, Джон В. «Лави: Соединенные Штаты, Израиль и противоречивый истребитель». Университет Небраски Пресс , 2016. ISBN 1-612347-22-3
- Лорд, Дик «Вламгат: История Миража F1 в ВВС Южной Африки». Издательство 30 ° South, 2008. ISBN 1-920143-36-Х
- Перес Сан Эметерио, Карлос (1978). Мираж. Мираж техники и политики . Армас 30 (на испанском языке). Редакция Сан-Мартин, Мадрид. ISBN 84-7140-158-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]