Jump to content

Атлас Гепард

Гепард
Африки ВВС Южной Гепард
Роль Истребительная авиация
Национальное происхождение ЮАР
Производитель Авиационная корпорация Атлас
Введение 1986
Статус Активно сотрудничает с частными компаниями
Основные пользователи Южноафриканские ВВС (исторический)
Чилийские ВВС (исторический)
Эквадорские ВВС (исторический)
Количество построенных 38 (Ц), 16 (Г), 16 (Е)
Разработано на основе Дассо Мираж III
ИАИ Нешер
ИАИ Кфир [ 1 ]

Atlas Cheetah — южноафриканский истребитель, разработанный и производимый авиационной компанией Atlas Aircraft Corporation (позже Denel Aeronautics ). Он был разработан по заказу ВВС ЮАР (SAAF) и в основном эксплуатировался ими.

Cheetah был разработан во время пограничной войны 1980-х годов как крупная модернизация построенного во Франции парка самолетов Dassault Mirage III , эксплуатируемых ВВС США. В программе интегрированы технологии в Израиле построенного самолета IAI Kfir . [ 2 ] который был создан на основе Mirage 5 / IAI Nesher . Программа модернизации, известная как Project Cushion , включала три варианта; двухместный Cheetah D , одноместный Cheetah E и одноместный Cheetah C. этой службы Все три модели были приняты в состав ВВС США и какое-то время функционировали как наиболее мощные истребители и ударные самолеты . В качестве прототипа был построен одноместный Cheetah R , предназначенный для воздушной разведки , но этот вариант так и не поступил на вооружение.

В 1992 году модель Cheetah E была снята с вооружения SAAF; И Cheetah Cs, и Cheetah Ds были сняты с производства в апреле 2008 года, и их заменил построенный в Швеции Saab Gripen . После вывода из эксплуатации SAAF ограниченное количество самолетов все еще эксплуатировалось в Южной Африке в качестве летных испытательных самолетов. Некоторые из них были экспортированы, например, в ВВС Эквадора (EAF) в качестве источника запасных частей. Частная компания Draken International намерена использовать Cheetah в качестве противоборствующего самолета для службы боевой подготовки в США.

Разработка

[ редактировать ]
Кабина авиасимулятора Cheetah D

Программа Atlas Cheetah возникла в 1980-х годах из-за потребности Южной Африки в более мощных истребителях и ударных самолетах. В то время ВВС ЮАР (SAAF) столкнулись с необходимостью иметь более совершенные самолеты, чтобы получить преимущество над все более совершенными самолетами советской постройки, такими как МиГ-23 , которые поставлялись как в Анголу, так и в Анголу. и кубинские войска. Эти самолеты использовались против собственных вооруженных сил Южной Африки во время длительного конфликта, известного как Пограничная война . [ 3 ] Кроме того, необходимо было решить проблему растущей стоимости технического обслуживания из-за международных санкций и увеличения возраста существующих самолетов на вооружении SAAF. В результате эмбарго на поставки оружия , введенного в то время в соответствии с Резолюцией 418 Совета Безопасности ООН , Южная Африка не могла закупать новые самолеты практически в любой другой стране мира; соответственно, модернизация существующих самолетов стала единственным доступным вариантом. [ 3 ] [ 4 ]

Участвующие компании

[ редактировать ]

К 1980-м годам авиационная промышленность Южной Африки достигла уровня технических возможностей, позволяющего провести масштабную и сложную модернизацию. Эти факторы способствовали принятию SAAF решения санкционировать обширную программу модернизации с участием одного из существующих типов, находящихся на вооружении. Кроме того, примерно в то же время была начата разработка усовершенствованного истребителя собственной разработки, известного как Atlas Carver . [ 5 ]

В 1980-е годы парк быстрых реактивных самолетов ВВС США состоял из нескольких вариантов (AZ/CZ) французского производства самолетов Dassault Mirage III (EZ/CZ/BZ/DZ/D2Z/RZ/R2Z) и Mirage F1 . Хотя Mirage F1 считался самым современным типом самолетов в парке, поставки которого начались в 1977 году, этот тип составлял основной элемент противовоздушной обороны и ударного флота Южной Африки. Отзыв Mirage F1 для проведения обширной модернизации потребовал бы открытия серьезной бреши в противовоздушной обороне и ударных возможностях этой страны, что высокопоставленные представители SAAF сочли неприемлемым. [ 3 ]

Кроме того, в Mirage III можно было интегрировать различные функции из родственных, уже существовавших модернизаций, которые были сделаны для аналогичных самолетов, таких как линия Mirage 5 / IAI Nesher / IAI Kfir и проект Mirage 3NG , причем последний основан на Мираж III. Следовательно, флот Mirage III SAAF был выбран в качестве получателя этой программы модернизации, которая первоначально называлась Project Cushion . [ нужна ссылка ]

Работу выполнила компания Atlas Aviation (ранее Atlas Aircraft Corporation и позднее Denel Aviation ). Atlas также смогла приобрести квалифицированных технических специалистов с соответствующими знаниями в Израиле после отмены проекта передового израильского истребителя, известного как IAI Lavi . [ 4 ] До реализации программы Израиль уже зарекомендовал себя как источник военных технологий для Южной Африки, что подтверждается Соглашением между Израилем и Южной Африкой . Обе страны заключили множество договоренностей, в частности, касающихся флота Mirage III СААФ, включая закупку запасных частей Израилем и внедрение израильских советников в подразделения СААФ. [ нужна ссылка ] По данным некоторых авиационных изданий, [ 6 ] иностранная авиационная компания Israel Aircraft Industries участвовала, по крайней мере, на начальных этапах модернизации, и что некоторые компоненты были поставлены непосредственно из Израиля. Сами IAI признали свое участие в совместной разработке смежных проектов, таких как программа разработки активных радиолокационных станций. [ 7 ] По данным ACIG, в общей сложности пять истребителей IAI Nesher могли быть приобретены у ВВС Израиля для испытаний Cheetah, а затем включены в существующий парк. [ 1 ] По словам автора авиации Джона В. Голана, потенциально большое количество IAI Kfirs могло быть предоставлено Южной Африке для этой программы. [ 8 ]

Подробности

[ редактировать ]

Модернизация заключалась в полной реконструкции планера до нулевого налета; По сообщениям Atlas, для достижения этой цели было заменено примерно 50% исходного планера. [ нужна ссылка ] Аэродинамические изменения включали установку неподвижных передних крыльев сразу за воздухозаборниками двигателя, модели Cheetah D & E были оснащены немного меньшими (70%) утками, чем у Cheetah C и IAI Kfir. [ 3 ] Другие изменения планера включали два дополнительных пилона хранения у корней крыла , зонд для дозаправки в воздухе , новые катапультные сиденья основного крыла , новый лонжерон вместе с новой «ниспадающей» передней кромкой и зубчатым вырезом на каждом крыле, современные элевоны , управляемые двойная компьютерная система управления полетом и носовая часть самолета для улучшения характеристик Cheetah при большом угле атаки (AoA). [ нужна ссылка ] Сообщается, что Cheetah мог нести в три раза больше боеприпасов (с точки зрения веса), чем Mirage III, обладая при этом превосходной маневренностью. [ 3 ] Однако, по словам автора авиации Дика Лорда , Mirage F1 по-прежнему демонстрирует превосходные характеристики в таких областях, как топливная экономичность, простота управления и дальность полета. [ 9 ]

Что касается электроники и систем, Cheetah был оснащен новой авионикой , радиолокационной станцией, комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и самозащиты . [ 10 ] Поскольку многие из них располагались внутри носа, это потребовало его удлинения, чтобы обеспечить больше внутреннего пространства. Комплекс РЭБ включал в себя систему предупреждения о приближении ракет и приемники радиолокационных предупреждений , а систему самозащиты самолета, состоящую из электронных постановщиков помех и соломы / факельных ракет автоматически активируемых дозаторов сложные приборы кабины . . В кабине также были установлены нашлемный прицел (HMS) и увеличенный проекционный дисплей (HUD), а также другие [ нужна ссылка ] Модернизация включала установку новой мощной импульсно-доплеровской радиолокационной системы. Хотя и Cheetah D, и Cheetah E по-прежнему оснащались двигателем SNECMA Atar 9C турбореактивным , Cheetah C использовал более мощный Atar 9K50. [ 11 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Гепард пролетает над авианосцем Форрест Шерман в Столовой бухте

16 июля 1986 года был публично представлен первый Cheetah D, хотя несколько Cheetah D уже поступили на вооружение 89-й боевой летной школы на авиабазе Петербург. В 1987 году Cheetah D был объявлен на вооружении SAAF. Вторым и третьим самолетами, которые должны были быть доставлены в Атлас, были Mirage IIIEZ, после их преобразования в конфигурацию Cheetah E эти самолеты поступили на вооружение 5-й эскадрильи на авиабазе Луи Тришардт . [ 12 ] [ 13 ] Первые опыты с Cheetah показали, что успешно выполнить дозаправку в воздухе было значительно сложнее , чем с парком Mirage F1. [ 14 ] Хотя этот тип был разработан в ответ на растущее давление Пограничной войны , нет никаких доказательств того, что какие-либо «Гепарды» любого варианта действительно проводили наступательные операции в последние годы конфликта. [ 3 ]

К 1991 году, когда конверсионные линии Cheetah D и E закрылись, в эксплуатации находилось по 16 машин каждого типа. В том же году началось производство Cheetah C, первый такой самолет был выпущен в январе 1993 года. Все Cheetah C поступили на вооружение 2-й эскадрильи , которая также дислоцировалась на авиабазе Луи Тришардт. [ 15 ] Этот тип продолжал использоваться в мирное время после апартеида , но в течение двух десятилетий становился все более устаревшим по сравнению с международными истребителями. В конце концов, в 2000-х годах Cheetah был выведен из эксплуатации SAAF в пользу недавно закупленного шведского Saab JAS-39 Gripens , который пришел на смену Cheetah в качестве основного скоростного реактивного истребителя ВВС. [ 3 ] [ 16 ]

Списанные Cheetah обычно хранили, а не отправляли на слом, и в 2003 году в Южной Африке начали появляться покупатели на эти излишки самолетов. [ 17 ] Соответственно, Cheetah экспортировался различным заказчикам. В Южной Америке этот Эквадор . тип решил приобрести [ 18 ] В конце 2017 года было объявлено, что компания частная Draken International заключила сделку с Denel Aviation на закупку большей части парка бывших SAAF; Сообщается, что компания намеревалась использовать Cheetah в качестве самолета-агрессора для различных услуг по боевой подготовке для клиентов в Соединенных Штатах . [ 3 ] [ 19 ]

Варианты

[ редактировать ]

Гепард С

[ редактировать ]

Cheetah C был последней разработкой в ​​серии Cheetah и единственным истребителем, состоявшим на вооружении SAAF, пока в 2008 году его не заменил построенный Швеции в Saab JAS 39 Gripen . [ 15 ] В дополнение к описанным выше модернизациям, Cheetah C включал в себя более совершенный комплекс авионики и навигации, а также улучшенный импульсно-допплеровский многорежимный радар (ELTA). Самолет также был оснащен каналом передачи данных и обновленными версиями нашлемного прицела, HUD и улучшенными органами управления HOTAS . [ нужна ссылка ]

Другие улучшения включали установку цельного лобового стекла вместо предыдущей трехсекционной версии, переработанный зонд для дозаправки в воздухе с меньшим количеством внешних трубопроводов, новую ходовую часть и подвеску, удаление ограждений крыла, Atar. Двигатель 9К50 и новая носовая часть с более сложной электроникой и радаром. [ 20 ]

Как и Cheetah D, Cheetah C был способен доставлять высокоточные боеприпасы (PGM), начиная от бомб с лазерным наведением (LGB) и заканчивая оружием с GPS-наведением и бомбами с ТВ-наведением. Он также имел возможность использовать дистанционное вооружение класса «воздух-земля», такое как MUPSOW и TORGOS. Кроме того, он мог нести широкий спектр вооружений класса «воздух-воздух», включая ракету V4 R-Darter с радиолокационным наведением и ракету A-Darter с инфракрасным (ИК) наведением . [ нужна ссылка ]

Гепард Д

[ редактировать ]

Cheetah D был единственным двухместным вариантом и в основном использовался в качестве учебно-тренировочного самолета для пилотов, переоборудованных в Cheetah C. Он также имел возможность вторичной атаки, включая возможность доставки PGM. В рамках проекта -получателя 10 самолетов Cheetah D были модернизированы на Atar 09K50C-11, заменив их оригинальные двигатели Atar 09C. После модификации двигателя оставшиеся самолеты получили модернизацию авионики, чтобы привести их к тому же стандарту, что и Cheetah C. Первоначальное трехсекционное лобовое стекло также было заменено цельной версией с запахом. [ нужна ссылка ]

Гепард E на статической выставке.

Cheetah D No.845 базировался в Центре испытательных полетов и разработок (TFDC) в качестве самолета для испытаний систем и использовался при разработке противостоящего оружия Denel Dynamics MUPSOW. Денел использовал для тестирования два Cheetah D (844 и 847). Первый был стандартным самолетом Denel для испытаний систем, а второй использовался при оценке двигателя SMR-95, разработки советского самолета Климов РД -33 . [ 21 ] Прирост характеристик, обеспечиваемый российским двигателем, был впечатляющим, но сочетание сокращения бюджета и проблем с центром тяжести самолета привело к закрытию программы. [ нужна ссылка ]

первые Saab JAS-39D Gripen Эти самолеты были выведены из эксплуатации в 2008 году, когда в ВВС SAAF начали поставляться .

Гепард Е

[ редактировать ]
Гепард E в музее SAAF, Сварткоп , Претория.

Одноместный Cheetah E был разработан как временный истребитель для использования в период до того, как Cheetah Cs поступил на вооружение. Он был оснащен сравнительно простым комплексом авионики и радаром и сохранил двигатель Atar 9C-3. Его типичной задачей была роль резервного перехватчика, при этом как минимум два самолета, вооруженные двумя ракетами V3B (позже V3C), должны были находиться в состоянии постоянной боевой готовности в случае нападения с севера. [ нужна ссылка ]

Все самолеты были переданы на хранение, последний экземпляр (№842) был окрашен в нестандартную схему камуфляжа и использовался для испытаний систем. № 842 в настоящее время находится в музее SAAF и хранится на авиабазе Сварткоп . В 2003 году Чили приобрела пять законсервированных самолетов (номера 819, 820, 827, 832 и 833) и выразила желание приобрести еще семь самолетов (номера 822, 823, 825, 828, 829, 831 и 834) при условии соблюдения соглашение о подходящей цене покупки. ВВС Чили (FACh) использовали планеры Cheetah E в качестве источника запчастей для своих аналогичных самолетов ENAER Pantera , пока эти самолеты не были сняты с вооружения в конце 2006 года. [ 22 ]

Гепард Р

[ редактировать ]

Cheetah R представлял собой технико-экономическое обоснование расширения программы модернизации Cheetah, включающее специальную разведывательную модель. [ нужна ссылка ] В качестве планера для модернизации был выбран Mirage IIIR2Z (855) с двигателем Atar 9K50. Помимо модернизации планера, 855 получил новую конструкцию носовой части и тот же радар, что и на Cheetah E, были удалены сдвоенные 30-мм пушки DEFA, и это был единственный тип Cheetah, не получивший зонд для дозаправки в воздухе. В SAAF решили не продолжать программу Cheetah R, и самолет 855 был передан в состав Atlas Advanced Combat Wing (ACW), где он использовался в качестве самолета для испытаний и разработки. Было решено, что вместо разработки специального разведывательного корпуса на варианте Cheetah C будет использоваться разведывательный модуль Vinten Vicon 18 Series 610 для обеспечения разведывательных возможностей. [ 20 ]

Операторы

[ редактировать ]
Карта с операторами Cheetah синим цветом
 ЮАР
 Соединенные Штаты

Бывшие операторы

 Чили
  • Чилийские ВВС . В 2003 году Чили приобрела пять законсервированных самолетов Cheetah Es SAAF в качестве источника запчастей для аналогичного ENAER Pantera . Чили вывела из эксплуатации свою последнюю Pantera (и закрыла Grupo 4) в 2007 году после вывода из эксплуатации последнего Mirage Elkan в 2006 году. [ 24 ]
 Эквадор
  • Эквадорские ВВС - приостановлены и окончательно выведены из эксплуатации из-за прекращения производства и отсутствия запасных частей. [ 25 ]
 ЮАР

Технические характеристики (Гепард C)

[ редактировать ]
Рисунок гепарда Атласа
A drawing of the Atlas Cheetah

Данные Aerospaceweb.org — Музей самолетов. [ 26 ]

Общие характеристики

  • Длина: 15,55 м (51 фут 0 дюймов)
  • Размах крыльев: 8,22 м (27 футов 0 дюймов)
  • Высота: 4,5 м (14 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 35 м 2 (380 кв. футов)
  • Площадь утки: 1,66 м 2 (17,9 кв. футов)
  • Профиль : 3,5% [ 27 ]
  • Вес пустого: 6600 кг (14551 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 13700 кг (30203 фунта)
  • Силовая установка: 1 двигатель Snecma Atar 9K50C-11 турбореактивный с форсажной камерой , тяга 49,2 кН ​​(11 100 фунтов силы) всухую, 70,6 кН (15 900 фунтов силы) с форсажной камерой

Производительность

  • Максимальная скорость: 2350 км/ч (1460 миль в час, 1270 узлов) / M2,2 на большой высоте.
1390 км / ч (860 миль в час; 750 узлов) на уровне моря
  • Дальность: 1300 км (810 миль, 700 миль)
  • Перегоночная дальность: 2600 км (1600 миль, 1400 морских миль)
  • Практический потолок: 17 000 м (56 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 233,5 м/с (45 960 футов/мин).
  • Нагрузка на крыло: 250 кг/м 2 (51 фунт/кв. фут)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б «Dassault Mirage III и Mirage 5/Nesher на вооружении Израиля» . АКИГ. 2003. Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 9 июля 2013 г.
  2. ^ "Истребители Cheetah бывших ВВС ЮАР прибывают в Эквадор". Архивировано 2 апреля 2012 г. на сайте Wayback Machine AmericasForum.com, 20 апреля 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бекхузен, Роберт. «Гепард был достаточно хорошим истребителем Южной Африки». warisboring.com , 14 декабря 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б Гельденхейс, Деон (1990). Изолированные государства: сравнительный анализ . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 510 . ISBN  978-0521283267 .
  5. ^ Оливье, Даррен (14 ноября 2016 г.). «Проект Карвер выходит из тени» . Рандбург: Обзор обороны Африки. Архивировано из оригинала 12 декабря 2016 года . Проверено 25 января 2017 г.
  6. ^ «Многоцелевой истребитель Атлас Гепард» . Military-Today.com. Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 20 декабря 2008 г.
  7. ^ «Python 3 на вооружении Южной Африки». Flight International , 29 ноября 1995 г.
  8. ^ Голаны 2016, с. 374.
  9. ^ Лорд 2008, стр. 217, 291.
  10. ^ Шенель, Либер и Моро, 2014, стр. 128-131.
  11. ^ Шенель, Либер и Моро, 2014, стр. 128, 130.
  12. ^ Спарк, капитан Колин (2007). Дю Туа, майор СП (ред.). «Самолет Гепард» (PDF) . Журнал «Астра» . 27 (2): 10. Архивировано из оригинала (PDF) 4 сентября 2012 года . Проверено 12 апреля 2014 г.
  13. ^ Лорд 2008, с. 217.
  14. ^ Лорд 2008, с. 235.
  15. ^ Jump up to: а б Шенель, Либер и Моро, 2014 г., с. 131
  16. ^ «Строительство нации». Flight International , 14 сентября 2004 г.
  17. ^ «Южноафриканцы выбросили старые самолеты». Flight International , 19 июня 2003 г.
  18. ^ Хойл, Крейг. «Эквадор подписал контракт с 12 бывшими южноафриканскими гепардами». Flight International , 13 декабря 2010 г.
  19. ^ Покок, Крис. «Воздушные подрядчики противника все еще расширяются и ожидают». AIN Online , 4 января 2018 г.
  20. ^ Jump up to: а б Шенель, Либер и Моро, 2014 г., с. 130
  21. ^ «Модернизация южноафриканских истребителей». Flight International , 18 июня 2001 г.
  22. ^ «ВВС — АВИАЦИЯ — ГЕПАРД Э» . saairforce.co.za . Проверено 20 декабря 2008 г.
  23. ^ Тревитик, Джозеф. «Дракен подобрал дюжину южноафриканских гепардов, чтобы подражать противникам четвертого поколения». thedrive.com , 13 декабря 2017 г.
  24. ^ «Чили: ВВС выведут из эксплуатации весь свой парк самолетов «Мираж»» .
  25. ^ «Эквадор окончательно прекращает охоту на гепардов» (на испанском языке). 26 июля 2024 г. Проверено 20 августа 2024 г.
  26. ^ «Aerospaceweb.org — Музей самолетов» . Aerospaceweb.org . Проверено 20 декабря 2008 г.
  27. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бреффорт, Доминик; Жуино, Андре (2004). Mirage III, 5, 50 и их производные с 1955 по 2000 год . Самолеты и пилоты 6. Histoire et Collections, Париж. ISBN  2-913903-92-4 .
  • Шенель Б., Либер М. и Моро Э. Мираж III/5/50 на службе за границей . Hameau Les Farges, Франция: LELA Presse, 2014. ISBN   978-2-914-017763
  • Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. ISBN  1-904687-84-9 .
  • Голан, Джон В. «Лави: Соединенные Штаты, Израиль и противоречивый истребитель». Университет Небраски Пресс , 2016. ISBN   1-612347-22-3
  • Лорд, Дик «Вламгат: История Миража F1 в ВВС Южной Африки». Издательство 30 ° South, 2008. ISBN   1-920143-36-Х
  • Перес Сан Эметерио, Карлос (1978). Мираж. Мираж техники и политики . Армас 30 (на испанском языке). Редакция Сан-Мартин, Мадрид. ISBN  84-7140-158-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed6c6924336481175b01e93b36bc8a8e__1714930140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/8e/ed6c6924336481175b01e93b36bc8a8e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atlas Cheetah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)